Пересказ а зори здесь тихие. История создания фильма «А зори здесь тихие…» (22 фото)

Индюкова Татьяна, Мухина Елизавета, Сергеева Екатерина

«А зори здесь тихие…»

Борис Львович Васильев – известный писатель, участник Великой Отечественной войны. Он своими глазами видел жестокость и ужасы войны, о чем в мирное время решил рассказать читателям. Его творчество известно далеко за пределами нашей страны. Известный писатель, фронтовик, он на себе испытал все ужасы воины и прекрасно знал, что такое смерть. Тема данного произведения о женщинах на войне не нова, но здесь мы видим, как писатель не сентиментальничая, жёстко и правдиво рассказал о событиях, происшедших в 1942 году где-то в лесах Карелии.
Несомненно, что свой художественный материал автор черпает из жизни, из личных воспоминаний. Это личные воспоминания являются источником вдохновения для создания шикарного произведения, которое всегда будет востребовано.

В 1969 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «А зори здесь тихие…». Произведение Бориса Васильева вызвало большой интерес среди читателей. 1960-1970 годах повесть была признана одной из самых популярных книг о Великой Отечественной войне. По словам автора, произведение основано на реальном эпизоде воны, лишь с одним изменением, основными героями стали молоденькие девушки, вместо мужчин. Это придало истории пронзительную горечь, ведь войны издавна считались мужским делом. Повесть написана без излишней сентиментальности, в жесткой лаконичной форме. Она рассказывает о событиях 1942 года. В 1975 году за повесть «А зори здесь тихие…» Борис Васильев удостоился Государственной премии СССР.

В 1971 году советский режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий решил экранизировать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Сценарий фильма был написан автором книги. Режиссер, создавая свои работы с большой любовью, очень умело и тактично раскрывал истории жизни обычных людей. Станислав Ростоцкий снял фильм в память о фронтовой медсестре, которая спасла ему жизнь. Натурные съемки фильма прошли в районе Рускеальских водопадов, в деревне Сяргилахта в Пряжинском районе Карелии.

Время действия в повести – май 1942. Место действия - 171 разъезд в Карелии. В результате просьб коменданта Васкова Федота Евграфовича к командованию: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...», ему присылают женский зенитно-пулеметный батальон. С пятью из них он уходит на задание. Им предстояло перекрыть немцам доступ к объектам военного значения. Однако силы врага оказались в три раза больше предполагаемых. Используя разнообразные уловки, вступая в неравные схватки с соперниками, девушки вместе со старшиной выполняют задание, ценой своих жизней.

Автор в произведении затронул очень тонкую и загадочную тему женщины на войне. Редко кому из писателей удавалось описать это так, как Борис Васильеву, чтобы на долгие годы история вызывала уважение. Герои подчеркивают нам неестественность нахождения женщины на войне, об их силе и преданности.

Каждая из девушек, хоть и имела небольшой возрастной запас, но уже успела почувствовать вкус мирной жизни и полюбить ее. Они строили планы и жили надеждами. Одним словом, им было что и кого защищать. Недаром, Станислав Ростоцкий показывал в кино довоенную жизнь девушек в цветном варианте. Война решила по-своему. Она оборвала жизни героинь в самом расцвете сил, не дав осуществиться тому, что им было предопределено.

Пять героинь, пять историй, пять жизней.

Женя Комелькова – эмоциональная и общительная, высокая, рыжая с зелеными глазами. Стройная. Трудно предугадать поступки девушки. Ей говорили: «Женька, тебя бы в театр…». Однако война не обошла ее стороной. Женя своими глазами видела как немы расстреляли ее родителей, брата и сестру.

Галя Четвертак – сирота, росла в детском доме. Всегда мечтала иметь семью. Человек воображения и фантазий. Даже война ей казалась романтическим событием.

Соня Гурвич – студентка. Родилась в большой и дружной семье. Всё было ей в радость. Трудностей не замечала. Вела студенческий образ жизни. Вечер, проведенный с любимым за пять дней до начала войны, был первым и оказался последним. Молодой человек ушел на фронт, добровольцем.

Рита Осянина – сержант, единственная успела выйти замуж и родить сына. Она любила вспоминать школьный вечер, где познакомилась со своим потенциальным мужем. Рита потеряла мужа в 19 лет. Задумчивая и строгая. Она научилась ненавидеть молча. Самым большим ее желанием было отомстить за гибель мужа.

Лиза Бричкина – хозяйственная девушка. Постоянно была в труде. В ее семье сильно болела мама. Сверстников сторонилась. Первое увлечение не увенчалось взаимностью. Настоящее чувство любви пришло на войне, когда до гибели оставалось несколько недель.

Казалось бы, совершенно случайно собранный состав из разных по характеру, взглядам, воспитанию девушек-зенитчиц под командованием старшины, вдруг обретают стройность и слаженность. Причина тому – угроза врага, посягнувшего на Родину.

В годы создания книги и фильма, люди еще очень остро помнили ужасы войны, у многих оставался живой след военных событий. Народ был патриотически настроен, и это чувство было искренним. Равнодушных к трагическим судьбам девушек не было.

Режиссер советского фильма «А зори здесь тихие…», Станислав Ростоцкий, аккуратно, как герои по болоту, двигается по страницам повести Бориса Васильева. Зрители вновь переживают глубокие эмоции, которые мы чувствовали при прочтении книги. Смотря фильм, узнаешь девушек-зенитчиц из повести. Вот она – отчаянная Женька, красивая, вызывающе смелая. Такой я и видела ее в книге. Да, именно с таким характером как у нее, возможно, неоднократно прийти на помощь друзьям, ценой собственной жизни спасти их. Удивительно точно похожа Галя Четвертак. Только так может выглядеть человек, у которого доминирует фантазия. Очень умело и вдумчиво мстила за своего мужа Рита Осянина. Ею руководила обида за оставленного сына и сломанную мирную жизнь. Но даже в военных условиях девушки излучают оптимизм и надежду. Именно такими их представляешь, читая книгу. Фильм снят очень близко к тексту книги. Небольшие расхождения между книгой и кино не являются принципиальными и не влияют на основную линию произведения. Фильм «А зори здесь тихие…» не просто соответствует книге, он помогает лучше понять ее. Говорящим оказалось и название второй серии фильма «Бой местного значения». Ясно и понятно, что произошедшее это рядовая ситуация на войне, один из военных случаев. Необычность в том, что главными героями оказались молодые девушки. Освоив мужские профессии, они воевали не хуже них. А, как известно, война не женское дело. Во все времена женщина – хранительница очага.

Станислав Ростоцкий шаг за шагом, очень тактично и умело, убеждает нас, что женщины на войне, это противоестественно. Даже сцены военного времени он снял в черно-белом цвете. На съемки эпизода в бане, Станислав Ростоцкий сказал героиням: «Девочки, мне надо показать, куда падают пули. Не в мужские тела, а в женские, которые должны рожать». И в этих словах заложен большой глубокий смысл о женщине, войне жизни. Война и женщина – это несовместимо.

Финальная сцена в фильме доказывает нам то, что добро всегда побеждает зло. Несмотря ни на что, едва выживший старшина Васков всегда надеялся только на лучшее, потому что именно он и сын умершей Риты Осяниной расскажут следующему поколению о том, насколько сильным может быть чувство патриотизма к Родине и желание отстоять свободу своих соотечественников. Пятеро решительных, целеустремленных и крепких духом зенитчиц навсегда останутся в памяти и сердце русского народа, они вечно будут для нас героями Великой Отечественной войны.

Война во все времена означала то, что грядет череда ужасных событий. Ведь никогда ещё войны не проходили без кровопролитных боёв, огромных пожаров, жутких убийств и расстрелов. Война всегда несла за собой невообразимые потери. Она не оставляла выбора никому - на войну уходили все: юные мальчишки и девчонки, зрелые мужчины и женщины и даже пожилые люди. Все мы наслышаны о великих подвигах военных служащих, но что мы знаем о женских поступках на войне? Девушки изначально созданы для прекрасного: для рождения детей, создания домашнего очага, ведения хозяйства. Но никак не для защиты Родины. И даже несмотря на то, что девушки - слабые существа, они справлялись с поставленными задачами на отлично.

Все знают и понимают, что на войне это событие, в котором нет места для сентиментальности и нежности. Герой для нас это обязательно сержант, солдат, военный словом, настоящий мужчина. Но ведь мало кто знает имена тех девушек, которые прямо после выпускного вечера попали на службу, без которых, возможно, и не было бы великой победы. Так больно осознавать, что умирают женщины и обрываются жизни ещё совсем юных девушек. Предназначение женщины в создании, а не в уничтожении. Произведение Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» затронув важную тему девушки на войне, раскрывает безжалостное и неестественное содержание любой войны. Мы глубоко убеждены, что у «войны не женское лицо».

Борис Львович Васильев

«А зори здесь тихие…»

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов — девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью — прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечёркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев — они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она — дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой — трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду — доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идёт искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идёт к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинёшенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.

В мае 1942 года, 171-м железнодорожным разъездом командовал старшина Федот Евграфыч Васков. У него была жена и сын, но жена предпочла полкового ветеринара, а сын умер. Разъезд был тихим, поэтому все присланные бойцы, через время начинали неутомимо пить. Васков написал немыслимое количество рапортов, когда ему, наконец, прислали девушек из зенитного полка. Ему было трудно ими управлять. Комвзвода была Рита Осянина. На второй день она потеряла мужа, приняла решение идти в зенитную школу. Сын Альберт отправился на воспитание к родителям Риты. Командир с нее получился очень суровый. После гибели подносчицы, во взвод попала новенькая.

Женя Комелькова, была красавицей с рыжими локонами. На ее глазах погибла вся семья. Из-за отношений с женатым полковником Лужиным, командование отправило Женю к Рите, дабы изолировать их друг от друга. Познакомившись, девочки подружились. Узнав о переводе на разъезд, Рита обрадовалась. Он находился близко от города, где жили ее родные. Каждую ночь тайком, она бегала к сыну и матери, относя им продукты. Но, возвращаясь однажды утром, она заметила двух немцев и рассказала об этом Васкову. Военное командование приказывает их поймать. Васков принимает решение сократить путь, пройдя через болота к Синюхиной гряде. Они пройдут по гряде, между двух озер и будут ждать врага, который, скорее всего, пойдет вокруг. С ним в путь отправились Женя, Рита, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак. Лиза была дочерью лесника, она вынуждена была бросить школу, из-за больной матери, за которой присматривала пять лет. Она влюбилась в случайно заехавшего гостя, а тот пообещал посодействовать в поступлении в техникум. Планы нарушила война. Белорусская девочка Соня Гурвич родилась в большой дружной семье участкового врача. Галя Четвертак росла в детском доме, где и нашла свою первую любовь.

Девушки с командиром шли по тропинке, с обеих сторон которую, окружала трясина. Дойдя до озера, они притихли, ожидая врага. Вместо двоих, на следующее утро появилось шестнадцать человек. Васков посылает Лизу с отчетом командованию. Но Лиза, проходя тропинкой, оступилась и утонула. Васков не знает об этом и ждет, что придет помощь. Изображая лесорубов, девушки заставили противника отступить, думая, что рубит лес. Васков отправил Соню за своим кисетом, который он забыл на старом месте. Соня выдает себя, и ее убивают. Смерть Сони очень ранила Галю, и в ответственный момент, она выдала себя, за что и поплатилась жизнью. Федот берет немцев на себя, чтоб спасти Женю и Риту. Он ранен, но доходит до болота и замечает юбку Лизы.

Он понимает, помощи им не ждать. Придя на место, где стояли немцы, он убивает одного и отправляется на поиски девушек. В очередном неравном бою, Женю убивают. Рита попросила Федота позаботиться о сыне, и выстрелила в себя. Похоронив девушек, он идет к избе, где свят немцы. Один убит, четверо в плену у Васкова. Увидев, что идут русские, он потерял сознание. Спустя много лет капитан ракетных войск Альберт Федотыч и безрукий старик поставят на могилу Риты мраморный памятник.

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

Чепушиной занимаетесь! - гремел прибывший по последним рапортам майор. - Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

Шлите непьющих, - упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. - Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

Евнухов, что ли?

Вам виднее, - осторожно говорил старшина..

Ладно, Васков!… - распаляясь от собственной строгости, сказал майор. - Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

Так точно, - деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

Вопрос сложный, - пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. - Два отделения - это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то - сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

С командиром прибыли?

Не похоже, Федот Евграфыч.

Слава богу! - Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. - Власть делить - это хуже нету.

Погодите радоваться, - загадочно улыбалась хозяйка.

Радоваться после войны будем, - резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, - тусклым голосом отрапортовала старшая. - Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Та-ак, - совсем не по-уставному сказал комендант. - Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

Из расположения без моего слова ни ногой, - объявил он, когда все было готово.

Даже за ягодами? - бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

Ягод еще нет, - сказал он.

А щавель можно собирать? - поинтересовалась Кирьянова. - Нам без приварка трудно, товарищ старшина, - отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, - сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. - Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

Демаскирует.

А есть приказ, - не задумываясь, сказала она.

Какой приказ?

Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка - это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, - вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

Вдовая она, - поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. - Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

Книга «А зори здесь тихие...» представляет собой сборник повестей Бориса Васильева о войне. О ней всегда непросто читать, ведь это нельзя назвать обычной книгой. Это памятник всем тем, кто погиб, сражаясь за родину, кто воевал не только за своё будущее, но и за будущее своей страны, за жизни многих других людей. Когда читаешь, то и дело подступает комок к горлу, понимаешь, что ведь это всё происходило на самом деле, пусть писатель и изменил некоторые факты. И именно от осознания этой реалистичности и правдивости очень больно.

В повести «А зори здесь тихие…» рассказано о группе из пяти зенитчиц и их командире. Это своеобразный взгляд на войну глазами женщин. Многие привыкли думать, что воевать – дело мужское, но на самом деле война унесла жизни тысяч женщин, которые сражались не менее храбро и стойко. Перед читателями предстаёт история жизни каждой из зенитчиц, они становятся близкими и хорошо знакомыми. И поэтому терять их становится ещё тяжелее.

Повесть «В списках не значился» расскажет о молодом парне, который оказался в Брестской крепости в самом начале её осады. За короткое время ему пришлось сильно повзрослеть. Он обрел здесь друзей, но война забрала их у него. Он встретил девушку… Какой могла бы быть их судьба, если бы не война?

«Завтра была война» - повесть, в которой писатель говорит о жизни учеников 9 «Б» класса. Они взрослеют, дружат, впервые влюбляются. Они учатся принимать решения и делать правильный выбор. Они молоды и готовы безоглядно идти вперёд. Только у них не так много времени, чтобы жить и любить, ведь завтра была война…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "А зори здесь тихие..." Васильев Борис Львович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.