Лев Ошанин, поэт-песенник: биография, личная жизнь, творчество. Лев Ошанин: поэт-песенник с дворянской родословной Лев ошанин известен как поэт песенник

Лев. Солнечный человек
"Зачем меня окликнул ты?" Песню эту написал насквозь комсомольский, всю дорогу бодрый поэт Лев Ошанин


Зачем меня окликнул ты Наталия Муравьева Фото Дело было в Пенькове Русские актеры Дружинина Тихонов
https://www.youtube.com/watch?v=8XjFReKjp_8
ЗАЧЕМ МЕНЯ ОКЛИКНУЛ ТЫ?

Молодой красивый мужик в тёмно-красной рубахе с россыпью белых пуговиц, зажмурясь, от всех отстранённый, пел песню мне незнакомую: Зачем меня окликнул ты?

Это я, гонимый тоской, издалека прилетел в Сибирь, гостевал у любимой сестры в её однокомнатной уютной квартирке, и она, чтобы развеять меня, порадовать, созвала знакомых в гости. Красавица, добрячка, всем и во всем готовая услужить, сестра моя по застенчивости своей долго оставалась в девках, выскочила, наконец, нечаянно за нечаянного, нелюбимого человека и теперь куковала с ребенком одна. Подруги и друзья у неё сплошь тоже разведёнки и разведенцы - с незадавшейся жизнью, с несложившейся судьбой.

И этот мужик или парень в нарядной рубахе, по профессии инженер, был только что оставлен, брошен женою-вертихвосткой, с двумя детьми брошен, с зарплатишкой инженерной, в такой же вот малосортирной советской квартирёнке.

По роду-племени местный, плакать не умеет, вот и выпевает свою долю-бездолье:

Зачем меня окликнул ты
В толпе бесчисленной людской,
Зачем цвели обман-цветы?

Молчат гости, бабы сморкаются, платочки теребят, предлагают певцу, уже изрядно хмельному, еще выпить, душу размочить. Чья песня-то такая славная, спрашивают.

Не знаю, - отвечает гость, - недавно явилась и уже народной сделалась.

Скоро я узнаю: песню эту написал насквозь комсомольский, всю дорогу бодрый поэт Лев Ошанин.

Здесь же, в Сибири, и свело меня с поэтом, в гостях у моего бывшего школьного учителя и тоже в дальнейшем бодрого поэта, воспевателя новостроек и ленинских мест. Оба они полуслепы были, выпивохи в ту пору ретивые. Это, видать, их и свело. Потом у нас случилась очень хорошая творческая поездка по обским местам. Большой творческой шайкой двигались мы по Оби на теплоходе, и за нами прилетал вертолёт, чтобы кинуть нас к нефтяникам иль рыбакам на выступления. С Лёвой хорошо и легко работать было. В какую аудиторию ни войдёшь, везде под хлопанье народ скандирует: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
И хочешь, не хочешь, по пожеланию и призыву трудящихся говорить, петь песни, словом, общаться с народом приходится Ошанину, а мы, устроившись за его спиной, дрыхнем с похмелюги. Читать и говорить Лева умел зажигательно, с энтузиазмом, но однажды всё же взмолился: не могу, говорит, братва, больше вострублять, - и в Нарыме, на краю земли, пришлось вечер вести мне, однако народ всё равно востребовал Лёву, он попел и, хотя вяло уже, потопал и похлопал вместе с гостеприимным народом.

И везде - от Томска до Нарыма - поэту особое внимание уделялось не только комсомолками, но и просто молодыми, поэзией подшибленными девахами. Одна деваха, которую Лева потом называл маркитанткой, почти на ходу прихватила Лёву еще в Томске, в номере люкс.

Пока мы, прозаики и прочая творческая чернь, в автобусе скорчегали зубами, костерили удачливого поэта за легкомысленность, он читал деве зажигательные стихи. Явился разрумяненный, просветленный ликом, плюхнулся на автобусное сиденье и сразу ублаженно заснул.

Прозаики, завидуя поэту, материли его сквозь зубы, сулились нажаловаться в секретариат Союза писателей. А поэту, да еще в очках с толстыми стеклами, что? Спит себе и сладострастно улыбается.

Человек мягкосердечный, где-то безвольный и вроде как виноватый перед всеми за свою удачливую поэтическую судьбу, многокнижье, за любовь народа, Лева пытался делать людям добро, и у него это получалось, однако от насмешек, презрения и наветов не избавляло.

Он, особенно после случившейся в доме трагедии, относился к этому со вздохом, порой горьким, но терпеливо.

Учась на Высших литературных курсах, я не раз слышал от студентов Литинститута поношения в адрес руководителя поэтического семинара, который Ошанин сам же и набирал. В одной общежитской компании Литинститута, не совсем трезвой, даже и вовсе пьяной, было два студента, которых Ошанин, будто ржавые гвозди, вытащил из забора тугой жизни, одного аж из секретарей горкома комсомола, другого - из Суворовского училища. Я уже знал, как трудно было Ошанину их вызволять из неволи и пристроить в Литинститут. И вот эти-то двое молокососов особенно рьяно радели в поношениях своего преподавателя, если по-старинному, по-благородному, - благодетеля.

Засранцы! - рявкнул я на молодняк, не сдержавшись. - Вы ещё не написали ничего даже близко к песням «Эх, дороги» и «Зачем меня окликнул ты?», а уже заноситесь. Неблагодарность - самый тяжкий грех перед Богом.

Я и сейчас готов повторить это где угодно и кому угодно, тем более что и сам однажды себя поставил в неловкое положение перед поэтом. Он подарил мне добротно, почти роскошно изданный двухтомник своих стихотворений с сердечной надписью. Я листал книжечки, листал и говорю:

- Лёва! Как это тебя сподобило написать такие шедевры, как «Дороги» и «Зачем меня окликнул ты?».

Не знаю, - снова, как бы виновато, развёл он руками, - с «Дорогами» тайна простая, как-то и где-то нечаянно добавилось к известному русскому слову это «эх», и песня, точнее, пока текст ее зазвучал в сердце. А Толя Новиков точно услышал мой звук. Ну а со второй, твоей любимой песней, как это часто в поэзии бывает, случай помог. Выходил в метро из вагона. Медленно выходил - вижу ж совсем хреново, - меня обогнала девушка, за нею парень, и она говорит ему, почти кричит: «Зачем ты меня окликнул? Зачем?» Я слова переставил - и пошло-поехало… Кнопка эта, даровитейшая баба Пахмутова, вставила песню в кинофильм «Жили-были старик со старухой», с экрана и пошла песня в народ.

…Под конец жизни видел он совсем худо, но как-то по голосу иль ещё по чему узнавал меня, ринется, бывало, палкой стуча, палка-то фигуристая, тоже как бы поэтическая, обнимет и скажет: «Рад тебя видеть, Витя!»

Я уже знал, что среди литераторов многие так говорят друг другу, да Лёва-то, Ошанин-то, воистину ко всем был приветлив и радовался человеку, да еще давнему знакомому, совершенно искренне.

Издалека услышал, что Лёва на старости лет хватанул аж в Америку. Чего ему, насквозь комсомольско-молодежному певцу, грустному, ослепшему старику, делать в этой толстопузой стране? Недоумевал. Но у него на всём свете после гибели жены оставалась только дочь, говорят, она вышла замуж за американца, вот следом за дочерью и двинулся родитель.

Но он успел вернуться в Россию, чтобы умереть дома. Пусть пухом тебе будет родная земля, поэт, а как жизнь прожить и закончить - знать нам не дано, и вернее тебя едва ли кто об этом скажет: «Зачем пришел средь бела дня? Зачем ушел в скупой рассвет? Ни у тебя, ни у меня, ни у людей ответа нет».

Астафьев В.П., «Благоговение», Платина, Красноярск, 1999 год, стр.108-111

2.


Комментарий В.А. Гапеенко: Всё гениальное – просто. Но просто написать, чтобы твой текст запомнился, а песня была подхвачена, могут только гении. Таковым и был поэт Лев Ошанин – автор 70 сборников стихов и песен. Да и каких песен! Их в моей юности и более зрелые годы пели в каждом доме, по любому случаю и вне зависимости от возраста. Традиции тогда были такие – коллективно работать, коллективно отдыхать, и песни при этом петь.

Печататься начал с 1930 года. Сборники его стихов издавались огромными тиражами. Он автор таких популярных песен, как «Дороги», «Гимн демократической молодёжи», «Пусть всегда будет солнце», «Песня о тревожной молодости», «Течёт Волга», «Песня любви», «Бирюсинка», «Я работаю волшебником», «Люди в белых халатах», и целого цикла лирических песен, написанных в соавторстве с композитором Аркадием Островским: «А у нас во дворе есть девчонка одна», «И опять во дворе», «Я тебя подожду», «Вот снова этот двор».

Появления каждой новой песни мы ждали, пластинки расходились миллионными тиражами, и было модно хвастаться перед друзьями наличием у себя коллекции его песен. В отличие от нынешней молодёжи, наше поколение было поющим. Песня Льва Ошанина «Эх, дороги», написанная в 1945 году, вскоре после окончания войны, о которой речь идёт в «Затеси», была особа любима в компании бывших фронтовиков – друзей моего отца.
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей:
Может, крылья сложишь
Посреди степей.

Где здесь про войну? Но такие чувства вкладывали в неё при застольном исполнении фронтовики, что невольно сердце щемило.

Кобзон и Пьеха, Магомаев и Хиль, Кристалинская и Толкунова. Зыкина и Миансарова – весь цвет советской эстрады пел его песни. И мы их всегда подхватывали.

Пионерами мы пели «Путь всегда будет солнце». Комсомольцами, как только возникала возможность запеть, первая строчка, что приходила на ум, была тоже ошанинская:

«Забота у нас простая,
Забота наша такая -
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
И снег, и ветер,
И звезд ночной полёт…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт»…

Писательница Елена Борисовна Успенская в соавторстве с Ошаниным написала пьесы «Твоё личное дело» (1953), «Я тебя найду» (1957), но была не так известна в стране, как её муж поэт Лев Ошанин. Но она была внучкой писателя Глеба Успенского, классика русской литературы. И мне было приятно, что удалось установить ещё одну известную личность, посетившую наш город.

Родился 30 мая 1912 года в (ныне Ярославской области) в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, - музыкальным педагогом. Было 5 братьев и сестра. Сначала жили в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице Мологской (ныне Чкалова). Отец скончался, когда Льву было 4 года, чтобы заработать на жизнь мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.
С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».

Есть покладистые люди,
Нераздумчивый народ,
Как им скажут, так и будет,
Все исполнят в свой черед.
Много есть из них достойных,
Только я люблю не их,
А шерстистых, беспокойных,
Самобытных, волевых.
Все, что знают,- знают сами.
Решено - так решено.
Все, что сказано словами,
Все обдумано давно.
Хочешь - ставь его министром,
Хочешь - мастером пошли,
Будет тем же коммунистом
Он в любом краю земли.
Будет жить он без уступки,
Не идя на поводу,
Все решенья, все поступки,
Все ошибки на виду.

Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932-1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь - после доноса завистников Ошанина изгнали из комсомола и уволили из газеты.
Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить.
Из-за плохого зрения Ошанина не взяли в армию даже когда началась Великая Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала там в также эвакуированной газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Там Ошанин встретил поэта Пастернака, который посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем.
Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. После этого он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. Член ВКП(б) с 1944 года. Уже 22 июня 1941 года из репродукторов на сборных пунктах звучала написанная ещё до войны песня на стихи Ошанина «В бой за Родину». В конце войны им были написаны стихи, после Победы положенные на музыку И. О. Дунаевским и ставшие песней «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги».
Член правлений СП РСФСР в 1958-1990 годах и СП СССР с 1976 года. Л. И. Ошанин один из тех советских поэтов и писателей, кто требовал высылки Б. Л. Пастернака из Советского Союза, после публикации романа «Доктор Живаго» на Западе.
Известен был семинар Ошанина для молодых поэтов, который Ошанин вёл до последнего года жизни.
Умер поздним вечером 30 декабря 1996 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.http://irinamihaylovna.livejournal.com/22514.htmlЛев
http://rupoem.ru/oshanin/all.aspx

Лев Иванович Ошанин родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске (ныне Ярославской области) в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, - музыкальным педагогом. В семье было шесть детей - 5 братьев и сестра. Жили в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице Мологской.

Отец скончался, когда Льву было 4 года, и чтобы заработать на жизнь, мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад. С 1922 Ошанины жили в Москве.

Не успев окончить школу, пошел работать, был чернорабочим, токарем на заводе в Сокольниках. По командировке от журнала «Огонек» проработал три с половиной года в Хибиногорске на апатитовой обогатительной фабрике, затем был директором клуба горняков, редактором «Комсомольской страницы», разъездным корреспондентом городской газете. Ныне - почетный гражданин г. Хибиногорска.

Писать стихи начал рано: первое произведение - повесть из школьной жизни «Этажи» (1930 ). Стихи в 1930-е печатал в журналах «Рост», «Огонек», «Молодая гвардия».

В 1937 издал «Песнь о Куэльноре». В конце 1930-х обратился к песне: «В музыке я жил с детства. Мать моя преподавала в музыкальной школе, два брата стали певцами, сестра была пианисткой. Один я из всей семьи не научился играть на рояле. Для меня музыка обернулась словами песни».

В 1937 была написана песня «Над родным Симбирском», в 1938 в журнале «Знамя» появилась песня «Тайга». С композитором К. Корчмаревым написал тогда же песню «Мне потерять тебя нельзя» (грампластинка с последней песней разошлась тиражом более 1 млн экземпляров). За 2 года до войны окончил Литературный институт им. М. Горького. Песни были написаны также с А. Хачатуряном, Б. Трошиным, в 1940 с К. Листовым - песни «Разведка» и «Если любишь - найди». Эта песня стала широкопопулярной. Не состоял на военном учете по состоянию здоровья (слабое зрение), но во время Великой Отечественной войны выезжал на передовую (Западный, 3-й Белорусский, Карельский фронты). Работал в военных газетах, выступал перед бойцами, писал новые песни.

В 1943-1945 были написаны песни «В белых просторах», «Это ничего», «Дороги», «Ехал я из Берлина», «Возвращение». Развивается тема патриотизма, любви к родине: «Очень дальние дали / Мы с друзьями прошли / И нигде не видали / Лучше нашей земли».

После войны появление песен на стихи Ошанина становится каждый раз большим событием: 1946 - «Родина моя» и «Марш юных пионеров», 1947 - «Гимн демократической молодежи мира», «Футбольная песенка», «На катке», 1948 - «Девичья песня», 1949 - «Гимн Международного союза студентов», «Дайте трудное дело!», 1953 - «Версты», «Я тебя найду», 1954 - «Веришь - не веришь», 1955 - «Звенит гитара над рекою», 1958 - «Песня о тревожной молодости», 1962 - «Течет Волга» и др. Автор показывает себя мастером призывно-песенного лаконизма.

После войны выходит первая книга стихов «Всегда в пути» (1948 ). Затем сборники «Дети разных народов», «Беспокойные сердца», «Стихи и песни о друзьях», «Тебе, мой друг», «Стихи о любви», «Раздумья», «Я и ты» и др. С Е. Успенской пишет пьесы «Твое личное дело» (постановка в 1953 ), «Я тебя найду» (постановка 1957 ). Пишет повесть в стихах «Хозяин огня». Обращается к жанру баллады - «Волжская баллада», «Таежная баллада», «Баллада о надежде».

С Ошаниным работают многие выдающиеся композиторы - И. Дунаевский, В. Мурадели, А. Новиков, М. Фрадкин, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой, В. Захаров, А. Пахмутова, Э. Колмановский, Р. Паулс, Н. Богословский, А. Островский, Д. Тухманов. Напевность строк делает их памятными для миллионов: «Много дальних и трудных дорог я прошел за любовью твоей»; «Меня мое сердце в тревожную даль зовет» и др. Оттолкнувшись от простого детского рисунка, поэт создает песенный гимн жизни: «Пусть всегда будет солнце. / Пусть всегда будет небо. / Пусть всегда будет мама. / Пусть всегда буду я» («Пусть всегда будет солнце!»).

Поэт обращает свои творческие усилия и в область перевода, воссоздает на русском языке стихи Назыма Хикмета, Емилиана Букова, киргизских поэтов Д. Боконбаева, А. Осионова, А. Токтомушева, болгарских поэтов К. Пенева, Д. Габе, украинца И. Неходы, аварца А. Адалло и др. Он пишет об Омаре Хайяме, Авиценне, Мухтаре Ауэзове, В. Белове; поддерживает более молодых поэтов: Д. Блынского, И. Гришина, Р. Валеева, А. Боброва. Полны глубокого содержания его строки об «одном из любимейших поэтов народа» - А. Фатьянове.

Характерно название одной из книг Ошанина - «Всегда в пути». Поэт всегда в пути, в творческом поиске. Еще в песнях военных лет («Ехал я из Берлина») давала о себе знать склонность к балладной сюжетности, позднее поэт с увлечением продолжает разрабатывать балладный жанр. Созданы различные виды баллад - баллада с лирическим пафосом («Баллада о дружбе»), баллада психологическая («Баллада о поисках себя»), ироническая («Баллада о жизни легкой и удобной»), драматическая («Баллада о Кейте Боуде»). Новый экспериментальный жанр - роман в балладах. Таково стихотворное повествование «Талисман Авиценны»; этот роман в балладах посвящен великому целителю древности, который прекрасен не только своим высоким духом, но и внешним обликом: «звездоглазый», «красив, он и статен». Роман в балладах «Вода бессмертия» зримо и драматично воссоздает картины времен Александра Македонского.

В новой книге стихов «Ты есть у меня или нет?» (1990 ) особо примечателен раздел «Мой зимний август», написанный в результате длительного путешествия, когда автор на борту лайнера «Александр Пушкин» в качестве дублера старшего помощника капитана прошел 11000 миль по Тихому океану. Ошанин пишет о современности и вспоминает русских путешественников минувших времен, напоминание о которых он встречал постоянно. В походе родились и новые песни. Завершает книгу поэма «Повесть о верности», посвященная судьбе молодого человека 1930-х, несправедливо осужденного и погибшего. «Повесть о верности» - гимн дружбе и любви, воплощение одной из центральных тем в творчестве поэта. Права : «Я думаю, что причина любви читателя к стихам и песням Льва Ошанина определяется прежде всего его большой, сердечной, умной любовью к людям».

Подпись:

Биография

С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ . Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) . Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде» , «Огоньке» , «Молодой гвардии» .

Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932-1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска : работал на Хибиногорской апатитовой фабрике , затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий ». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь - после доноса завистников Ошанина изгнали из комсомола и уволили из газеты .

Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в . Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского , родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить .

Из-за плохого зрения Ошанина не призывали в армию, даже после начала Великой Отечественной войны ему отказали быть военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани , его супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда », но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге . Там поэт Б. Л. Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей , с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем . Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. В 1944 году вступил в ВКП(б) . Ещё ранее, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала на написанным им до войны стихи песня «В бой за Родину». Уже после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина ». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги» .

Был участником травли писателя Бориса Пастернака , связанной с изданием в Милане в 1957 году романа «Доктор Живаго » .

Активно боролся за сохранение первоначального облика Поклонной горы : «Окно моего кабинета…»

Память

Имя Ошанина носит Детская школа искусств в городе Вязники Владимирской области.

Также является почётным гражданином Кировска .

Сочинения

  • Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1980-1981
  • Избранные произведения в 2-х томах. М., 1971
  • Всегда в пути, М., 1948
  • Комсомольские песни, 1948 (составитель)
  • Москва майская, М.,1949 (составитель)
  • Дети разных народов, М.,1950
  • Беспокойные сердца, 1951
  • Стихи и песни о друзьях, 1952
  • Стихи о любви, М., 1957
  • Стихи. Баллады. Песни. 1959
  • Так нам сердце велело, 1959
  • Песня о тревожной молодости, 1961
  • Стихи и песни, 1961
  • Избранное, 1963
  • Баллады, М.,1965
  • Сто песен, М., 1966
  • Просто я работаю волшебником, 1966
  • Как создавалась песня. Статьи, М., 1967
  • «Текстовики» или поэты // «Вопросы литературы», 1967, № 8
  • Это будет вот так, 1969
  • Шёл я сквозь вьюгу..., 1970
  • Островитяне, М., 1972
  • Мой друг Борис, 1972
  • Мы с одного земного шара, 1973
  • Земля и небо. Ярославль, 1975
  • Вода бессмертья. Книга новых стихов. - М.: Советский писатель, 1976, 160 с., 50 000 экз.
  • Издалека-долго..., М., Современник, 1977
  • Талисман Авиценны, Ташкент, 1980
  • Самолеты и соловьи, М., 1982
  • Лирика, баллады, песни, 1983
  • Пока я дышать умею..., 1985
  • Баллады, 1987
  • Потому что мне восемнадцать, 1987
  • Только лирика, 1988
  • Верить друг другу, 1989
  • Вьюга смешала землю с небом, 1996

Напишите отзыв о статье "Ошанин, Лев Иванович"

Примечания

Ссылки

  • Ошанин, Лев Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • - статья из энциклопедии «Кругосвет»

Отрывок, характеризующий Ошанин, Лев Иванович

«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.


Ошанин Лев Иванович
Родился: 17 (30) мая 1912 года.
Умер: 31 декабря 1996 (84 года) года.

Биография

Родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске (ныне Ярославской области) в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, - музыкальным педагогом. В семье было шесть детей - 5 братьев и сестра. Жили в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице Мологской (ныне - Чкалова).

Отец скончался, когда Льву было 4 года, чтобы заработать на жизнь мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.

С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».

Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932-1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь - после доноса завистников Ошанина изгнали из комсомола и уволили из газеты.

Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить.

Из-за плохого зрения Ошанина не призывали в армию, даже после начала Великой Отечественной войны ему отказали быть военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала в эвакуированной туда же газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Там поэт Б. Л. Пастернак посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем. Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. Он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. В 1944 году вступил в ВКП(б). Ещё ранее, 22 июня 1941 года, из репродукторов на сборных пунктах звучала на написанным им до войны стихи песня «В бой за Родину». Уже после Победы И. О. Дунаевским на музыку были положены и стали песней его стихи последнего периода войны «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги».

Член правлений СП РСФСР в 1958-1990 годах и СП СССР с 1976 года.

До последнего года жизни вёл в Литературном институте семинар для молодых поэтов.

Награды

За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии (1950). Награждён двумя орденами, а также медалями.

Творчество

Ошанин - один из наиболее популярных поэтов-песенников советского времени. Песня о войне - «Дороги» - стала народной, огромную известность получили также «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Зачем меня окликнул ты?», «А у нас во дворе есть девчонка одна», «Просто я работаю волшебником». Песня на стихи «Солнечный круг» (композитор - Аркадий Островский), в исполнении Тамары Миансаровой, победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963 году.

Однако это лишь одна сторона творчества поэта: Ошанину принадлежит разнообразная лирика, особенно любовная, а также разнообразные по сюжету баллады. Как сюжетное лирическое стихотворение, баллада по своей жанровой природе близка песне. Но на стороне последней заметное преимущество, отмеченное самим поэтом: «Конечно, больше знают песни, потому что уж если песня получилась и оторвалась, то она летит и не знает никаких преград, и потому она закрывает как бы все остальное…»

Значимая веха в творчестве Ошанина - поэма об Александре Македонском «Вода бессмертия» (1976). Поэма представляет собой серию баллад (авторский подзаголовок - «Роман в балладах»). Ошанин использовал несколько ярких эпизодов из жизни Александра, известных по сочинениям античных авторов, но также и апокрифические восточные легенды (например, о поисках «воды бессмертья»; мотив, важный для общего замысла поэмы, как показывает само её название). Таким образом, нельзя утверждать, что повествование отличается особой исторической точностью. Значительное место отводит Ошанин пребыванию Александра в Согдиане, то есть на территории, входившей до 1991 г. в состав СССР. Здесь - очевидное желание актуализировать прошлое. «Не все сгоревшее сгорело, не все ушедшее мертво…» - писал Ошанин в одном из авторских отступлений.

По мнению слависта Вольфганга Казака, критическое замечание Ошанина «о том, что вместо песен созда­валось „много дидактических, наскоро за­рифмованных лозунгов из передовой статьи районной газеты“, касается, по сути дела, его самого».

Был участником травли писателя Бориса Пастернака, связанной с изданием в Милане в 1957 году романа «Доктор Живаго».

Активно боролся за сохранение первоначального облика Поклонной горы: «Окно моего кабинета…»

Память

С 1984 года Ошанин Почётный гражданин Рыбинска (Лев Иванович ежегодно приезжал на родину, посвятил ей несколько стихотворений, был участником ряда местных мероприятий). В 2002 году часть Сельскохозяйственной улицы в Рыбинске была переименована в улицу Ошанина. 2 августа 2003 года на набережной Волги поэту установлен памятник: возле парапета Лев Иванович с книгой в руках смотрит на реку.

Имя Ошанина носит Детская школа искусств Вязниковского района Владимирской области.

Также является почётным гражданином Кировска.

Сочинения

Всегда в пути, 1948
Москва майская, 1949
Дети разных народов, 1950
Стихи о любви, 1957
Баллады, 1965
Сто песен, 1966
Как создавалась песня. Статьи, 1967
«Текстовики» или поэты // «Вопросы литературы», 1967, № 8
Это будет вот так, 1969
Шёл я сквозь вьюгу..., 1970
Избранные произведения в 2-х тт., 1971.
Островитяне, 1972
Вода бессмертья. Книга новых стихов. - М.: Советский писатель, 1976
Издалека-долго..., 1977
Самолеты и соловьи, 1982

Родился 17 (30) мая 1912 года в Рыбинске (ныне Ярославской области) в дворянской семье. Отец, Иван Александрович, работал частным поверенным городского суда; мать, Мария Николаевна, - музыкальным педагогом. Было 5 братьев и сестра. Сначала жили в собственном двухэтажном доме на улице Крестовой, а после его продажи снимали квартиру в доме № 4 на улице Мологской (ныне Чкалова). Отец скончался, когда Льву было 4 года, чтобы заработать на жизнь мать была вынуждена устраивать благотворительные концерты. После 1917 года семья переехала в город Ростов той же губернии, Мария Николаевна возглавляла там первый детский сад.

С 1922 года Ошанины жили в Москве. После окончания восьми классов Ошанин работал токарем на чугунолитейном заводе, а затем экскурсоводом на выставке, впоследствии ставшей ВДНХ. Посещал рабочий литературный кружок «Закал», при поддержке которого издал свою первую книгу - повесть «Этажи» о школьных годах. Был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). Стал публиковать стихи в «Комсомольской правде», «Огоньке», «Молодой гвардии».

Пошли слухи, что под биографию писателя «копают», друзья посоветовали ему уехать из Москвы. В 1932-1935 годах находился в тундре на строительстве города Хибиногорска: работал на Хибиногорской апатитовой фабрике, затем директором клуба горняков, а после разъездным корреспондентом газеты «Кировский рабочий». Однако дворянское происхождение не давало спокойно жить и здесь - после доноса завистников Ошанина изгнали из комсомола и уволили из газеты.

Лев Иванович вернулся в столицу, где в 1936 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Женился на литераторе Елене Успенской - внучке писателя Глеба Успенского, родились дочь Таня и сын Серёжа. Учёбу пришлось бросить.

Из-за плохого зрения Ошанина не взяли в армию даже когда началась Великая Отечественная война, хотя бы военным корреспондентом. Вместе с семьёй он оказался в эвакуации в Казани, его супруга работала там в также эвакуированной газете «Пионерская правда», но сам Лев Иванович устроиться по литературной специальности не смог. Затем семья оказалась в Елабуге. Там Ошанин встретил поэта Б. Л. Пастернака, который посоветовал ему вступить в Союз советских писателей, с членским билетом которого можно было попасть на фронт даже с плохим здоровьем.

Ошанин, заручившись рекомендацией Пастернака, так и сделал. После этого он стал командироваться на передовую от Политуправления Красной Армии, работать в военных газетах, выступать перед бойцами. Член ВКП(б) с 1944 года. Уже 22 июня 1941 года из репродукторов на сборных пунктах звучала написанная ещё до войны песня на стихи Ошанина «В бой за Родину». В конце войны им были написаны стихи, после Победы положенные на музыку И. О. Дунаевским и ставшие песней «Ехал я из Берлина». Осенью 1945 года на стихи Ошанина была написана знаменитая песня «Дороги».

Член правлений СП РСФСР в 1958-1990 годах и СП СССР с 1976 года. Л. И. Ошанин один из тех советских поэтов и писателей, кто требовал высылки Б. Л. Пастернака из Советского Союза, после публикации романа «Доктор Живаго» на Западе.

Известен был семинар Ошанина для молодых поэтов, который Ошанин вёл до последнего года жизни.

Награды

За цикл стихов и песен к кинофильму «Юность мира» удостоен Сталинской премии (1950). Награждён 2 орденами, а также медалями.

Творчество

Ошанин - один из наиболее популярных поэтов-песенников советского времени. Песня о войне - «Дороги» - стала народной, огромную известность получили также «Течёт Волга», «Солнечный круг», «Зачем меня окликнул ты?», «А у нас во дворе есть девчонка одна», «Просто я работаю волшебником». Песня на стихи «Солнечный круг» (композитор - Аркадий Островский), в исполнении Тамары Миансаровой, победила на песенном фестивале в Сопоте в 1963 году.

Однако это лишь одна сторона творчества поэта: Ошанину принадлежит разнообразная лирика, особенно любовная, а также разнообразные по сюжету баллады. Как сюжетное лирическое стихотворение, баллада по своей жанровой природе близка песне. Но на стороне последней заметное преимущество, отмеченное самим поэтом: «Конечно, больше знают песни, потому что уж если песня получилась и оторвалась, то она летит и не знает никаких преград, и потому она закрывает как бы все остальное…»

Значимая веха в творчестве Ошанина - поэма «Вода бессмертия» об Александре Македонском, отличающаяся удивительной точностью в подборе как исторического, так и лингвистического материала. «Не все сгоревшее сгорело, не все ушедшее мертво…» - писал Ошанин во вступлении к поэме.

По мнению слависта Вольфганга Казака, критическое замечание Ошанина «о том, что вместо песен созда­валось „много дидактических, наскоро за­рифмованных лозунгов из передовой статьи районной газеты“, касается, по сути дела, его самого».

Память

С 1984 года Ошанин Почётный гражданин Рыбинска (Лев Иванович ежегодно приезжал на родину, посвятил ей несколько стихотворений, был участником ряда местных мероприятий). В 2002 году улица Сельскохозяйственная в Рыбинске была переименована в улицу Ошанина. 2 августа 2003 года на набережной Волги поэту установлен памятник: возле парапета Лев Иванович с книгой в руках смотрит на реку.

Также является почётным гражданином Хибиногорска.

Сочинения

  • Всегда в пути, 1948
  • Москва майская, 1949
  • Дети разных народов, 1950
  • Стихи о любви, 1957
  • Баллады, 1965
  • Сто песен, 1966
  • Как создавалась песня. Статьи, 1967
  • «Текстовики» или поэты // «Вопросы литературы», 1967, № 8
  • Это будет вот так, 1969
  • Шёл я сквозь вьюгу…, 1970
  • Островитяне, 1972
  • Издалека-долго…, 1977
  • Самолеты и соловьи, 1982