Проект для школьной конференции " Дисперсия света". Теория

Презентация по слайдам

Текст слайда: Дисперсия света Урок изучения нового материала 11 класс Учитель физики Тулюпа Ираида Борисовна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17» города Рязани


Текст слайда: Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы и деревьев, красное зарево заката, семицветная дуга радуги. Как можно объяснить удивительное многообразие красок в природе?


Текст слайда: Цель урока: дать понятие о дисперсии света объяснить дисперсию с точки зрения электромагнитной теории объяснить происхождение цветов окружающих нас тел


Текст слайда: Исаак Ньютон – английский физик и математик занимаясь усовершенствованием телескопов, обратил внимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено (1643 -1727)


Текст слайда: Опыт И. Ньютона Проходя через призму солнечный свет преломлялся и давал на стене изображение с радужным чередованием цветов


Текст слайда: Спектральный состав света Первым на спектральный состав света обратил внимание Исаак Ньютон. Ученый выяснил, что радужная полоска образовалась благодаря разным величинам отклонения лучей различных цветов, т.е. лучей с различными длинами волн. Так Ньютоном была открыта дисперсия света.


Текст слайда: Радужная полоска - спектр от латинского «spectrum»- вúдение Каждый охотник желает знать где сидит фазан


Текст слайда: Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное пятно. Волна одного цвета – монохроматическая


Текст слайда: Закрыв отверстие синим стеклом, Ньютон наблюдал на стене только синее пятно Волна одного цвета – монохроматическая

Слайд №10


Текст слайда: Каждой цветности соответствует своя длина и частота волны

Слайд №11


Текст слайда: Длины волн монохроматического света

Слайд №12


Текст слайда: Опыт И. Ньютона Объяснение дисперсии света

Слайд №13


Текст слайда: Разная степень преломляемости связана с разной скоростью распространения света разных частот в данной среде. Зависимость показателя преломления света от частоты колебаний (или длины волны) называется дисперсией. Вследствие различной степени преломляемости разных монохроматических цветов пучок белого света разлагается призмой в спектр.

Слайд №14


Текст слайда: Синтез белого света с помощью призм Собрав линзой вышедшие из призмы цветные пучки, Ньютон получил на белом экране вместо окрашенной полосы белое изображение отверстия

Слайд №15


Текст слайда: Выводы из опытов Ньютона: призма не изменяет свет, а лишь разлагает его на составные части; белый свет как электромагнитная волна состоит из семи монохроматических волн; световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости; наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше других - красные; красный свет имеет наибольшую скорость в среде, а фиолетовый - наименьшую, поэтому призма и разлагает свет.

Слайд №16


Текст слайда: Дисперсией объясняются многие явления природы: Радуга Цвета непрозрачных тел Цвета прозрачных тел Игра драгоценных камней

Слайд №17


Текст слайда: Радуга Радуга –это спектр солнечного света Он образован разложением белого света в каплях дождя Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные пучки света Наблюдатель, находясь вне зоны дождя, видит радугу на фоне облаков, освещаемых солнцем, на расстоянии 1 – 2 км Условия возникновения радуги: 1.Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. 2.Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. 3.Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42º

Слайд №18


Текст слайда: В водяной капле происходят оптические явления: Преломление света Дисперсия света Отражение света

Слайд №19


Текст слайда: Цвет непрозрачных предметов Многообразие цветов и оттенков в окружающем нас мире объясняет явление дисперсии. При взаимодействии с различными телами лучи света разного цвета по-разному отражаются и поглощаются этими телами. Тела, окрашенные в белый цвет, отражают лучи света разных частот одинаково хорошо. Тела, окрашенные в черный цвет, поглощают лучи света разных частот одинаково хорошо. Непрозрачные тела окрашиваются в тот цвет, лучи света которого они хорошо отражают.

Слайд №20


Текст слайда: Цвет прозрачных тел Цвет прозрачного тела определяется составом того света, который проходит через него. Если прозрачное тело равномерно поглощает лучи всех цветов, то в проходящем белом свете оно бесцветно, а при цветном освещении имеет цвет тех лучей, которыми освещено. При пропускании белого света через окрашенное стекло оно пропускает тот цвет, в который окрашено. Это свойство используется в различных светофильтрах.

Слайд №21


Текст слайда: Игра драгоценных камней Явлением дисперсии при многократном преломлении света объясняется игра драгоценных камней Драгоценные камни нам кажутся цветными, так как содержащиеся в них примеси поглощают некоторые составляющие белого света

Слайд №22


Текст слайда: Выводы: Дисперсия – явление разложения белого света в спектр Белый свет – сложный, состоит из семи монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света Свет с разными длинами волн распространяется в среде с разными скоростями: фиолетовый с наименьшей, красный - наибольшей

Слайд №23


Текст слайда: Закрепление изученного материала «Светофор» Используя цветные кружки, выберите правильный ответ.

Слайд №24


Текст слайда: 1. Как называется зависимость показателя преломления от частоты колебаний или длины волны? Дисперсия Интерференция Дифракция Проверь себя

Слайд №25


Текст слайда: 2. На призму направили световой пучок малого поперечного сечения. Световой пучок преломляется призмой и падает на экран. Какая картина будет наблюдаться на экране? Темное пятно Светлое пятно Спектр Проверь себя

Слайд №26


Текст слайда: 3. Что можно сказать о скорости распространения электромагнитных волн разных частот в вакууме? Красный свет имеет наибольшую скорость Фиолетовый цвет имеет наименьшую скорость Электромагнитные волны распространяются в вакууме с одинаковой скоростью 300000 км/с Проверь себя

Слайд №27


Текст слайда: 4. Наблюдение за гиацинтовым арой ведется в белом свете, через красный и синий светофильтры. При каком наблюдении птицу можно лучше рассмотреть? Через красный светофильтр Через синий светофильтр В белом свете Проверь себя

Слайд №28


Текст слайда: 5. Какое физическое явление лежит в основе образования радуги? Интерференция Дисперсия Дифракция Проверь себя

Слайд №29


Текст слайда: Объясните результат опыта со спектральным кругом

Слайд №30


Текст слайда: Домашнее задание: Учебник § 66 учить Отвечать на вопросы с. 206 устно Задачник (Рымкевич) № 1080 решить

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: ДИСПЕРСИЯ СВЕТА Подготовила преподаватель физики Покачевского профессионального училища ХМАО-Югры Каращук С. Н.

Цель урока: дать понятие о дисперсии света; объяснить дисперсию с точки зрения электромагнит-ной теории; объяснить происхождение цветов окружающих нас тел.

Д И С П Е Р С И Я С В Е Т А Дисперсия света – это зависимость абсолютного показателя преломления от частоты колебаний (длины волны) света.

Вопрос о причине различной окраскы тел занимал ум человека. Вплоть до 1666 г. в этом была полная неопределенность. Считалось, что цвет есть свойство самого тела. С незапамятных времен наблюдалось разделение цвета радуги.

Ньютон обратился к исследованию, цветов наблюдаемых при преломлении света, в связи с усовершенствованием телескопов. Ньютон хотел получить линзы хорошего качества. Исследуя окрашенные при преломлении края, он сделал открытие в оптике.

Опыт Ньютона по дисперсии света Ньютон сделал важный вывод: «Световые пучки, отличающиеся по цвету, отличаются по степени преломляемости ».

Наиболее сильно преломляются фиолетовые лучи, меньше всего – красные. Совокупность цветных изображений щели на экране и есть непрерывный спектр. Исаак Ньютон условно выделил в спектре семь основных цветов: Порядок расположения цветов просто запомнить по аббревиатуре слов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Резкой границы между цветами нет. Различным цветам соответствуют волны различной длины. Никакой определенной длины волны белому свету не соответствует. Тем не менее, границы диапазонов белого света и составляющих его цветов принято характеризовать их длинами волн в вакууме. Таким образом, белый свет – это сложный свет, совокупность волн длинами от 380 до 760 нм.

Показатель преломления определятся формулой: n=c/v где с = 300 000 км/с – скорость света в вакууме v – скорость сета в среде Если свет разного цвета преломляется по- разному, значит скорость монохроматических волн в веществе различна. Показатель преломления для красного света в стекле равен 1,64, а для фиолетового 1,68.

Цвет непрозрачных предметов

Выводы: - Белый цвет – это … смесь спектральных цветов. -Разложение белого света в спектр – это разделение его на лучи спектральных цветов, происходящее в результате … преломления луча в призме. -Показатель преломления зависит от … цвета спектральной составляющей белого света. - Лучи, соответствующие различным цветам, при попадании в одну и ту же среду преломляются под разными углами, поскольку … их скорости в данной среде различны. -Цвет, который нельзя разделить на составные части, называется...монохроматичным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по физике для обучающихся 9 класса "Свет. Прямолинейное распространение света".

Презентацию к уроку физике по теме "Свет. Прямолинейное распространение света" можно использовать при изучении главы "Оптические явления" в основной школе (9 класс). ...

1 из 28

Презентация - Дисперсия света

Текст этой презентации

Урок физики в 11 (8) классе

Дисперсия света

АННОТАЦИЯ:
Презентация позволяет провести урок по теме: «Дисперсия света» Презентация предназначена для активизации познавательной активности уч-ся. развития мышления, инициативы в приобретении знаний, развития интереса к изучению физики. Компьютерная поддержка урока может быть использована с целью обогащения его содержания. Использованные ИТК: работа с текстом, рисунками, поиск иллюстративного материала в Интернет, сканирование. Презентация состоит из 20 слайдов, объём памяти 2,11КБ

Цели:
1 Познакомиться с понятием дисперсия света, изучить волновые свойства света; 2 Объяснить явление радуга на основе физических представлений; 3 Выяснить, что такое цвет.

Эпиграф
Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла- Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла. Ф.И.Тютчев

Знакомство с явлением
300 лет тому назад английс-кий физик Исаак Ньютон, изучая явление преломления света, проходящего через стеклянную призму, открыл удивительное явление. Пучок солнечного света, падая на призму, преломляется, и на противоположной стене появляется разноцветная полоска света, которая называется СПЕКТРОМ. Таким образом белый свет – это «чудесная смесь цветов».

7 ЦВЕТОВ ДИСПЕРСИОННОГО СПЕКТРА:
1 КРАСНЫЙ 2 ОРАНЖЕВЫЙ 3 ЖЁЛТЫЙ 4 ЗЕЛЁНЫЙ 5 ГОЛУБОЙ 6 СИНИЙ 7 ФИОЛЕТОВЫЙ
Цвета спектра

Это интересно …
Почему в спектре белого света выделяют только 7 цветов? Аристотель, например, указывал всего три цвета: красный, зелёный, фиолетовый. Ньютон вначале выделил пять цветов, а позднее - десять. Однако впоследствии он остановился на семи цветах. Выбор объясняется, скорее всего, тем, что число «семь» считалось магическим (семь чудес света, семь дней недели и т. д.)

Физический словарик
Спектр – от латинского слова spectrum – видимое, видение. Дисперсия – от латинского слова dispersus – рассеянный, рассыпанный. Хроматизм – от греческого слова, обозначающего цвет. Инверсия – от латинского слова inversio –переворачивание, перемещение.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дисперсия света -зависимость показателя преломления вещества от длины волны (частоты) света.Явление открыто Исааком Ньютоном (1643-1727) в 1666 году
В стекле скорость волны фиолетового цвета меньше скорости красного, и поэтому он, проходя сквозь призму, преломляется сильнее.

Р А Д У Г А
Иногда, когда после сильного ливня вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу. Это происходит потому, что воздух насыщен мельчайшей водяной пылью. Каждая капля воды в воздухе выполняет роль крохотной призмы, дробящей свет на разные цвета.

Радуга- это частный случай КАУСТИКИ, игры света. Чтобы её увидеть, надо после дождя встать спиной к солнцу. Разноцветная дуга обычно находится от наблюдателя на расстоянии 1-2 км, а иногда её можно наблюдать на расстоянии 2-3 м на фоне водяных капель, образованных фонтанами или распылителями воды.

Центр радуги находится на продолжении прямой, соединяющей Солнце и глаз наблюдателя- на противо-солнечной линии. Угол между направлением на главную радугу и противосолнечной линией составляет 41-42 градуса.

Как образуется радуга?
Радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Впервые теория радуги была дана в 1637 году Рене Декартом.

Вид дуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров капелек воды и их количества. Большие капли создают более узкую радугу, с резко выделяющимися цветами, малые – дугу расплывчатую, блеклую и даже белую. Вот почему яркая узкая радуга видна летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли

Почему иногда мы видим вторую радугу?
Причина второй радуги, как и первой, заключается в преломлении и отражении света в капельках воды. Однако перед тем, как превратиться во «вторую радугу», лучи солнечного света успевают два раза, а не один, отразится от внутренней поверхности каждой капельки.

Обратите внимание на то, что последовательность цветов во «второй радуге» ОБРАТНА той, которая видна в «основной». Яркость «второй радуги» меньше первой из-за того, что оба внутренних отражения не являются полными и часть света выходит из капли.

Почему радуга круглая?
Дело в том, что каждая капелька дождя имеет приблизительно сферическую форму, и падающий на неё параллельный пучок солнечного света превращается в результате преломления и внутреннего отражения в разноцветную окружность.

В глаз наблюдателя, как в вершину кругового конуса с углом при вершине 42 градуса, собираются лучи, расходящиеся от множества капелек и образующие окружность того же углового размера. Если «глаз» перемещается, перемещается и вся радужная картина – в каждом конкретном месте её образуется своя совокупность капелек.

Дисперсия света

Психологическое воздействие света.
Исследования психологов в середине ХХ в. показали, что каждый цвет обладает совершенно определён-ным психофизическим воздействием, не зависящим от индивидуальных особенностей человека. Различия наступают на уровне психологической реакции каждого человека на тот или иной цвет. Красный. Способствует лечению всех вирусных заболеваний., стимулирует иммунитет. Укрепляет память, придаёт бодростью энергию всему телу, увеличивает силу мышц. Оранжевый. Повышает уровень нейроэндокринной Регуляции, действует омолаживающе на весь организм. Жёлтый. Производит очищающее воздействие на весь организм. Возбуждает аппетит. Это физиологически оптимальный цвет, он тонизирует нервную систему, стимулирует зрение.

Психологическое воздействие света.(продолжение)
Зелёный. Нормализует сердечную деятельность, успокаивает центральную нервную систему. Это цвет расслабления, снятия нервного напряжения. Голубой. Способствует нормализации артериального давления, сердечной деятельности. Используется при лечении заболеваний глаз и печени. Синий. Необычайно благотворно воздействует на всю эндокринную систему. Лечит заболевания лёгких и глаз. Фиолетовый. Оказывает успокоительное действие на нервную систему. Позитивно влияет на сосудистую систему.

ИГРА «Найди свой цвет»
КРАСНЫЙ 1 А И С Ъ ОРАНЖЕВЫЙ 2 Б Й Т Ы ЖЁЛТЫЙ 3 В К У Ь ЗЕЛЁНЫЙ 4 Г Л Ф Э ГОЛУБОЙ 5 Д М Х Ю СИНИЙ 6 Е Н Ц Я ФИОЛЕТОВЫЙ 7 Ё О Ч РОЗОВЫЙ 8 Ж П Ш ЗОЛОТОЙ 9 З Р Щ Напишите своё имя (фамилию, прозвище, уменьшительное имя и т. д.), проставьте соответствующие цифры и просуммируйте их. Если получилось число больше 10, сложите его цифры и продолжайте действия с получающимися числами, пока сумма не получится меньше 10. Аналогично, для определения цвета даты рождения суммируйте цифры составляющих её чисел. ПОПРОБУЙТЕ ПРИВЕСТИ В СООТВЕТСТВИЕ ОБА СВОИХ ЦВЕТА.

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ,ЗАГАДКИ
Высокая и крутая радуга -к вёдру, пологая и низкая -к ненастью. Радуга – дуга, перебей дождя. Раскинулся мост на семь сёл, на семь вёрст. На улице рубашка, в избе рукава. Крашенное коромысло через реку повисло. Сквозь окно тянется красное полотно. Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете. Отыщите пословицы и поговорки, связанные с изученными явлениями.

Ответьте на вопросы:
1 Почему белый свет при прохождении через стеклянную призму способен разлагаться в спектр? 2 Кем было открыто явление дисперсии? 3 Что такое дисперсия? 4 Как объяснить многообразие видимых человеком красок в природе? 5 Чем разные цвета отличаются друг от друга? 6 Что такое радуга? 7 Почему небо мы видим синим, а зори -красными?

Следствия
Белый свет – набор волн разных частот.
Вещество избирательно поглощает световые волны разных частот.
Попадая в глаз человека, световые волны разных частот оказывают различное действие на сетчатку глаза.
Каждый цвет имеет свою частоту волны.

«АРОМАТ СОЛНЦА»Запах солнца? Что за вздор!Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробуждённую весной И смолистою сосной, Нежно – светлотканными, Ландашами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.
Солнце светит звонами, Листьями зелёными, Дышит вешним пеньем птиц, Дышит смехом юных лиц. Так и молви всем слепцам: Будет вам! Не узреть вам райских врат, Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам! К.Бальмонт

Литература:
1 «Первое сентября. Физика»,№33/03;11/04;3/06;6/06; 2 С.В.Зверева « В мире солнечного света»;Л.:Гидрометеоиздат,1988 3 В.Л.Булат « Оптические явления в природе»;М.;Просвещение,1985 4 Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев « Физика.11 класс»,М.;Просвещение,2006-2007 5 А.И.Сёмке «Физика. Занимательные материалы к урокам»;М.;НЦ ЭНАС,2006

Зебра и радугачем-то похожи:Зебра - в полосочку, радуга - тоже.Будет пусть жизнь полосатою зеброй,Но не двухцветной, а разноцветной!Пусть бyдeт много зеленого цвета,Зеленый - надежда и тёплое лето,Солнышком ярким пусть жёлтый сияет,Красный - любовью жизнь озаряет.Синий – поднимет над суетой.Он будет светлой и доброй мечтой!Желаю такого Тебе разноцветья,Счастья большого и долголетья!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Представления о при­чинах возникновения цветов до Ньютона.

Описанный опыт является, по сути дела, древним. Уже в I в. н. э. было известно, что большие монокристаллы (шестиугольные призмы, изготовленные самой приро­дой) обладают свойством разлагать свет на цвета. Первые исследования дисперсии света в опытах со стеклянной треугольной призмой выполнил англича­нин Хариот (1560-1621). Независимо от него анало­гичные опыты проделал известный чешский естество­испытатель Марци (1595 - 1667), который установил, что каждому цвету соответствует свой угол прелом­ления. Однако до Ньютона подобные наблюдения не подвергались достаточно серьезному анализу, а де­лавшиеся на их основе выводы не перепроверялись дополнительными экспериментами. В результате в науке тех времен долго господствовали представления, неправильно объяснявшие возникновение цветов. Говоря об этих представлениях, следует начать с теории цветов Аристотеля (IV в. до н. э.). Аристо­тель утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, «примешиваемой» к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Та­ким образом, цвета радуги - это сложные цвета, а основным является белый свет. Интересно, что появ­ление стеклянных призм и первые опыты по наблю­дению разложения света призмами не породили со­мнений в правильности аристотелевой теории возникновения цветов. И Хариот, и Марци оставались по­следователями этой теории. Этому не следует удив­ляться, так как на первый взгляд разложение света призмой на различные цвета, казалось бы, подтверж­дало представления о возникновении цвета в резуль­тате смешения света и темноты. Радужная полоска возникает как раз на переходе от теневой полосы к освещенной, т. е. на границе темноты и белого света. Из того факта, что фиолетовый луч проходит внутри призмы наибольший путь по сравнению с другими цветными лучами, не­мудрено сделать вывод, что фиолетовый цвет возни­кает при наибольшей утрате белым светом своей «белизны» при прохождении через призму. Иначе го­воря, на наибольшем пути происходит и наибольшее примешивание темноты к белому свету. Ложность подобных выводов нетрудно было дока­зать, поставив соответствующие опыты с теми же призмами. Однако до Ньютона никто этого не сде­лал.