Традиционные лодки: драккары. Корабли викингов Боевой корабль викингов

Корабль драккар стал своего рода визитной карточной эпохи викингов. Это был длинный вместительный корабль универсального класса с малой осадкой, приводимый в движение парусом и гребными веслами. Слово «драккар» («drakkar») имеет норвежское происхождение и этимологически восходит к древнескандинавскому языку, где «drage» означало буквально «дракон», а слово «kar» можно перевести как «корабль». В древнескандинавском и ряде германских языков драккар викингов также называется «langskip», что значит «длинный корабль». В европейских языках для названия судов этого типа существует широкий перечень названий - от «dreka» до «draka».

Конструктивно драккар викингов представляет собой развитый вариант снеккара (от древнескандинавского «snekkar», где «snekja» означает «змея», а «kar» соответственно - «корабль»). Снеккар был меньше и маневреннее драккара, и в свою очередь произошел от кнорра (этимология норвежского слова «knörr» неясна), небольшого грузового судна, которое отличалось невысокой скоростью движения (до 10 узлов). Тем не менее, Эрик Рыжий открыл Гренландию вовсе не на драккаре, а именно на кнорре.

Размеры драккара - величина вариативная. Средняя длина такого корабля составляла от 10 до 19 метров (соответственно от 35 до 60 футов), хотя предположительно могли существовать суда большей длины. Это были универсальные корабли, они использовались не только в военных действиях. Зачастую их применяли для торговли и перевозки грузов, на них путешествовали на больше расстояния (не только в открытом море, но и по рекам). В этом заключается одна из главных особенностей кораблей драккаров - малая осадка давала возможность легко маневрировать на мелководье.

Драккары позволили скандинавам открыть Британские острова (включая Исландию), достичь берегов Гренландии и Северной Америки. В частности, американский континент открыл викинг Лейф Эрикссон по прозвищу «Счастливый». Точная дата его прибытия в Винланд (так Лейф назвал, вероятно, современный Ньюфаундленд) неизвестна, но это точно случилось ранее 1000 года. Столь эпичное путешествие, увенчавшееся успехом во всех смыслах, лучше всяких характеристик говорит о том, что модель драккара была крайне удачным инженерным решением.

Конструкция драккара, его возможности и символика

Считается, что драккар (картинки реконструкции корабля вы можете видеть ниже), будучи «кораблем-драконом», неизменно имел на киле резную голову искомого мифического создания. Но это заблуждение. Конструкция драккара викингов действительно подразумевает высокий киль и не менее высокую кормовую часть при относительно небольшой высоте борта. Однако на киле далеко не всегда размещался именно дракон, более того - этот элемент был мобильным.

Деревянное изваяние мифического существа на киле судна указывало, в первую очередь, на статус его владельца. Чем больше и эффектнее была конструкция, тем выше было социальное положение капитана корабля. При этом, когда драккар викингов подплывал к родным берегам или землям союзников, «драконью голову» снимали с киля. Скандинавы считали, что таким образом они могут напугать «добрых духов» и принести беды в свои земли. Если же капитан жаждал мира, место головы занимал щит, повернутый в сторону берега внутренней стороной, на которой было набито белое полотно (своеобразный аналог более позднего символа «белый флаг»).

Драккар викингов (фото реконструкций и археологических находок представлено ниже) снабжался двумя рядами весел (по одному ряду на каждом борту) и широким парусом на единственной мачте, то есть основным был все же весельный ход. Управлялся драккар традиционным рулевым веслом, к которому крепился поперечный румпель (специальный рычаг), расположенный в правой части высокой кормы. Корабль мог развивать ход до 12 узлов, и в эпоху, когда адекватного парусного флота еще не существовало, этот показатель справедливо внушал уважение. При этом драккар был достаточно маневренным, что в сочетании с малой осадкой позволяло ему с легкостью двигаться вдоль фьордов, прятаться в ущельях и заходить даже в самые мелководные реки.

Еще одна конструктивная особенность таких моделей уже упоминалась - это низкий борт. Данный инженерный ход, судя по всему, имел сугубо военное применение, потому что как раз из-за низкого борта драккар было сложно различить на воде, особенно в сумерках и тем более ночью. Это давало викингам возможность почти вплотную подходить к берегу до того, как судно замечали. Голова дракона на киле в этом плане имела особую функцию. Известно, что во время высадки в Нортумбрии (остров Линдисфарн, 793 год) деревянные драконы на килях драккаров викингов произвели на монахов местного монастыря поистине неизгладимое впечатление. Монахи посчитали это «карой божьей» и в страхе разбежались. Не единичны случаи, когда даже солдаты в фортах покидали свои посты при виде «морских чудовищ».

Обычно такой корабль имел от 15 до 30 весельных пар. Однако судно Олафа Трюггвасона (знаменитого норвежского короля), спущенное на воду в 1000 году и названное «Великий Змей», предположительно имело аж три с половиной десятка пар весел! При этом каждое весло имело длину до 6 метров. В путешествии команда драккара викингов редко составляла больше 100 человек, в подавляющем числе случаев - гораздо меньше. При этом каждый воин в команде имел собственную лавку, на которой он отдыха и под которой хранил личные вещи. Но во время военных походов размеры драккара позволяли вмещать до 150 бойцов без существенной потери в маневре и скорости.

Мачта составляла 10-12 метров в высоту и была съемной, то есть при необходимости оперативно убиралась и укладывалась вдоль борта. Обычно это делали во время набега, чтобы повысить мобильность судна. И тут в дело вновь вступали низкие борта и малая осадка корабля. Драккар мог подходить к берегу вплотную и воины очень быстро сходили на берег, развертывая позиции. Именно поэтому набеги скандинавов всегда отличались молниеносностью. При этом известно, что существовало множество моделей драккаров с оригинальными аксессуарами. В частности, знаменитый «ковер королевы Матильды», на котором был вышит флот Вильгельма I Завоевателя, а также «Байенское полотно» изображают драккары с эффектными блестящими флюгерами из жести, яркими полосатыми парусами и украшенными мачтами.

В скандинавской традиции принято давать имена самым разнообразным предметам (от мечей до кольчуг), и корабли не стали в этом плане исключением. Из саг нам известны следующие наименования судов: «Морской змей», «Лев волн», «Конь ветра». В этих эпичных «прозвищах» видно влияние традиционного скандинавского поэтического приема - кеннинга.

Типология и чертежи драккаров, археологические находки

Классификация викингских судов достаточно условна, так как реальных чертежей драккаров, разумеется, не сохранилось. Однако имеет место достаточно обширная археология, к примеру - Гокстадский корабль (также известный как драккар из Гокстада). Он был найден в 1880 году в Вестфолле, в кургане у Саннефьорда. Судно датируется IX веком и предположительно именно этот тип скандинавских судов чаще всего использовался для погребальных обрядов.

Корабль из Гокстада имеет 23 метра в длину и 5,1 метров в ширину, при этом длина гребного весла составляет 5,5 метра. То есть объективно Гокстадский корабль достаточно крупный, он явно принадлежал хёдвингу или ярлу, а возможно даже конунгу. У корабля одна мачта и большой парус, сшитый из нескольких вертикальный полос. Модель драккара имеет элегантные очертания, судно целиком изготовлено из дуба и снабжено богатым орнаментом. Сегодня корабль выставляется в «Музее кораблей викингов» (Осло).

Любопытно, что драккар из Гокстада был реконструирован в 1893 году (его назвали «Викинг»). 12 норвежцев построили точную копию Гокстадского корабля и даже переплыли на нем океан, достигнув берегов США и высадившись в Чикаго. В итоге, корабль смог разогнаться до 10 узлов, что в действительности является отменным показателем даже для традиционных судов «эпохи парусного флота».

В 1904 году в уже упомянутом Вестфолле, возле Тёнсберга был обнаружен еще один драккар викингов, сегодня он известен как Осебергский корабль и также выставляется в музее Осло. На основании обширных исследований археологи сделали вывод о том, что Осебергский корабль был построен в 820 году и участвовал в грузовых и военных операциях до 834 года, после чего корабль использовали в погребальном обряде. Чертеж драккара мог выглядеть так: 21,6 метра в длину, 5,1 метров в ширину, высота мачты неизвестна (предположительно в пределах от 6 до 10 метров). Площадь паруса Осебергского корабля могла составлять до 90 квадратных метров, вероятная скорость - не менее 10 узлов. Носовая и кормовая части снабжены великолепной резьбой, изображающей животных. На основании внутренних размеров драккара и его «убранства» (в первую очередь имеется ввиду наличие 15 бочек, которые часто использовались викингами в роли вещевых сундуков) предполагается, что на судне было не менее 30 гребцов (но вполне вероятны и большие цифры).

Осебергский корабль относят к классу шнеккаров. Шнеккар или просто шнек (этимология слова неизвестна) - это разновидность драккара викингов, который изготавливался только из дубовых досок и был широко представлен у североевропейских народов много позже - с XII по XIV век. Несмотря на то, что судно получило критические повреждения во время погребального обряда, а само захоронение-курган было разграблено еще в Средневековье, археологи нашли на сгоревшем драккаре остатки дорогих (даже сейчас!) шелковых тканей, а также два скелета (молодой и пожилой женщины) с украшениями, которые говорят об их исключительном положении в обществе. Также на судне обнаружена деревянная телега традиционной формы и, что особенно удивительно, кости павлина. Другая «уникальность» этого археологического артефакта заключается в том, что останки людей на Осебергском корабле изначально связывали с Инглингами (династия скандинавских вождей), но позже анализ ДНК выявил принадлежность скелетов к гаплогруппе U7, которая соответствует выходцам с Ближнего Востока, в частности - иранцам.

Еще один знаменитый драккар викингов был обнаружен в Эстфолле (Норвегия), в деревне Рольвсей близ Тюна. Эту находку сделал известный археолог XIX столетья Олаф Рюгев. Найденного в 1867 году «морского дракона» назвали Тюнским кораблем. Тюнский корабль относят к рубежу X века, приблизительно к 900 году. Обшивка его выполнена из дубовых досок, уложенных внахлест. Тюнский корабль сохранился плохо, но комплексный анализ позволил выявить размеры драккара: 22 метра в длину, 4,25 метра в ширину, при этом длина киля составляет 14 метров, а количество весел предположительно могло варьироваться в диапазоне от 12 до 19. Главная особенность Тюнского корабля заключается в том, что в основе конструкции лежали дубовые шпангоуты (ребра) из прямых, а не гнутых досок.

Технология постройки драккара, установка паруса, подбор команды

Драккары викингов строили из прочных и надежных древесных пород - дуба, ясеня и сосны. Иногда модель драккара предполагала использование лишь одной породы, чаще их комбинировали. Любопытно, что древнескандинавские инженеры стремились подбирать для своих кораблей древесные стволы, которые уже имели естественные изгибы, из них делали не только шпангоуты, но и кили. За рубкой дерева для судна следовало расщепление ствола пополам, операция повторялась несколько раз, при этом элементы ствола всегда расщеплялись вдоль волокон. Все это делалось еще до высыхания дерева, поэтому доски получались очень гибкими, их дополнительно смачивали водой и выгибали над открытым огнем.

Основным инструментом для постройки драккара викингов выступал топор, дополнительно использовались сверла и долото. Интересно, что пилы были известны скандинавам с VIII века, но для постройки судов они никогда не применялись. Более того, известны легенды, согласно которым именитые кораблестроители создавали драккары, используя только топор.

Для обшивки кораблей драккаров (картинки чертежей представлены ниже) использовалась так называемая клинкерная укладка досок, то есть укладка внахлест (внакрой). Крепление досок к корпусу корабля и между собой сильно зависело от местности, где судно изготавливалось и, судя по всему, большое влияние на этот процесс оказывали локальные верования. Чаще всего доски в обшивке драккара викингов скреплялись деревянными гвоздями, реже - железными, а иногда они перевязывались специальным образом. Затем готовая конструкция смолилась и конопатилась, эта технология не менялась на протяжении веков. Такой метод создавал «воздушную подушку», что добавляло кораблю устойчивости, при этом увеличение скорости движения приводило к улучшению плавучести конструкции.

Паруса «морских драконов» изготавливались исключительно из шерсти овец. Стоит отметить, что естественный жировой налет на овечьей шерстке («по-научному» он называется ланолин) давал парусному полотну отменную защиту от влаги, и даже при сильном дожде такое полотно промокало очень медленно. Интересно отметить, что данная технология изготовления парусов для драккаров отчетливо напоминает современную методику производства линолеума. Формы парусов были универсальны - либо прямоугольная, либо квадратная, это обеспечивало управляемость и качественный разгон при попутном ветре.

Исландские скандинавоведы подсчитали, что на средний парус для корабля драккара (фото реконструкций можно увидеть ниже) уходило порядка 2 тонн шерсти (получившееся полотно имело площадь до 90 квадратных метров). С учетом средневековых технологий это примерно 144 человеко-месяцев, то есть, чтобы создать такой парус 4 человека должны были ежедневно трудиться на протяжении 3 лет. Неудивительно, что большие и качественные паруса в буквальном смысле ценились на вес золота.

Что касалось подбора команды для драккара викингов, то капитан (чаще всего это был хэрсир, хёвдинг или ярл, реже - конунг) всегда брал с собой только самых надежных и проверенных людей, ведь море, как известно, не прощает ошибок. Каждый воин «прикреплялся» к своему веслу, скамья возле которого буквально становилась для викинга домом на время похода. Под скамьей или в специальной бочке он хранил свое имущество, спал на лавке, укрывшись шерстяным плащом. В дальних походах по возможности драккары викингов всегда останавливались у берега, чтобы воины могли заночевать на твердой земле.

Лагерь на берегу также был необходим во время масштабных военных действий, когда на корабль брали в два-три раза больше воинов, чем обычно, и места на всех не хватало. При этом капитан корабля и несколько его приближенных в обычной ситуации не участвовали в гребле, также к веслу не прикасался кормчий (рулевой). И тут стоит вспомнить одну из ключевых особенностей «морских драконов», которую можно считать хрестоматийной. Свое оружие воины укладывали на палубу, тогда как щиты вывешивались за борт на специальных креплениях. Драккар со щитами по обоим бортам смотрелся очень эффектно и действительно вселял страх в сердца врагов одним своим видом. С другой стороны, по количеству щитов за бортом можно было заранее определить приблизительную величину команды судна.

Современные реконструкции драккаров - опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но - только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль - это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар - это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Начало «эры викингов», или, как их называли в те времена, норманнов, вероятнее всего, следует относить к концу VIII в. н. э. Именно в это время из фиордов Норвегии и заливов Дании эти отчаянные мореплаватели отправлялись в свои первые грабительские походы. Викинги первыми пересекли просторы Атлантики и основали колонии в Исландии и Гренландии.

В IX в. они добрались до южных городов Франции и берегов солнечной Италии. Во время одной из таких экспедиций 62 судна под руководством легендарного Хааштейна даже посетили Византию. Спустя всего 20 лет после первых походов норманны уже имели огромное войско и мощный флот и помышляли о набегах на Англию и Францию.

В 836 г. викинги впервые разграбили Лондон, а спустя 9 лет их флот, состоявший из 600 ладей, атаковал Гамбург, не оставив от него камня на камне. Осенью 866 г. сильный шторм отбросил суда викингов с 20-тысячной армией к берегам Шотландии. Норманны решили остаться здесь на зимовку. «Гости» расположились столь основательно, что англосаксам удалось избавиться от них лишь спустя 12 лет. Приблизительно в это время большой флот викингов достиг побережья Франции.

В 885 г. войско норманнов, захватив Руан, осадило Париж. Это была уже не первая осада этого города, поэтому парижане, помня горький опыт прошлого, предпочли откупиться от завоевателей. Викинги, оказавшись «не у дел», перебрались в северо-западную часть Франции, где многие из них предпочли остаться насовсем. Французский король Карл III был вынужден оставить захваченные викингами территории им на откуп.

В 911 г. он пожаловал норвежцу Роллону целую провинцию, до сих пор сохранившую название Нормандия.

В VIII-XI вв. норманны были, безусловно, лучшими корабелами Северной Европы. Благодаря обычаю викингов погребать умерших на кораблях, нам сравнительно много известно об их первых лодках - ладьях. Эти суда имели киль, дубовые шпангоуты и сшитые между собой детали обшивки судна, уложенные «внакрой».
Шпангоуты привязывали к обшивке специальными канатами, сделанными из кожи или из корней ели. Консервативные норманны с недоверием относились к металлическому крепежу, поэтому даже у длинных ладей середины IX в. нижние пояса обшивки они по-прежнему привязывали и только верхние устанавливали на стальном крепеже. Но в конце концов предпочтение было отдано железному крепежу, однако он применялся на судах викингов лишь на закате их «эры».

Норманнская ладья. Около VII в.н.э.

Гребные весла норманны укладывали в уключины-скармы на фальшборте судна. Чтобы весла не поднимались при гребле слишком высоко над водой, их располагали в одном из поясов длинных судов в открывающихся портах.
Чтобы при ударе лопасти весла о волну или в сильную качку весло не выпрыгивало из уключины, его продевали через специальную петлю. Руль, изначально свободный и походивший на обычный гребок, со временем стал больше и тяжелее. Он крепился сбоку ахтерштевня и поддерживался специальным тросом. Норманнские ладьи достигали 30-40 м в длину и несли до 60 весел с каждого борта. Интересной была и окраска этих кораблей. Ее удалось воссоздать по остаткам судна, найденным в конце XIX в. близ Гокстада в Норвегии. На ярком парусе перемежались белые и красные полосы, а коричневый фон корпуса эффектно оттенял бортовые щиты, поочередно окрашенные в желтый и черный цвет.

Почти за шесть веков до Колумба викинги высадились на побережье Северной Америки. Это убедительно подтверждают исландские саги. Норвежец Лейф Эйриксон, загоревшийся идеей доплыть до новых земель, начал готовить экспедицию на полуостров Лабрадор. Достигнув Лабрадора, Эйриксон повернул свое судно на юг. Он упорно двигался вдоль побережья и наконец достиг загадочной земли.
В живописных долинах произрастал дикий виноград и маис, а в быстрых реках серебрился лосось. Пораженные обилием зелени викинги назвали незнакомую землю Винландом - Страной винограда. Так еще на пороге XI в. европейцам удалось увидеть земли, где сегодня стоит американский город Бостон.

Более поздние парусные суда викингов свидетельствуют о высоком мастерстве их судостроителей. Для многих норманнов корабль был основным жилищем: во время короткой стоянки его вытаскивали на берег и использовали в качестве дома. Корабли украшались разноцветными щитами, а на носу устанавливалась вырезанная из дерева и покрытая позолотой голова дракона, зубра или другого зверя. Напоминавшие издали дракона быстроходные корабли викингов назывались дракарами. Их размеры были достаточно внушительными - около 50 м в длину, и они могли брать на борт до 200 воинов.
Благодаря мощному килю корабль легко выдерживал удары штормовых волн. Кроме того, киль предохранял доски обшивки от повреждений, позволяя перетаскивать судно волоком. Из-за больших размеров дракар оснащался двумя широкими рулевыми веслами, для стоянок предусматривались якоря, подвешенные на крамболах. Длинные корабли имели единственную, нередко подъемную мачту, которая не мешала судну пройти на веслах через грозный морской прибой.

Дракар

Впоследствии, совершенствуя такелаж, викинги стали поддерживать мачту вантами, а сзади и спереди штагами - специальными тросами. На единственном рее поднимали прямой четырехугольный парус.
Как правило, он расшивался золотом и украшался разноцветными узорами и яркими рисунками, изображавшими гербы и символы норманнских вождей. Викинги быстро оценили преимущество паруса, который сделал их суда быстрее и манёвренней. Скорость, с которой викинги передвигались по морю, ужасала подвергшихся их нападению европейцев. Однако парус отнюдь не исключал применения весел и не мешал гребле. Только в конце эпохи завоевательных походов викинги построили суда, не имевшие весел и предназначенные только для странствий под парусом.

В середине XI в. потомки викингов из Нормандии окончательно завоевали Английское королевство. В ночь с 27 на 28 августа 1066 г. эскадра Вильгельма Завоевателя, состоявшая из 3 тысяч судов с 30 тысячами воинов и 2 тысячами лошадей, переправилась через залив, разделявший Европу и Англию. Победа в решающей битве при Гастингсе окончательно утвердила господство викингов в Британии.

КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Поскольку все северные страны имеют выход к морю и даже океанам, нет ничего удивительного в том, что они были прекрасными мореходами.

Предки викингов впервые упоминаются у Тацита в "Германии", где отмечается любопытная форма их ладей, главные черты которых на протяжении веков оставались неизменными. Но до 1862 года о кораблях викингов знали лишь по описаниям Тацита, араба Ибн Фадлана да изображениям на гобелене из Байе королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя.

Корабли той эпохи поражали и современников, и нынешних посетителей Музея викингских кораблей в Осло своей красотой и элегантностью.

Обыкновенно строили суда, заостренные с обоих концов, которым придавали вид драконов, змей или других животных: передняя часть судна имела сходство с головой животного, а задняя - с хвостом его.

Корабль, отнятый Олавом Трюггвасоном у Рауда Могучего, норвежского бонда-язычника, который никак не хотел принимать христианство, был похож на дракона. Вот как о том рассказывается в «Круге Земном»: «Впереди у него была драконья голова, и за ней изгиб, который кончался как хвост, а обе стороны драконьей шеи и весь штевень были позолочены. Конунг назвал этот корабль Змей, так как, когда не наем были подняты паруса, он походил на крылатого дракона. Это был самый красивый корабль во всей Норвегии».

Военный корабль конунга Олава Толстого назывался Зубр. «Это был огромный корабль. На носу у него была позолоченная голова зубра. Сигват скальд говорит:

Жерех поля, жаром

Жабер полыхая,

нес отпрыска Трюггви

К бармам брани, ярый.

Другой - рядом с Зубром

Волна рокотала -

Струг, рогат, рать воды

Другой корабль, на котором тот же король сражался в битве при Несьяре, назывался Человечья голова, потому что на носу его была вырезана голова конунга. Олав сам ее вырезал. «Такие головы, - добавляет сага, - долго потом ставились на кораблях конунгов в Норвегии». Их можно было снимать и опять ставить по произволу: по предписанию древних исландских законов никто не мог подплывать к берегу так близко, чтобы можно было видеть с суши раскрытую пасть на форштевне. Это могло испугать духов-покровителей страны.

У всех больших кораблей были имена. Скандинавы считали свои корабли живыми, они были настоящими помощниками в сражениях.

В 1862 году при раскопках в болотах под Шлезвигом впервые нашли ладью викингов. Нос и корма были одинаковыми, что позволяло идти на веслах в любом направлении, не разворачиваясь. Обшивка была выполнена внакрой.

Позднее обнаружили еще несколько судов, из которых наиболее значительными находками являются норвежские драккары из Туне (1867), Гокстада (1880) и Усеберга (1904).

Только после этих находок удалось установить, что корабли, уносившие викингов, к берегам Европы, Северной Америки и Африки, были настоящими произведениями искусств и являли собой чудесное сочетание гармонии и техники.

Найденные ладьи удалось реконструировать и точно воспроизвести все детали. Эта кропотливая работа ученых заняла несколько лет, зато именно благодаря ей и в наши дни существуют современные корабли викингов.

Первый такой корабль викингов нашего времени появился в 1893 году, когда норвежец Магнус Андерсен построил точную копию драккара из Гокстада и отплыл из города Берген в Норвегии и спустя 27 дней достиг берегов Ньюфунленда в Америке.

Через 98 лет, 17 мая 1991 года, другие потомки норманнов на новой копии гокстадского корабля, правда, с некоторыми современными приспособлениями вроде дизельного двигателя и уютной каюты, отправились в путь - они решили пересечь Атлантический океан. И действительно пересекли - 2 августа того же года смелые норвежцы пристали к берегу в том месте, где как предполагают, когда-то высадился в Северной Америке Лейф счастливый. Через некоторое время к первому драккару у берегом Канады присоединились еще два, и все три корабля совершили триумфальный рейд вдоль восточного побережья Северной Америки. На следующий год двум кораблям из трех крупно не повезло - они попали в сильный шторм и затонули, но команда их была спасена.

Море - суровый властелин, и тягаться с ним силами - опасное дело. Это хорошо знали и норманны, а потому с особым вниманием строили свои суда.

Для кораблей очень тщательно отбирали древесину - ведь важно было отобрать ту, у которой направление волокон соответствовало бы конфигурации готовой ладьи. Поэтому шпангоуты вырезались из свилеватой древесины, а бортовые доски отрубались от ствола дерева параллельно его длине.

Бока кораблей обносились высокими деревянными брустверами, как для того, чтобы не дать неприятелю сцепиться для рукопашного боя, так и от напора волн при сильном шторме, для чего у морских торговых судов боковые края обыкновенно были выше, нежели у военных. Деревянные брустверы, или широкий край, шли вокруг всего корабля. Сам бруствер на всякой стороне имел ворота, через которые можно было выходить на края корабля.

Посредине корабля возвышалась единственная мачта, устроенная таким образом, что ее можно было снимать и опять ставить. Мачта удерживалась в вертикальном положении при помощи особой тяжелой плиты, в отверстие которой вставлялась мачта, а наклонить ее можно было назад, в сторону кормы, при помощи опоры. Кроме того, многие суда имели бушприт, который по желанию убирался и выставлялся.

Установлено, что викингские корабли имели киль, к которому крепились шпангоуты, выполненные из одной штуки дерева. Обшивку внакрой к шпангоутам прикрепляли при помощи штырей, а друг с другом доски соединяли железными гвоздями. Для уплотнения швов между досками прокладывали шнур, скрученный в три нитки из свиной щетины или коровьего волоса, пропитанный смолой. В верхней части обшивки делали уключины.

На викингских кораблях был всего один парус, обычно из шерсти, красно-белый, полосатый или с диагональным клетчатым узором, возможно, сшитым из двух куском ткани. Он был квадратный. Натягивался парус при помощи большой горизонтальной реи и ромбовидной сети из тросов. В нижней части паруса были пришиты веревки, которые держали члены экипажа, контролируя таким образом, как парус стоит под ветром.

Рулем служило большое весло. Ладьи викингов достигали 30 - 40 метров в длину и имели от 30 до 60 пар весел.

Саги редко определяют метрами величину древних кораблей. Обычно он мерится румами - пространствами - и лавками для гребцов. Норвежский «Закон Гулатинга» предписывал, чтобы длинные корабли имели от 20 до 25 лавок. Но если при сборе в поход, сказано в законе, какой-нибудь корабль нельзя снабдить достаточным числом людей, то надлежало обрубать корабельный руль и убавлять длину корабля, сообразно с числом готового для него экипажа. Однако ни один корабль не мог иметь менее 13 лавок. Саги упоминают о кораблях в 30 и даже в 60 румов. На Длинном змее, самом большом корабле, построенном на Севере, было 34 рума.

Ученые полагают, что rum означало пространство между скамьями гребцов, почему и думают, что корабль Кнута Великого, Дракон, имел шестьдесят таких скамей.

Суда, смотря по их величине, имели от 20 до 200 человек экипажа.

Передняя и задняя части корабля были крытыми. В первой находился вестовой, в последней - кормчий; место для гребцов называлось гребцовое место . Средняя часть корабля предназначалась для дружины и над ней ночью и в непогоду устанавливался шатер из толстого сукна или парусины. Обыкновенно предпочитались шатры полосатые или черного цвета: перед сражением их снимали из опасения, чтобы они не свалились. В передней и задней части судов находились черпальни : насосов в то время не знали, и несколько человек из экипажа всегда были заняты отливанием воды ведрами, если штормило.

Основными достоинствами кораблей викингов было то, что легкие и послушные суда с небольшой осадкой могли выходить как в открытое море и преодолевать колоссальные расстояния, так и подниматься вверх по рекам. Их можно было вытаскивать на берег и передвигать через пороги, например, Днепровские, на катках.

Корабли северян можно разделить на две группы: одни предназначались для набегов и походов, другие - для перевозки грузов.

Оговорим сразу, что торговые корабли защищались законами, что, однако не всегда спасало их нападений викингов. Тем не менее, древние скандинавские законы говорили, что на своем торговом корабле человек имеет «тот же мир, будь корабль большой или маленький, как и в собственном доме. Подниматься на борт корабля без приглашения владельца было строго запрещено. Если же на корабле возникала потасовка или кого-то сбросили с мостков, то виновные строго штрафовались.

Боевые корабли получили название драккаров , или драконов, по резным носовым фигурам. Эти драконы должны были устрашать противников в бою. Некоторые исследователи считают, что слово «драккар» не является собственно названием корабля, которое правильнее следует именовать снеккья , или шнеки .

Военным кораблем был и лангскип - буквально «длинный корабль».

Для длительных морских путешествий использовали так называемые карфи .

Аски отличались от других величиной: каждое вмещало до ста человек. На таких асках норманны совершали нападения на Саксонию и Фрисландию и потому назывались аскеманнами .

По строительному материалу, узкие суда из выдолбленной сосны или пихты назывались эйхи. Так же легки и сверх того быстры на ходу были шюты , посылавшиеся для разведки вперед больших кораблей. На этих, хоть и небольших, судах помещалось до 30 человек.

Крепки и удобны для викингов были эллиди различной величины и обыкновенно обитые железом.

Были еще торговые суда с круглыми корпусами – когги . Этот тип судов появился еще у фризов. При отливе ладья опускалась и плотно вставала на дно, что позволяло легко разгрузить ее, прилив же поднимал ее и позволял продолжить плавание.

В эпоху викингов также строили большие морские суда, широкие и "глубокие" – кнарры, или кнорры. Ими пользовались как купцы, так и викинги.

Рагнар Лодброк для похода в Англию велел построить два неслыханной величины кнорра, но его жена Аслауг отсоветовала ему плыть на них, потому что лучше выходить в море на длинных судах. Кнорры средней величины легки и быстры на ходу. Такие кнорры не употребляли для военных предприятий.

Однако бак и квартердек даже торговых судов использовались как боевые площадки, где во время нападения морских разбойников за щитами располагались воины. В результате этого различия между торговыми и военными кораблями были самые незначительные.

Корабль викингов не отличался комфортом, на нем не было кают, в которых можно было бы укрыться от шторма или просто морских брызг.

Ниже мы приводим параметры некоторых найденных кораблей:

Место

находки

Длина,

метры

Ширина,

метры

Высота

борта,

метры

Осадка,

метры

Дата

(век)

Способ

передви-

жения

Усеберг

21,4

0,75

30 пар

гребцов

Гокстад

23,4

парус

Скульд-

елёв

2,25

12 пар

гребцов,

парус

Хедебю

2,25

10 пар

гребцов,

парус

От кораблей зависела сама судьба и жизнь викингов. Именно корабли могли в целости и сохранности доставить смелых воинов и не менее отважных купцов к далеким берегам. Неудивительно поэтому, что повсюду в мире корабль является символом эпохи викингов.

Общеизвестно, что норманны - самые искусные мореходы Средних веков, а их суда были хорошо приспособлены и к парусному, и к весельному ходу. Входя в реки, они умело пользовались приливами и отливами.

Исследователи отмечают, что викинги очень быстро могли преодолевать расстояние на своих ладьях. Так, например, из Англии в Исландию (1200 км) они добирались за 9 суток, а из Каупанга в Хедебю (685 км) за 10 дней с остановками на ночь.

В плаваниях скандинавы ориентировались на береговую линию, видимость луны, солнца и звезд, характер облачности, направление полета птиц и форму волн. На побережье часто имелись приметы, которые мореходы запоминали, а если их не было, то часто сооружались подобия маяков, которые Адам Бременский назвал "горном вулкана".

Подобно "горну вулкана" в Волине, на римской башне в Булони на территории современной Франции, еще при Карле Великом в начале IX века разжигали огонь, чтобы судам было легче переплывать Ла-Манш из Лондона в Квентовик.

До недавнего времени считалось, что у викингов не было никаких навигационных приборов, однако во время раскопок в Генландии в 1948 году был найден обломок прибора, который считают примитивным пеленгатором. Его удалось реконструировать. Пеленгатор представляет из себя деревянный диск с 32 делениями, расположенными по краю друг от друга на равном расстоянии, и вращался на ручке, которая была продета через отверстие в центре диска. По диску ходила игла, указывавшая курс.

Встречаются в сагах и упоминания и о неких «солнечных камнях», которые, возможно, были примитивным компасом.

В зимнее время корабли убирали в специальные сараи, которые мы бы назвали сейчас эллингами. Были места и для ремонта судов - своего рода судоходные верфи. Следы подобных мастерских обнаружили в Хедебю и на Готланде.

Для судов викинги не только строили верфи и эллинги, но и прорывали специальные каналы. Так. а острове Самсё до сих пор существует канал Канхаве. Длина его равна 500 метрам, а ширина - 11. По этому каналу суда с осадкой менее 1,25 метров могли проходить из Ставнсфьорда прямо в море к западу от острова.

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Наталия Будур - КОРАБЛИ ВИКИНГОВ

Страны Северной Европы славятся своими старинными традициями кораблестроения. Первыми средствами, предназначенными для передвижения по морю, были лодки примитивного типа, из которых постепенно выкристаллизовалась новая разновидность корабля, отличавшаяся от ее средиземноморских аналогов наличием дощатой обшивки, в которой доски накладывались краями одна на другую (внакрой).

Кто такие викинги

Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии. Позднее викинги сумели переплыть Каспийское море и показывались даже в окрестностях Багдада, а выдающийся моряк и пират Эрик Рыжий сумел достичь североамериканских берегов почти за пять сотен лет до Колумба - в 1000 г. - и основал небольшое поселение в северной части острова Ньюфаундленд.

Викинги как социальный слой возникли в Скандинавии приблизительно в середине 8 в. н.э. В основном это были выходцы из прибрежных сел и деревушек, светловолосые скандинавы. Однако название «викинг» не означало обязательную принадлежность к какому-либо народу: существовали также ирландские и славянские викинги. В Европе этим термином объединяли всех людей, образ жизни которых имел определенные четко выраженные особенности. Поэтому назвать точное время и место объединения викингов в единую общность невозможно. В самой Скандинавии между поселениями викингов существовали значительные отличия в языке, обрядах и архитектуре.

Как выглядели корабли эпохи викингов

Время господства викингов на морских просторах - это VIII-XI вв. Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.


Драккар

В 1880 г. в Осеберге была обнаружена , датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте - ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева. Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска. Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами).