Запиши длины в километрах и метрах. Единица длины – километр

Привет, ребята!

Вы любите прыгать на одной ножке? Я – очень! Особенно если это связано с математикой. И сегодня я не просто так прыгала. Я измеряла длину и ширину площадки перед моей любимой беседкой. Дело в том, что я хочу по периметру этой площадки сделать красивый бордюр. Но перед тем, как его заказать, мне нужно точно узнать необходимые размеры. Я знаю, что каждый мой прыжок равен пятидесяти сантиметрам, а два прыжка – это сто сантиметров, или один метр.

Вот я сейчас вспомнила такие единицы длины, как сантиметр и метр . А с какой ещё единицей длины вы знакомились на уроках математики? Вспомнили? Это миллиметр .

Что мы измеряем с помощью этих единиц длины?

В миллиметрах измеряют мелкие предметы. Мальчики, конечно, знают, что в миллиметрах измеряют длину шурупов.

Величину пуговиц, бусинок, и даже длину хоботка у комара измеряют миллиметрах.

В сантиметрах измеряют предметы покрупнее – книжку, тетрадь, рост детей…

Метрами измеряют длину комнаты или забора, длину беговой дорожки, расстояние между соседними домами.

Но если надо измерить расстояние между объектами, находящимися далеко друг от друга, этими единицами измерения пользоваться неудобно.

Вдумайтесь! Расстояние от Москвы до Петербурга в метрах выглядело бы так: семьсот шесть тысяч метров! А в сантиметрах?! Ну а уж в миллиметрах! Семьсот шесть миллионов.

Согласитесь, что такими большими числами пользоваться неудобно! Но не переживайте! Для измерения больших расстояний существует более крупная единица измерения расстояний – один километр . Обозначается на письме он так:

Ребята, обратите внимание на то, что слово «километр » состоит из двух частей – кило- и -метр. Помните ли вы, что в словах обозначает эта часть – кило? Кило – это по-гречески тысяча. Один килограмм – тысяча грамм, одна киловатт - тысяча ватт. Ну а один километр? Конечно, тысяча метров.

Обратите внимание на то, как сокращённо обозначаются километры , если они записываются с числом – двумя буквами – ка, эм. И точка, как и в сокращённом обозначении других величин, не ставится.

И тогда расстояние из Москвы в Петербург будет измеряться не в семистах шести миллионах миллиметров, не в семидесяти миллионах шестистах тысячах сантиметров, и даже не в семистах шести тысячах метров. Это расстояние будет равно семистам шести километрам. Ведь в одном километре – тысяча метров , а так как расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга – семьсот шесть тысяч метров, то в переводе на километры как раз и получается – семьсот шесть километров.

Давайте сейчас составим таблицу соотношения единиц длины .

В одном километре – тысяча метров. В одном метре – десять дециметров или сто сантиметров. В одном дециметре – десять сантиметров. В одном сантиметре – десять миллиметров.

А теперь, друзья, я хочу предложить вам совершить виртуальное путешествие по Золотому кольцу России и узнать, каково расстояние между городами этого кольца. Начнём путешествие от Сергиева Посада до Переславля-Залесского Расстояние между ними – шестьдесят девять тысяч семьсот метров. Давайте выразим это число в километрах. Для этого в числе отделяем три цифры класса единиц. Получается шестьдесят девять километров, семьсот метров. От Переславля-Залесского до Ростова Великого шестьдесят шесть километров. А сколько это будет метров? Вы же помните, что в одном километре – тысяча метров , значит, шестьдесят шесть километров – это шестьдесят шесть тысяч метров.

От Ростова до Ярославля – пятьдесят три километра. Посчитайте сами, сколько это метров! А теперь проверьте, так ли у вас получилось.

километр .

. Или можно сказать и так: каждая тысяча метров – это один километр .

То есть сколько тысяч в числе, обозначающем расстояние в метрах, столько и будет километров.

Не забывайте, что после числа слово километр обозначается кратко – км, и точка после сокращения не ставится. Ну что же, продолжайте двигаться по Золотому кольцу. Преобразуйте метры в километры, или наоборот – километры в метры. А потом мы проверим – так ли у вас получилось.

Ну что ж, проверьте, так ли вы выполнили задание?

А теперь я предлагаю вам сравнить несколько именованных чисел. Вы помните, именованные числа – это те числа, возле которых написаны какие-то единицы измерения.

Итак, посмотрите вот на эту пару чисел и сравните их.

На первый взгляд сразу хочется поставить знак больше. Ведь число сто пятьдесят шесть больше трёх. Но если посмотреть внимательно, то вы увидите, что в первом числе обозначение – метры, а во втором – километры . Так как в одном километре – тысяча метров, то в трёх километрах – три тысячи метров. Значит, сравнивать надо числа сто пятьдесят шесть и три тысячи. И, конечно, сто пятьдесят шесть меньше трёх тысяч. Будьте очень внимательны, ребята. При сравнении именованных чисел надо обязательно посмотреть на буквенные обозначения . Сравнивать можно только числа с одинаковыми буквенными обозначениями.

А если вам необходимо сравнить числа с разными буквенными обозначениями , как это было в паре чисел сто пятьдесят шесть метров и три километра, преобразуйте одно из чисел так, чтобы оба числа имели одинаковые наименования .

Посмотрите, в первой паре чисел мы шесть тысяч метров заменим на шесть километров. Двенадцать километров, конечно, больше шести километров.

Во второй паре преобразуем число триста сорок пять километров четыреста метров. Это триста сорок пять тысяч четыреста метров. И поставить надо знак равно.

Как хочется поставить знак равно и в третьей паре! Но нет! Ведь шестьдесят три километра – это шестьдесят три тысячи метров. А после класса тысяч должно быть ещё три цифры класса единиц. В нашем числе их только две – нет сотен. Ставим нуль, а потом семьдесят четыре. Получилось шестьдесят три тысячи семьдесят четыре метра. Это, конечно, больше, чем шесть тысяч триста семьдесят четыре метра. При сравнении именованных чисел надо быть очень внимательными.

Ну, вот и пришла пора нам сегодня попрощаться. Но прежде я напомню вам, о чём мы сегодня говорили.

Для измерения больших расстояний используют единицу длины – километр .

В одном километре – тысяча метров .

При сравнении именованных чисел надо обязательно посмотреть на буквенные обозначения.

Сравнивать можно только числа с одинаковыми буквенными обозначениями.

Если необходимо сравнить числа с разными буквенными обозначениями , преобразуйте одно из чисел так, чтобы оба числа имели одинаковые наименования.

Будьте внимательны! А ещё, мне бы очень хотелось, чтобы вы как можно больше узнали про города Золотого кольца России. Поверьте, это очень интересно!

Ну а я прощаюсь с вами. До свидания, ребята!

Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем Ниже, чем», 1 класс.
Подготовлен учителем начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Волгограда Шабельской Светланой Юрьевной, I квалификационная категория.
Программа: Начальная инновационная школа
Тема: «Выше и ниже. Выше, чем.. Ниже, чем»
Цель: Продолжить формировать представления о понятиях “выше чем”, “ниже чем”
УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться, правильно анализировать взаиморасположение объектов по вертикальной оси:а) по отношению к собственному телу;б) между предметами.
Ученик научится или получит возможность научиться правильно использовать слова “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем
Ученик получит возможность продолжить развитие зрительного восприятия.
Ученик получит возможность продолжить расширять сенсомоторный репертуар.
Ученик получит возможность продолжить развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления
Предлагаемый урок математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. А также дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Основная дидактическая идея урока может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с математическим понятием «выше и ниже» осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. На уроке формируются универсально – учебные действия, предусмотренных ФГОС нового поколения, а именно:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) и своему соседу по парте.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Задания: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков: - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: - выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно: - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ): -строить объяснение в устной форме по предложенному плану: –строить логическую цепь рассуждений:
ХОД УРОКА
Организационная часть урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сядем правильно, дружок!
Начинается урок!

Ребята, сейчас у нас урок математики.
Чему мы учимся на уроках математики?
(ответы учеников)

1 этап урока. Математическая разминка
Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 4 до 12; от 15 до 6.
- Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число?
- Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число?
- Какое число стоит между 8 и 10, а между 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 12 (11)?
- Назовите "соседей" числа 13.

Давайте поработаем с геометрическим материалом.

Какие геометрические фигуры вы видите, чем они различаются?
На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку?
На какие 3 группы их можно разделить? По какому признаку?
В чём отличие квадрата от прямоугольника?
Какую фигуру нужно вставить в пустое окошко?
Проверяем
Посмотрите на доску – КРОШ принёс вам какое – то задание и просит помощи. (Там два одинаковых домика, сложенные из геометрич фигур.)

Что вы можете сказать про эти домики? (одинаковые по форме, размеру – высоте и ширине, состоят из).
А как сделать так, чтобы домики стали различаться по высоте?

Что теперь вы можете сказать об этих домиках? (Один ВЫШЕ, а другой НИЖЕ)
III. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”.
Кто сможет объяснить Крошу, когда мы употребляем слова ВЫШЕ, ЧЕМ и НИЖЕ, ЧЕМ?
(при сравнении предметов)
Скажите, а что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ или ВЫШЕ?
Работали ли мы на предыдущих уроках с этими понятиями – выше-ниже? (нет)
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока – ВЫШЕ-НИЖЕ.(вывешиваю)
-Предметы бывают разные по высоте. И сегодня мы будем учиться сравнивать их.
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями. (СИДЯ)
Подниму ладони выше
и сложу над головой. (сели).
- Что же вышло?
– Домик вышел. Это крыша надо мной.
Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (встали)
– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (носочки)
– Мостик вышел. Погуляем под луной.

Ребята, поднимитесь все. Поиграем в игру «Выше-ниже».
Мальчики, присядьте так, чтобы девочки были выше вас.
Поднимите все руки вверх, девочки опустите руки так, чтобы они были ниже рук мальчиков. Молодцы, а теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую карандаш. Поднимите учебник так, чтобы он был выше карандаша.
Откройте учебники на с. 14.
Рассмотрите внимательно рисунок и назовите:
Кто выше всех?
Кто ниже всех?
Кто выше волка, но ниже слона?
А что вы можете сказать об обезьянке? (Она сидит выше страуса, но по росту ниже него)
У.: – А теперь внимание на доску. Что можно сказать про этот рисунок?
(вывешиваю жирафа и пони)
Д.: – Жираф ВЫШЕ, чем пони, а пони – НИЖЕ, чем жираф.
IV. Погружение ребенка в собственный опыт
-Ребята, а как вы думаете, в каком доме больше окон - в высоком или низком? Как рассуждали?
Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.
Посмотрите на доску, что мы видим? Какой дом выше?
Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?
Верное ли было наше предположение? (Ошибочное) (Если предположение было верным, то указать на то, что сделать верное предположение помог ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ).
Вот так, ребята - это урок! Никогда нельзя говорить, не подумав и, не видя реальной картины, делать поспешные выводы?
У.: –Сколько предметов мы сравнивали каждый раз?
Д: –2 предмета.
У.: – Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?
Д.: – Больше.
Д.: – Давайте покажем Крошу, как можно сравнить несколько предметов.
Вызываются дети и сравниваются по росту
Сравниваются по росту
У.: – Кто из них выше? выше, чем кто?
Д.: –выше и выше
У.: Первая встает.
У.: – Что скажем про
Д.: –выше собачки, но ниже. (Переставить)
У.: – Кто встает последним?
Это мы по какому признаку называли?
(от самого высокого к низкому) В порядке убывания.
А теперь давайте назовем в обратном порядке.
Это как в обратном?
(от самого низкого к высокому) В порядке возрастания
-Спасибо, молодцы, присаживайтесь на свои места.
ВЫВОД: Когда мы используем слова «выше, чем» «ниже, чем»?
(слова “выше, чем” и “ниже, чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте)
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
(При помощи слов “выше”, “ниже”)
-Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно уметь определять, когда предмет выше, а когда ниже?
-Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
ФИЗМИНУТКА – ПОД МУЗЫКУ.
Закрепление. Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради на с. 14.
Найдите задание 2.
Прочитайте задание. Кто понял, что надо сделать? (разбор задания, выполнение)
Покажи готовность.(как показываем?)
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга. Если вы считаете, что сосед ошибся – постарайтесь объяснить ему, в чём его ошибка.
Поднимите руку те, чьи соседи выполнили задание без ошибок. Давайте порадуемся за них.
Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.
V. Рефлексия.
Учитель.
Какой была тема сегодняшнего урока?
Чему вы учились?
-Вспомните свою семью и назовите, кто выше, а кто ниже.
-Посмотрите на предметы в нашем классе, сравните их по высоте.
Подними руку, если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно.
Подними руку, если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен.
VI. Оценивание.
Теперь оцените себя с помощью прямоугольников. В рабочей тетради на с 14, в правом нижнем углу страницы нарисуйте прямоугольник и закрасьте нужным цветом.

Синий – “Я – молодец, справился сам”Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали.
Рисунок 1крош портретРисунок 715

МЕТР И КИЛОМЕТР
Цель: познакомить с новой единицей измерения длины «километр»; учить записывать длину в километрах; совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание величин; формировать умения решать задачи с величинами; развивать умение анализировать и сравнивать.
Задачи урока:
- установление соотношения между метром и километром (1 км = 1000м);
- решение задач с использованием изучаемых единиц измерения - метр и километр
- формирование УУД: работа с таблицами, словарной статьёй; выполнение действий по заданному алгоритму.
Пропедевтика: величины и меры.
Повторение: 1 тысяча=10 сотен, 1 тысяча=100 десятков, 1 тысяча=1000 единиц, модель числа 1000.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на самостоятельную работу учащихся по учебнику и со словарной статьёй; беседа по заданиям учебника.
Учебно-методическое обеспечение: У-1, Т-1.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация имеющихся знаний (Устный счет).
Найди соответствия
1м=100 см
1м=10 дм
1дм=10см
1см=10мм
1дм=100мм
2. Сравните и поставьте знаки: >, 1 м 100 см23 см 3 дм
1 дм 1 см10 дм 99 см
6 дм 5 см 65 см7 дм 17 см
3. Распределите величины на группы: 27 мин, 39 кг, 1 м 8 дм, 14 литров, 65 см, 3 ч 40 мин, 11 см, 20 л, 6 кг.
III. Создание проблемной ситуации учителем.
– Прочитайте математические записи на доске.
– Расположите данные величины в порядке возрастания.
8 см, 8 мм, 8 дм, 8 км, 8 м.
– Какие трудности у вас возникли?
IV. Формулирование учебной проблемы учениками
– Назовите тему урока
V. Выдвижение версий (Работа по теме урока)
Выбери те предметы, которые помогут тебе.(Метровая линейка, метровая лента, лента, треугольник, циркуль)
VI. Составление плана решения проблемы
Что мы не знаем или мало знаем и хотим об этом узнать?
Чему мы должны научиться?
- Возьмите карты успеха и зажгите звездочку знаний.
Карта успеха
1. Что такое километр
2. Сколько м в 1 км
3. Для чего нужна эта единица измерения?
На обратной стороне будем ставить плюсы.
Как будем решать нашу учебную задачу?
Какие качества характера помогут нам успешно справиться с учебной работой?
План исследования:
Что такое километр
Сколько м в 1 км
Для чего нужна эта единица измерения?
VII. Открытие нового знания
1. Задание 154.
Учащиеся читают диалог Маши и Миши.
– Сколько метров в 1 километре? (1000 м = 1 км.)
– Помогите Мише узнать, сколько метров в 5 километрах.
5 км = 5000 м.
– Что означает «кило» в слове «километр»?
Работа со словарной статьёй, словарём, интернетом;
– Какое еще слово начинается так же? (Килограмм, киловатт, килобайт)
VIII. Выражение решения проблемы
1км=1000м
Где в жизни встречаетесь с единицей измерения длины «Километр»?
IX. Применение нового материала на практике
1. Задание 155.
– Запишите данные длины в километрах.
2000 м = 2 км8000 м = 8 км
5000 м = 5 км10 000 м = 10 км
2. Задание 156.
– Представьте данные длины в метрах (устно)
3 км = 3000 м7 км = 7000 м
6 км = 6000 м12 км = 12 000 м
4 км = 4000 м
3. Задание 157.
– Запишите данные длины в километрах и метрах. (работа в парах устно)
2230 м = 2 км 230 м
6043 м = 6 км 43 м
8848 м = 8 км 848 м
15 001 м = 15 км 1 м
101 010 м = 101 км 10 м
4. Задание 158.
Учащиеся выполняют сложение длин и выражают полученный результат в километрах и метрах.
4000 м + 567 м = 4567 м = 4 км 567 м
8000 м + 965 м = 8965 м = 8 км 965 м
6000 м + 158 м = 6158 м = 6 км 158 м
7000 м + 100 м = 7100 м = 7 км 100 м
Физкультминутка
5. Задание 160.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Выполните краткую запись условия и решите задачу.
Запись:
Всего – 3 км.
Отремонтировали – 2 км 300 м.
Осталось – ? м.
Решение:
3 км – 2 км 300 м = 700 м
Ответ: 700 м.
6. Задание 162.
– Выполните вычитание длин, предварительно выразив километры в метрах.
5 км – 500 м = 5000 м – 500 м = 4500 м
8415 м = 7 км 310 м = 8415 м – 7310 м = 1105 м
4 км 300 м – 300 м = 4300 м – 300 м = 4000 м
км – 1 км 500 м = 6000 м – 1500 м = 4500 м
7. Групповая работа (Завершите высказывание, вставляя числа и единицы измерения)
1.Толщина книги _____ _____.
2.Расстояние между двумя сёлами_____ ______.
3. Расстояние между селом Красноармейское и городом Чебоксары_____ _____.
4. Кенгуру прыгает в длину ____ _______.
5. Длина классной комнаты ___ _____.
6. Расстояние между двумя рядами ____ _____.
X. Итог урока.– Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?
– Какую цель мы ставили?
Пришло время зажечь звездочку знаний.
– Если вы испытываете трудности, то можете дома потренироваться. В этом вам поможет ТПО по данной теме.
Назовите ключевые слова урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
У кого 7 + «5»
5-6 «4»
3-4 «3»
- Ваша самооценка совпала с моей.
XI. Домашнее задание. По выбору № 159.
Узнать расстояние от школы до дома. (Больше или меньше 1 км)


Приложенные файлы

Технологическая карта урока

ФИО Рязанова Надежда Ивановна

Класс: 4

Тема: Единицы длины. Километр.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Познакомить с новой единицей длины – километр.

Задачи урока:

1.Узнать новую единицу длины – километр.

2.Закрепить наглядные представления о каждой изученной единице длины.

3.Усвоить соотношения между единицами длины и уметь их применять при решении задач.

4 Закрепить умения измерять и правильно обозначать результаты измерений.

5.Переводить одни единицы длины в другие.

6. Решать задачи на движение.

7..Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

Читать, записывать, сравнивать числа и единицы длины, устанавливать соотношения между единицами длины; группировать величины по заданному признаку; устанавливать закономерность числовой последовательности; решать задачи на движение. ; измерять и правильно обозначать результаты измерений; оценивать размеры предметов и объектов приближённо (на глаз).

Метапредметные:

Познавательные:

- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация, карта) ; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; выполнять логические операции: сравнение, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, выявление закономерностей, классификация по самостоятельно найденным основаниям, делать на этой основе выводы.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный способ.

Коммуникативные

Доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); выстраивать конструктивное взаимодействие с учителем и со своими одноклассниками; принимать активное участие в работе в группе и в паре.

Личностные

Формировать положительное отношение к урокам математики, к обучению;прививать интерес к изучению нового материала; адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Формы работы: работа в парах, в группе, самостоятельная работа, фронтальная работа

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Организационный момент. Мотивация

Создание позитивной мотивации обучающихся

Приветствие

Притча о цели.

Величайший мастер по стрельбе из лука имел много учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.

Первый ученик ответил:

Я вижу дерево и мишень на нем.

Другой ученик произнес:

Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…

Третий сказал:

Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.

Остальные отвечали примерно то же самое. Затем учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил:

А ты что видишь?

Простите, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.

Учитель повернулся к остальным ученикам и сказал:

(Как вы думаете, что мог сказать учитель и почему лучший ученик ничего не видел кроме центра мишени?)

Мнения детей

Так послушайте, что сказал учитель

Знайте: только такой человек может стать Попадающим в Цель.

Попадающим в цель может стать тот, кто настраивает себя на собранность и организованность в действиях. Я надеюсь, что мы достигнем с вами цели. Главное - организованность и собранность.

Приветствует детей.

Рассказывает притчу.

Нацеливает на успешную деятельность

Слушают притчу.

Высказывают своё мнение.

Регулятивные:

Нацелить на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные

Формировать умение слушать и слышать

Устный счёт.

Фронтальная работа.

Карточка №1 . Слайд 1.

1.7.500.005, 7.500.006, 7.500.007…, …,… .

Задания :

Прочитайте числа.

Укажите закономерность (каждое следующее число на 1 больше.)

Продолжи: (7.500.008, 7.500,009, 7.500.010)

2 Выполните действия . ) Слайд 2

215 х 10 45х 100

21000х 100 300 х 10

400:100 872000:1000

Какие знания применили при выполнении этого задания? (Умножение числа на 10,100,1000, деление числа на 10,100,1000).

Задаёт вопросы.

Организует работу.

Работа со всем классом.

Читают числа, называют закономерность, продолжают последовательность

вычисляют, делают вывод.

Регулятивные :

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные:

Коммуникативные :

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Актуализация знаний. Введение в тему.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

1.Задание на классификацию величин .

2.Проблемный вопрос.

Карточка №2. ( Работа в группе устно ) Слайд 3

метр килограмм час сантиметр грамм

миллиметр минута сутки дециметр секунда

Задания на карточке для учащихся:

1.Разделите слова на группы. Назовите их в порядке возрастания.

2.Как одним словом назвать единицы измерения?

3. Что общего у всех величин? Что можно делать с величинами?

4.Для чего нужно знать величины?

Опрос групп.

1.На какие группы разделили слова.

(единицы длины, массы, времени)

2. Назовите единицы каждой группы в порядке возрастания:

(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр)

(грамм, килограмм)

(секунда, минута, час, сутки .)

Как одним словом назвать единицы измерения? (Величины).

Что общего у всех величин? (Их можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать, преобразовывать).

А где мы пользуемся единицами длины? Для чего нам нужно их знать?

(измеряем рост, разные предметы, расстояние) .

Поставьте в карточке оценку себе за работу в группе.

Вопрос: Какую единицу вы выберете для измерения расстояния между городами?

(спрашиваю нескольких детей)

Что же делать? (Наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра).

Кто из вас знает, что это за единица? Что можете предложить?

А сейчас послушайте внимательно задание.

Задание . ( Слайд №4). Ребята, вчера мы ехали на машине от Гоньбы до Савалей. Я спросила водителя:

Какое расстояние от Гоньбы до Савалей?

Он ответил:

7 км

Я возразила::

7 000 м.

Может ли такое быть? (Заслушаем мнения учеников ).

Мнений мы услышали много.

Теперь надо выяснить, кто же прав?

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 5 . 23 октября. Классная работа).

(учитель работает на экране, ученики в тетради: мм, см, дм, м (Спросить ученика) Слайд 6

Организует работу по группам. Обсуждение в группах. (3 группы).

Задаёт вопросы по выполненному заданию.

Формулирует проблемный вопрос.

Работают в группе.

Классифицируют величины.

Дают ответы.

Оценивают работу.

Предлагают решение проблемного вопроса.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Постановка и решение проблемы;

Личностные:

Коммуникативные :

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции, умение работать в группе.

П остановка темы и цели урока.

Формулирование темы и задач урока

Тема и цель урока

Сформулируйте тему урока (Единицы длины. Километр.) Слайд 7.

Каковы цели урока? Слайд 8

Узнаем новую единицу длины –километр и соотношения между единицами длины. Научимся применять знания о соотношениях между единицами длины при измерениях и вычислениях

(если затрудняются, то посмотреть с. 21 учебника, раздел (выбрать то, что относится к единицам длины).

Организует подводящий диалог.

Формулируют задачи урока

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами, выполнять логические операции.

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Изучение нового материала.

Введение нового понятия.

1.Работа по определению слова « километр». (Карточка №3 ) Слайд 9

Километр

Кило + метр

Тысяча

1 км = … м

Работа по карточке. Что вы можете сказать? (Слушаем группы).

Приблизительный ответ (километр, это слово состоит из 2 частей: кило и метр. Кило – это тысяча. Значит, 1 км = 1000 м)

Какую величину с приставкой кило вы уже знаете? (килограмм).

Выполните запись в тетради. Сравните с учебником с. 36. Делаем вывод, километр - это 1000 м. величина, необходимая для измерения больших расстояний.

2. Работа по учебнику. Попробуем с вами выполнить задание под № 149. Прочтите его.

Длина шага взрослого мужчины около 1 м. Сколько примерно шагов он должен сделать, чтобы пройти 1 км?( 1 км = 1000 м, т.к. длина шага около 1 м, следовательно, нужно сделать примерно 1000 шагов.)

3.

Карточка №4. ( в паре )

Длина карандаша – 18 ...

Ширина стола – 6 …

Толщина книги – 20 …

Слайд 10

4. Карточка №5 .

1 см =… мм

1 дм =… см = … мм

1 м =… дм =… см=… мм

1км= … м= … дм=… см=… мм

Слайд11

5.Презентация «Старинные русские меры». (Выступает ученица)

Даёт задание.

Организует опрос.

Работа в группе. Опрос. Вывод. Оценка работы.

Закрепление нового понятия

Работа с учебником

С.36 № 149 (устно)

Организует опрос.

Выполняют устно и аргументируют ответ.

Закрепление единиц измерения.

Работа по карточке

А сейчас, я предлагаю поработать вам в паре.

Определите, какой единицей длины пользовались при измерении и допишите ее. Это задание у вас на карточке №4.. Если выполните работу, поднимите руки.

Карточка №4. ( в паре )

Длина карандаша – 18 ...

Ширина стола – 6 …

Высота телеграфного столба – 6 …

Расстояние от города до поселка – 30 …

Толщина книги – 20 …

Проверим работу. Сравните свои единицы длины с ответами на экране. Слайд 10

Организует парную работу.

Организует проверку.

Проверяют по эталону с экрана.

Оценка работы.

Установление соотношения между единица-ми длины.

Работа по карточке.

Давайте самостоятельно установим соотношения между единицами длины и запишем их в тетрадь. Карточка №5 .

1 см =… мм

1 дм =… см = … мм

1 м =… дм =… см=… мм

1км= … м= … дм=… см=… мм

Сравним нашу таблицу с таблицей на экране. Слайд11

У кого есть ошибки, поднимите руку. Исправьте. Сравним таблицу с учебником. (у нас более подробная).

Оценим работу, поставьте в карточку оценку.

Ответьте по таблице.Сколько в 1 м см? 1000 м = это… км? 3 км = …м? 8000 м =… км

Самостоятельная работа.

Организует проверку.

Опрос. Сверка с таблицей на экране и с учебником.

Оценка работы.

Ознакомление со старинными мерами длины.

Презентация «Старинные русские меры».

Организует выступление.

Выступает ученица.

Р егулятивные :

Познавательные:

Личностные:

Умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физкультминутка (показывают старинные русские меры длины).

Первичное закрепление знаний

Организация работы над задачей. Решение задачи на движение.

Работа по учебнику с. 37 № 153.

Ребята, сейчас поработаем по учебнику.

Но прежде ответьте мне на вопрос. Как могут двигаться пешеходы из разных пунктов?

(Если нужно показать, то вызываю детей к доске. Они показывают движение из разных пунктов навстречу друг другу, в противоположных направлениях, в одном направлении).

Слайд 12

Откроем учебник на стр. 37 №153 . Слайд 13

Читаем задачу.

О ком говорится в задаче? (О пешеходах)

Что о них говорится?(Пешеходы отошли от двух остановок)

Сколько м прошел первый пешеход? (160 м)

Сколько м прошел второй пешеход?(140)

Каково расстояние между остановками? (1 км)

Что нужно найти в задаче? (Каким стало расстояние между пешеходами?)

Посмотрите внимательно на чертеж. Какого данного в задаче не хватает, чтобы краткая запись выглядела так? (двигались навстречу друг другу).

Добавим данные в задачу и прочитаем её.

Рассмотрим другую схему.

(первый пешеход прошёл 160 м, второй 140м)

Какое расстояние между пунктами? (1 км).

На какой вопрос задачи нужно ответить? (Найти расстояние между пешеходами)

Какого данного в задаче не хватает? (двигались в противоположных направлениях)

Прочитайте задачу.

2. Решим эти задачи по вариантам.

1 вариант-первую задача, 2 вариант-2 задачу.

(Два ученика у доски, решают задачу с обратной стороны доски).

Проверим решение 1 задачи. Объясняет решение ………….

1000 – (160+140) = 700 м

Проверим решение 2 задачи. Объясняет решение ………….

1000+60 + 140 = 1300м Проверка решения. Оценим себя.

Кто прав? Слайд 14.

Диалог во время работы над задачей. Организует проверку.

Дополняют условие задачи.

Решают по вариантам в тетради.

Проверка с решением у доски.

Оценка работы.

Р егулятивные :

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации,

для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Личностные:

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Решение проблемного вопроса

Разрешение проблемного вопроса.

Разрешение проблемного вопроса.

Кто прав? Слайд 14.

Возврат к проблемному вопросу

Дают обоснованный ответ.

Рефлексия. Итог урока

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Синквейн

Результаты работы группы, оценивание своей работы на уроке (самооценка)

Организует диалог с целью поведения итогов урока.

Задает вопросы
о задачах урока.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Познавательные:

Личностные:

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1.Для всего класса:

2. По выбору

3.Индивидуальное задание.

Домашнее задание Слайд 16

Всему классу : выучить таблицу

По выбору: 1. Рассчитать по карте длину реки Кировской области.

2. Задача № 153 , движение пешеходов влево или вправо.

Индивидуальное задание : Старинные меры длины.

Разъясняет задания.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

На этом уроке мы рассмотрим единицы длины, площади и таблицу единиц площади. Рассмотрим различные единицы измерения длины и площади, узнаем, в каких случаях их используют. Систематизируем наши знания с помощью таблицы. Решим ряд примеров на перевод одних единиц измерения в другие.

Вы знакомы с различными единицами длины. Какими единицами длины удобно пользоваться при измерении толщины спички или длины тельца божьей коровки? Я думаю, вы назвали миллиметры.

Какими единицами длины удобно пользоваться при измерении длины карандаша? Конечно, сантиметрами (см. рис. 1).

Рис. 1. Измерение длин

Какими единицами длины удобно пользоваться при измерении ширины или длины окна? Удобно измерять дециметрами.

А длину коридора или длину забора? Воспользуемся метрами (см. рис. 2).

Рис. 2. Измерение длин

Для измерения более крупных расстояний, например, расстояний между городами, используют более крупную, чем метр, единицу длины - километр (см. рис. 3).

Рис. 3. Измерение длин

В 1 километре 1000 метров.

Выразите расстояние в километрах.

1 километр - это тысяча метров, значит, число тысяч будет обозначать километры.

8000 м = 8 км

385007 м = 385 км 7 м

34125 м = 34 км 125 м

В числе количество сотен, десятков и единиц указывают метры.

Можно рассуждать по-другому: 1 км в тысячу раз больше 1 метра, значит, число километров должно быть в 1000 раз меньше числа метров. Поэтому 8000: 1000 = 8, число 8 означает количество километров.

385007: 1000 = 385 (ост. 7). Число 385 обозначает километры, остаток - количество метров.

34125: 1000 = 34 (ост. 125), то есть 34 километра 125 метров.

Прочитайте таблицу единиц длины (см. рис. 4). Постарайтесь ее запомнить.

Рис. 4. Таблица единиц длины

Для измерения площадей используют разные мерки. Квадратный сантиметр - это квадрат со стороной в 1 см (см. рис. 5), квадратный дециметр - это квадрат со стороной в 1 дм (см. рис. 6), квадратный метр - это квадрат со стороной в 1 м (см. рис. 7).

Рис.5. Квадратный сантиметр

Рис. 6. Квадратный дециметр

Рис. 7. Квадратный метр

Для измерения больших площадей используют квадратный километр - это квадрат, сторона которого равна 1 км (см. рис. 8).

Рис. 8. Квадратный километр

Слова «квадратный километр» сокращенно при числе записывают так - 1 км 2 , 3 км 2 , 12 км 2 . В квадратных километрах измеряют, например, площади городов, площадь Москвы S = 1091 км 2 .

Вычислим, сколько квадратных метров в одном квадратном километре. Чтобы найти площадь квадрата, надо длину умножить на ширину. Нам дан квадрат со стороной в 1 км. Мы знаем, что 1 км = 1000 м, значит, чтобы найти площадь такого квадрата, умножим 1000 м на 1000 м, получится 1 000 000 м 2 = 1 км 2 .

Выразите в квадратных метрах 2 км 2 . Будем рассуждать так: так как 1 км 2 - это 1 000 000 м 2 , то есть число квадратных метров в миллион раз больше, чем число квадратных километров, поэтому умножим 2 на 1 000 000, получим 2 000 000 м 2 .

56 км 2: умножим 56 на 1 000 000, получим 56 000 000 м 2 .

202 км 2 15 м 2: 202 ∙1 000 000 + 15 = 202 000 000 м 2 + 15 м 2 = 202 000 015 м 2 .

Для измерения маленьких площадей используются квадратный миллиметр (мм 2). Это квадрат, сторона которого равна 1 мм. Слова «квадратный миллиметр» при числе записывают так: 1 мм 2 , 7 мм 2 , 31 мм 2 .

Вычислим, сколько квадратных миллиметров в одном квадратном сантиметре. Чтобы найти площадь квадрата, надо длину умножить на ширину. Нам дан квадрат со стороной 1 см. Мы знаем, что 1 см = 10 мм. Значит, чтобы найти площадь такого квадрата, умножим 10 мм на 10 мм, получится 100 мм 2 .

Выразите в квадратных миллиметрах 4 см 2 . Будем рассуждать так: так как 1 см 2 - это 100 мм 2 , то есть число мм 2 в 100 раз больше числа см 2 , поэтому умножим 4 на 100, получим 400 мм 2 .

16 см 2: умножим 16 на 100 = 1600 мм 2 .

31 см 2 7 мм 2: это 31 ∙ 100 + 7 = 3100 + 7 = 3107 мм 2 .

В жизни часто употребляются такие единицы площади, как ар и гектар. Ар - это квадрат со стороной 10 м (см. рис. 9). При числах ар записывают короче: 1 а, 5 а, 12 а.

Рис. 9. 1 ар

1 а = 100 м 2 , поэтому его часто называют соткой.

Гектар - это квадрат со стороной в 100 м (см. рис. 10). Слово «гектар» при числах сокращенно записывают так: 1 га,6 га, 23 га. 1 га = 10000 м 2 .

Рис. 10. 1 гектар

Вычислите, сколько аров в 1 гектаре.

1 га = 10000 м 2

1 а = 100 м 2 , значит, 10000: 100 = 100 а

Теперь внимательно рассмотрите таблицу единиц площади (см. рис. 11), постарайтесь ее запомнить.

Рис. 11. Таблица единиц площади

На уроке мы познакомились с новой единицей длины - км и единицами площади - м 2 , км 2 , а, га.

  1. Башмаков М.И. Нефёдова М.Г. Математика. 4 класс. М.: Астрель, 2009.
  2. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. 4 класс. Часть 1 из 2, 2011.
  3. Демидова Т. Е. Козлова С. А. Тонких А. П. Математика. 4 класс 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2013.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Mer.kakras.ru ().
  3. Dpva.info ().

Домашнее задание

  1. Найдите площадь квадрата со стороной 15 дм.
  2. Выразите: в квадратных метрах: 5 га; 3 га 18 а; 247 соток; 16 а;
  3. в гектарах: 420 000 м 2 ; 45 км 2 19 га;
  4. в арах: 43 га; 4 га 5 а; 30 700 м 2 ; 5 км2 13 га;
  5. в гектарах и арах: 930 а; 45 700 м 2 .