Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.
Ожидаемый результат:
Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.
Целевая аудитория: учителя
Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.
Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.
Этапы работы | Деятельность участников | |||
Подготовительно-организационный. Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии. создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии; обеспечить быстрое включение участников в работу. беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд). Деление на группы. | Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии. Формулирование темы занятия Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей Давайте приступим. Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...». Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные. | Просмотр видеоролика Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную работу на занятии. Объединившись по группам, садятся. | Видеоролик 4 летний вундеркинд Карточки с буквами |
|
Основная часть. Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей. Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров | Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся? Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». Теоретический материал Объяснение. 1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика 2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними 3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними. 4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе. Наблюдение за работой групп. Наблюдаю, слушаю защиту проектов | Мозговой штурм. Незаконченное предложение Талант – это … Спикер группы отвечает на вопрос. Просмотр презентации Просмотр видеоролика Работа в группах Обсуждение Группы представляют свои проекты. |
| Листы с предложениями Видеоролик «Одаренные дети» Постеры, маркеры |
Заключительный этап. Методы и формы: индивидуальная работа | Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах. Плодотворной Вам работы и до новых встреч! | рефлексия Просмотр видеоролика |
|
Видеоролик «Талантливые дети» |
Список интернет – ресурсов
http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind
http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM
http://go. mail. ru/search_video
Приложение 1
Мозговой штурм.
Незаконченное предложение
Талант – это …
Способным и талантливым ученикам в учебе …
Одаренным быть легко, потому что…
Гениальными становятся ученики, если…
Приложение 2
Презентация «Работа с одаренными детьми.»
Видеоролик «Одаренные дети»
Видеоролик «4 летний вундеркинд»
Видеоролик «Талантливые дети»
Коучинг | ||
Обучение талантливых и одарённых детей | ||
-Умение организовать работу с одарёнными детьми для их успешного развития -уметь выявлять одарённость ученика и отличать одарённость от таланта; | ||
Сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности; - уметь выделить по-настоящему природно-одаренных детей среди учащихся, которые показывают высокие достижения (иногда благодаря форсированному «натаскиванию» со стороны родителей, репетиторов, педагогов). |
||
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий.
- Занятый исключительно своими делами.
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.
(Кс) = (Б :У ) * 100%, где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
Задание 4. «Имбирный пряник» обучаемости Портрет одарённого ребёнка и проблемы одаренного ребёнка . (г рупповая работа)
Задание 5. Подгруппам предлагается решить задачи по одарённости. 2. Могут ли быть одарёнными дети из неблагополучных семей, с девиантным поведением? (обосновать ответ) Задание 6 .Презентация. « Советы учителю по развитию творческих способностей у одаренных детей».
Задание 7. Рефлексия . Таблица Чиксентмихайи + калифорнийский сэндвич Выдающийся чешский педагог Я. Корчак определил 4 типа образовательных сред , исходя из 2 параметров: свободы и активности.
- Догматическая. Низкие показатели свободы и активности. В ней не приветствуются инициатива, все четко регламентировано, жесткая дисциплина, ориентирована на глобальные ценности.(школа)
- Безмятежная. Низкая активность, но много свободы. Предмет особой заботы- здоровье и самочувствие детей. Эта среда не ориентирована на какие- либо достижения.(детский сад)
- Карьерная. Поощряется активность, но в четких рамках. В этой среде идет конкуренция, чевствуются победители. Она социально ориентирована, в ней много напряжения и борьбы.(школа)
- Творческая. Много активности и свободы. Царит дух новаторства, поощряется все новое.Общество настороженно относится к таким проявлениям, но именно благодаря им оно и существует.(школа будущего)
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990. 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
Тема занятия | «Талантливые и одаренные какие они? » |
|
Общие цели | Учителя понимают значения понятия “одаренность” и “талант”. Объясняют различия между одаренностью и талантом. Анализируют как могут выявить одаренных и талантливых учащихся в своем классе. |
|
Ожидаемые результаты | узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленное применение различных технологии в процессе обучения. |
|
Результаты обучения | Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий. |
|
Ключевые идеи | Потребности талантливых и одаренных учеников можно удовлетворить посредством создания коллаборативной среды. Совместная групповая работа может быть использована для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников. Задания высокой сложности и интенсивности могут быть применены для критической оценки потенциала талантливых и одаренных учеников. |
|
Подход, основанный на совместной работе | Работа в группах Обсуждение в парах подходов, которые в большей степени развивают одаренных и талантливых учеников |
|
Материалы и оборудование | Мультимедийное оборудование, компьтер, доска, проектор, презентация; ватман для групп, маркеры, клей, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, цветы для деления на группы; фотоаппарат, видеоролик. |
ХОД ЗАНЯТИЯ |
||
Этапы занятия | Время 90 минут | Действия коуча и действия участников коучинга |
Для позитивного настроя коллег на работу | 2 мин. | Учителя выберают себе цветы из букета. |
Приветствие | 2 мин. | Слушают музыку, настраиваются на работу |
Психологический настрой | 5 мин. | Коуч предлагает всем образовать круг и сказать друг другу комплимент,даря при этом свой цветок. |
Деление на группы | 2 мин. | Коуч предлогает разделится на группы по цвету цветка каждого участника. |
Разминка. (Налаживание эмоционального настроя) | 5 мин. | Звучит музыка участники рассаживаются по местам. |
Вызов | 10мин. | Работа с фотографиями (в группах). 4-фото – для совместного обсуждения “как вы думаете, кто из детей на снимке одаренный?” “можно ли измерить одаренность?” 6-фото – участникам нужно постараться определить где одаренные,а где талантливые дать свое определение “одаренности” и “таланту” Рефлексия коллег. |
Формулирование темы занятия | 2 мин. | Как бы Вы сформулировали тему нашего занятия? Формулируют тему занятия. Коуч объявляет тему и просит участников заполнить в бортовом журнале графу “что я знаю по теме ” |
Рефлексия | 3 мин. | Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». |
Теоретический материал | 5 мин. | Презентация (Талантливые и одаренные какие они?) |
Работа в группах | 5 мин. | Участники сравнивают свои определения и понятия, которые раскрываются после просмотра презентации. Выбирают спикера. |
Защита постеров | 10 мин. | Защита группами постеров. |
Разминка | 5 мин. | Коуч предложил физ минутку. Участники принимают активное участие. |
Работа на при мение критического мышлеия | 5 мин. | Коуч предлагает написать характеристики. 1 группа – талантливого ученика 2 группа – одарённого ученика. Наблюдаю за работой групп. |
Защита проектов | 5 мин. | Группы представляют свои проекты. Наблюдаю, слушаю защиту проектов. |
Рефлексия | 5 мин. |
|
Работа в группах | 10 мин. | Коуч предлагает посмотреть презентацию « Множественные интелекты Гарднера.» Соотнесите с каждым типом интеллекта профессии: учитель, скрипач, инженер, эколог, писатель, танцор, скульптор |
Рефлексия | 5 мин. |
|
Рефлексия | 5 мин. | Просмотр Ералаш «Школа моей мечты.» Одарён ли этот ученик?
Участники обмениваются мнениями как прошло занятие, что еще они хотели бы узнать. |
Эмоциональная рефлексия | 5 мин. | Участники заполняют бортовой журнал в графе «что узнал нового.» |
Эмоциональный, психологический настрой | Звучит приятная музыка. Коллеги обмениваются впечатлениями от состоявшегосся взаимодействия. |
|
Продолжительность | 90 мин. |
Предварительный просмотр:
Коучинг-занятие № 2
«Новые подходы в обучении. Диалоговое обучение»
Тема занятия: | Новые подходы в обучении |
|||||||||||||||
Общие цели: | Дать представление о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение». |
|||||||||||||||
Результаты изучения: | Учителя будут информированы о новых подходах в обучении: «Диалоговое обучение». Будут применять полученные знания на практике. |
|||||||||||||||
Ключевые идеи: | Диалоговое обучение – подход в преподавании и обучении построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Диалоговое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности; Учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться; Образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.
|
|||||||||||||||
1 мин 7 мин 3 мин 5мин 3мин 3 мин 2мин 5 мин 5 мин 5мин 2 мин 5 мин 5 мин | Ход коучинга Слайд №1 Создание позитивного настроя Вызов интереса-показ видиоролика « Почему дети не хотят учится» Мозговой штурм Выскажите свое мнение о услышанном. (пару человек) Поднимите руки кто согласен с точкой зрения профессора Кто не согласен Кто затрудняется Создание коллаборативной среды и деление на группы. По ответу. Правила работы, распределение ролей в группах. Слайд №2. «Мозговой штурм». У каждой группы есть таблица, заполняя ее вы доказываете свою точку зрения. (Время выполнения 6 мин.)
Презентация Приходим к общему мнению о необходимости использования новых технологий. Обсуждая информацию в группах как выдумаете какой вы использовали подход. (если не догадались то показываем ролик о разговоре двух близнецов) Вывод: новый подход в обучении- «Диалоговое обучение». Какой метод диалогического обучения является ведущим? (Беседа) Вознаграждение конфетой СЛАЙД 3 Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении Мерсер, Литлтон, 2007 Слайд №4 О видах беседы по Мерсеру Индивидуальное задание: 1 .Напишите в тетради рецепт одного салата, затем каждый прочитает его остальным.(1.Каждый член группы предлагает свой рецепт салата и зачитывает его внутри команды.) 2.Коуч: Что вы наблюдали, когда выполняли это задание?(2.Ответ: Каждый зачитывал свой рецепт, а остальные внимательно слушали.) 3.Коуч: Какому типу соответствуют ваша беседа? (3.Ответ: Кумулятивная беседа) 4.Коуч: Теперь пусть каждый из вас предложит по одному ингредиенту, и в группе создайте один общий салат. (4.Создают один общий салат, используя компоненты, предложенные членами команды). Почему выбрали именно эти ингредиенты? Обоснуйте свой ответ. (могут рассказать о полезных свойствах отдельных ингредиентов, чем полезен, состав витаминов) 5.Вопрос: Докажите, что новый салат полезный и вкусный. Ответ: (-Исследовательская беседа.) Вопрос: Какой тип беседы вы использовали? Коуч акцентирует внимание на то, что кумулятивная беседа переходит на исследовательскую Деление по группам -конфетой Задание 2. Сейчас попробуем применить эти три вида беседы на примере сказки «Колобок» 1 гр- Беседа-дебаты 2 гр-Беседа кумулятивная (закрытые(тонкие) вопросы) 3 гр- Исследовательская беседа (открытые(толстые) вопросы) Видиофизминутка «Колобок» Слайд №5 Защита. Применение диологического обучения позволило…. Вывод: Необходимо применять подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру. 2. Итоги занятия: |
|||||||||||||||
3 мин |
Слайд №6 Заключительное слово коуча: Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия! |
|||||||||||||||
И того 57 минут
Предварительный просмотр:
Коучинг-занятие № 3
Приемы развития критического мышления
КГУ «Кривощековская средняя школа района Шал акына»
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Тема: Приемы развития критического мышления
ЦЕЛЬ: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся; овладеть приемами и техниками для развития критического мышления школьников.
ЗАДАЧИ:
- Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
- Рассмотреть различные подходы к формированию критического мышления учителя и учеников.
- Обосновать необходимость развития критического мышления для учителей и для учеников.
- Научить различным приемам развития критического мышления, которые можно использовать на различных этапах урока.
Ожидаемый результат:
Знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления; умение применять их на различных этапах урока.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «Незаконченное предложение….».
Продукты деятельности учителей: постеры с примерами использования различных приемов и стратегий КМ (ромашка Блума, «Отсюда – сюда», Денотатный граф, концептуальные таблицы, кластеры – гроздья…)
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
- Вводная часть. (2-3 минуты) Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).
- Определение целей и задач сессии.
- Слово коуча о стратегиях и приемах развития критического мышления.
Дает краткую характеристику некоторых приемов и стратегий, которые позволяют эффективно развивать умение школьников работать с любыми видами информации, преобразовывать полученную информацию, делать выводы.
- Работа в группах по выполнению заданий:
Задание 1. Мозговой штурм. (2-3 минуты) Подумайте и ответьте на вопросы:
Что такое мышление?
Что такое критическое мышление? Отличительные особенности критичности мысли. (Используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»)
Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение.
Задание 2. Применить один из приемов развития критического мышления.
В качестве материала (информации) предложена русская народная сказка «Колобок». Время на подготовку задания 7-10 минут. Затем каждая группа выбирает спикера, который будет представлять работу группы. Время на презентацию работы группы – 1 минута. За временем следит тайм – менеджер.
Задание группе №1: Прием «Ромашка Блума»
В составе группы придумайте вопросы к сказке «Колобок», соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному, используя таблицу – подсказку (вопросы – простые, уточняющие, интерпретирующие, оценочные, творческие, практические)
Какие вопросы вам было легко сформулировать?
Какие вопросы вызвали трудности и почему?
Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся,
Почему?
Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?
Когда их использование на уроке обосновано и эффективно?
Навыки | Что делают ученики | Глаголы-действия |
|
Знание | Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией: Устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации; Устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции | Слушает, запоминает, узнает | Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) | Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения: Имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется; Проводится дифференциация между главными и вторичными источниками; Осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника; Чтение текста и отбор основных идей; Переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных; Определение материала для цитирования; Участие в дискуссиях; | Объясняет, переводит, демонстрирует | Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение | Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: Изучаются содержание и организация информации; Разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; Определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию | Решает проблемы, демонстрирует знания | Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ | Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: Изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие; Анализируются структура и логика приводимой аргументации; Распознаются предубеждения, обман, манипуляции; Рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации | Анализирует, обсуждает, раскрывает | Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) | Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия: Устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами; Первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; Рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе; Определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения | Обобщает, формулирует, планирует | Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка | Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации: Определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация; Определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее; Делаются выводы, заключения на основе собранной информации; Определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения; Новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием; Отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы | Обсуждает, оценивает, выбирает |
Задание группе №2: Прием «Концептуальные таблицы»
Концептуальная таблица составляется для анализа проблемы, возникшей при прочтении сказки «Колобок». Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий
Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления)
Концептуальная таблица помогает наметить направления исследований
В заголовке таблицы размещается проблемный вопрос
Задание группе №3: Прием «Отсюда – сюда»
По мере прочтения сказки «Колобок» проследить алгоритм действий главного героя и составить схему, иллюстрирующую содержание рассказа.
Задание группе №4: Прием «Денотатный граф»
Этот прием представляет собой способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания («Колобок»)
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель - направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата - достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата - основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия)
Коучинг-сессия
« »Цель:
Ожидаемые результаты:
Знать: Уметь:
Этапы
время
Деятельность коуча
Деятельность участников
Ресурсы
I .Вводная часть
1. Приветствие
2.Психологический настрой
Упражнение «Комплимент»
Сообщает цель коучинга.
Говорят друг другу комплименты
3.Деление на группы по порядковым номерам
Делит на группы
Рассаживаются по местам
4. Установление правил работы в группе
корректировка
Разработка правил
П. Основная часть. Стадия вызова
Показ презентации с комментариями
Слушают
Интерактивная доска, слайды
III стадия осмысления.
«Погружение в тему»
«Думай - В паре - Обсуди»
Предлагает познакомиться с раздаточным материалом
« Как распознать в ребенке талант и одаренность ? »
Чтение раздаточного материала
Раздаточный материал Формат А 4, фломастеры
Составление и защита постера
Оценивание
«Большой палец»
Предлагает составить постер по данной теме
Предлагает оценить презентации групп
Составляют и защищают постер
Оценивают
Формат А3, фломастеры
IV . Рефлексия
«Оценочная лесенка»
Отмечают- на какой лесенке находятся
Рисунок с лесенкой
Заключительное слово
Слова-напутствия
стикеры
Заметки
Рефлексивный отчет по коучинг-сессии
Тема: « Обучение талантливых и одаренных детей »
Цель: Раскрытие сущности модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Результаты обучения / Критерии успеха:
Знать
:
содержание модуля «Обучение талантливых и одарённых учеников»
Уметь:
применять приёмы модулей в работе с одаренными и талантливыми учениками;
- посредством наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения уметь выявлять одарённых и талантливых учащихся по всем направлениям.
Ключевые идеи:
Одним из ключевых идей коучинга является то, что «коучинг - весьма эффективный способ оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании»
Как распознать талант? и делать соответствующие выводы. составляет точку отсчета в развитии каждого. Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания
Для установления доброжелательного настроя я начала свой коучинг-сессию с тренинга «Комплимент…». Цель этого упражнения: снятие излишнего эмоционального напряжения участников. Проведение тренинга позволило наладить эмоциональный настрой, затем я разделила коллег на 3 группы по порядковым номерам . Ознакомила с правилами работы в группе.
На этапе вызова я показала учителям, подготовленную мной презентацию с комментариями «Талантливые и одаренные» .
Затем я предложила познакомиться с раздаточным материалом
« » , я дала на ознакомление материала 7 минут, после этого я предложила учителям составить постер по данной теме. Тема для всех участников коучинга была очень интересна, каждая группа по-своему презентовала, приводила различные примеры и своих учеников и гениальных людей – И.Ньютон, Эйнштейн. Все группы активно работали, бурно обсуждали. После защиты спикеров я предложила оценить команды приемом «Большой палец».
Далее слово предоставили директору школы Рысбаевой А.А. Она рассказала об одаренных и талантливых учениках, что учителям нужно уделять больше внимания на таких детей, давать им опережающие и усложненные задания, Загружать как можно больше.
Также слово предоставили учителю самопознания, психологу Алие, она приводила примеры из своей жизни, сказала, что конечно же большую роль в жизни одаренных и талантливых детей играют не только учителя, но и родители, а также окружение, сверстники.
Далее подвели итоги коучинг-сессии, после чего я предложила на стадии рефлексии один из приёмов «Оценочная лесенка», где учителя должны были отметить на какой лесенке они находятся. Почти все учителя выбрали самые высокие лесенки.
Проведенное коучинг - занятие, прошло успешно, цель достигнута. Об этом свидетельствуют заполненные бланки и комментарии, данные учителями после коучинг-сессии.
Я считаю, что коучинг по данной теме прошел на должном уровне. Среди учителей были новенькие учителя, для которых коучинг-сессия было новым для них и они впервые присутствовали. Все участники коучинга были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.
Как распознать в ребенке талант и одаренность?
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Как распознать талант? Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков ("перескакивания через этапы").
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета - память , характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением - коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов". Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
1. Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
2. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
3. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
4. В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
5. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
6. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
Проблемы одаренных детей
Нередко они вынуждены терпеть неприязнь со стороны одноклассников. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Нередко приходится наблюдать несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
И еще талантливые дети испытывают огромную потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
Коучинг занятие
№ п\п
Тема занятий
« Талантливые и одарённые дети и работа с ними»
Общие цели
Учитель должен уметь определять по различным критериям талантливых и одарённых детей,владеть стратегиями по организации эффективной работы с одарёнными и талантливыми учениками. уметь создавать необходимые для детей талантливых и одарённых благоприятные условия для обучения.Понимать суть условий,которые необходимо при обучении талантливых и одарённых учеников.
Ожидаемый результат
Учителя будут принимать во внимание результаты исследований,касающихся талантливых и одарённых учащихся,и размышлять над определением понятий талантливых и одарённых учащихся.
Материалы и оборудование
Флипчарты,маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Ход занятий
Этапы занятий
Время
Действия преподавателя и действия участников коучинга
Орг момент
Создание коллоборативной среды
5мин
Приветствие деление на группы стратегия «Конфеты»
Создание психологического настроя участников коучинга.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив
Постановка проблемы
10мин
Как понимаете понятия «одарённость»-
«Талантливость» В чём сходство,в чём различие? (составление кластера диаграмма Венна)
Вывод –Каких детей можно назвать одарёнными? А каких талантливыми?
Лекция
7мин
Борис Андреев
Как не согласиться со словами Б.Андреева, на самом деле: мало иметь талант, плестись за ним, необходимо постоянно его совершенствовать.
Что подразумевает под собой понятие «талант»? Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им.
Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Очень сложно угадать тот момент, когда способность готова начать развиваться, и дать в это время ребенку все необходимое для развития. Иногда это удается.
Задание 1
10мин
Качества талантливых и одарённых учащихся по мнению учителей из 5стран. Выбрать качества на ваш взгляд наиболее важные для талантливых и одарённых учащихся нашей страны.Какая из категорий больше соответствует учащимся нашей страны.?
Физминутка
3мин
Задание 2
10мин
Видеоролик
Задание 3 Итог
5мин
Что нам даст работа с одаренными и талантливыми детьми. Вывешивают на дереве добра: желтый лист – «Против», зелеый лист – «За»
Рефлексия обратная связь
5мин
Приём «ладошка»
Талантливые
Одарённые
Талантливые
Одарённые
Плестись за талантом, если он у тебя есть, мало - надо научиться водить его по путям совершенства
Борис Андреев
Приведите 3 довода в пользу индивидуальной работы с талантливыми и одаренными учащимися
Приведите 3 довода, препятствующие работе с одаренными и талантливыми детьми
3 Приведите 3 критерий по выявлению талатнтливых и одаренных детей