Презентация по теме деепричастный оборот. Презентация на тему " Деепричастие

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты. М.Пришвин

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. И не только…

Задача: совершенствовать умения и навыки в конструировании предложений с деепричастным оборотом

Деепричастие- самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом Признаки глагола и наречия совершенный и несовершенный вид; управляет словами, как глагол не изменяется; является обстоятельством

Образование деепричастного оборота Деепричастие + зависимое слово = деепричастный оборот, | ._._._._._ | ,

УСТНО Составить деепричастные обороты, обозначить зависимое слово Заблестев Кружась Рисуя Сверкая Белея В воздухе На солнце От снега Узоры на стёклах На полях

Оформление деепричастного оборота на письме Кружась в воздухе, падали снежинки. На земле, ярко сверкая, лежит снег. Ёлка украсила дом, заблестев огнями. !!! Деепричастный оборот относится к сказуемому

РАБОЧИЙ ЛИСТ Выделить грамматическую основу предложения и определить, чем выражены сказуемые. Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Ответ: Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее. Дополнительное задание: замените первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Ответ: Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее. зарождаясь в детстве Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения; расставьте знаки препинания. , Х когда

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Ответ: Зарождаясь в детстве, доброта становится сильнее. Доброта становится сильнее, зарождаясь в детстве.

Вывод: Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие, которое совершается тем же лицом, предметом или явлением, что и основное. Деепричастный оборот на письме всегда обособляется

УСТНО Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие. Призывать к милосердию; 2) пуская в сердце; 3) откликнувшийся на беду; 4) воспитано с детства.

РАБОЧИЙ ЛИСТ Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения Отдавая тепло сердца, 1) на душе появляется радость. 2) мир ответит тем же. 3) человек обретает душевную красоту. 4) возникают ростки светлых надежд.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Ответ: Отдавая тепло сердца человек обретает душевную красоту. ,

РАБОЧИЙ ЛИСТ Задание 3: к данным деепричастиям подберите подходящие по смыслу слова и образуйте словосочетания (см. слова для справок). Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь. Слова для справок: на свет, сердце ребёнка добротой, в грудь, ближнему, на многое.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Ответ: Появляясь на свет; наполняя сердце ребёнка добротой; просачиваясь в грудь; сострадая ближнему; распространяясь на многое. ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

РАБОЧИЙ ЛИСТ Задание 4 Придумайте и запишите предложения с образованными словосочетаниями так, чтобы у вас получился текст.

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ! Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает радость и желание помочь близкому. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

Как бы жизнь не летела – Дней своих на жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело – Тем живём на земле. А.Лесных. Твори добро на всей земле, Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо, Услышавшего тебя рядом.

Самостоятельная работа с «Символ – тестами». Режим САМОКОНТРОЛЬ F 2

Для чего сегодня на уроке мы повторяли и закрепляли знания о деепричастном обороте? Зачем вам это? Что такое деепричастный оборот? Какова синтаксическая роль деепричастного оборота? Только ли о деепричастном обороте мы сегодня говорили?

Домашняя работа: Параграф 27 + Ш.П. (пр.) мини-сочинение на тему «Твори добро на радость людям» с использованием деепричастных оборотов или Упр. 166 –по заданию


Слайд 2

Что вы сегодня узнаете, чему будете учиться? Узнаете что такое деепричастный оборот, как выделяется деепричастный оборот на письме. Будете учиться составлять деепричастные обороты, 2) находить их в предложении, 3)выделять деепричастные обороты на письме.

Слайд 3

Распределительный словарный диктант

Слайд 4

Выполните взаимопроверку.Нет ошибок – «5»1-2 ошибки – «4»3-5 ошибок – «3»

Проверка

Слайд 5

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

гл. гл. Ветер завывает, раскачивает деревья. что делая? как? дееприч. гл. Ветер, завывая, раскачивает деревья.

Слайд 6

Расскажите о деепричастии самостоятель-ная часть речи добавочное действие служебная часть речи вид время действительные и страдательные изменяется по родам и падежам не изменяется бывает 1, 2, 3 лица обстоятель-ство определение сказуемое

Слайд 7

Что такое деепричастный оборот?

сущ. прич. Чайки, летающие над водой, предвещают ненастье. дееприч. гл. Чайки, летая над водой, предвещают ненастье.

Слайд 8

Правило на стр. 78

Слайд 9

гл. дееприч.Прославился, защищая Родину.

Образуйте деепричастные обороты, запишите их вместе с главным словом - глаголом.

Слайд 10

Найдите деепричастный оборот,вставьте пропущенные знаки препинания.

Письмо по памяти Журавли друг друга окл..кая Осторожно тянут..ся гурьбой.

Слайд 11

Проверка дееприч. Журавли, друг друга окликая, гл. Осторожно тянутся гурьбой.

Слайд 12

Работа с учебником Упр. 162

Слайд 13

Проверка 1) Не плутала, безошибочно определяя дорогу до дому. 2) Звенит, отряхая с зелёных лап капли росы. 3) Ударил, напугав всех. 4) Сидя у окна, сучила. 5) Не хочет идти спать, не простясь со мною. 6) Сказала, протянув мне руку. 7) Прочитав сказки Пушкина несколько раз, знал.

Слайд 14

Один из двух глаголов превратите в деепричастие Река бежит, сверкает на солнце. гл. дееприч. Река бежит, сверкая на солнце.

Слайд 15

гл. дееприч. Идёт старичок, чуть прихрамывая.

Один из двух глаголов превратите в деепричастие Идёт старичок, чуть пр..храмывает. 2) Снежинки летят и медленно кружатся. 3) Птицы собрались в стаи и полетели на юг.

Слайд 16

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и обозначая деепричастные обороты. Мальчишка весело посвистывая бежал куда-то. Блестя на солнце снег лежит… Белеет шоссе пропадая в сумраке ночи.

Слайд 17

Рефлексия 1) Я вспомнил, что… 2) Я узнал… 3) Было интересно… 4) Вызвало затруднение… 5) Нужно выучить…

Слайд 18

Домашнее задание Правило на стр.78, Упр. 164

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Слайд 20

Библиография 1. Астацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=1376 2. . М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008 3. Вялкова Г.М. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы.-М.:Планета, 2010 4. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка.-М.:Эксмо, 2007 5. Иванова И.А. Общие правила оформления презентаций. http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3309 6. ПоздняковаА.А. Дидактические материалы по русскому языку.7 класс.-М.:Издательство «Экзамен», 2006 7. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку. 7 класс.-М.:Издательство «Экзамен», 2010 8. Фёдорова М.Ф. Уроки русского языка в 7 классе.- М.:Просвещение, 2009

Слайд 21

Презентацию подготовила Кутергина С.П., учитель русского языка и литературы коррекционной школы – интерната V вида города Нолинска Кировской области.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКОУ « Ольховлогская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области Деепричастный оборот Урок русского языка в 7 класс Составитель: Кожушко И.Н., учитель русского языка и литературы

Образуйте все возможные формы причастий (1 вариант) и деепричастий (2 вариант) от данных глаголов: Решить, писать, читать, входить, сесть, встать, выйти, дышать, сердиться, думать, слушать, сделать.

Игра « Кто быстрее? » Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от данных глаголов? Лежать, войти, холодеть, скрипнуть, прижиматься

По страницам художественных произведений. - Найдите деепричастные обороты. Укажите авторов и названия данных произведений. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет. То заплачет, как дитя.

По страницам художественных произведений. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.

По страницам художественных произведений. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.

По страницам художественных произведений. По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.

Самостоятельная работа (по вариантам) 1. Спишите текст. 2. Образуйте от глаголов в скобках деепричастия. 3. Расставьте знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

1 вариант. По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном. 2 вариант. Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звёздоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с неё позолоту и плывут дальше уже (окрасить).

Тестирование 1.Выберите грамматически правильно построенное предложение. Прочитав этот рассказ,… а)…меня, как живые, окружали его герои; б)…я много думал о событиях, описанных в нём; в)…мне стало грустно; г)…он мне понравился.

2.Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка: а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой. б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась. в) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся.

3.Найдите слова с ударением на втором слоге: а) заняв; б) начав; в) начал; г) приняв.

Игра « Третий лишний » 1) сбегая, провожая, трепещущий; 2) весело, обдумав, решая; 3) желая, хотеть, любя; 4) зная, действуя, земная.

Домашнее задание Подобрать примеры из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » с причастными и деепричастными оборотами (описание степи, портрет, характеристика героев)


Лет двадцать пять должно пройти.

Душа, цепляясь по пути

За всё, что высилось и висло,

Цвело и никло, дорасти

Сумеет, нехотя, до смысла.

Александр Кушнер

Слайд 2

/причастный оборот/ определяемое слово

определяемое слово, /причастный оборот/.

Слайд 3

/деепричастный оборот/, =========

. . . ,/деепричастный оборот/, . . .

=========, /деепричастный оборот/.

Слайд 4

ПАМЯТКА

  • Слайд 5

    Замените причастия деепричастиями.

    Запишите полученные предложения, применяя правила выделения деепричастного оборота

    • Петляющая по полю тропинка вывела нас к деревне.
    • Блестящий на солнце снег слепил глаза.
    • Березки, раскачивающиеся от сильного ветра, будто стонали.
    • Гвоздики, пылавшие среди травы, были украшением сада.
    • Из-за деревьев вышел охотник, вспугнувший глухаря.
  • Слайд 6

    Замените один из глаголов-сказуемых сначала причастием, а затем деепричастием. Запишите

    предложения.

    • Наш товарищ проболел целый месяц и отстал от класса.
    • Ученик не понял условия задачи и задал вопрос учителю.
    • Братишка добросовестно выучил урок и получил хорошую отметку.
  • Слайд 7

    К данной иллюстрации придумайте и запишите предложение, употребляя причастный и

    деепричастный обороты. Расставьте знаки препинания, выделите обороты графически.

    Слайд 8

    Слайд 9

    Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»

  • Слайд 10

    Оно бывает разного цвета:

    Чёрное, белое и фиолетовое.

    Ещё про него говорят, что солёное,

    Большое, бушующее или спокойное.

    А летом стремятся поближе к нему.

    Вы догадались, о чём говорю?

    Слайд 11

    Николай Дубовский. Море.

    Слайд 12

    Работа с текстом

    Картина «Море» вызывает восхищение, пор..жаетсвоей красотой. Тиш..ной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лё..кий ветерок уже играет п..русами, надувает их и заст..вляет скользить по морской глади. Небо сл..ваетсяс морем, подхватывает его оттенки и настроение. Кричат чайки, носятся над бе..брежной водяной гладью.

    Художник постарался передать нам своё настроение, использовал не звуки, а краски.

    Слайд 13

    КЛЮЧ

    Картина «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море ещё неподвижно, но лёгкий ветерок уже играет парусами, надуваяих и заставляяскользить по морской глади. Небо,сливаясьс морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, чайки носятся над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам

    своё настроение,используяне звуки, а краски.

    Слайд 14

    Выборочно – распределительный диктант

    • Отражаясь в воде
    • Скользя по глади
    • Задумавшись о цвете
    • Поверив настроению
    • Надувая паруса
    • Забежав вперед
    • Сливаясь вдали
    • Замерев от восторга
    • Меняясь неуловимо
    • Охватив взглядом
  • Слайд 15

    КЛЮЧ

  • Слайд 16

    Глядя вдаль, у меня возникают грустные мысли.

    Подсказка Ключ

    Слайд 17

    Подсказка 1

    Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

    Слайд 18

    КЛЮЧ 1

    Глядя вдаль, я грущу.

    Слайд 19

    Исправьте грамматические ошибки

    Думая о прошлом, в моем воспоминании оживают счастливые дни.

    Подсказка Ключ

    Слайд 20

    Подсказка 2

    Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу,

    к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

    Слайд 21

    КЛЮЧ 2

    Думая о прошлом, я вспоминаю счастливые дни.

    Слайд 22

    Исправьте грамматические ошибки

    Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к морю.