Как избавиться от алкогольной зависимости по методу шичко. Как избавиться от любой зависимости по методу шичко

В 1980 году советский физиолог и кандидат биологических наук Геннадий Шичко подготовил к съезду партии доклад «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения». Через год – инструкцию «О возможности утверждения трезвости в XI пятилетке». Эти рукописи размножали, передавали из рук в руки, использовали как редчайший и эффективный рецепт для избавления от алкоголизма. Сегодня лечение зависимостей по методу Шичко доступно в самых разных клиниках и центрах по всей России. Доступно для каждого человека, независимо от социального статуса и финансовых возможностей.

Лечение алкоголизма по методу Шичко

Геннадий Шичко был настоящим советским ученым – он не признавал никакого лжецелительства, не верил в успешность гипноза и кодирования для избавления от зависимости. Большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы создать свой собственный метод для борьбы с алкогольной зависимостью – метод гортоновической дезалкоголизмии.

В основе такого метода – самовоздействие словом, научное убеждение, разрушение всех негативных установок благодаря твердой позиции самого пациента.

А появился такой метод «благодаря» несчастной судьбе самого Шичко. Во время Великой Отечественной войны ученый был ранен, и хирург, который должен был оперировать ногу, оказался… не совсем трезв. В результате операция прошла неудачно, нога перестала гнуться, а Шичко пообещал самому себе сделать все, чтобы спасти людей от страшной зависимости.

Сегодня методом Шичко лечат не только алкогольную, но и табачную зависимость, а также разные виды наркомании. Некоторые антиалкогольные программы включают в себя отдельные элементы методики советского ученого, некоторые полностью основаны на терапии по Шичко.

Объединяет их одно – все эти программы абсолютно бесплатны. Метод Геннадия Шичко используется в рамках движения за трезвую Россию, в клиниках и центрах при благотворительных фондах, церквях. И нигде за терапию пациентам не назначат цену, все абсолютно бесплатно.

Суть метода

Лечение по Геннадию Шичко называют еще методом гуманистического психоанализа. В основе уникальной методики лежит теория социального программирования. Физиолог уверял, что в каждом человеке матушкой-природой заложена установка на трезвую жизнь. но после рождения под влиянием самых разных факторов возникает перепрограммирование.

Изменить трезвые убеждения человека (в детстве, юности и взрослой жизни) могут:

  • воспитание;
  • семья (родители и близкие);
  • окружающая среда и друзья;
  • средства массовой информации;
  • различные установки, полученные в ходе жизни.

Работает вся эта схема очень просто. С детства малыш видит, что родные на застольях с готовностью выпивают, папа по пятницам ложится на диван с бутылочкой-другой пива, по мере взросления круг пьющих людей вокруг растет. Со страниц книг, с экранов ТВ – везде рассказывается (пусть и не прямо), что алкоголь – это модно, стильно, красиво. И постепенно такая программа накрепко застревает в мозгу.

Первое употребление алкоголя для людей обычно становится разочарованием – никакой красоты, стиля, приятных ощущений. Но программа работает, и человек употребляет снова, ведь это принято, так делают все. В результате сначала ослабевают защитные силы организма для переработки алкогольного яда, потом формируется психическая зависимость (невозможность расслабиться без бокала вина или рюмки чего-нибудь покрепче), а вслед за ней – физическая.

Суть метода Шичко в том, что каждый человек способен, приложив определенные усилия, снять эти ложные программы, накопившиеся за всю жизнь. И вернуться к исконной трезвой установке.

Шаги программы

Для избавления от алкогольной зависимости по методу Геннадия Шичко нужно одно важное условие – человек должен сам захотеть бросить пить. Вся программа основана исключительно на мощной и непрерывной работе над собой. Никаких таблеток, никаких внешних кодирований – только целенаправленная борьба с собственной зависимостью.

Если человек до конца не готов отказаться от смертельной привычки, уникальная методика Шичко не поможет.

Тем, кто твердо решил бросить пить алкоголь, необходимо пройти 6 шагов программы Геннадия Шичко:

  1. Фотографирование. Сложно найти способ эффективнее, чем показать человеку, как он изменился внешне после отказа от алкоголя или других ядов. Фото делается до лечения, через 10, 30 и 100 дней. Свежий цвет лица, осмысленный взгляд, сияющие глаза, улыбка наглядно покажут, что делает с человеком отказ от спиртного.
  2. Аутоанамнез. Здесь алкоголик должен полностью, максимально подробно составить отчет о своих отношениях с алкоголем. Начиная с первого употребления и до последнего раза. Обязательно нужно осветить все окружающие события – реакцию близких, собственные ощущения, расходы, проблемы на работе, болезни и др.
  3. Ведение дневника. Шичко читал, что письменное слово обладает удивительной силой воздействия на психику человека. Особенно то, что написано в просонном состоянии – перед засыпанием. Поэтому все пациенты по вечерам должны вести дневник, где надо указывать все размышления и ощущения от трезвых периодов, встреч с собутыльниками, мысли об алкоголе и др.
  4. Выяснение степени собственной внушаемости. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалиста. На основании этого будет строиться работа на следующем этапе.
  5. Самовнушение. В зависимости от собственной внушаемости пациент составляет для себя особые тексты-установки на отказ от алкоголя (без употребления частицы не!). Эти программы нужно читать каждый день (и даже заучивать), можно дополнять, дописывать новые и т.д.
  6. Закрепление результатов. Здесь важно не подвести итоги предыдущей работы, а именно закрепить эффект, чтобы максимально продлить трезвый период. Можно смотреть специальные антиалкогольные фильмы, читать литературу, общаться в специальных группах – обмениваться трезвым опытом.

Проведение занятий

Особенность лечения по методу Шичко в том, что каждый преподаватель, опираясь на 6 классических шагов, может составить свой собственный курс. Менять количество занятий, устанавливать длительность, увеличивать/уменьшать их объем для каждого шага, наполнять новым содержанием.

Однако существует традиционная структура занятия для методики Шичко, в соответствии с которой желательно выстраивать работу:

  • Аутотренинг (установки-самовнушения для избавления от алкогольной зависимости).
  • Выступления выпускников и слушателей, успешно справившихся с зависимостью. Анализ анкет новых участников (в последующие дни – дневников).
  • Работа над «трезвыми» словами, выражениями, установками.
  • Небольшие лекции на тему вреда алкогольной зависимости.
  • Разоблачение мифов о безвредности и «стильности» спиртного.
  • Мнения великих людей о трезвом образе жизни и опасности алкоголя.
  • Снова аутотренинг.
  • Домашнее задание (ведение дневника, написание установок, антиалкогольных сочинений и др.).

Терапевтическая программа Шичко может быть однонаправленной – противоалкогольной, или смешанной. Например, для борьбы с алкогольной и никотиновой зависимостью одновременно. Стандартное число занятий – 7-10.

Эффективность и отзывы

Об эффективности метода Геннадия Шичко отзываются и врачи, и благодарные пациенты. Главное достоинство методики – безвредность. Здесь не применяются медикаменты, способные вызвать пугающие побочные эффекты, не используется гипноз, который способен непредсказуемо повлиять на психику.

В основе метода Шичко – упорство и непрерывная работа над собой. А когда человек столько времени и сил вкладывает в себя нового, вернуться к прежней алкогольной жизни уже сложнее.

Участники программы отмечают отлично выстроенные занятия (видео, схемы, объяснение, как действуют программы на мозг человека), но главное – признаются, что метод самоанализа действительно работает.

Алёна, 41 года, алкогольный стаж 15 лет, зависимость 10 лет: «В дневниках есть очень откровенные вопросы, приходится преодолевать себя, но это меня не мучает. Наоборот, становится понятно, как ты оказался в этой яме, как можно из нее выбраться. Мне очень комфортно на этих занятиях, и я буду продолжать».

Специалисты отмечают, что первоначально, занимаясь по методу Шичко, лучше устанавливать конкретный срок, на протяжении которого вы не будете выпивать. А потом, после успешных результатов, — продолжать лечебный курс.

Молодые, пожилые мужчины, девушки потребляют спиртное, забывая о работе, семье, собственном здоровье. Остановиться самостоятельно невозможно.

Помощь предлагают родственники, в клиниках работают специалисты. Множество методик разработано для лечения лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

В 80-е годы прошлого века получил известность метод Шичко: бросить пить легко или не совсем, попробуем разобраться вместе, используя советы данного автора.

Кто такой Геннадий Андреевич Шичко

Многим известен Геннадий Шичко и его метод лечения , созданный великим ученым, врачом, психологом.

Жизнь посвятил не праздным развлечениям, а изучению методик, способствующих оздоровлению зависимых путем самопрограммирования.

Геннадий Андреевич выходец из Беларуси. Родился в далеком 1922 году в небольшой деревеньке Груд, расположенной в Пуховическом районе Минской области.

В детстве с родителями переехал на Кавказ. Там ходил в школу, поступил в военно-морское училище. Закончить учебу не удалось: началась война.

Участвовал в Сталинградской битве. Будучи совсем юнцом, получил ранение ног.

Попав на операционный стол, узнал, как опасны алкоголики. Операцию проводил пьяный хирург.

Молодому парню пришлось пережить тяжкие последствия операционного вмешательства. Произошла врачебная ошибка, добавилось заражение крови.

Полтора года пришлось скитаться по госпиталям, будучи прикованным к кровати. Предлагали ампутацию конечностей, воин не соглашался. В итоге победил болезнь, но твердо решил бороться с алкоголизмом.

Инвалидность не оказалась помехой для получения образования. После войны Шичко оканчивает Ленинградский университет.

Долгожданный диплом дает возможность трудиться в Ленинграде в Институте экспериментальной медицины. Здесь по крупицам на протяжении 30 лет разрабатывал Шичко Геннадий Андреевич метод борьбы с зависимостями.

Прожив 64 года, Г. А. Шичко умер в 1986 году. Его кремировали, похоронили прах в колумбарии Санкт-Петербургского крематория.

Ушел выдающийся ученый, врач, психолог. Однако остался метод Шичко, отзывы о котором ярко доказывают: алкоголизм лечится, если пациент стремится к самосовершенствованию.

Суть метода

Иногда случаются срывы в процессе лечения. Не каждый алкоголик сразу достигает поставленной цели. Придется начать курс сначала, рассчитав собственные силы, поставив реальные цели.

Для лечения алкоголизма в группу объединяют до 10 человек. С зависимыми проводят занятия, знающие методику психологи.

Условно проводимые уроки разделяются на 2 равноценные части. Сначала рассказывается, насколько опасным пороком является алкоголизм, далее следует повествование о прелестях трезвого бытия.

Данные занятия предполагают формирование мотивации к изменению собственного поведения. Формируется убеждение, что собственное наставление способно изменить сознание.

Никакие вопросы лектору не задаются. Зависимые не обсуждают темы в группе.

Основной упор делается на самостоятельное изменение образа жизни, ведение дневника. Эффективность метода достаточно высока, если строго выполнять шаги, предполагающие исцеление организма путем отказа от спиртного.

Шаги от алкоголизма

Используя метод Шичко, бросить пить алкоголь удается после глубокого осознания зависимости.

Фотографирование. Начиная лечение, придется сделать фотографию в начальный день курса.

Предстоит ответственный шаг. Не многие готовы запечатлеть образ, потрепанный болезнью, испорченный алкоголем.

Однако затем выполняются другие снимки для сравнения результатов, оценки происходящих изменений. Фото делаются спустя 10 суток, 30, 100.

Описание образа жизни под воздействием алкоголя (аутоанамнез). Приступая к выполнению второго шага, необходимо сосредоточиться, подготовить общую тетрадь, собраться с мыслями.

Начинать описание следует с рокового момента, приведшего к знакомству со спиртным. В деталях расписываются ключевые этапы, отложившиеся в памяти.

Между фактами, описанными на страницах тетради, разрешается оставлять пустое место, чтобы по мере всплывания важных моментов, дополнить описание. Перечитывать данные «мемуары» необходимо дважды на неделе.

Фиксация чувств жизни в трезвости (ведение дневника)

Обязательно ведется личный дневник, где пациентом ежедневно фиксируются полученные эмоции.

На страницах заведенного документа отразятся впечатления от общения с бывшими собутыльниками, чувства от встречи с компанией, распивающей спиртное.

Желательно акцентировать внимание на планах, устремленных в трезвое будущее, мыслях, переживаниях, достижениях.

Выявление самовнушаемости

Зависимый дает себе ежедневно установки на трезвую жизнь, которые обязательно проговаривает, записывает, затем проверяет выполнение. Указания периодически мысленно повторяются на протяжении суток.

Желательно возвращаться к записям периодически, анализируя, оценивая, как обозначенные нормы формируют поведение. Придется вначале поверить себе, потом воздействовать на собственную психику.

Самовоздействие. Зависимый перестает употреблять частицу «не».

Хватит убеждать себя: «не буду больше пить», лучше формулировать «начну жить без спиртного», «полностью откажусь от алкоголя».

Закрепление полученных результатов. Подведение итогов проведенной работы – обязательный этап.

Ведется акцентирование на успехах, не скрываются недостатки. Продолжается планирование предстоящих мероприятий, направленных на поддержание трезвости в дальнейшем.

Важность дневника

Метод лечения алкоголизма, предложенный Геннадием Шичко, предполагает обязательное ведение дневника зависимым.

В противном случае, отказываясь от записей, алкоголик лишается возможности одолеть пристрастие.

Дневник самовнушения непременно заполняется перед сном.

Отдельная страница, начинающаяся датой, обязательно включает основные разделы:

  1. самоотчет;
  2. блок самоанализа;
  3. план работы на завтра;
  4. самовнушение.

Необходимо радоваться происходящим переменам, ясно излагать мысли. В конце страницы прописывается текст самовнушения.

По Шичко он пишется исключительно левой рукой. Предложения составляются восклицательные, побуждающие к действию: «Перестаю пить полностью! Отказываюсь от спиртного навсегда! Праздную юбилей трезво!»

Многих пугает, что зависимым надоедает вести дневник. Автор методики предусмотрел подобное развитие событий.

Освобождаясь от зависимости, бывший алкоголик перестает о спиртном вспоминать. Действия, поступки становятся постепенно полностью осознанными. Отпадает необходимость ежедневного ведения дневника.

Предлагается использовать график:

  • 1-й этап: дневник ведется ежедневно 2 недели;
  • 2-ой этап: дневник заполняется через день 2 месяца;
  • 3-ий этап: допустимо заполнять дневник 2 раза в неделю 2 месяца;
  • 4-ый этап: позволительно обращаться к дневнику раз в неделю 2 месяца.

Произошло важное событие, требуется сделать запись внепланово. Актуально написать заметку накануне мероприятия, требующего принятия ответственного решения, после дать оценку собственным действиям, провести анализ.

Вести дневник необходимо для себя. Важные записи, деланные перед сном, не прочитают родственники, приятели. Требуется откровенность с собой.

Фразы, написанные перед сном, воспринимаются намного эффективнее, чем в утренние часы. Записи ведут к разрушению ложных программ, замещению их ночью правильными.

Заключение

Хронические алкоголики смогли избавиться от зависимости. Пора пополнить ряды счастливчиков. Достаточно верить в себя, остановиться, перепрограммировать собственное поведение.

Видео: Метод Шичко Г.А.

Подобрать реабилитационный центр в котором работают по методике Шичко Г.А. можно здесь — выберете свой город в таблице

Метод Г. А. Шичко, метод избавления от вредных привычек и психокоррекции семейных отношений в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» и подростковом клубе антинаркотического воспитания
К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).
Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его - формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.
Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) - десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».
Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания - основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей. Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула - не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент - это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) - это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

Настройка слушателей, активизация внимания.
Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия.
Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.
Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.
Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение - так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.
Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:
анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), - слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.
2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь - наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник - это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти - семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность - помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба - это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали - их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба - 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам - преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи - это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам - помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов - это передача по эстафете «родители - подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков - Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам - сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек - это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист»

К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).

Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его — формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.

Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) — десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».

Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания — основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула — не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент — это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) — это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

  1. Настройка слушателей, активизация внимания.
  2. Основная часть — краткое изложение сути проведенного занятия.
  3. Финал — ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение — так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:
1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.

Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:

  • анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
  • обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
  • чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), — слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь — наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования — выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник — это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти — семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность — помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба — это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали — их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба — 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам — преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи — это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам — помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов — это передача по эстафете «родители — подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков — Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам — сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек — это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «

В начале прошлого столетия мир услышал сенсационное заявление, сделанное американским врачом-окулистом Уильямом Бейтсом. По его утверждению, зрение можно вернуть в любом возрасте. При этом не нужно прибегать к использованию оптических средств и медикаментов. По мнению Бейтса, для этого достаточно лишь выполнять специальные упражнения. Знаменитый офтальмолог разработал собственный метод, позволяющий восстановить зрение. Этот уникальный способ впоследствии обрел популярность в государствах всего мира. До сих пор данная методика не получила официального признания. Но, тем не менее, ею пользуется большое количество людей, надеясь улучшить свое зрение.

Последователи Бейтса

Так уж устроен человек, что заветной цели он желает достичь, не приложив для этого особых усилий. Именно поэтому разрабатываются новые нетрудоемкие, но в то же время эффективные технологии, которые касаются всех сфер человеческой деятельности. То же можно сказать и о методе Бейтса. Он прошел путь усовершенствования благодаря приверженцам немедикаментозного оздоровления организма.

К наиболее удачной разработке можно отнести метод Шичко. Отзывы о направлении самопрограммирования получили самые высокие оценки пользователей. Ученый-психофизиолог Геннадий Александрович Шичко является автором многочисленных работ по избавлению от вредных привычек. В одном из трудов он соединил свою методику с классической методикой Бейтса. На первый взгляд кажется, что ученый занялся новым видом работы. Однако замещением вредных зрительных привычек на полезные занимался и Бейтс. К примеру, напряжение глаз, по мнению американского офтальмолога, необходимо заменять расслаблением, а редкое моргание - частым и т.д. Из этого можно сделать вывод (по Бейтсу) о том, что разнообразные патологические зависимости и вредные зрительные привычки являются родственными.

Метод Шичко быстро стал популярен среди тех, кто желал вернуть нормальное зрение естественным путем. Некоторыми учеными он был признан весьма эффективным, а его техника послужила основой для создания новейших усовершенствованных методик.

Последователями этого учения стали В.Г. Жданов, а также Н.Н. Афонин. В своих работах они успешно сочетают симбиоз двух техник, который именуют так: метод Шичко-Бейтса. Отзывы, касающиеся совместного использования данных способов, говорят об ускорении процесса выздоровления в восемь-десять раз.

Основные принципы методики Бейтса

Известный американский офтальмолог выдвинул гипотезу о том, что аккомодация осуществляется за счет воздействия зрительных мышц на глазное яблоко. Это утверждение противоречило представлениям официальной медицины, отмечавшей, что данный процесс возможен только при изменении кривизны хрусталика.

По мнению Бейтса, снижение зрения происходит вовсе не за счет появления физических патологий. Оно связано с напряженным состоянием психики. При этом каждый вид зрительного расстройства, будь то близорукость или астигматизм, косоглазие или дальнозоркость, имеет свой тип психического напряжения. В связи с этим правильное расслабление способно оказать лечебное воздействие.

По утверждению Бейтса, здоровый глаз не прилагает никаких усилий для того, чтобы рассмотреть какой-либо предмет. Это возможно из-за отсутствия напряжений в мышцах. Что же происходит в том случае, если человеком осуществляется попытка рассмотреть что-либо с приложением определенных усилий? Тогда напрягаются зрительные мышцы. Если такой процесс происходит постоянно, то глазное яблоко подвергается деформации. Его сдавливают напряженные мышцы. В результате глаз теряет свою изначальную форму и не может восстановить ее даже при отсутствии необходимости разглядывания. Другими словами, Бейтс утверждает, что человек со слабым зрением постоянно находится в состоянии напряжения, которого просто не замечает.

Для восстановления нормального видения известный офтальмолог призывал своих пациентов не носить очки. Ведь они, по его мнению, несмотря на то, что улучшают видимость окружающего мира, усиливают напряжение. Это ухудшает и усугубляет зрительную патологию.

Исследования, проводимые в области офтальмологии, полностью опровергают методику Бейтса, предложившего восстанавливать зрение без очков. Но регулярное выполнение упражнений, разработанных известным офтальмологом, дает хороший результат. Техника их выполнения подробнейшим образом рассмотрена в книге, написанной Бейтсом.

Да, данный метод не получил поддержки официальной медицины. Врачу свойственно выписывать своим пациентам очки и рекомендовать употребление БАДов с черникой. Никогда высокодоходная индустрия по производству очков, линз и лазерной коррекции зрения не согласится с возможностью восстановления нормального зрения естественным немедикаментозным путем.

Суть методики Шичко-Бейтса

Способ восстановления зрения, предложенный американским офтальмологом, постоянно дорабатывался. Так, в последнее время очень популярным является метод Шичко-Бейтса. Его активно пропагандирует кандидат физико-математических наук и В.Г. Жданов.

Метод Шичко-Бейтса возник при слиянии двух отдельных направлений. В него вошла вполне эффективная теория американского офтальмолога и способ излечения, предложенный психоаналитиком. Это дало возможность усиления психологической составляющей всех выполняемых упражнений.

Метод Шичко подразумевает ведение определенных записей в вечерние часы. Это выверенные фразы, с помощью которых создается фундамент новой жизненной программы пациента, позволяющей восстановить здоровье, в частности, зрение.
Известным психоаналитиком было открыто явление разрушения вредных программ во сне после написания человеком самовнушающих фраз. Метод Шичко строится на воздействии на сознание пациента написанного им слова. Ведь оно намного действеннее услышанного, сказанного или прочитанного. Необходимые установки при этом должны представлять собой полные фразы без сокращений. После заполнения дневника пациенту предлагается сделать одно из упражнений Бейтса - пальминг. Затем, расслабив глаза, необходимо лечь спать.

Метод Шичко-Бейтса «Восстановление зрения» В.Г. Жданов оформил в виде лекций. Он начал ездить с выступлениями по всей стране, предлагая лечение от миопии и заикания, выпадения волос и многих других болезней, а также от вредных привычек.

Упражнения для глаз

Большинство из нас много времени проводит за монитором компьютера, не понаслышке зная об усталости глаз. Для восстановления зрения нужно снимать психическое напряжение. Хорошее видение без расслабления сохранить невозможно. И здесь на помощь придет методика Бейтса. Известным офтальмологом разработана гимнастика для каждого вида Используя метод Шичко-Бейтса, упражнения можно делать и базовые. Они помогают при всех типах патологии.

Пальминг

Это одно из основных упражнений, разработанных Бейтсом. Его рекомендуется делать как можно чаще. Особенно это касается тех моментов, когда чувствуется Нужен пальминг и перед сном. Упражнение делается в течение непродолжительного времени (от трех до пяти минут). При его выполнении ладони домиком должны лежать на глазах, не давя на них. Пальцы плотно сжаты, чтобы свет не проникал даже через самую маленькую щелочку. Во время проведения упражнения не должно быть никакого физического напряжения.

Предварительно ладони рекомендуется потереть друг о друга до тех пор, пока от них не пойдет тепло. Во время пальминга перед закрытыми глазами должно быть черное поле. Появится оно только при расслаблении психики и тела. Для достижения такого состояния понадобится вспоминать предметы, имеющие черный цвет. Можно также сконцентрироваться на своем дыхании, производя мысленно счет до ста.

В начале выполнения пальминга неизбежно перед глазами будут появляться светлые образы. Они свидетельствуют о перевозбуждении. Надо представить черный цвет, который будет наползать на светлые пятна. Это позволит расслабить сильные мышцы.

Воспоминания

Это еще одно базовое упражнение, разработанное Бейтсом. Приятные воспоминания великолепно расслабляют мышцы лица и психику человека. Думать можно о любимых цветах и об увлекательном путешествии.

Расслабить глаза и психику поможет зеленый цвет. Также вспоминать можно цифры или буквы черного цвета.

Мысленное представление

Это третье базовое упражнения методики Бейтса. При его выполнении понадобится не только вспомнить какую-либо вещь, но и представить ее. Такие манипуляции можно проделывать и со словами. Для этого рекомендуется представить совершенно чистый белый лист бумаги, а после мысленно написать на нем любую фразу, поставив точку в конце. Далее на этом знаке препинания нужно будет сосредоточиться, двигая его по воображаемому листу.

Повороты

Стоит сказать о том, что результаты данного метода были просто поразительны. Даже самые закоренелые пьяницы, которым не помогали другие способы лечения, бросали пить уже спустя десять дней.

Избавление от лишних килограмм

В конце 70-х годов прошлого века американскими психотерапевтами впервые был применен в качестве самостоятельной методики аутотренинг для похудения. Его целью являлось воздействие на подсознание человека для более эффективного и быстрого восприятия новых здоровых привычек.

Метод Шичко для похудения аналогичен вышеописанному. Его применяет множество людей для того, чтобы снизить свой вес. В чем же суть данной методики? По мнению психологов, переедание, недостаточный отдых и гиподинамия являются не просто вредными привычками. Эти действия, к сожалению, стали носить характер стереотипа поведения. Многими поколениями людей в подсознании укоренялась программа, суть которой заключалась в переедании, отдыхе на диване и устранении физических нагрузок. Естественной реакцией тела на эти привычки является лишний вес. Избавиться от лишних килограммов можно только при перепрограммировании подсознания.

Обычным способом многим людям похудеть очень сложно. Для этого нужна сила воли. Метод Шичко для похудения включает ряд упражнений. Все они направлены на выработку у индивида волевых качеств. Суть методики заключается в следующем. Пациент дает себе определенную команду. Он требует от себя поступать так, как это делает стройный здоровый человек. Команда «записывается» в подсознание, а если ее повторять многократно, то она «сотрет» стереотип «больше ешь и меньше двигайся». В результате изменится поведение человека, а лишние килограммы уйдут сами по себе.

Шичко отмечает, что воздействие на подсознание будет намного эффективнее, если его проводить перед сном и в часы утреннего пробуждения. В этот период сознание молчит, и есть шанс достучаться до самых глубин психики. Запрограммированные правила понадобится соблюдать и в реальной жизни. Если вы решили бегать по утрам, то обязательно делайте это, если приняли для себя правило о сокращении рациона питания, то непременно уменьшите количество употребляемых продуктов.

При хорошем визуальном восприятии может быть подготовлена презентация с картинками, отражающими все намечаемые действия, которые приведут к стройной фигуре. Получившийся текст понадобится «проигрывать» после пробуждения и перед сном.