Язык или жесты для глухонемых. Все секреты языка жестов

Этот пост назревал чуть более полугода. И вот, наконец, у меня дошли руки его закончить и просуммировать.

В России более 13 миллионов глухих и слабослышащих людей. Рождение ребёнка с нарушениями слуха в семье - тяжёлое испытание как для родителей, так и для самого ребёнка, которому необходимы специальные средства обучения и, что немаловажно, общение со сверстниками и родными. К радости, Российское Общество Глухих активно работает на этом фронте. Благодаря деятельности его филиалов люди с нарушениями слуха объединяются и общаются между собой, не чувствуя себя исключёнными из социального процесса.
Есть и проблемы: нехватка учебных заведений, где принимают на обучение людей с нарушениями слуха, нехватка сурдопереводчиков и учебных пособий, позволяющих освоить жестуно - жестовый язык.

Идея выучить русский жестовый язык и помогать в качестве сурдопереводчика пришла ко мне давно. Но с тех пор и по сей день мне никак не удаётся найти время. Уже найдены материалы, раздобыта вся необходимая информация, а времени всё нет. Ну да ладно, начнём с малого - с первичного ликбеза, так сказать.


Русский жестовый язык - самостоятельная языковая единица, которую используют для коммуникации люди с нарушениями слуха.
Жестовый язык не состоит только из статичной фигуры, показанной руками - он содержит также динамическую компоненту (руки движутся определённом образом и находятся в определённом положении относительно лица) и мимическую компоненту (выражение лица говорящего иллюстрирует жест). Также во время разговора на жестуно принято "проговаривать" губами слова.
В дополнение к этому в общении с людьми с нарушениями слуха стоит быть крайне внимательными к своей позе и непроизвольным жестам руками - они могут быть истолкованы неверно.
Основой жестового языка является дактильная (пальцевая) азбука. Каждой букве русского языка соотвествует определённый жест (см картинку).

Знание этого алфавита поможет на первых порах преодолеть "языковой барьер" между вами и человеком с нарушениями слуха. Но Дактилирование (произнесение по буквам) редко используется глухими в повседневной речи. Его основное назначение - произнесение имён собственных, а также терминов, для которых пока не сформировался собственный жест.
Для большинства слов в русском жестовом языке существует жест, обозначающий слово целиком. При этом, хочу заметить, что практически все жесты интуитивно понятные и очень логичные. Например:



"Писать" - мы как бы берём ручку и пишем на ладони. "Считать" - начинаем загибать пальцы. "Дедушка" - очень напоминает бороду, правда? Иногда в жестах для сложных понятий просто диву даёшься - как точно подмечена суть предмета.
Структура жестового языка совсем не сложная. Порядок слов соотвествует обычным предложениям русского языка. Для предлогов и союзов из одной буквы используется их дактильный жест (буква из алфавита). Глаголы не спрягаются и не склоняются. Для обозначения времени достаточно давать слово-маркер (Вчера, Завтра, 2 дня назад) или поставить перед глаголом жест "было".
Как и любой другой язык, русский жестовый очень живой, всё время меняется и серьёзно разнится от региона к региону. Пособия и учебные материалы обновляются просто черепашьими темпами. Потому недавняя публикация букваря для детей с нарушениями слуха стала настоящим событием.
Основные жесты, с помощию которых можно общаться с глухими людьми, достаточно элементарные:




Уж простите за кустарное исполнение, табличка мною изготовлена буквально "на колене" по материалам учебника 1980 года. Замечу, что слово "я" ещё часто показывают буквой Я из алфавита.
Но главная сложность состоит даже не в основоении жестов, а в том, чтобы научиться их "читать" с рук. Мне уже на первых порах пришлось столкнуться с тем, что жесты бывают сложными - состоят из нескольких положений кисти, следующих друг за другом. И с непривычки чертовски сложно разделить окончание одного жеста и начало другого. Потому обучение жестуно, на мой взгляд, займёт не меньше времени, чем изучение любого иностранного языка, а может - и больше.
Материалы по изучению жестуно, которые мне удалось найти в сети, достаточно скудны. Тем не менее:
1. Учебник "Изучаем жестуно" 1980 года издания
2. Словарь жестов, приблизительно ровесник учебника
3. Тренировалка на знание букв - вам показывают жест, вы вводите букву. Ввели неверно - рожица огорчается.
5. Относительно новое видеопособие по русскому жестовому. Заархивировано в многотомный архив из пяти частей. Пароль архивов (был поставлен, видимо, ещё автором пособия) чудный - Balrog. Внимание: пособие не открывается на 64-битной винде =(
Кусок 1
Кусок 2
Кусок 3
Кусок 4
Кусок 5
6. Переводная обзорная литература про значение жестов и мимики

Все материалы для сохранности перезалиты мною на яндекс и ещё продублированы на жёсткий диск. В сети никогда не знаешь, сможешь ли найти ту или иную книгу снова.
Ну и в заключение, хочу сказать ещё кое-что. Я часто вижу людей с нарушениями слуха в метро и на улице, в кафе. Это весёлые сияющие люди, совершенно обычные, просто имеющие другие способы общения. Глухота не мешает им быть счастливыми - иметь друзей, любимую работу и семью. Они даже могут петь на жестуно и танцевать - да, да, люди с нарушениями слуха всё равно слышат музыку, воспринимая её волновые колебания .
Но при этом меня не покидает мысль о том, что просто освоив пару-тройку жестов общество может сделать их жизнь куда проще и удобнее. я подумаю, если я всё-таки возьмусь за изучение жестуно и это не будет сильно раздражать френдов, постепенно публиковать простые фразы на жестуно для повседневного использования - чтобы их можно было изучить и применить в случае необходимости.

Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков - жестовые и буквенные. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый - чистить - чисто; храбрец - храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить - молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться - баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых.

Известно, что испытывая потребность в общении с окружающими, глухонемые прибегают к мимико-жестикуляторным средствам.

В определенной мере эти средства служат глухонемому также для закрепления и обобщения образов внешнего мира. Однако под влиянием “нового учения о языке” Н.Я.Марра некоторые сурдопедагоги явно переоценивали роль мимико-жестикуляторных средств глухонемого, приравнивая их к словесной речи.

В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов.

Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: “Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.”

Это образное сравнение, характеризующее соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми.

Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной “речи” глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с которыми она может быть использована, - все это свидетельствует о несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить его на одну доску с языком слов.

Также некоторые исследователи связывают жесты с типами пиктограмм (письмо рисунками). Однако мнение о том, что пиктография и жесты в определенный период заменяли язык, лишено всякого основания, и жесты и пиктография были только у говорящих людей и не могли заменить языка.

Заключение.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом - самим человеком.

При помощи жестов рук и пальцев общаются не только глухие - ими активно пользуются многие в своей повседневной жизни. Движениями руки часто показывают направление, выражают свое отношение к человеку, крутя пальцем у виска, разговаривают с иностранцами за границей. Вообще, язык жестов - это невербальный и понятный разным людям способ общения, известный еще с далеких времен.

История возникновения

В христианстве определенные положения и движения рук использовали при клятвах и молитвах, мусульмане наделили каждую ладонь и все фаланги пальцев буквами алфавита. Тайные масонские знаки обозначали понятия, известные лишь избранным братьям. Свое значение имели движения ладонями в эмблематике, искусстве, гадании. Многие не изменились совсем, некоторым было присвоено другое объяснение.

Сейчас невозможно представить любого разговора или интересной беседы, совершаемых без активных движений руками. Причем взмахи и пояснения могут быть как интуитивными, несознательными, выражающими эмоции, так и специально подобранными, несущими в себе конкретную информацию. Рассмотрим наиболее часто использующиеся с их значением.

Повседневные жесты пальцами

Объяснений действий пальцами не так уж много, все они известны и понятны каждому:

  • Скрепление в виде круга указательного и большого пальцев обозначает одобрение, согласие, так называемое понятие "все окей"
  • Поднятие вверх большого пальца трактуется как одобрение поступка или действия


  • Фига (кукиш) означает отказ, несогласие, ее часто показывают дети друг другу или взрослым
  • Поднятие вверх среднего пальца - очень обидный и даже неприличный жест, его значение - посыл на три неприличные буквы. Выраженный словами, он понимается всеми как фраза "Пошел ты на"
  • Большой палец, опущенный вниз - это демонстрация недовольства чем-либо, аналог частицы "фу"
  • Быстрое потирание пальцами друг о друга говорит о сильной заинтересованности, азарте
  • Когда пальцы сжаты в кулаки, лучше придержать свой язык и следить за словами. Возможно, ваш товарищ уже собрался начать драку, особенно если костяшки пальцев побелели от сильного напряжения


  • Ритмичное или невольное постукивание кончиками пальцев или ногтями по столу говорит о скуке, напряжении или задумчивости

Повседневные жесты руками

Очень часто при оживленном разговоре люди помогают описать впечатления или происшествия с ними при помощи рук. Бывает, что и определенная поза со скрещенными руками означает многое. Наиболее распространенные жесты расшифровываются так:

  • Руки, скрещенные на уровне груди, демонстрируют закрытость, нежелание общаться или идти на контакт
  • Скрещенные за спиной руки со сжатыми в кулаки пальцами показывают недовольство человека, злость, сильную степень задумчивости
  • Неосознанные, хаотичные взмахи руками говорят о сильном волнении, застенчивости, стеснении


  • Протянутая вперед рука означает желание поздороваться, скрепить встречу или соглашение крепким рукопожатием. Этот жест чаще всего используют мужчины при встрече или во время рабочих переговоров
  • Если при разговоре руки опущены вдоль тела, человек спокоен, совсем не волнуется
  • Значение поднятых вверх рук тоже простое - так обычно выражают свою победу спортсмены. Однако в некоторых случаях, особенно при нарушении закона, они означают согласие на выполнение требований полиции, сдачу властям
  • Если собеседник сильно стискивает или нервно сжимает одну ладонь другой, значит, он очень напряжен или разъярен, недоволен разговором


  • Ладони, сложенные в молитвенном знаке, как бы молят о помощи, выполнении просьбы. Так часто делают дети, выпрашивая у мамы игрушку или отпрашиваясь на прогулку
  • Почесывание ладонью головы или потирание подбородка свидетельствует о задумчивости, умственном анализе ситуации
  • Потирание носа означает стеснение, неуверенность в своих словах и поступках


  • Если собеседник теребит рукой уши, пуговицы или ремень, почесывает щеку - он скрывает что-то или говорит неправду
  • Рука, прижатая к сердцу, выражает высшую степень убеждения и искренности говорящего
  • Ладони, спрятанные в карманы или за пояс брюк, показывают неуверенность и стеснительность

Список движений можно продолжать бесконечно, ведь каждый человек при разговоре ведет себя по разному. Однако наиболее распространенные жесты у всех одинаковые, они означают одно и то же.

Язык жестов глухих

У глухих и глухонемых людей существует собственный язык общения с помощью рук и пальцев. Его достаточно просто выучить, чтобы научиться понимать знакомых или друзей, подверженных глухоте. Ведь руками надо показывать и отдельные буквы, и целые слова.


Вот основные понятия языка глухих:

  • Каждой букве алфавита соответствует свой знак пальцами руки, их ровно 33
  • Буквами у глухих людей в основном показывают имена, фамилии, названия городов, рек, очень редкие слова. Для распространенных слов придуманы свои жесты
  • Язык глухих состоит почти из 2000 значений слов
  • Самые часто используемые слова, например, здравствуйте, спасибо, извините, очень легко показать и выучить с первого раза
  • Даже не зная азбуки глухих, легко можно объяснить им что-то, ведь такие люди все понимают по движению губ. Главное - четко проговаривать слова

https://www.youtube.com/playlist?list=PL51LOWbXcPVVcBdGyHLRUtg4hqEZDqntx

Различие в толковании привычных жестов в зависимости от стран

В разных странах привычные россиянам жесты рук могут носить совершенно другое, иногда даже полностью противоположное, значение. Вот несколько известных примеров:

  • Два расставленных пальца в виде английской буквы "V", обозначающие слово "Виктория", или "Победа", у англичан и австралийцев означают "Отвали от меня"
  • Выставленная вперед раскрытая ладонь, требующая остановки, в Греции обозначает оскорбление, посыл человека куда подальше


  • Большой палец, поднятый вверх, у многих является символом одобрения. Зато в Таиланде он означает порицание, осуждение поступка
  • Подзывающее движение указательным пальцем не стоит использовать на Филиппинах - там за это предусмотрен арест
  • Фига у нас обозначает отказ, бразильцы же показывают ее очень часто. У них ее используют как пожелание здоровья и удачи


  • "Козу" или рога из указательного пальца и мизинца часто используют рокеры или музыканты. В Италии такой жест, направленный на любого мужчину, означает измену жены, нося толкование "рогоносец"
  • Выставленный вверх средний пален обозначает неприличный жест, посылающий на три буквы. В Азии же им показывают на что-то интересное

Все эти движения пальцами или ладонями стоит изучить и применять лишь там, где они уместны, ведь по незнанию немудрено попасть в неловкую ситуацию и вызвать недовольство окружающих.

Наша жизнь изобилует жестокостями по отно­шению к тем, чью болезнь окружение не способно понять. Например,до XIV века глухонемые люди (неспособные слышать и говорить) жестоко преследовались, на протяжении многих столетий глухонемые считались опасными для общества. Во многих странах их считали ненормальными и по­мещали в психлечебницы, а зачастую убивали.

В XVI веке появился человек, который захо­тел хотя бы чем-нибудь помочь этим несчастным. Им был итальянский врач Джером Кардан, верив­ший, что глухонемых можно научить пользовать­ся специальными знаками. Его работа привлекла большой интерес, и в течение XVII века был со­здан алфавит для глухонемых, который и сохра­няется до настоящего времени. Однако потребова­лось еще столетие для того, чтобы была открыта первая школа для глухонемых в г. Лейпциге в Германии. В наше время в каждой цивилизован­ной стране мира есть учебные заведения для глу­хих и лиц со слабым слухом.В XVII веке во Франции - под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе, а в Германии - под руководством Самуэля Гейнике создали язык знаков. Это была система условных жестов рук и пальцев, позволявшая передавать мысль. Тогда же был придуман и пальцевый алфавит, который очень походил на современный.

В середине XVIII века глухой французский учитель Лоран Клерк (англ. Laurent Clerc) приехал по просьбе одного из американских городов для создания первой школы для глухих в США. Сам Лоран Клерк, будучи последователем жестового метода аббата де л’Эпе (Abbé de l’Epée), повлиял на распространение жестового языка в США, чем и объясняется сходство американского и французского жестовых языков.
Идеи Лорана Клерка развил Томас Галлодет (англ. Thomas Hopkins Gallaudet) - пионер американской сурдопедагогики - теории и практики обучения глухих.
Успехи французской и немецкой сурдопедагогических школ привели к распространению подобных учреждений в других странах, причем заимствовались либо только сурдопедагогические идеи (как это случилось в Англии), либо методика целиком, включая и сам жестовый язык. Первая такая школа в США открылась в 1817 г. в Хартфорде (штат Коннектикут); работала по французской методике. В результате американский жестовый язык - амслен (ASL) имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL).
Методики Галлодета обучению глухих были продолжены. В 1973 году в Вашингтоне здесь был организован первый университет для глухих, названный в честь учёного (Университет Галлодета), в котором обучаются глухие студенты из различных стран.

Первая сурдопедагогическая школа в России открылась в 1806 г. в Павловске,под С-Петербургом; как и в США, работала по французской методике. В результате русский жестовый язык оказался в родстве с жестовым языком Америки. В Москве же сурдопедагогическая школа открылась в 1860 г. Она работала по немецкой методике. Отголоски борьбы этих двух методик чувствуются в российской сурдопедагогике до сих пор.
Почти 85 лет назад это был единственный способ общения глухонемых - знаки, выражение лица и пальцевый алфавит. Некоторые из них могли общаться со скоростью 130 слов в минуту.
В ХХ веке большой вклад в развитии русского жестового языка внесли Г.Л.Зайцева и И.Ф.Гейльман.
В 1965 году в Павловске(ленинградская область)И.Ф.Гейл

Как известно, изучение языка всегда начинается с теории. Поэтому на первых этапах изучения языка глухонемых вам нужно будет обзавестись самоучителями. С их помощью вы сможете изучить необходимые теоретические основы, которые нужны для владения языком на базовом, то есть начальном уровне. В языке глухонемых основами являются алфавит и собственно слова.

Как самостоятельно научиться разговаривать на языке глухонемых?

Если вы хотите научиться разговаривать на языке жестов, вам нужно владеть минимальным словарным запасом. На языке глухонемых почти любое слово можно выразить конкретным жестом. Изучите самые распространенные слова, которыми люди пользуются в повседневной жизни, а также научитесь произносить простые фразы.

Для этой цели отлично подойдут специальные -словари: диктор показывает жест, соответствующий слову, и правильную артикуляцию. Подобные словари можно найти на сайтах, посвященных изучению языка жестов. Но можно пользоваться и словарями книжного формата. Правда, там вы будете видеть жесты только на , а это не настолько наглядный способ изучения слов.

Чтобы разговаривать на языке глухонемых, потребуется также выучить дактильную азбуку. Она состоит из 33 жестов, каждый из которых соответствует определенной букве алфавита. В разговоре дактильной азбукой пользуются не часто, но знать ее все равно нужно: буквенные жесты применяют при произношении новых слов, для которых еще нет специальных жестов, а также для имен собственных (имена, фамилии, названия населенных пунктов и т.п.).

Как только вы освоите теоретическую часть, то есть выучите алфавит глухонемых и будете владеть базовым словарным запасом, вам нужно будет найти способ общения с носителями языка, с помощью которого вы будете тренировать свои разговорные навыки.

Где можно практиковать язык жестов?

Важно понимать, что научиться разговаривать на языке глухонемых без практики – задача невыполнимая. Только в процессе реального общения можно овладеть разговорными навыками на таком уровне, чтобы хорошо понимать язык жестов и уметь на нем объясняться.
Итак, где же можно разговаривать с носителями языка глухонемых? В первую очередь это всевозможные онлайн-ресурсы: социальные сети, тематические форумы и специализированные сайты, аудиторией которых являются слабослышащие или глухие люди. Современные средства связи позволят вам полноценно общаться с носителями языка, не выходя из дома.

Можно пойти и по более сложному, но вместе с тем и более эффективному пути. Узнайте, есть ли в вашем городе специализированные школы для глухих или любые другие сообщества слабослышащих и глухих людей. Конечно, стать полноправным членом подобной организации слышащему человеку не удастся. Но это возможно, если вы учите язык глухонемых не ради удовольствия, а чтобы общаться на нем с кем-то из близких людей. Кроме того, можно записаться волонтером в школу-интернат для глухих детей. Там вы полностью погрузитесь в языковую среду, так как сможете по-настоящему тесно общаться с носителями языка жестов. А заодно и делать добрые дела – как правило, волонтеры в такие заведения нужны всегда.