Новизна работы кружка по экономике. Научный кружок «Экономика труда

В сентябре 2015 года состоялся отбор олимпиадного резерва по широкому спектру направлений научной деятельности факультета экономики и финансов.

По результатам тестирования было отбрано 35 человек из числа студентов 3 и 4 курсов. На подготовку данного олимпиадного резерва нацелена работа научного кружка на кафедре экономики труда.

Перед научным кружком «Экономика труда» поставлены следующие задачи:

  • формирование резерва магистратуры и аспирантуры и содействие формированию нового поколения научно-педагогических и научных кадров;
  • выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их интеллектуального потенциала для решения актуальных научных проблем;

  • привлечение внимания ведущих ученых, промышленников, предпринимателей и управленцев к научному потенциалу студентов;
  • пропаганда в студенческой среде достижений науки;
  • более углубленное изучение проблем, определяющих предмет специальности Экономика труда;
  • развитие творческих и научных способностей студентов;
  • обучение студентов навыкам творческой реализации своих разработок.

В соответствии с обозначенными задачами и строятся занятия данного научного кружка.

Ближайшие мероприятия, организуемые в рамках работы научного кружка «Экономика труда»:

Деловая игра "Ассессмент центр", состоится весной 2018 года. Регистрация по ссылке .

Прошедшие мероприятия, организованные в рамках работы научного кружка «Экономика труда»:

Дискуссионный клуб, проведенный в рамках работы научного кружка «Экономика труда», еще раз доказал целесообразность установления прямого диалога между студентами, магистрантами, аспирантами, преподавателями и бизнесом с целью обсуждения актуальных вопросов и решения основных проблем в области Экономики труда, а также популяризации данного направления науки среди молодежи.

Кафедра Экономики труда благодарит всех участников и организаторов Дискуссионного клуба за энтузиазм, профессионализм и высококачественную работу.

Отдельную благодарность коллектив кафедры выражает компании ООО «Объединенные ЭнергоСистемы», проявившей искренний интерес к научной работе кафедры и поддержавшей научные начинания студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Выступление к.э.н., доцента Лавровой З.И. было посвящено заключительному этапу формирования системы оплаты труда – разработке ее переменной части. В ее докладе были приведены примеры системы KPI, построенной на основе BSC для руководящего состава компании.

Д.э.н., профессор Генкин Б.М. раскрыл сущность и привел основные принципы организации оплаты труда, дал характеристику элементов внутрипроизводственной организации заработной платы.

Обсуждение актуальных проблем формирования системы трудового вознаграждения вызвало живой интерес у студентов.

Благодарим всех участников мероприятия

за плодотворно проведенную дискуссию

Кафедра Экономики труда благодарит всех участников и организаторов Молодежного форума «Экономика труда – глазами студентов» за активность, профессионализм и высококачественную работу.

  • 7991

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МИР ЭКОНОМИКИ»

Преподаватель Аникеева О.Н.

г. Пенза, 2016 г.

Состав программы «Мир экономики»

Пояснительная записка.

Цель кружка «Мир экономики».

Задачи кружка «Мир экономики».

Тематическое планирование «Мир экономики».

Требования к умениям и навыкам учащихся.

Список литературы.

Пояснительная записка

Кружок «Мир экономики» рассчитан на 72 учебных часа и должен помочь студентам расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в курсе «Обществознание», раздел «Экономика».

Посещение студентами занятий кружка способствует профессиональному становлению.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия «Основы экономики» (автор С.В.Соколова), «Экономики для колледжей» базовый курс (автор О.П.Озерова). С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

Исследовательскую деятельность;

Анкетирование,

Проведение встреч с интересными людьми: представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы, Центра занятости и т.д.

Занятия – практикумы;

Ролевые и деловые игры;

Семинары;

Защита творческих работ;

Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам экономики.

В течение посещения кружковых занятий все студенты по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно), участие в деловой игре «Денежный поток» и др.)

Знания, полученные при изучении программы кружка «Мир экономики» позволяют студентам принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Цель кружка «Мир экономики»: - способствовать развитию экономического мышления студентов.

Задачи кружка «Мир экономики»:-

формирование у студентов общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

Анализ урока с точки зрения личностно-ориентированного обучения

Ученикам предлагается подобрать синонимы и определяющие слова для понятия "семья", основываясь на своих наблюдениях и чувствах. После нескольких высказываний озвучивается следующая формулировка: "Семья - это группа людей, живущих вместе...

ТЕМА: «Истоки возникновения джаза» Цели: 1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной...

Воспитание школьников средствами классического джаза

ТЕМА: «Истоки возникновения джаза» Цели: 1) познакомить со стилем «джаз»; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства...

Урок №1 Тема урока: «Глобальная сеть Интернет» Время: 45 минут Цели урока: учебная: формирование у учащихся знаний о сети Интернет, представление им краткой истории развития данной отрасли, рассказать о современных возможностях в сети Интернет...

Методика преподавания темы "Глобальная сеть Интернет" в 11 классах экономического профиля

Урок №2 Тема урока: «Работа в сети Интернет» Время: 45 минут Цели урока: учебная: предоставление учащимся способов поиска, обработки и анализа информации, сформировать у учащихся знания по использованию определенных типов Интернет-ресурсов...

Педагогические основы обработки материалов на уроках технологии

Урок в форме деловой игры "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру" Цели и задачи урока: 1. Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2...

Пробные уроки

Урок: "Трудовое обучение" Учитель: Мурашка Н.А. Тема раздела: Обработка металлов. Тема урока: Сверление отверстий. Цели урока: Обучающая: Формирование умений и навыков пользоваться при сверлении металла...

Проведение уроков теоретического обучения

Предмет: «Психология». Тема урока: "Подростковый суицид". Цели: 1. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни. 2. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения. 3...

Разработка урока на тему "Способы записи алгоритмов"

Класс: 9 Тема урока: Способы записи алгоритмов. Цели урока: Образовательные: ѕ Сформировать представление о способах записи алгоритмов. Развивающие: ѕ умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; ѕ интерес к учению...

Разработка частной методики изложения темы "Компьютерная сеть Интернет"

1.Тема: Поиск информации в Интернет 2.Цели: Образовательная - сформировать у учащихся представления об основных поисковых системах Интернет. Показать различие между ними, научиться применять полученные знания на практике...

Разработка частной методики изложения темы "Редактор таблиц Microsoft Excel" по информатике

Тема: Автозаполнение, мастер функций, построение диаграмм, вставка документа в Word. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с ячейками, использование мастера функций, построение диаграмм по данным таблиц...

Разработка частной методики изложения темы "Текстовый редактор Microsoft Word" по информатике

Тема: Возможности совмещения текста и графики. Цели: Дать ученикам базовые знания по работе с графикой в текстовом редакторе Word. Воспитать чувство рациональности и конкретности...

Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжели для учащихся 5 классов)

Тема урока: Сказочная гжель. Цели урока: 1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 2...

Формирование этнокультурных знаний у учащихся детской школы искусств

Тема урока: «Древние корни народного искусства. Чувашская вышивка» Цели: 1. Познакомить учащихся со старинной чувашской вышивкой; 2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества; 3...

Министерство образования пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области

«Пензенский КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«МИР ЭКОНОМИКИ»

Преподаватель Аникеева О.Н.

г. Пенза, 2016 г.

Состав программы «Мир экономики»

    Пояснительная записка.

    Цель кружка «Мир экономики».

    Задачи кружка «Мир экономики».

    Тематическое планирование «Мир экономики».

    Требования к умениям и навыкам учащихся.

    Список литературы.

Пояснительная записка

Кружок «Мир экономики» рассчитан на 72 учебных часа и должен помочь студентам расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в курсе «Обществознание», раздел «Экономика».

Посещение студентами занятий кружка способствует профессиональному становлению.

Преподавание ведётся с использованием учебного пособия «Основы экономики» (автор С.В.Соколова), «Экономики для колледжей» базовый курс (автор О.П.Озерова). С целью привития интереса к изучаемому предмету, планируется использовать следующие разнообразия формы и методы работы:

    Исследовательскую деятельность;

    Анкетирование,

    Проведение встреч с интересными людьми: представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы, Центра занятости и т.д.

    Занятия – практикумы;

    Ролевые и деловые игры;

    Семинары;

    Защита творческих работ;

    Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам экономики.

В течение посещения кружковых занятий все студенты по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно), участие в деловой игре «Денежный поток» и др.)

Знания, полученные при изучении программы кружка «Мир экономики» позволяют студентам принимать участие в олимпиадах, конкурсах.

Цель кружка «Мир экономики»: - способствовать развитию экономического мышления студентов.

Задачи кружка «Мир экономики»:-

    формирование у студентов общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

    разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;

    выработка у студентов активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

    подготовка студентов к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (8 ч).

Темы: Введение. Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических систем.

Раздел 2. Человек в зеркале экономики (10 ч.)

Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

Раздел 3. Семейная экономика (6 ч.)

Темы: Семья в мире экономики.

Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании (14 ч).

Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Раздел 5. Экономический рост, безработица, инфляция (8 ч).

Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.

Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (12 ч.).

Темы: Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.

Раздел 7. Мировая экономика. (6 ч).

Темы: Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.

Раздел 8.Повторение(4 ч) (может быть разбито по полугодиям).

Практическая часть (4 ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).

План кружка «Мир экономики»

Тема

занятия

Количество

часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

понятия

Понятие об экономике

Лекция с элементами практической работы по определению АС.

Экономика, выбор, рациональность, альтернативная

стоимость

Главные вопросы экономики

Лекция

Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки

Экономические системы

Практикум

«Определение типов экономических систем»

Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная.

Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах

Лекция

Определение тем исследовательской деятельности.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировой экономический кризис.

Основы рыночного механизма

Ролевая игра

Рынок

Спрос и предложение

Лекция

Анкетирование.

Решение задач.

Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения.

Специализация

Ролевая игра

Разделение труда, эффективность.

Суверенитет потребителя

(приглашение специалистов комитета по правам потребителей)

Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей.

Суверенитет производителя

Практическое занятие

Предпринимательская деятельность, малый бизнес.

Распределение личного дохода

Практикум

Разработка творческого задания

Бюджет, личный доход.

Экономика семьи.

Лекция

Семейный бюджет

12.-­14

Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение

Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства

Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, АО, ЗАО, кооператив.

Повторение

Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края».

Игра «Денежный поток»

Практическое занятие

Фирма

17-18

Конкурентная борьба и роль государства в экономике.

Теория и практика

(Решение экономических задач и тестов)

Ценообразование, концентрация рынка.

Экономический рост

Лекция

Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост.

Безработица

Проведение встречи со специалистом Центра занятости.

(Актуальные вопросы)

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Полная занятость.

Инфляция

Лекция и решение экономических задач.

Инфляция спроса, Инфляция предложения,

гиперинфляция.

22-27

Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика

Лекция,

деловая игра,

практикум.

Проведение встречи с представителем банковской сферы

(«Всё о банках»)

(Начальник отдела розничных продаж Пензенского регионального филиала АО «Россельсельхозбанк» Валухова П.А.)

Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП.

28-29

Мировая экономика

Лекция

Международная торговля, мировой валютный рынок.

30-31

Практическое занятие «Бизнес-план»

Выполнение заданий

Бизнес-план

32-33

Семинар «Актуальные экономические проблемы нашего города»

Круглый стол

Малая Родина.

Повторение и подведение итогов обучения

Анкетирование

Требования к умениям и навыкам студентов.

В результате посещения кружковых занятий «Мир экономики» студенты должны знать:

    что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;

    основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;

    природу и сущность экономических процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.

В результате посещения кружковых занятий «Мир экономики» студенты должны уметь:

    применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

    воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;

    формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

    вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

Список литературы

    Соколова С.В. «Основы экономики», - М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.

    Озерова О.П. «Экономика для колледжей». Базовый курс – Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г.

    Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение». 2004 г.

    Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений

    Линьков А..Я. Экономика Учебник для школ гуманитарного профиля Москва « Вита-центр» 2005 г.

    Т.Н. Стариченко Экономика, практикум. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004 г.

    Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Ярославль

«Академия развития».2003 г.

(Пособие для учителей экономики и обществознания).

    Экономика. Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 1998 г.