«Ярмарка тщеславия». Отрывок из романа Уильяма Теккерея

Праздник, который всегда. Книга 2 капитана. Это было еще черно-белое немое кино. Ярмарка тщеславия нет лучших сатир, чем письма Клятвы, любовь, обещания, признания, благодарность - как забавно читать все это спустя некоторое время. Разработка и создание сайта Mozgunov. Цитаты ярмарка тщеславия. Я имею честь рекомендовать мисс Эмилию Седли ее родителям в качестве молодой особы, вполне достойной Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение.

Особенно когда автор, и сам персонаж, постоянно напоминают о её бедном положении сиротки, работающей гувернанткой. Произведение, снискавшее литератору всемирную славу и ставшее определяющим во всем его творчестве, изначально задумывалось буквально как "мыльная опера" - Теккерей очень обобщенно определил план повествования с тем, чтобы роман модно было растянуть на столько журнальных номеров, сколько "Панч" будет готов ему выделить - при случае повествование прерывалось с легкостью.

Тот, кто хотя бы однажды сорвал этот прекрасный цветок и хотя бы в течение часа носил его. Теккерей, живший в 19 веке. Салтыков-Щедрин, который нередко употреблял его в своих работах. Красивые фразы, прикольные высказывания В шестидесятые годы девятнадцатого столетия зародилось в России движение среди молодых. Цитаты эрих фромм. Ярмарка тщеславия - Цитаты и афоризмы о любви и жизни.

Нахмурьтесь - и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим веселым, милым товарищем. Александр Арну Искренность исповедующегося небескорыстна.

Мисс Шарп, всего вам хорошего. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди. Ей не хотелось ничего ему давать, но хотелось, чтобы он отдавал. По популярности По новизне. Когда гуляешь на одной и той же ярмарке и видишь одни и те же лица, тебе хочется уже оттуда сбежать и плевать на главное представление, лишь бы перестать видеть эту огромную мишуру, скрывающую пустые лица.

Так в России в 19 веке он переиздавался 3 раза. Кстати, это общее правило: По отношении к Эмилии я также не могу выразить каких-либо тёплых чувств.

About the author expert. Когда один человек чрезвычайно обязан другому, а потом с ним ссорится, то обыкновенное чувство порядочности заставляет его больше враждовать со своим бывшим другом и благодетелем, чем если бы это было совершенно постороннее лицо. У нее не было ничего, кроме привлекательной внешности, манер и хорошего образования. Книга н.в.шевченко скачать. Они в сенатах заседают, обществу служат. Сегодня наш последний с вами урок французского. Мы расстраиваемся, когда нас уличают, или при мысли о стыде и наказании; но само по себе чувство вины отравляет жизнь лишь очень немногим на Ярмарке тщеславия.

Вот за бугром бизнесмены. Farit 2 дня 5 часов 56 минут.

  • История турции
  • История 10-11 класс
  • Рассказ 8 часов утра
  • Цитаты картинки

У нее не было ничего, кроме привлекательной внешности, манер и хорошего образования. Обзор Рецензии и отзывы 8 Цитаты Написать рецензию. Сказка размерная сетка. Никогда не обнаруживайте чувств, которые могут поставить вас в тягостное положение, и не давайте никаких обещаний, которые вы в нужную минуту не могли бы взять обратно. Разве в жизни всякого из нас не встречаются коротенькие главы, кажущиеся сущим пустяком, но воздействующие на весь дальнейший ход событий?

Ярмарка тщеславия Если вас постоянно томят предчувствия, то некоторые из них обязательно сбудутся, будьте уверены.

Тот, кто хотя бы однажды сорвал этот прекрасный цветок и хотя бы в течение часа носил его. Я имею честь рекомендовать мисс Эмилию Седли ее родителям в качестве молодой особы, вполне достойной Is it fair That we live this way? Немало этому способствовал знаменитый русский писатель М. Кому не приходилось видеть, как жена скрывает от всех скудоумие дурака-мужа или успокаивает ярость своего не в меру расходившегося повелителя?

Мисс Седли, Эмилия, дитя. Я очень богат, и они ждут от меня наследства; или: В начале романа истории этих друх ещё юных девушек переплетаются, ибо увертливая Ребекка гостит в доме почтенных и уважаемых родителей Эмилии Седли, отсрочивая свою поездку в дом графа на должность гувернантки. Цветов в пять утра? Полагаю, Джозефу там было очень одиноко. Со мной обращались хуже, чем с любой служанкой на кухне.

Нахмурьтесь - и он, в свою очередь, кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим веселым, милым товарищем. Цитаты ярмарка тщеславия. Книга а с пушкина дубровский. Этот самый Джордж Осборн в свою очередь огорчил меня своим эгоистичным нравом. Несмотря на то, студенчество Теккерея в этом учебном заведении продлилось всего год, он успел позаниматься изданием юмористического журнала "Сноб" - совершенно очевидно, что именно тогда и было положено начало его всестороннему изучению как вопроса о снобах, так и нравов общества в целом.

Мечтают ли андроиды об электр Однако крылатым, по мнению исследователей, выражение сделал другой англичанин - писатель У. Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено. Роман Теккерея неоднократно ставили в театре, экранизировали. Закажите тираж этого издания с логотипом вашей компании в подарок партнерам, клиентам или сотрудникам.

Обзор Рецензии и отзывы 18 Цитаты Написать рецензию. Теккерею громкую славу и ставший шедевром мировой литературы. Вне всякого сомнения, сестрица В году вышла "Книга ирландских зарисовок".

Её ближайшая подруга, добрая и скромная Эмилия Седли, влюблена в эгоистичного Джорджа Осборна и мечтает стать его женой.

* На Ярмарке Тщеславия титул и карета четверней - игрушки более драгоценные, чем счастье.

* Преуспевают в жизни и другие - шарлатаны и дураки, и вот для борьбы с такими-то людьми и для их обличения, несомненно, и создан Смех!

* Фартинг в день - семь шиллингов в год. Семь шиллингов в год - это проценты с семи гиней. Берегите фартинги, и к вам потекут гинеи.

* Любая женщина, если она не безнадежная горбунья, при благоприятных условиях сумеет женить на себе, кого захочет. Будем же благодарны, что эти милочки подобны зверям полевым и не сознают своей собственной силы, иначе нам не было бы никакого спасения!

* Весьма возможно, что болезненная робость была одним из следствий его непомерного тщеславия.

* Мир - это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение. Нахмурьтесь - и он в свою очередь кисло взглянет на вас; засмейтесь ему и вместе с ним - и он станет вашим веселым, милым товарищем; а потому пусть молодые люди выбирают, что им больше по вкусу.

* Что такое деньги по сравнению с душевными благами!

* Такова уж природа некоторых женщин. Одни из них созданы для интриг, другие для любви.

* Всякий интерес теряется, когда что-нибудь само дается тебе в руки.

* Таков обычный удел людей - не иметь ни одного истинного друга, если сам никого не любишь.

* Если бы люди заключали только благоразумные браки, какой урон это нанесло бы росту народонаселения на земле!

* Лучшие из женщин - лицемерки (я это слышал от своей бабушки). Мы и не знаем, как много они от нас скрывают; как они бдительны, когда кажутся нам простодушными и доверчивыми; как часто их ангельские улыбки, которые не стоят им никакого труда, оказываются просто-напросто ловушкой, чтобы подольститься к человеку, обойти его или обезоружить. Кому не приходилось видеть, как жена скрывает от всех скудоумие дурака-мужа или успокаивает ярость своего не в меру расходившегося повелителя? Мы принимаем это любезное нам рабство как нечто должное и восхваляем за него женщину; мы называем это прелестное лицемерие правдой.

* В балаганах Ярмарки Тщеславия люди редко ощущают отсутствие того или другого из своей среды.

* Как возможна откровенность там, где нет сочувствия? Кто захочет излить душу перед теми, кто его не поймет?

* Когда один человек чрезвычайно обязан другому, а потом с ним ссорится, то обыкновенное чувство порядочности заставляет его больше враждовать со своим бывшим другом и благодетелем, чем если бы это было совершенно постороннее лицо.

* Эти достойные молодые девушки судили, несомненно, по собственному опыту, вернее, на основании собственных представлений о добре и зле.

* Eго бакенбарды возымели свое действие и начали обвиваться вокруг сердца мисс Суорц.

* В нашем обществе поклоняются чистогану.

* Капитан отпускал по адресу компаньонки шутки такого же деликатного свойства, как удар копытом его боевого коня.

* Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, - разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?

* Угрызения совести - наименее действенное из моральных чувств человека: если они и пробуждаются, подавить их легче всего, а некоторым они и вовсе не знакомы.

* Само по себе чувство вины отравляет жизнь лишь очень немногим на Ярмарке Тщеславия.

* Как часто люди гордятся такими качествами, которых другие не замечают в них!

* Bысоконравственное общество, возможно, ничего не имеет против порока, но не терпит, чтобы порок называли его настоящим именем.

* Истинно утонченная англичанка или американка никогда не позволит, чтобы ее целомудренного слуха коснулось слово «штаны». А между тем, сударыня, и то и другое каждодневно предстает нашим взорам, не особенно нас смущая. Если бы вы краснели всякий раз, как они появляются перед вами, какой был бы у вас цвет лица! Лишь когда произносятся их недостойные имена, ваша скромность считает нужным чувствовать себя оскорбленной и бить тревогу.

* Но в том-то и беда тех, кто хоть раз покривил душой! Когда одна небылица принимается за правду, приходится выдумывать другую, чтобы не подорвать доверия к выданным раньше векселям; и таким образом количество лжи, пущенной в обращение, неизбежно увеличивается, и опасность разоблачения растет с каждым днем.

* На Ярмарку Суєти є речі, які ми чу­дово й самі робимо, хоч ніколи не заводимо про них мови.

* Високоморальний світ не стільки бореться з людськими вадами, скільки не любить називати їх справжніми іменами.

* Вихована публіка не любить читати правдивого опису людських вад; вона не дозволить, щоб слово «штани» торкнулося її цнотливого слуху. А все ж, добродійко, і те й те існує на світі й щодня постає перед на­шими очами, не дуже бентежачи нас. Якби ви червоніли щоразу, коли бачите їх, то який би ви мали колір обличчя! Тільки як хтось вимовляє їхні бридкі назви, вашій скром­ності належить тривожитись або й ображатися.

* В тім-то й лихо, що коли починаєш кривити душею, то вже не можна спинитись. Коли одну вигадку беруть за правду, треба шукати іншу, щоб не підірвати довіри до попередніх векселів, тому кількість брехні, яку ви пускаєте в обіг, збільшується, і з кожним днем росте відсоток імо­вірності її викриття.

* I найслабкішій людині хочеться над кимось володарювати.

* Вона не хо­тіла виходити за нього заміж, але хотіла тримати біля себе. Не хотіла нічого давати йому, але хотіла, щоб він віддавав їй усе. В коханні часто укладають такі угоди.

18 июля 1811 года в индийской Калькутте в семье военного родился Уильям Мейкпис Теккерей . В родную Англию будущий писатель вернулся ещё совсем ребёнком после смерти отца, окончил одну из лондонских школ и поступил в Кембридж. Однако живой литературный опыт интересовал Теккерея больше скучных академических лекций, а потому в университете он пробыл всего год. И всё это время посвятил в основном написанию статей для студенческого юмористического журнала «Сноб», а также продолжал рисовать. Ещё в школе Теккерей открыл в себе художественные способности, которые в сочетании с юмористическим даром и наблюдательностью привели к тому, что все поля учебников и книг были изрисованы пародийными набросками и сатирическими портретами одноклассников и учителей. Позднее писатель успешно иллюстрировал чужие и, главное, свои собственные произведения, порой вставляя набросок в середину рукописи, когда выразить мысль в рисунке оказывалось быстрее и легче, чем словами.

Уильям Мейкпис Теккерей. 1855 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Jesse Harrison Whitehurst

Обидная неудача постигла Теккерея на начальном этапе карьеры иллюстратора: после внезапного самоубийства художника, работавшего над оформлением «Посмертных записок Пиквикского клуба», Чарльз Диккенс стал искать ему замену и объявил конкурс. Однако кандидатуру Теккерея, явившегося с папкой своих набросков, он отверг.

Рисовать Теккерей не бросил — по некоторым данным, существует около 2000 его рисунков, только в одном журнале «Панч» их было опубликовано 400 — однако известность ему принесли литературные произведения. Помимо романов, он писал поэмы и пародии под разными псевдонимами. Впервые настоящим именем Уильям Теккерей подписал роман «Ярмарка тщеславия», выходивший на страницах сатирического журнала «Панч» с января 1847 по июль 1848 года. Это произведение не было дебютом — ранее уже были опубликованы и «Записки сноба», которые популяризировали сам термин, и роман «Карьера Барри Линдона», в 1975 году экранизированный Стенли Кубриком .

Современники, не знакомые с Теккереем близко, считали его циником, способным лишь на едкую сатиру на страницах книг или в рисунках. Друзья же, напротив, знали писателя как человека благородного и доброго. Причиной неверного представления о характере могла стать скрытность Теккерея, который перипетии своей личной жизни предпочитал держать в тайне, скрывая и психическую болезнь жены, из-за которой он был вынужден взять на себя заботу о детях, и безответную влюблённость в супругу близкого друга.

«Ярмарка тщеславия» так и осталась главным произведением Теккерея. Отчасти потому, что именно на страницах этой книги автору удалось окончательно сформировать стиль и наиболее полно раскрыть интересующие его темы, отчасти потому, что «Ярмарка тщеславия» с момента публикации стояла особняком в ряду произведений современников Теккерея, создававших то, что нынче принято назвать британскими классическими романами. И дело не только в сатирической, обличающей и пессимистической интонации, но и в том, что, вопреки традиции, в рамках которой обязательным элементом реалистического романа в XIX веке было наличие однозначного положительного героя, безупречного человека чистой души, Теккерей оставляет «Ярмарку» без такого персонажа. В подзаголовке к роману он сам отметил — «роман без героя». И действительно, в этой истории невозможно отыскать целиком порядочных и благородных людей — все они в разной мере порочны и беспринципны, охотятся за положением в обществе и богатством, с лёгкостью предают и идут по головам. А за блеском высшего общества скрываются грязные семейные тайны, делёж наследства и браки по расчёту, о которые разбиваются в итоге даже самые искренние симпатии и чувства. АиФ.ru публикует фрагмент романа «Ярмарка тщеславия», в котором одна из главных действующих лиц Ребекка Шарп умело разыгрывает из себя наивную и невинную девушку, вводя в заблуждение всех окружающих.

«Ребекка была очень ласкова, очень нежна и растрогана. Она отозвалась с благодарной горячностью на участливое отношение к ней Бригс, призналась, что у неё есть тайная привязанность, восхитительная тайна. (Какая жалость, что мисс Бригс не пробыла ещё с полминутки у замочной скважины!) Может быть, Ребекка сказала бы и больше, но через пять минут после мисс Бригс в комнату Ребекки пожаловала сама мисс Кроули — неслыханная честь! Нетерпение её одолело, она не в состоянии была дольше ждать свою медлительную посланницу. И вот она явилась самолично и приказала Бригс удалиться из комнаты. Похвалив благоразумие Ребекки, она осведомилась о подробностях свидания и предшествовавших обстоятельствах, приведших сэра Питта к столь неожиданному шагу. Ребекка сказала, что она уже давно имела случай заметить расположение, которым удостаивал её сэр Питт (поскольку у него была привычка обнаруживать свои чувства весьма откровенным и непринуждённым образом), но возраст баронета, его положение и склонности таковы, что они делают брак с ним совершенно немыслимым, не говоря уже о других причинах частного свойства, изложением коих ей не хотелось бы сейчас утруждать мисс Кроули. Да и вообще, может ли сколько-нибудь уважающая себя и порядочная женщина выслушивать признания вздыхателя в момент, когда ещё не преданы земле останки его скончавшейся супруги?

— Вздор, моя милая, вы никогда бы ему не отказали, не будь тут замешан кто-то другой, — заявила мисс Кроули, сразу приступая к делу. — Расскажите мне про ваши причины частного свойства. Какие у вас причины частного свойства? Тут кто-то замешан. Кто же тронул ваше сердце?

Ребекка опустила глазки долу и призналась, что это так и есть.

— Вы отгадали верно, дорогая леди, — сказала она нежным, задушевным голосом. — Вас удивляет, что у бедного одинокого существа может быть привязанность, не правда ли? Но я никогда не слыхала, чтобы бедность ограждала от этого. Ах, если бы это было так!

Акварельный портрет Уильяма Теккерея 1845 года, сделанный его другом и компаньоном Айром Кроу.

— Моё дорогое дитя! — воскликнула мисс Кроули, всегда готовая впасть в сентиментальную слезливость. — Значит, наша страсть не встречает ответа? Неужели мы томимся втайне? Расскажите мне всё, и позвольте вас утешить.

— Ах, если бы вы могли меня утешить, дорогая леди! — ответила Ребекка тем же печальным голосом. — Право, право же, я нуждаюсь в утешении!

И она положила головку на плечо к мисс Кроули и заплакала так естественно, что старая леди, поневоле растрогавшись, обняла Ребекку почти с материнской нежностью, сказала ей много успокоительных слов, уверяя её в своей любви и расположении, клялась, что привязана к ней как к дочери и сделает всё, что только будет в её власти, чтобы помочь ей.

— А теперь, моя дорогая, скажите, что он? Не брат ли этой хорошенькой мисс Седли? Вы упоминали о какой-то истории с ним. Я приглашу его сюда, моя дорогая, и он будет ваш, обязательно будет ваш.

— Не расспрашивайте меня сейчас, — сказала Ребекка. — Вы скоро всё узнаете. Право, узнаете. Милая, добрая мисс Кроули! Дорогой мой друг, если я могу вас так называть!

— Конечно, можете, дитя моё, — отвечала старая леди, целуя её,

— Сейчас я не в силах говорить, — прорыдала Ребекка, — я слишком несчастна. Но только любите меня всегда... Обещайте, что будете всегда меня любить! — И среди взаимных слёз — ибо волнение младшей женщины передалось старшей — мисс Кроули торжественно дала такое обещание и покинула свою маленькую протеже, благословляя её и восхищаясь ею, как чудным, бесхитростным, мягкосердечным, нежным, непостижимым созданием.

И вот Ребекка осталась одна, чтобы подумать о внезапных и удивительных событиях дня, о том, что произошло и что могло произойти. Какие же, по вашему мнению, были у мисс... — простите, у миссис Ребекки — причины частного свойства? Если несколькими страницами выше автор этой книги притязал на право заглядывать украдкой в спальню мисс Эмилии Седли. чтобы со всеведением романиста рассказать о нежных муках и страстях, обступивших её невинное изголовье, то почему бы ему не объявить себя также и наперсником Ребекки, поверенным её тайн и хранителем печати её святая святых?

Так вот, Ребекка прежде всего дала волю искренним и горьким сожалениям о том, что счастье наконец-то постучалось к ней в дверь, а она была вынуждена от него отказаться. Эту естественную печаль, наверное, разделит с Ребеккой всякий здравомыслящий читатель. Какая добрая мать не пожалеет бедную бесприданницу, которая могла бы стать миледи и иметь свою долю в ежегодном доходе в четыре тысячи фунтов? Какая благовоспитанная леди из подвизающихся на Ярмарке Тщеславия не посочувствует трудолюбивой, умной, достойной всяческой похвалы девушке, получающей такое почётное, такое выгодное и соблазнительное предложение как раз тогда, когда уже вне её власти принять его? Я уверен, что разочарование нашей приятельницы Бекки заслуживает всяческого сочувствия и обязательно его возбудит.

Помню, я как-то и сам был на Ярмарке, на званом вечере. Я заметил среди гостей старую мисс Тодди, обращавшую на себя внимание тем, как она лебезила и заискивала перед маленькой миссис Брифлес, женой адвоката, которая, правда, очень хорошего рода, но, как нам всем известно, бедна до того, что уж беднее и быть нельзя. В чём же заключается, спрашивал я себя, причина такого раболепия? Получил ли Брифлес место в суде графства или его жене досталось наследство? Мисс Тодди сама рассеяла мои недоумения с той откровенностью, какая отличает её во всём.

— Видите ли, — сказала она, — миссис Брифлес приходится внучкой сэру Джону Рэдхенду, который так заболел в Челтнеме, что не протянет и полугода. Папаша миссис Брифлес вступает в права наследства, а следовательно, как вы сами понимаете, она станет дочерью баронета.

И Тодди пригласила Брифлеса с женой отобедать у неё на следующей же неделе.

Если одна возможность стать дочерью баронета может доставить даме столько почестей в свете, то как же мы должны уважать скорбь молодой женщины, утративший случай сделаться женой баронета! Кто мог думать, что леди Кроули так скоро умрёт! «Она принадлежала к числу тех болезненных женщин, которые могут протянуть и добрый десяток лет, — размышляла про себя Ребекка. — А я могла бы стать миледи! Могла бы вертеть этим стариком, как мне заблагорассудится. Могла бы отблагодарить миссис Бьют за её покровительство и мистера Питта за его несносную снисходительность. Я велела бы заново обставить и отделать городской дом. У меня был бы самый красивый экипаж во всём Лондоне и ложа в опере. И меня представили бы ко двору в ближайшем же сезоне...». Всё это могло бы осуществиться, а теперь... теперь всё было полно сомнений и неизвестности.

Однако Ребекка была слишком решительной и энергичной молодой особой, чтобы долго предаваться напрасной печали о непоправимом прошлом. А потому, посвятив ему надлежащую долю сожалений, она благоразумно обратила всё своё внимание на будущее, которое в эту минуту было для неё много важнее, и занялась обзором своего положения и связанных с ним сомнений и надежд».

Отрывок из романа Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия».