Нормы учебных часов в школе. Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества "СоцОбраз"

Какое максимальное количество уроков в день может быть установлено для учащихся средней школы? Какими руководящими документами эти нормы установлены? Имеет ли право директор школы установить "пятидневку" за счет увеличения количества уроков в день?

Санитарные нормы и правила, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 распространяют свое действие на все общеобразовательные учреждения России и обязательны к применению.

Требованиями к режиму образовательного процесса предусмотрено следующее.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется следующим образом:

1-е классы учатся при 5-дневной неделе не более 20 часов в неделю;

2-4-е классы - при 6-дневной неделе - 25 часов, при 5-дневной неделе 22 часа;

5-е классы - при 6-дневной - 31 час, при 5-дневной - 28 часов;

6-е классы - при 6-дневной - 32 часа, при 5-дневной - 29 часов;

7-е классы - при 6-дневной - 34 часа, при 5-дневной - 31 час;

8-9-е классы - при 6-дневной - 35 часов, при 5-дневной - 32 часа;

10-11-е классы - при 6-дневной - 36 часов, при 5-дневной- 33 часа в неделю.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

Учебные занятия проводятся только в первую смену;

5-дневная учебная неделя;

Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

Проведение не более 4-х уроков в день;

Продолжительность уроков - не более 35 минут;

Организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;

Организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

Обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Учебные нагрузки школьников

В настоящее время проблема здоровья школьников вышла на уровень проблемы политической. И это вполне оправданно. Общеизвестны вопиющие цифры, показывающие катастрофическое состояние здоровья выпускников школ. Ясно, что причина этого коренится не только в школе: сюда вносит свой "вклад" и снижение качества питания, и ухудшение состояния окружающей среды, и повышение социальной стрессогенности, но и школа также должна взять на себя большую долю ответственности.
Один из сильнейших факторов ухудшения здоровья детей связан с непомерными учебными перегрузками в школе, и это уже не раз обсуждалось педагогами, гигиенистами, физиологами, психологами. Если старшеклассник имеет 32-36 академических часов обязательных аудиторных занятий, плюс он должен ежедневно тратить 3-4 астрономических часа на домашние задания, то его суммарная недельная нагрузка составляет порядка 50 астрономических часов (при этом мы, в соответствии со всем известной реальностью, считаем, что домашние задания выполняются и в выходные дни). И это еще довольно сдержанная количественная оценка, многие эксперты приходят к еще более значительным цифрам.
Кроме того, ученик находится между двух (или большего числа) огней. В средних классах родители прекрасно понимают, что все эти объемы, - требуемые лишь для того, чтобы не получать "двойки", причем 50-80% изучаемой информации никому не нужны (сейчас это обстоятельство признал и министр образования), - тем не менее, не дают ребенку возможности реально научиться чему-то дельному: иностранному языку, например, музыке или компьютеру. А потому многие дети еще пользуются сторонними, внешкольными образовательными услугами, в государственном или частном секторе. В старших же классах всем ясно, что даже если этот "школьный Молох" перемелет тебя по полной программе, то никаких гарантий продолжения образования в вузе это не дает; а потому надо заниматься у репетиторов, на платных подготовительных отделениях и т.п. Так что реальная учебная нагрузка еще выше, по некоторым оценкам она достигает 65-70 астрономических часов в неделю.

Очевидно, что нагрузка школьников уже физически зашкаливает за все возможные медицинские и хронометрические пределы.
При этом учителя говорят, что и при такой рабочей неделе не хватает времени, чтобы "пройти программу". Так может быть, надо изменить программу?

Рассмотрим один пример, прямо связанный и с проблемой перегрузки, и с проблемой рамок содержания образовательных программ, - а именно вопрос о времени домашних заданий. С одной стороны, домашние задания обязательны (=принудительны); с другой стороны, здесь отсутствует какая-либо норма, даже самая простая - на максимально возможную продолжительность.
У многих есть соблазн справиться с ситуацией, призвав нормы законодательства о труде. Тогда, вроде бы, можно ограничить обязательную учебную нагрузку нормами максимальной продолжительности рабочей недели. Например, если 30 часов учебная недельная нагрузка, то на домашние задания - максимум 11 часов, при этом на выходной день задавать запрещено.
При этом, конечно, встает, ряд технических вопросов (например, приравнивать ли 45-минутный академический час к 6 0 -минутному астрономическому, или производить пересчет в пропорции 3/4; как быть с каникулами, суммарная продолжительность каковых значительно превышает законодательно требуемый минимум 4-недельного отпуска и т.д.).
Однако, проблема много труднее и, так сказать, безнадежнее. Дело в том, что с юридической точки зрения учеба ни в коем случае не есть труд. Во-первых, по всем российским и международным нормам трудовое законодательство регулирует трудовые отношения работников (школьника ни один юрист не приравняет к работнику), труд же выполняется работниками за вознаграждение; во-вторых, и это самое главное, принудительный труд запрещен (напр., КзоТ, ст. 2; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 4, п.2). Но 43-я статья Конституции РФ, аналогично основным законам других стран, говорит об "обязательности основного общего образования". Следовательно, как по фундаментальному принципу запрета обязательного (принудительного) труда, так и по основным характеристикам труда как такового - учеба в школе не может быть признана трудом и на нее не могут распространяться нормы трудового законодательства.

Таким образом, задать образовательную норму из сферы трудового права - невозможно. Следовательно, необходимо имманентное задание образовательной нормы, а именно изнутри образовательного права.
Сразу скажем, что - несмотря на всю очевидность ситуации и проблемы - есть очень многие люди (учителя, управленцы, методисты и проч.), которые явно против введения нормы на домашние задания. Впрочем, есть класс людей, которые были, есть и будут против введения всяких норм, везде и всегда.
На всё это можно сказать одно - конечно, проблема
дозирования домашних заданий - вещь непростая, но если не пытаться вводить хоть какую-то норму, то возникает беспредел. Точнее, он уже давно возник.
Некоторые регионы начинают, однако, хоть что-то делать. Скажем, Москва недавно приказом ограничила продолжительность обязательных домашних заданий в 11-ом классе. А именно, устанавливаются четыре вещи:

(1) домашние задания не даются по предметам регионального компонента;

(2) продолжительность домашних заданий по предмету не должна быть выше 50% от временного объема данного предмета в неделю (то есть, к примеру, если на химию есть 2х45 минут в неделю, то общий объем домашнего задания по химии не должен превышать 45 минут в неделю);

(3) учитель должен записать в журнале, рядом с колонкой домашнего задания, примерную его продолжительность;

(4) ученик должен в дневнике отразить фактическое время, затраченное на задание.
Нет сомнений, что эта мера не является на 100% совершенной. Но это хоть что-то; далее опыт может показать пути ее улучшения. Кстати, есть косвенная информация, что на предстоящий учебный год этот механизм будет распространен и на другие классы, не только на 11-й.
Другая попытка была совершена в федеральном законопроекте "Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование" (внесен в Госдуму РФ). В этом тексте было предложено следующее:
"Максимальные (предельные) нормы общей учебной нагрузки, включающей в себя аудиторную нагрузку, время, отводимое на выполнение домашних заданий, иные виды обязательной учебной деятельности обучающихся, устанавливаются в следующем объеме (учебные часы, в неделю):

в 1 классе – 24 (домашние задания не предусматриваются);
во 2-4 классах – 26;
в 5-6 классах - 38;
в 7-8 классах - 42;
в 9-м классе - 45;
в 10-11- классах – 48".
Возьмите объем обязательной аудиторной нагрузки (хотя бы по СанПиНам) и заминусуйте его от указанных величин, - получите максимальный недельный объем домашних заданий. Заметим, что разработчики законопроекта понимают, что предложенный вариант также нуждается в коррекции, даже чисто количественной (и она будет внесена при доработке законопроекта).

Особенности учебной работы школьников в ходе выполнения домашних заданий

Модернизация среднего общего образования предъявляет ряд требований не только к пересмотру содержания образования, но и в связи с его усложнением к организации учебного труда школьников, в частности, к использованию возможностей такого вида учебного труда, как выполнение домашних заданий.

В связи с этим могут вызвать интерес результаты исследования, проведенного в НИИ психологии обучения и социологии образования (ныне – Институт психологии обучения (ИПО)) Современной гуманитарной академии (СГА) в 2003–2004 гг. Исследование решало ряд задач, в числе которых – определение основных видов учебной домашней работы, их соотношений и времени выполнения.

В качестве респондентов в исследовании приняли участие 39 учителей и 295 московских школьников: ученики 5-х классов – 118 чел., 8-х классов – 100 чел., 11-х классов – 77 чел.

Выбранные для исследования возрастные срезы, во-первых, соответствуют принятой в российской психологии возрастной периодизации: 5-й класс (10–11 лет) – младший подростковый возраст, 8-й класс (13–14 лет) – старший подростковый возраст, 11-й класс (16–17 лет) – ранний юношеский возраст. Во-вторых, с дидактической точки зрения 5-й класс – начало средней ступени обучения, появление более рельефного, чем в начальных классах, предметного обучения; 8-й класс – время устойчивой адаптации к предметному преподаванию в средней школе; 11-й класс – этап завершения общего среднего образования, подготовка к переходу на новую (вузовскую) ступень обучения.

В выборке были представлены школьники из трех разнотипных учебных заведений среднего общего образования: гимназии – 112 чел., средней общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла – 119 чел., средней общеобразовательной школы – 64 чел.

Настоящим исследованием были уточнены и конкретизированы наиболее часто употребляемые в школьной практике формы домашнего задания. Так, по опросу учителей был составлен рейтинг предпочтительно используемых форм домашних заданий. Он показал, что наиболее популярными среди учителей остаются традиционные задания: проработка материала учебника, разобранного в классе (это задание предпочитают использовать 69% опрошенных), и решение задач и упражнений разных типов (56% опрошенных). При этом типичные для темы задачи предпочитают 44% опрошенных учителей, более легкие – 23%, более трудные – 26%, а задачи повышенной сложности, не встречавшиеся ученикам ранее, отметил в предпочтениях всего 1 человек (3%).

Популярность творческих заданий (их отметили 64% опрашиваемых) связана с тенденциями последних лет в педагогике – поисками путей развития индивидуальных творческих способностей учеников. Упражнения и задания повышенной сложности, как и особые, нетрадиционные задания, по данным опроса, практически не используются в школьной практике или используются нечасто – отдельными учителями в отдельных моментах и условиях (3% опрошенных – 1 человек).

Таблица 1

Распределение предпочтений школьных учителей в использовании различных форм домашних заданий

% от кол-ва

опрошенных ( n =39)

% от общего кол-ва выборов ( n =158)*

Материал учебника, разобранный в классе

Творческие задания

Задачи и упражнения разных типов

Наиболее типичные для данной темы задачи

Практические задания

Более легкая часть теоретического материала, которую в классе не разбирали

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более трудные

Задачи и упражнения, аналогичные пройденным, но более легкие

В основном теоретический материал

Задачи и упражнения повышенной сложности, ранее не встречавшиеся ученикам

Другое (указано – «задания по желанию», предмет – рус. яз., лит-ра)

Примечание . * – в анкете вопрос давался в закрытой форме, можно было выбрать несколько ответов, и общее число выборов составило 158.

В ходе обработки результатов, полученных методом анкетирования школьников, были выделены основные виды учебного труда школьников и время, затрачиваемое на них в процессе выполнения домашних заданий (табл. 2).

Таблица 2

Среднее время, затрачиваемое школьниками разных возрастных групп на разные виды домашней учебной работы (в мин.)

5-е классы

8-е классы

11-е классы

Чтение текста (параграфа) учебника

Решение задач или выполнение упражнений

Заучивание (понятий, правил, определений, законов, стихов, слов и пр.)

Ответы на вопросы параграфа

Творческое задание (сочинение, рисунок, доклад, реферат и др.)

Работа с дополнительной литературой

Работа с контурными картами, карточками, рабочими тетрадями и др. пособиями

Из таблицы видно, что в целом для школьников наиболее продолжительной является домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания. При этом наибольшее время на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам), что можно объяснить новизной данной формы работы для этого возраста.

Анкетирование показало, что время на выполнение творческого задания постепенно увеличивается от одной возрастной группы к другой. Максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам). Это связано с тем, что творческие задания сильно различаются по уровню сложности: в 5-х классах используются его простые виды (иллюстрация, рисунок, небольшое по объему сочинение), в то время как в старших классах школьники осваивают более сложные, «взрослые» виды творческих заданий (доклады, рефераты, различного рода проекты и др.), которые подготавливают их к вузовским видам учебного труда.

Весьма трудоемкой с точки зрения затрат времени, как видно из табл. 2, оказалась работа с различными пособиями (контурными картами, карточками, рабочими тетрадями, таблицами). Здесь также прослеживается тенденция к увеличению показателей от одной возрастной группы к другой, вследствие закономерного усложнения учебных задач.

Интересно, что на заучивание в 8-х классах, согласно полученным данным, затрачивается явно меньше времени (16 мин. в среднем по всем дисциплинам), в то время как в домашней работе учащихся 5-х и 11-х классов оно стоит на третьем месте по затратам времени (23 мин. и 25 мин. соответственно).

Такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника, занимает во всех возрастных группах меньше всего времени.

Традиционные для массовой школы, наиболее часто употребляемые учителями виды заданий – чтение учебника и выполнение упражнений и задач – имеют средние показатели времени, колеблясь в пределах 16–23 мин., не превышая оптимального диапазона в 20–25 мин.

Наибольший интерес в исследовании вызывали вопросы о времени домашней учебной работы.

Расчеты средних значений показали, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает 1,9 час., при этом школьники 5-х классов затрачивают в среднем 1,7 час.; школьники 8-х классов – 2,2 час.; школьники 11-х классов – 1,9 час. Таким образом, наиболее загружены домашней работой оказались учащиеся 8-х классов.

Нормы учебного времени, отводимого на домашнюю работу, определены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН) . Так, в 5-м классе оно не должно превышать 2,5 час., в 8-м – 3 час., в 11-м – 4 час. Следовательно, данные опроса показывают, что в среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в заданные нормами рамки.

Предполагалось, что различия школьных дисциплин, в силу особенностей своего содержания, будут определять и различия в видах домашнего задания и во времени его выполнения. Однако полученные данные показали, что время выполнения домашних заданий не различается сильно – ни по возрастным группам, ни по предметам. Средний диапазон времени колеблется в пределах 20–30 мин. Из этого диапазона явно выбиваются лишь:

    домашняя учебная работа по иностранному языку (43 мин.) в 5-х классах;

    домашняя учебная работа по литературе (55 мин.) и истории (56 мин.) в 11-х классах.

В первом случае это может быть связано с тем, что именно в 5-м классе начинается изучение предмета. Если иностранный язык есть в программе начальной школы, то, за исключением «языковых» спецшкол, он преподается на разговорно-игровом уровне, а серьезное изучение грамматики языка начинается с 5-го класса, что и объясняет большой объем времени, затрачиваемый на домашнюю подготовку.

Во втором случае увеличение времени на выполнение домашних заданий может быть связано с тем, что сегодня большой популярностью у абитуриентов пользуются вузы гуманитарной направленности, где основными вступительными экзаменами являются история и сочинение (с обязательным знанием литературы, с навыками анализа и критики). Это и вызывает повышенное внимание учителей и выпускников к отработке умений и навыков по этим дисциплинам в ходе домашней учебной работы.

При рассмотрении распределения времени на разные виды домашних заданий по различным учебным дисциплинам оказалось, что показатели зачастую отклоняются от рассмотренных выше среднедисциплинарных. При этом для 5-х классов интервал отклонений колеблется в пределах 6–9 мин. (как в сторону увеличения времени, так и в сторону его уменьшения).

Для учащихся 8-х классов больше всего отклонений выявлено по чтению учебника. Здесь также наблюдается сокращение времени (относительно средних для всех дисциплин показателей) на чтение учебника по математике и русскому языку (на 8 и 7 мин.) и увеличение времени на чтение учебника по гуманитарным дисциплинам – литературе и истории (на 10 и 5 мин.). Увеличение времени наблюдается и при заучивании: так же как и в 5-х классах – по литературе (на 6 мин.) и по иностранному языку (на 7 мин.). На 8 мин. увеличивается для 8-классников время работы с дополнительными источниками по литературе.

Наиболее ярко выражены отклонения от среднедисциплинарных показателей времени выполнения различных заданий у школьников 11-х классов. Так, чтение учебника по математике и русскому языку уменьшается (на 10–11 мин.), но возрастает по литературе (на 14 мин.) и по истории (на 17 мин.). Возрастает (на 7 мин.) время решения задач и упражнений по математике, в то время как на этот же интервал оно уменьшается при учебной работе по биологии. Значительное уменьшение времени на заучивание наблюдается по математике и русскому языку (на 9 мин.), химии (на 10 мин.) и биологии (на 7 мин). Однако при этом возрастает доля времени на заучивание по истории (на 33 (!) мин.). Также существенно увеличивается (относительно средних для всех дисциплин показателей) время на выполнение творческих заданий по русскому языку (на 20 мин.) и литературе (на 25 мин.) при сокращении времени на эту же форму домашней работы по химии и физике (на 10 мин.).

Рассмотренные особенности показывают, что при организации домашней самостоятельной работы школьников (в рамках классно-урочной системы) отсутствие норм по видам и объемам домашних заданий приводят к тому, что все определяется учителем и его предпочтениями.

Исследуя учительские предпочтения в частоте использования различных форм домашних заданий, удалось установить, что наиболее объемные по времени задания (например, работа с дополнительной литературой или творческое задание) учащимся задают не каждый раз и даже не каждую неделю. Так, например, работу с дополнительной литературой на дом учителя предпочитают задавать: в 5-м и 8-м классах – раз в месяц (33% и 50% ответивших), а то и раз в четверть (19% и 35% ответивших); в 11-м классе – преимущественно раз в месяц (37%). Довольно высокая цифра (26% ответивших) по 11-м классам получена в графе «каждый урок». Возможно, это также связано с объемной и интенсивной работой учащихся выпускных классов по подготовке к экзаменам по истории, математике, русскому языку, литературе, химии, биологии и физике.

Задание по работе с пособиями (контурными картами, рабочими тетрадями, карточками, таблицами и пр.) учителя также предпочитают давать раз в месяц: в 5-м классе – 45%, в 8-м классе – 46% и в 11-м классе – 37% опрошенных. Однако это задание большой процент учителей использует и каждый урок (особенно – в 11-м классе). Это можно объяснить тем, что такую форму работы в основном используют в обучении дисциплинам, занятия по которым проходят 1–2 раза в неделю (география, физика, химия, биология и др.). Поэтому здесь можно отчасти считать этот ответ отнесенным к графе «раз в неделю».

Что касается творческих заданий, то их учителя предпочитают задавать на дом еще реже: не чаще одного раза в месяц, а то и раз в четверть и даже раз в год.

Проведенное исследование предоставило возможность получить данные и по другим интересным вопросам – например, о соотнесении различных форм домашних заданий с фазами усвоения знаний, о распределении времени выполнения домашних заданий по фазам усвоения знаний и др. (эти вопросы будут отражены в других публикациях).

В рамках темы данной статьи можно отметить следующие результаты исследования:

1. Установлено, что в целом на выполнение домашнего задания в день «усредненный» школьник затрачивает около двух часов, при этом наиболее загружены домашней работой учащиеся 8-х классов. В среднем время домашней учебной работы школьников укладывается в рамки, заданные СанПиНами.

2. Выявлены следующие особенности выполнения домашних заданий:

    в целом для школьников наиболее продолжительными являются домашняя учебная работа с дополнительной литературой и выполнение творческого задания; при этом больше всех времени на работу с дополнительной литературой затрачивают школьники 5-х классов (35 мин. в среднем по всем исследуемым учебным предметам);

    время на выполнение творческого задания увеличивается от одной возрастной группы к другой: максимальное значение оно имеет в 11-х классах (47 мин. в среднем по всем учебным предметам);

    меньше всего времени во всех возрастных группах занимает такая форма домашней учебной работы, как ответы на вопросы параграфа учебника.

3. Подтверждена гипотеза о том, что распределение времени на различные виды учебного труда в процессе выполнения школьниками домашних заданий зависит от объема и преобладающего типа домашних заданий. В свою очередь, ввиду отсутствия норм виды и объемы домашних заданий определяются учителем.

4. Выдвинуто предположение о наличии закономерности: распределение учебного времени (как в урочной, так и в домашней работе) изменяется при переходе из начальной школы в среднюю, что связано с изменениями в характере и объеме учебного труда школьников.

Выявленные особенности можно и нужно учитывать для более эффективного построения учебного процесса в учебных заведениях среднего общего образования, для соблюдения баланса между различными формами самостоятельного домашнего учебного труда школьников разных возрастных групп. Это отвечает задачам технологизации обучения.

С другой стороны, результаты и данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезными в решении вопросов проектирования и конструирования учебного процесса, особенно в условиях специализации учебных заведений, что отвечает целям индивидуализации обучения. Таким образом, результаты исследования могут быть применены в ходе решения основных задач модернизации российского образования.

Приложение 1.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий:

    в начальной школе от 15 мин. в 1 классе;

    до 30 (35) минут в 3 (4) классах;

    в среднем и старшем звене от 27 до 40 минут.

Приложение 2.

По русскому языку выделяются свои нормы домашнего задания.

5 класс – 40-60 слов (6-8 печатных строк);

6 класс – 60-70 слов (8-9 печатных строк);

7 класс – 70-80 слов (9-10 печатных строк);

8 класс - 80-105 слов (9-12 печатных строк);

9 класс – 105-130 слов (13-15 печатных строк).

Приложение 3.

Примерные нормы по допустимым затратам времени учащимися на выполнение домашних заданий по различным предметам:

Приложение 4.

База исходных данных, необходимых для расчета предельного времени выполнения домашнего задания учащимися общеобразовательного учреждения

1. Нормы максимально допустимой нагрузки школьников регламентированы Санитарными правилами и нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96.

2. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. - 576 - 96 в следующих пределах:

    в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч.,

    во 2-м - до 1,5 ч.,

    в 3-4-м до 2 ч.,

    в 5-6-м до 2,5 ч.,

    в 7-8-м до 3 ч.,

    в 9-11-м до 4 ч.

3. Учет трудности предметов нормами СанПин 2.4.2. - 576 - 96 рекомендовано производить на основании таблицы И.Г.Сивкова (1975 г.), при дополнительном оценивании современных предметов (информатика, профильные дисциплины) не менее, чем в 10 баллов.

Приложение 5.

Исходные положения, допущения и расчетные формулы методики изучения временных затрат на выполнение домашних заданий учащимися

1. Расчет производился в соответствии с методическими рекомендациями по предупреждению учебной перегрузки учащихся (Бабанский Ю.К. "Оптимизация учебно-воспитательного процесса"):

    не давать домашних заданий на понедельник;

    не давать домашних заданий по рисованию, пению, труду и физкультуре.

2. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания по условному предмету (на 1 урок) имеет вид:

3. Расчетная формула предельного времени выполнения домашнего задания с учетом трудности отдельного предмета (на 1 урок) имеет вид:

, где
Т
ур - искомое предельное время выполнения домашнего задания (мин.);

D - предельное время выполнения домашних заданий в течение недели, по гигиеническим требованиям (час.).

B i - трудность 1- го предмета по таблице Сивкова И.Г. (баллы)

P i - к оличество часов в учебном плане по 1- му предмету (по которому дается домашнее задание).

Важно

Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают свое беззаботное дет-ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников - это так называемый стресс ограничения времени. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза.

Соответственно, увеличился и объем домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.

Еще одна проблема - психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу оценок, спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70%. И чем более «сильная» школа, чем интенсивнее ее учебная программа, тем процент выше.

Так, у школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Кстати

Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30-40%, у старшеклассников - 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Маме на заметку

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение.

  • Он не сосредоточен. Садясь за домашнюю работу, долго не может на ней сконцентрироваться, а учителя жалуются, что он плохо слушает на уроках, вертится.
  • Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.
  • У ребенка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.
  • Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.
  • У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5-2 недель, нужно обратиться к врачу. Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность. Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

SOS

Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребенок «цепляет» одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы.

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором - сердечно-сосудистые нарушения, на третьем - патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребенок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

  • Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет - не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учебе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.
  • Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребенка «грузят» занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребенком, выясните, что ему интересно на самом деле и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечен, нагрузка переносится легче, и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.
  • Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8-9 часов в сутки.
  • Всегда старайтесь оказать ребенку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.
  • Старайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.
  • Уделите внимание питанию ребенка. В его меню должно быть достаточно полноценного белка (его мы получаем из нежирного мяса, рыбы, творога), сложных углеводов (содержатся в крупах, цельнозерновом хлебе), а также витаминов (черпаем из овощей, фруктов, ягод). Также для хорошей работы мозга необходимы жирные кислоты, входящие в состав жирной рыбы, нерафинированного растительного масла, орехов.

Чтобы ребенок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.

  • Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00-16.00. В это время наблюдается естественный физиологический подъем работоспособности.
  • Перед тем как начать работу, желательно составить план, заранее подготовить все, что потребуется: учебники, тетради, канцелярские принадлежности.
  • Начинать лучше с того предмета, подготовка задания по которому требует больше всего сил. Также полезно чередовать задания по точным и гуманитарным наукам.
  • Рядом со столом, где ребенок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включенного телевизора, компьютерных игр.
  • После 40-50 минут учебы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.
  • Во 2-3-м классе ребенок не должен посвящать приготовлению уроков более 1,5 часа, в 4-5-м классе - 2 часов, в 6-8-м - 2,5 часа, в 9-11-м классе - 3,5 часа.
Препараты

Помните, самолечение опасно для жизни, за консультацией по поводу применения любых лекарственных препаратов обращайтесь к врачу.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный № 19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).

А.Ю. Попова

Приложение

Изменения № 3
в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81)

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».

2. По всему тексту санитарных правил:

Слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;

Слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;

Слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;

Слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;

Слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».

6. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

«При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.» .

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

«Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».

9. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».

10. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».

11. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».

12. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»

14. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного - не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».

15. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала - 20 - 22°С» дополнить словами «душевых - 24 - 25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21°С».

16. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

«В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 - 21 10
2 - 4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8 - 9 36 33 10
10 - 11 37 34 10
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.».

20. В абзаце первом пункта 10.6 слова «максимальной допустимой нагрузки» заменить на слова «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки».

21. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: «и 1 раз в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».

22. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: «и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе».

23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

Для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

Для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.»

24. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: «Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)».

25. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).

Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

Полдника и прогулок для всех учащихся;

Полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения».

26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

«Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения».

27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения».

28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

«Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

«Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года».

_____________________________

* СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный № 12085).

Обзор документа

Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.

Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.

До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Закреплено, что для первоклассников общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и раз в неделю 5 уроков за счет урока физкультуры, для 2-4 классов - 5 уроков и раз в неделю 6 уроков за счет урока физкультуры, для 5-7 классов - 7 уроков, для 8-11 классов - 8 уроков.

Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов - не более 25 минут, для 5-6 классов - не более 30 минут, для 7-11 классов - 35 минут.

Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.

Кривцова Зоя и Попова Ира

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:
1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:
 Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
 Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
 Творческие: выработка рекомендаций

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Проект на тему:

ВЫПОЛНИЛИ: Кривцова Зоя 8 «Б» класс

Попова Ира 8 «Б» класс

РУКОВОДИТЕЛЬ: Винокурова Мария Ильинична

Учитель биологии

Среднеколымск

2009 год.

Введение. 3 стр.

1. Проблема здоровья человека 5 стр.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы

Здоровья учащихся школы. 8 стр.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости

Школьников в нашей школе. 9 стр.

3.1. Исследование тревожности учащихся 14 стр.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности 17 стр.

Заключение 20 стр.

Литература. 22 стр.

Введение

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал стран. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условиях. Особую остроту проблема здоровья имеет на территориях Крайнего Севера с экстремальными условиями существования, в состав которого входит и город Среднеколымск.

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза проекта: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель проекта: выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье школьников

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:

  1. Изучить состояние здоровья школьников МОУ «СОШ г. Среднеколымска».
  2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.
  3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.
  4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения здоровья учащихся.

В работе были использованы следующие методы:

  1. Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).
  2. Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.
  3. Творческие: выработка рекомендаций
  1. Проблема здоровья человека

«Здоровье – не все, Но все без здоровья – ничто». /Сократ/

Когда-то Шопенгауэр сказал, что «Здоровый нищий богаче короля». Здоровье есть ценность, золотой запас, драгоценный резерв жизни, детерминирующие все другие свойства жизни.

В жизни Человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть – его не чувствуют; как только «его» потеряли – появляется «боль»: злая, коварная, нестерпимая. Боль – это сигнал о неблагополучии в нашем организме. Это удивительное свойство – здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто». Если есть здоровье – Человек радуется, спокойно живет и работает, учится, играет в футбол или волейбол, идет на свидание. Здоровый человек – надежный и трудоспособный, он всегда «может», он всегда «хочет», он с радостью живет сам и помогает хорошо жить другим. Без здоровья нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым и обаятельным.

Человек – дитя Земли и Космоса. Люди – дети Неба, дети Солнца. Но земляне, прежде всего – дети планеты Земля. Мы дети своей Родины, Отечества, мы дети своей Матери и своего Отца, своей семьи. Счастье каждого из нас – в семье здоровье, а счастливые люди – те, кто с радостью идут в школу и на работу.

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей Стране. С 1992 года Россия стала депопуляционной страной, смертность населения более чем в 2 раза превышает рождаемость, идет резкое постарение населения, нарастает психофизическая патологизация, духовное выгорание, отмечается хроническая психическая усталость и депрессия всех групп населения. Ситуация во многих семьях, школах, учреждениях сравнима с уровнем высокой стрессогенности.

Чтобы превратить Россию в Здоровье сохраняющую Страну, необходимо решить следующие проблемы:

  1. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей экологической среде. Россия сегодня страна с загрязненной ядохимикатами почвой, отравленной атмосферой городов, питьевой водой низкого качества; загрязнение среды привело к иммунному напряжению и иммунному дефициту, что привело к росту инфекционной заболеваемости.
  2. Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в здоровье сохраняющем городе. Городской житель 80% суточного времени проводит в закрытых помещениях. Город – это особая среда, определенная концентрацией людей, бетона, энергии, химических веществ, ядохимикатов. Город – это концентрация шумов, информационных потоков, культуры и антикультуры, телевизионного /перегрузочного для нервной системы/ патогенного фактора.

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации закрепило свою позицию о здоровье в законе национального проекта «Здоровье», который позволит остановить ухудшение здоровья населения Россия к 2008 году и к 2015 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы.

Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин подчеркнул, что к этому времени будет повышена эффективность управления государственным здравоохранением, завершено формирование системы подготовки медицинских кадров и обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений. Пока же, по его словам, недостаточно высокий уровень отечественного здравоохранения.

Факторами, влияющими на здоровье человека являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. Их соотношение отражено в диаграмме 1.

Человек не рождается здоровым: мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми. Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его каждому ребенку.

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемы здоровья учащихся школы

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпидемнадзора России лишь 14 % детей практически здоровы; 50 % имеют функциональные отклонения; 35-40% - хронические заболевания.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др., что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Около 7.5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно – психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Состояние здоровья напрямую влияет на становление личности. Нет, видимо, большой необходимости доказывать, насколько велика цена состояния здоровья нации для ее благополучия и расцвета.

Такое состояние здоровья формируется в значительной степени в детском возрасте, в том числе и в школе.

Как информирует нас медицинская статистика и анализ проведенных диагностических исследований за последнее время, здоровье учащихся ухудшается, несмотря на усилия администрации школы, и всего педагогического коллектива, заставляет с тревогой говорить о проблеме здоровья и его влиянии на успешность обучения и состояния развития детей.

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости школьников в нашей школе

Как же обстоит, дело на самом главном направлении школьной жизни детей нашей школы рассмотрим в данных таблицы №1.

ТАБЛИЦА 1.

Показатели заболеваний учащихся по МОУ «СОШ г. Среднеколымска» (по данным медосмотра 2008 года)

№ п/п

ЗАБОЛЕВАНИЕ

Количество человек

% отношение от общего количества

Зрение

27,8

Нарушение осанки

ЛОР - заболевания

Нервная система

Дыхательная система

Сердечно - сосудистая система

Аллергические заболевания

Эндокринная система

Желудочно-кишечный тракт (в т. ч. кариес)

60,8

Врожденные пороки

Болезни крови

Нарушение речи

Плоскостопие

Наблюдение у ортопеда

Ожирение

Инвалиды

Болезни почек

Обследование учащихся школы проведенное в 2008 году, выявило виды заболеваний:

  1. На первом месте – заболевания желудочно-кишечного тракта (у 60,8% школьников)
  2. На втором месте – нарушения зрения (почти 28% школьников)
  3. На третьем месте – заболевания нервной системы (у 8,5% школьников)
  4. Довольно высоки показатели ЛОР – заболеваний (4,1%), болезней сердечно-сосудистой (4,1%), дыхательной системы (3,9%) и эндокринной (3,2%) систем, а также ожирения (у 3% школьников)
  5. Всего инвалидов в школе 21 человек, что составило 3,5% от общего количества учащихся.

Очень высокий процент желудочно-кишечных заболеваний можно объяснить неправильной организацией питания, нарушением режима и несоблюдением норм питания. По словам школьного медика эта группа заболеваний распространена среди учащихся 1 смены, что может быть следствием того, что школьники не успевают утром позавтракать. В нашей школе налажено обеспечение учащихся горячим питанием, вероятно, проблемы с пищеварением детей берут своё начало в семье.

Высокий процент глазных заболеваний в школе можно объяснить спецификой школьного труда – необходимостью много писать, работать с книгой или компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещенности недостаточен.

Заболевания нервной системы также могут быть обусловлены влиянием школьной нагрузки на учащихся. Это может быть связано и с учебной перегрузкой, и с отношениями между школьниками и с учителями и т. п.

Болезни эндокринной системы могут возникнуть в связи с малой подвижностью учащихся (монотонный труд за партой в школе, за компьютером), нерегулярным и неполноценным питанием, могут быть предопределены на генетическом уровне.

Цифры устрашающие, многие учащиеся поставлены на диспансерный учет. Из показателей таблицы 2 видно, что многие учащиеся страдают несколькими хроническими заболеваниями.

ТАБЛИЦА 2.

Показатели медицинского осмотра учащихся 8 «Б» класса.

Фамилия

Педиатр

Эндокринолог

Ортопед

ЛОР

Стоматолог

Невролог

Офтальмолог

Берёзкин М

Бубякин П

Винокуров А

Винокурова Т

Гапиров В

Доменти И

Жирков В

Кокорина Л

Кривцова З

Мышакин Д

Попова И

Потапова Л

Ставенская Р

Татаринов А

Шаборшин Д

Шадрин М

Яковлев П

Индийская пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью, нет врага равного болезни».

Классифицируя школьные хвори, медики заявляют: более 50 % - это так называемые информационные болезни. Они связаны с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением. Это психосоматические болезни – и язвы желудка, и гастриты, и неврозы, и сердечнососудистые заболевания. Их называют «болезнями информационного стресса». Из факторов причиняющих вред здоровью отмечают: социальные, домашние и школьные.

Результаты анализа медицинских карт развития группы учащихся 8 «Б» класса в сравнении 2005-2006 учебного года /5 класс/ с 2008-2009 учебным годом /8 класс/ отражены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Динамика развития групп здоровья учащихся 8 «Б» класса.

Группы здоровья

2005-2006 год

Количество

учащихся

В %

2007-2008 год

Количество

учащихся

В %

1- группа здоровья

65,22

2- группа здоровья

30,44

88,23

3- группа здоровья

4,34

11,77

Физические группы

Основная физическая группа

86,98

70,59

Подготовительная физическая группа

8,68

11,77

Специальная физическая группа

4,34

17,64

Из анализа особое беспокойство вызывает рост заболеваемости из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили здоровьем. Среди этих учащихся есть дети обучающихся параллельно в дополнительных учебных заведениях.

Формирование здоровья ребенка на этапе 7 -18 лет в значительной мере зависит от условий обитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания органов зрения, кожно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20 % составляют факторы внутришкольной среды.

3.1. Исследование тревожности учащихся

Первоначально мы обследовали группу подростков 8 «Б» класса по методике разработанной по принципу «Шкалы социально – ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу.

Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

1.Ситуации, связанные со школой, общение с

Учителем (школьная)

2.Ситуации, активизирующие представления о себе

(самооценочная).

3.Ситуации общения (межличностные).

ИНСТРУКЦИЯ

Здесь перечислены ситуации, с которыми учащиеся часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть для них неприятными, вызывать волнение, беспокойство, страх и т.п. В состав анкеты включены вопросы ситуации, связаны со школой, межличностными отношениями в обществе и личного характера поведения. Учащиеся внимательно читают вопросы анкеты ситуаций и оценивают ее в баллах:

0 – если ситуация совершенно не кажется вам

Неприятной;

1 – если ситуация немного волнует, беспокоит;

2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает

Такое беспокойство, что ученик предпочел бы

Избежать ее;

3 – если ситуация очень неприятна и вызывает

Сильное беспокойство, страх и т.п.,

4 – если ситуация для него крайне неприятна, если

Он не может переносить ее и она вызывает у

Ученика сильное беспокойство, очень сильный

Страх.

АНКЕТА СИТУАЦИЙ.

  1. Отвечать у доски.
  2. Пойти в дом к незнакомым людям.
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.
  4. Разговаривать с директором школы.
  5. Думать о своем будущем.
  6. Учитель смотрит в журнал, решая кого бы спросить.
  7. Тебя критикуют, в чем–то упрекают.
  8. За тобой наблюдают, когда ты что–либо делаешь.
  9. Пишешь контрольную работу.
  10. После контрольной учитель называет отметки.
  11. На тебя не обращают внимания.
  12. У тебя что–то не получается.
  13. Ждешь родителей с родительского собрания.
  14. Тебе грозит неуспех, провал.
  15. Слышишь за своей спиной смех.
  16. Сдаешь экзамен в школе.
  17. Непонятно, почему на тебя сердятся.
  18. Выступать перед большой аудиторией.
  19. Предстоит важное, решающее дело.
  20. Не понимаешь объяснений учителя.
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе.
  22. Сравниваешь себя с другими.
  23. Проверяются твои способности.
  24. На тебя смотрят как на маленького.
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
  26. Замолкают, когда ты подходишь.
  27. Оценивается твоя работа.
  28. Думаешь о своих делах.
  29. Тебе надо принять для себя решение.
  30. Не можешь справиться с домашним заданием.

ОБРАБОТКА МЕТОДИКИ.

В соответствии с тремя типами ситуаций, выявляемых с помощью данной шкалы, диагностируются следующие виды тревожности:

Школьная – 1,4,6,9,10,13,16,20,25,30;

Самооценочная – 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29;

Межличностная – 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

Данные результатов анкеты ситуаций тревожности представлены в таблице 4.

Таблица 4. « ТРЕВОЖНОСТЬ» 8 «Б» КЛАССА.

№ П/П

Фамилия, имя учащегося

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Школьная

Само – оценочная

Меж – личностная

Общий

уровень

Берёзкин Миша

15 Н

14 Н

19 Н

48 Н

Бубякин Паша

15 Н

19 Н-П

20 Н-П

54 Н-П

Винокуров Алик

29 В

18 Н-П

20 Н-П

67 Н-П

Винокурова Тома

20 Н-П

19 Н-П

17 Н

56 Н-П

Гапиров Вова

21 Н-П

15 Н

23 Н -П

59 Н-П

Доменти Ира

13 Н

11 Н

15 Н

39 Н

Жирков Вова

18 Н-П

19 Н

18 Н

55 Н

Кокорина Лана

5 Н

11 Н

6 Н

22 Н

Кривцова Зоя

4 Н

12 Н

36 О-В

52 Н

Мышакин Дима

23 Н-П

17 Н

28 В

68 Н-П

Попова Ира

14 Н

13 Н

15 Н

42 Н

Потапова Луиза

21 Н-П

17 Н

20 Н

58 Н-П

Ставенская Рада

9 Н

11 Н

9 Н

29 Н

Татаринов Антон

30 В

21 Н-П

22 Н-П

73 Н-П

Шаборшин Денис

31 В

20 Н-П

28 В

79 Н-П

Шадрин Максим

21 Н-П

15 Н

8 Н

44 Н

Яковлев Паша

14 Н

12 Н

10 Н

36 Н

Общий балл

Общий %

34,3 %

30,0%

35,7 %

Нормальный

47 %

Несколько повышенный

53 %

Высокий

Очень высокий

Сокращения: Н – нормальный;

Н-П – несколько повышенный;

В – высокий;

О-В – очень высокий.

Результаты анкет учащихся занесены в таблицу, из которой видно что, в исследуемой группе учащихся из общего количества более половины (53%) находятся в повышенной тревожности.

3.2. Анализ расписания по шкале сложности

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно – воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий и внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся.

Растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения; в итоге увеличивается число одночасовых (в неделю) предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие. Если принять любую из существующих гипотез механизма запоминания, то один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. В таком случае все опять ложиться на ученика:

Увеличивается время на приготовление домашних

Заданий;

Снижается время двигательной активности, сна и

Как один из результатов – ухудшения здоровья.

Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.

Известно, что сразу после сна работоспособность школьников находится на относительно низком уровне. С включением в процесс учебной деятельности показатели функционирования физиологических систем возрастают и работоспособность повышается.Достигнув максимума, она держится на относительно высоком уровне с 9-10 часов утра до 12-13 часов дня. Затем начинается падение работоспособности и новый относительно небольшой ее подъем с 15 до 17-18 часов.

Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы (умственной работоспособности) улучшаются, к концу занятий ухудшаются. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4, уроках.

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы, а также предметы одного цикла, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник, и среду, а наиболее низкой – на пятницу.

Мы решили проанализировать учебное расписание третьей четверти на примере 8 «Б» класса. Результаты приводим в таблице 5.

ТАБЛИЦА 5.

Недельное расписание и оценка каждого урока по шкале трудности /Сивков, 1998/.

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

№ п/п

Название предмета

Шкала

сложности

Понедельник

Четверг

Химия

Алгебра

Физика

География

Русский язык

Русский язык

Черчение

Английский язык

Биология

История

ЯРЯ

ВСЕГО

ВСЕГО

Вторник

Пятница

Информатика

Физика

Физика

Алгебра

Русский язык

Технология

Литература

Литература

География

Английский

Физкультура

Физкультура

ВСЕГО

ВСЕГО

Среда

Суббота

Химия

1.

Алгебра

11

2.

Геометрия

11

2.

Обществознание

8

3.

Геометрия

11

3.

Английский язык

10

4.

История

8

4.

ОБЖ

5

5.

Биология

6

6.

География

6

ВСЕГО

51

ВСЕГО

34

Из анализа расписания можно сказать, что в 8 «Б» классе расписание не всегда является физиологически обоснованным.

Анализ расписания учебных занятий позволил выявить, что оно составлено с учетом бальной трудности распределения учебных предметов в течении учебной недели. Есть нарушения в чередовании «трудных» и «лёгких» уроков (среда, четверг), неправильно осуществлён порядок следования уроков (сначала «трудные», затем «лёгкие», а потом опять «трудные»), в среду слишком высокий балл, хотя именно в этот день следует снизить сложность расписания.

При составлении расписания не всегда учитываются дни повышенной и сниженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

На наш взгляд всё это может служить причиной усталости и влиять на качество успеваемости и здоровья учащихся.

В данном расписании наблюдаются и положительные моменты. Например, низкий общий балл в понедельник и субботу, удачное чередование предметов в пятницу и субботу. В середине недели много основных и сложных предметов, последние уроки часто «лёгкие».

Гигиенические требования к организации урока выполняются. Длительность уроков по школе во всех классах по 40 минут, есть также большая перемена по 15 минут (после третьего урока). Такие перемены позволяют спокойно принять пищу, провести активные игры и т.д.

Заключение

С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».

Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья. Почему же в школе школьник теряет здоровье?

По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:

  1. Большинство школьных зданий – это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.
  2. Безусловной причиной является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.
  3. Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).
  4. Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.
  5. Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий.
  6. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью.
  7. Большая наполняемость классов. (к нашей школе не относится)

На основе всего вышеизложенного хотелось бы дать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:

  1. Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам САНПИНА, т.е. росту ученика.
  2. Продолжать витаминизирование питание в школьной столовой.
  3. Использовать физкультминутки на определенных уроках (хотя бы по параллелям).
  4. Проводить подвижно – игровые перемены с использованием радио – музыкального сопровождения.
  5. Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности.
  6. Следить за нормами домашнего задания.
  7. Использовать личностно – ориентированные технологии обучения и контроля, а также воспитания учащихся.
  8. Вести просветительную работу с учащимися и довести до сведения родителей результаты исследований.

Список использованной литературы

  1. Абаскалова Н. Здоровю надо учить! – М., Просвещение, 1987
  2. Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6 – 9 классы. – М.: Вентана – Граф, 2006, 208 стр.
  3. Гигиена детей и подростков/Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1980, 440 стр.
  4. Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября»
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология, 1998.
  6. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 классов средней школы. 1989.
  7. Корякова Н.И., Желвакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий /методическое пособие для учителя/.
  8. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии часть 1.
  9. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России, 2002.
  10. Чумаков Б.Н. Валеология, 1997.
  11. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 464 стр.