Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Деревня"

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение

(отзывы о нем).

II. Структура образов и развития конфликта.

    Тема и идея стихотворения

    Эмоциональная окраска чувств.

    Композиция, сюжет (если есть).

    Образный ряд стихотворения.

    Черты лирического героя.

III. Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.).

    Тропы и фигуры.

    Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика (аллитерация, звукопись, ассонанс);

б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, неологизмы);

в) использование явлений морфологии и синтаксиса.

    Ритм, стихотворный размер, рифма.

VI. Личное восприятия стихотворения.

Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем предметы или явления, выделяя в них (для дальнейших рассуждений) отдельные части и свойства.

Анализ художественного произведения – это такой разбор, который должен привести к углубленному прочтению его, т.е. к проникновению в мысль и чувство, выраженные художником.

Не следует забывать, что в центре лирического произведения – образ лирического героя. Поэтому содержание, смысл стихотворения надо искать в «ключевых словах» его, с помощью которых и выражается переживание лирического героя. Значит, анализ художественного произведения предполагает чтение, выделение «ключевых слов» и «фраз», составление плана, подборку цитат и т.д. Цель этой работы должна быть определена заранее. Например, вы обращаете внимание на эпитеты (метафоры, сравнения...) стихотворения. Для чего? Чтобы понять, каковы их роль в художественном тексте, каковы их особенности у данного автора, о каких чертах его дарования они говорят.

Однако глубоко и полно понять значение каждой выделенной в процессе анализа части и на этой основе сделать правильные умозаключения нельзя, если не уметь видеть эти части вместе, в единстве, в целом. Этой цели служит синтез – мысленное объединение существенных свойств однородных предметов и явлений.

И тезис (суждение, мысль), и его доказательства (аргументы) и логические действия (рассуждения), и анализ, и синтез – всё это как бы «строительный материал», «кирпичики», из которых разными способами строится «здание» научного поиска. Сравнение логических категорий со строительным материалом не случайно: важно не только и не столько количество суждений – тезисов, аргументов или логических действий, сколько последовательность, убедительность, простота и яркость ваших мыслей и чувств.

КОММЕНТАРИЙ К СХЕМЕ АНАЛИЗА

ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика воссоздаёт не внешний, а внутренний мир, субъективные мысли и чувства лирического героя, выражает состояние и переживание, вызванное каким-либо жизненным обстоятельством или содержащее общественное настроение.

I. «Выходные данные».

Сведения о выходных данных можно почерпнуть в комментариях к стихотворениях, лучше пользоваться собраниями сочинений поэтов, в них информация бывает исчерпывающая. Нужно поразмышлять над смыслом названия, установить его прямой, а может быть, и переносный смысл.

II. Структура образов и развитие конфликта.

1. Тема (мотив) – обстоятельство, событие, факт, впечатление, послужившее поводом, стимулом для лирического размышления или состояния (ушедшая любовь «Я вас любил», настоящая любовь «Я помню чудное мгновенье», дружба «Мой первый друг, мой друг бесценный...», положение народа и назначение поэзии «Элегия» Н.А.Некрасова).

Идея – оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу («Я вас любил...» - благословление ушедшей любви, «Я помню чудное мгновенье» – прославление образа возлюбленной, «Элегия» - призыв к изменению существующего положения.

2. Эмоциональная окраска чувств.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В стихотворении М.Ю.Лермонтова «На смерть поэта» мы улавливаем и боль, и страдания, вызванные гибелью поэта, и откровенную ненависть к убийце, не видевшем в Пушкине национального гения, и восхищение талантом великого поэта, и гнев по поводу реакции на эту гибель консервативной части общества.

Даже в пейзажной лирике, в которой преобладают картины природы, следует искать передачу эмоционального состояния личности (ассоциативный образ). («Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес» (ощущение тоски, беспокойства), стая туч («хищное» движение (стая волков), массивность, отсутствие лёгкости, высоты, давящая темнота, ощущение потерянности и т.д.)

3. Композиция, сюжет (если есть).

Те или иные факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения. Хотя в каждом конкретном случае композиция неповторима и своеобразна, но можно наметить некоторые общие тенденции.

Практически любое стихотворение «делимо» на две части (как правило, неравных): «эмпирическую» (повествующую) и «обобщающую, в которой содержится тот всеобъемлющий, общечеловеческий, философский смысл, ради которого и написано стихотворение.

Обобщающая часть в стихотворении «На холмах Грузии»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

В ней звучит гимн человеку вообще, это гуманистический, жизнеутверждающий аккорд всего стихотворения. Всё остальное – эмпирическая часть. Стихотворение может строиться в другой последовательности: сначала обобщающая часть, потом эмпирическая.

С точки зрения композиции стихотворения можно разделить (условно) на 3 типа:

Событийно-эмоциональные

Эмоционально-изобразительные

Собственно изобразительные или повествовательные

События, факты, обстоятельства, действия, воспомина- ния, впечатления перемежаются мыслями и эмоциями (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье» (последовательность более или менее логически организована;

М.Ю.Лермонтов

«Прошай, немытая Россиия» (последовательность не совсем логична, разорвана, тем не менее она есть.)

Чередование фактов, впечатлений и эмоциональных реакций.

(М.Ю.Лермонтов «Парус» – в нем 2 строчки каждого четверостишия как бы изобразительны, а следующие две – выразительны).

Часто внутреннее состояние обнаруживается в конце стихотворения: Снежная равнина, белая луна //

Саваном покрыта

наша сторона //

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь?

Умер? Уж не я ли сам?

(С.Есенин)

В стихотворениях такого рода представлены лишь чередования фактов и явлений, эмоционально-мыслительное начало в них не выражено, но оно подразумевается

(А.А.Фет «Это утро, радость эта», Ф.Т.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится»

Сюжет в лирических произведениях чаще всего отсутствует. Он имеет место в стихотворениях событийных, эпических (чаще всего у Н.А.Некрасова, иногда его лирику называют прозаизированной).

4. Образный ряд стихотворения.

Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ.

Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

5. Основные черты лирического героя.

Образ лирического героя – это образ личности, которой принадлежат мысли и переживания в лирическом произведении (обычно это или сам автор или близкий к личности автора). Его характер раскрывается в раздумьях, эмоциях (В стихотворении «Памяти Добролюбова» лирический герой сам Н.А.Некрасов. Он через восхищение жизнью своего друга и соратника сумел передать мироощущение и умонастроение демократической интеллигенции своего времени).

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

К лирическим жанрам относятся ода, элегия, эпиграмма, послание, гимн и многие другие.

Ода – торжественное стихотворение, прославляющее какое-либо событие, значительное явление общественной жизни, выдающуюся личность и т.п.

Элегия – стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, исполненное чувством сожаления и уныния.

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, адресованное определенному конкретному или же обобщенному лицу, событию, явлению и т.п.

Послание – стихотворение, обращенное к какому-либо конкретному лицу или группе лиц.

Гимн – хвалебная песнь в честь богов, героев, победителей, какого-либо знаменательного события и т.п., построенная как обращение или воззвание к восхваляемому объекту.

Стансы – небольшое лирическое стихотворение, состоящее из четверостиший с законченной мыслью в каждом из них, объединенных между собой одной темой. Стансы предполагают раздумья поэта.

Мадригал – стихотворение шутливого или любовного характера, в котором дается преувеличенно лестная характеристика лица, к которому обращается поэт.

С учетом формы и содержания стихотворения можно выделить такие лирические жанры: стихотворение – портрет, стихотворение – воспоминание, стихотворение – размышление, стихотворение – исповедь, стихотворение - признание, стихотворение – зарисовка и пр.

IV. Основные особенности поэтического языка.

    Тропы и фигуры.

Тропы – это образные обороты речи, в которых слова и выражения

употреблены в переносном значении. Переносные значения слов образуются на основе сопоставления двух явлений и живут в тексте как явление литературное; в словарях они не зафиксированы.

Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют его задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитет – образное определение. Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит своё значение, свои признаки: серебряные коньки, шёлковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное: «Бродяга – ветер», прилагательное: « деревянные часы»; наречие или деепричастие: «ты ж ад но глядишь», «самолёты несутся с ве рк ая ». Эпитет можно переделать в сравнение. Эпитеты служат для обрисовки, пояснения, характеристики какого-либо свойства или признака предмета. Они зажигают слово новыми красками, придают ему нужные оттенки и, проникнутые чувством автора, формируют отношения читателя к изображаемому.

Сравнение – это такие образные определения предмета, понятия или явления с помощью сопоставления одного с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит

один во всей вселенной (А.С.Пушкин )

Сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно или может просто указывать на сходство (похож на...) Часто сравнение выражается формой творительного падежа:

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Возможны и бессоюзные сравнения:

Заутра казнь, привычный пир народу...

Существуют развернутые сравнения, предполагающие детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений.

Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты .

Помогая увидеть предмет с новой, иногда неожиданной стороны, сравнение обогащает, углубляет наши впечатления.

Метафора – это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразумевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка (месяц).

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

Такие выражения, как «железный стих», «шёлковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетом и метафор и называются метафорическими эпитетами. В метафоре нельзя отделить определения от определяемого слова: исчезает смысл.

Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе целую картину и потому позволяет поэту исключительно экономно, наглядно обрисовать предметы и явления и выражать свои мысли и переживания.

В каждый гвоздик душистой сирени ,

Распевая, вползает пчела.

Вознеслась ты под свод голубой

Над бродячей толпой облаков ...

___________

Метафора представляет собой нерасчленённое сравнение, в котором легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда ...

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег...

Помимо словесной метафоры, имеют место метафорические образы, или развёрнутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,

Засосал меня песенный плен,

Осуждён я на каторге чувств

Вертеть жернова поэм .

В литературе XX века распространение получает развёрнутая метафора: литературный образ охватывает несколько фраз или всё произведение, превращаясь в самостоятельную картину. Например, в стихотворении Н.Гумилева «Заблудившийся трамвай» заглавная метафора разворачивается в целый сюжет: фантасмагорическое путешествие по ночному Петербургу.

Аллегория – иносказание. Условное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного явления. Под изображёнными в аллегории животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты.

Правосудие – женщина с завязанными глазами и весами в руках.

Аллегория надежды – якорь.

Аллегория мира во всём мире – белый голубь.

Аллегория часто применяется в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Аллегория лежит в основе многих загадок, пословиц, а также притч:

Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Всяк заплачет.

В отличие от символа аллегория однозначна, она выражает строго определённый предмет или явление.

Перифраз – замена однословного названия предмета описательным выражением. (Перифраз строится по тому же принципу, что и загадка: перечисляются существенные «опознавательные» признаки неназываемого предмета).

Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А.С.Пушкин пишет:

От в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Стихотворения–загадки - распространённое явление и в поэзии футуристов:

И лишь светящаяся груша

О тень сломала копья драки,

На ветке лож с цветами плюша

Повисли тягостные фраки.

На языке буквальных соответствий приведённый отрывок означает примерно следующее: погасли лампочки, театр заполнился публикой.

Перифраз (второе значение) – использование писателем формы известного литературного произведения (часто в ироническом плане).

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей .

(С.Есенин.)

В этой жизни помереть не трудно –

Сделать жизнь значительно трудней.

(В.Маяковский).

Олицетворение - приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, фантастических произведениях.

Олицетворение как художественный приём представляет собой оборот речи, в котором свойства человека переносятся на явления природы, предметы и отвлечённые понятия. Олицетворение является особым видом метафоры.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость...

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе:

«Светила нам только зловещая тьма » (А.Ахматова);

Той грустной радостью, что я остался жив». (С.Есенин).

На оксюмороне построены названия некоторых произведений литературы – «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский), Оксюморон создаёт новое понятие или представление: «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы».

Примеры оксюморона:

    Люблю я пышное природы увяданье.

    О, как мучительно тобой я счастлив .

    Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль .

    Смотри, ей весело грустить ,

Такой нарядно обнажённой .

    Мы любим всё – и жар холодных числ,

И дар божественных видений.

Ирония – скрытая насмешка.

Употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.

«Отколе, умная, бредёшь, ты, голова?» – обращается Лиса к Ослу, считая его в действительности глупым.

Или в басне «Стрекоза и Муравей»:

«Ты всё пела? Это – дело » -

иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления («В сто сорок солнц закат пылал! » (В.Маяковский). «Редкая птица долетит до середины Днепра » (Н.В.Гоголь).

«Любовь мою, как апостол во время оно,

По тысяче тысяч дорог разнесу »

(В.Маяковский).

Литота – преуменьшение.

Образное выражение, состоящее в противоположность гиперболе в преуменьшении величины, силы, значения изображаемого явления, к которому прибегает писатель в целях усиления выразительности речи.

Например, в народной сказке: мальчик с пальчик, избушка на курьих ножках, у Н.А.Некрасова в «Песне Еремушке»:

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить ...

Метонимия – замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой её подают, характерная одежда и человек, в неё одетый, действие и орудие этого действия:

Зато читал Адама Смита ...

(А.С.Пушкин)

Не то на серебре , на золоте едал ...

(А.С.Грибоедов)

Потому, что здесь порой

Ходит маленькая ножка ,

Вьётся локон золотой...

(А.С.Пушкин)

Все флаги в гости будут к нам –

Петербург станет центром морской торговли, и корабли разных стран придут в этот порт под своими национальными флагами .

«Я три тарелки съел ! » (три тарелки ухи)

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,

Исступленно запели смычки ...

Метонимия отличается от метафоры тем, что метафора перефразируется в сравнение при помощи подсобных слов «как бы», вроде», «подобно»; с метонимией этого сделать нельзя.

Синекдоха – один из тропов, состоящий в замене наименования жизненного явления названием его части вместо целого (Москва – вместо Россия), единственное число вместо множественного (человек вместо люди).

Отсель грозить мы будем шведу .

Мы все глядим в Наполеоны .

Чтобы у ног вы увидали

Мундир, и шпоры, и усы!

Символ – многозначный предметный образ, которым связываются между собой различные аспекты изображаемой художником действительности.

Символический образ проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций. Являясь условным обозначением, символ во многом сходен с аллегорией, но он отличается от неё большей степенью обобщения, не поддающегося однозначному толкованию. В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» человеческая душа, обуреваемая страстями, находит соответствие с бурлящей морской стихией; личность ассоциируется с образом одинокого паруса, раздираемого ветром и несущегося по воле волн. Подобные символические соответствия можно обнаружить и в таких стихотворениях, как «Анчар» А.С.Пушкина, «Фонтан» Ф.И.Тютчева, «Стихи о Прекрасной Даме» А.А.Блока, «Песня о Буревестнике» А.М.Горького и многих других.

(Лирические произведения способны рисовать картины, возникающие перед нами, как живые, способны трогать наши сердца, потому что наблюдения и переживания воплощены в них поразительно точно с помощью богатых средств художественной речи).

Фигуры речи

(синтаксис, построение)

Стилистические фигуры – особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова .

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог

________ (Г.Р.Державин)

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой...

__________ (А.С.Пушкин)

Ты богат, я очень беден:

Ты прозаик, я поэт .

(А.С.Пушкин)

Столкновение контрастных представлений, сочетания противоположных по смыслу понятий позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи. Иногда по принципу антитезы строятся и большие прозаические произведения «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И.Достоевского и другие.

Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

И где ж Мазепа ? Где злодей ?

Куда бежал Иуда в страхе?

(А.С.пушкин. «Полтава»)

Не думай бежать!

Это я вызвал.

Найду. Загоню. Доконаю. Замучу !

(В.Маяковский)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка .

(М.Лермонтов)

Исполнились мои желания, Творец

Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец .

(А.С.Пушкин)

Параллелизм – сопоставление двух явлений путем параллельного их изображения. Такое сопоставление подчёркивает сходство или различие явлений, придаёт речи особую выразительность.

Чаще всего в фольклоре сопоставляется образ природы и образ человека.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ох, как бы на меня не кручина,

Ни о чём-то бы я не тужила .

В литературе этот приём имеет самое разнообразное применение, причём наряду со словесно-образным параллелизмом может быть и композиционный, когда развиваются параллельные сюжетные линии.


Урок по теме: Приют спокойствия трудов и вдохновенья…
Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.
Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок диалог.
Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.
Задачи:
Воспитательная
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.
Образовательная:
знакомство с музыкальным термином пастораль;
знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.
Развивающая:
развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
развитие художественного воображения.
Материально - техническое обеспечение:
презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
МР3 проигрыватель:
Г. Свиридов «Осень»;
Г.Свиридов «Пастораль»;
П.Чайковский «Осенняя песнь».
портреты: А. Пушкина,
Г. Свиридова,
П. Чайковского.

Ход урока:
Сегодня мы отправляемся под звуки музыки Г. Свиридова
и П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина,а помогут нам в этом:
стихи А.С. Пушкина;
музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
осенние пейзажи.
Звучит музыка.
Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:
На экране слайды 1,2,3,4,5:
«Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»
Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.
Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.
Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).
« Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья»
Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.
Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
Какие впечатления навевают вам эти места?
Ответы детей.
Слайд 6:
Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса»…
Первая фраза Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» - как меняется настроение автора?
Прослушивание трёх пьес:
«Осенняя песнь» Чайковского,
«Осень» Свиридова,
«Пастораль» Г.Свиридова.
Слайд 7:
Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.
Ответы детей.
Слайд 8:
Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».
Что мы видим на ней?
Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?
Ответы детей.
Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.
Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.
Слайд 9:
Дети записывают в тетрадь.
«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт
«Осенняя песнь» - П.И. Чайковский – композитор.
«Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.
«Осенние дожди» - В.Попков – художник.
Слайд10:
Рефлексия.
О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
С чьим именем связано это прекрасное место?
Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?
О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели. У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.
Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).
Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.
Список использованной литературы:
1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.
2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.
3.Электронные ресурсы:http//ru.vikipedia.org.


Приложенные файлы

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
«Здесь барство дикое, без чувства, без закона»
(записанные на доске 2 эпиграфа)
Цели:
1) Совершенствование навыка литературного анализа лирического текста, формирование умения развивать и обосновывать мысль
2) Развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности
3) Воспитывать интерес к русской литературе
Активизация внимания. На доске – эпиграфы нашего урока. Что такое эпиграф? (изречение, характеризующее основную мысль). Откуда взяты эти строки? Ребята, используя эпиграфы и предложенные глаголы (заранее записанные на доске глаголы: узнать, изучить, проанализировать, исследовать) сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Ребята, а вы были в деревне? Какие ваши впечатления? Что больше всего понравилось? Хорошо, а теперь давайте узнаем, что думал в своё время Пушкин про деревню.
Предыстория создания стихотворения. Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро начала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашёл. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении «Деревня», в ней – все его мысли и чувства.
Выразительное чтение первой части стихотворения учителем.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца - в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.
Беседа. С чего начинается стихотворение? (описание мирной деревенской жизни, молодой поэт с любовью и очень подробно передаёт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его взгляда)
Какие слова вам непонятны? (заранее раздать детям распечатанный словарик незнакомых слов) - лоно, Цирцея, скирда, овины, роптать, оракул.
Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется?
Сформулируйте вывод по первой части, продолжив предложение: «Деревня в первой части – это почти идиллическое место, где…»
Активизация внимания. Ребята, не всегда же всё бывает хорошо? Бывают и трудные моменты. Что видели плохого в деревне?
Предыстория ко 2 части. В первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретённой свободой. Но постепенно глаз его начинают «резать» узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения.
Выразительно чтение учителем второй части.
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Беседа. Какие слова вам непонятны? (не внемля, пагуба, барство, ярём, витийство)
Что такое в изображении Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они – эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?
О каком времени мечтает поэт? О чём мечтает?
Сформулируйте вывод по второй части, продолжив предложение: «Во второй части стихотворения Пушкин мечтает о…»
Как вы заметили, мы разделили стихотворение на 2 части. Что описывается в первой части? (идиллия, мирное существование). Что во второй? (ужасные пороки крепостничества)
Можно ли сказать, что эти части противопоставляются друг другу? Как называется такой художественный приём? (антитеза). Для чего нужны такие средства выразительности? (чтобы создать уникальный, неповторимый художественный мир произведения)
Задание. Ребята, а теперь попробуем составить кластер (схематичная форма систематизации информации, в которой мы проводим связи, аналогии и ассоциации). Работаем по вариантам, первый работает с первой частью стихотворения, а второй со второй частью.
Например: Праздники→ день рождения→ торт
Приют спокойствия ←Деревня для поэта→ Барство дикое
↓↓ ↓ ↓
лазурные равниныневежество
Выводы по уроку. Посмотрите ещё раз на эпиграфы. Какой больше подходит нашему уроку? Получилось ли у вас выполнить поставленную цель?
Домашнее задание. Составить кластер «что значит деревня для подростка 21 века»

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Приют спокойствия трудов и вдохновенья…

Урок по музыке в 4 классе по программе Г.Сергеевой, Е.Критской.

Учитель ГБОУ школа 594 Студеновская Людмила Ивановна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок диалог.

Цель урока: Увидеть красоту Родины через взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

Воспитательная

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям,
  • систематизировать жизненно - музыкальный опыт детей.

Образовательная:

  • знакомство с музыкальным термином пастораль;
  • знакомство с поэзией Пушкина и его родовым имением;
  • понять взаимосвязь музыки, поэзии, живописи.

Развивающая:

  • развить умение излагать свои мысли о живописи, музыки, поэзии.
  • развитие художественного воображения.

Материально - техническое обеспечение:

  • презентация «Унылая пора! Очей очарованье».
  • МР3 проигрыватель:

Г. Свиридов «Осень»;

Г.Свиридов «Пастораль»;

П.Чайковский «Осенняя песнь».

  • портреты: А. Пушкина,

Г. Свиридова,

П. Чайковского.

Ход урока:

Сегодня мы отправляемся под звуки музыки Г. Свиридова

и П.И. Чайковского в осеннее путешествие в село Михайловское, родовое имение А.С. Пушкина, а помогут нам в этом:

  • стихи А.С. Пушкина;
  • музыка Г. Свиридова и П. И. Чайковского;
  • осенние пейзажи.

Звучит музыка.

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень:

На экране слайды 1,2,3,4,5:

«Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья….»

Так называл А.С.Пушкин свое родовое имение – село Михайловское.

Его неяркая, неброская природа очаровала поэта и вдохновила его на создание многих замечательных произведений.

Сейчас это музей - заповедник «Михайловское». (учитель читает стихи и рассказывает о музее).

« Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья»

Село Михайловское известно как памятные пушкинские места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта. За Михайловским закрепилось определение поэтической родины Пушкина. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений.

  • Ребята, кто из вас был в музее – заповеднике?
  • Какие впечатления навевают вам эти места?

Ответы детей.

Слайд 6:

Больше всех времён года А.С. Пушкин любил осень.

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса»…

Первая фраза Пушкина грустная. Настраивает на минорный лад, на тишину, покой. «Унылая пора!» - грустно, тоскливо… и вдруг « Очей очарованье!» - как меняется настроение автора?

Прослушивание трёх пьес:

«Осенняя песнь» Чайковского,

«Осень» Свиридова,

«Пастораль» Г.Свиридова.

Слайд 7:

Пастораль – это жанр в живописи, литературе, рисующий простую сельскую жизнь.

Ответы детей.

Слайд 8:

Картина художника Виктора Попкова «Осенние дожди».

  • Что мы видим на ней?
  • Как вы думаете, о чём думает А.С. Пушкин? Какое у него настроение?
  • Подумайте, близок ли характер музыки П.И.Чайковского стихам А.Пушкина и картине «Осенние дожди»?
  • В каком ладу написана пьеса, меняется ли в ней настроение?

Ответы детей.

Картина В. Попкова – это не только дивная осенняя пора. Она несёт в себе тревожное предчувствие.

Какие мысли бродят в голове поэта, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом мы можем только догадываться.

Слайд 9:

Дети записывают в тетрадь.

«Унылая пора! Очей очарованье!» - А.С. Пушкин – поэт

«Осенняя песнь» - П.И. Чайковский – композитор.

«Осень», «Пастораль» - Г. Свиридов, тоже – композитор.

«Осенние дожди» - В.Попков – художник.

Слайд10:

Рефлексия.

  1. О каком уголке нашей Родины мы сегодня говорили?
  2. С чьим именем связано это прекрасное место?
  3. Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знали и с какими познакомились сегодня?
  4. Каких композиторов и какие произведения вы узнали сегодня на уроке?
  5. Какое музыкальное произведение произвело на вас особенное впечатление и почему?
  6. Понравился ли вам урок и что понравилось особенно?

О Родине может рассказать не только композитор но и в своих произведениях о ней рассказывают поэты, художники. А рассказывают они каждый по- своему, что мы сегодня и увидели. У каждого искусства свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких, запоминающихся читателям, слушателям, зрителям художественных образах. Искусство П.И.Чайковского, Г.Свиридова, А.С.Пушкина, В.Попкова – это родственный взгляд на мир. Они все очень сильно любили свою Родину.

Молодцы, ребята! Мы сегодня много узнали интересного (выставление оценок).

Домашнее задание: Нарисовать рисунок по теме урока.

Список использованной литературы:

1.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 1-4 класс». Москва. «Просвещение», 2010.

2.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка», учебник для учащихся общеобразовательных школ. Москва. «Просвещение» 2011.

3.Электронные ресурсы:http//ru.vikipedia.org.


Сочинение по картине «Первые зрители» предлагается написать учащимся на уроках русского языка. Попробуем дать несколько необходимых рекомендаций для качественного выполнения этой работы.

Слово о художнице

Прежде чем писать сочинение по картине «Первые зрители», необходимо рассказать об авторе этого полотна. Екатерина Васильевна Сыромятникова родом из Украины, города Харькова. Помимо того, что она является очень талантливым художником, наш автор получила профессиональное образование в области художественного искусства.

Помимо полотна «Первые зрители», она написала очень известную картину «Вид с Воробьевых гор».

Ее работы настолько приглянулись зрителям, что практически все разошлись на хранение в частные коллекции.

Е. В. Сыромятникова была известна не только в России, но и в других странах.

Подготовка к сочинению

Когда мы приступаем к работе над картиной, нам необходимо выполнить несколько простых действий. Для начала нужно составить план, по которому мы будем писать сочинение. Примеры таковых могут быть различны. Но самое главное - быть последовательным и не отходить от темы пункта. Может быть описан сюжет полотна, его основные образы, а также сделаны необходимые выводы после проделанной работы.

Обязательно проверьте сочинение на предмет смысловых связей между абзацами. Не забудьте и про грамотность, поскольку, работая над содержанием, можно незаметно для себя сделать ошибку.

Сюжет картины

Картина (Сыромятникова) «Первые зрители», сочинение по которой нам предстоит писать, соединяет в себе черты различных жанров. Здесь и пейзаж, и изображение человека, и интерьер.

Прекрасная летняя погода навевает приятные воспоминания. Яркая зелень и молодые березки так и притягивают к ней взгляд.

К сожалению, история создания картины доподлинно не известна. Но есть информация о том, что в 1929 году, когда было написано полотно, художница отдыхала в селе Лигачево, находящимся в Подмосковье. Видимо, тогда на нее нашло вдохновение, и она подарила нам эту чудесную картину.

Двое мальчишек гуляли по улице. Вдруг они заметили, что в одном из дачных домиков открыто настежь око. Любопытные ребята подошли к дому и то, что они увидели, приятно их удивило. Оказалось, что перед ними мастерская какого-то художника. С величайшим интересом дети рассматривают все вокруг. Им очень любопытно смотреть на необычную комнату.

Самого художника на картине нет. Вероятно, он ненадолго отлучился по каким-то своим делам. Поскольку люди искусства довольно своеобразные, то и наш мастер, возможно, удалился из дома, забыв закрыть окно.

Толкование названия полотна также необходимо включить в наше сочинение. Примеры могут быть различны. Мы предположим, что картина названа «Первые зрители» потому, что мальчишки явились самыми ранними свидетелями создания полотна неизвестного художника.

Что мы видим на заднем плане

Перед нами просторная и очень приятная комната. На заднем плане мы видим Кажется, что домик художника находится в отдалении от других, где-то на лесной поляне. Вдалеке виднеются деревья и их пышные зеленеющие кроны. Рядом с домом завораживающая Белоствольные красавицы развесили свои пушистые ветви и греются под солнечными лучами.

Трава на полянке еще совсем молодая. Она настолько яркая, что похожа на мягкий бархатный ковер. Вдалеке мы видим тропинку, ведущую, вероятно, к другому дому.

Центральный план

Все полотно можно условно поделить на две части: сама комната и уличный пейзаж.

Сочинение по картине «Первые зрители» будет продолжено описанием центрального плана.

Обстановка в мастерской очень необычна, чем и привлекла внимание мальчишек.

Занавеска не закрывает окно. Она плавно развевается, что говорит о том, что на улице, возможно, дует слабый летний ветерок.

Справа от окна стоит шикарное кресло. Отдыхая на нем, художник, вероятно, обдумывает свои творческие идеи. Оно выполнено в старинном стиле, на сиденье попадают солнечные лучи.

Один из мальчишек с интересом разглядывает этот необычный атрибут мебели. Слева, под окном, стоят уже нарисованные картины. Они отвернуты лицевой стороной к стене, как того требуют правила просушки.

Пол деревянный, ничем не прикрыт, но тем не менее чистый и ухоженный.

А может быть, в этом домике жила или бывала в гостях сама Е. В. Сыромятникова?!

Передний план

Прямо перед нашими глазами красуется симпатичный букет из ромашек. Можно предположить, что именно его и запечатлел на картине автор. Нам, к сожалению, не известно, что изображено на этом полотне. А как бы хотелось увидеть, чем так залюбовался старший из ребят! Он настолько заворожен полотном, что у него даже пылают щеки от удовольствия.

Слева мы видим мольберт и этюдник. Это говорит о том, что художник - мастер своего дела. В своей работе он использовал четыре кисточки и, возможно, зеленый и белый цвета, потому как именно они остались на его палитре. Это подтверждает нашу версию о том, что художник, возможно, изображал на холсте именно ромашки.

Представляется, что, закончив работу, мастер, сидя в своем необычном кресле, оценил собственное творение.

Примечательно, что на этом полотне мы видим необычную ситуацию. Художница изобразила одну картину в другой.

К сожалению, зрители не знают, какое творение так удивило ребят, но известно точно: полотно выполнено очень качественно. Настолько, что притягивает взгляды посторонних.

Цветовая гамма

Картина оставляет очень приятное впечатление, поскольку она очень реалистичная. Это достигается благодаря использованию художником удачно подобранных цветов и оттенков. Эта информация обязательно должна быть включена в сочинение по картине "Первые зрители".

Изображение природы очень притягательно. Так и вспоминается беззаботное детство, летние каникулы, ясные солнечные деньки. Наверное, именно в этот период мальчишки вышли на прогулку, позабыв на время о школе.

Одежда у ребят довольно яркая, летняя. У старшего из них серая футболка с голубыми каемками. Младший же в красной кофточке. Такие «живые» цвета выделяют мальчишек на общем фоне картины.

В комнате ярким «пятном» явились ромашки. Эти свежие летние цветы придутся по нраву каждому из нас. Это некий символ беззаботности, отдыха и даже романтики. Наверное, этот букет расположился на тумбе и радует глаз своего обладателя. Можно предположить, что его подарил мастеру кто-либо из поклонников его творчества.

Палитра с красками тоже выделяется в обстановке комнаты. Это все-таки рабочая мастерская, поэтому художник не убирает свои рабочие инструменты.

В целом вся картина выразительно яркая и в то же время светлая. Все вокруг залито солнечными лучами, так и ощущается тепло летнего солнышка.

Заключение

После такого подробного описания можно заканчивать наше сочинение по полотну, которое написала Е. Сыромятникова. «Первые зрители» поражают зрителя своим мастерством и в это же время простотой. Не забудьте сделать выводы, касающиеся вашего впечатления от картины. Вероятно, оно останется приятным. Невозможно не полюбить этих маленьких сорванцов, которые украдкой подглядывают в чужой дом!

Если кто-то захочет увидеть оригинал этой картины, то его легко найти в самом известном музее в России - Третьяковской галерее.

Увидев творение своими глазами, возможно, вы еще больше проникнетесь этим полотном.