Парацельс - биография. Парацельс — биография и наследие «Все есть яд и все есть лекарство» и другие цитаты Парацельса

Парацельс (1493-1541) – швейцарский медик, философ и алхимик, естествоиспытатель. Ему принадлежат великие реформы в медицинской науке и практике. Основоположник ятрохимии (направление, целью которого было поставить химию на службу медицине, а именно готовить лекарства). Критиковал древнюю медицину. Стал одним из основателей современной медицинской науки, всячески старался обогатить её химическими препаратами.

Родители

Парацельс появился на свет 24 октября 1493 года в городке Эг немецкоязычного кантона Швиц в центральной части Швейцарии. Тогда это была небольшая деревня в паре часов пешей ходьбы от Цюриха. Его имя, унаследованное от родителей, полностью звучит так – Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Парацельс – это псевдоним).

Его папа, Вильгельм фон Гогенхайм – косвенный (незаконнорожденный) потомок старинного и славного дворянского рода Бомбастов. Когда-то этот дворянский род считался знатным, были в нём рыцари ордена Святого Иоанна, своя резиденция – замок неподалёку от Штутгарта. Но со временем род обеднел. Отец Парацельса был горд дальним родством с Бомбастами, но кроме гордости это не принесло ему ровным счётом ничего – ни славы, ни денег.

О матери Парацельса известно немного. Она имела вид крайне тщедушный, большая голова с кривыми худенькими ногами выглядели нелепо и некрасиво. До того, как вышла замуж, работала в богадельне Бенедиктинского аббатства надзирательницей. После бракосочетания пришлось уйти с этой должности, так как её не могла занимать женщина замужняя. Мама устроилась работать в лечебницу местного аббатства медсестрой.

Отец Парацельса занимался врачебной деятельностью, но не добился на этом поприще ничего особенного. Тогда он решил вывести в люди хотя бы единственного сына, чтобы он избежал в будущем нищенской нужды. Отец предопределил и уготовил ребёнку путь в священники, тогда это было единственной возможностью избавиться от нищеты и добиться благосостояния.

Учёба

Родительское воспитание Парацельса было простым, можно даже сказать крестьянским, утончённости и изысканных манер ему никто не прививал. Он не пил в детстве мёда, не ел мягкого пшеничного хлеба и фиников. Основной пищей в их семье были молоко, сыр и хлеб из грубой муки.

Мальчик рос усердным и прилежным, ему нравилось читать книги и получать знания. Несмотря на бедность, в семье была отличная библиотека. Бывало, Парацельс настолько увлекался книжками, что просиживал над ними до раннего утра. Отец за это не ругал, несмотря на то, что ребёнок сжигал недешёвые по тем временам свечи. Вильгельм постарался передать сыну все знания по философии, алхимии, терапии и хирургии, которыми владел сам. Парацельс почитал отца, всегда говорил, что это был его лучший наставник и друг.

Когда мальчик немного подрос, родители устроили его в монастырь Святого Андрея учеником. Упрямый к учёбе и усердный ребёнок вскоре проявил себя, как лучший ученик.

В шестнадцатилетнем возрасте юноша покинул отчий дом и отправился на учёбу в университет Базеля. Это учебное заведение сейчас одно из старейших в Швейцарии. Окончив его, он поехал в Вюрцбург в монастырь Святого Иакова для дальнейшего получения образования. Учителем Парацельса стал настоятель монастыря Иоганн Тритемий из Ипангейма, который был знаменит тогда своими знаниями в области алхимии, медицины, астрологии и даже магии.

Но, погружаясь в мир знаний, юноша стал понимать, что не всегда в книгах прописана истина, авторы тоже заблуждаются и делают ошибки, как простые люди. Парацельса больше стала привлекать практика, нежели теория. Он ходил в местные аптеки, в стеклодувную мастерскую, на горные разработки, где велась добыча свинца, благородных металлов, железной руды, сульфатов, цинка. Парень понял, что на практике получит гораздо больше необходимых знаний и опыта, чем сидя в монастыре за книжками.

В конце концов, он ушёл из монастырских стен и направился в итальянский университет Феррары. Получив в нём очередной образовательный курс, Парацельс ушёл из учебного заведения с дипломом доктора медицины.

Период странствий

В 1517 году дипломированный медик прикинулся нищим монахом и начал путешествовать. Почти десять лет он странствовал по университетам Европы, как медик принимал участие в военных кампаниях, побывал во многих странах. Пешком прошёл через Францию, Англию, Германию, Шотландию, Италию, Испанию, Нидерланды, Португалию, Швецию. Затем поменял курс и отправился в Польшу, Венгрию, Литву, Хорватию. Побывал даже в Скандинавских странах, России, Константинополе, Африке и Палестине.

Встречаясь на своём пути с разными людьми, он беседовал с ними, слушал их рассказы, получая для себя новые знания. Не гнушался никакого общения, любую новую информацию впитывал с особенной жадностью. Беседовал равно, одинаково как с учёными, алхимиками, предсказателями и врачами, так и с обыкновенными пастухами, евреями, цыганами, палачами, пожилыми целительницами и цирюльниками. Если считал полезным, то не стыдился учиться даже у бродяг, колдунов, ведьм и повитух. Они рассказывали ему свои секреты целебных отваров, которые способны остановить кровь, снять порчу, вылечить разные болячки.

Особенно много опыта и знаний давала ему армейская практика – лекарем он поступил на службу в армию датского короля Христиана, был фельдшером в нидерландском войске. Солдаты прозвали его «отчаянный» за то, что никогда в лазарете не отсиживался, а всегда был рядом с ранеными на поле боя.

В Лионе он устроился в похоронную контору бальзамировать тела, где ему были доступны трупы, принесшие учёному немало новых открытий в устройстве человека.

Другие медики такой информацией не пользовались. Поэтому Парацельсу удалось собрать по миру уникальные рецепты медицины, что сделало его знаменитым врачом того времени. Например, на основании многочисленных бесед с повитухами он написал «Книгу о женских болезнях». В те времена эта область медицины была доступна лишь узкому кругу людей, так как женщины не решались идти со своими проблемами и болезнями к медикам-мужчинам.


Кадр из фильма «Парацельс»

Правда, в таком методе сбора знаний была и оборотная сторона. Парацельса часто обвиняли в связях с представителями низших слоёв общества, в бродяжничестве, пьянстве и некомпетентности как учёного-медика.

Врачебная деятельность

Ем было уже тридцать два года, когда, вдоволь наскитавшись по свету, Парацельс вернулся в Германию и стал врачевать. Сначала к его знаниям и опыту, полученным в странствиях, народ отнёсся скептически. Но уже совсем скоро, после того, как он вылечил нескольких больных, сплетни сменились славой.

В 1527 году он обосновался в Базеле, где был назначен на должность городского врача. Также занялся преподавательской деятельностью в качестве профессора медицины, физики, хирургии. В университете он читал лекции, что приносило весьма неплохой доход, впрочем, как и врачевание.

Парацельс ввёл новшество и стал преподавать медицинские лекции на немецком языке, в то время как по всей Европе это делали на латыни. Многие посчитали, что учёный таким поступком бросил вызов системе образования. Но великому врачу простили такое своеволие.

Во время лекций по медицине он не повторял трудов Авиценны или Гиппократа, а делился со студентами знаниями, собранными лично. Ученики очень уважали Парацельса, а коллеги, наоборот, были в ужасе от его новаторских идей. В 1528 году постоянные разногласия с другими преподавателями спровоцировали конфликт и с городскими властями. Его отлучили от преподавательской деятельности, и учёный вновь пошёл странствовать.

Теперь он решил путешествовать только по Европе. Когда добрался до Нюрнберга, узнал, что коллеги-врачи обвинили его в мошенничестве. Парацельс не намерен был терпеть оскорблений. Он обратился к городским властям с просьбой доверить ему тех пациентов, которых оскорблявшие его коллеги уже сочли безнадёжными. Городской совет постановил выделить ему для лечения нескольких людей со слоновой болезнью. В короткий срок медик вылечил больных, о чём есть данные в городском архиве.

Парацельса оставили в покое, и он отправился путешествовать дальше. В своих скитаниях продолжал изучать медицину, астрологию и алхимию, лечил людей, никогда не позволял себе забросить врачебную практику.

В конце 1530-х годов Парацельс окончательно осел в Зальцбурге. Сюда пригласил его герцог Эрнст, который увлекался тайными знаниями. В лице герцога медик нашёл покровителя и заступника. Он поселился на городской окраине в небольшом домике, который разделил на две части. Одну оборудовал под лабораторию, где проводил свои опыты и исследования, а из второй части сделал кабинет для приёма больных. Наконец-то он обрёл пристанище и мог спокойно заниматься любимым делом.

Смерть

24 сентября 1541 года учёного нашли мёртвым в номере гостиницы. Настоящая причина смерти остаётся неизвестной, но есть предположение, что Парацельс был убит из зависти. Среди коллег-врачей у него было достаточно много врагов, они завидовали успеху и богатым знаниям учёного. Друзья Парацельса полагали, что завистниками был нанят убийца, который ударил тяжёлым камнем великого медика по голове. От полученной травмы он скончался через несколько дней. Позднее немецкими учёными был обследован череп Парацельса. На нём была обнаружена трещина, что подтвердило версию об убийстве.

Памятник Парацельсу

Похоронили Парацельса в Зальцбурге на кладбище при церкви Святого Себастьяна.

Труды и сочинения

За время скитаний все свои наблюдения Парацельс тщательно записывал, анализировал, делал выводы. Он обладал потрясающей работоспособностью. Его друзья свидетельствовали о том, что за письменным столом он мог проводить по несколько дней подряд без сна. Парацельсу принадлежит девять книг:

  • «Парагранум» о тайнах каббалы. Изучать каббалистику он начал ещё у аббата Иоганна Тритемия.
  • «Парамирум» об истории и особенностях человеческих заболеваний. Здесь он изложил все свои знания о природе организма человека и о методах лечения различных болезней.
  • «Лабиринт заблуждающихся медиков».
  • «Хроника Картинии».
  • «Философия».
  • «Потаённая философия».
  • «Великая астрономия»;
  • «Шнеебергская лёгочная болезнь»;
  • «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Основа учения Парацельса состояла в том, что все живые существа имеют в своём составе определённую пропорцию химических веществ. Как только эта пропорция нарушается, появляется заболевание. Восстановить баланс в организме человека и излечить болезнь возможно за счёт внешних химических веществ. Таким образом, он был первым врачом, который объединил алхимию и медицину, изобрёл и испытал рецепты лекарств. Также он первым начал применять в лечении больных сурьму, золото и ртуть.

Парацельс был жёстким критиком древней медицины, считал, что она практической пользы не приносит. Он занимался внедрением новых методик лечения, за что коллеги его не любили. Зато теперь он считается одним из основателей медицины как науки. Также обязана ему своим появлением и фармакология. Парацельсу принадлежат знаменитые фразы:

  • «Всё есть яд, и всё – лекарство. И то, и другое зависит лишь от дозы»;
  • «Главная цель алхимии должна заключаться не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств».

Одно из его великих достижений – открыл болезнь силикоз (это профессиональное заболевание горняков), объяснил его причины и природу.

Парацельс (Paracelsus) – врач и алхимик швейцарско-немецкого происхождения, живший в эпоху Возрождения. Настоящее имя Парацельса - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Bombastus von Hohenheim). Псевдоним "Парацельс" он выбрал себе сам, и означает это "больше, чем Цельс", т.е. древнеримский энциклопедист Авл Корнелий Цельс (Aulus Cornelius Celsus), живший за полторы тысячи лет до Парацельса. Этот "Цицерон среди врачей" оставил после себя множество трактатов, в том числе, и по медицине, которыми широко пользовались современники Парацельса.

Парацельс был ботаником, астрологом и, конечно же, знаменитым оккультистом. Парацельса считают одним из основателей токсикологии, науки о ядах, и ятрохимии, предшественницы фармакологии – он был одним из первопроходцев использования химических веществ и минералов в лечении пациентов. Но самое важное его достижение – это революционный поход к изучаемым им наукам. Парацельс отказался от простого цитирования древних текстов, предпочитая им собственные наблюдения за природой и человеком. Некоторые из его медицинских методов используются и по сей день. Современная психология благодарна Парацельсу за то, что он первым обратил внимание на тот факт, что причиной некоторых заболеваний является психическое нездоровье человека.



Он был человеком упрямым и независимым, что нередко приводило к конфликтам между реформатором Парацельсом и его ортодоксально настроенными коллегами.

Наиболее важным наследием Парацельса является, вероятно, его критика схоластических методов в медицине, науке и теологии - в его время эти дисциплины не существовали отдельно друг от друга. Негативное отношение Парацельса к некритическому копированию учения древних отцов-основателей, таких как Авиценна (Avicenna) и Аверроэс (Averroes), без категорического отрицания их очевидных достоинств, стало его первым и наибольшим достижением. Он пытался внедрить в современную ему медицину независимый и эмпирический, основанный на опыте и фактах подход к исследованиям и преподаванию. Большая часть его теоретических работ не выдержала испытания временем, но его идеи заложили основу для более динамичного развития медицинской науки.

Парацельс появился на свет в 1493 году, в швейцарской деревне Эг (Egg) кантона Швиц (Schwyz). Насчет точной даты историки расходятся во мнении – то ли это случилось 11 ноября, то ли 17 декабря. Его отец был швабским химиком и врачом, а мать – швейцаркой, она умерла, когда Парацельс был ребенком. В 1502 году семья перебралась в австрийский город Филлах (Villach), где отец Парацельса лечил больных пилигримов и насельников обители. Парацельс получил от отца, местных клириков и монастырской школы обширные познания в медицине, теологии и других науках, и к 16 годам уехал изучать медицину в Базельский Университет, после чего перебрался в Вену (Vienna). В 1515 или 1516 он получил докторскую степень в Феррарском Университете.

Недолгая жизнь Парацельса была полна странствий и переездов. Он нигде не задерживался надолго, он, по его словам, побывал в Германии (Germany), Франции (France), Испании (Spain), Венгрии (Hungary), Нидерландах (Netherlands), Дании (Denmark), Швеции (Sweden), Польше (Poland) и даже России, и везде собирал знания, из самых разных источников, не брезгуя ни беседой со старой цыганской знахаркой, ни разговорами с погонщиками скота.

Его считали высокомерным зазнайкой, а его революционный подход к медицине выводил из себя других врачей – менее чем за год Парацельс ухитрился восстановить против себя коллег по Базельскому Университету и потерял там медицинскую кафедру и высокое жалованье. Особенно их оскорбляло то, что Парацельс читал свои лекции на немецком, а не на латыни, что делало их доступными для всех.

В конце концов, он осел в Зальцбурге (Salzburg), благодаря покровительству пфальцграфа Баварского, который разделял интерес Парацельса к тайным наукам. Увы, ему не дано было насладиться спокойной жизнью и плодотворными трудами – 24 сентября 1541 года, после скоротечной болезни, он скончался. Современные исследователи склоняются к мысли, что на знаменитого врача напали и проломили ему голову, от этого он и умер – эту версию подтверждает трещина в черепе Парацельса, явно полученная им при жизни.

Неспокойная, полная загадок и путешествий жизнь сделала Парацельса персонажем городских легенд и фольклора - в народном сознании он стал кем-то вроде волшебника-целителя.

Имя швейцарского целителя, алхимика, философа и естествоиспытателя известно многим. Но не каждый знает, кто такой Парацельс и чем именно он прославился. В данной статье мы расскажем о биографии этого врача, чем именно он завоевал всемирную славу.

Парацельс в юности

Известный учёный родился 21.09.1493 года вблизи Цюриха в небольшом посёлке Эйнзидельн. Его полное имя было Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм в честь Теофаста, который был учеником у Аристотеля. Мать алхимика работала медсестрой, а отец был практикующим врачом. Семья Филлипа имела дворянское происхождение, однако финансовое и материальное положение оставляли желать лучшего.

Уже с ранних лет отец Вильгельм прививал мальчика к науке и медицине. Именно Вильгельм оказал сильное влияние на становление будущего алхимика, преподавая сыну медицинские науки, включая хирургию, химию, биологию, а также и философию.

Поскольку в доме находилась достаточно богатая библиотека с множеством полезных книг, то к 16 годам Филипп постиг все необходимые азы анатомии и терапии, после чего он поступил в университет Базеля.

Учёба и образование целителя

После учёбы в университете, находясь в Вюрцбурге, Парацельс проходил обучение и изучал алхимию, основы астрологии под руководством аббата И. Третемия. Накапливая всё новые и новые знания, постигая все тонкости физики и химии, фон Гогенгейм заканчивает в 1515 году Феррарский университет в Италии, а затем он получает степень доктора медицинских наук. Но по мнению самого доктора всех уже имеющихся на тот момент знаний ему было недостаточно и уже в 1517 году врач начинает путешествие по ряду стран. Целью такого странствия было глубокое изучение и усовершенствование навыков и знаний магии, физики и анатомии.

С момента начала скитаний доктора Парацельса прошло более десяти лет, как он успел побывать практически во всех уголках европейских стран и их самых известных университетах, а также принимал участие в боевых действиях в качестве полевого медика.

Кроме высших учебных заведений, а также учёных и врачей, очень весомым и значительным вкладом в обогащении знаниями для доктора стало общение со знахарями, цыганами, народными целителями, а также палачами. Также не брезговал он и встречами с колдуньями или ведьмами. Это позволило учёному создать и собрать уникальный сборник рецептов, поскольку другие врачи не прибегали к таким методам познания как алхимик.

Одним из таких примеров была книга, в которой были собраны описание и лечение болезней у женщин. Именно благодаря ведьмам и колдуньям учёному удалось выведать все тайны и секреты женского организма. Поскольку в то время другие медики и врачи не практиковали общение с целителями, то книга Парацельса была уникальна. Но несмотря на это, многие критики негативно отзывались о Филиппе, считая его связи с колдунами не серьёзным подходом к изучению лечебного дела.

Лечебная практика доктора

Странствия по миру закончились лишь к 1526 году, когда Парацельс вернулся в Страсбург и продолжил карьеру врача. Уже год спустя, после того как он переехал в Базель, о нём заговорили как об опытном хорошем докторе, ведь он поставил на ноги несколько тяжелобольных людей. После этого и началось его преподавательская деятельность в университете.

Получив должность профессора, алхимик принялся за введение новшеств в практике преподавания. Он начал вести занятия на немецком языке, а на лекциях он учил студентов всему тому, что постиг и изучил самостоятельно, добавляя в теоретический материал свои познания, собранные во время скитаний.

Такое рвение к учебному процессу и новаторство очень раздражало коллег и руководство учёного. Постоянные конфликты довели до того, что доктор в очередной раз отправляется по свету - в Кольмар. Из-за резких противоречий в области анатомии и биологии, профессор не всегда мог найти общий язык с коллегами, поэтому нечасто задерживался в местах по пути своих странствий.

Несмотря на постоянные разъезды, занятия врачебным делом, он всегда находил время для саморазвития, писал статьи и книги по философии, алхимии, ботанике, астрологии, занимался фармакологическими исследованиями. Он брался за лечение самых тяжёлых болезней, когда другие разводили руками, на диво всем, учёный вылечивал больных. Это очень часто злило местных медиков, что приводило к дальнейшим переездам известного алхимика.

Не раз за ним охотилась инквизиция, считая его средства лечения недопустимыми с религиозной точки зрения.

После долгих лет стараний и усердия наконец - то была напечатана книга "Большая хирургия", которая быстро распространилась среди медиков, учёных. Многие доктора стали с уважением относиться к фон Гогенгейму, воспринимая его не как скитальца, а как опытного практика.

Последние годы: как умер Парацельс?

Только в конце 1530-ых годов доктор поселился на окраине Зальцбурга, как в месте для постоянного проживания. К счастью, городской архиепископ постоянно заступался за профессора, не давая злым слухам о нём распространяться по городу. Доктор Парацельс погрузился в научную работу, занялся исследованиями, опытами, а также лечением пациентов.

За время скитаний по континентам здоровье алхимика заметно пошатнулось. Точную болезнь и диагноз установить не смогли. Самолечение не дало положительных результатов и 24.09.1541 года доктор умер. Но до сих пор ходят легенды о возможном убийстве великого гуру.

Видео с мнением о докторе Парацельсе

В данном ролике эксцентричный Российский бизнесмен Герман Стерлигов выскажет свое мнение о целителе Парацельсе:

Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра философии и политологии

«Парацельс и его лекарственный принцип»

Выполнила:

студент группы

лечебного факультета

Проверил:

Санкт-Петербург

Введение 3 стр.

Глава 1 Биография Парацельса 4 стр.

Глава 2 Лекарственный принцип 7 стр.

Заключение 14 стр.

Иллюстративный материал 15 стр.

Список литературы 16 стр.

Введение

Парацельса по справедливости считают одним из величайших двигателей медицины, и многие его воззрения не утратили своего значения по сие время. В патологии он привел классификацию болезней: 1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело; 2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками; 3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий; 4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением; 5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Главное историческое значение Парацельса заключается, однако, не столько в его патологии, сколько в его терапии. Продолжительные занятия алхимией сослужили ему службу. Ему медицина обязана введением целого ряда новых средств как минерального, так и растительного происхождения, как например препараты железа, ртути, сурьмы, свинца, меди, мышьяка, серы и т. д., дотоле употреблявшиеся крайне редко. Парацельс сблизил химию и врачебную науку: поэтому учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией. "Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии вовсе не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства", говорил Парацельс. Парацельс первый взглянул на процессы, совершающиеся в живом организме, как на процессы химические.

Но в его учении рядом с многими положительными знаниями встречаются представления, ничего общего с положительным знанием не имеющие. Он не отрицал возможности философского камня; в его сочинениях можно найти подробный рецепт приготовления гомункула.

Целью моей работы было освещение лекарственного принципа Парацельса. Проанализировав представленную литературу по данной теме, я попыталась кратко изложить основные умозаключения. Также меня интересовала связь между вышеобозначенным принципом и современной гомеопатией. Рассматривая биографию Парацельса, я выделяла интересные факты, которые, несомненно, помогут сформировать многогранное представление о его учении.

Глава 1 Биография Парацельса

Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку ("пара" означает "подобный") и назвал себя Парацельсом.

В пасмурный и холодный день 10 ноября 1493 году в маленькой деревушке Мария-Айнзидельн, кантон Швиц, в двух часах ходьбы от Цюриха, родился Парацельс. Его мать – надзирательница богадельни Бенедиктинского аббатства в Айнзидельне - вышла замуж за Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма, врача при этой богадельне. Он принадлежал к старинной дворянской швабской фамилии; был образованным медиком, имел хорошую библиотеку. После замужества она уехала в Виллах, так как по существующим правилам замужняя женщина не могла занимать должность надзирательницы.

Семья Парацельса жила бедно, в детстве он не раз терпел лишения и голод. Ходил ли он в школу, из его автобиографии не ясно. В одном из своих сочинений Парацельс обмолвился, что отец учил его грамоте и разбираться в алхимии. Скорее всего, считают биографы, образование он получил самостоятельно. Парацельс не заботился о книжном образовании, он даже хвалился, что 10 лет не раскрывал книг. Медицинские познания он собирал по крохам, не гнушаясь учиться у старух, умеющих готовить питье для лечения раненых, у цирюльников, цыган и даже палачей приобретал рецепты снадобий, неизвестные университетским ученым. Эти познания позволили ему стать квалифицированным целителем.

В своей книге "О женских болезнях" (первое сочинение по этому вопросу) Парацельс воспользовался знаниями ведьм, женщин, которые были известны как опытные повивальные бабки. В те времена ни одна женщина не шла со своей болезнью к врачу, не советовалась с ним, не доверяла ему своих секретов. Ведьма знала эти секреты более других и была для женщин единственным врачом. Что касается медицины ведьм, то наверняка можно сказать, что они для своих врачеваний в широких размерах пользовались обширной семьей растений, не без основания носящих название "трав-утешительниц".

Питавший большую склонность к преувеличениям самого невероятного характера, Парацельс уверял, будто он основательно изучил все алхимические знания. В 1526 году, явившись в Цюрих, этот экстравагантный холерик изумил горожан не только своей рваной и грязной одеждой, непристойностями и пьянством, но и пространными рассуждениями о магии и своим врачебным искусством. Но нет пророка в своём отечестве. Пришлось уехать в Базель, где в 1527 году с помощью своего гибкого ума, проявившегося на поприще борьбы с болезнями, он получил от муниципалитета должность городского врача.

Вскоре Парацельс претендует на профессорский пост с хорошей оплатой в Базельском университете. Руководство университета выдвинуло ему встречное условие - предъявить диплом и ученую степень. Парацельс требование не выполнил, так как не обладал ни тем ни другим. Рекомендации и протекция муниципалитета помогли Парацельсу обойти эти требования и добиться цели.

Парацельс не отличался трезвостью и иногда полупьяный читал свои лекции. Это не в последнюю очередь было причиной его резких высказываний. Так, он заявил своим слушателям, что его "башмаки больше смыслят в медицине, чем эти авторитетные врачи древности". За такую непримиримость его прозвали в Германии Какофрастом вместо Теофраста, а в Парижском университете - Лютером. "Нет, - восклицает Парацельс, - я не Лютер, я Теофраст, которого в насмешку вы называете в Базеле Какофрастом. Я выше Лютера, он был только богословом, а я знаю медицину, философию, астрономию, алхимию. Лютер не достоин развязывать завязок моих башмаков".

Сблизив химию с медициной, Парацельс, таким образом, явился первым ятрохимиком (от греч. "ятро" - врач), то есть первым врачом, пользующимся химией в своей врачебной деятельности. А.И. Герцен назвал его "первым профессором химии от сотворения мира". Парацельс внес много нового в учение о лекарствах; изучил терапевтическое действие различных химических элементов, соединений. Помимо введения в практику новых химических медикаментов, он пересмотрел и растительные медикаменты, стал выделять и применять лекарства из растений в виде тинктур, экстрактов и эликсиров. Парацельс создал даже учение о знаках природы - "сигнатуре", или "сигна натурале". Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы - прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек. Учение о сигнатуре просуществовало внутри медицины вплоть до момента, когда из растений стали выделять химические вещества, проявляющие лечебное действие, и тщательно их изучать. Постепенно с развитием химии удалось раскрыть тайны многих растений. Первой победой науки оказалось раскрытие секрета снотворного мака.

В лекарствоведении Парацельс развил новое для своего времени представление о дозировке лекарств: "Все есть яд и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным". Парацельс использовал минеральные источники для лечебных целей. Он утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней (например, ртуть против сифилиса). Он указывал, что сифилис (называемый "французской болезнью") иногда осложняется параличами. Взгляды Парацельса не оказали никакого влияния на развитие неврологии, хотя он пытался изучить причины возникновения контрактур и параличей и разработать их терапию. Он лечил золотой микстурой (состав ее неизвестен) параличи, эпилепсию, обмороки. Эпилепсию он лечил также окисью цинка. Минеральными источниками он лечил люмбаго и ишиас.

Новаторство Парацельса проявилось в создании химической теории функций организма. Все болезни, считал он, происходят от расстройства химических процессов, поэтому наибольшую пользу при лечении могут оказать только те лекарства, которые изготовлены химическим путем. Он впервые широко использовал для лечения химические элементы: сурьму, свинец, ртуть и золото. Стоит сказать, что последователь Парацельса Андреас Либавий (1540-1616), немецкий химик и врач, был против крайностей ятрохимического учения Парацельса. В своей книге "Алхимия" (1595 г.) он систематически изложил известные в то время сведения по химии; впервые описал способ получения серной кислоты путем сжигания серы в присутствии селитры, первым дал способ получения четыреххлористого олова.

"Теория врача - это опыт. Никто не станет врачом без знаний и опыта", - утверждал Парацельс и зло высмеивал тех, кто "всю жизнь сидит за печкой, книгами себя окружив, и плавает на одном корабле - корабле дураков". Парацельс отвергал учения древних о четырех соках человеческого тела и считал, что процессы, происходящие в организме, являются процессами химическими. Он сторонился коллег, называя их мокротниками (гумористами), и не соглашался с предписаниями аптекарей. Парацельс выговаривал врачам в присущей ему вызывающей манере: "Вы, изучавшие Гиппократа, Галена, Авиценну, воображаете, что знаете все, тогда как в сущности ничего не знаете; вы прописываете лекарства, но не знаете, как их приготовить! Одна химия может решить задачи физиологии, патологии, терапевтики; вне химии вы бродите в потемках. Вы, врачи всего мира, итальянцы, французы, греки, сарматы, арабы, евреи - все должны следовать за мной, а я не должен следовать за вами. Если вы не пристанете чистосердечно к моему знамени, то не стоите даже быть местом испражнения для собак".

Воинственный Парацельс в знак презрения к прошлому медицины и недоверия к господствовавшим воззрениям прибег к символическому акту: 27 июня 1527 года перед Базельским университетом он сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны. Вынужденный покинуть Базель, Парацельс ушел, сопровождаемый толпой учеников, считавших, что их кумир владеет философским камнем (Lapis philosophorum).

О путешествии по Европе Парацельс написал в книге "Большая хирургия" (2 кн., 1536). В 1529 году он явился в Нюрнберг, пытаясь найти работу. Там он прославился бесплатным лечением больных, от которых все отказались И снова у него случился конфликт с врачами.

После случая с каноником Корнелием Парацельс бежал в Кольмар.

В Чехии все складывалась неудачно. После двух смертей своих пациентов он счел за лучшее удалиться. Вернулся в родной Виллах, где жил его отец. Здоровье Парацельса вследствие неприкаянного образа жизни весьма расстроилось. Говорили, что он поселился в Зальцбурге и вскоре умер, обратившись перед смертью в католическую веру. Случилось это на 48-м году жизни, 24 сентября 1541 года.

Парацельс написал 9 сочинений, но только 3 из них увидели свет при его жизни Самое полное собрание сочинений Парацельса издано в 1589 году в Базеле в 10 частях. В нем он порицает объяснение естественных явлений влиянием тайных сил и высказывает принцип: молчи, если не можешь найти причину.

Все в мире яд и все - лекарство, лишь в дозе дело

Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541) — прославленный врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины . Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

Образование

Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. Он не только делал опыты, но и работал на рудниках и горных заводах. Но самое большое значение Парацельс придавал применению химии в медицине, что привело к возникновению ятрохимии.

Когда Парацельс был студентом, в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии в свете общих представлений о возникновении и исчезновении веществ. Экспериментальной же работой в области химии занимались многочисленные аптекари и алхимики. Последние, делая опыты по «трасмутации» металлов, не только открывали новые способы получения различных веществ, но и развивали натурфилософские учения древнегреческих философов Аристотеля , Эмпедокла, Левкиппа, Демокрита . Согласно этим учениям, все вещества в природе состоят из более простых частей, называемых элементами. Такими элементами, по Левкиппу и Демокриту, были атомы — мельчайшие частицы бескачественной первичной материи, различные только по величине и форме.

В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины. Но приобретенные знания не удовлетворяли Парацельса. Наблюдая, как часто оказываются бессильными у постели больного врачи с их знаниями, довольно мало изменившимися со времен античности, Парацельс решил усовершенствовать эту область, введя в нее новые представления о болезнях и методы лечения больных . При создании новой системы медицины Парацельс опирался на знания, полученные им во время путешествий по разным странам.

По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, забрел в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду прилежно и старательно выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Он пытался узнать, как они ухаживают за больными, какие применяют средства.

Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.

В 1524 году Парацельс решил, наконец, прекратить странствия и поселиться в Зальцбурге; однако уже через год ученому пришлось срочно покинуть этот город, так как поддержка им борьбы крестьян против феодалов навлекла гнев городских властей.

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Парацельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами изумленных студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

В городском университете Парацельс впервые стал читать лекции студентам-медикам на немецком языке вместо традиционной латыни. Так новый профессор боролся против догматической медицины средневековья, тесно связанной с теологией.

Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В философских работах Парацельса приводятся также основные доводы против богословской, враждебной естествознанию идеологии средневековья, дается резкая критика общественных отношений во времена феодализма и эпохи раннего капитализма

В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Он вынужден скитаться в горных районах Ашенцелля, переходя из деревушки в деревушку, изредка врачуя крестьян.

Парацельс хотел остаться в Кольмаре, заняться врачебной практикой Но задержался там всего на полгода. Он не мог смириться с невежеством, шарлатанством лиц, облаченных в докторские мантии, и в Кольмаре остался верен себе.

В Кольмаре о Парацельсе заговорили как об искуснейшем враче. Ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла, однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху, отказ от слепого преклонения перед авторитетами пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков.

Человек увлекающийся, пытливый, Парацельс проявлял интерес ко всему, где, как ему казалось, можно открыть что-то новое. Он заблуждался, нередко попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи, но продолжал поиски. Все это давало пищу для разных домыслов о том, что Парацельс вступил в сношения с самим дьяволом. Положение усугублялось тем, что в Кольмаре продолжали сохранять свои позиции католики. Они ревностно следили за тем, чтобы никто не осмеливался выступать с суждениями, шедшими вразрез с установившимися представлениями. Только каноны, освященные католической церквью , признавались действительными, любая попытка подвергнуть их пересмотру объявлялась кощунственной. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.

Из Кольмара путь скитальца лежал в Эслинген, а потом Парацельс перебрался в Нюрнберг, где он надеялся издать свои сочинения. К тому времени он написал немало. В его дорожном багаже лежало несколько сот страниц сочинений. Записывал свои наблюдения, делал выводы, высказывал собственные суждения. Он был необычайно работоспособен. Сохранились свидетельства о том, что Парацельс порой проводил за письменным столом по нескольку дней кряду, почти без сна.

Наконец ему улыбнулось счастье, одну за другой Парацельсу удалось издать четыре книги. Но затем неожиданно последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров и докторов медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса. Они не могли принять новшеств Парацельса, ибо находились во власти сложившихся представлений, которые воспринимались как истина. И тогда в отчаянии он бросил все и покинул Нюрнберг, направившись в Инсбрук, надеясь заняться, наконец, постоянной врачебной практикой, по которой изрядно истосковался. Но бургомистр не поверил, что появившийся в Инсбруке человек в оборванном платье и с грубыми, как у простого мужика, руками — врач и велел самозванцу покинуть город.

Случайно узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Обходя дома больных, приготовляя свои лекарства, он настойчиво пытался понять, в чем причины этого страшного заболевания, как можно предотвратить эпидемии, какими средствами следует лечить больных.

Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом, надеясь, что в каком-нибудь из них городские власти все-таки удостоят его вниманием. Но даже там, где власти были бы и не прочь пригласить Парацельса, решительно возражало католическое духовенство да и протестанты всегда считали Парацельса нежелательным лицом.

И вдруг ему неожиданно вновь улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Большая хирургия». И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс - она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.

Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются, но в отличие от алхимиков, Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал «серы» — начала горючести, «ртути» — начала летучести, «соли» — начала огнепостоянства. Считая, что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал «Каждый элемент состоит из трех начал — ртути, серы и соли».

Существенно новым в учении Парацельса было то, что он таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солеи вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача — выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие. Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения широко распространенного в то время сифилиса.

Парацельс много занимался химическими опытами. Он составлял лекарства, экспериментировал и диктовал результаты секретарю, который записывал их и переводил на латынь. Многие из его мыслей были перевраны при переводе, а потом еще раз испорчены врагами.

Парацельса обвиняли в том, что «он превратил живые тела в химические лаборатории, где различные органы, подобно перегонным кубам, печам, ретортам, реактивам, растворяют, мацерируют (размачивают — Прим. авт.), возгоняют питательные вещества».

Сегодня бы сказали, что Парацельс моделировал интересующие его процессы. Его химическая модель жизнедеятельности организма была грубой, но материалистической и прогрессивной для своей эпохи. Итак, после выхода книги положение доктора Парацельса счастливо переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи. Он лечит маршала королевства Богемии Иоганна фон Лейпника. В Вене его удостаивает вниманием сам король Фердинанд.

Последнее его пристанище — Зальцбург. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него есть свой маленький домик на окраине, есть кабинет, своя лаборатория. У Парацельса есть теперь все, кроме одного — здоровья. Смертельная болезнь подстерегает его в один из сентябрьских дней 1541 года.

На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нем бесхитростную надпись: «Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября Парацельс сменил жизнь на смерть. (Самин Д. К. 100 великих ученых. - М.: Вече, 2000)