Аюрведа - древняя наука жизни. Аюрведа: достоинства учения

Миллионы лет своего удивительного творчества Природа потратила на создание Человека. Она по-матерински опекала и оберегала Его, давая все самое ценное для Его счастливой жизни. Наша Голубая Планета с ее первозданными лесами, горами, реками и озерами была прекрасной колыбелью для человека. Целебные травы и ягоды, корни и плоды поддерживали Его телесное и духовное здоровье.

Мудрецы древности в своих научных трудах описали законы человеческого Бытия, предвосхитив многие открытия на тысячелетия вперед. Они создали Аюрведу - первую и самую важную для нас с вами "науку о естественной жизни". Аюрведические методы оздоровления, основанные на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой, проверялись и совершенствовались веками. Мы очень рады пригласить Вас в страну этого удивительного Знания.

Что такое Аюрведа?!

Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает "наука жизни и долголетия". Но Аюрведа - это не только наука, Аюрведа - это также и философия. В древние времена эти понятия были нераздельны. Все знания рассматривались как часть единого знания о счастье, здоровье и развитии человека.

Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. В Аюрведе все это сливается воедино. Аюрведа представляет собой науку об Истине и о том, как эта Истина проявляется в жизни.

Аюрведа - это искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Она включает в себя систематизированное знание и практическую мудрость, которые ведут к здоровью и исцелению. Цели и задачи Аюрведы состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека и излечивать больного. При этом и поддержание хорошего здоровья и исцеление достигаются с помощью естественных средств.

Аюрведа - это наука, охватывающая все стороны жизни и соотносящая жизнь каждого человека с жизнью Вселенной. Согласно Аюрведе каждый из нас является одновременно творением космических энергий и в то же время уникальной личностью. Каждому присуща индивидуальная конституция, которая создается в момент зачатия универсальными энергиями эфира, воздуха, огня, воды и земли. Она формирует нового человека с определенным набором качеств. На современном языке мы называем этот "рабочий чертеж" человека наследственным генетическим кодом, тогда как Аюрведа с древнейших времен называла его пракрити, или индивидуальной конституцией, которая не изменяется на протяжении всей жизни. Это наш уникальный энергетический узор, индивидуальное сочетание физических, умственных и эмоциональных характеристик. Аюрведа как искусство исцеления основана на знании индивидуальной конституции человека и помогает ему выстроить образ жизни наиболее подходящий с точки зрения восстановления и поддержания здоровья.

В работе над созиданием здоровья Аюрведа принимает в расчет все уровни жизни - тело, ум, сознание (дух) - и их связь друг с другом. Для самоисцеления Аюрведа дает рекомендации по питанию, образу жизни, физическим упражнениям, отдыху и расслаблению, медитации, дыхательным упражнениям и лекарственным травам, а также предлагает процедуры очищения и омоложения. Кроме того, Аюрведа предлагает многочисленные вспомогательные методы, такие как лечение звуком цветом, запахом. Аюрведа - это нечто большее, чем искусство исцеления. Аюрведа имеет дело со всем, что вносит радость в нашу жизнь.

Если мы хотим оставаться здоровыми, то при любых изменениях условий жизни нам требуется постоянная поднастройка для сохранения равновесия. В основном эта поднастройка происходит автоматически, благодаря удивительной мудрости с которой создавались наши тела, однако многое зависит и от нас, от нашего выбора тех или иных действий. Поддержание здоровья требует постоянного осознавания своего состояния и его корректировки. Самоисцеление с позиции Аюрведы - это гармоничное сознательное существование во всей полноте настоящего момента. Аюрведа не является пассивной формой терапии, она предлагает каждому из нас принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. Аюрведа - это не столько медицинская система, сколько образ жизни, путь к пониманию того, как сотрудничать с Природой и жить в гармонии с Ней. Понятие здоровья означает в Аюрведе гармонию, и воистину нет предела гармонии, которой может достигнуть человек, искренне стремящийся к ней.

Аюрведа, являясь частью обширных знаний о человеке и Вселенной, основывается на том, что у нашей жизни есть цель. Исцеление, цельность, цель - все эти слова, имея один корень, имеют глубинную связь между собой. Аюрведа помогает каждому из нас найти свой собственный неповторимый путь, прожить свою жизнь в полную силу и, исполнив свое уникальное предназначение, вернуть Природе долг за дарованную нам жизнь.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

Согласно аюрведе аллергены представляют собой достаточно тонкие частицы, которым присуща высокая энергия,...
  • Польза имбирного чая Специалисты аюрведы утверждают, что имбирному чаю свойственно активировать в организме каждого человека...
  • Режим дня Вне всякого сомнения, жизнь каждого человека определяется его режимом дня. Именно от режима дня напрямую...
  • Рецепты для оздоровления Как для питты, так и для ваты, а также капхи была создана своя саттвичная диета. Специалисты аюрведы...
  • Философия Аюрведа – это ни что иное, как наука о жизни, которая охватывает все аспекты человеческого бытия. Более...
  • Целебные масла Различного рода масла используются в аюрведе довольно часто. О некоторых из них мы поговорим с Вами прямо...
  • Чаванпраш Чаванпраш – легендарный препарат от аюрведы, который принято считать эликсиром жизни. Рецепт данного...
  • Специалисты аюрведы утверждают, что имбирному чаю свойственно активировать в организме каждого человека горячую энергию под названием «янь ». На факт того, что данная энергия действительно активируется, указывает согревающее воздействие данного чая. Учитывая данный факт особенно полезно пить его в зимнее время года, сопровождающееся частыми простудами , снижением защитных сил организма, а также насморками . Всем своим целебным свойствам имбирь обязан полезным компонентам, которые входят в его состав в достаточно больших количествах. К числу таких компонентов можно причислить как витамины , так и аминокислоты, а также весьма разнообразные микроэлементы типа кальция, цинка, натрия, фосфора, цинка и многих других.

    На сегодняшний день существует несколько рецептов приготовления чая из имбиря . Рецепты такого чая напрямую зависят от того, с какой целью Вы собираетесь употреблять его. Так, к примеру, если с его помощью Вы хотите сохранить свои жизненные силы, тогда используется один рецепт приготовления. Если же он необходим Вам в качестве приятного напитка, тогда другой рецепт. Совсем по-другому готовят такой чай и в том случае, если он необходим в качестве лекарственного средства. Сразу же отметим, что во всех случаях он поможет избавиться от болевых ощущений в области живота, улучшит процесс переваривания пищи, усилит выработку желудочного сока, восстановит нормальный обмен веществ. Присуще данному чаю и достаточно мощное спазмолитическое действие. Чай из имбиря согласно аюрведе является прекрасным средством как для дыхательной, так и для кровеносной системы. Он наделен и тонизирующим, противорвотным, а также отхаркивающим эффектом.

    Чтобы приготовить такой чай приобретите для начала свежий либо сушеный имбирь, мёд , черный перец в форме порошка, сахар, листья мяты и апельсиновый либо лимонный сок. Сразу же обратим внимание читателей на тот факт, что свежий имбирь намного полезнее сушеного. И еще, выбирая корень, следите за тем, чтобы он был чистым, крепким и не сморщенным. В случае если свежий имбирь Вы так и не сможете разыскать, тогда количество сушеного должно быть в два раза меньше. Плюс ко всему его придется дольше варить, так как сушеный имбирь принято считать более острым.

    А теперь непосредственно рецепт такого чая от аюрведы: берем кусочек имбиря размером с большой палец, тщательно чистим и промываем его, после чего натираем на мелкой терке и заливаем одним литром воды. Доводим воду до кипения и варим имбирь в течение десяти минут на слабом огне. Черный перец следует добавить в чай во время варки. Сразу же после того как Вы процедите полученный чай добавьте в него две чайных ложки сока лимона и такое же количество сахара. Такой чай особенно эффективно ведет борьбу с простудой. Он поможет Вам как согреться, так и взбодриться, а также придаст Вам сил.

    Существует и такой рецепт приготовления данного чая, который является намного проще, но и менее эффективным: доведите воду до кипения и добавьте в нее тертый имбирь. После этого чай сразу же нужно будет снять с огня и дождаться пока он настоится.

    Секрет четвертый
    Ребенок ежедневно должен выпивать достаточное количество чистой воды . Это даст возможность предупредить обезвоживание детского организма, а, следовательно, и развитие весьма разнообразных заболеваний. Чистая вода в больших количествах поможет также повысить жизненную энергию, укрепить силы и защитные функции организма.

    Секрет пятый
    Научитесь показывать правду жизни с ее положительной стороны. Не стоит приходить домой и все время обсуждать свои проблемы. Негатив отразится на малыше и уже очень скоро он начнет переживать все трудности вместе с Вами. Частые стрессы и переживания – это опять-таки прямой путь к развитию различных патологий.

    Секрет шестой
    Аюрведа уверяет, что питание ребенка должно соответствовать времени года. Сезонные продукты содержат все необходимые витамины и целебные вещества, которые так необходимы растущему организму. Не стоит зимой покупать малышу клубнику, дождитесь лета.

    Секрет седьмой
    В доме всегда должна царить здоровая атмосфера. Вынесите из помещения всю ту продукцию, которой свойственно излучать токсичные вещества либо отрицательную энергию.

    Секрет девятый
    Данный секрет предусматривает четкое соблюдение всех тех рекомендаций, которые были представлены Вашему вниманию чуть выше. Помимо этого он рекомендует использовать специальные препараты на растительной основе, которые помогут уравновесить те или иные качества Ваших малышей.

    Секрет десятый
    Здоровье напрямую зависит от правильного дыхания. Научите ребенка дышать исключительно через нос. Совсем маленькие дети именно так и дышат, однако со временем они почему-то начинают дышать ртом. В ходе многочисленных исследований ученым удалось установить, что у детей, которые дышат носом, те или иные недуги возникают намного реже, нежели у тех детей, которые дышат ртом.

    В ежедневный рацион беременной женщины должны входить неочищенные злаки, продукты из грубой пшеничной муки, а также бурый рис . В неограниченном количестве следует употреблять и свежие фрукты, овощи, а также зелень. Перед отходом ко сну не будет лишним выпить стакан теплого кипяченого молока, в которое предварительно следует добавить небольшое количество мёда и топленого масла. Во время беременности согласно аюрведе категорически запрещено переедать. Что касается занятий йогой, то их рекомендуют проводить регулярно вплоть до девятого месяца беременности. Ложась на массажные столы , уделите особо пристальное внимание как шее, так и стопам, ногам, плечам и животу. Используя ароматерапию, лучше всего остановить свой выбор на герани , лотосе и жасмине , так как именно эти растениям присуще достаточно мощное успокаивающее и расслабляющее действие.

    Аюрведа в борьбе с чрезмерной массой тела рекомендует сезонно очищать организм при помощи различных масел и соков, которым свойственно сжигать шлаки и токсины. Помимо этого специалисты данной области рекомендуют употреблять в пищу достаточное количество специй, которым свойственно освобождать тело от чрезмерного количества жидкости. Снизить общую массу тела помогут и специальные очищающие травяные клизмы.

    Кушать аюрведа советует один раз в день, причем преимущественно овощи и фрукты. Чтобы очистить тело от шлаков, стоит воспользоваться помощью и горячего душа, парилок, ванных процедур, саун . Не последнее место в данном случае занимают и специальные слабительные средства. Весьма эффективно использовать и рисовую муку, которой следует растирать все тело. Избавившись от ненужных Вам килограммов, очень важно и в дальнейшем придерживаться правильного режима питания, дабы они не вернулись.

    Питту принято считать достаточно горячей и все потому, что ее главным элементом является огонь. Чтобы излечить питту специалисты аюрведы рекомендуют обратиться за помощью к охлаждающим методам терапии. Так как питта является достаточно легкой и мобильной, курс терапии предусматривает использование преимущественно успокоительных , а также питательных средств. Первоначально же курс терапии предусматривает применение охлаждающих методов лечения.

    Вкус тех или иных средств для лечения питты должен быть горьким, сладким и вяжущим. Все дело в том, что горький вкус принято считать одним из самых холодных, так что его терапевтическое действие в данном случае будет достаточно мощным. Курс терапии питты напрямую взаимосвязан с лечением ратты , то есть крови. Объясняется данный факт тем, что данные элементы тесно связаны между собой. Рассеяв жар, удается охладить кровь, а, следовательно, и питту. Наибольшее количество заболеваний, сопровождающихся лихорадкой, инфекциями , жаром, воспалительными процессами также напрямую взаимосвязаны с питтой. Чтобы охладить данный элемент, очень важно выяснить истинную природу возникновения жара. Помимо этого стоит уделить особо пристальное внимание и его местонахождению. Только учитывая все эти факты, можно будет назначить поистине эффективный курс терапии.

    Так, к примеру, если жар является следствием простуды либо какой-нибудь воспалительной патологии, тогда на помощь приходят согревающие диафоретические травы, которым свойственно еще сильнее согревать тело, провоцируя при этом выделение большого количества пота. Существуют в аюрведе и специальные охлаждающие диафоретики, которым свойственно рассеивать жар. Если жар возник на фоне инфекционных недугов, язв либо нарывов, тогда специалисты используют специальные травы, которые обладают укрепляющим свойством. К числу таких препаратов относят преимущественно вяжущие, а также горькие травы, которым присуще еще и антибактериальное действие. Если же на фоне жара возникает кровотечение , тогда никак не обойтись без помощи вяжущих и гемостатических трав, которым свойственно значительно ослаблять питту.

    Если на лицо очень сильный жар, тогда аюрведа предлагает специальные антипиретические травы, которым свойственно оказывать прямое воздействие на самые глубокие участки тела. Действие таких трав напоминает свойства укрепляющих растений, однако они намного сильнее. Нередко в таких случаях используются и слабительные средства, которым также свойственно охлаждать организм. Очень часто жар становится причиной развития запора , так как обезвоживает каловые массы больного. Очистив печень , Вы сможете также ослабить и питту. Слабительные средства уместно использовать и при поносе , который также нередко наблюдается при сильном жаре.

    Если же питта становится причиной накопления в организме достаточно большого количества токсинов, тогда специалисты аюрведы прибегают к помощи некоторых острых трав типа имбиря , которым свойственно оказывать очищающее воздействие. Горьким тонизирующим средствам также свойственно усиливать питту.