PR в германо-скандинавской мифологии. Персонаж германо-скандинавской мифологии Зигфрид: характеристика, главные подвиги Образы и символы мифа

Зигфрид

Зигфрид

ЗИГФРИД (в скандинавских версиях - Сигурд) - герой цикла эпических сказаний о Нибелунгах (см.). Элементы сюжета, связанные с З. («героическое сказание о З.»), так же, как и элементы, связанные с его отцом Зигмундом («сказание о Вельсунгах») и с гибелью Нибелунгов («предание о нашествии Аттилы и гибели бургундов»), сравнительно легко поддаются выделению и в свою очередь разлагаются на ряд эпизодов и мотивов, широко распространенных в литературах и мифах других народов: воспитание героя, одаренного сверхчеловеческой силой и красотой демоническим существом в уединенном месте; бой с драконом - хранителем клада; пробуждение зачарованной девы, спящей волшебным сном; покорение девы-воительницы и подмена жениха в первую брачную ночь; гибель героя, пораженного предателем в единственно уязвимое место. Ко всем этим мотивам существуют многочисленные параллели в древнескандинавских (мифы о Фригге, Бальдуре), древнеиндийских (миф о битве Индры с Вритрой), древнегреческих мифах и в фольклоре почти всех народов. Отсюда - многочисленные попытки ученых, во-первых, отождествить сюжет З. с одним из символизирующих явления природы божественных или демонических мифов - солнечным, метеорологическим, вегетативным (теории Лахмана, Мюллера и др.) и, во-вторых, установить внутреннее развитие сюжета, постепенную контаминацию с этим мифом ряда других мифических и эпических черт (ср., например, Jericzek O., Die deutsche Heldensage, Lpz., 1906), - попытки, все еще не приведенные к окончательному единомыслию.
Тип смелого и доверчивого юного богатыря древнегерманского эпоса, осложненный чертами рыцарского вежества и вассальной верности в средневековой обработке «Нибелунгов», - образ З. деградирует в лубочной книге о «роговом Зейфриде» в сказочного простака-счастливчика, а в народной сказке - благодаря перетолкованию его имени - в Saufritz-свинопаса. С возрождением германского средневековья в новой немецкой лит-ре образ З. часто приобретает черты «национального героя» (Фуке, Уланд), иногда становясь воплощением Германии или германского народа (Гейне, Zeitgedichte). Нибелунги .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Смотреть что такое "Зигфрид" в других словарях:

    Имя нескольких правителей в Германии. Зигфрид I граф Мерзебурга, «легат» Восточной Саксонской марки с 936 Зигфрид I Люксембургский 1 й граф Люксембурга … Википедия

    - (нем. Siegfried, средневерхненем. Sivrit) (Сигурд, древнеисланд. от sigr победа), в германской и скандинавской мифологии герой. Его подвиги описываются в ряде песен «Старшей Эдды», «Младшая Эдда», «Сага о Вельсунгах», «Сага о Тидреке»,… … Энциклопедический словарь

    ЗИГФРИД, смотри Сигурд … Современная энциклопедия

    См. Сигурд … Исторический словарь

    См. Сигурд. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии

    - (Siegfried), Андре (25 апр. 1875 – 29 марта 1959) – франц. социолог, географ и публицист; проф. экономической географии в Коллеж де Франс, проф. социологии в Ин те политич. наук и Нац. школе администрации, сотрудник правой газ. Figaro , один из… … Философская энциклопедия

    Герой целого ряда немецких народных легенд о Нибелунгах. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Любимец богов Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Одна из важнейших личностей древнегерманского эпоса, геройсаги о Нибелунгах. Вопрос об исходном пункте эпической личности З. невполне еще выяснен. Некоторые хотели видеть в нем эпическое отражениевоспоминаний об историческом князе херусков… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Зигфрид - ЗИГФРИД, смотри Сигурд. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Зигфрид-Идиллия, WWV 103 , Вагнер Рихард. Репринтное нотное издание Wagner, Richard "Siegfried-Idyll, WWV 103" . Жанры: Pieces; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For 2 violins, viola, cello, piano (arr); For 5 players;…

Лавниченко Максим

Зигфрид

Краткое содержание мифа

Сигурд и Брунхильда -
Артур Ракхэм

Зигфрид (нем. Siegfried, средневерхненем. Sivrit) или Сигурд (др.-исл. Sigurðr, от sigr — «победа») — один из важнейших героев германо-скандинавской мифологии и эпоса.

Cкандинавские и немецкие эпические произведения дают разные варианты легенды о Сигурде, отражающие этапы её формирования в устной традиции, в меняющихся культурных и социальных условиях. В общих чертах миф о Сигурде можно пересказать следующим образом.

Колдун-кузнец Регин, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари, нашел на берегу реки в стеклянном сосуде младенца Зигфрида и стал его воспитывать. Когда Зигфрид подрос, Регин выковал герою меч Бальмунг.

В «Эдде» меч называется Грамм. До того, как этот меч стал называться Грамом, он носил имя Барншток (Barnstock, вынутый), т.к. Зигмунд (отец Зигфрида) вынул его из ствола дерева. По другой версии Зигфрид сам нашел обломки отцовского меча и сковал их.

Зигфрид в кузнице Регина
В. фон Ханшильд, 1880 г.

Кузнец рассказал Зигфриду о драконе Фафнире, который охраняет клад. Регин подстрекал юношу убить дракона, поскольку сам стремился завладеть роковым богатством. На все просьбы Регина Зигфрид отвечал, что сначала должен отомстить убийцам его отца, а уж потом может сражаться за золото. Вскоре Зигфрид отомстил за смерть отца и вместе с Регином отправился на гору Гнитахейд, где обитал Фафнир. Но дракона они там не нашли, зато увидели его след, который Фафнир оставил за собой, уползая к водопою. Тогда Зигфрид решил пойти на хитрость и вырыл яму у дороги, по которой полз Фафнир. Когда Фафнир проползал над ямой обратно, Зигфрид вонзил ему в сердце меч. Кровь Фафнира попала ему на язык, и он стал понимать язык птиц. Так он узнал о замысле кузнеца умертвить его. В некоторых источниках упоминается, что Зигфрид омылся кровью дракона и стал неуязвим. Но, когда он омывался кровью Фафнира, на его лопатку прилип липовый листок, и это стало его уязвимым местом - отсюда пошло выражение «роговой Зигфрид». Затем, убив своего «приемного отца» и похитив клад Фафнира, герой попал на вершину холма Хиндарфьялль, где покоилась окруженная огненными щитами валькирия Брунхильда, усыпленная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому предназначал бог.

Пробудив валькирию, Зигфрид получил от нее мудрые советы и обручился с ней. Затем герой приехал в королевство бургундов, где мать короля Гуннара (Гюнтера) - Гримхильд дала испить ему напиток забвения. Зигфрид забывает о своей невесте и женится на дочери Гримхильд - красавице Гудрун (Кримхильде).

Убийство Зигфрида на охоте - рисунок С. Борина

Тем временем к Брунхильде посватался Гуннар. Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Зигфриду. Зигфрид согласился помочь Гуннару. На время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильда была вынуждена выйти замуж за Гуннара. Но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильда потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть кладом Зигфрида, Гуннар и его брат Хёгни (Хаген) смертельно ранили Сигурда на охоте.

На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильду. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильда покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым.

Образы и символы мифа

Зигфрид вызывает на бой
Константин Васильев

Зигфрид представляет собой идеальный образ прекрасного богатыря, которому суждена ранняя смерть (так же, как Гильгамешу, Ахиллу, Кухулину). При этом невольная вина Зигфрида трактуется как следствие злого рока. Древние героические баллады изображают его победителем великанов и драконов. Рассказы о юном герое, который наделен «солнечными» чертами, пронизаны волшебством; его жизнь заканчивается в результате гнусных злодеяний, но он находит отмщение благодаря хитроумным действиям своей вдовы. Зигфрид наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. Авторы "Песни о Нибелунгах" подчеркивают его необыкновенную привлекательность и физическую мощь. Само его имя, состоящее из двух частей (Sieg — победа, Fried — мир), — выражает национальное немецкое самосознание в пору средневековых распрей.

В безродности Зигфрида допустимо видеть реликт представлений о богатыре-родоначальнике, «первом человеке».

Меч, как правило, символизирует духовную активность, либо смелость героя, сломанный меч служит символом тех же качеств, пребывающих в состоянии уничтожения. Тем не менее, как и «похороненный меч», он чаще выступает в средневековых легендах в качестве наследства, которое предстоит отвоевать с помощью личной доблести. Так, в молодости Зигфрид находит обломки меча Бальмунга, который Один, как говорили, вручил его отцу.

Интересен и образ сокровища Фафнира. По легенде, клад достался Фафниру после убийства им собственного отца Хрейдмара, а последний получил его от асов (богов) в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара - Отра. Асы же добыли эти сокровища у карлика Андвари, причём тот наложил на золото проклятье: оно погубит всякого, кто будет им владеть. Таким образом, магическое средство изобилия - сокровища карликов и богов - превращается в роковое богатство, приносящее несчастье его обладателям.

Сигурд побеждает дракона
Фафнира. Резьба по дереву
Норвегия, XII в

Главный подвиг Зигфрида - умерщвление дракона Фафнира. Этот подвиг можно трактовать как акт культурного героя, одолевающего силы хаоса. В большом количестве легенд, обладающих глубоким символическим смыслом, дракон появляется именно в этом значении — первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием. Так, святые — покровители рыцарства — Святой Георгий и Святой Архангел Михаил изображены как раз в момент, когда они убивают чудовище. Драконы символизируют бедствия, преследующие страну или человека.

Мифологический по происхождению сюжет, когда Зигфрид будит Брунхгильду (история Спящей Красавицы), появляется в языческих и христианских легендах и в книгах о странствующих рыцарях.

Брунгильда кадр
из фильма «Кольцо
Нибелунгов»

Можно найти большое количество примеров освобождения девушек рыцарями, что считалось едва ли не их основной миссией. Сюжет является символом поиска душевного пути и ее освобождения от плена.

В новое время особую известность приобрела валькирия Брунхильда, которая в «Песне о Нибелунгах» играет трагическую роль, приводя к гибели героя, который незримо сражался за короля Гюнтера. В немецком эпосе Брюнхильда выступает как правительница сказочной страны Исландии, где и совершаются брачные испытания. Брунхильда является образом сильной женщины.

Образ Кримхильды (Гудрун) можно охарактеризовать как идеал женственности. Она обладает не только физической красотой, но и высокими моральными качествами. Следовательно, в образе Кримхильды мы видим отражение культа «Прекрасной дамы», который является характерной чертой рыцарского романа.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Подвиги Сигурда. Фрагмент рунического камня XI в. из Упланда (Швеция)

Основным средством передачи мифа о Зигфриде служил древнескандинавский эпос. Подвиги Зигфрида воспевают песни «Старшей Эдды» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира»), о его гибели рассказывается в «Отрывке песни о Сигурде», «Первой песни о Гудрун», «Краткой песни о Сигурде», «Поездке Брюнхильд в хель» («Старшая Эдда»). О Сигурде повествуют «Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке» и скандинавские средневековые баллады. Так же Зигфрид - центральный герой первой части немецкой «Песни о нибелунгах», упоминается он и в средне-верхненемецкой эпической поэзии, в «Песни о роговом Зигфриде».

Несмотря на то, что образ Сигурда, скорее всего, полностью вымышлен, в Исландии его почитают как реального героя. Современный исландский историк Эйнар Ольгейрссон в своей книге «Из прошлого исландского народа» пишет: «И по сей день каждый исландец с легкостью может возвести свой род к Сигурду».

Зигфрид убивает Фавнира -
памятник в г.Бремен

Еще одним важным средством передачи мифа являлась традиционная скандинавская резьба по дереву и камню, изображающая сцены подвигов Зигфрида. Так же существовала и устная форма передачи мифа с помощью миннезингеров и труверов - поэтов, которые воспевали подвиги славного Зигфрида.

Существуют и современные коммуникативные средства передающие миф о Зигфриде. Так в Германии в городе Вормсе был открыт музей, носящий имя Зигфрида. Его образ запечатлен во многих литературных произведениях, кинофильмах и в живописи. Композитор Рихард Вагнер использовал эпос в своей оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Его мотивы нашли отражение во «Властелине колец» Толкиена.

Белокурый, с голубыми глазами, Зигфрид нашел свое место и среди кумиров германских националистических сил. Еще в 1755 г., когда была найдена рукопись «Песни о нибелунгах», она была возведена в ранг «Илиады Севера», которая принесла возвращение «германской славе». Когда прусские войска в 1871 году вошли в Париж, канцлера Бисмарка называли двумя частями имени Зигфрида «Siege - Fried», т.е. «победа - мир». В Первую мировую войну по указанию кайзера Вильгельма Второго на границе с Францией была построена оборонительная полоса «Линия Зигфрида», усовершенствованная Гитлером в 1936-39 гг. Для нацистов гунн Зигфрид был символом превосходства германской расы над другими народами.

Социальное значение мифа

Подвиги Сигурда
Резьба по дереву
Портал Церкви 12 в.
в Урнесе (Норвегия)

Безусловно, миф о Зигфриде стал одним из важнейших текстов для германцев, а его различные варианты восходят еще к языческой эпохе. Для Германии Зигфрид - культовая фигура. Зигфрид в мироощущении германцев является идеалом равновесия духа и тела.

«Старшая Эдда» и «Младшая Эдда», в которых описаны подвиги Зигфрида стали великими памятниками культуры исландцев, чье творчество сохранило миру древнейшие предания народов Северной Европы.

В искусстве Скандинавии образ Сигурда нашел свое яркое художественное воплощение. В Норвегии важным средством художественного выражения всегда была резьба по дереву. Так до наших дней сохранилось множество фрагментов с резьбой по дереву в скандинавском стиле с изображением подвигов Сигурда.

Необходимо отметить, что с помощью мифа о Зигфриде сформировались образы, ставшие архетипичными в мировой культуре. Древние германо-скандинавские сказания в XIX и XX вв. заняли важное место в европейском культурном сознании, и стали значимой его составляющей.

Героическое сказание "Песнь о Нибелунгах" – крупнейший памятник немецкого народного эпоса. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские предания, восходящие к событиям периода варварских нашествий, исторической основой эпоса является гибель Бургундского королевства, разрушенного в 437 году гуннами. В битве с гуннами, предводителем которых был, естественно, не Аттила, погибли тогда король Гундахар и его дружина. Смерть же короля, гуннов Аттилы, который женился в 453 году на германской девушке по имени Хильдико, произошла в свадебную ночь. Это событие породило множество слухов. Впоследствии историки сообщали, что невеста убила Аттилу.
В народном эпосе данные факты получили новое осмысление, да и весь бытовой колорит в нем больше связан с феодально-рыцарской Германией XII века, чем с жизнью варварских племен V века. Факты, связанные с жизнью Зигфрида, туманны, некоторые историки видят в Зигфриде воплощение бога древних германцев Бальдра. Другие полагают, что его прототипом был вождь xeрусков Арминий, который разбил отряд римских войск в Тевтобургском лесу. Третьи указывают на короля франков Зигиберта, убитого по наущению своей невестки в 575 году. В эпосе родиной Зигфрида называются Нидерланды, ему приписываются сказочные подвиги: победа над драконом и завоевание клада Нибелунгов (возможно, от слова: Nebel – туман, Нибелунги – дети туманов).

"Песнь о Нибелунгах" литературно оформилась в начале XIII века, и на нее очевидное воздействие оказал распространенный в то время рыцарский роман с описанием придворной жизни, любовного служения, норм рыцарской чести. Неизвестный поэт объединил существовавшие до него прозаические повествования и сказания и по-своему их переработал. Высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни считали его шпильманом и бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо, третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода.
"Песнь о Нибелунгах" была очень популярна. Вероятно, благодаря этому, до нашего времени дошли многочисленные ее списки. Величавое творение древности впоследствии не раз вдохновляло выдающихся мастеров немецкой культуры. Композитор Рихард Вагнер написал музыкальную тетралогию "Кольцо Нибелунгов", события героического сказания отразили в своих полотнах художники Питер Корнелиус, Генри Фюссли, Шнорр фон Карольсфельд и другие живописцы.


Подвиги юного Зигфрида


В давние-давние времена правил в городе Ксантене, на нижнем Рейне король Зигмунд и королева Зигелинда. Подрастал у них сын Зигфрид. С детства отличался мальчик красотой, мужеством и силой и уже в юные годы проявил необыкновенное геройство!
Приехал как-то юный Зигфрид к кузнецу Миме, старому опытному искуснику, посмотрел, как он и его подручные у наковальни работают, бьют тяжеленными молотами по раскаленному железу так, что искры во все стороны летят, и сказал почтенному мастеру:
- Хотел бы и я кузнечному делу обучиться. Если вы согласны, стану вашим учеником.Посмотрел на юношу кузнец – парень ладный, сильный, и оставил его у себя. На следующее утро привел кузнец своего нового ученика в кузницу, снял с огня огромную заготовку и положил на наковальню. А Зигфриду дал в руки самый тяжелый молот. Ударил Зигфрид молотом со всей силы, и наковальня в землю ушла, а раскаленная заготовка и клещи, которые обеими руками держал кузнец, разлетелись на куски, будто трухлявые щепки. Удивились подручные, а кузнец недовольно буркнул:
- Еще ни одному человеку такое не удавалось. Не пригоден ты для кузнечного дела.
Но Зигфрид стал его упрашивать, говорил, что умерит свою силу. И тогда кузнец оставил юношу у себя. Но вскоре пожалел о своем решении, так как начал Зигфрид с подмастерьями ссориться, и те не хотели с ним вместе работать. Угрожали они кузню покинуть, если новичок останется.

Придумал тогда хозяин, как от своего ученика избавиться, послал он Зигфрида в лес заготавливать древесный уголь. А в лесу под липой могучий дракон жил. Думал кузнец, что чудовище сожрет юного ученика.
И вот пошел в лес Зигфрид, не подозревая о коварном замысле кузнеца, принялся деревья валить. Сложил стволы в кучу, огонь зажег, а сам уселся на пне, за костром наблюдает.
Вдруг выползает из-под корней огромное чудовище, с такой пастью, что человека, не поперхнувшись, заглотнуть может. Подполз дракон к Зигфриду, принюхиваться стал. Не мешкая, выхватил Зигфрид горящее дерево из костра и изо всех сил ударил им чудовище. Бил и бил, пока дракон замертво не свалился.
Потекла ручьем дымящаяся драконья кровь. Окунул Зигфрид палец в кипящую кровь и увидел, что палец затвердел, потом будто ороговел, никакой меч его не разрубит. Скинул он быстро одежду и в драконьей крови искупался. Стал весь роговой, за исключением небольшого участка спины между лопатками, куда листок с липы упал. Оделся Зигфрид и в родительский замок отправился. Дома он не засиживался, часто выезжал в поисках приключений и немало чудес совершил благодаря своей великой силе.

Однажды угодил Зигфрид в дремучий лес и увидел благородных мужей, которые выносили огромный клад из пещеры. Ни разу в жизни не доводилось ему видеть такое богатство, и были то сокровища Нибелунгов. Два короля – Нибелунг и Шильбунг собирались делить клад. Подошел к ним Зигфрид. Короли его дружески приветствовали и попросили честно разделить сокровища. Увидел Зигфрид столько драгоценных камней и золота, что их не увезти и на сотне повозок. И все это надо было поделить поровну. В награду короли дали Зигфриду меч Нибелунгов Бальмунг.
Принялся Зигфрид за справедливый дележ, но каждый из королей почувствовал себя обделенным, и не успел витязь кончить раздела, как короли напали на него. Но разве справиться им с отважным героем? Зигфрид наголову разбил спорщиков славным мечом Бальмунгом. Увидел это могучий карлик Альберих и решил отомстить за смерть своих господ. Накинул он на себя плащ-невидимку, дающий силу двенадцати мужей, и ринулся на Зигфрида. Напрягся витязь и одолел-таки его в честном поединке, потом отнял у Альбериха плащ-невидимку и завладел сокровищами Нибелунгов.
Так победил Зигфрид чужеземных витязей, стал властителем земли Нибелунгов и владельцем их сокровищ. Приказал Зигфрид опять перенести клад в пещеру, приставил охранять его могучего карлика Альбериха и взял с него клятву впредь быть ему верным слугою.

Поутру Гунтер и Хаген с веселым видом отправлялись в лес травить дикого зверя. С собой бургунды везли много съестных припасов. Без всяких опасений Зигфрид тоже собрался в путь-дорогу. Он пошел проститься с супругой, на сердце у Кримхильды было неспокойно. Она боялась признаться мужу, что открыла Хагену его тайну . Душу королевы томили тяжелые предчувствия. Она сказала мужу, что видела дурной сон, и уговаривала его не ездить на охоту. Успокоил супругу Зигфрид, обещая скоро вернуться живым и здоровым. Простился и поспешил вдогонку за своим шурином. Больше не довелось Кримхильде увидеть его живым.

Весь цвет страны взял с собой державный Гунтер, лишь Гернот и юный Гизельхер отсутствовали – не шло веселье на ум двум младшим королям. Узнав от приближенных, что прибыл зять, владыка бургундов велел начинать охоту. Хаген посоветовал охотникам разделиться и промышлять поодиночке, потом, мол, поглядим, кто был удачливее всех. Король Нидерландов взял с собою лишь искусного ловчего и одну гончую. Зигфрид служил всем примером во всяком деле. Дичь, поднятая его собакой, ни разу не ушла от меткого удара витязя. Он первым уложил в это утро добычу, и весь день ему сопутствовала удача. Охотники даже шутили, что на их долю дичи не останется. Все богатыри настреляли немало зверя, однако никто из них не мог сравниться с нидерландцем. Пришло время возвращаться на привал, чтобы подкрепить силы. Зигфрид тоже поспешил на звук рога, сзывавшего охотников. На пути ему попался медведь. Богатырь поймал его живьем, приторочил к седлу и привез в стан. Там он отпустил зверя на волю. Медведь устроил большой переполох на привале, лишь Зигфриду удалось настичь его в лесной глуши и убить мечом. Бургунды пришли в изумленье, видя такую силу и ловкость. Тут хозяин пригласил охотников за стол. На зеленом лугу устроил Гунтер пир для гостей. Угощенье удалось на славу, но, по злому умыслу, не было подано вина. Заметил это, Зигфрид и сказал шурину. С лицемерным прискорбьем король отвечал ему, что вино придется чем-то заменить, так как по вине Хагена обоз с питьем был послан в другое место. Хитрый вассал подтвердил слова своего господина и предложил нидерландскому королю показать дорогу к ручью со студеной водой. Отважный Зигфрид был вконец измучен жаждой, поэтому поспешил принять совет Хагена. Зверей, которых успел настрелять сын Зигмунда, велели на телегах отослать в столицу. Всяк, кто видел добычу, хвалил охотника. По пути к ручью Хаген предложил Зигфриду проверить, кто из них быстрее добежит до цели. Тот согласился на состязание. Гунтер и его вассал бежали, как две пантеры, но нидерландец все равно одержал победу, хоть и бежал в доспехах. Доблестный муж Кримхильды был еле жив от жажды, но любезно дал сперва напиться рыцарю бургундов. Плохо был вознагражден храбрец за свою вежливость. Как только Зигфрид наклонился к роднику, Хаген отнес подальше его меч и лук, схватил копье героя и нацелился в крестик на его одежде. Тут нидерландец зачерпнул воду рукою, а мстительный вассал метнул в него копье. Оно прошло до самого сердца рыцаря, кровь из раны струей брызнула на Хагена. Едва лишь раненый богатырь сообразил, что с ним, как попытался найти свое оружие, чтобы покарать смертью предателя. Ни от кого в жизни Хаген еще так быстро не бегал. Из-за тяжкой раны Зигфрид не нашел меча, но сумел пустить в убийцу своим щитом. Злодей свалился с ног от такого мощного удара, если бы у нидерландца был меч, то изменнику пришел бы конец. Даже перед смертью был могуч сын Зигмунда. Но вот он пошатнулся, внезапно ослабел, померкли глаза героя, и смерть поставила свою печать на его челе. Он упал на траву, но, умирая, успел проклясть своих убийц. Сказал отважный Зигфрид: «Коль так вы отплатили за мои услуги и верность, ждут весь ваш род позор и вечный стыд. Моя кровь пребудет на вас и ваших детях».

Тут к нему сбежались охотники, всякий честный рыцарь лил слезы по отважному богатырю. Стал его оплакивать и бургундский король. Но промолвил раненый: «Что толку виновнику зла лить слезы о своем злодействе? Притворная скорбь не скроет постыдные дела». Сказал жестокий Хаген: «Теперь не о чем скорбеть. Отныне ни один боец нам не опасен. Я рад, что избавил моего короля от этого гордеца». Чуть слышно Зигфрид вымолвил: «Теперь легко хвалиться! Знай я об измене, давно бы смел вас с лица земли. Но теперь я должен думать лишь о судьбе жены и сына. Коль осталась в вас, король, хоть капля честности, я молю вас позаботиться о Кримхильде и быть ей во всем защитой и опорой». После этого пришел конец земным дням героя.

Когда все убедились, что он спит вечным сном, положили Зигфрида на золоченый щит, и стали бургунды думать, как им схитрить, чтобы скрыть преступление Хагена. Вельможи решили сказать, что нидерландец любил охотиться в одиночку, заблудился в лесу и был убит разбойниками. Хаген сам вызвался отвезти труп. Он хотел, чтобы гордая Кримхильда все знала. Жена Зигфрида осмелилась задеть честь бургундской королевы, и мстительный вассал не желал ее щадить.

По пересказу «Песни о Нибелунгах» А. Чантурия

Герой «Песни о Нибелунгах» .

Происхождение легенды

Зигфрид в «Песне о Нибелунгах »

Зигфрид - главный герой «Песни о Нибелунгах». Королевич с Нижнего Рейна, сын франкского короля Зигмунда и крос об исходном пункте эпической личности Зигфрида ещё не вполне выяснен. Некоторые хотели видеть в нём эпическое отражение воспоминаний об историческом князе херусков Арминии , победителе Вара в Тевтобургском Лесу (Гизебрехт, Вигфуссон). Вероятнее всего, что Зигфрид, рядом с Брюнхильдой и Хагеном , - носитель центрального мифического мотива саги, к которому впоследствии примкнули другие, отчасти исторические элементы.

В основе саги лежит общеиндоевропейский миф (божественный или демонический), который толкуется различно: одни видят в борьбе героя с противниками мифическое выражение смены зимы и лета, другие - света и тьмы, дня и ночи; отсюда отождествление Зигфрида то с богом Бальдром (Лахманн), то с Фрейром (В. Мюллер) или Тором - Донаром, богом грозы; в зависимости от этого Брюнхильда понимается либо как весна, либо как солнце, или земная растительность. Есть также учёные (Фишер , Хайнцель), видящие в преданиях о Зигфриде результат слияния нескольких мифов или сказаний.

Ту форму, в которой основной мотив сохранился в «Песни о Нибелунгах », он получил у франков на Рейне ; отсюда он, не раньше VI века , перешёл к другим германским народностям, в том числе и в Скандинавию , где непонятное там франкское имя Sigifrid было заменено именем Сигурда. Там же получили богатое развитие предания о его отце, Сигмунде , и его предках, имевшиеся отчасти уже на материке. «Сага о Вёл оролевы Зиглинды , победитель Нибелунгов, овладевший их кладом - золотом Рейна, наделен всеми чертами идеального эпического героя. Он благороден, храбр, учтив. Долг и честь для него превыше всего. В «Песне» неоднократно подчеркивается его необыкновенная привлекательность и физическая мощь.

Еще юнцом безусым был королевич смелый,

А уж везде и всюду хвала ему гремела.
Был так высок он духом и так пригож лицом,
Что не одной красавице пришлось вздыхать о нем.

Отменно воспитали родители его,
Хоть был природой щедро он взыскан без того.
Поэтому по праву воитель молодой

Считался украшением страны своей родной.

В массовой культуре

В кино

  • Нибелунги: Зигфрид / Die Nibelungen: Siegfried (1924; Германия) режиссёр Фриц Ланг , в роли Зигфрида Пауль Рихтер .
  • Кольцо Нибелунгов (2004), в роли Бенно Фюрманн .

Литература

  • Гуревич А. Я. Сигурд // Мифы народов мира : Энциклопедия. - М .: Российская энциклопедия, 1994. - Т. 2 . - С. 432-433 . - ISBN 5-85270-072-X .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Зигфрид"

Примечания

Отрывок, характеризующий Зигфрид

Прошло семь лет после 12 го года. Взволнованное историческое море Европы улеглось в свои берега. Оно казалось затихшим; но таинственные силы, двигающие человечество (таинственные потому, что законы, определяющие их движение, неизвестны нам), продолжали свое действие.
Несмотря на то, что поверхность исторического моря казалась неподвижною, так же непрерывно, как движение времени, двигалось человечество. Слагались, разлагались различные группы людских сцеплений; подготовлялись причины образования и разложения государств, перемещений народов.
Историческое море, не как прежде, направлялось порывами от одного берега к другому: оно бурлило в глубине. Исторические лица, не как прежде, носились волнами от одного берега к другому; теперь они, казалось, кружились на одном месте. Исторические лица, прежде во главе войск отражавшие приказаниями войн, походов, сражений движение масс, теперь отражали бурлившее движение политическими и дипломатическими соображениями, законами, трактатами…
Эту деятельность исторических лиц историки называют реакцией.
Описывая деятельность этих исторических лиц, бывших, по их мнению, причиною того, что они называют реакцией, историки строго осуждают их. Все известные люди того времени, от Александра и Наполеона до m me Stael, Фотия, Шеллинга, Фихте, Шатобриана и проч., проходят перед их строгим судом и оправдываются или осуждаются, смотря по тому, содействовали ли они прогрессу или реакции.
В России, по их описанию, в этот период времени тоже происходила реакция, и главным виновником этой реакции был Александр I – тот самый Александр I, который, по их же описаниям, был главным виновником либеральных начинаний своего царствования и спасения России.
В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего камушка в Александра I за неправильные поступки его в этот период царствования.
«Он должен был поступить так то и так то. В таком случае он поступил хорошо, в таком дурно. Он прекрасно вел себя в начале царствования и во время 12 го года; но он поступил дурно, дав конституцию Польше, сделав Священный Союз, дав власть Аракчееву, поощряя Голицына и мистицизм, потом поощряя Шишкова и Фотия. Он сделал дурно, занимаясь фронтовой частью армии; он поступил дурно, раскассировав Семеновский полк, и т. д.».
Надо бы исписать десять листов для того, чтобы перечислить все те упреки, которые делают ему историки на основании того знания блага человечества, которым они обладают.
Что значат эти упреки?
Те самые поступки, за которые историки одобряют Александра I, – как то: либеральные начинания царствования, борьба с Наполеоном, твердость, выказанная им в 12 м году, и поход 13 го года, не вытекают ли из одних и тех же источников – условий крови, воспитания, жизни, сделавших личность Александра тем, чем она была, – из которых вытекают и те поступки, за которые историки порицают его, как то: Священный Союз, восстановление Польши, реакция 20 х годов?
В чем же состоит сущность этих упреков?
В том, что такое историческое лицо, как Александр I, лицо, стоявшее на высшей возможной ступени человеческой власти, как бы в фокусе ослепляющего света всех сосредоточивающихся на нем исторических лучей; лицо, подлежавшее тем сильнейшим в мире влияниям интриг, обманов, лести, самообольщения, которые неразлучны с властью; лицо, чувствовавшее на себе, всякую минуту своей жизни, ответственность за все совершавшееся в Европе, и лицо не выдуманное, а живое, как и каждый человек, с своими личными привычками, страстями, стремлениями к добру, красоте, истине, – что это лицо, пятьдесят лет тому назад, не то что не было добродетельно (за это историки не упрекают), а не имело тех воззрений на благо человечества, которые имеет теперь профессор, смолоду занимающийся наукой, то есть читанном книжек, лекций и списыванием этих книжек и лекций в одну тетрадку.