"Чудесный доктор": анализ. Рассказ о том, как важно быть добрым

В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1897 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.

Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.

Композиция - Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Во время пребывания в 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.

Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну несчастную семью. У родителей не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.

Но ситуация гораздо ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок - доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.

Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.

Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло - именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.

Тема

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно - помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.

Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым - вот чему учит рассказ Куприна.

Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большое редкостью, что многим воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателей не черстветь душами и почувствовать себя настоящими «чудотворцами», делясь с окружающими своей любовью и добротой.

Композиция

В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах. В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке.

Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления перед праздниками, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходиться бороться главным героям.

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, который берет под свое покровительство несчастную семью, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.

Главные герои

Жанр

«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а, если быть точнее, в жанре рождественского или святочного рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.

Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 403.

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор», краткое содержание которого предлагается в статье, представляет собой образец популярного в позапрошлом веке литературного жанра – рождественских или святочных историй.

Это были небольшие по объему произведения, публикуемые в номерах газет и журналов, выходивших в свет перед Новым годом и Рождеством – отсюда и название. В таких рассказах говорится о событиях, произошедших в канун Рождества, и все они непременно должны иметь благополучный конец.

Основная идея святочных историй в том, что в трудной жизненной ситуации никогда нельзя терять надежду на лучшее.

О произведении А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Вопросы, посвященные тематике его произведений, в 2019 году внесены в экзаменационные тесты по литературе основного государственного экзамена (ОГЭ) за курс девятилетки, поэтому с ним должны быть знакомы все выпускники 9 класса.

Александр Иванович Куприн (1870 - 1938) - русский писатель, переводчик.

Куприн был также мастером короткого повествования. Среди прочих своих произведений он написал рассказ «Чудесный доктор», увидевший свет в 1897 г. Произведение было опубликовано в газете «Киевское слово» 25 декабря того же года и сразу же получило положительные рецензии критиков и восторженные отзывы читателей.

В первых его строках писатель делится с читателем историей создания своего произведения, предупреждая, что сюжет рассказа – не сказка, а описание реальных событий, произошедших в Киеве за три десятилетия до того, то есть в конце 60-х годов XIX века.

Главные герои и их характеристика

Несмотря на небольшой объем, в рассказе присутствуют два ряда персонажей – главные и второстепенные.

В числе главных действующих лиц повествования следует назвать:

  1. Емельян Мерцалов — отец семейства, который работал управляющим в доме богача. Судя по речи героя, он был образованным человеком, и семья Мерцаловых, хоть и жила небогато, особой нужды не испытывала. Но всё изменилось, когда Емельян заболел брюшным тифом и скопленные с трудом деньги ушли на лечение. Он выжил, но лишился работы, т.к. ему быстро нашли замену. В результате многодетная семья осталась без средств к существованию. Все попытки найти новую работу безуспешны, Мерцалов, его жена и дети голодают. Одна из двух дочерей умирает, другая тяжело заболевает. Отец впадает в отчаяние, пытается даже просить милостыню, но ему никто не подает.
  2. Елизавета Ивановна, жена Мерцалова . У нее на руках, кроме двух сыновей, больная дочь и грудной ребенок. От голода мать настолько ослабла, что у нее пропало молоко, и младенец голодает так же, как и остальные члены семьи. Она, как и муж, ищет работу – ходит на другой конец города, чтобы за мизерную плату стирать белье, но этих денег не хватает даже на дрова. Пытаясь помочь семье выжить, Мерцалова пишет письма, обращаясь за помощью к бывшему хозяину мужа, однако никакого ответа не получает.
  3. Володя и Гриша – сыновья супругов Мерцаловых , 8 и 10 лет. Разносят по городу письма матери, попутно наблюдая, как жители готовятся к встрече Рождества. Мальчики голодными глазами смотрят на роскошные витрины магазинов, полные дорогой еды, в то время как дома их ждут пустые щи, да к тому же холодные – нет дров, чтобы разогреть еду.
  4. Машутка, их младшая сестренка. Девочка серьезно больна, она кашляет, дышит с трудом, мечется в жару, бредит. Ей нужна срочная медицинская помощь, но у родителей нет денег на врача и лекарства.

Активное участие в описываемых событиях принимают все Мерцаловы, за исключением Машутки, хотя именно вокруг ее болезни закручена сюжетная линия рассказа.

Еще одно главное действующее лицо – профессор медицины Николай Иванович Пирогов, тот самый чудесный доктор , в честь которого рассказ получил свое название.

Это не только прекрасный врач, но и очень добрый и отзывчивый человек, всегда готовый искренне посочувствовать даже незнакомцу. Свое сочувствие он выражает не только словами, но и делом.

Второстепенные персонажи

Таковых в рассказе всего двое, да и о них становится известно лишь со слов главных героев.

Один из них – швейцар в богатом доме , которого мальчики просили передать хозяину дома написанное их матерью письмо с призывом о помощи. Но швейцар не берет письмо и гонит мальчишек прочь.

Еще один второстепенный персонаж – некий господин в енотовом пальто , встреченный Мерцаловым-старшим на улице. В ответ на просьбу последнего подать милостыню, господин советует ему идти работать.

Из рассказа можно узнать и об отношении автора к своим персонажам. Так, писатель на всём протяжении повествования называет отца семейства по фамилии – о его имени читатель узнаёт, лишь познакомившись с рассказчиком, тем самым мальчиком Гришей, который вырос и стал Григорием Емельяновичем.

Жену же Мерцалова он называет Елизаветой Ивановной. Таким образом, Куприн подчеркивает, что упорный характер этой женщины вызывает в нем большое уважение.

Говоря, что Мерцалову отказал в милостыне господин в енотовом пальто, он дает понять, что это был очень обеспеченный человек – пальто с енотовым воротником стоило в то время весьма недешево.

Этим мелким штрихом автор выказывает свое отношение к людям, которые, не пережив никаких трудностей в собственной жизни, имеют привычку поучать тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, вместо того, чтобы просто помочь им. В таком случае приходит на память известная пословица о том, что сытый голодного не разумеет.

Изложение краткого содержания рассказа Куприна можно представить в виде конспекта, составленного по определенному плану.

Такой план, записанный в читательский дневник, облегчит пересказ произведения в виде отрывков:

  • братья Мерцаловы у витрины магазина;
  • возвращение домой;
  • невыполненное поручение;
  • отчаяние отца;
  • в зимнем саду;
  • встреча с доктором;
  • рассказ Мерцалова;
  • неожиданная помощь;
  • рецепт от Пирогова;
  • всё меняется к лучшему.

Рассказ начинается с разговора двух мальчишек – Володи и Гриши Мерцаловых, которые, возвращаясь домой, засмотрелись на праздничную витрину гастронома. Им поручили отнести бывшему хозяину отца письмо с просьбой о помощи, но поручение осталось неисполненным.

В подвале ветхого дома, больше напоминающем подземелье, их ждут мать с больной сестренкой и грудной младенец. Едва сыновья переступили порог, Елизавета Ивановна спрашивает, отнесли ли они письмо.

Володя, старший из мальчиков, говорит, что они всё сделали так, как она учила: рассказал об их бедственном положении, пообещал отблагодарить хозяйского швейцара, как только отец найдет работу. Но тот остался глух ко всем этим аргументам – он прогнал мальчишек, дав младшему подзатыльник. Затем мальчик достал из кармана измятый конверт.

Вскоре вернулся отец, насквозь промерзший на декабрьском морозе в истрепанном легком пальто и помятой летней шляпе, без перчаток и калош, худой, бледный, с ввалившимися щеками, похожий на мертвеца. Не в силах вынести зрелища отчаянной нужды и голодных глаз жены и детей, он снова уходит из дома.

Сам не помня как, Мерцалов забредает в зимний сад, где на фоне укрытых снегом деревьев, тишины и покоя, ему приходят мысли о самоубийстве.

Но тут к нему подходит какой-то старик в теплой шубе, садится рядом на скамье и начинает рассказывать, какие подарки он купил знакомым детям. Несчастный отец кричит, что ему нет дела до чужих детей, когда его собственные умирают от голода и болезни.

Незнакомец просит рассказать всё подробно, и отчаявшийся человек взахлеб говорит ему о наболевшем. Выслушав, незнакомец вскакивает со скамьи и предлагает немедленно ехать к Мерцаловым. По пути он дает главе семейства три рубля, чтобы тот купил еду.

Войдя в подвал, где жили родители и дети, он велит старшему растопить самовар, заняв дрова у соседей, а сам осматривает больную девочку и ставит ей согревающий компресс. Возвращается отец – он приносит чай, сахар, белый хлеб и горячие блюда из ближнего трактира.

Доктор выписывает рецепт, указывая, как нужно принимать лекарство, и рекомендует завтра обратиться к опытному врачу, которого обещает предупредить о них. Затем он уходит. Взволнованный Мерцалов просит его назвать себя, чтобы знать, за кого им молиться, но незнакомец отмахивается.

После ухода незнакомца семья обнаруживает под листком с рецептом несколько крупных денежных купюр. Придя в аптеку за лекарством, Мерцалов узнает от аптекаря, что рецепт выписан самим Пироговым.

Великий хирург остался в памяти Мерцаловых как добрый посланец небес: после его визита их жизнь стала постепенно налаживаться. Больная девочка выздоровела, отец нашел работу, мать окрепла, в семье появился достаток. Мальчишек удалось отдать в гимназию за казенный счет.

И спустя тридцать лет Гриша, которого швейцар когда-то прогнал от парадного подъезда богатого дома, стал обеспеченным и уважаемым человеком, Григорием Емельяновичем.

Анализ произведения «Чудесный доктор»

Рассказ построен в полном соответствии с законами жанра святочных историй, основной принцип которых состоит в контрасте описаний.

В первых его строках читатель видит героев в состоянии полной безнадежности, особенно ярко выраженной на фоне предпраздничного Сочельника, когда кажется, что не только люди, но и природа замирает в ожидании чего-то необыкновенно светлого и чудесного.

Контраст становится еще глубже, когда Мерцалов, дошедший до крайней степени отчаяния, решается покончить с жизнью, желая только одного – такого же покоя, как окружающие его деревья, засыпанные сверкающим снегом.

И тут в сюжете происходит решающий перелом – он встречает чудесного доктора, который, словно добрый ангел, быстро и бесповоротно меняет всё к лучшему.

Судьба наконец-то начинает улыбаться героям, и рассказ заканчивается счастливо, как и полагается рождественскому повествованию.

Основная мысль

«Чудесный доктор» очень краток: в книге он занимает чуть более двух страниц печатного текста, но эта короткая святочная история наполнена глубоким христианским смыслом, она воплощает в себе извечную надежду человека на лучшее, которая помогает выжить даже тогда, когда жизнь кажется невыносимой.

Терять надежду нельзя никому , говорит писатель, потому что всё может измениться буквально в один момент.

Как подтверждают отзывы читателей, рассказ Александра Ивановича Куприна полон такой светлой жизнеутверждающей силы, что его можно назвать своеобразным литературным антидепрессантом, помогающим человеку пережить наиболее трудные моменты и не впасть в отчаяние.

Дополнительную силу произведению придает тот факт, что его сюжет – не плод писательской фантазии, а случай из жизни.

Почему рассказ назван «Чудесный доктор»

Куприн услышал эту историю от одного из ее участников, рассказавшего случай из своей биографии.

Писатель пересказал события, изменив лишь имена и фамилии действующих лиц – всех, за исключением Николая Ивановича Пирогова – великого русского ученого, гениального хирурга, фамилия которого золотыми буквами вписана в историю мировой и российской медицины.

Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881) - русский хирург и учёный-анатом, естествоиспытатель и педагог, профессор, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

Пирогов, отличавшийся необыкновенным добросердечием и сочувствием к людям, стал прототипом чудесного доктора, а вернее, он и был им.

Смысл названия в том, что знаменитый врач действительно совершил чудо – он спас жизнь не только больной девочке, но и всей ее семье , помог преодолеть тяжелейший жизненный кризис.

Чему учит рассказ

Суть рассказа «Чудесный доктор» А. И. Куприна состоит в том, чтобы еще раз напомнить читателю, что совершать чудеса могут не только сказочные волшебники, но и самые обычные люди, в том числе и любой из нас.

Как говорил еще один русский писатель Александр Грин: «если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо – другая душа будет у него, и другая у тебя». И тому человеку, который сделал чудо для другого, непременно достанется искорка счастья того, для кого он его совершил.

Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»

А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века». Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» (Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. - А.К.).

После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.

С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.

Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно подвал - был каменный, а верх - деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты» .

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:

« В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» .

Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца» .

Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке. Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» .

На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» .

Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа - чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» .. Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки! »

Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!»

Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора.

Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор - это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» .

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни - никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера. Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона. Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.

В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» . Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все... курит, курит, курит... И кабинет от табачного дыма делается весь синий» . Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.

В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: « большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» . Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки... Только... помнишь... ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона... и ни разу не повез» . Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери

Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза - ровесница Нади.

В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» . Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.

И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты - момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» .

Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» .

Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец - любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама - идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное - не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми, светлыми, наполненными безграничной любовью к детям.

Цели урока - научить учащихся анализу прозаического произведения.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями композиции произведения – “рассказ в рассказе”;
  2. развивать навыки чтения и пересказа;
  3. воспитывать сочувствие, милосердие, деятельное сострадание, гуманизм.

Оборудование:

  • портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова,
  • рисунки учащихся,
  • ёлка,
  • компьютер.

Словарь: стр. 85-86 книги “Вокруг тебя мир”, 5 класс, М., “Наука”, 1996 г.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении. Называется он “Чудесный доктор”, написал его А.И. Куприн.

В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческую проблему гуманного отношения к человеку. Потому темой нашего урока является “Милосердие, деятельное сострадание, помощь нуждающимся в рассказе А.И. Куприна.”

На доске записаны слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ГУМАНИЗМ. Все они связаны с желанием помочь.

Мы будем обсуждать те вопросы, которые ставит автор в повествовании, зачитывать яркие моменты, пересказывать фрагменты рассказа, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы (записаны на доске):

О КАКОМ ЧУДЕ ИДЁТ РЕЧЬ В РАССКАЗЕ?

В КАКИЕ ЧУДЕСА НАДО ВЕРИТЬ ЛЮДЯМ?

3. Словарная работа. Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов. Откройте стр. 85-86, ещё раз посмотрите на словарь. Есть вопросы по значению слов?

4. Работа с текстом (чтение, пересказ, анализ ).

А) Откройте книги, стр. 78. Повествование рассказа необычно.

Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого .) Докажите текстом (стр.85).

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”.

Б) Чтение учителем начала рассказа (от начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…”) стр.78-79.

В) Беседа по прочитанному:

В каком городе происходили события? (В Киеве ).

Когда? (Во второй половине 19 века ).

19 век характеризуется тем, что велика была разница между людьми богатыми, власть имущими и простым “маленьким” человеком, часто нуждающимся в работе, жившим в нищете. Вслед за другими авторами А.И. Куприн продолжает развивать тему “маленького” человека.

Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.78. Сопоставьте с отрывком, прочитанным учителем.

Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов).

Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

Г) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “Потянулись пустыри…”).

Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом ). Докажите текстом (стр.78).

Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда ).

Каждый из вас эти чувства-ассоциации изобразил в рисунке. Вот они здесь, на доске.

Теперь нам понятно, почему класс сегодня преобразился в новогодний зал: здесь ёлка и мерцание гирлянд. А мы все в ожидании праздника, в ожидании ЧУДА!

А для Гриши и Володи всё это осталось позади, что же впереди?

Д) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Потянулись пустыри…” до слов “Уже более года…”).

Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

Е) Продолжаем чтение стр.79-80 от слов “Уже более года…” до слов “Ну? Что же?”).

Ё) Подготовленное чтение отрывка по ролям (стр.80-81 от слов “Ну? Что же?”… до слов “В это время в коридоре…”):

Мать – ученица;

Гриша – ученик;

Володя – ученик.

Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).

Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

Ж) Продолжаем чтение отрывка стр. 81 от слов “В это время в коридоре”… до слов “Минут десять никто не мог”…).

Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.

З) Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель продолжает рассказ:

Мы снова наблюдаем антитезу: беспокойной, усталой душе старшего Мерцалова противопоставлена тишина и торжественность природы.

Учитель плавно переходит в чтение отрывка стр.82 “Тут было тихо и торжественно…” до конца абзаца.

5. ФИЗМИНУТКА.

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.

И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.

Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!

И) И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.

С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Впоследствии мы узнаем, как зовут его – Н.И. Пирогов).

К) Сообщение учащегося о Н.И. Пирогове.

Л) Перескажите эпизод встречи Мерцалова и доктора. Работа в парах над заданием 3 стр.86.

Найдите портрет незнакомца (стр.83). Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

М) И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение стр.84 от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве ).

Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (Стр. 85 “С этих пор..”)

О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).

Что же произошло с этим чудесным доктором? (Стр 85 “А мы нашего …).

Может ли это угаснуть? (Нет, так как живёт в подобных людях ).

Приведите примеры из современной жизни.

6. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов,

все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

Ребята, надо верить в чудеса!

7. Домашнее задание (творческое). А вот в какие чудеса надо верить вы ответите, выполняя домашнее задание: стр. 87, задание 5(3)..

8. Рефлексия. Подводя итог нашему уроку, каждый из вас может легко выбрать афоризм (мудрое изречение) из задания 4, стр.87.

Вновь звучит “Лунная соната” Л. Бетховена, ребята делают свой выбор.

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!