1 политика как общественное явление. Урок по обществознанию «Политика как общественное явление

Глава 3. Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин

Политику, политическое по-своему исследуют не только политология, но и другие науки.

Сначала рассмотрим соотношение политологии с науками, носящими более общий характер, предварительное изучение которых создает общетеоретическую и методологическую базу для изучения проблематики политологии. Поэтому и соотношение между этими науками определяется, прежде всего, тем, что предмет, законы и категории философии и социологии значительно шире, нежели предмет, законы и категории политологии, а также тем, что знание законов и категорий более общего порядка является важнейшим условием правильного подхода к изучению явлений и процессов более частного порядка.

Политика, как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469-1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Это дало повод немецкому социологу Максу Веберу (1864 - 1920) заметить, что политика "имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем".



В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина "политика" в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием "стратегия".

Подобные интерпретации политики указывают на важные стороны этого сложного явления; они, в частности, характеризуют функциональные возможности политики: целеполагание, достижение согласованных решений с помощью власти. Однако вышеуказанные трактовки политики не следует считать исчерпывающими. Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния, как, например, различные лоббистские группы, средства массовой информации. Кроме того, узко прагматическое, прикладное понимание политики оставляет вне поля зрения ее ценностные, смысловые начала. Вероятно, для выявления целостного понимания политики следует рассмотреть процесс ее формирования как важного социального института.



Политика как сфера деятельности по руководству обществом входит в жизнь каждого человека достаточно рано. «Если бы люди были ангелами, - как-то заметил один из авторов Конституции США 1787 года Дж. Мэдисон (1751 - 1836), - то не требовалось бы никакого правительства». Однако до тех пор пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и человек свободен пользоваться им, а в обществе существует "неравное распределение богатства", различия во мнениях неизбежны. Они становятся причиной конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Политика - важнейшая сфера жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина. Она буквально пронизывает все сферы (работу, быт, досуг, духовный мир, участие во власти и т.д.) социальной жизни отдельных людей и их групп, классов, наций. Что же представляет собой политика с точки зрения теории? Каковы сущностные характеристики мира политического?

"Политика" - одно из наиболее употребимых слов в общественном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все".

Мы говорим: о политике государства, о политике партий, о научно-технической политике, о военной политике, о семейной политике и т.д.

Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же существует разница в содержании понятия "политика" применительно к каждому из них?

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, подчиненную определенной цели.

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384-322г.г. до н.э.). Под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика" был введен в научный оборот термин "политика" - от греческого рolitika - государственные и общественные дела; polis - город, государство. По определению Аристотеля политика - это цивилизованная форма общности, которая служит достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). В античном мире управление небольшими городами-государствами осуществлялось всеми свободными гражданами.

Политика - это один из основных социальных институтов общества, наряду с семьей, экономикой. Но в отличие от них, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов. Для реализации этих интересов и создаются специальные политические институты: государство, партии, общественно-политические движения.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей.

"Если бы люди были ангелами - отмечал один из авторов Конституции США 1787г. Дж. Мэдисон - то не требовалось бы никакого правительства". Однако "до тех пор, пока разум человека подвержен ошибочным суждениям и он свободен пользоваться им", а в обществе существует "неравное распределение богатства", "различия во мнениях неизбежны". Они становятся причиной раздоров и конфликтов. Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системы призвана политика.

Причины возникновения политики как особой сферы деятельности имели свои особенности на Западе и Востоке.

В странах западной цивилизации, ориентировавшихся на приоритет прав и свобод личности, политика возникла главным образом в результате социального расслоения общества. Действие закона общественного разделения труда вело к дифференциации потребностей и интересов людей. Появилась надобность в постоянно действующих институтах государственной власти и людях, специально подготовленных для согласования несовпадающих интересов, для руководства общественными делами.

В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью решать жизненно важные для общества масштабные задачи: строительство ирригационных сооружений; поддержание их в надежном состоянии; освоение новых земель и др.

И на Западе и на Востоке требовалось также сохранять территориальную целостность стран; защищать их жителей от внешних вторжений.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики становилось все более комплексным и выходило далеко за пределы государственно-организованной деятельности. Политика постепенно проникала в сферу частных интересов, оказывая регулирующее воздействие на деятельность свободных индивидов.

Современный мир политики характеризуется многогранностью и сложностью (см. схему).


Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью завоевания политической власти или ее упрочение специфическими методами .

Политика существует в различных ипостасях - в виде мышления, говорения (языкового выражения) и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяют различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики - разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придерживающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

В политическом процессе находит отражение сложный конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политического соперничества, борьбы.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

  • 1. Низший уровень включает решение местных проблем (жилищные условия, строительство и эксплуатация больниц, школ, общественный транспорт и т.п.
  • 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. Это политика на уровне региона. Ее осуществляют большие группы, заинтересованные в развитии своего региона.
  • 3. Национальный уровень , или его еще называют макроуровень, характеризует политику на государственном уровне: это публичная принудительная власть, особенности ее устройства и функционирования.
  • 4. Международный уровень или мегауровень относится к деятельности международных организаций: ООН, ЕЭС, НАТО и др.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее свойствами:

универсальностью , всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

включенностью , или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения, как следствие,

атрибутивностью - способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами

Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика улавливает тенденции общественного прогресса. В русле этих тенденций формулирует общие цели; разрабатывает проекты будущего; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает и регулирует конфликты или цивилизованно их разрешает.

Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости - и для преобразования ее.

Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90 годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.

Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном итоге определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономику, ускоряя или замедляя ее движение.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать:

различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования.

Но и действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений то ли ускоряет, то ли замедляет свое развитие.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и общие черты, и отличия.

Обе эти сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека - с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей - со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу, как отдельным личностям, так и всему человеческому роду.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

Со временем, с возникновением сложных социальных общностей, традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества - все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но политика имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Она носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

Отступление от морали - общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень!" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма - это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия: имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в том, что:

  • · политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;
  • · политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия - явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;
  • · в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий: отвлекает верующих от борьбы за улучшения жизни, либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

религизации политики;

политизации религии.

Религизация политики состоит в том, что:

политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

церковь использует государственные средства масссовой информации для пропаганды своего вероучения;

государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религии состоит в том, что:

служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

Основные классификации политики


Литература

Лузан А. О. Політика і суспільство // Політологічні читання. - 1993. - №1.

Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. - К., 2001.

Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. - 1994. - №2.

Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М., 2000.

Шматко Н. А. Феномен публичной политики // Социс. - 2001. - №3.

1.

2. Политология как общественное явление

Термин политика от греческого существительного полис, т. е. город-государство, и образованного от него прилагательного политикус, т. е. всё, что связано с городом, государством, гражданином. Оценивая роль политики Платон и Аристотель считали, что она вносит нечто важное в удовлетворение потребностей человека, и её знание необходимо для сознательной деятельности людей. Политика неотделима от понимания человеком самого себя и окружающего его мира.

Политика – неустранимый аспект общественного существования. Она возникла из требований, предъявляемых людьми друг другу в условиях разрешения противоречий между ними, властного распределения дефицитных благ и руководства в процессе достижения общих целей. Сложный характер явления приводит к разнообразным трактовкам понятия политика.

В самом широком смысле политика – деятельность по организации совместной жизни людей в обществе и охватывает по меньшей мере 4 взаимосвязанных процесса:

Управление и контроль за развитием социальных процессов

Политическая деятельность, предполагающая наличие власти в руках политиков.

Необходимость регулирования общественной жизни осознавалось людьми с периода, когда человеческое общество было слабо дифференцированным и находилось на начальном уровне удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. В первобытных обществах организующей силой выступали механизмы самоорганизации и саморегулирования с помощью кровно-родственных связей, системы языческих табу, религиозных догматов и нравственных ограничений. По мере развития общества и его социального роста, т. е. имущественной дифференциации, эволюции семейных отношений и общего повышения социальной мобильности прежние способы регулирования отношений между людьми утратили свою эффективность. Появилась необходимость в новых социальных регуляторах, способных разрешать сложные внутренние и внешние противоречия и конфликты. Возникла потребность в особой социальной силе, которая, используя инструменты власти, обеспечила бы реализацию интересов каждого отдельного человека на фоне урегулирования межгрупповых разногласий, сохранения целостности и защиты интересов общества на международной арене. Социальной силой, выполняющей эти задачи, стала политика как новый вид общественных отношений, инструмент и способ разрешения конфликтного социального взаимодействия между людьми.


Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования гос-ва;

Связь с действиями и интересами больших масс людей

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость анализа учётом многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность, хотя довольно часто встречается в реальной политике;

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей;

Инклюзивность.

Политика – объективно обусловленное целенаправленное участие больших масс организованных групп людей в делах государства и общества.

Классификация политики:

А) по направленности:

Внутренняя

Внешняя

Б) по сферам общественной жизни:

Экономическая

Социальная

Правовая

Научная

Национальная и др.

В понимании предмета политологии нет единства мнений. Разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, во многом обусловлены национальными особенностями развития политической мысли в различных странах, социально-экономическими, культурными условиями формирования властных институтов.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в госудадарственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

9. Структура и функции политологии

В 1948 г. Группа экспертов ЮНЕСКО предложила проблемы, изучаемые политологией, объединённые в 4 группы:

1) политическая теория

2) политические институты (конституции, центральные правительства, региональное (местное) управление, сравнительный анализ политических институтов

3) партии, группы, общ-ое мнение

4) международные отношения (международная политика, международная организация, геополитика)

Структура политологии.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось по рекомендации ЮНЕСКО с 1948 г. В РБ изучение политологии ведётся с 1989г.

Политология выполняет ряд функций:

- Методологическая – использование политологических знаний в качестве теоретической основы для других наук

Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

Социолизирующая – изучение политологии способствует приобретению навыков анализа политической жизни и рационально-критической оценки властвующих, формированием современной политической культуры, умению понимать и реализовывать свои интересы, гражданские права и обязанности

Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событиий.

Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т. д.

Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

10. Методы политологии

Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации:

1. Общенаучные методы: анализ, т. е. мысленное разложение целого на составные части и использование этих частей; синтез, т. е. познание какого-либо явления или процесса в единстве и взаимосвязи его составных частей; индукция, т. е. логическое умозаключение, построенное по принципу от частного к общему, от анализа отдельных фактов к обобщению; дедукция, логическое умозаключение, построенное по принципу от общего к частному; сравнение - путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

2. Социологический – с его помощью можно выявить взаимосвязь политики и др. сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, права, власти и т. д.; позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются

3. Онтропологический – выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта психики, национального характера, т. е. качеств человека как биопсихосоциального существа

4. Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

5. Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т. д.

6. Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

11. Понятийный аппарат политологии

Категориальный аппарат политологии относится к числу наиболее дискуссионных проблем данной науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается многозначностью ряда категорий, разночтением определений и формировок понятий. Понятия и формы в обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Они выступают главным конструкционным элементом любой научной теории. Следовательно, категории и понятия политологии как науки выступают в качестве результата познания, политической сферы общественной жизни и отражают наиболее существенные связи и отношения, присущие явлениям и процессам политики.

Понятие – это первичный инструмент познания вообще и политической теории в частности. Это научное определение политического факта, явления или процесса.

Категория – более сложный инструмент познания, понимаемый как взаимосвязь, комбинация понятий. Помогает осознать связь между политическими фактами, явлениями и процессами. Категории политологии можно условно распределить по следующим группам:

1. понятия исходные (класс, социально-классовая структура, власть, государство и т. д.)

2. понятия основные (политика, политическая власть, политический интерес, политическая система, политическая культура)

3. понятия вспомогательные (противоречие, социальный конфликт, руководство социально-политическими процессами)

12. Политология и другие социально-гуманитарные науки

Политология, философия, и социология.

Философия и социология не могут не исследовать политическую жизнь, поскольку она представляет собой неотъемлемую и важную составную часть и всего мироздания и общества как целого. Политическая философия непосредственно изучает политику, политическую реальность не как таковые, взятые сами по себе, как это делает политология, а как составные части, элементы, формы проявления мира в целом и их взаимоотношения с экономической, социальной и духовной реальностями.

В политической философии находит свое выражение общемировозреннческий подход и уровень изучения политики и политического, включая выяснение соотношения здесь объективного и субъективного бытия и сознания; причинно-следственных связей, источника движения и развития и т. д.

политическая социология. Она изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражение в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с их социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания в политике и властвования, влияние социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и др.

Такая тесная связь между политологией и политической социологией обусловлена рядом моментов. Во-первых, личности, социальные группы, общности институты и организации являются важнейшими субъектами и объектами политики. Во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности людей и их объединений, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе. В-третьих, политика как специфическое социальное явление не только определяет функционирование и развитие одной (политической) из сфер общественной жизни, но и обладает особым свойством глубокого проникновения и серьезного влияния на другие сферы жизни общества – экономическую, социальную и духовную – и тем самым во многом определять жизнь общества в целом.

Социология изучает проблему гражданского общества в связи с исследованием социальной реальности, а политология – в аспекте изучения политической деятельности.

Итак, философия, изучающая мир в целом, и социология, изучающая общество как целостный социальный организм, выступают как науки более высокой степени общности, чем политология (как одна из многих частных или специальных наук, исследующих ту или иную часть, сферу, область, сторону окружающего мира и общества). Они играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем развитие политологии расширяет и углубляет связь философии и социологии с жизнью, содействует проверке правильности их широких и общих положений и выводов, способствует накоплению теоретического и эмпирического материала, необходимого для философских и социологических общностей.

Политология и история.

Соотношение политологии и исторической науки – это соотношение теории и истории, теории общественно-политического развития и его истории. С одной стороны политология опирается на исторический опыт политической жизни и осуществления политики, включает в себя соответствующий раздел, посвященный истории политической мысли. А с другой, представляя собой, теоретическое обобщение политической истории, политология способствует более глубокому политическому анализу исторических фактов и исторического процесса, в котором политические субъекты играют далеко не последнюю роль. В этом находит свое выражение взаимосвязь и взаимодействие политологии и истории.

13. Мыслители Др. Греции и Др. Рима о власти, политике, праве (Платон, Аристотель, Цицерон )

Становление и развитие полит. мысли в Др. мире идёт параллельно с развитием гос-ва. Там где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисл. полит. теории. Это хар-но для древней Греции. Образцами развития полит. мысли того времени могут служить известные полит. теории Платона и Аристотеля.

Платон (4гг. до н. э. Главные произведения – «Государство», «Политик» и «Законы».

По его мнению общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить только совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда . Общее благо, учет интересов всех групп, по Платону, отнюдь не предполагают равенства, наоборот, Платон- сторонник сословности и жесткой социальной иерархии. И здесь он исходит из принципа разделения труда. В государстве должно быть три сословия . Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители - философы, яростному началу - воины, вожделеющему - земледельцы и ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. Сословия не только не равны, но и наследственны и замкнуты. Платон видит корень общественных противоречий и конфликтов в частной собственности, раскалывающей общество на бедных и богатых и побуждающей каждого гражданина думать прежде всего о своих личных интересах. Конструируя в диалоге “Государство” идеальное общественное устройство, Платон выдвинул смелый план упразднения частной собственности среди правителей и воинов, т. е. первых двух сословий.

Политология как наука и учебная дисциплина. Политология (от греч. рolitike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, учение) – это наука о политике, политической власти и их взаимосвязях с человеком, обществом и государством. Политология как самостоятельная научная и учебная дисциплина в современном ее понимании сложилась в XX вв. В 1949 году была создана Международная ассоциация политической науки.

Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений или, говоря иными словами, политическая сфера общества. Предмет политологии – политические явления и процессы, закономерные взаимосвязи многочисленных политических учреждений, органов и организаций по поводу политической власти, а также политическое сознание и политическое поведение людей.

Методы политологии. При изучении конкретных политических явлений и процессов используются различные методы. Наиболее широкое применение в политологии получили следующие научные методы исследования :

диалектический, заключающийся в рассмотрении процессов и явлений политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества;

эмпирико-социологический – совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований, ориентированных на применение полученных результатов в практической деятельности участников политических отношений;

компаративный (сравнительный) – сопоставление различных политических объектов, процессов, явлений на предмет выявления общего и особенного в них;

системный – рассмотрение политической сферы общества как сложноорганизованной целостности, все элементы которой органически взаимосвязаны;

бихевиоральный состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп;

исторический предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым

Функции политологии. Политология выполняет такие функции , как:

методологическая , заключающаяся в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов;

теоретическая – это концентрация, обобщение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки;

описательная – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни;

объяснительная – это поиск и нахождение ответов на возникающие вопросы политической жизни;

прогностическая – аргументированное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов;

инструментальная – выработка практических рекомендаций для властных структур;

мировоззренческая – поиск ответа на вопросы о своем месте в системе социально-политических отношений и своей роли в политических процессах;

идеологическая – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости социальных отношений.

Политика как общественное явление . Политика как явление социальной жизни не является прису­щим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институ­ты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых ин­тересов обусловили возникновение государства и вместе с ним поли­тики. Таким образом, политика своим происхождением обязана го­сударству. Да и в буквальном переводе с греческого политика озна­чает «то, что относится к государству».

Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; но направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру – на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политика это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Функции политики в обществе. Политика выполняет в обществе ряд важных функций :

управленческая (политическое руководство обществом);

интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих их частей, систем;

регулятивная , способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

теоретико-прогностическая , цель которой – выработка концепции, стратегии, курса развития общества;

артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

нормативная , связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

социализация личности – функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Взаимосвязь политики с другими сферами общества. Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономической, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера – это область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей.

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем): хозяйственно-экономическая, социальная, политическая, духовная. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества. С другой – сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство в лице его различных институтов, учреждений и органов. Но у политики есть пределы воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок – «плохо», планирование – «хорошо».

Политика и экономика . Политика имеет собственную логику развития, при этом она, испытывая воздействия экономических факторов, сама оказывает существенное влияние на функционирование и развитие экономики. Экономику можно рассматривать в качестве базиса политики в том смысле, что она производит те материальные ресурсы, перераспределение которых осуществляется в сфере политики, и, таким образом, возможности экономики определяют возможности политики. Ни один политик не способен делать более того, что позволяют ему имеющиеся экономические условия. Однако политика – это не пассивное отражение экономики, она способна оказывать огромное обратное влияние на экономические процессы. Возможности самой экономики, ее эффективность во многом, а иногда и в решающей степени зависят от экономической политики государства, от тех правил экономической жизни, которые установлены политической властью. Другими словами, политика в известном смысле сама выступает базисом по отношению к экономике. В конечном счете представляется бессмысленным трактовать отношения экономики и политики с помощью категорий базиса и надстройки. Это две важнейшие части общественного организма, выполняющие специфические функции и сложные функциональные связи.

Политика и право. Политика неотделима и от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право, в свою очередь, является сложным феноменом, порождаемым нуждами общества. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Характер права, его содержание, направленность определяются господствующим в обществе политическим режимом.

Политика и мораль. Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях, на основе которых должна строиться жизнь любого человека. В античной философии предполагалось, что государство должно соблюдать нормы морали и действовать ради общего блага. Однако в реальной политической практике процветали насилие, беззаконие и обман. В итоге сложилось известное выражение: «политика – грязное дело». На самом деле политика – это компромисс между желаемым и возможным. В современном мире постепенно формируется этико-гуманистический подход к политике. Он предполагает выбор политических решений на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Очень важен и общий уровень морали в стране.

Политика и религия. Сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она сама может претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

С давних времен политика остается важнейшим механизмом организации совместной жизни людей. При этом она является едва ли не самым таинственным и многоликим общественным явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог «расколдовать» за тысячелетия человеческой цивилизации.

Политика прямо или косвенно затрагивает каждого человека, поскольку от нее во многом зависит распределение общественных ресурсов, социальное положение индивидов и различных слоев общества, их возможности по реализации своих жизненно важных потребностей и интересов. В этой связи наличие правильных и ясных представлений о политике является необходимой предпосылкой для понимания этой сложной и неоднозначной сферы общественных отношений.

Изначально происхождение политики вызвано разрушением монолитного единства первобытных форм организации жизни людей, усложнением взаимодействия индивидов и групп, системы производства, потребления и распределения материальных благ, возникновением социально-экономического неравенства людей. Первобытные общественные отношения, основанные на традиционных инструментах регулирования частных и групповых противоречий, таких как обычаи, традиции, религиозные установления, авторитет старейшин, с утратой приоритета кровнородственных связей становились неэффективными и недейственными.

Соответственно в сложном социально дифференцированном обществе возникла необходимость в новых, более эффективных способах организации совместной жизнедеятельности людей, согласования их интересов и поведения. И таким способом организации общественных отношений становится политика.

Политика как способ организации и упорядочения жизнедеятельности социально неоднородного общества означала принципиально новое качество и характер взаимоотношений и взаимодействия людей, их деятельности. Она становится необходимым регулятором жизнедеятельности общества, в котором присутствует выраженная дифференциация различных социальных групп, их социально-экономического, властного, этнического и другого положения, условий жизни.

Итак, в наиболее общем смысле политика представляет собой процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и изменяют нормы собственного общежития. Политика неразрывным образом связана с такими явлениями, как конфликт и сотрудничество. Это так, поскольку, с одной стороны, существующие в обществе расхождения во мнениях, потребностях и интересах создают разногласия в отношении различных социальных норм, с другой - имеется общее понимание, что для изменения или сохранения этих правил и норм необходимо сотрудничать.

В истории общественной мысли сложилось широкое многообразие концепций, с различных позиций объясняющих природу и сущность политики. Основанные на определенных мировоззренческих позициях, они носят конкретно-исторический характер, отвечая актуальным запросам того или иного периода общественного развития тех или иных социально-политических сил.

Вместе с тем в большинстве этих концепций присутствует идея о том, что, во-первых , политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми... Человек по природе своей есть существо политическое (Аристотель). Другими словами, политика порождается биосоциальной сущностью человека, нуждающегося во взаимодействии с другими людьми, в регулировании их совместного проживания и деятельности ради достижения частных и общих интересов.

Во-вторых, имеется также принципиальное единство в том, что политика складывается в процессе управления и регулирования общественных отношений, господства-подчинения, главным элементом которых является власть. С помощью последней субъекты этих отношений проводят свою волю, добиваются определенных целей. Политика и власть рассматриваются как взаимообусловленные явления.

Политика имеет предельно широкое влияние на все сферы общественной жизни, оказывает непосредственное воздействие на них, проявляясь в различных формах и видах - соперничестве, примирении, сотрудничестве, борьбе, согласии и т.д., на различных уровнях отношений и контактов людей. По мнению известного ученого М. Вебера, политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. В сложноорганизованных обществах для проведения политики складываются формализованные органы (советы, совещательные органы и т.п.), которые позволяют определенным зо индивидам и социальным группам эффективно отстаивать и реализовывать свои интересы, господствовать в системе общественных отношений. При этом основным институтом политики становится государство. Неслучайно этимология термина «политика» дословно означает государственные и общественные дела.

Политика как общественное явление имеет разнообразные формы проявления. Поэтому ее изучение осуществляется в различных ракурсах, например: как сфера общественной жизни, особый вид взаимоотношений индивидов, социальных групп и институтов, поведение и деятельность людей, способ завоевания и использования власти, управление общественными отношениями и их регулирование и т.д.

Определение политики - предмет многолетних дискуссий, которые продолжаются по настоящее время. Дело в том, что в понятии «политика» заложено множество вполне приемлемых значений.

Так, мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство», которое управляет всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.), как способность «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как «воля к власти и знание об умелом правлении» (Н. Макиавелли); как «способность проводить волю, обеспечивая лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство» (М. Вебер); как «область борьбы за реализацию классовых интересов» (К. Маркс); как «отношения между публично борющимися группами людей, которые взаимно определяются в понятиях “друг - враг”» (К. Шмитт).

Современная российская политическая мысль чаще всего определяет политику как область деятельности по поводу реализации общественных интересов, связанную с управлением и властными отношениями.

Как бы то ни было, осмысление политики определяется самыми что ни на есть глубокими интеллектуальными и идеологическими предпочтениями тех, кто изучал и изучает данный феномен. На сегодняшний день сложились следующие традиции понимания политики:

  • политика как искусство государственного управления;
  • политика как публичный процесс;
  • политика как компромисс и консенсус;
  • политика как власть и распределение ресурсов.

Каждая из этих традиций опирается на различные и при этом вполне веские основания, чтобы быть признанной. Впрочем, у каждой из них есть свои пробелы в объяснении политической реальности. В отечественной политической науке наиболее распространенным является толкование политики с позиций властного подхода и распределения ресурсов, так как в конечном итоге центральным вопросом политики выступает вопрос власти.

Итак, политика - это отношения между различными социальными группами и институтами по поводу завоевания и удержания государственной власти, ее использования для реализации общественно значимых интересов.

Качественная определенность политики как особой сферы отношений выражается в ее свойствах, которые в совокупности позволяют отличать ее от других общественных явлений. Важнейшими свойствами политики являются: проникновение, конкурентность, асимметричность, рациональность, рискованность, пространственность, темпоральность, взаимодействие элитарных и неэлитарных групп, процессуальность.

Проникновение политики проявляется в том, что она интегрирована во все сферы общественной жизни и тем самым способна придать решаемым в них вопросам публичный характер. Свойство проникновения политики прежде всего заключается в подвижности и разнообразии проблем, которые воспринимаются государственной властью как общественно значимые.

Как известно, явление, процесс или проблема имеют политический характер, если они: 1) касаются вопроса государственной власти; 2) затрагивают интересы широких слоев населения;

3) граждане проявляют к ним свое отношение посредством различных механизмов политической активности; 4) становятся предметом соперничества и борьбы за власть разных социальных групп; 5) публичная власть, ее структуры и лица признают за собой право решать эту проблему или массы требуют от них такого решения.

Конкурентность - это свойство политики, которое проявляется в том, что содержание отношений и взаимодействия политических субъектов является результатом столкновения различных групповых интересов, сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций. Политика складывается и функционирует на основе постоянного противоборства социально-политических сил, ориентирующихся на различные жизненные стандарты, ценности, социальные институты.

Асимметричность политики выражается в сложности, а порой и невозможности поддержания постоянного баланса интересов и сил между участниками политических отношений. Заметим, что ключевой вопрос политики - власть - также представляет собой асимметрическое отношение. Другими словами, политика - внутренне обратимое, принципиально несбалансированное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. В реальной жизни можно периодически наблюдать, как тот или иной политический режим под воздействием обстоятельств меняет социальную и идеологическую ориентацию, переходит от методов использования силы к убеждению, обретает и вновь утрачивает легитимность.

Рациональность. Политика, вырабатывая механизмы согласования различных интересов и позиций участников политической жизни, имманентно ориентирована на поиск оптимального выстраивания политических отношений и политических институтов, ограничение иррационального компонента, утверждение рациональных принципов и процедур. Рациональное начало политики имеет особое значение для жизнедеятельности общества, поскольку социальное взаимодействие нередко имеет неадекватные проявления (следование суевериям, предрассудкам, ритуалам, мифам), несоизмеримые со сложившимися условиями.

Рискованность политики обусловлена тем, что борьба социально-политических сил за государственную власть может привести к непредсказуемым последствиям. Политика представляет собой вид деятельности, довольно затратной и не гарантирующей компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии. Неожиданный проигрыш на выборах, политические кризисы и конфликты, вызывающие дестабилизацию социальных и экономических порядков, заставляют относиться к политике как к области деятельности, связанной с повышенной опасностью невыполнения намеченных планов.

Пространственность - это свойство политики, которое связано с ограниченностью политических отношений определенным социально-территориальным пространством, конкретными местами и регионами. Очевидно, что в каждом пространстве складываются различные условия для политического участия и волеизъявления населения, формирования политических институтов и структур, механизмов их функционирования, разные социокультурные параметры организации политической жизни.

Темпоральность характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать и оцениваться в разных диапазонах: реального времени (политические события и действия воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной значимости); исторического времени (оценка происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, что требует обобщения различных фактов и определенной логики истолкования эволюции политических событий); эпохального времени (используются масштабные критерии оценки, адаптированные для анализа крупных этапов политической истории не только отдельных государств, их объединений, но и цивилизаций). Одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение, а роль других возрастает.

Взаимодействие элитарных и неэлитарных групп. Политика немыслима без этих групп, каждая из которых выполняет в ней определенную роль. Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют управление обществом. Неэлитарные группы влияют на отбор элит, в определенной мере контролируют их деятельность и проводимый ими политический курс. В силу этого политика формируется и реализуется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как следствие взаимодействия управляющих и управляемых, профессионалов и непрофессионалов. На разных стадиях и уровнях политического процесса (например, при принятии важных политических решений) могут меняться содержание и характер, степень согласования действий элитарных и неэлитарных групп, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Процессуальность. Данное свойство политики определяется всей совокупностью действий различных субъектов, что придает ей динамичность и исключительную изменчивость. Политика есть сосредоточение множества процессов, обусловленных взаимодействием элит, власти и гражданского общества, противоборством субъектов политических отношений, конкуренцией за государственную власть. Таким образом, политика представляет собой интенсивно меняющуюся и конфликтную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются интересы широких слоев населения.

Политика имеет свою структуру. Ее составляют: субъекты политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения, объекты политики. Представленные элементы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют политику как целостную и качественно определенную область жизнедеятельности общества.

Субъекты политики - социальные силы и институты, конкурирующие в борьбе за государственную власть и ее использование. Они подразделяются на институциональные и социальные. К институциональным субъектам политики относятся государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Социальными субъектами политики являются отдельные индивиды и социальные группы, обладающие возможностями и способностью вести борьбу за государственную власть и распоряжаться ею: общественные (политические) лидеры, общественная (политическая) элита. Кроме того, социальными субъектами политики выступают также индивиды, социальные группы и образования (класс, нация, социально-демографические и профессиональные группы, народ), не принимающие постоянного и непосредственного участия в политике. Они могут оказывать влияние на политику через политическое участие (референдумы, собрания, местное самоуправление, выборы), а также осуществлять давление на власть с помощью массовых, как правило протестных, действий (демонстрации, митинги, забастовки, голодовки), других форм выражения своих интересов. Субъекты политики взаимодействуют друг с другом, между ними складываются отношения подчинения и соподчинения, зависимости, сотрудничества и противоборства, вместе с тем они обладают и относительной автономностью.

Политические интересы являются побудительной силой включения людей в политику. Они представляют собой осознанную людьми потребность участия в политике, достижения и использования политической власти (прежде всего государственной) или влияния на нее в целях обеспечения жизненно важных условий своего существования, социального развития. Субъекты политики организуют свою деятельность исходя из общих и частных интересов. Общие интересы субъектов политики ориентированы на обеспечение их совместного существования и устойчивого развития общества. Частные интересы - это, как правило, классовые, узкогрупповые, профессиональные, национальные и др., которые могут совпадать или не совпадать с общими интересами. Политические интересы составляют основу формирования политического сознания людей, определяют цели, задачи и направленность деятельности субъектов политики, содержание политических отношений.

Политическое сознание - это теоретические, ценностные, нормативные, мифологические и другие представления человека, социальной группы, в которых отражено их отношение к политической действительности. С этой точки зрения политика предстает как область формирования разнообразных идейных проектов, которые воплощаются в реальной общественной жизни людей. Функционально политическое сознание выражается в постоянном преобразовании различных способов мышления из духовной формы в материальную и наоборот. Политическое сознание на рациональных и отчасти иррациональных началах проектирует властные взаимосвязи субъектов политики, определяет направленность и характер властного регулирования и управления.

Политические отношения представляют собой устойчивые взаимосвязи и взаимодействия индивидов, социальных групп и институтов по поводу государственной власти. Их формами являются: борьба, сотрудничество, консенсус, конфликт, кооперация, компромисс, уступка, соглашение и т.п. Политические отношения оказывают влияние на поведение и взаимодействие социальных субъектов во всех сферах общественной жизни.

Объекты политики - это общественные явления, процессы, ситуации, события, а также общественные силы, организации, отдельные индивиды и их группы, на которые направлена деятельность субъектов политики. Наиболее общими объектами политики являются общество, человеческая цивилизация в целом, все их ключевые сферы и происходящие в них процессы.

Взаимодействие структурных элементов политики придает ей внутреннее единство и целостность, представляет собой источник самовоспроизводства и саморазвития политики как общественного явления. Предназначение политики выражается в ее общественно значимых функциях, которые характеризуют востребованность и значимость политики в системе общественных отношений. Основные функции политики:

  • выражение и реализация политических интересов социальных групп и слоев общества, их притязаний на государственную власть;
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития;
  • рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;
  • распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества и интересов господствующих социально-политических сил;
  • управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;
  • социализация личности, включение ее в политическую жизнь;
  • интеграция общества, обеспечение стабильности общественной системы, целостности и порядка;
  • обеспечение социально-политической коммуникации.

Функции политики динамичны и изменчивы. Значимость каждой из них определяется состоянием социальной среды, характером политических отношений и соотношением ролей их субъектов. Подвижность функций политики означает, что отдельные из них в тех или иных условиях могут осуществляться с разной степенью полноты и эффективности, иметь как позитивное, так и негативное значение для общества. В ряде случаев отдельные функции носят асоциальный, противоположный своему общественному назначению характер.

Политика в силу присущих ей свойств влияет на организацию социального порядка как на уровне конкретного общества, так и мирового сообщества. Как правило, выделяют два основных уровня функционирования политики: макро и мега. На макроуровне государство обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого и его отдельных сфер. Здесь политика выступает как процесс: выдвижения и реализации коллективных целей; принятия решений, затрагивающих различные сферы общественного развития, интересы различных социальных групп и определяющих распределение власти и благ; применения санкций; соперничества политических партий, общественно-политических организаций и движений, социальных групп и образований, отдельных индивидов в борьбе за государственную власть; противостояния интересов и т.д. На мегауровне (мировая политика) государство выступает субъектом международных политических отношений, взаимодействует с другими государствами, их союзами и блоками, участвует в деятельности международных организаций (например, ООН, НАТО, ЕС).

Как явление политику можно классифицировать, используя различные основания. Так, по масштабам охватываемых проблем политика может быть мировой, региональной и национальной (отдельная страна). По направленности национальная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни - на экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, военную и другие виды. В соответствии с субъектами политических отношений различают государственную политику, политику политических партий, общественно-политических движений и организаций. Для классификации политики используются и другие основания. При этом нельзя не отметить, что любая классификация политики носит условный характер.

Политика, обладая относительной самостоятельностью, в то же время всегда находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями и сферами общественной жизни. Она не только испытывает влияние с их стороны, но и оказывает обратное воздействие на них.