Биография. Смотреть что такое "Сельвинский, Илья Львович" в других словарях Поэмы и романы в стихах

СЕЛЬВИНСКИЙ, ИЛЬЯ ЛЬВОВИЧ (1899–1968), русский поэт, прозаик, драматург. Родился 12 октября 1899 в Симферополе в семье меховщика. После Первой русской революции 1905, опасаясь еврейских погромов, мать увезла детей в Константинополь. Через год отец разорился, и пришлось вернуться в Крым. В 1915 Сельвинский окончил Евпаторийское начальное училище и поступил в гимназию, которую окончил в 1919. Во время учебы, зарабатывая на жизнь, Сельвинский был матросом на рыбацкой шхуне, натурщиком, газетным репортером, фабричным рабочим, актером бродячего мюзик-холла. Во время Октябрьской революции 1917 выполнял задания большевиков-подпольщиков, в годы Гражданской войны стал красногвардейцем, был ранен под Перекопом. По возвращении в Севастополь был арестован белогвардейской контрразведкой, выпущен из тюрьмы по ходатайству друзей.

Сельвинский начал писать стихи, еще будучи учеником начального училища (некоторые из них были опубликованы в 1915 в газете «Евпаторийские новости»). Стихи, написанные в годы учебы в гимназии, поэт впоследствии объединил в цикл Гимназическая муза . В ранних произведениях (Зунд , Гавань , Бриз и др.) чувствуется влияние Н.Гумилева, И.Северянина, А.Блока и И.Бунина.

По окончании гимназии Сельвинский поступил на медицинский факультет Таврического университета. Для заработка нанялся качать воду в евпаторийский отель «Дюльбер». В отеле собирались артисты, литераторы, музыканты, художники, искусствоведы, принявшие одаренного юношу в свой круг. В автобиографической рукописи Черты моей жизни (1959) Сельвинский писал: «Школой моей стал импрессионизм. Сущностью – беспредельная преданность богу искусства. Жизнь бок о бок с людьми черного труда, взгляды этих людей, их симпатии и оценки воспитывали во мне стихийный демократизм и заставляли не раз задумываться над смыслом искусства, оторванного от народа». Столкновение этих устремлений ощутимо в ранней поэме (короне сонетов) Юность (1920): «А я ничей. Мне все чужое снится. / Звенят, звенят чудесные страницы, / За томом возникает новый том. / А в жизни бродишь в воздухе пустом».

После установления в Крыму советской власти Сельвинский работал в театральном отделе Наробраза и одновременно учился на юридическом факультете Таврического университета. В 1920 перевелся в МГУ на факультет общественных наук. Молодой поэт сразу же оказался в гуще литературных событий: читал свои стихи в студенческих аудиториях, его поэзия была замечена критиками. В 1926 вышел его первый поэтический сборник Рекорды . Сельвинский собрал небольшой кружок литературных единомышленников, на основе которого в 1924 была создана группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов). К 1929 в ЛЦК, кроме Сельвинского, входили Э.Багрицкий, В.Асмус, Е.Габрилович, В.Инбер, В.Луговской и др. литераторы.

В 1928 Сельвинский написал Кодекс конструктивиста , в котором были сформулированы основные эстетические принципы нового течения в поэзии: тактовый стих, локальный метод (прием, при котором главным является функциональное значение рифмуемых слов) и др. В Кодексе конструктивистов говорилось, что «носителем конструктивистского (т.е. напористо организационного и культурнического) движения должен явиться прежде всего пролетариат, а затем промежуточные социальные группы, находящиеся под идейным влиянием пролетариата».

Творчество Сельвинского всегда отличалось интенсивностью. По окончании МГУ (1923) он некоторое время служил в Центросоюзе и часто ездил в командировки, побывал на Дальнем Востоке и Дальнем Севере. В эти годы у него возник замысел поэтической эпопеи Улялаевщина (1923–1924, опубл. 1927). Тема поэмы – борьба с бандами в степях, разгул бунтарской стихии и ее подавление. Еще до публикации поэма ходила в списках. Критики отмечали неожиданные ритмы, использование фольклора и диалекта, сочетание юмора и лиризма, гротесковости и реализма. В то же время поэта обвиняли в романтизации бандитского вожака Улялаева и схематизации образа комиссара-коммуниста Гая. В 1956 Сельвинский опубликовал вторую редакцию Улялаевщины , сделав акцент на образе Гая и введя в текст образ Ленина, диктующего декрет о продналоге.

В 1927 написал стихотворную повесть Записки поэта . Главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Повесть завершалась сборником его стихов Шелковая луна , в котором ясно чувствовались эстетические предпочтения Сельвинского-конструктивиста.

Сельвинского всегда привлекала драматургия. Его поэтическая трагедия Командарм-2 (1928) была поставлена Вс.Мейерхольдом. Впоследствии Сельвинский постоянно обращался к драматической форме, создав своего рода «театр поэта». Значительное место занимают в нем поэтические трагедии на исторические темы – Орла на плече носящий (1941), Ливонская война (1944) и мн. др.

Впечатления поэта от работы в Центросоюзе воплотились в романе в стихах Пушторг (1927–1928), главной темой которого стали отношения интеллигенции с советской властью. Роман был написан октинами, с использованием разнообразных интонационных ходов и метафор.

После роспуска ЛЦК в 1930–1932 Сельвинский работал сварщиком на Московском электрозаводе, уполномоченным Союзпушнины на Камчатке. В 1933 стал корреспондентом газеты «Правда», посетил многие страны Западной Европы, написав о своих поездках стихи повествовательного содержания (Панна Польша , Разговор с дьяволом Парижа и др.). В эти годы написал также сатирико-фантастическую драму Пао-Пао (1932) – об орангутане, который благодаря коммунистам становится человеком, и пьесу Умка Белый медведь (1933). Впечатления от челюскинской эпопеи отразились в поэме Челюскиниана (1937–1938), а впоследствии в романе Арктика (1960).

В годы Великой Отечественной войны Сельвинский был военным корреспондентом. Военной теме посвящены его проникнутые пафосом стихи 1940-х годов Родина , Кто мы ?, Я это видел !, О ленинизме и мн. др. В стихотворении Фашизм (1941) определил фашизм как «восстание рыжего зверя / Против владычества человека».

После войны Сельвинский продолжал плодотворно работать в разных жанрах. Издал книгу теоретических статей Студия стиха (1962), пьесу о Ленине Человек выше своей судьбы (1962), автобиографический роман О, юность моя ! (опубл. 1966). Вел творческий семинар в Литературном институте им.А.М.Горького и продолжал писать стихи. Стихотворение Старцу надо привыкать ко многому... написано за два дня до смерти.


В.Э.Мейерхольд и И.Л.Сельвинский. 1929

Ежедневные рифмы
Илья Сельвинский (1899-1968)

Влюблённые не умирают

Да будет славен тот, кто выдумал любовь
И приподнял её над страстью:
Он мужество продолжил старостью,
Он лилию выводит среди льдов.
Я понимаю: скажете - мираж?
Но в мире стало больше нежности,
Мы вскоре станем меньше умирать:
Ведь умираем мы от безнадежности.
(1961)

***
Годами голодаю по тебе.
С мольбой о недоступном засыпаю,
Проснусь - и в затухающей мольбе
Прислушиваюсь к петухам и лаю.

А в этих звуках столько безразличья,
Такая трезвость мира за окном,
Что кажется - немыслимо разлиться
Моей тоске со всем ее огнем.

А ты мелькаешь в этом трезвом мире,
Ты счастлива среди простых забот,
Втсаешь к семи, обедаешь в четыре -
Олений зов тебя не позовет.

Но иногда, самой иконы строже,
Ты взглянешь исподлобья в стороне -
И на секунду жутко мне до дрожи:
Не ты ль сама тоскуешь обо мне?
(1959)

ЗАКЛИНАНИЕ
Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня!

Если вспрыгнет на плечи беда,
Не какая-нибудь, а вот именно
Вековая беда-борода,
Позови меня, позови меня,
Не стыдись ни себя, ни меня -
Просто горе на радость выменяй,
Растопи свой страх у огня!

Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня,
А не смеешь шепнуть письму,
Назови меня хоть по имени -
Я дыханьем тебя обойму!

Позови меня, позови меня,
Поз-зови меня...
(1958)

Илья Сельвинский:
В конце 1920-х писал экспериментальные эпические поэмы.
В середине и в конце 1920-х годов с экспериментальными «левыми» стихами и поэмами Ильи Сельвинского в своих концертах выступал популярный артист-эксцентрик и шансонье Михаил Савояров. В частности, он читал (а временами даже пел) под музыкальное сопровождение поэму «Улялаевщина» в костюме и эстетике театра Синей блузы.
В 1927—1930 годах Илья Сельвинский вёл острую публицистическую полемику с Владимиром Маяковским. В 1930 году выступил с покаянными заявлениями. Тогда же, как следует из его автобиографии, он пошёл «работать сварщиком на электрозавод».
В начале 1930-х годов Сельвинский писал авангардистские стихотворные драмы.
В 1933—1934 годах был корреспондентом «Правды» в экспедиции, возглавляемой О. Ю. Шмидтом на пароходе «Челюскин», однако в дрейфе и зимовке не участвовал: в составе группы из восьми человек высадился на берег во время стоянки у о. Колючина и прошёл с чукчами на собаках по льдам Ледовитого океана и тундре до мыса Дежнёва.
С 1937 года против Сельвинского были выпущены сокрушительные партийные резолюции: 21 апреля 1937 — резолюция Политбюро против его пьесы «Умка — Белый Медведь», а 4 августа 1939 года — резолюция Оргбюро о журнале «Октябрь» и стихах Сельвинского, которые были названы как «антихудожественные и вредные». С 1937 года он пишет исторические драмы в стихах.
Член ВКП(б) с 1941 года. С 1941 года был на фронте в рядах РККА, сначала в звании батальонного комиссара, затем подполковника. Получил две контузии и одно тяжёлое ранение под Батайском. Заместителем наркома обороны награждён золотыми часами за текст песни «Боевая крымская», ставшей песней Крымского фронта.
В конце ноября 1943 года Сельвинского вызвали из Крыма в Москву. Его критиковали за сочинительство «вредных» и «антихудожественных» произведений. Считается, что он «неправильно» рассказал о еврейских жертвах нацистов. По другой версии, во вполне безобидном стихотворении Сельвинского «Кого баюкала Россия» (1943) проницательно усмотрели карикатурное изображение И. В. Сталина (скрытого под словом «урод»)...
(Википедия)

Отрывок из поэмы "Уляляевщина:

Телеграмма пришла в 2:10 ночи.
Ковровый тигр мирно зверел,
Когда турецких туфель подагрический почерк
Исчеркал его пустыню от стола до дверей.

В окно был виден горячий цех
Где обнажалось белое пламя...
Комната стала кидаться на всех
Бешеными вещами-

И матовый фонарь, оправленный в кость,
Подъятый статуей настольного негра,
Гранеными ледышками стучался от энергий
В крышку чемодана из крокодильих кож,

Куда швыряло акции, керенки, валюты,
Белье, томик Блока, стэк с монограммой,
Шифрованное слово страшной телеграммы
Таинственное - "революция".

Суеверно сунут копеечный Спас.
Двор под черепом автомобиля ожил.
Судорожно свел никелированную пасть
Крокодил из чемодановой кожи -

Пока на подоконнике двуносый бульдог,
Копируя карикатурный обрюзг миллионера,
Стерег рассвет зеленовато-серый
И вздрогнул, заслыша гудок...

В окно неслась огневая метель:
В горячем цеху зарождалось солнце,
Как будто молотом и бессонницей
Там ковали мятеж!

Забойщики, вагранщики, сверловщики, чеканщики
Строгальщики, клепальщики, бойцы и маляры,
Выблескивая в лоске литье ребер и чекан щеки
Лихорадили от революционных малярий.

Хотя бы секунду, секунду хотя бы
Открыть клапана застоявшихся бурь...
А в это время Петербург
Вдребезги рухнул в Октябрь...

Сельвинский Илья (Карл) Львович - русский советский писатель. Член КПСС с 1941. Окончил факультет общественных наук МГУ (1923). Печатался с 1915. В 20-е годы один из руководителей литературной группы конструктивистов.

Главные произведения раннего Сельвинского тематически связаны с Гражданской войной (поэма «Улялаевщина» , 1927; трагедия «Командарм 2» , 1928), конфликтами периода нэпа (роман в стихах «Пушторг» , 1928).

Для них, как и для многих других произведений Сельвинского, характерен поэтический эксперимент, поиски необычного жанра, стиха, языка (поэма «Записки поэта» , 1927; эксцентрические пьесы «Пао-Пао» , 1932, «Умка - Белый Медведь», 1933).

С конца 30-х годов стал разрабатывать жанр исторической трагедии в стихах - о переломных и революционных моментах в истории России («Рыцарь Иоанн» , 1937; «Бабек» , 1941).

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 наряду с яркими патриотическими стихами ( и др.) Сельвинский начал работать над драматической трилогией «Россия» : «Ливонская война» (1944), «От Полтавы до Гангута» (1949), «Большой Кирилл» (1957), где стремился показать величие Родины, её историческую миссию, нарисовать тип русского человека - труженика и воина, создать образ В. И. Ленина.

Произведения Сельвинского переведены на иностранные языки. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Л. М. Фарбер

СЕЛЬВИНСКИЙ, Илья (Карл) Львович - русский советский писатель. Член Коммунистической партии с 1941. В молодости был актёром, борцом в цирке, грузчиком в порту, затем - инструктором по пушнине в Киргизии (1929). Окончил факультет общественных наук 1-го МГУ (1923). В 1933 - участник похода «Челюскина». В ранних стихах Сельвинского - влияние А. Блока , И. Бунина , поиски своего языка, отрицание традиционной поэтики. Сельвинский создаёт лабораторные, экспериментальные стихи, используя различные жаргоны - воровской («Вор» ), одесско-еврейский («Мотька-Малхамовес» ), цыганско-романсовый. В своих поисках Сельвинский в эту пору иногда доходил до зауми. В 20-х годах он становится одним из вождей конструктивизма. В «Кодексе конструктивиста» (сборник «Бизнес», 1929) и других теоретических выступлениях Сельвинского видно стремление через овладение техникой и конструктивно-научным мышлением (в т. ч. и в искусстве) найти пути к темам социалистической действительности. Поэма «Улялаевщина» (1924, опубликована в 1927), одно из значительных произведений советской поэзии 20-х годов, повествует о разгроме контрреволюционного кулацкого восстания Улялаева, чей образ получился у Сельвинского, однако, выразительнее образов коммунистов. В 1956 Сельвинский переработал поэму, сделав В. И. Ленина её центральной фигурой (для Сельвинского вообще характерно возвращение к ранним произведениям, переработка и углубление в них историзма).

Поэтический эксперимент характерен и для поэмы «Записки поэта» (1927, отдельное издание 1928); 1 часть поэмы - «автобиография» поэта Евгения Нея, 2 часть - сборник стихов Нея «Шёлковая луна». Внешний конфликт романа в стихах «Пушторг» (1928, отдельное издание 1929) - борьба честного специалиста Полуярова (директора акционерного общества «Пушторг») с карьеристом и бюрократом Кролем. Но за этим видимым конфликтом Сельвинский сумел показать борьбу партии против мещан с партийным билетом; коммунизм бьёт кролевщину. Однако в поэме звучат и пессимистические ноты (трагическая судьба интеллигента Полуярова). «Пушторг» - переломное произведение: поэт в известной мере отходит от конструктивистского эксперимента к более масштабным политическим и эпическим темам.

С конца 20-х годов Сельвинский выступает и как драматург. В трагедии «Командарм 2» (1928, постановка В. Мейерхольда, 1929) карьеристу и авантюристу Оконному противопоставлен командарм гражданской войны Чуб. Смысл сатирической и эксцентрической пьесы «Пао-Пао» (1931, опубликована в 1932) в разоблачении основ «обезьяньего» собственнического мира (в 1956 Сельвинский переработал пьесу, перенеся действие из Германии 20-х годов в предвоенную, фашистскую Германию). «Умка - Белый Медведь» (1933) - пьеса о величии революции, которая позволяет отсталым народам России совершить скачок от родового строя к социализму. К пьесе тематически примыкает поэма «Челюскиниана» (отрывки печатались в 1937-38). Позднее Сельвинский переработал поэму в роман «Арктика» (1934-56, опубликован в 1957).

В 30-е годы Сельвинский путешествует по Европе и Азии. Характерной для поэта становится философская лирика. С конца 30-х годов Сельвинский стал разрабатывать жанр исторической трагедии в стихах - о переломных и революционных моментах в истории России, о борьбе русского народа с антинародной властью. Первая трагедия «Рыцарь Иоанн» (1937) - об Иване Болотникове; «Бабек» (1941, позднее названа «Орла на плече носящий» ) - лирическая трагедия об Азербайджане 9 века, о пастухе Бабеке, ставшем во главе народного восстания.

В годы Великой Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и 2-м Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы он начинает работать над драматической трилогией «Россия» («основной труд жизн»). В 1941-44 создана «Ливонская война» (опубликована в 1944), где Ивану Грозному противостоит русский труженик пушкарь и литейщик Андрей Чохов. Правнук этого Чохова Никита Чохов олицетворяет русский народ во второй трагедии «От Полтавы до Гангута» (1949, опубликована в 1951; позднейшее название - «Царь да бунтарь» ). Заключает трилогию трагедия «Большой Кирилл» (1957), где рядом с В. И. Лениным в ноябре 1917 находится профессиональный революционер Кирилл Чохов, потомок русских тружеников и бунтарей. Трилогия «Россия» писалась в течение 16 лет и явилась итогом поисков Сельвинского не только в области художественного открытия русского национального характера, но и в области очень ёмкого и трудного жанра высокой трагедии в стихах. Истинным двигателем исторического процесса, согласно концепции поэта, являются не знаменитые цари или полководцы, а народная масса, её наиболее талантливые представители. В эти же годы Сельвинский создаёт трагедию «Читая Фауста» (1947, опубликована в 1952), пьесу-диспут, где гротеск соседствует с философскими раздумьями; пьеса написана в ключе театра Б. Брехта; в ней - судьбы немецкой интеллигенции в 20 веке, мнимые и подлинные наследники Фауста. Пьеса Сельвинского «Человек выше своей судьбы» (1962) рассказывает о последних месяцах жизни В. И. Ленина.

Результатом многолетних стиховедческих изысканий явилась книга Сельвинского «Студия стиха» (1962) - защита и обоснование тактовой просодии, былинности, версификационной основы стиха. Незадолго до смерти Сельвинский опубликовал в журнале «Октябрь» (1966, № 6-7) автобиографический роман «О, юность моя!». Уже после смерти поэта в том же журнале (1968, № 5) помещена его лирическая трагедия «Царевна-Лебедь» , тема которой также находится на главной линии развития искусства Сельвинского, всю жизнь искавшего возможность показать величие России, её великую историческую миссию.

Соч.: Ранний Сельвинский, М. - Л., 1929; Декларация прав, М., 1933; Избр. стихи, М., 1934; Лирика и драмы, М., 1947; Крым. Кавказ. Кубань, М., 1947; Избранное, М., 1950; Трагедии, М., 1952; Избр. произведения, М., 1953; Избр. произведения, т. 1-2, М., 1956; Черты моей жизни, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959; О времени, о судьбах, о любви. Стихи, М., 1962; Театр поэта, М., 1965; Лирика, М., 1964; О, юность моя! Роман, М., 1967; Давайте помечтаем о бессмертье. Стихи, М., 1969.

Лит.: Вандыш Е., Путь к социалистич. реализму. (Эволюция творчества И. Л. Сельвинского), «Уч. зап. Латв. гос. ун-та. Филологич. науки», 1963, т. 46; Кедрина З., Историч. трагедии И. Сельвинского, в её кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Резник О., Жизнь в поэзии. Творчество Ильи Сельвинского, М., 1967; [Огнев В. Ф.], И. Л. Сельвинский, в кн.: История рус. сов. лит-ры, 2 изд., т. 3, М., 1968.

Л. М. Фарбер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 6. - М.: Советская энциклопедия, 1971

СЕЛЬВИНСКИЙ Илья Львович - советский поэт и драматург. Родился в Симферополе, в семье меховщика. В 1923 окончил МГУ (Правовое отделение). Много путешествовал по отдалённым окраинам СССР, в 1933 был в плавании на «Челюскине».

Первая книга стихов «Рекорды» вышла в 1926. Широкую известность Сельвинский приобретает после выхода «Улялаевщины» . Работая с большой интенсивностью, Сельвинский почти каждый год выступает в печати с новой книгой - «Пушторг» , «Командарм 2» , «Пао-Пао» , «Умка - белый медведь» . - В условиях развёртывания пролетарской революции и под её воздействием поэт прошел сложный путь. В ранних стихах Сельвинского с их узко индивидуалистическими настроениями, эстетством, подчёркнутым равнодушием к социально-политической жизни он выступает как эпигон буржуазной поэзии. Революция и гражданская война как бы прошли мимо этих стихов, утверждающих примат индивидуального и биологического над социальным. Однако развитие революции, в частности развёртывание её созидательной деятельности, интенсивность социальной жизни эпохи выводят Сельвинского из его уединения. Переоценивая ценности («больно подумать, что вся моя жизнь была лишь каталогом сложных ошибок»), поэт обращается к осмыслению широких проблем действительности и не перестаёт упорно искать «свой политический угол». Таким «политическим углом» для Сельвинского явилась социальная философия и эстетика конструктивизма, крупнейшим поэтом и одним из теоретиков которого и становится Сельвинский. Поэт объявляет борьбу анархическому индивидуализму, его буйной, разрушительной стихии, выдвигая в противовес ему конструктивные и рационалистические начала. Излюбленными идеями Сельвинского становятся идеи созидания плана организованности, но и в их абстрактном виде, оторванном от живой диалектики классовой борьбы. В этот период Сельвинский создаёт поэму «Улялаевщина» - одно из наиболее значительных эпических произведений современной поэзии. Её тема - возникновение и гибель анархо-кулацкой партизанщины первых лет революции - разработана широко, выпукло и сильно. В сочно выписанной бытовой рамке показаны колоритные, эпически выразительные образы бандитов, - прежде всего, - сам «батько, Улялаев Серьга». Гораздо бледнее даны образы коммунистов. Значительность произведения ослаблена положенной в основу его конструктивистской философией. Последовательно развивая принципы конструктивизма, Сельвинский пытался доказать в «Улялаевщине» , что революция от первого, разрушительного периода переходит ко второму «мирному», «конструктивному», когда классовая борьба «затухает». В соответствии с этим замыслом руководителями строительства оказываются в конце поэмы конструктивисты с их лозунгами «организация, плановость, вещность», а коммунист Гай, с одной стороны, и воплощение стихийности - Улялаев, с другой, оказываются оттеснёнными на задний план.

С ещё большей остротой Сельвинский выразил идеи конструктивизма в романе в стихах «Пушторг» . Развив до логического конца защиту конструктивистских идей, Сельвинский лишь обнажил их порочность и враждебность пролетарской революции. Такова самая исходящая мысль «Пушторга» , взятая Сельвинским из общеконструктивистского арсенала, мысль о том, будто ведущая роль в стране должна принадлежать технической интеллигенции. Эту враждебную пролетарскому руководству мысль Сельвинский воплотил через противопоставление высокоодарённого преданного революции («коммуноид») беспартийного специалиста Полуярова, с одной стороны, бездарности, жулику с партбилетом Кролю и обывателю Мэку, изображённому старым большевиком - с другой. Эти бездарные и недостойные члены партии толкают на самоубийство «последнего интеллигента» - Полуярова. Вместе с тем «старый большевик» Мэк, выбирая между Полуяровым и Кролем, так формулирует линию партии по отношению к интеллигенции: «Бюджет наш ССР… так вот Полуяров это коняк. Он не по карману. Кроль подешевле… В портянках идейная наша пехота». Эта идея о курсе на «портяночность», серость, якобы взятом большевиками и приводящем к гибели «гениальных» Полуяровых, была полным извращением действительности. Таким образом, желая выступить против недооценки революционно настроенной части интеллигенции и неумения использовать её, Сельвинский исказил в «Пушторге» политику партии в отношении интеллигенции. «Пушторг» был сурово встречен советской общественностью и советской критикой как произведение, объективно направленное против социалистического строительства. Под влиянием критики и фактов действительности Сельвинский пересмотрел своё отношение к конструктивизму.

В 1929 Сельвинский публикует трагедию «Командарм 2» , где выступает против «лево»-интеллигентского максимализма. Стремясь ближе приобщиться к социалистическому строительству, Сельвинский делает в 1931 «Электрозаводскую газету» , от передовой статьи до отдела объявлений всю написанную стихами. В 1932 появляется пьеса «Пао-пао» , в которой Сельвинский ставит проблему труда в коммунистическом обществе. В 1934 выходит пьеса «Умка - белый медведь», интересная попыткой Сельвинского дать образ большевика, секретаря райкома партии Кавалеридзе, возглавляющего работу по социалистическому строительству на крайнем севере.

Таким образом, постепенно от биологического восприятия жизни, через преодоление философии конструктивизма Сельвинский переходит к осмысливанию в своём творчестве советской действительности. От чисто формалистского обращения со словом Сельвинский приходит к пониманию того, что «Голое мастерство слишком бедно, чтобы дышать ураганом эпохи».

Для Сельвинского характерно чрезвычайное разнообразие жанров и художественных приёмов. Он пишет и мелкие лирические стихотворения, и поэмы, и песни, и романы в стихах, и трагедии, и эпиграммы. Тем не менее Сельвинский явно тяготеет к большим эпическим полотнам, и лирика, эпиграммы и т. д. занимают в его творчестве второстепенное место. Сельвинский - мастер стиха. Он широко использовал разнообразные ритмы, акценты, звукопись. Он виртуозно разработал так называемый тактовый стих или тактовик. Сельвинский мастерски владеет диалогом, вводя в него нередко живописные жаргонизмы. Ему удалось освоить в поэтической форме политико-экономический и публицистический материал: речи, доклады, статистические сведения и т. п. (например, речь Ленина в «Улялаевщине» , «Электрозаводская газета» ). Поэзии Сельвинского свойственны резкие чередования интонаций, неожиданные переходы от патетики к гротеску, от эпически спокойного повествования к лирическим нотам. Вместе с тем в творчестве Сельвинского силён налёт дидактизма и рассудочности. Сельвинский прежде всего рационалистичен, он стремится сблизить «прозаическое» научное мышление с художественным. Почти все крупные его произведения написаны как бы для логического доказательства заранее поставленного отвлечённого тезиса. Рассудочность поэзии Сельвинского в своё время вызвала справедливые упрёки критики. Интересная по замыслу, трагедия «Пао-Пао» в значительной мере обесценена тем, что в ней поэтический образ дан как аллегорическое выражение отвлечённого понятия. Отказавшись от социально-философских основ конструктивизма, Сельвинский долго ещё держался за его поэтику. В своё время Сельвинский выступал в качестве сторонника условного искусства как системы и отрицал возможность метода социалистического реализма в поэзии. Но отказ от философии конструктивизма естественно заставляет Сельвинского пересмотреть и средства своей художественной изобразительности.

Путешествия по отдалённым окраинам Союза обогатили поэта, внеся в его творчество свежую струю. В последней книге стихов «Путешествие по Камчатке» и в пьесе «Умка - белый медведь» появляются новые темы, новые образы и по-новому выраженное восприятие окружающей действительности. Дидактизм постепенно уступает место реалистическому изображению жизни, лабораторное экспериментаторство над словообразованиями и словоизменениями отходит на задний план.

Библиография: I. Рекорды. Стихи, изд. «Узел», М., ; Улялаевщина. Эпопея, изд. «Круг», [М.], 1927; То же, изд. 3, с рис. худ. А. Г. Тышлера, ГИХЛ, [М.], 1933; Записки поэта. Повесть, Гиз, М. - Л., 1928; Ранний Сельвинский, Гиз, М. - Л., 1929; Пушторг. Роман, Гиз, М. - Л., 1929; То же, изд. 2, М. - Л., 1931; Командарм 2, Гиз, М. - Л., 1930; Избранные стихи, изд. «Огонёк», М., 1930; Рекорды. Стихи и, новеллы, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Электрозаводская газета, изд. «Федерация», М., 1931; Как делается лампочка, изд. «Огонёк», М., 1931; Декларация прав, изд. «Советская литература», М., 1933; Пао-Пао. Рис. В. Роскина, изд. «Советская литература», М., 1933; Тихоокеанские стихи, изд. Моск. т-ва писателей, [М.], 1934; Избранные стихи, [вступ. ст. О. Резника], Гослитиздат, М., 1934; Лирика, Гослитиздат, [М.], 1934; Умка - белый медведь, [Пьеса в 5 акт., 9 карт.], Гослитиздат, М., 1935.

II. Тынянов Ю., Промежуток. (О поэзии), «Русский современник», 1924, № 4; Крученых А. , Новое в писательской технике, М., 1927; Лежнев А., Илья Сельвинский и конструктивизм, печать и революция», 1927, № 1; Гельфанд М., Переделка мечтателя (Лейтмотивы поэзии Ильи Сельвинского), «Печать и революция», 1929, №№ 10 и 11; Генкин И., Иоссель А., Илья Сельвинский на переломе, «Литературная газета», 1930, № 55; Лейтес А., Что нужно сказать Сельвинскому, «Литературная газета», 1934, № 53, 28 апр.; Серебрянский М., И. Сельвинский, «Декларация прав» и «Пао-Пао», «Художественная литература», 1933, № 9; Его же, Литература и социализм, М., 1935, стр. 124-154. Отзывы: Локс К., «Красная новь», 1927 № 3; Друзин В., «Звезда», 1927, № 5; Зелинский К., Философия «Улялаевщины», в его книге: Поэзия как смысл, М., 1929 (об «Улялавщине»); Аксёнов И., «Красная новь»; 1928, № 4; Степанов Н., «Звезда», 1928, № 3; Зенкевич М. , «Новый мир», 1928, № 3; Лежнев А., «Правда», 1928, 16 авг. (о «Записках поэта»); Тимофеев Л., «На литературном посту», 1929, № 15; Зенкевич М. , «Новый мир», 1929, № 6 Гурьев К., Ранний Сельвинский, «На литературном посту», 1929, № 15; Степанов Н., «Звезда», 1929, № 4 (о «Раннем Сельвинском»); Григорьев М., «На литературном посту», 1929, № 9; Бескин О., «Молодая гвардия», 1929, № 7-8; Марков П., «Новый Мир», 1929, № 9 «(о «Командарм 2); Сурков А. , Поэзия на новом этапе, «Молодая гвардия», 1931, № 5-6 (о «Поэме об Электрозаводе»); Щербаков Г., «Пролетарский авангард», 1931, № 10-11 (о «Как делается лампочка»); Серебрянский М., «Красная новь», 1932, № 12; Прозоров А., «Книга и пролетарская революция», 1933, № 12; Болотников А., «Литературный критик», 1933, № 3; Македонов А., «Наступление», 1933, № 3 (о «Пао-Пао»); Тарасенков А., «Литературная газета», 1934, № 128 (об «Умке - белом медведе»); Островский Ю., «Знамя», 1935, № 5 (о «Тихоокеанских стихах»).

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, М. - Л., 1928.

Г. К.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Сельвинский Илья Львович

Сельвинский Илья (Карл) Львович (1899 — 1968), поэт. Родился 12 октября (24 н. с.) в Симферополе в семье скорняка, инвалида турецкой войны 1874. Детские годы прошли в Крыму, где окончил Евпаторийскую гимназию, затем учился на медицинском факультете Таврического университета (не окончил). В гимназические и студенческие годы перепробовал много профессий: был юнгой на шхуне, портовым грузчиком, натурщиком, репортером уголовной хроники, актером бродячего театра, сельскохозяйственным рабочим и др. В 1918, став бойцом Красной гвардии, защищал Перекоп. Сельвинский продолжил образование в Москве, окончив юридический факультет университета, затем факультет общественных наук (1923).

С 1922 по 1926, затем в 1932 был инструктором Центросоюза по экспорту пушнины. Наряду со всей этой деятельностью Сельвинский ищет свое место в поэзии, создавая экспериментальные стихи. В 1920-х становится одним из вождей конструктивизма (поэмы «Улялаевщина», 1924, и «Записки поэта», 1927). Пишет роман в стихах «Пушторг» (1928) и пробует себя в драматургии: трагедия «Командарм 2», 1928 (поставлена В. Мейерхольдом в 1929), пьеса «Пао-Пао», 1931; «Умка — Белый Медведь», 1933.

В 1933 — 34 Сельвинский в качестве специального корреспондента «Правды» участвовал в арктической экспедиции проф. О. Ю.Шмидта на ледоколе «Челюскин», впоследствии написав поэму «Челюскиниана».

В 1930-е путешествует по Европе и Азии. В этот период разрабатывает жанр исторической трагедии в стихах: «Рыцарь Иоанн» (1937), «Бабек» (1941).

В годы Отечественной войны Сельвинский находился на Крымском, Кавказском и Прибалтийском фронтах. Именно в эти годы начинает работать над драматической трилогией « », которую заканчивает в 1957.

Результатом многолетних раздумий и стиховедческих изысканий явилась книга «Студия стиха» (1962).

Последним произведением Сельвинского был автобиографический роман «О, юность моя!», опубликованный в журнале «Октябрь» в 1966. Умер поэт 22 марта 1968 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Сельвинский Илья

Илья Львович Сельвинский

В зоопарке - Заклинание - Из дневника - Казачья шуточная - Каким бывает счастье - Кокчетав - Не верьте моим фотографиям.... - Не я выбираю читателя. Он... - Ночная пахота - Первый пласт - Сонет (Бессмертья нет...) - Сонет (Воспитанный разнообразным чтивом...) - Сонет (Душевные страдания как гамма...) - Счастье - это утоленье боли... - Тамань - Трактор `С-80` - Цыганская - Шумы - Юность - Я это видел!

ЗАКЛИНАНИЕ Позови меня, позови меня, Позови меня, позови меня!

Если вспрыгнет на плечи беда, Не какая-нибудь, а вот именно Вековая беда-борода, Позови меня, позови меня, Не стыдись ни себя, ни меня Просто горе на радость выменяй, Растопи свой страх у огня!

Позови меня, позови меня, Позови меня, позови меня, А не смеешь шепнуть письму, Назови меня хоть по имени Я дыханьем тебя обойму!

Позови меня, позови меня, Поз-зови меня... 1958 Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1967.

ЮНОСТЬ Вылетишь утром на воз-дух, Ветром целуя жен-щин,Смех, как ядреный жем-чуг, Прыгает в зубы, в ноз-дри...

Что бы это тако-е? Кажется, нет причи-ны: Небо прилизано чинно, Море тоже в покое.

Слил аккуратно лужи Дождик позавчерашний; Девять часов на башне Гусеницы на службу;

А у ме 1000 ня в подъязычьи Что-то сыплет горохом, Так что легкие зычно Лаем взрываются в хохот...

Слушай, брось, да полно! Но ни черта не сделать: Смех золотой, спелый, Сытный такой да полный.

Сколько смешного на свете: Вот, например, "капуста"... Надо подумать о грустном, Только чего бы наметить?

Могут пробраться в погреб Завтра чумные крысы. Я тоже буду лысым. Некогда сгибли обры...

Где-то в Норвегии флагман... И вдруг опять: "капуста"! Чертовщина! Как вкусно Так грохотать диафрагмой!

Смех золотого разли-ва, Пенистый, отлич-ный. Тсс... брось: ну разве прилично Этаким быть счастливым? Советская поэзия 1917-1929 годов. Москва, "Советская Россия", 1986.

В ЗООПАРКЕ Здесь чешуя, перо и мех, Здесь стон, рычанье, хохот, выкрик, Но потрясает больше всех Философическое в тиграх:

Вот от доски и до доски Мелькает, прутьями обитый, Круженье пьяное обиды, Фантасмагория тоски. 1945 Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, "Детская Литература", 1968.

СОНЕТ Бессмертья нет. А слава только дым, И надыми хоть на сто поколений, Но где-нибудь ты сменишься другим И все равно исчезнешь, бедный гений.

Истории ты был необходим Всего, быть может, несколько мгновений... Но не отчаивайся, бедный гений, Печальный однодум и нелюдим.

По-прежнему ты к вечности стремись! Пускай тебя не покидает мысль О том, что отзвук из грядущих далей Тебе нужней и славы и медалей.

Бессмертья нет. Но жизнь полным-полна, Когда бессмертью отдана она. 14 ноября 1943, Аджи-Мушкайские каменоломни Илья Сельвинский. Избранные произведения. Библиотека поэта (Большая серия). Ленинград: Советский писатель, 1972.

Я ЭТО ВИДЕЛ! Можно не слушать народных сказаний, Не верить газетным столбцам, Но я это видел. Своими глазами. Понимаете? Видел. Сам.

Вот тут дорога. А там вон - взгорье. Меж нами вот этак ров. Из этого рва поднимается горе. Горе без берегов.

Нет! Об этом нельзя словами... Тут надо рычать! Рыдать! Семь тысяч расстрелянных в мерзлой яме, Заржавленной, как руда.

Кто эти люди? Бойцы? Нисколько. Может быть, партизаны? Нет. Вот лежит лопоухий Колька Ему одиннадцать лет.

Тут вся родня его. Хутор "Веселый". Весь "Самострой" - сто двадцать дворов Ближние станции, ближние села Все заложников выслали в ров.

Лежат, сидят, всползают на бруствер. У каждого жест. Удивительно свой! Зима в мертвеце заморозила чувство, С которым смерть принимал живой,

И трупы бредят, грозят, ненавидят... Как митинг, шумит эта мертвая тишь. В каком бы их ни свалило виде Глазами, оскалом, шеей, плечами Они пререкаются с палачами, Они восклицают: "Не победишь!"

Парень. Он совсем налегке. Грудь распахнута из протеста. Одна нога в худом сапоге, Другая сияет лаком протеза. Легкий снежок валит и валит... Грудь распахнул молодой инвалид. Он, видимо, крикнул: "Стреляйте, черти!" Поперхнулся. Упал. Застыл. Но часовым над лежбищем смерти Торчит воткнутый в землю костыль. И ярость мертвого не застыла: Она фронтовых окликает из тыла, Она водрузила костыль, как древко, И веха ее видна далеко.

Бабка. Эта погибла стоя, Встала из трупов и так умерла. Лицо ее, славное и простое, Черная судорога свела. Ветер колышет ее отрепье... В левой орбите застыл сургуч, Но правое око глубоко в небе Между разрывами туч. И в этом упреке Деве Пречистой Рушенье веры десятков лет: "Коли на свете живут фашисты, Стало быть, бога нет".

Рядом истерзанная еврейка. При ней ребенок. Совсем как во сне. С какой заботой детская шейка Повязана маминым серым кашне... Матери сердцу не изменили: Идя на расстрел, под пулю идя, За час, за полчаса до могилы Мать от простуды спасала дитя. Но даже и смерть для них не разлука: Невластны теперь над ними враги И рыжая струйка

из детского уха Стекает

материнской

Как страшно об этом писать. Как жутко. Но надо. Надо! Пиши! Фашизму теперь не отделаться шуткой: Ты вымерил низость фашистской души, Ты осознал во всей ее фальши "Сентиментальность" пруссацких грез, Так пусть же

сквозь их

вальсы Торчит материнская эта горсть.

Иди ж! Заклейми! Ты стоишь перед бойней, Ты за руку их поймал - уличи! Ты видишь, как пулею бронебойной Дробили нас палачи, Так загреми же, как Дант, как Овидий, Пусть зарыдает природа сама, Если

видел И не сошел с ума.

Но молча стою я над страшной могилой. Что слова? Истлели слова. Было время - писал я о милой, О щелканье соловья.

Казалось бы, что в этой теме такого? Правда? А между тем Попробуй найти настоящее слово Даже для этих тем.

А тут? Да ведь тут же нервы, как луки, Но строчки... глуше вареных вязиг. Нет, товарищи: этой муки Не выразит язык.

Он слишком привычен, поэтому бледен. Слишком изящен, поэтому скуп, К неумолимой грамматике сведен Каждый крик, слетающий с губ.

Здесь нужно бы... Нужно созвать бы вече, Из всех племен от древка до древка И взять от каждого все человечье, Все, прорвавшееся сквозь века,Вопли, хрипы, вздохи и стоны, Эхо нашествий, погромов, резни... Не это ль

муки бездонной

Словам искомым сродни?

Но есть у нас и такая речь, Которая всяких слов горячее: Врагов осыпает проклятьем картечь. Глаголом пророков гремят батареи. Вы слышите трубы на рубежах? Смятение... Крики... Бледнеют громилы. Бегут! Но некуда им убежать От вашей кровавой могилы.

Ослабьте же мышцы. Прикройте веки. Травою взойдите у этих высот. Кто вас увидел, отныне навеки Все ваши раны в душе унесет.

Ров... Поэмой ли скажешь о нем? Семь тысяч трупов.

Семиты... Славяне... Да! Об этом нельзя словами. Огнем! Только огнем! 1942, Керчь Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

КАЗАЧЬЯ ШУТОЧНАЯ Черноглазая казачка Подковала мне коня, Серебро с меня спросила, Труд не дорого ценя.

Как зовут тебя, молодка? А молодка говорит: - Имя ты мое почуешь Из-под топота копыт.

Я по улице поехал, По дороге поскакал, По тропинке между бурых, Между бурых между скал:

Маша? Зина? Даша? Нина? Все как будто не она... "Ка-тя! Ка-тя!" - высекают Мне подковы скакуна.

С той поры,- хоть шагом еду, Хоть галопом поскачу,"Катя! Катя! Катерина!" Неотвязно я шепчу.

Что за бестолочь такая? У меня ж другая есть. Но уж Катю, будто песню, Из души, брат, не известь:

Черноокая казачка Подковала мне коня, Заодно уж мимоходом Приковала и меня. 1943 Русская советская поэзия. Под ред. Л.П.Кременцова. Ленинград: Просвещение, 1988.

ТАМАНЬ Когда в кавказском кавполку я вижу казака На белоногом скакуне гнедого косяка, В черкеске с красною душой и в каске набекрень, Который хату до сих пор еще зовет "курень",Меня не надо просвещать, его окликну я: "Здорово, конный человек, таманская земля!"

От Крымской от станицы до Чушки до косы Я обошел твои, Тамань, усатые овсы, Я знаю плавней боевых кровавое гнильцо, Я хату каждую твою могу узнать в лицо. Бывало, с фронта привезешь от казака письмо Усадят гостя на топчан под саблею с тесьмой, И небольшой крестьянский зал в обоях из газет Портретами станичников начнет на вас глазеть. Три самовара закипят, три лампы зажужжат, Три девушки наперебой вам голову вскружат, Покуда мать не закричит и, взяв турецкий таз, Как золотистого коня, не выкупает вас.

Тамань моя, Тамань моя, форпост моей страны! Я полюбил в тебе уклад батальной старины, Я полюбил твой ветерок военно-полевой, Твои гортанные ручьи и гордый говор твой. Кавалерийская земля! Тебя не полонить, Хоть и бомбежкой 1000 распахать, пехотой боронить. Чужое знамя над тобой, чужая речь в дому, Но знает враг:

не сдашься ты ему. Тамань моя, Тамань моя! Весенней кутерьмой Не рвется стриж с такой тоской издалека домой, С какую тянутся к тебе через огонь и сны Твои казацкие полки, кубанские сыны.