Частицы в немецком языке — значения и примеры. Частицы в немецком языке: значение и употребление Правила употребления инфинитива с частицей zu

Берилло Маргарита

Творческая исследовательская работа

«Модальные частицы в современном немецком языке»

Научный руководитель: Алексеева Светлана Сергеевна, учитель немецкого языка, МКОУ Новониколаевская СОШ

Цель исследования : изучение функционирования модальных частиц в современном немецком языке.

Задачи исследования :

  • изучить природу модальных частиц и их роль в современном немецком языке;
  • охарактеризовать условия употребления модальных частиц denn, doch, ja в различных прагматических типах высказываниях на основе аутентичных текстов;
  • определить эквиваленты немецких модальных частиц denn, doch, ja при переводе на русский язык.

Объектом исследования выступают модальные частицы denn, doch, ja.

Предмет исследования: коммуникативные функции модальные частицы denn, doch, ja.

Актуальность работы заключается в том, что данная тема широко не разработана, подтверждением этому является наличие небольшого количества литературы по вопросам данной темы.

Гипотеза исследования: модальные частицы привносят различные субъектно-модальные значения в зависимости от типа высказывания.

С целью проверки гипотезы использованы следующие методы исследования : обобщение и систематизация теоретического материала, контекстуальный, функциональный и сопоставительный анализы.

Модальные частицы, передавая эмоциональное состояние говорящего, представляют, несомненно, большой интерес для языкознания и для изучения немецкого языка в средней образовательной школе.

Источниками информации: авторефераты диссертаций Заикина А.Е. «Коммуникативно-прагматические функции немецких модальных частиц» и Кокориной С.В. «Модальные частицы как прагмемы в системе речи», для практической части работы использовала отрывки их художественных произведений «Bitterschokolade», «Pfui Spinne!» и тексты диалогического характера из аутентичного учебника немецкого языка «Planet1».

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX районный конкурс творческих исследовательских работ школьников

5-11 классов, посвященного 120-летию города Барабинска

Модальные частицы в современном немецком языке.

10 класс, МКОУ Новониколаевская СОШ

Научный руководитель: Алексеева Светлана Сергеевна, учитель немецкого языка,

МКОУ Новониколаевская СОШ

Новониколаевка

2013г.

Введение……………3

Основная часть.

Глава I. М ………………………………………………………………………………………4

§2. Понятие «частица» и ее характерные признаки. ………………………………….4
§3. Общая классификация частиц в немецком языке.………………………………….5

§4. Характерные признаки модальных частиц в немецком языке…………………….5

§5. Лексическое значение модальных частиц в немецком языке……………………..6

§6. Функции модальных частиц в немецком языке…………………………………….7

Глава II. Значение и функционирование модальных частиц в текстах………………7

§1. Модальная частица denn ……………………………………………………………..8

§2. Модальная частица doch ………..…………………………………………………...9

§3. Модальная частица ja ……………………………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………… …………………………………….13

Введение.

Читая различные немецкоязычные тексты, я часто наталкиваюсь на всевозможные модальные частицы (doch, ja, denn и др.), которые вызывают у меня затруднения при понимании текста. Частота использования этих слов разная: в некоторых текстах буквально в каждой фразе, а в иных – редко. В учебниках немецкого языка модальные частицы не рассматриваются. Обращение к имеющимся двуязычным словарям для выбора подходящего переводного эквивалента в русском языке лишь частично позволяет справиться с этой трудностью.

Поэтому целью моего исследования является изучение функционирования модальных частиц в современном немецком языке.

Следовательно, задачами моего исследования являются:

  1. изучить природу модальных частиц и их роль в современном немецком языке;
  2. охарактеризовать условия употребления модальных частиц denn, doch, ja в различных прагматических типах высказываниях на основе аутентичных текстов;
  3. определить эквиваленты немецких модальных частиц denn, doch, ja при переводе на русский язык.

Объектом исследования выступают модальные частицы denn, doch, ja.

Предмет исследования: коммуникативные функции модальные частицы denn, doch, ja.

Актуальность работы заключается в том, что данная тема широко не разработана, подтверждением этому является наличие небольшого количества литературы по вопросам данной темы.

Гипотеза исследования: модальные частицы привносят различные субъектно-модальные значения в зависимости от типа высказывания.

С целью проверки гипотезы я использовала следующие методы исследования : обобщение и систематизация теоретического материала, контекстуальный, функциональный и сопоставительный анализы.

Модальные частицы, передавая эмоциональном состоянии говорящего, представляют, несомненно, большой интерес для языкознания и для изучения немецкого языка в средней образовательной школе.

Источниками информации: авторефераты диссертаций Заикина А.Е. «Коммуникативно-прагматические функции немецких модальных частиц» и Кокориной С.В. «Модальные частицы как прагмемы в системе речи», для практической части работы использовала отрывки их художественных произведений «Bitterschokolade», «Pfui Spinne!» и тексты диалогического характера из аутентичного учебника немецкого языка «Planet1».

Работа состоит из введения, основной части и заключения.

Основная часть

Глава I. М одальные частицы как грамматическое явление в современном немецком языке.

Толкование понятию «модальность» дают такие отечественные лингвисты как В.В. Виноградова, В.Г. Адмони, И.Р. Гальперин, Н.Ю. Шведова, Ермолаева Л.С. и Бабакина Т.Н французский лингвист Ш. Балли и др.. Каждый из них имеет свое определение понятию, но общим является то, модальность – это языковая категория, указывающая на характер отражаемых в содержании предложения объективных связей (объективная модальность) и на степень доверенности содержания того же предложения с точки зрения говорящего (субъективная модальность).

Модальные частицы принадлежат к наиболее употребительным средствам современного немецкого языка, которые служат для выражения эмоций и субъективного отношения к содержанию высказывания и к собеседнику, с их помощью передаются различные оттенки модальных отношений. Это отношение может быть ничем не осложнено или оно может быть соединено со значением объективного отношения сообщаемого к действительности. Однако субъективное отношение, оценка в модальных частицах присутствует всегда.

§2. Понятие «частица» и ее характерные признаки.

Г. Цифонун и И.Д. Матько выделили следующие признаки частиц:

  1. Частицы – служебные, неполнозначные слова.
  2. Частицы не являются членами предложения, а только лишь частью других членов предложения.
  3. Так как частицы не являются членами предложения, они не могут быть употреблены самостоятельно перед сказуемым в немецком повествовательном предложении, а всегда только с каким-то полнозначным словом, к которому они относятся.
  4. Поставить вопрос к частице нельзя, служить ответом на вопрос частица может только вместе со своим опорным словом: Wie? – Sehr gut. Zu schnell.
  5. Частицы в предложении безударны. Лишь в редких случаях - ударны.
  6. Частицы не входят в структуру предложения. Извлечение частицы из предложения не приводит к семантической либо синтаксической его ущербности.
  7. Частицы, в отличие от наречий, не могут находиться в начале предложения с отрицанием, быть фокусом отрицания, вопроса либо выделительной конструкции.
  8. Семантика частиц обладает одной характерной особенностью, отличающей ее от семантики наречий, а именно – контекстной детерминированностью. Частицы не могут быть поняты без окружающего контекста.
  9. Наречия и частицы отличаются и в области словообразования. Первые являются открытой группой слов. Пополнение же класса частиц происходит в основном на функциональном уровне путем конверсии слов из других частей речи: прилагательных, глаголов, наречий, союзов.
  10. Частицы расширяют семантические (модальные) границы высказывания, то есть выполняют прагматическую функцию.
  11. Частицы связывают высказывания, соотнося их модальные планы; союзы соединяют предложения или компоненты предложения, их основная функция – структурная.
  12. Частицы могут образовывать фразеологические сочетания между собой; союзы не могут выступать элементами такого рода сочетаний. (6, стр.43)

§3. Общая классификация частиц в немецком языке.

Так как до сегодняшнего времени нет общепринятой классификации частиц, возьмем классификацию Г. Альтмана и Г. Буссмана. Ими были выделены следующие подклассы частиц:

  1. модальные частицы (Abtönungspartikeln, Modalpartikeln ): aber, auch, bloss, eben, etwa, halt, ja, wohl, vielleicht, denn, doch, falls…
  2. частицы времени (Temporalpartikeln ): erst, noch, schon .
  3. частицы отрицания (Negationspartikeln ): kein, nicht .
  4. инфинитивные частицы, грамматизованные частицы (Infinitivpartikeln ): zu .
  5. частицы-междометия (Interektionspartikeln ): ah! Nanu! O weh!
  6. сравнительные частицы (Vergleichspartikeln ): wie, als, denn .
  7. ограничительные частицы (Gradpartikeln, Rangierpartikeln, Fokuspartikeln ): auch, eben, ausgerechnet, genau, besonders, gerade, nur, selbst, sogar.
  8. усилительные частицы (Steigerungspartikeln, Intensivpartikeln ): ausserordentlich, etwas, ganz, sehr, weitaus, ziemlich . (6, стр.69)

§4. Характерные признаки модальных частиц в немецком языке.

Исследованиями в области модальных частиц занимались М. Турмэйр, Г. Вейдт, А. Кривоносов. Ими были выделены следующие характерные признаки модальных частиц:

  1. Модальные частицы неизменяемы.
  2. Модальные частицы не могут в одинаковом значении давать ответ на вопрос.
  3. Модальные частицы не могут занимать первое место в предложении.
  4. Модальные частицы относятся ко всему предложению в целом.
  5. Модальные частицы всегда безударны.
  6. Модальные частицы интегрированы в предложении.
  7. Модальные частицы не являются членами предложения и не могут выступать в качестве эквивалентов предложения.
  8. Модальные частицы образуют член предложения с другими словами, принадлежат к сказуемому и представляют вместе с глаголом «фонетическое слово».
  9. Модальные частицы синтаксически всегда факультативны, т.е. могут быть убраны из предложения, не изменяя грамматический строй предложения.
  10. Модальные частицы, как правило, краткие односложные слова.
  11. Модальные частицы стоят в предложении после глагола, между глаголом и модальной частицей могут стоять и другие члены.
  12. Модальные частицы не отрицаемы, поэтому стоят перед отрицанием.

Модальные частицы являются необходимыми и употребительными во всех случаях, когда говорящий видит перед собой конкретного собеседника, а речь без модальных частиц воспринимается носителями немецкого языка как сухая, нелюбезная и излишне категоричная. Метод элиминации, т.е. опущения элемента из структуры высказывания, позволяет увидеть, как при помощи одной модальной частицы меняются модальные значения в высказывании и как можно повлиять на собеседника или изменить мнение о нем. Ср:.

а - Es klopft an der Tür. Das ist Afra.

Стучатся. Это Афра.

b- Es klopft an der Tür. Das ist wohl Afra (Aufnahme) .

Стучатся. Вероятно, это Афра.

Приведенные примеры показали, что модальные частицы являются неотъемлемой частью предложения, вносят в него различные субъективно-модальные значения, делая речь говорящего живой, интересной, показывая, что говорящий заинтересован в непосредственном общении со своим собеседником. (6, стр.74)

§5. Лексическое значение модальных частиц.

Большинство исследователей не признают наличие у модальных частиц лексического значения. Представление об отсутствии лексического значения у немецких модальных частиц возникло в известной степени благодаря тому обстоятельству, что их трудно, а в ряде случаев и невозможно перевести на другие языки. Иногда их значения бывает проще описать, чем найти соответствующие эквиваленты в других языках.

В русском языке насчитывается большое количество модальных частиц, в связи с чем почти каждую модальную частицу немецкого языка оказывается возможным перевести при помощи частицы. Однако полного совпадения в этом отношении немецкий и русский языки не обнаруживает. Но модальные частицы обладают и лексическим значением, которое реализуется у них в предложении, и стилистической окраской, они вступают между собой в синонимические отношения. (6, стр.94).

§6. Функции модальных частиц в немецком языке.

По мнению лингвистов Ротоновой и Мин-Джэ Ноуна можно выделить следующий ряд важных коммуникативно-прагматических функций, выполняемых модальными частицами, при этом одна и та же частица способна иметь несколько функций одновременно:

  1. модальные частицы устанавливают контакт между говорящим и слушателем, а также выражают их отношение друг к другу или к описываемой ситуации;
  2. модальные частицы выполняют функцию выразителей отношения сообщаемого к действительности;
  3. с помощью модальных частиц говорящий выражает определенные позиции, предпосылки и ожидания, связанные со слушающим; модальные частицы участвуют в реализации коммуникативных намерений говорящего;
  4. модальные частицы усиливают эмоциональное воздействие на собеседника. (6, стр. 112)

Глава II. Значение и функционирование модальных частиц в текстах.

В своей практической главе я попытаюсь выяснить случаи употребления модальных частиц denn , doch , ja в немецкой диалогической речи на основе аутентичных материалов и показать, какие субъективно-модальные значения может привносить та или иная модальная частица в зависимости от типа предложения. Будучи служебными словами, модальные частицы не могут быть употреблены самостоятельно, вне рамок предложения, поэтому и свое лексическое значение они реализуют только в предложении. Тип предложения играет при этом большую роль, так как модальные частицы не могут употребляться в любом типе предложения. В зависимости от него реализуется тот или иной лексико-семантический вариант модальной частицы.

В ходе своего исследования был проведен анализ 52 лексических единиц на основе аутентичных материалов: это отрывки из художественных немецких произведений «Bitterschokolade» и «Pfui Spinne!» и диалоги из аутентичного учебника немецкого языка «Planet1».

Проводя анализ модальных частиц, я придерживалась следующей схемы:

1. определение типа предложения;

2. эмоциональное содержание высказывания;

3. перевод на русский язык; поиск русских эквивалентов немецких модальных частиц.

§1 Модальная частица denn

Модальная частица denn восходит по происхождению к наречию dann/denn «в таком случае», «при данных обстоятельствах». У модальной частицы сохранились лишь следы этого значения: вопросы с модальной частицей denn никогда не являются начальными репликами в разговоре, никогда не открывают собою диалога, а всегда выступают в качестве ответных реплик на вопрос, замечание или какое-то действие собеседника. (5, стр.78).

В ходе моего исследования был проведен анализ 26 примеров с модальной частицей denn, которая употребляется в восклицательном и вопросительных предложениях с вопросительным словом (W-Fragen). Можно выделить следующие основные случаи употребления модальной частицы denn :

1. В вопросах W-Fragen мною было зафиксировано 25 примеров с модальной частицей denn :

a) В 20 случаях c помощью частицы denn говорящий пытается выразить свое удивление или сделать высказывание более непринужденно, через употребление частицы denn в этом случае выражаются оттенки приветливости, любезности. Ср.:

Wer spielt denn ? (7, стр.29)

Кто играет-то?

Wo ist denn nur der Aufsatz ? (7, стр.53) - Где же сочинение?

b) В трёх случаях модальная частица denn указывает на то, что ситуация, в которой оказался говорящий неприятна ему, он выражает упрек и свое негодование, при этом от слушающих ожидаются оправдания. Частица denn в этом случае остается безударной. Такая интерпретация возможна только тогда, когда негативная оценка содержится в ситуативном контексте. Ср.:

Tobias, was ist denn jetzt? (7, стр.53) - Тобиас, ну, что опять? (Ситуация: Говорящий не доволен, что у Тобиаса опять нет тетради с сочинением.)

Wie sieht das denn aus, wenn ich mit Papa komme? (7, стр. 29) – Как это будет выглядеть, если я с папой приду? (Ситуация: Говорящий не доволен тем, что его отец собирается идти с ним на рок - концерт).

Warum luegen Sie mich denn an? (2, стр.98) - Почему Вы мне врёте? (Говорящий, используя частицу denn , выражает свое недовольство по поводу случившегося.)

c) В двух примерах частица denn занимает место перед членом предложения, который особо выделяется говорящим, подвергается сильному смысловому ударению. В таких уточняющих вопросах частица усиливает и повторяет вопрос, на который у говорящего нет удовлетворительного ответа. Значение частицы denn в этом случае можно описать следующей перифразой: «На мой вопрос у меня нет удовлетворительного вопроса/объяснения, поэтому мне нужно было переспросить». Ср.:

Was machen wir denn jetzt ? (7, стр.108) – Что же мы сейчас делать будем?

Was wuerden denn Sie an meiner Stelle tun? (2, стр. 99) - Что бы Вы на моём месте сделали?

3. Denn в восклицательных предложениях, имеющих форму риторических вопросов. В этом случае был зафиксирован 1 пример. Частица denn безударна. В таких высказываниях выражается удивление говорящего, который не требует ответа от слушающего. Ср.:

Was weiss denn ich! (2, cтр.99) – Я знаю что-ли!

Анализ высказываний с модальной частицей denn показал, что в зависимости от типа высказывания модальная частица denn вносит в речь говорящих различные субъективно-модальные значения. Особенно часто модальная частица denn употребляется в вопросах частного характера, мной было зафиксировано 25 примеров. Как видно из предложенных примеров, при переводе высказываний с модальной частицей denn на русский язык, используются такие русские частицы, как же , бы , ну , ли , с помощью которых мы пытаемся передать весь комплекс модальных значений, выражающихся модальной частицей denn . Частица denn показывает, что в вопросе наличествует эмоциональная окраска, что вопрос не является сухим, деловым, официальным . Denn в вопросе говорящего – это признак того, что говорящий следит за разговором с интересом и неослабевающим вниманием, что он реагирует на слова своего собеседника не равнодушно, а испытывая и выражая определенные эмоции.

§2 Модальная частица doch

Модальная частица doch возникла на базе наречия doch. . В современном немецком языке эта частица придает всему высказыванию особую убедительность и настоятельность. Говорящий интенсивно, с большей долей экспрессии стремится склонить собеседника к собственному мнению, убедить или даже переубедить его в чем-то. При этом далеко необязательно, чтобы собеседник был несогласен с говорящим. Употребление частицы doch может быть вызвано желанием переубедить собеседника, придерживающегося противоположного мнения, так и желанием сделать свое высказывание особенно настоятельным. (5, стр. 78).

Мной было проанализировано 19 примеров с модальной частицей doch, которая употребляется во всех видах предложений – в повествовательном, побудительном и вопросительном.

1. Частица doch употребляется в повествовательных предложениях.

a) Чаще всего в повествовательных предложениях (10 случаев) с помощью частицы doch выражается стремление говорящего убедить (или переубедить) в чем-либо собеседника. Ср.:

Ich habe dir doch nichts getan. (1, стр.35) – Я же тебе ничего не сделал.

Ich weiss doch , dass eine bei ihm im Zimmer ist.(2, стр.98) – Я знаю, что она у него в комнате.

(Говорящий при помощи частицы doch он не только убеждает, но и указывает на достоверность изложенного факта).

- «Ich rede doch von normalen Eltern», rief er. (1, стр.115) – «Я же говорю о нормальных родителях», закричал он.

b) В повествовательных предложениях с модальной частицей doch собеседники часто к обмену мнениями, когда каждый хочет убедить другого в собственной правоте. Ср.:

- «Aber die ist doch viel zu hell», sagt Eva. «So helle Farben machen mich doch nur noch dicker.» (3, стр.172) – «Но они же слишком светлые», говорит Ева. «Такие светлые тона делают меня ещё толще».

2. Частица doch употребляется в предложениях, выражающих требование. Было зафиксировано 7 примеров. Употребление частицы doch в таких предложениях указывает на невыполнение ожидаемого действия. Это усиливает требование, связанное с желанием изменить данное положение вещей, при этом выражается нетерпение, злоба, упрек. В восклицательных предложениях с глаголом в императиве модальная частица doch сохраняет то же самое значение: она сообщает просьбе или требованию особую убедительность и настоятельность. Говорящий всеми силами старается воздействовать на собеседника и добиться желаемого результата. Такие предложения с частицей doch всегда эмоционально окрашены. Ср.:

- «Zieh doch deinen Rock aus, dann kannst du besser laufen» (1, стр.110) – «Сними свою юбку, тогда ты сможешь лучше бежать»

- «Mach doch nicht so ein Theater.» (1, стр.111) – «Не разыгрывай театр»

- «Komm doch mit!», sagt Manuel. (7, стр.94) – «Пойдем со мной!», говорит Мануэл.

Du kannst doch nicht einfach den Computer abschalten! (7, стр.67) – Ты же не можешь просто так выключить компьютер!

Mach’s doch nicht so spannend! (7, стр.106)- Это ж так не интересно!

Oh, du Hoelle, das ist doch ein Bloedsinn! (2, стр.117)- О, проклятье, это же ерунда!

3. Модальная частица doch также употребляется в вопросах без вопросительного слова (Ja/Nein-Fragen), В вопросах Ja/Nein-Fragen с помощью частицы doch говорящий хочет избавиться от сомнений, ожидая от слушающего подтверждения. Такие утвердительные вопросы с модальной частицей doch имеют порядок слов повествовательного предложения. Эти вопросы задаются не с целью получить какую-либо информацию от собеседника, а с целью услышать его подтверждение. Говорящий ждет от собеседника согласия, утвердительного ответа. Его вопрос представляет собою, скорее, утверждение, к которому, как он полагает, должен присоединиться и собеседник. Ср.: - Du bist doch …zu alt, meinst du? (7, стр.29) - Ты же …слишком старый, ты так не думаешь?

Анализ модальной частицы doch показал, что наиболее часто данная частица встречается в повествовательных предложениях с функцией убеждения и возражения. В некоторых случаях при передаче модальных значений частицы doch на русский язык она остается без перевода, в некоторых случаях она переводится на русский язык частицей же. Но считать русскую частицу же переводным эквивалентом нельзя. В некоторых случаях частица doch была непереводимой.

Приведенные примеры показали, что эмоциональная окраска высказываний с частицей doch может быть самой различной: это и упрек, и апелляция к здравому смыслу собеседника и т.п. Модальная частица doch никак не связана с эмоциональной окраской, которую выражает лишь весь контекст в целом (и интонация в устной речи), при выражении любых эмоций значением частицы doch остается усиление настоятельности высказывания, стремление убедить собеседника.

§3 Модальная частица ja.

Всего было проанализировано 8 примеров с модальной частицей ja, в которых были выделены следующие случаи ее употребления:

1. Модальная частица ja употребляется в повествовательных предложениях. Таких предложений было зафиксировано 7:

a) Модальная частица ja в повествовательных предложениях констатирующего характера, где говорящий подчеркивает, что он сообщает хорошо всем известные или совершенно очевидные факты, в которых не может быть никакого сомнения. Ср.:

- «Eigentlich war es ja klar», sagt Petra traurig. (7, стр.113) – «Собственно говоря, это и так было ясно», говорит Петра грустно.

b) Модальная частица ja часто употребляется в тех случаях, когда говорящий хочет напомнить собеседнику о событиях или фактах, которые должны быть ему хорошо известны. Ср.:

Sie hat ja Geld. (1, стр.110) – У нее есть деньги.

c) Отвечая на упреки, напоминания, предупреждения, говорящий может употребить модальную частицу ja , если хочет подчеркнуть, что упреки необоснованны, что он выполняет (или готов выполнить) все, что от него требуется. При этом немаловажную роль здесь играют выражаемые говорящим эмоции: недовольство, возмущение, а также интонация, которая в некоторых случаях делает высказывания восклицательными. Ср.:

Es geht ja nur darum, dass meine Marie nichts merkt. (2, стр.98)- Так происходит только потому, что моя Мария ничего не замечает.

d) Нередки и такие высказывания с модальной частицей ja , в которых говорящий стремится представить положение вещей как очевидное, не вызывающее сомнений, для того, чтобы убедить собеседника в его неправоте, некомпетентности или в наличии у него каких-нибудь отрицательных качеств. Ср.:

- «Du bist ja verrueckt», sagt Michael. (1, стр.35) – Ты с ума сошла, говорит Михаель.

Da bist du ja endlich. Wo warst du nur so lange? (3, стр.175) – Вот и ты наконец-то. Где ты была так долго?

e) Модальная частица ja употребляется также, когда говорящий открывает что-то новое и неожиданное для себя. В эмоционально насыщенных высказываниях (часто в восклицательных) он выражает свою реакцию: удивление, радость, негодование, растерянность и т.п. Во всех таких высказываниях в разных вариантах и с разным лексическим наполнением выражается мысль: «Так вот, оказывается, как обстоят дела!» В передаче и подчеркивании этого значения, общего всем подобным высказываниям, несмотря на их различную эмоциональную окраску, принимает участие и модальная частица ja. Ср.:

Ach, hier ist er ja . (7, стр.76) – Ах, да вот же он.

Das ist ja ein Papagei! (7, стр.108) – Да это же попугай!

2. Частицы ja выступает также в побудительных предложениях, где она служит для интенсификации требования или пожелания. В побудительных предложениях модальная частица ja всегда находится под ударением. Ср.:

- «Mutti, diesen Zustand sollst du ja aendern!» (2, стр.98) - Мама, ты должна изменить это положение!

Проведенный анализ модальной частицы ja показал, что данная частица не встречается в вопросительных предложениях. Больше всего было отмечено повествовательных предложений с частицей ja – 7 примеров. В целом, модальная частица ja может переводиться на русский язык такими частицами, как же, ведь, иногда может оставаться без перевода, то есть, как и все остальные проанализированные нами модальные частицы, частица ja также не имеет точного эквивалента при переводе на русский язык.

Заключение.

Изучив теоретический материал и проанализировав функционирование модальных частиц denn, doch, ja, на основе аутентичных текстов моя гипотеза о том, что модальные частицы привносят различные субъектно-модальные значения в зависимости от типа высказывания, нашла свое подтверждение. Любая модальная частица в реплике говорящего является показателем того, что говорящий заинтересован в живом непосредственном разговоре со своим собеседником. Причем речь говорящего с модальными частицами не является сухой и категоричной, а, наоборот, указывает на то, что говорящий неравнодушен к тому, что говорят другие участники разговора. Работа над темой доставила мне удовольствие и была полезна. Я больше узнала о немецком языке, о таких тонкостях языка, как модальные частицы. Ведь не зря говорят, что иностранцы, не употребляющие модальных частиц в своей речи, сразу же выдают себя этой особенностью, если даже во всем остальном их немецкий язык безупречен. Далее планирую в таком направлении исследовать другие модальные частицы, например, bloss, schon и др.

Список используемой литературы.

  1. Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2009. с.35-37.
  2. Бим И.Л., Садомова Л.В., Лытаева М.А. Немецкий язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2010. с.94-101.
  3. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2001. с.172-179.
  4. Городникова М.Д., Добровольский Д.О. Межличностное речевое общение.// Иностранные языки в школе. – 1992. №3-4, с.45-50.
  5. Заикин А.Е. Коммуникативно-прагматические функции немецких модальных частиц. Автореферат диссертации кандидата философских наук. 1985. 200 с.
  6. Кокорина С.В. Модальные частицы как прагмемы в системе речи. Автореферат диссертации кандидата философских наук. 2002. 193 с.
  7. Kopp G., Buettner S. Planet 1. Deutsch fuer Jugendliche. Kursbuch. Hueber Verlag. Ismaning. 2004. c.128

Слово schon (уже) может быть превращено в частицу уж :

Er ist schon seit zehn Jahren verheiratet. - Он уже десять лет как женат.

Können Sie früher kommen? - Вы можете раньше приехать?

Kann ich schon. Aber dann muss ich früher aufstehen. - Да уж могу, могу вообще-то. Но тогда мне придется (я должен) раньше встать.

Если вы хотите подчеркнуть, что в положении дел ничего нельзя изменить, то можно употребить частицу halt (как раз, ну вот, ведь) или eben (как раз) :

So ist das halt (eben) im Leben. - Ну вот так (как раз так) оно и бывает в жизни.

Эти же частицы можно употребить и вместо mal - при побуждении сделать что-либо:

Fahr halt (eben) mit dem Bus, das geht schneller! - Поезжай-ка автобусом, так будет быстрее!

Eben употребляется ещё и в значении вот именно (как синоним genau - точно) :

Dann müssen wir die Sitzung auf morgen verschieben. - Eben! (Genau!) - Тогда мы должны перенести заседание на завтра. - Вот именно!

Или, при отрицании:

Sie hat dich doch informiert, oder? - Eben nicht! - Она тебя поставила в известность (или как?) - Как раз нет!

Der Ring ist nicht eben billig. - Кольцо как раз (вовсе) не дешевое.

Слово nun само по себе означает теперь :

Nun bist du an der Reihe. - Теперь твоя очередь (ты на очереди).

Was nun? - Ну что ж теперь (делать)?

В роли частицы nun похоже на русское ну , то есть выражает нетерпение либо просто вводит предложение (ну, итак) :

Kommt er nun, oder kommt er nicht? - Ну придет ли он, ну когда же он придет?

Nun, das kann ich nicht sofort entscheiden. - Ну, это я не могу сразу решить.

Nun gut, ich bezahle dir die Eintrittskarte. - Ну ладно, я оплачу тебе входной билет.

Nun (ein)mal подчеркивает, что ничего нельзя изменить (как и eben) :

Du kannst nun mal nicht alles haben! - Ты ведь не можешь всё иметь!

Слово aber само по себе значит но :

Er ist zwar nicht reich, dafür aber gesund. - Он, правда, не богат, но зато здоров.

Aber необязательно стоит в начале предложения:

Aber er mag keinen Fisch. Er mag aber keinen Fisch. - Но он не любит рыбу.

Aber может быть и частицей, подчеркивающей неожиданность, необычность:

Dieses Gerät ist aber gut! - Ну и хороший же это прибор (оказался)!

Aber используется также для усиления ответа на вопрос, в котором что-либо предлагается:

Kommst du mit? - Aber ja! (Aber sicher!) - Ты идешь с нами? - Ну да, ну конечно же.

Слово wohl означает хорошо (себя чувствовать) :

Ich fühle mich nicht wohl. - Я чувствую себя нехорошо.

Die Rechnung müssen wir wohl oder übel bezahlen. - Счет мы должны оплатить, хотим мы этого или нет (дословно: хорошо или плохо).

Wohl в сочетании с aber усиливает противопоставление:

Der Norden ist nicht sehr dicht besiedelt, wohl aber der Süden. - Север не очень густо заселен, но зато юг.

Wohl как частица может означать наверное, вероятно , а также неуверенность, сомнение - при вопросе:

Sie hat wohl den Zug verpasst. - Она, видимо, опоздала на поезд (упустила поезд).

Ob er wohl weiß, dass wir hier sind? - Знает ли он, что мы здесь?

Но и наоборот, с помощью wohl вы можете усилить, подтвердить заявление или приказ:

Er spinnt wohl! - Он с ума сошел! (дословно: он прядет, то есть выдумывает, фантазирует).

Er weiß wohl, wo der Schlüssel ist, aber er sagt es uns nicht. - Он сам-то ведь знает, где ключ, но нам не скажет.

Willst du wohl deine Hausaufgaben machen! - Ну-ка делай свои домашние задания!

Bloß (в собственном значении обнаженный ) как усилительная частица означает только :

Kommt mir bloß nicht mit solchen Ausreden. - Ну вот только не надо таких отговорок (дословно: не приходите ко мне с такими отговорками)!

Vielleicht (может быть, вероятно) используется для восклицаний с отрицательным психологическим зарядом:

Du bist mir vielleicht ein Früchtchen! - Ну ты и фруктик!

Если вы задаете вопрос, подразумевая уже положительный ответ, то можно использовать частицу etwa :

Hast du etwa unsere Verabredung vergessen? - Ты что же, забыл о том, что мы договорились встретиться (о нашей договоренности)? Или ты забыл о том, что...?

Обратите также внимание на частицу kaum (едва, почти не) , которая часто заменяет отрицание nicht . Сравните:

Ich kann nicht laufen. - Я не могу ходить.

Ich kann kaum laufen. - Я едва могу ходить, я почти не могу ходить.

(Laufen имеет значения: ходить пешком, бегать . Gehen имеет значения: идти, уходить, отправляться, уезжать (т. е. не только пешком перемещаться, но и на транспорте). Когда нужно подчеркнуть, что речь идёт о передвижении пешком, употребляется laufen ).

Все эти частицы лучше запоминать в конкретных примерах.

О модальных частицах немецкого языка

Характерной особенностью разговорной речи является ее эмоциональность. Обмениваясь репликами, собеседники выражают свое отношение к тому, что говорят они сами и что слышат от других участников разговора. Во время беседы говорящие обычно не ограничиваются требованием сообщить информацию. Каждый стремится, кроме того, как-то повлиять на собеседника, передать ему свои чувства и настроение, побудить его к каким- то действиям, вызывать у него желаемую реакцию. Выражению эмоций и субъективного отношения к содержанию высказывания и собеседнику служат наряду с другими лексические средства, в частности, особый класс слов ­– модальные частицы.

Цель нашей статьи – выявление языковых особенностей модальных частиц в немецком языке.

Модальные частицы принадлежат к наиболее употребительным средствам современного немецкого языка, которые служат для выражения эмоций и субъективного отношения к содержанию высказывания и к собеседнику, с их помощью передаются различные оттенки модальных отношений. Такое отношение может быть ничем не осложнено или оно может быть соединено со значением объективного отношения сообщаемого к действительности. Однако субъективное отношение, оценка в модальных частицах присутствует всегда.

В современном немецком языке существует несколько подтипов модальных частиц. Например, усилительные частицы (sogar, selbst, zu и др.). Одни из них служат для выделения, подчеркивания подлежащего, обстоятельства, дополнения, предикатива и т. д., другие усиливают значение знаменательного слова. Восклицательные частицы wie, wieso передают экспрессивность предложения. Наконец, существуют утвердительная частица ja и отрицательные nicht, nein. Но подавляющее большинство немецких частиц служит для усиления и уточнения наклонений - это модальные частицы (doch, denn, nur, nun и т. д.).

Модальные частицы наиболее трудны для употребления в речи и для перевода. Они очень разнообразны по своей семантике и по функциям в предложении. Значения и функции модальных частиц, их отличие от омонимичных наречий и союзов, их связь с наклонениями получили недостаточное освещение в лингвистической литературе, не говоря уже о школьных грамматиках и учебниках.

Как средство выражения модальности модальные частицы вступают в языке во взаимодействие с другими средствами передачи модальных значений. Так в силу особенностей своей семантики немецкие модальные частицы тесно сближаются с категорией модальных слов. От модальных слов частицы отличаются тем, что они, как правило, не вносят резких изменений в семантику предложения, а лишь уточняют ее, в то время как модальные слова могут коренным образом изменять модальность предложения. Далее, модальные частицы не имеют самостоятельного лексического значения, которое у модальных слов, как, например, у möglicherweise, freilich сохраняется. Наконец, у модальных частиц нет интонационно-синтаксической обособленности, свойственной модальным словам.

В зависимости от значения и роли в предложении В.В. Виноградов подразделяет модальные частицы немецкого языка на следующие группы:

1) Модально-усилительные (doch, denn, schon, nun, (ein) mal).

2) Модально-ограничительные (ja, bloß, nur).

3) Модальные в собственном смысле слова (etwa).

Самые распространенные из них - модально-усилительные частицы, которые усиливают модальность предложения, сохраняя при этом некоторые оттенки своих лексических значений. Они делают любое высказывание особенно эмоциональным. Они используются, когда говорящий выражает возмущение, недовольство, удивление и прочие эмоции. Некоторые частицы имеют несколько значений, поэтому чтобы определить правильный перевод частицы нужно ориентироваться на контекст. К многозначным частицам относится, например, aber. В различных ситуациях эта частица может переводиться как «да», «же», «ну». Стоит также отметить, что у этого слова есть и другое значение, если оно выступает в качестве союза – «но».

Модально-ограничительные частицы часто рассматриваются вместе с выделительными, так как их функция в целом схожа. Но в отличие от выделительных частиц, ограничительные несут более отрицательную смысловую нагрузку.

Рассмотрим также последнюю группу частиц. Модальные слова взаимодействуют с разными способами выражения модальности предложения, внося дополнительные модальные оттенки как в значение реальности, так и в значение нереальности. Модальные слова являются чисто лексическим средством. По значению модальные слова делятся на три семантические группы:

    Модальные слова, выражающие предположение, неуверенность, сомнение (vielleicht, wahrscheinlich, vermutlich, schwerlich, möglicherweise, angeblich).

    Модальные слова, выражающие уверенное предположение (bestimmt, sicher, gewiss, zweifellos, unbedingt).

    Модальные слова, выражающие уверенность в реальности сообщаемого факта,-(wirklich, tatsächlich, natürlich, selbstverständlich, offenbar, bekanntlich).

В структуре предложения они синтаксически не связаны с другими словами, не примыкают к другим словам, и не управляют ими, не являются членами предложения. С высказыванием, модальность которого они выражают, модальные слова связаны лишь интонационно.

Например, модальная частица etwa родственна по происхождению с наречием etwa «приблизительно» и означает «быть может, возможно, наверное». Ее отличительная особенность заключается в том, что она не просто уточняет модальность наклонений, а иногда коренным образом меняет ее, внося в предложение оттенки предположения и неуверенности.

Er kommt nicht etwa. – Наверное, он не придет.

Er weißt das nicht etwa. – Возможно, он не знает об этом.

Модальная частица etwa обычно встречается в вопросительных предложениях и сближается по семантике с модальными словами vielleicht, wahrscheinlich и выражает оттенки сомнения, часто непереводимые на русский язык, например:

Ist das etwa ein Witz? – Разве это остроумно?

Hast etwa du die Presse informiert? – Разве ты не читал прессу?

Итак, модальные частицы – еще не полностью оформившаяся категория слов, но они широко употребляются в современном немецком языке, дополняя и уточняя семантику других средств выражения модальности. Они не просто выражают те или иные мысли людей, но и передают их наиболее идиоматической и своеобразной формой.


Частицы - очень важная часть каждого языка, ведь именно они помогают нам правильно расставить акценты, подчеркнуть что-то, выделить из общего контекста. Без частиц язык был бы сухим и постным.

Сегодня мы поговорим об усилителях предложения. Такие частицы и слова используются, в основном, чтобы выразить ожидания (как положительные, так и отрицательные), точку зрения и отношение говорящего к чему-либо, ими мы можем подчеркнуть согласие, отказ, интерес и его границы.

В немецком языке существует множество частиц. Вообще-то , их сложно запомнить сразу, да и учить лучше в контексте. Но будьте уверены, если вы всё же осилите этот речевой прием, ваш немецкий станет очень звучным и красивым. (Жирным цветом мы выделили усилители, попробуйте прочитать предложения без них, и вы сразу поймете, как усилители влияют на яркость и тон.)

Как отличить слова-усилители от остальных?

  1. Они не спрягаются (не приобретают никаких окончаний)
  2. К ним нельзя задать вопрос
  3. Они не могут стоять на первом месте предложения перед глаголом, что отличает их от вводных слов
  4. Они усиливают не отдельное слово, а всё предложение целиком

Какие бывают слова-усилители и как они употребляются?

aber - "да ", "же ", "ну ", выражает изумление, согласие, иногда выражает досаду.

Aber ja! - конечно (же) да!
Du kommst aber spät! - ты же поздно пришел!
Das war aber ein Genuss! - какое же это было наслаждение
Aber sicher! - безусловно

auch - "действительно ", "в самом деле ", усиливает факт ситуации.

So ist es auch - так оно и есть
Du kommst auch immer zu spät! - ты вечно опаздываешь!
Darf ich es auch glauben? - могу ли я в самом деле этому верить?

bloß - "же ", "как раз ".

Was hast du bloß? — что же с тобой?

denn - "же ", выражает особый интерес.

Was ist denn hier passiert? - что же тут произошло?
Wo ist er denn? — где же он?
So ist es ihm denn gelungen! — значит ему это всё же удалось!

doch - "же ", "ведь ", выражает дефицит информации, негодование, употребляется также при выражении повеления в значении "наконец ", "же ".

Sie hat den Koffer doch bereits gepackt. - Она же уже упаковала чемодан.
Ich habe es dir doch gesagt! — я же [ведь] тебе это говорил!
Sprechen Sie doch! — говорите же (наконец)!

eben - "именно ", выражает сохранение какой-либо ситуации, констатацию факта.

Er ist eben ein Faulpelz — он (ведь) лентяй

eigentlich - "собственно ", "в сущности ", в разговорной форме выражает колебания говорящего, его личное мнение

Was heißt das eigentlich? —что это, собственно говоря, означает?
Der Stoff ist nicht eigentlich neu — нельзя сказать, чтобы материал был совершенно новый

Обратите внимание: В русском языке мы привыкли говорить "собственно", " вообще-то", " в сущности" и нам очень близко такое выражение чувств. Немцы используют eigentlich не так повсеместно, так как в предложениях с этой частицей речь идет все-таки о колебаниях и не уверенности в ситуации, поэтому в разговорном языке используйте её правильно!

etwa - "разве ", "может быть ", выражает уточнение.

Wußten Sie es etwa nicht? — (может быть) вы этого не знали?

halt - "уж ", показывает, что что-то уже имело место быть, иногда принимает значение "именно".

Es ist halt nicht anders — тут уж ничего не поделаешь
Ich bin halt auch nur ein Mensch! - я ведь тоже лишь человек
Er ist halt einfach zu komplex - он уж слишком сложный

ja - выражает то, что говорящий уже в курсе чего-то, усиливает как позитивные, так и негативные предложения.

Das musst du ja tun! - ты должен это (обязательно) сделать!
Komm ja nicht zu spät! - не опаздывай!
Sie ist ja hübsch, aber nicht klug - она (очень) милая, но не умная

mal - сокращенная разговорная форма от einmal, усиливает действие.

Sie ist nicht mal hübsch - она совсем не милая (ни разу не милая)
Es ist mal nichts anders- ничего уж не поделаешь

nur - "только ", "же ", выражает подбадривание, часто употребляется в повелительном залоге.

Nur keine Ausreden! - только без отговорок!
Nur her damit! - давай же сюда!
Sieh nur, was du angerichtet hast! - посмотри только, что ты натворил!

ruhig - "спокойно ", показывает легкость отношения к чему-либо.

Das kannst du ruhig machen- ты можешь спокойно это сделать

schon - "уж ", подчеркивает интерес и важность дела.

Ich denke schon! - я тоже так думаю (я уж думаю)
Es wird schon gehen! - всё получится!
Schon der Gedanke allein… - уже одна мысль…

überhaupt - "в общем ", "вообще-то ", обозначает единое целое, а также усиливает значение.

Das ist überhaupt nicht möglich - это вообще не возможно
Warum bist du überhaupt gekommen? - зачем ты вообще пришел?

vielleicht - усиливает мнение, "пожалуй ".

Er ist vielleicht ein Spinner! - он, пожалуй, врун!

Обратите внимание: Не надо путать слово усилитель и вводное слово. Мы привыкли, что vielleicht означает предположение и возможность, и это тоже правильно, но тогда vielleicht играет роль вводного слова, а вводное слово в отличии от частицы может стоять перед глаголом.

Vielleicht komme ich morgen - Возможно, я приду завтра
В указанном выше примере речь идет не о возможности, а именно об усилении мнения говорящего:

Er ist vielleicht ein Spinner! - он, пожалуй, врун!
Говорящий не предполагает, что кто-то врун, он это утверждает! Здесь нельзя сказать: "Он возможно врун" (а возможно и нет). Он определенно врун.

wohl - "пожалуй ", усиливает предположение.

Er wird es wohl tun - он, возможно, это сделает
Was wird er wohl sagen? - что же он скажет?

Не нужно пытаться охватить все и сразу и выучить все вышеприведенные частицы с примерами. Если вы только начали изучать язык, постарайтесь украшать его понемногу, не торопясь. Специально для вас мы приводим набор усилителей, который является базовым.

Итак, 5 усилителей, которые надо освоить в первую очередь:

  1. JA , так как эта частица подходит как к негативным, так и к позитивным ситуациям:

    Das ist ja gut! - Это очень хорошо!
    Das ist ja schlecht! - Это очень плохо!
    Du weisst es ja! - Ты же это знаешь!

  2. ABER , так как это слово вы всё равно уже хорошо выучили:

    Aber sicher / aber natürlich - Ну конечно / конечно же
    Das weiss ich aber nicht! - Я же этого не знаю!

  3. DENN , так как это позволяет нам проявить интерес:

    Was machst du denn da? - Что ты тут делаешь?

  4. NUR , так как эта частица в большинстве случаев полностью отражает свое основное значение "только":
    только посмотри, только подумай, только без… Она учится просто и легко.
  5. SCHON , которая позволяет подчеркнуть важность:

    Ich denke schon - Я тоже так думаю, я того же мнения (я уж думаю)
    Das werde ich schon machen - Я уж это сделаю.

Анна Райхе, Deutsch-online

Все же нам представляется, что выделение служебной части речи – частиц - в немецком языке оправдано, ибо вся эта группа слов объединена обобщенным грамматическим значением. Нас не должно смущать то обстоятельство, что одна языковая форма может быть распределена по разным разрядам слов, хотя некоторые лингвисты не признают омонимию грамматических форм. В.А.Авронин, например, отмает: «Если одно и тоже слово становится в различных синтаксических функциях чем то напоминающим то прилагательное, то наречие, в действительности оно не является ни тем, ни другим, ни третьим, а чем то совершенно особым, представителем – лексико -грамматической категории, полного соответствия которой нет в других языках»[Авронин В.А,1948:37]

Для немецкого языка омонимия грамматических форм очень характерна. Она связана с особенностями развития грамматического строя немецкого языка;так, gut-хороший - прилагательное, gut-хорошо - наречие, das Gut-добро-существительное. Омонимичными могут быть предлоги и наречия, прилагательные и качественные наречия, союзы и частицы, частицы и наречия и т. д.Поэтому при установлении критериев для определения принадлежности слов к той или иной части речи следует исходить из особенностей рассматриваемого языка. Ведь даже в одном и том же языке морфологическая и синтаксическая сторона грамматического аспекта в определении частей речи могут оказаться различными в отношении разных частей речи».[Санжеев Г.Д,1952:100]

2.3. Дефиниция частиц

В грамматике вопрос о частицах освещен весьма слабо. Термин «частицы»,как можно заметить исходя из классификаций, представленных выше, встречается у немецких грамматистов неоднократно, но содержание, которое они вкладывают в него, различно. Как уже указывалось, Л.Зюттерлин использует этот термин для обозначения всех неизменяемых слов, Вильманс же употребляет термин «частицы» в значении приставки и т.д.Термин «частицы» как обозначение лексико-грамматического разряда слов немецкими грамматистами не употреблялся.Слова же, входящие в этот разряд, ими относились, как правило, к наречиям, союзам и другим частям речи.

Как особая лексико - грамматическая группа слов частицы зафиксированы и разработаны в русской грамматике.[Виноградов В.В.,1952:412]В.В.Виноградов дает следующее определение:«Частицами называются классы таких слов, которые обычно не имеют вполне самостоятельного реального и материального значения, а вносят главным образом дополнительные оттенки значения других слов, групп слов, предложений или же служат для выражения разного рода грамматических (а следовательно, и логических и экспрессивных) отношений. Лексическое значение этих слов совпадает с их грамматическими, логическими и экспрессивно - стилистическими функциями».[ Виноградов В.В.,1952:663]

Впервые с термином «частицы»в значении служебной части речи мы встречаемся в немецкой грамматике Е.И Шендельс. Намечая классификацию частей речи немецкого языка, автор выделяет как служебную часть речи частицы и пишет при этом: « «Служебные части речи: предлог, союз, частица. Они не имеют самостоятельного лексического значения и поэтому не могут выступать как члены предложения»и далее: « Частицы, подобно союзам и предлогам, являются неполнозначными словами. Они не могут быть членами предложения. Но они имеют иное значение, чем предлоги и союзы, и служат не для выявления отношений между понятиями, а привносят дополнительный смысловой оттенок в значения других слов или в значение всего предложения».[Шендельс Е.И.,1952:194]

Интересно отметить что первое специальное исследование по немецким частицам провел в 1963 г германист А.Т. Кривоносов, и он же первым употребил понятие «модальные частицы».Этот термин затем использовали многие так называемые партикологи, а позже Х.Вайдт, Г.Хельбиг предложили другое название-«оттеночные частицы»(Abtoenungspartikeln) ,чтобы не путать их с модальными словами,такими,как sicher ,gewiss, wahrscheinlich,vielleicht. Они дали следующую дефиницию частиц, ставшую уже классической: «Оттеночные частицы - безударные слова. Они не могут стоять на первом месте в предложении. Они могут выполнять несколько функций и принадлежать к нескольким классам служебных слов. Они могут быть полными, законченным по смыслу ответом на вопрос. Они соотносятся со всем предложением.Они маркируют отношение говорящего к высказыванию».

Затем уже Г.Хельбиг/ Й.Буша дают следующее определение: «Частицы - это неизменяемые слова,не обладающие способностью быть членами предложений. В первую очередь это предлоги,союзы и некоторые наречия.К классу частиц относят слова,которые обычно не имеют вполне самостоятельного и реального вещественного значения,поэтому к ним невозможно поставить вопрос».

Х.Бусман в своем словаре «Lexikon der Sprachwissenschaft» характеризует частицы как «Sammelbezeichnubg fur nichtflecktierende Worter bzw. Wortarten mit sehr unterschidlicher Verwendung»-«собирательное обозначение для всех неизменяемых слов или частей речи с очень широкой сферой употребления»(1990).Такое же общее определение для частиц мы находим в грамматике «Duden», у Й.Эрбена,У.Энгеля,Г.Грисбаха. П.Айзенберг предлагает выделить категорию частиц как часть класса среди наречий,союзов и предлогов «Bei den Abtoenungspartikeln gehoeren etwa doch,wohl,eben zu den Adverbien, aber, denn zu den Konjunktionen».

Достаточно четкое и полное определение частицам дается в «Словаре лингвистических терминов»: «Частица- это разновидность служебных слов, объединяемая как часть речи общей семантико-синтаксической функцией выражения отношения говорящего к высказываемому с особым выделением или уточнением какого – либо момента или стороны в этом высказывании».[Ахманова О.С.,1969:521]

2.4.Классификация частиц

По тем дополнительным смысловым оттенкам, которые частицы немецкого языка вносят в значения других слов и словосочетаний, их можно разбить на определенные группы. У разных германистов существуют разные классификации. Многие классификации схожи, поэтому остановимся на самых обширных, объединяющих частотные классы частиц:

Например,в основе классификации частиц, разработанной Г. Хельбигом и И. Буша (Helbig, Buscha, 1976), лежит выделение объективных и субъективных признаков. Частицы подразделяются на следующие семантические классы:

по объективным признакам:

1) подтверждение и идентификация (also, auch, denn, doch, eben, gerade, ja, nun, schon, zwar);

2) ограничение (aber, allein, beinahe, bloss, erst, etwa, fast, ganz, ja, nahezu, noch, nur, selbst, ziemlich);

3) усиление (aber, auch, bereits, besonders, bloss, denn, doch, durchaus, etwa, ganz, gar, gerade, geradezu, hoechst, immer, mal, noch, schon, sehr, selbst, so, sogar, ueberaus, ueberaus, uberhaupt, viel, weit, weitaus, zu);

4) подчеркивание (besonders, doch, eben, erst, gerade, ja, nur, zumal);

5) ослабление (etwas, ganz, nicht eben, nicht einmal, nicht gerade, recht, schon, zwar);

6) обобщение (auch, ganz und gar, immer, nur, ueberhaupt);

7) временные соотношения (bereits, erst, noch, schon);

8) дополнение (auch, beispielsweise, noch, so, ueberhaupt)

по субъективным признакам:

1) забота и сомнение (в вопросе) (auch, bloss, doch, nicht, ueberhaupt);

2) удивление, смущение, раздражение (aber, doch, ja);

3) желание и требование (doch, erst, ja, nur, schon);

4) субъективное участие общего рода (denn, gar, nur);

5) отсутствующее субъективное участие, отсутствие интереса (eben, nur).

Е. Шендельс (Schendels,1979) говорит о таких группах частиц в немецком языке:

1) частицы с усилительным или ограничительным значением (so, nun, zu, sogar, selbst, nur);

2) частицы с модальным и эмоциональным значением (nur, doch, etwa, mal, denn, aber, ja, gar, schon, nein);

3) грамматические частицы (nicht, es, zu).

Эти классификации не единственные, их существует огромное множество. Однако, проанализировав работы разных германистов, следует выделить наиболее частотные группы частиц и дать им краткую характеристику.

2.4.1.Усилительные частицы

Это группа наиболее многочисленна.Усилительные частицы подчеркивают значение того или иного слова в предложении, придают ему вес и эмоциональную насыщенность. К ним относят такие частицы как: aber, auch, bereits, besonders, bloss, denn, doch, durchaus, etwa, ganz, gar, gerade, geradezu, hoechst, immer, mal, noch, schon, sehr, selbst, so, sogar, ueberaus, ueberaus, uberhaupt, viel, weit, weitaus, zu.

Е.М.Галкина-Федорук включает аналогичные частицы русского языка в группу частиц, оттеняющих эмоциональную сторону речи или усиливающих их выразительность, не привнося в речь нового оттенка, они только усиливают то значение, которое содержится в самом высказывании.[Современный русский язык.Морфология,1952:427]Это положение верно. Проследим на конкретном материале:Sie sehen doch,ich bin beschaftigt?Вы ведь видите, я занята.Здесь doch никакого нового оттенка в речь не вносит, придавая ей только большую эмоциональность; если убрать слово doch из предложения общий смысл не изменится. Ср: Sie sehen,ich bin beschaftigt?Вы видите, то я занята? То же и в следующих предложениях с разными частицами.:Was habe ich denn eigentlich fur sie getan?Ich sage ja nicht nein,erklart Zecke.Ich mochte bloss mal so horen.

Обычно частицы этой группы стоят до или после того слова, значение которого они усиливают, т.е они могут быть как препозитивными, так и постпозитивными, не меняя своего значения.

Частица selbst отличается от других тем, что в зависимости от места она меняет значение:Hermann verschwieg selbst Franz, was er selbst gehort hatte.Герман не сказал даже Францу, что он сам услышал. В препозиции selbst , как видим, синонимично частице sogar. Selbst jetzt muss ich noch schwer arbeiten.В этом случае могло бы быть сказано:sogar jetzt(даже теперь у меня тяжелая работа). В постпозиции же selbst в большей степени сохраняет свою местоименность и обозначает «сам», но наряду с этим способствует выделению того слова или словосочетания, к которому примыкает, и тем самым приближается к частице:Wir sehen also,wie die moderne Bourgeoisie selbst das Produkt eines langen Entwicklungsganges , einer Reihe von Umwalzungen in der Produktions-Verkersweise ist.В этом случае имеется ввиду именно «сама современная буржуазия».

2.4.2.Ограничительные частицы

К этой группе частиц относят:aber, allein, beinahe, bloss, erst, etwa, fast, ganz, ja, nahezu, noch, nur, selbst, ziemlich .Эти частицы,выделяя слова или словосочетания, придают им оттенок ограничения. Например:ich habe gemeint, bei Ihnen brennt’s oder Ihre Frau ist in der Maingefallen.-«Bloss eine Amtsache»,sagte Mettenheimer.Здесь bloss ограничивает данное слово от всех прежде названных (т.е он имеется ввиду не пожар и не несчастный случай,а лишь «служебное дело» – Amtsache).Следующий пример:Ich will meinen Mitgeschopfern einen Menschen zeigen in der ganzen Wahrheit der Natur.Mich.Mich allein.-Только меня и никого больше.

В этой группе наиболее частотной является частица nur: Nur noch einen Augenblick.

Ограничительные значения у всех этих частиц как бы перекрещиваются с союзными функциями. Слово fast иногда также приближается к функции ограничительной частицы, теряя свое наречное значение:Er musste fast eine Stunde zu Fuss.Здесь fast eine Stunde-почти час.

Ограничительные частицы могут выделять любой член предложения.

2.4.3.Определительные частицы

К этой группе частиц относят: gerade,eben,namlich,zwar. Определительные частицы служат для уточнения, определения какого либо слова предложения:Gerade das war an diesem Zimmer das Furchtbare,dass es still und hell war. Частица,выделяя, определяет местоимение «это» -Именно это и было страшным, что комната была тихая и светлая.

Sie hat sich zwar gern unseren Willen mit diesem Mann verheiratet/Sie haben ihr aber trotzdem die Scheidung nicht angeraten.Говорящий подчеркивает этим zwar, что его дочь вышла замуж против воли родителей.Wir haben einen Preussen in der Herberge zu Kassel,der eben solche Lieder selbst machte.Wir gehen namlich zu mir hinauf.

Определительные частицы могут быть постпозитивными и препозитивными.

2.4.4.Отрицательные частицы

В качестве отрицательной частицы выступает слово nicht, которое, выделяя, отрицает любой член предложения.Nicht не является самостоятельным членом предложения-оно лишь вносит значение отрицания в другие слова и словосочетания.

2.4.5.Присоединительные частицы

К группе этих частицы относят:noch,auch,ebenfalls. В.В.Виноградов указывает, что частицы этой группы устанавливают разного рода соотношения связи между предметами мысли, элементами речи, синтаксически разъединенными.[Виноградов В.В.,1952:667]

Du hast ihn ja geheiratet, du hast jetzt auch ein Kind von ihm.Здесь auch выполняет функцию присоединения(Вышла замуж … и так же имеешь ребенка…)Поэтому присоединительные частицы трудно отличить от союзов.

2.4.6.Логические частицы

К группе этих частиц относят: abermals,augerechnet,bereits,ebenfalls,ebenso,genauso,gleichfalls,lediglich,nicht einmal,nochmals,selber,sogar .Вопрос о выделении логических частиц немецкого языка впервые поставлен Е.Е.Михелеевич., в систематизированном виде их признаки и соотношение со словами смежных классов описаны А.Т.Кривоносовым.По его данным, из 39 логических частиц 11 функционируют только как логические частицы, а остальные 28 перекрещиваются с другими классами. Границы классов часто проходят внутри одной и той же лексемы. Каждый класс выделен по ряду признаков на семантическом и логикограмматическом уровнях. Логические частицы характеризуются тем, что безударны и сопровождают слово или словосочетание, выделяя и привнося новое.

2.4.7.Модальные частицы

Модальные частицы выделяются в рамках частиц в особый самостоятельный класс и противопоставляются логическим (выделительным) и грамматическим (грамматизованным) частицам. Группа частиц, которые относятся к модальным частицам, в современной лингвистике наиболее часто встречается под названиями модальные частицы (modale Partikeln,Modalpartikeln), либо оттеночные частицы (Abtonungspartikeln).

Суммируя критерии выделения модальных частиц в отдельный класс, представленные в различных работах, посвященных их изучению, можно определить модальные частицы как слова, обладающие рядом специфических характеристик.

Как и всему классу частиц вообще, модальным частицам свойственны следующие признаки: это неизменяемые слова, которые не являются членом предложения. К ним нельзя поставить вопрос, и они не могут служить ответом на вопрос.

В отличие от наречий, которые могут служить ответом на частный вопрос, и модальных слов, которые могут быть ответом на общий вопрос. Ср.: Kommt er heute? - Vermutlich. (модальное слово)*Spaet. (наречие)*Nur. (частица).Helbig G., 1972:76]

Синтаксически модальные частицы факультативны: с изъятием частицы предложение остается структурно отмеченным, но лишается части коннотативного значения. То есть, с точки зрения формальных критериев, модальную частицу можно опустить, но руководствуясь семантически-прагматическими критериями - нельзя. Ср.:

(1) Du kannst das Fenster schlieBen.

(la) Du kannst mal das Fenster schlieBen.

(lb) Du kannst ja das Fenster schlieBen.

(lc) Du kannst doch das Fenster schlieBen.

Многие слова относятся одними учеными к модальным частицам, другими - к другим разрядам слов (как правило, к модальным словам) (Булгак, 1985; Helbig, 1970; Krivonosov, 1977; BrauBe, 1986). Так, слова aber, auch, bloB, denn, doch, eben, einfach, etwa, halt, ja, mal, nur, schon, wohl в одной из своих функций единогласно относятся всеми лингвистами к разряду модальных частиц. Это так называемые «echte Abtonungspartikeln» или модальные частицы в узком смысле слова (Helbig, Weydt, Hentschel). Они образуют ядро, центр группы модальных частиц. На периферии класса модальных частиц, по мнению этих ученых, находятся слова allerdings, eigentlich, immerhin, jedenfalls, schlieBlich, uberhaupt - это модальные частицы в широком смысле слова.

Заключение

В данной работе были просмотрены и проанализированные классификации частей речи немецких германистов и советских германистов.

В целом при классификации частей речи как в ранней, так и в современной немецкой германистике, выявляется, что большинство частей речи так или иначе представлены во всех классификациях, хотя и при их различном распределении, в различной иерархии, в разных комбинациях, под разными названиями.Из этого, однако, не следует делать вывод, что эти различные линии классификаций «несущественны» или имеют лишь «внешний» характер.

Так же была рассмотрена история формирования класса частиц и выявлено, что большую роль в формировании класса частиц сыграла их омонимичность. Этот вопрос был рассмотрен советскими германистами. Понимание этого вопроса дает объяснение, почему выделение частиц в качестве самостоятельной части речи проблематично и почему до сих пор немецкие германисты колеблются между правильным пониманием «частиц».

Что касается немецкой германистики, то понятие частицы является обобщающим понятием для всех неизменяемых частей речи немецкого языка, т.е частица рассматривается широком смысле. Достаточно четкое определение отсутствует, и границы этого класса слов весьма размыты.Однако в советской германистике частицы рассматриваются как отдельная часть речи, не взаимосвязанная с союзами, предлогами и наречиями. Иначе говоря, частицы рассматриваются в более узком понимании и подвергаются более глубокому изучению.

Так же были рассмотрены различные классификации частиц и выделены наиболее часто используемые. Этим классам частиц была дана характеристика.

Библиография

1.Авронин В.А. Очерки по синтаксису нанайского языка. Л., 1948, с.37.

2. Адмони В.Г. Строй современного немецкого языка. Л., 1972, с.63.

3.Арсеньева М.Г, Гасилевич Е.В,Замбржицкая А.А., Грамматика немецкого языка. Практический курс. М., 1960, с.12-15.

4.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969. с.512.

5.Гулыга Е.В. Курс лекций по теоретической грамматике немецкого языка.Ч. I.М.,1970, с.43-50.

6.Гулыга Е.В. и Натанзон М.Д. Грамматика немецкого языка. М., 1957.

7.Зиндер Л.Р.Строева Т.В. Современный немецкий язык.М.,1957, с.59.

8.Москальская О.И. Грамматика немецкого языка.Теоретический курс. Морфология. М., 1956, с.37.

9.Санжеев Г.Д. Проблема частей речи в алтайских языках. « Вопросы языкознания» ,1952,№6, с.100.

10.Шендельс Е.И.Грамматика немецкого языка. М., 1952, с.194.

11.Bussmann H.Lexikon der Wissenschaft. Stuttgart, 1990, S.561.

12.Der Grosse DudenDie Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Hrsg. P.Grebe.Mannheim, 1959, S.77 ff.,80.

13.Der Grosse DudenDie Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Hrsg. P.Grebe.Mannheim, 1966, S.64.

14.Der Grosse DudenDie Grammatik der deutschen Gegenwartssprache. Hrsg. P.Grebe.Mannheim, 1973, S.60

15. Erben J. Abriss der deutschen Grammatik. Berlin ,1964, S.18.

16.Erben J.Deutsche Grammatik. Ein Leitfaden. Frankfurt(Main),1968,S.38 ff.

17.Flamig W. Probleme und Tendenzen der Schulgrammatik.-«Deutschunterricht», 6/1966, S. 335 ff.

18.Glinz H.Die innere Form des Deutschen.Berlin/Munchen, 1961, S. 456,115.

19.Glinz H.Die innere Form des Deutschen.Berlin/Munchen, 1961, S. 456,115

20.Glinz H.Der deutsche Satz. Dusseldorf, 1957, S.28.

21.Helbig G. / Buscha J. Deutsche Grammatik. Ein Handbuch fur den Auslanderunterricht. Leipzig,1975,S. 22 f.

22.Helbig G. / Buscha J. Deutsche Grammatik. Ein Handbuch fur den Auslanderunterricht .Berlin/Munchen: Langenscheidt ,2001, S. 419 ff.

23.Heyse J.Ch. Deutsche Grammatik.Hannover/Leipzig, 1908,S. 122 f.

25.Knobloch, Clemens/Schaeder, Burkhard (1992): „Vorwort“. In: Schaeder,

Burkhard/ Knobloch, Clemens (Hgg.), 1 – 37.

26.Schutterlin L.,Die deutsche Sprache der Gegenwart.Leipzig,1990,S.76 ff.

27.Schmidt W. Grundfragen der deutschen Grammatik. Berlin, 1973, S. 64.

28.Schmidt W. Die deutschen Wortarten aus der Sicht der funktionalen Grammatik betrachtet. In:Wissenschaftliche Zeitschrift der Padagogischen Hochschule Potsdam.Sonderheft, 1964 Beitrage zur deutschen Sprachwissenschaft, S. 3 ff.

29.Paul H.Prinzipien der Sprachgeschichte. Halle(Saale), 1989, S. 327.

30.Paul H.Deutsche Grammatik. Bd. III. Halle (Saale),1954, S. 93.

31.Weydt H.Abtonungspartikeln. Die deutsche Modalworter und ihre franzosischen Entsprechungen. Bad.Homburg.;Berlin;Zurich, 1969, S. 68.

Интернет-ресурсы:

http://сайт - сборник не проиндексированных рефератов. Поиск по рубрикам и теме. Большинство текстов бесплатные. Магазин готовых работ.