Зимние сказки про птиц. Короткие рассказы про птиц

АИСТ

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
С древних времен люди считали белых аистов символом удачи и успеха. Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.
Люди сочинили про аистов множество легенд. По одной из них, аисты приносят родителям новорожденных детей, а по другой – аисты часто подбрасывают драгоценные камни в дымоходы печных труб, на которых они построили гнездо. На Благовещенье к прилету аистов выпекали печенье с изображением аиста. Дети подбрасывали печенье вверх и просили аиста принести хороший урожай.
Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.
Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.
В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба родителя. Через 4–6 недель из яиц вылупляются маленькие аистята. Еще через два месяца птенцы начинают учиться летать и отправляются вместе с родителями на первую охоту.
Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.
ЗАГАДКА
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свертком… (аист)
(Н. Доброта) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Летящий аист предвещает тому, кто его увидит, здоровье и урожай, замужество и здоровье; неподвижный аист – болезни, засуху, безбрачие. Деньги в кармане при встрече с аистом сулят богатство, а пустые карманы – убытки.


ЦАПЛЯ

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат.
(А. Картина)
Вы, конечно, догадались, что эти стихи посвящены цапле. Цапли обитают на берегах водоемов и болот всех континентов нашей планеты, кроме Антарктиды.
Любимая еда цапель – мелкие рыбешки и лягушки. Подкарауливая добычу, цапля может долгое время простоять на одном месте неподвижно, иногда опираясь на одну ногу. Завидев подплывающую рыбку, цапля делает резкое движение головой и хватает жертву. Особое строение шеи позволяет цапле совершать очень быстрые и резкие выпады головой.
Лягушки видят только движущиеся предметы, поэтому неподвижную цаплю они просто не замечают. А рыбу цапля подманивает, шевеля в воде длинными пальцами ног. Рыбки думают, что это по дну ползают червячки и плывут прямо в клюв цапле.
Цапли селятся большими семьями, гнезда устраивают на деревьях, а то и просто на земле. Самка откладывает крупные зеленоватые яйца, из которых примерно через месяц вылупляются птенцы. Они совершенно голые и беспомощные. Птенцы все время просят есть, и самец цапли вынужден весь день проводить в поисках пищи. Самка остается в гнезде. Когда птенцы немного подрастают, самка отправляется на охоту вместе с самцом.
Интересно наблюдать, как цапли летают. Если большинство других птиц вытягивают шею и голову вперед, то цапли, наоборот, втягивают шею глубоко в плечи.
У некоторых видов цапель на голове, шее или спине имеется своеобразная грива из длинных перьев.
ЗАГАДКИ
У этой птицы
Клюв, как две спицы.
По воде она гуляет,
То и дело нос купает.
(Цапля)
* * *
Это кто стоит в болоте
На одной ноге в дремоте?
У кого на клюве капля?
Ну конечно, это… (цапля)


ВОРОБЕЙ

Воробьи-воробышки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(С. Егоров)
Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи удивительно неприхотливы. Они едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.
Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.
Разудалый воробей
Показал с асфальта
Перед стаей голубей
И прыжок, и сальто.
(Ю. Парфенов)
Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка воробьев давала отпор даже грозному ястребу!
За теплое время года воробьиха успевает 2–3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая в когтях и клювах хищных зверей и птиц.
ЗАГАДКА
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Голодный воробей и на мякину садится.
И воробей на кошку чирикает.
Старого воробья на мякине не обманешь.


ЛАСТОЧКА

Пригревает жарко солнце,
На дворе журчат ручьи,
А у нашего оконца
Стайка ласточек кричит.
Подлетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнездышки птенцам.
(Н. Забила)
Одни из самых быстрых птиц – ласточки. Форма их тела идеально приспособлена для полета, крылья стрелообразные, а хвост вилочкой. Внешне ласточки похожи на стрижей.
Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.
Как и другие перелетные птицы, ласточки с наступлением холодов улетают на зимовку на юг, в теплые страны. Весной они всегда возвращаются в родные места.
По поведению ласточек можно предсказывать погоду. Если ласточки кружатся высоко в небе – будет тепло и сухо. А вот они летают почти у самой земли – значит, скоро пойдет дождь. Почему так? Оказывается, перед дождем насекомые, на которые попадает влага из атмосферы, опускаются к поверхности земли. За ними устремляются и охотники-ласточки.
Ласточки строят гнезда из комочков глины, соединяя их слюной. У деревенской ласточки-касатки вход в гнездо расположен сверху, а у городской ласточки – сбоку. Внутри гнездо выстлано пухом и перьями. Береговые ласточки роют норы в склонах крутых берегов рек.
ЗАГАДКА
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Строит домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка) НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Ранние ласточки – к счастливому урожайному году.
Ласточка день начинает, соловей вечер кончает.
Ласточки летают высоко в небе – к хорошей погоде, а если низко – к дождю.
Кукушка приносит весточку о лете, ласточка – теплые дни.

Роголева Елена Геннадьевна
Сказка о перелетных птицах «На озере»

На дальнем озере , среди зелёных камышей жили-были разные птицы . Дикие гуси , пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру , ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.

По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.

Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.

Любили птицы свое озеро , далеко не улетали.

Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки . Молодые утки и гуси закричали :

Смотрите, как много бабочек! Ловите их!

Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.

Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.

С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.

Заволновались молодые птицы .

Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!

Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озере замерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!

Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы . – Куда? Почему? Мы не хотим!

Мы полетим в теплые края, ведь мы – перелетные птицы . Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно, на своё озеро , - успокоила всех старая мудрая Гусыня.

Сказано-сделано . Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером , помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.

За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак , а за ней ровным клином остальные птицы . Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.

Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере , холодно и печально…

Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро , на свою любимую родину.

Вопросы по сказке .

Любили птицы своё озеро или нет ? Как они там жили?

Почему птицы улетели со своего любимого озера ?

Как называют птиц , которые улетают в теплые края?

Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?

Почему птицы возвращаются обратно?

Назовите других перелетных птиц , которых вы знаете.

К. Д. Ушинский «Чужое яичко»

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку. Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички; сбегает поклевать зёрнышек, попить водицы — и опять на место: даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая: шипит, квохчет, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться один за другим: проклюнет скорлупу носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червячков искать.

Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел, кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыплёнок, — думает курица, — и клюёт, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а всё сын. И любит, и бережёт его курица, как и прочих, и если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю свою семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди, братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапками. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать бедную.

Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Чужое яичко». Все ли яички, на которых сидела курочка, были одинаковые? Какой был цыплёнок из зеленоватого яйца? Чем он отличался от других цыплят? Что сделал этот странный цыплёнок, когда увидел пруд? Почему курица стала кричать, рваться к пруду? Кем оказался этот странный цыплёнок? Кто тебе в рассказе понравился больше всего?

К. Д. Ушинский «Петушок с семьёй»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи- хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал ку-ка-ре-ку!

Вопросы для обсуждения с детьми

Как описывает петушка К. Д. Ушинский в своём рассказе «Петушок с семьёй»? Какой у него гребешок, какая бородка, какой нос, какой хвост? Что у петушка на хвосте? Какие узоры на хвосте могут быть у петушка? Что у петушка на ногах? Как петушок созывает свою семью? Как петушок наводит порядок в своей семье? Тебе понравился петушок? Нарисуй его. Что будет у петушка самое яркое, самое красивое?

М. Зощенко «Умная птичка»

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверное, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтобы принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева, как камень, упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверное, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Вопросы для обсуждения с детьми

Каких птиц ты знаешь? Где птицы строят свои гнёзда? Почему?

Тебе понравился рассказ М. Зощенко? Как он называется? Кто тебе больше понравился в рассказе — мальчик или птичка? Почему? Расскажи, как мальчик нашёл гнездо на земле. Почему он обрадовался? Как птичке удалось спасти своих птенцов?

И. С. Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться; как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ И. С. Тургенева «Воробей». О ком этот рассказ? Кого заметила собака? Расскажи, какой был воробей. Это был старый или молодой воробей? Что с ним случилось?

Что делала собака, когда почуяла воробья? Кто спас молоденького воробышка от большой собаки? Что сделал старый воробей? Ему было страшно? А почему он бросился на защиту своего детёныша? Чем закончился рассказ? Кто тебе больше всех понравился в рассказе? Почему?

К. Д. Ушинский «Ласточка»

Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.

Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка». Для чего ласточка день-деньской летает, покою не знает? Чем занималась ласточка? Как ласточка названа в рассказе? Как ты понимаешь слова: «Придёт пора, птенцы оперятся...»?

Н. Романова «Умная ворона»

Когда я теперь по улице иду, я на птиц, которые на заборах сидят или по дорожкам бегают, смотрю внимательно. Поэтому ворону, про которую сейчас расскажу, я сразу приметила. Она была необычная. Вороны вообще от других птиц отличаются. Они как «учёные» среди них. Голова большая, клюв важный. И ходят они, а не прыгают, как воробьи.

У вороны, которую я заметила, показалось мне, крыло подбито. И вдруг я вижу — из подвала выходит кошка. У кошки глаза хитрые, всё она видит, всё понимает.

Сейчас, думаю, и я увижу, как птицы с кошками на воле живут.

Вот рядом с кошкой воробьи прыгают, но кошка на них внимания не обращает. Конечно же, ведь эта кошка дворовая, она не то что мой Котька — зря за птицами гоняться не будет. Она знает, что, сколько рядом птиц ни прыгает, поймать их всё равно очень трудно.

Другое дело — ворона с подбитым крылом. Эту ворону поймать можно. Смотрю, кошка к земле припала и начала красться. Только ворона кошку тоже видит, и вот что она придумала: ворона прямо ко мне идёт, мол, защити, не дай в обиду, прогони кошку. Тут кошка поняла, что я ей не позволю ворону поймать, красться перестала и сделала вид, будто и не нужна ей вовсе ворона.

Видно, все кошки умеют на себя безразличие напустить! Ведь мой Котька точь-в-точь такой же безразличный вид делал, когда хотел, чтобы я его с кенаром Ванечкой вдвоём оставила.

А ворона на дерево начала забираться. Прыг, прыг, крыло больное мешает, но тихо, спокойно всё выше и выше... забралась на дерево, удобно среди ветвей устроилась и сидит там, дремлет. Во сне все болезни проходят. Может, и ворона, когда проснётся, уже здоровой будет.

Вопросы для обсуждения

Как выглядит ворона? Какого она цвета? Что ест ворона? Как кричит ворона? Где чаще всего можно встретить ворону: в городе или в лесу?

Тебе понравился рассказ Н. Романовой «Умная ворона»? О ком этот рассказ? Чем отличаются вороны от других птиц? Что необычного было в этой вороне? Кто захотел поймать ворону с подбитым крылом? Как вела себя кошка, когда увидела ворону? Что придумала ворона, чтобы спастись от кошки? Кто тебе понравился в этом рассказе: кошка или ворона?

В. Бианки «Грачи открыли весну»

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север — к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю...

Вопросы для обсуждения

Какие птицы прилетают в наши края самыми первыми весной? Где они проводят зиму? Послушай рассказ В. Бианки о грачах. Что случилось с грачами в пути? Какие грачи долетели первыми? Что они теперь делают? Что ищут грачи в земле?

  • Общеобразовательные программы
  • Выступления на семинарах (жюри)
    • Роль игровых технологий Роль игровых технологий
    • Формы взаимодействия с родителями
    • Участие в жюри по ДПИ на фестивале Умка композитора Е. Крылатова
    • Участие в конкурсе Сердце отдаю детям
    • Участие в семинаре в МКОУ СОШ Солнечная
    • Участие в конкурсе "НАШЕ ПОДМОСКОВЬЕ-2014"
    • Участие в семинаре в ДДТ Юность 21.01.2015
    • Телефестиваль «Спасти и сохранить».
  • Доска объявлений Доска объявлений
    • Люди, берегите природу Люди, берегите природу
  • Работа с родителями Работа с родителями
    • Нет наркотикам! Нет наркотикам!
      • Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте
    • Бережем здоровье Бережем здоровье
      • Веселая гимнастика для глаз Веселая гимнастика для глаз
      • Гимнастика для глаз школьника
      • Дыхательная гимнастика для ребенка
      • Закаливаем грудного ребенка Закаливаем грудного ребенка
      • Как укрепить ребенку иммунитет
      • Зрительная гимнастика - 1 метод
      • Зрительная гимнастика - 2 метод
      • Самопомощь в стрессовой ситуации
      • Как сохранить зрение школьнику
      • Антибиотики польза или вред. Антибиотики польза или вред.
      • Чем занять ребенка на прогулке весной.
    • Безопасность детей в интернете
    • Духовные основы воспитания Духовные основы воспитания
      • Духовные основы воспитания. Духовные основы воспитания.
      • Как научить детей вести себя в церкви
    • Психологические сказки для детей
      • Как олененок подружился с сестренкой
      • Олененок становится старшим братом
    • Консультации для родителей Консультации для родителей
      • 6 лет готовность к школе 6 лет готовность к школе
      • 7 лет младший школьник 7 лет младший школьник
      • 8-9 лет решение конкретных задач
      • 10-11 лет переходный возраст 10-11 лет переходный возраст
      • 12 лет и старше подростковый кризис
      • Заповеди родителям от подростка
      • Ошибки и затруднения при выборе профессии
      • Права ребенка и родителей Права ребенка и родителей
      • Принципы выбора профессии Принципы выбора профессии
      • У вашего ребенка нет друзей У вашего ребенка нет друзей
      • Частые нарушения поведения у подростка
      • Что нужно знать при выборе учебного заведения.
      • Школьная дезадаптация первоклассников
      • Восприятие информации детьми Восприятие информации детьми
      • Детский сад. Адаптация Детский сад. Адаптация
      • Здоровый образ жизни в семье Здоровый образ жизни в семье
      • Игротерапия в работе с детьми
      • Как вести себя на дорогах Как вести себя на дорогах
      • Мама должна быть какой Мама должна быть какой
      • Памятка для родителей по профилактике туберкулеза
      • Правила для родителей в детском саду
      • Простудные заболевания и питание
      • Роль отца в жизни ребенка Роль отца в жизни ребенка
      • Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
      • Развлекаться или развиваться?
    • Консультации Консультации
      • Чем занять ребенка на прогулке
      • Такие важные обязанности Такие важные обязанности
      • Так ли важно рисование в жизни ребенка
      • ИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
      • Влияние семьи на развитие ребенка
      • Влияние родительских установок на развитие детей
      • Счастье - это когда тебя понимают
      • Развитие мелкой моторики рук, как средство
      • Правила безопасности для детей
      • Если ребёнок кусается Если ребёнок кусается
      • Духовно - Нравственное воспитание актуально в наше время
      • Аптечка для ребенка на море Аптечка для ребенка на море
      • Безопасность на море для детей
      • Как воспитывать мальчика в семье
      • Как эффективно можно закалить ребёнка-дошкольника
      • Книга впервые у малыша Книга впервые у малыша
      • Когда ребенку можно ехать на море
      • Летние каникулы с пользой Летние каникулы с пользой
      • Произвольность поведения Произвольность поведения
      • Ребенок идет в первый класс Ребенок идет в первый класс
      • Ребенок часто дерется с детьми
      • Советы логопеда на лето Советы логопеда на лето
      • Учим ребенка обращению с деньгами
    • Типичные ошибки в семейном воспитании
      • Типичные ошибки в семейном воспитании.
      • Советы психолога родителям по обеспечению психической устойчивости детей
      • Проблемы, с которыми сталкивается подросток
      • Позитивные и негативные установки для ребенка
      • Подросток попал в дурную компанию
      • Агрессия ребенка-подростка Агрессия ребенка-подростка
      • 10 правил воспитания счастливого ребенка
      • «Я сам»: не спугните самостоятельность
      • Воспитываем маленького помощника.
      • Дедушки и бабушки в воспитании внуков
      • Засыпать самостоятельно. Засыпать самостоятельно.
      • Как приучить ребенка к порядку.
      • Как уложить ребенка спать. Как уложить ребенка спать.
      • Малолетний негативист. Малолетний негативист.
      • Почему ребенок ругается? Почему ребенок ругается?
      • Ребенок спит с родителями. Ребенок спит с родителями.
  • Советы родителям Советы родителям
    • Психологические советы о детях
      • Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
      • Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста
      • КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ? КАКИЕ ОНИ, СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ?
      • Конвенция ООН о правах ребенка
      • Тест "Дерево". Значение фигур
      • Лечим бабушек, начиная с себя
      • Осторожно: орущая мамаша! Осторожно: орущая мамаша!
      • Если Ваш ребенок стал молчаливым и замкнутым
      • Если ребенок плохо ведет себя на улице,дома, в гостях
      • Идеальный родитель подростка Идеальный родитель подростка
      • ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕБЕНКА
      • Психологические трудности ребенка в период экзаменов
      • Патриотическое воспитание дошкольников
      • Как крестьяне на Руси детей воспитывали
    • Психологические советы родителям
      • Традиционные и современные функции семьи.
      • Развод как кризис семьи. Неполная семья.
      • Различные категории современной семьи
      • Тренинг родительской эффективности
      • Периодизация семейной жизни Периодизация семейной жизни
      • Хороший пример заразителен Хороший пример заразителен
      • С какого возраста можно оставлять ребенка одного
      • Развод родителей в жизни ребенка
      • О чем говорит детский рисунок
      • Нужна ли ребенку живая игрушка
      • Как отучить малыша от плохих слов
      • Как выбрать домашнего питомца
      • Воспитание ребенка в неполной семье
      • 10 заповедей для родителей 10 заповедей для родителей
      • 10 вредных советов невротической мамы
      • Здоровье первоклассника Здоровье первоклассника
      • Как быстро прекратить детскую истерику
      • Как вырастить ребенка сильным и ловким
      • Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым
      • Какие упреки обиднее всего для мамы
      • Можно ли ребенку давать грибы
      • Низкая самооценка - как помочь ребенку
      • Профилактика детских неврозов
      • Тревожная мама - как победить страх
      • Читаем вместе с детьми Читаем вместе с детьми
      • Экология и здоровье детей Экология и здоровье детей
    • Памятки для родителей Памятки для родителей
      • Ваш ребенок едет в лагерь. Ваш ребенок едет в лагерь.
      • Как привить интерес к чтению Как привить интерес к чтению
      • Памятка для родителей будущих первоклассников
      • Правила поведения родителей Правила поведения родителей
      • 25 простых педагогических правил для родителей
      • 30 советов родителям сыновей 30 советов родителям сыновей
      • Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?
      • Домашнее задание или воспитание ответственности
      • Как можно хвалить и как нельзя.
      • Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе
      • Как помочь ребенку поднять самооценку?
      • Как помочь ребенку преодолеть робость?
      • Как правильно вести себя с агрессивным ребенком?
      • Как правильно кричать на ребенка
      • Как сохранять спокойствие по утрам
      • О готовности детей к школьному обучению
      • Причины школьной неуспеваемости
      • Психология возраста начальной школы
      • Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.
      • СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ВЕСИТЬ ПОРТФЕЛЬ ШКОЛЬНИКА
      • Чему мама должна научить свою дочку?
      • Как приобщить ребенка к спорту
  • Психология Психология
    • 10 способов вырастить оптимиста
    • Зачем нужны страшные сказки Зачем нужны страшные сказки
    • Игротерапия: как лечит игра? Игротерапия: как лечит игра?
    • Как научить ребенка безопасному поведению на дороге
    • Как побороть компьютерную зависимость у детей
    • Ребенок ругается нецензурно Ребенок ругается нецензурно
  • Наши занятия Наши занятия
    • Техническое моделирование Техническое моделирование
    • Подарки своими руками Подарки своими руками
  • Наши мероприятия Наши мероприятия
  • Видеорубрика Видеорубрика
    • Развивающие Видео уроки Развивающие Видео уроки
    • Соревнование по боксу 14.04.2013
  • Жизнь нашего края Жизнь нашего края
    • Поселение Смирновское Поселение Смирновское
  • Сейчас 64 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

    Prev Next

    Герб

    Сельского поселения

    Смирновское

    Николай Сладков.

    Зимние долги

    Расчирикался Воробей на навозной куче - так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

    Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

    Крылья зудят, Ворона, нос чешется, - отвечает Воробей. - Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

    А вот испорчу! - не отстаёт Ворона. - Как задам вопрос!

    Во напугала!

    И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

    А зёрна у скотного двора подбирал?

    Подбирал.

    А в птичьей столовой у школы обедал?

    Спасибо ребятам, подкармливали.

    То-то! - надрывается Ворона. - А чем

    ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

    А я один, что ли, пользовался? - растерялся Воробей. - И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...

    Ты других не путай! - хрипит Ворона. - Ты за себя отвечай. Брал в долг - отдавай! Как все порядочные птицы делают.

    Порядочные, может, и делают, - рассердился Воробей. - А вот делаешь ли ты, Ворона?

    Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

    Ты тоже за других не ручайся! - упирается Воробей. - Другие, может, и думать забыли.

    Но Ворона не унимается:

    А ты слетай да проверь!

    Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

    Поздравляю с новосельем! - Воробей говорит. - На радостях-то небось и про долги забыла!

    Не забыла, Воробей, что ты! - отвечает Синица. - Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

    По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

    Да вот расчёт с меня требуют, - чирикает Воробей. - А ты, Дятел, как расплачиваешься?

    Уж так-то стараюсь, - отвечает Дятел. - Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...

    Ишь ты, - задумался Воробей. - А я думал...

    Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

    Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что - хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

    Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

    Николай Сладков.

    Синички-арифметички

    Весной звонче всех белощёкие синички поют: колокольчиками звенят. На разный лад и манер. У одних так и слышится: «Дважды два, дважды два, дважды два!» А другие бойко высвистывают: «Четыре-четы- ре-четыре!»

    С утра до вечера зубрят синички таблицу умножения.

    «Дважды два, дважды два, дважды два!» - выкрикивают одни.

    «Четыре-четыре-четыре!» - весело отвечают другие.

    Синички-арифметички.

    Николай Сладков.

    Воробьишкина весна

    Песенка под окном

    Весной в лесах и полях поют мастера песен: соловьи, жаворонки. Люди слушают их затаив дыхание. Я много знаю птичьих песен. Услышу - и сразу скажу, кто поёт. А нынче вот не угадал.

    Проснулся я рано-рано. Вдруг слышу: за окном, за занавеской, птичка какая-то завозилась в кустах. Потом голосок, но такой приятный, будто две хрусталинки ударились друг о друга. А потом просто по-воробьиному: «Чив! Чив!»

    Хрусталинкой - воробьём, воробьём - хрусталинкой. Да всё горячей, всё быстрей, всё звонче!

    Перебирал я в памяти все птичьи песни - нет, не слыхал такой никогда.

    А птичка-невидимка не унимается: хрусталинкой - воробьём, воробьём - хрусталинкой!

    Тут уж и под тёплым одеялом не улежишь! Вскочил я, отдёрнул занавеску и вижу: сидит на кусте обыкновенный воробей! Старый знакомый! Чив - Щипаный Затылок. Он всю зиму летал ко мне на подоконник за крошками. Но сейчас Чив не один, а с подружкой. Подружка спокойно сидит и пёрышки чистит. А Чиву не сидится. Он чирикает во всё горло и как заводной скачет вокруг подружки с ветки на ветку - со ступеньки на ступеньку. Тонкие ветки бьются одна о другую и звенят хрусталинками. Потому звенят, что дождевая вода замёрзла на них тонкими сосульками.

    «Чив!» - воробей. «Дзинь!» - сосулька.

    И так это выходит хорошо и здорово, ей-ей, не хуже, чем у заслуженных певцов - Соловьёв и жаворонков.

    Воробьиные ночи

    Всю зиму воробей Чив прожил в старой печной трубе. Долго тянулись страшные зимние ночи: стрелял мороз, ветер тряс трубу и сыпал сверху ледяную крупку. Зябли ножки, иней вырастал на пёрышках.

    Великий день

    Каждый день выше солнце. Каждая ночь хоть на воробьиный скок, а короче.

    И вот пришёл он - Великий день: солнце поднялось так высоко, что заглянуло к Чиву в чёрную трубу.

    Сосулькина вода

    На крышах сосульки. Днём с сосулек капает вода. Это особая вода - сосулькина. Чив очень любит сосулькину воду. Перегнётся с карниза и ловко подхватит клювом сосулькину капельку, похожую на капельку солнца. Напившись воды, Чив начинает так отчаянно прыгать и чирикать, что прохожие останавливаются, улыбаются и говорят: «Ожил, курилка!»

    Кап! Кап!

    Кусты набрякли водой. На каждой ветке гирлянды капель. Сядет воробей - сверкающий дождь! Нагнётся пить, а капелька из-под самого носа - кап! Воробей к другой, другая - кап!

    Скок, скок воробей, кап, кап капельки.

    Весенний звон

    Схватил мороз. Каждая мокрая ветка оделась в ледяной чехольчик. Сел воробей на наклонный сучок - да и покатился вниз, как с горки. Синица тоже поскользнулась - повисла вниз головой. Ворона с лёту ухнула в самую гущину сучьев - вот наделала звону!

    Перекувырк

    Каждый день новость. В воздухе появились насекомые! Чив столбиком взлетел с крыши, схватил на лету жучишку и, сделав в воздухе перекувырк, опустился на трубу. Наелся Чив жуков и мух, и начали твориться с ним странные вещи. Он вдруг схватил за загривок своего старого друга Чирика и стал трепать его, как собака кошку. Чирик орал, дрыгал ножками, бил крылышками. Но Чив трепал его и трепал, пока не выдрал у него клок перьев. А всю зиму они были друзьями. И воду пили с одной сосульки. И отмывались в соседних лужах. Только вода после Чирика стала не чёрная, а рыжая. Потому что всю зиму Чирик спал в щели кирпичной трубы.

    А теперь всё пошло кувырком.

    Ступеньки

    Обвисшие ветви ивы похожи на зелёные волосы. На каждой волосинке узелки, узелки.

    Это почки.

    Дождевые капли скатываются по ветвям, весело прыгают с почки на почку. Так на одной ножке прыгают вниз по ступенькам ребята.

    Ива сверкает и улыбается.

    Зелёные бабочки

    На тополях понатужились и лопнули почки. Из каждой почки, как бабочка из куколки, вылупился зелёный листик.

    Воробьи расселись по ветвям и стали склёвывать клейких зелёных бабочек. Угощаются; один глазок вверх - нет ли ястреба, другой вниз - не лезет ли кошка?

    Драчуны

    От сосулькиной воды и солнца, от жуков и мух, от свежих листиков воробьи ошалели. Драки тут и там! Схватятся на крыше двое - к ним мчит дюжина. Вцепятся друг в друга, трепыхаются, кричат и пернатой гирляндой валятся с крыши на головы прохожих.

    Дерево песен

    Вечером все воробьи - битые и небитые - слетаются на особое дерево - дерево песен. Дружным хором провожают они день. Так, песней, провожают они каждый день весны.

    Прохожие с удовольствием слушают воробьиный хор, улыбаются.

    Переполох

    Чив и его подружка Чука сложили гнездо в щели под карнизом. Выстлали его перьями, волосом, ватой, сеном и тряпочками. А Чука принесла фантик и два трамвайных билета: розовый и голубой. Получилось очень уютно. Чив вспоминал свою дымовую трубу и жалел, что раньше не догадался познакомиться с Чукой.

    И вдруг - скрип, скрип, скрип! В люльке к карнизу поднимался штукатур. Поднялся и лопаточкой своей стал заделывать под карнизом щели.

    Что тут началось! Все воробьи к нему скачут! Скачут по самому краю крыши, на все голоса ругают штукатура. Но штукатур не понимает воробьиного языка: замазывает щели да от воробьев лопаточкой отмахивается. А гнездо Чива и Чуки выбросил. Полетели по ветру перья, вата, волосы, сено и тряпочки. А фантик и билетики упали вниз.

    Домик-люлька

    Чив и Чука заняли скворечник. Ветер покачивал шест, и вместе с шестом покачивался их новый домик. Чива укачивало, и он клевал носом. Чука не дремала: она опять носила в гнездо перья, вату и сухие травинки. И опять принесла фантик и трамвайные билетики.

    Выселение

    Вернулись с юга хозяева скворечника - серьёзные чёрные скворцы. Молча, деловито работая, они выбросили из скворечника сначала Чива и Чуку и наконец всё их гнездо. Опять полетели по ветру перья, вата, травинки, фантик и трамвайные билеты.

    Лепестковая метель

    Засвистывает метель. По улицам течёт белая позёмка яблоневых лепестков. А в тупичках вихри. Белые вихри из яблоневых лепестков.

    Некогда!

    Слышал Чива. Он сидел у старого своего гнезда - на заброшенной старой трубе. Сидел и чирикал не своим голосом. Потому что в клюве у него торчала гусеница, как папироса. И чирикал он не раскрывая рта, «сквозь зубы». Некогда!

    Кончилась воробьиная весна. Хлопот полон рот!

    Виталий Бианки.

    «Кусок хлеба»

    На мусорную кучу зимой только сытый не летит. Но сытых зимой мало. Всё видят голодные птичьи глаза. Чуткие уши всё слышат. Думаете, раз птичьи уши не заметны, то они и не чутки? Как бы не так! Тихо скрипнет дверь - а птицы слышат. Хозяйка выплеснет из ведра помои - сразу увидят. Уйдёт - они тут как тут. Они - это вороны, галки, сороки и сойки. Птицы смышлёные, осторожные, хитрые. Человека они знают и знают, когда его надо бояться. Больше всего они любят тех, кто не обращает на них внимания. Но внимание на них трудно не обратить.

    Вороны прилетают, шумя отсыревшими крыльями, и забавно моргают, мелькая белым веком. Будто закатывают глаза от удовольствия.
    У сорок на чёрных бархатных спинках искрятся снежинки. А хвосты и крылья будто покрашены нефтью: отливают зелёным, лиловым и жёлтым.
    Чёрные галки - в серых воротничках, глаза у них белые и удивлённые.
    Сойка наряднее всех: рыжий хохол, на крыле голубое - как рябь на воде. Ладная, ловкая. Полный рот набьёт, даже горло раздуется. И скорее в лес: по углам рассовать. Рассуёт и снова летит. Страшно, а летит. От страха даже рот открывает и хохол поднимает дыбом. Даже бормочет что-то под нос. Но голод ещё страшней.
    Голод пригнал галку-инвалида. Какой-то охотник отстрелил ей нижнюю половинку клюва. Ни клюнуть, ни взять, ни почистить перья.
    Села, странно тонконосая, взъерошенная, отощавшая, с перьями-сосульками на брюшке. Будь что будет.
    Положила головку на снег и боком-боком уцепила кусок. Кусок - день жизни. Будет ли он и завтра? Видимо и невидимо птицы вокруг жилья.
    Стукнула дверь: друг или враг? С ведром или с ружьём? Лучше бы спрятаться, да надо лететь. На мусорную кучу только сытый зимой не летит. А сытых зимой мало.

    Виталий Бианки.

    Рассказ: «Сумасшедшая птица»

    Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.
    Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал, когда что-нибудь мешало моим прогулкам.
    Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.
    Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно медленно.
    Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко ясное голубое небо.
    Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.
    На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было больно от блеска белого снега.
    В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.
    Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.
    Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки. Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.
    Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой метели». Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.
    Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в сугроб, распластав сбитые ветром крылья.
    Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на всём теле её не было ни следа раны или ушиба.
    Я понял, что ворону убил мороз.
    Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут, посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.
    Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое щебетанье.
    Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней. «Вот сумасшедшая! - подумал я. - Как она может радоваться в такой мороз?» Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.
    Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом. «Утопилась!» - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно.
    Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-утопленницу.
    Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца. - Дурачок! - сказал он. - Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя. - Неправда! - горячился я. - Она сошла с ума и утопилась.

    Я сам видел, как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…

    Ну, вот что, - остановил меня отец, - беги-ка опять на то место, где ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.
    Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, - значит, есть ещё надежда, что моя белогрудая птичка жива.
    У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.
    Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка в болото.
    Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями, словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под него водяного жука.
    А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её. Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.
    Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира. Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и блестит.
    Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.
    Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».
    Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её водяным воробьём.
    В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти дни моя оляпка уже не пела больше.
    Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись. Вид у неё был грустный и недовольный.
    Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко, всегда в одну и ту же сторону.
    И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.
    Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице. «Может быть, - думал я, - она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та ворона, что я нашёл на реке после метели». Дома отец сказал мне: - Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где вода не замерзает даже в самые крутые морозы.
    На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на розыски оляпки.
    Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл вдоль реки.
    Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.
    Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой реке была широкая полынья.
    Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к нему приблизится.
    Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый ястреб.
    Не успел я опомниться, как сумасшедшая птичка исчезла в стремительной струе водопада.
    Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча ускользнула из его когтей.
    Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.
    Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я понял, что она поёт свою весёлую песенку.
    Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен, что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни холод, ни голод зимы.
    Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег. Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.
    С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в которой так любит купаться оляпка.
    Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по тонкому льду.
    Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под моим ударом, я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не удержав равновесия, и всем телом.
    К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.
    Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка, оказалась очень холодной.
    В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался в проруби.
    - Только сумасшедшие, - говорил отец, - нарочно лезут в воду зимой.
    - А оляпка? - перебил я.
    Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.

    Н. Сладков. А Барто.

    «Лебединое горе»


    Грачиха говорит грачу: "Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера.”
    -Правда ли, что для укрепления пера нужно делать птицам прививки?
    Для укрепления пера птицам нужно давать: канареечное семя, сваренное вкрутую яйцо, яичную скорлупу, листья свежей капусты, а также специальные препараты (продаются в зоомагазинах), которые обеспечат организм птицы микроэлементами, витаминами и другими жизненно важными веществами, необходимыми для роста нового оперения и профилактики заболеваний во время линьки, повысят подвижность и активность птиц.
    Чисто говорка
    КО – ко – ко – зимой птицам нелегко.
    Орм – орм – орм – они ищут корм.
    Цам – цам – цам – помогите птицам.
    Шки – шки – шки – развесьте им кормушки.


    «Подбери слова признаки»


    Тишина – необыкновенная, «мёртвая»
    Дождь – стеклянный
    Снег – первый, чистый, белый
    Снегири – нахохлившиеся
    - Почему снегири нахохлились?
    - Что вы знаете о снегирях?
    Снегирь – птица крупнее воробья, но меньше скворца. Размер туловища 15-17 см при размахе крыльев 22-29 см.
    Самка откладывает от 4 до 6 яиц и насиживает их в течение 2 недель. В это время самец приносит ей корм.
    После появления на свет снегирят, кормят их оба родителя еще чуть более 2 недель. Следует отметить, что Снегири питаются растительной пищей, и птенцов также кормят (из зоба) семенами деревьев, трав, молодыми побегами, почками. Насекомых поедают очень редко.
    Как и большинства воробьинообразных птиц, у Снегиря обыкновенного 2 кладки в году.
    К началу августа слетки линяют, и самцы надевают свой яркий алый наряд и черную шапочку. Самки же становятся более равномерного бурого окраса и также примеряют черный «головной убор».

    Г. Скребицкий и В. Чаплина.

    «Кто как зимует»

    Погляди в окно. Все стекло разрисовано белыми узорами - это мороз его так разрисовал. Холодно на дворе. Все кругом покрыто снегом - и земля и крыши домов, даже на деревьях - снег.
    Январь - самый холодный месяц, середина зимы. Пруды и реки скованы льдом, занесены снегом поля и леса. Ночи стоят длинные. В восемь часов утра еще темно, к девяти только солнышко встает. А дни зимою совсем короткие. Не усеешь на улицу выйти побегать, поиграть - глядишь, и опять стемнело.
    Загляни зимним утром во двор. По снегу прыгают воробышки, от холода нахохлились, распушились, на шарики стали похожи. Прыгают, крошки подбирают. Тут же важно, вперевалочку разгуливают вороны, между ними суетятся галки - так и смотрят, чем бы им поживиться.
    Вынесут собаке миску с едой, только поставят, а галки, вороны уж тут как тут: вокруг собаки прыгают, стараются из-под самого носа кусочек выхватить. Не выдержит пес, бросится за птицей, а другие уже в миску лезут. Схватит кто хлеб, кто косточку - и прочь улетят.
    В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы покормиться.
    Звери лесные в теплые норы забрались.
    Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
    Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился.

    Г. Скребицкий и В. Чаплина.

    "Чем дятел зимой кормится"

    Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
    Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
    А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в расщелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в расщелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

    Н. Плавильщиков.

    "Не видевши, не поверишь"

    От мороза деревья трещат, а на елке - гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет.
    Эта храбрая птица - клест.
    Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето - им все равно. Было бы сытно.
    Клестовая еда - семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется.
    Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек - нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет.
    Носы у клестов особенные - крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек.
    Хочешь увидеть клеста - ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь - там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят - вот они, клесты! А прислушаешься - услышишь: "кле-кле-кле". Это клесты перекликаются.

    Г. Скребицкий и В. Чаплина.

    «Посмотри вокруг»

    Холодно, голодно птичкам зимой. Трудно из-под снега корм доставать. Собери со стола хлебные крошки, остатки каши, какие-нибудь крупинки, зёрнышки.
    Попроси взрослых пристроить за форточкой дощечку и высыпай на неё корм: хлебные крошки, остатки каши, крупинки.
    Увидят воробышки твоё угощение и прилетят его поклевать. А если дощечку в саду пристроишь, туда не только воробьи, а синички и даже красногрудый снегирь прилетать смогут. Его сразу из всех птиц узнать можно - грудка у него ярко-красная, а на голове будто чёрная бархатная шапочка надета.
    Привыкнут птички, что их тут на дощечке кормят, - будут каждый день прилетать. А та заметь, какие птицы прилетают.
    Ворону и галку ты, наверное, каждый день видишь. А вот сумеешь ли ты их различить? Ворона больше галки. Сама она серая, крылья и хвост чёрные и на груди - словно чёрный жилетник.
    А галка вся чёрная, только на шее серые пёрышки, вроде как косыночка надета. И глаза у галки светлые.
    И кричат вороны и галки совсем по-разному. Сядет ворона на дерево или на забор, понатужится, шею вытянет и закричит: "Каррр-каррр…" А галки как будто зовут друг друга: "Галка-галка-галка". Наверное, их поэтому галками и прозвали.
    Снег лежит белый, пушистый, а каждая снежинка - как маленькая звёздочка. Её разглядеть легко. Как пойдёт снег, выйди во двор и погляди, какие красивые снежинки на твою шубку садятся.

    А хочешь посмотреть, как снег всё прибавляется, - выстругай длинную палку с острым концом и делай на ней заметки - такие, чтобы издали видно было; воткни палку в землю во дворе, там, где никто не ходит, и посмотри, как снег её будет засыпать всё выше и выше. Запомни, до какой заметочки он за зиму доберётся.
    А наступит весна, снег начнёт таять, по палочке вниз опускаться. Когда растает снег, возьми палочку и измерь, какой снег зимою высокий был. Иной раз столько его нападает, что он выше тебя за зиму вырастет.

    Зимой дни стоят короткие, солнышко светит мало. А чем ближе к весне, тем оно на небе поднимается выше и светит дольше. Ты и сам это можешь проверить.
    Если у тебя в комнате вечером перед закатом светит солнце, заметь поточнее, в каком месте на стене отразился его последний луч - последний солнечный зайчик. А пройдёт несколько дней, ещё заметь, потом ещё. Вот и увидишь, что с каждым разом зайчик всё дальше и дальше по стене скачет, с каждым днём все позднее гаснет. Это значит, что солнышко на небе светит дольше и дни становятся длинней. Значит, дело к весне идёт.

    Клаус Руге.

    «Перелётные птицы»

    Птицы - непоседы. Посмотри, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

    Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки - могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

    Как вырастить ребенка эмоционально устой…

    18-12-2015 Hits:2220 Психологические советы родителям Administrator

    Все родители мечтают, чтобы их дети не устраивали истерик по любому поводу, не капризничали, росли жизнерадостными и позитивными. Но как этого добиться?Физическим и интеллектуальным развитием ребенка мы занимаемся буквально с пеленок, а вот эмоциональная сторона, как правило, обесценивается, «остается за...

    ЧУДЕСНЫЕ ДОМИКИ

    или

    СКАЗКА О ЗИМЕ И ПТИЦАХ.

    В некотором царстве, в некотором государстве стоял волшебный лес. В том лесу росло много деревьев: колкие елочки, стройные осины, кудрявые березки, … И жили в том лесу множество прекрасных птиц и шустрые воробышки, и прожорливые голуби, и юркие синички и веселые сойки и певчие соловьи и еще много-много других. Все птички жили весело и дружно, перелетали с ветки на ветку, ловили мошек, жучков, червячков и пели песни.

    Но вот однажды в саду появилась волшебница. Она была одета в белые одежды и от нее веяло холодом. Волшебница сказала:

    Я –волшебница Зима. Я принесла с собою снег и скоро забросаю им всю землю. Снег закроет все белым пушистым одеялом. А потом придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки.

    Взмахнула Зима своим рукавом и с деревьев облетели листочки. Взмахнула еще раз и с неба посыпался белый пушистый снег и все- земля, деревья, кусты покрылись белым покрывалом. И солнышко светит, но почему-то не греет. Жучки, паучки и мошки быстренько спрятались под кору деревьев.

    Холодно стало птичкам. Стали они думать, что им делать дальше. Жаворонки и соловьи предлагали всем улететь подальше от холодной зимы- в теплые края. Воробьи и синицы, наоборот, предлагали остаться и перелететь поближе к добрым людям. Долго спорили птицы, но так и не смогли они договориться между собой, и каждая птица сделала по-своему. Жаворонки и соловьи улетели в теплые края, а воробышки, синички и другие птички перебрались поближе к людям.

    Ну, что, птички, испугались меня? - спросила Зима.

    Нет, Тётушка, Зима не испугались мы тебя. Мы перышки распушили, по веткам попрыгали и нам совсем не холодно, -ответили птицы.

    А что же вы будете кушать? Ведь все жучки и паучки спрятались. Ну-ка, улетайте тоже в теплые края.

    Нет, не улетим мы, -ответили птицы.- Мы ягодки и семена найдем.

    А зима еще пуще морозов напускает. Совсем стало голодно птицам. Летают они голодные, холодные. Что делать? Ягод совсем не осталось, а семена из-под снега не достать. Загрустили птички. Летают везде, корм ищут. Перышки у них поистрепались, сил совсем не осталось.

    А Зима довольная.

    Ну, что я вам говорила, нет тут для вас никакой еды.

    Вдруг видят птички- домик какой-то маленький деревянный висит. Решили птицы заглянуть в этот домик, а там еды видимо-невидимо. И семечки, и крошки хлебные, и даже- синичкина радость- кусочек сала. Обрадовались птицы, наелись до отвала и полетели рассказать о необычном домике своим голодным друзьям. А когда прилетели птицы обратно, увидели они что домиков таких много -много висит. И в каждом домике много вкусных семечек, ягодок, зернышек.

    Увидела это Зима, еще сильнее морозов напустила, а птичкам не страшно. Сытые, они перышки распустили и не мерзнут.

    Решила посмотреть Зима, кто же помогает птицам. Подкралась она тихонечко к домикам и увидела детишек, которые очищали домики от снега и насыпали туда зерна и другой корм. А домики ребята называли кормушками.

    Попыталась Зима детишек напугать морозами, да не испугались они ее. Оделись потеплее и снова пришли к кормушкам.

    А птички решили отблагодарить детей за помощь. Они стали новые песенки птицы к весне учить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа о зимующих и перелётных птицах

    Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность...

    Викторина о зимующих и перелётных птицах

    Данная викторина для детей подготовительной группы. В доступной и интересной форме представлены задания. Задания направлены на развитие и расширение кругозора детей....