Какому королю приписывают основание аббатства сен дени. Сен-дени - неблагополучный пригород парижа

Главный монастырь средневековой Франции .

История

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с Монмартра первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого , Людовика XII и его супруги Анны Бретонской , Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена , Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды († 597). В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма .

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции , останки погребённых выброшены в ров. В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны в оссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта , а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский , а в 1824 - Людовик XVIII . С Июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X , осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с г. располагается основанный в г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона . В аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком . Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII , малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году , это был его дядя (и формальный преемник) Людовик XVIII , под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса «Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смерть Людовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII ).

Гробницы







Короли

В базилике похоронены почти все короли Франции , а также несколько других монархов. Останки королей, умерших до возведения аббатства, были перенесены из разрушенного аббатства Сен-Женевьев . Некоторые из них:

  • Арнегунда (ок.515-ок.573)
  • Фредегонда (жена Хильперика I) (?-597)
  • Пипин Короткий (714-768) и его жена Бертрада Лаонская (726-783)
  • Карломан I король Франков (ок.751-771)
  • Карл II Лысый (823-877) (надгробное скульптурное изображение было переплавлено) и его жена, Ирментруда Орлеанская (823-869)
  • Роберт II Благочестивый (972-1031) и его жена Констанция Арльская (ок. 986-1032)
  • Генрих I (1008-1060)
  • Людовик VI (1081-1137)
  • Людовик VII (1120-1180) и его жена Констанция Кастильская (1141-1160)
  • Филипп II Август (1180-1223)
  • Карл I Анжуйский (1226-1285), король Обеих Сицилий (1266-85) (захоронено сердце)
  • Филипп III Смелый (1245-1285)
  • Филипп IV (1268-1315) и его мать Изабелла Арагонская (1247-1271)
  • Левон VI (1342-1393), последний король Киликийской Армении
  • Людовик XII (1462-1515)
  • Франциск I (1494-1547)
  • Генрих II (1519-1559) и его жена Екатерина Медичи (1519-1589)
  • Франциск II (1544-1560)
  • Карл IX (1550-1574) (нет скульптурного изображения)
  • Генрих III (1551-1589), также король Польши (1574) (захоронено сердце)
  • Генрих IV (1553-1610)
  • Людовик XIII (1601-1643)
  • Людовик XIV (1638-1715)
  • Людовик XV (1710-1774)
  • Людовик XVI (1754-1793) и его жена Мария-Антуанетта (1755-1793)
  • Людовик XVII (1785-1795) (только сердце: тело захоронено в общей могиле)
  • Людовик XVIII (1755-1824)

Другие монаршие и знатные особы

  • Николя Анри, герцог Орлеанский (1607-1611), сын Генриха IV
  • Гастон Орлеанский (1608-1660), сын Генриха IV
    • Мария де Бурбон, герцогиня Монпансье (1605-1627), его первая жена
    • Маргарита Лотарингская (1615-1672), герцогиня Орлеанская, его вторая жена
    • Анна де Монпансье (1627-1693), известная как Великая Мадемуазель , его дочь от первого брака
    • Маргарита Луиза Орлеанская (1645-1721), Великая герцогиня Тосканская
    • Жан-Гастон Орлеанский (1650-1652), герцог Валуа
    • Мари-Анна Орлеанская (1652-1656), носила титул Mademoiselle de Chartres
  • Генриетта Мария Французская (1609-1669), королева-консорт Карла I, короля Шотландии и Англии
  • Филипп I Орлеанский (1640-1701), брат Людовика XIV
    • Генриетта Стюарт (1644-1670), его первая жена
    • Елизавета Шарлотта Пфальцская (1652-1722), его вторая жена
  • Мария Терезия Испанская (1638-1683), королева-консорт, жена Людовика XIV, и их дети:
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
      • Мария Анна Баварская (1660-1690) , дофина Франции, его жена
    • Мария Анна (1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп-Карл (1668-1671), герцог Анжуйский
    • Людовик-Франсуа (1672), герцог Анжуйский
  • Филипп II Орлеанский (1674-1723), регент Франции
  • Людовик (герцог Бургундский) (1682-1712), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Аделаида Савойская (1685-1712), герцогиня Бургундская, его жена, и их дети:
    • Людовик I Французский (1704-1705), герцог Бретонский
    • Людовик II Французский (1707-1712), герцог Бретонский
  • Карл, герцог Беррийский и Алансонский (1686-1714), сын Людовика Великого Дофина
    • Мария Луиза Елизавета Орлеанская (1693-1714), герцогиня Беррийская, его жена, и их дети, умершие в младенчестве:
    • дочь (не крещена) (1711), герцогиня Алансонская
    • Карл (1713), герцог Алансонский
    • Мария Луиза Елизавета (1714), герцогиня Алансонская
  • Мария Лещинская (1703-1768), королева-консорт, жена Людовика XV, и их дети:
    • Мария Луиза Елизавета Французская (1727-1759), герцогиня Пармская
    • Генриетта Французская (1727-1752), сестра-близнец предшествующей
    • Мария-Луиза (1728-1733)
    • Людовик Фердинанд (дофин Франции) (1729-1765)
      • Мария Тереза Рафаэла Испанская (1726-1746), его первая жена
      • Мария Жозефа Саксонская (1731-1767), его вторая жена
    • Филипп (1730-1733), герцог Анжуйский
    • Мария Аделаида Французская (1732-1800)
    • Виктория Французская (1733-1799)
    • София Французская (1734-1782)
    • Мария Луиза Французская (1737-1787)
  • Людовик Жозеф (дофин Франции) (1781-1789), первый сын Людовика XVI и Марии Антуанетты
  • София Беатриса (1786-1787), вторая дочь Людовика XVI и Марии Антуанетты

Источники

  • Панофский Э.

Напишите отзыв о статье "Аббатство Сен-Дени"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аббатство Сен-Дени

Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там. Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами.
Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.]
В другом месте он нарисовал гробницу и написал:
«La mort est secourable et la mort est tranquille
«Ah! contre les douleurs il n"y a pas d"autre asile».
[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.

Большинство туристов, которые увлечены беготнёй по Парижу, почему-то игнорирует немного отдалённое от центра города аббатство Сен-Дени , но совершенно напрасно, ведь здесь с давних времён хоронили французских королей и надгробья, которые прекрасно сохранились до наших дней, на мой взгляд, достойны внимания.

Базилика Сен-Дени считается шедевром французской готической архитектуры и одним из самых «сильных» мест во Франции - это мощь, духовная опора и невероятная красота.

Доехать до базилики можно на метро по линии 13 и выйти на одноимённой остановке. От выхода метро до собора идти всего минут 5. Вход сюда бесплатный только до алтаря, где на гробницы королей можно посмотреть только из-за загородки. Для того чтобы полюбоваться оформлением гробниц вблизи придётся заплатить. Вход, где расположены кассы и некрополь, находится с правой стороны собора. Вход открыт для всех желающих с 10.00 до 18.15 часов.

Примечательно то, что Жанна д’Арк в битве за Париж была тяжело ранена в этих краях. На фасаде базилики есть памятная доска в её честь.

Аббатство названо так в честь Святого Дионисия , который был первым парижским епископом. Сейчас он является одним из покровителей Парижа. Расположена базилика в пригороде Парижа на том самом месте, куда, согласно легенде, пришёл Святой Дионисий со своей отрубленной головой, которую он нёс в руках. Так он поплатился во времена гонений на христиан за то, что был епископом. Его решили казнить, но во время казни случилось невероятное: Святой Дени подобрал свою отрубленную голову и унёс её с холма. На том самом месте, где упало его мёртвое тело, и основали аббатство в V веке.

Как и большинство культовых сооружений, Сен-Дени сильно пострадало во время революции. В это время были вскрыты могилы королей, а их прах выкинули из собора, но надгробия решили оставить. В начале 1814 года гробы были возвращены в крипту собора и затем захоронения знатных людей были продолжены. В 2004-м году традицию продолжили: в крипте захоронили сердце наследника французского престола Людовика VII.

В базилике есть захоронения практически всех королей Франции (кроме трёх), а также нескольких других монархов. Все надгробия представляют из себя самые настоящие произведения искусства. Здесь можно увидеть как простые могилы первых правителей, так и роскошные ренессансные и барочные захоронения.

Обилие скульптур, каменная резьба, великолепные витражи, сияющие золотом алтари - всё это производит невероятное впечатление.

Прогуливаясь по аббатству, у меня было ощущение того, что я нахожусь в некрополе египетских фараонов.

Это богатое надгробие принадлежит Людовику XII и Анне Бретонской.

Эти надгробия эпохи Валуа являются настоящим шедевром средневековой скульптуры.

Это личные вещи королевских особ.

Поразила высота этого сооружения. Это гробница супругов королевы Клавдии и Франциска I и их детей. Она была поставлена здесь спустя 11 лет после кончины короля в 1547 году.

Это гробница Генриха II и его жены Екатерины Медичи.

Было очень интересно и познавательно. Всем, кому хотя-бы немного интересна история и искусство, думаю, очень понравится экскурсия по аббатству.

Аббатство Сен-Дени расположилось в одноименной коммуне к северу от Парижа, регион Иль-де-Франс, всего в 9 километрах от столицы. Во времена расцвета аббатства, оно находилось в уединении и было далеко от столичной суеты, но сейчас мегаполис подступает все ближе к этом святому месту. Согласно изначальной идее постройки, предполагалось, что аббатство станет бенедиктинским монастырем, что и произошло, но в дальнейшем монастырь стал использоваться как усыпальница французских королей. Сегодня базилика Сен-Дени открыта для всех желающих взглянуть на нее изнутри, и миллионы туристов ежегодно посещают это святое место.

История собора Сен-Дени

Французские историки и современные теологи приписывают важное значение самому месту, где было возведено аббатство. Уже в I веке нашей эры на месте базилики располагалось небольшое римское поселение. Согласно преданию, именно сюда с Монмартра пришел первый парижский епископ Дионисий после своей казни, неся отрубленную голову в руках. Тем не менее, только в 475 году с благословления блаженной Женевьевы на месте захоронения святого была отстроена первая базилика, а в последствии во время правления короля Дагобера I к базилике был пристроен бенедиктинский монастырь.

По прошествии 2 веков Сени-Дени становится одним из главных монастырей Французского королевства. При правлении аббата Сугерия в XII веке на территории монастыря разворачивается масштабное строительство: возведена богатая монастырская инфраструктура, построена церковь, первое здание аббатства, выполненное в готическом стиле. Уже в XIII веке король Франции Людовик IX Святой распоряжается перенести все останки его монархов-предшественников в аббатство и установить для них надгробия. Сам Людовик также в дальнейшем был похоронен в Сен-Дени. С тех самых пор все королевские особы были похоронены в аббатстве, а сам монастырь получил прозвище «королевский некрополь Франции».

К сожалению, в ходе Великой французской революции, в связи с отторжением всего, что было связано с монархией, аббатство было разграблено, а усыпальницы королевских семей разорены. Революционеры уничтожили надгробия, а останки захоронений выбросили на площадь и в прилегающий ров.

Во время наполеоновских войн по приказу императора в Сен-Дени располагался своеобразный французский институт благородных девиц. Лишь в 1869 году аббатство было отреставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком и было превращено в объект национального достояния.

Убранство монастыря

Отреставрированное аббатство Сен-Дени выглядит практически также, каким его сделал аббат Сугерий еще в XII веке. Основная базилика построена в стиле ранней готики, которая в дальнейшем определила развитие данного архитектурного стиля в средневековой Франции и оказала большое влияние на архитектуру в целом. Кроме того, более поздние составляющие архитектурного ансамбля выполнены в стиле романтизм. Сами по себе гробницы выполнены из целикового камня и занимают большое количество места от алтаря до входа.

Общее число дореволюционных захоронений в аббаттве - 119, из которых 25 принадлежат королям Франции, 10 - королевам, а 84 - принцам и принцессам.

Примечателен весь западный фасад с башнями и папертями, построенными опять же при Сугерии. Особенно интересно выполнены гробницы работы знаменитого Жермена Пилона. Кроме того, роскошными и необычными захоронениями кажутся гробницы Людовика X, Людовика XII с его женой Анной Бретонской, Франциска I и, пожалуй, самый красивый памятник - мозаичное надгробие Фредегунды. Интересен тот факт, что помимо королевских особ в аббатстве похоронено большое количество других знатных особ, к которым принадлежат многочисленные графы, герцоги и бароны, коренным образом повлиявшие на судьбу Франции. Базилика на сегодняшний день является действующим католическим храмом, принадлежащим и возглавлявшим Епархию Сен-Дени.

Справка туристам

Сегодня аббатство Сен-Дени открыто для всех желающих посетить это святое, богатое историей место, а желающих каждый год находится миллионы. Сам городок Сен-Дени отличается развитой городской инфраструктурой, именно поэтому туристы не испытывают неудобств во время посещения аббатства. Стоит отметить, что до сих пор стены базилики пополняются новыми останками монарших особ.

В 2004 году в аббатстве было проведено торжественное захоронение сердца малолетнего сына последних короля и королевы Франции Людовика, так и не взошедшего на престол. Именно поэтому каждый, кто хочет увидеть Париж, обязан потратить один день из своего путешествия для того, чтобы взглянуть на этот древний памятник гордой и несломленной Франции!

Аббатство Сен-Дени (Abbaye de Saint-Denis) – аббатство ордена бенедиктинцев, основанное в честь Святого Дионисия, первого епископа Парижа, одно из древнейших аббатств во всей Франции. Аббатство находится в предместье с одноименным названием Сен-Дени в 10 км к северу от Парижа. Стены монастыря стоят на месте небольшого римского поселка. История Сен-Дени уходит своими корнями в далекое средневековье. Согласно легенде в середине I века Святой Дионисий, первый епископ Парижа отправился с проповедями по территории бывшей римской империи как продолжатель дела апостолов. В то смутное время первые христиане подвергались жестоким гонением. Не избежал этой участи и Святой Дионисий.

Как добраться до Аббатства Сен-Дени: ближайшее метро St – Denis – Basilique

После казни, обезглавленный Дионисий, поднялся, взял в руки отрубленную голову, прошел несколько километров и упал замертво. На месте где он упал заложили первый камень монастыря. Датой основания аббатства считается 630г.

Во времена династии Дагоберов монастырь переходит в руки ордену бенедиктинцев. В начале II века Сен-Дени находилось под покровительством аббата Сугерия, который пользовался огромным влиянием при дворе и был другом детства короля Людовика VI. Благодаря Сугерию построили первый готический храм.

При строительстве круглые арки сменялись остроконечными, окно стали украшаться витражами. В последствии Сен-Дени постепенно превращается в усыпальницу французских монархов. Первым своих предшественников стал хоронить здесь Людовик Святой.

В Сен-Дени покоятся целые королевские династии, короли, принцы, принцессы. Прогуливаясь по аббатству, возникает ощущение того, что ты находишься в некрополе египетских фараонов. Во времена французской революции монастырь подвергся варварскому разграблению. Лишь в 1814 началась реставрация храма. Останки монархов перезахоронили в склепе аббатства.

С 1815г. на территории Сен-Дени действует гимназия для сестер и дочерей кавалеров Почетного Легиона. В конце XIX века Сен-Дени реставрирует выдающийся французский архитектор Виолле-де-Люк. Считается, что аббатство становится первой готической постройкой в средневековой Франции, и в след за ним готический стиль распространяется по всей стране.

Бенедиктинское аббатство Сен-Дени в северном — это главный монастырь средневековой Франции.

История базилики Сен-Дени:

В I веке на этом месте существовало римское поселение под названием Катуллиак (лат. Catulliacum). Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Захоронения королей в Сен-Дени:

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение вготическом стиле, оказавшее влияние на развитие готики во Франции. В начале XIII в.Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей . Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции».

Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы. Часть западного фасада, двух башен и паперти принадлежат к постройке Сугерия, министра Людовика VII (1140). Галерея с 37 окнами высотой 10 м, XIII в. Внутренняя часть храма и статуя св. Дионисия - более позднего происхождения. Многие из древних гробниц были уничтожены в октябре 1793 г.; некоторые были перевезены в Париж, но возвращены на свои места Виолле-ле-Дюком.

Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичныйнадгробный памятник Фредегунды († 597).

В Сен-Дени хранился королевский штандарт - орифламма.

Сен-Дени было разграблено и закрыто во время Великой французской революции, останки погребенных выброшены в ров.

Базилика Сен-Дени в Революцию:

После падения конституционной монархии 10 августа 1792 года временное правительство постановило переплавить некоторые изделия из металлов для нужд обороны. Для этой цели было разобрано сорок семь захоронений аббатства, в том числе бронзовое позолоченное надгробие Карла VIII, украшенное эмалью. Некоторые из них были сохранены по просьбе Комиссии Изящных искусств при Конвенте. В 1793 году Конвент инициировал разрушение памятников феодализма, в том числе дворянских захоронений во всех сооружениях республики.

Судьба королевских гробниц Сен-Дени была решена в дни Террора на заседании Национального конвента от 31 июля 1793 года - по предложению Барера, в честь штурма Тюильри 10 августа 1792 года, было решено уничтожить «нечистый прах» тиранов под предлогом повторного использования свинцовых гробов. Национальное собрание, заслушав доклад Комитета общественного спасения, своим вторым указом от 1 августа 1793 года постановило: «Могилы и мавзолеи бывших королей, прежде всего в церкви Сен-Дени, в храмах и других местах на всей территории республики будут уничтожены до 10 августа».

Хотя эксгумация и была задержана, с 6 по 10 августа проходил демонтаж (всего было разобрано 51 погребение, статуи, надгробные памятники, колонны, алтари, витражи, и т. д.). По требованию Комиссии изящных искусств часть разобранного сохранялась, а позднее вошла в экспозицию Музея французских памятников, созданного в 1795 году, остальное было разрушено.

Не все останки были найдены, например, кардинала Ретца, умершего в 1679 году, или главного казначеяАльфонса де Бриенна. После разрушения надгробий открылось несколько тел в состоянии гниения, некоторые рассыпались в пыль (в том числе дурно пахнущий труп Людовика XV, умершего от оспы, и «чернильно-чёрный» труп Людовика XIV). Тело Генриха IV было в столь хорошей сохранности, что оно демонстрировалось в течение нескольких дней прохожим перед собором, поставленное вертикально. Некоторые трупы были разделены на части: те, кто разрушал могилы, оставляли себе или на сувениры, или с целью дальнейшей продажи часть останков. Например, Александр Ленуар, который собрал их внушительную коллекцию и спекулировал королевскими реликвиями. Более чем 170 тел (46 королей, 32 королевы, 63 принцев крови, 10 сановников королевства и около двух дюжин аббатов Сен-Дени) впоследствии были сброшены в две братские могилы (одна - для Валуа и «первых династий», другая - для Бурбонов), вырытые у паперти со стороны кладбища монахов, примыкающего к собору с севера. После того, как коллекционеры достопримечательностей собрали реликвии, останки были засыпаны негашеной известью, а затем землёй и утрамбованы катком, который тянула лошадь.

В 1814 году при реставрации кости королей и членов их семейства были собраны воссуарий аббатства. В крипте здания были перезахоронены казнённые во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребён убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 - Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 г. захоронения в аббатстве прекратились; гранитная плита, приготовленная для себя отправившимся в изгнание в 1830 г. Карлом X, осталась неиспользованной.

В здании старого аббатства с 1815 г. располагается основанный в 1801 г. Наполеоном в Экуане Институт для дочерей и сестер кавалеров ордена Почётного легиона. В 1869 аббатство было реставрировано знаменитым архитектором Виолле-ле-Дюком. Сейчас это национальный памятник.

9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Предыдущие похороны короля Франции в Сен-Дени проходили в 1824 году, это был его дядя (и формальный преемник)Людовик XVIII, под аккомпанемент специально созданного композитором Николя-Шарлем Бокса«Реквиема в память Людовика XVI для мужского хора и духовых инструментов, на смертьЛюдовика XVIII» (Requiem à la mémoire de Louis XVI pour chœur d’hommes et instruments à vent, dédié à Louis XVIII ).