Чем отличается предмет исследования от объекта. Как определяется объект и предмет исследования? Как определить объект и предмет научного исследования

Записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту учащегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе школьника.


В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте школьника, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы в школе и грамотного оформления самого проекта.

Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от СМС
английские предложения способы и причины расположения слов в английских предложениях
семейно-родовые обычаи родинный ритуал
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Описание объекта и предмета исследования


Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов учащихся, а также научно-исследовательских работ.

Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.

Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений". Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.

Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.

Пример 2

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 3

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 4

Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.

Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Определение 1

Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

Объекты изучения могут быть:

  • материальными;
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Разница между объектом и предметом исследования

Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

Сначала выбирается объект исследования – некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему. Основанием для выбора служит несовершенство теории рассматриваемого объекта, т.е. ее недостаточные объяснительные и(или) прогностические возможности. Понятие предмет исследования, конкретнее по своему содержанию. В нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному исследованию. Под предметом исследования понимается сфера реальности, представляющая собой часть объекта, за рамки которого он не выходит, и в отношении которой нет теории или теория неполна. Это как бы «белые пятна» в теории объекта. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат исследованию, изучению, разработке в данной работе магистранта. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, направлениях поиска, важнейших задачах, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Зависимость между понятиями объект и предмет можно представить, как функцию:

F = f (x) ,

где, F- объект и f (x) - предмет.

Например, объектом исследования является задача «целераспределения показателя эффективности работы устройства».

Предметом исследования в данном случае может являться модифицированная математическая модель задачи целераспределения.

Объект исследования диссертации представляет собой знание, порождающее проблемную ситуацию, объединенное в определенном понятии или системе понятий, и определяется как область научных изысканий.

Предмет исследования диссертации можно определить как новое научное знание об объекте исследования, получаемое соискателем в результате научных изысканий (или та сторона объекта исследований, те его свойства, та его область приложения, которые исследуются). В состав предмета исследования диссертации может войти и инструмент получения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования. Если, например, объект исследований - некоторая система (техническая, социологическая и др.), то предметом исследования может быть один из элементов системы или связи между элементами.

Цель исследований - это планируемый конечный результат, т. е. устранение уязвимого звена в общей цепи (повысить, улучшить, обеспечить качество и (или) эффективность т. д.). Цель должна быть конкретной, она всегда формулируется и трактуется как практическая. Именно та практическая потребность, во имя которой осуществляется решение актуальной научной задачи должна отражать цель научных исследований. Иногда при формулировании указывают области и способы использования получаемого результата.



Определение предмета исследования диссертации практически представляет собой развертывание и конкретизацию научной проблемы исходя из задач исследования, отрасли знания и объекта изучения. Важно обратить внимание на имеющиеся, полученные ранее научные результаты по теме работы как на элементы будущей диссертации.

Являются ли они элементами решения задачи, имеющей существенное значение и которое будет дано, или элементами (разработками), обеспечивающими решение важной прикладной задачи экономики или обороноспособности? И в наименовании работы желательно сразу попытаться определить, каков характер результатов диссертации.

Как показывает практика, магистранты, придающие большое значение построению предмета исследования, заметно выигрывают в сроках выполнения и качестве работы.

Попытаемся описать последовательность определения предмета исследования диссертации для следующих условий начала исследования (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность определения предмета исследования диссертации

Первый вариант . Работа в большей степени теоретическая, например: исследование математических зависимостей, доказательств гипотезы, обоб­щение некоторого представления об объекте диссертации, создание нового подхода, определение некоторых элементов в теории и тому подобное. Есть основание думать, что результатом работы будет решение задачи, имеющей существенное значение для отрасли знаний. Следовательно, в определении предмета исследования могут быть слова «решение», «задача», «постановка», «проблема». Первые два слова должны прямо указывать, по какому признаку защищаются результаты. Далее в определении может следовать формулировка отличительной особенности решения.

Второй вариант . Результаты относятся к одному научному направлению, полезны для практического использования, могут быть внедрены и успешно использоваться в практике. В этом случае следует попытаться сформулировать наименование важной прикладной задачи, решение которой приближается этими результатами. Ориентирование предмета исследования диссертации идет по второму признаку, определяющему характер результатов диссертации. В названии рекомендуется использовать слова «разработка», «способы», «устройства».

Способы, устройства, методики, подходы могут быть конкретизированы вназвании с указанием, решение какой важной прикладной задачи они обеспечивают.

Наиболее простой способ построения предмета исследования состоит в том, что соискатель отбирает перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, и выстраивает их в той последовательности, в которой они будут разбираться. Так выстраивается схема диссертации. Каждый пункт дополняется характеристикой новизны, полезности, достоверности.

Установление возможности защиты диссертационной работы в любом диссертационном совете проводится анализ на предмет соответствия паспорта научной специальности работы к её содержанию.

Первоочередное, на что обращается внимание – это объект и предмет той или иной диссертационной работы.

В рамках запланированного научного исследования по своей диссертации, соискатель на научную степень должен определиться с объектом исследования и исходя из него – сформулировать предмет исследования.

Что такое предмет и объект исследования?

Любой научный труд в любой науке (в данном случае – диссертация), направлен на точное определение и устранение уже имеющихся проблем или неразрешённых задач.

Определяет и описывает именно ту часть, где существует проблема, которая решается с помощью различного инструментария: уже имеющегося или принципиально нового (ноу-хау, фундаментальные разработки и т.д)

Объект исследования можно представить в виде двухкомпонентной схемы: это то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя и «проблема» — «источник её появления».

Последние два существуют стационарно и не зависят от исследователя. В разработанных и одобренных паспортах ВАК всех научных специальностей, собраны описание типовых объектов исследования по каждой научной специальности. Все паспорта пересматриваются через определённое время для корректировки и обновления объектов исследования, в которых заинтересована наука.

Мнения и отзывы

Когда тема работы сформулирована, предмет и объект определить просто. Если совсем упростить – предмет более общее, объект – более частное. Например, если тема диссертации — «Эволюция женских образов в творчестве А.Грина», предметом исследования будет творчество Грина, а объектом – женские образы. Проблема только ив том, что по ходу исследования тема часто видоизменяется, открываются новые стороны изучаемого явления, поэтому не нужно забывать корректировать предмет и объект.

Что важно помнить?

Невозможно охватить в исследовании весь объект, который создаёт проблемное поле, поэтому в диссертационной работе описывается только взаимосвязь между элементами объекта – предметом исследования и его компонентами.

Разница между термином «Объект исследования» и «Предмет исследования» в том, что второй является неотъемлемой частью первого.

Совет! Более того – любой объект исследования содержит три и более предмета исследования. Исходя из особенностей каждой конкретной работы, автор, как правило, фокусируется на самых основных.

То есть, каждый предмет исследования обладает своим уровнем важности (значимости) для его практического изучения и применения для достижения нужных результатов.

Важно помнить – точное формулирование объекта и предмета исследования – необходимый минимум для максимально продуктивной работы над выбранной темой. Это позволит сконцентрировать свои силы на первоочередных задачах и не тратить их на второстепенные.

Примеры изложения объекта и предмета исследования в диссертациях

Объект и предмет исследования диссертации по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»:


Перед тем как приступить к исследованию необходимо определить объект и предмет исследования. Объект - определенное явление, которое становится полем исследовательской деятельности. Предмет - более детализированная характеристика объекта , рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях

Объект исследования

Чаще всего при написании исследоватльской работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект - это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, в психологии - психика человека, в медицине - человек.
Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой исследовательской работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования - более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет - конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Исследовательская работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, строитель будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом - зависимость их роста от определенной музыки.

В психологии предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В медицине предмет - это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от гаджетов
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах