Большинство граждан РФ доверили проблемы страны Путину: опрос. Приведи пример ситуации

11:02 — REGNUM Президент РФ несёт ответственность за проблемы, стоящие перед страной во время его пребывания у власти. В этом уверены 83% граждан, при этом 61% считают, что в полной мере, 22% — в некоторой мере. Таковы данные опроса, проведенного «Левада-центром».

Дарья Антонова © ИА REGNUM

19% респондентов отметили, что Путин всё делает правильно, и если что-то не удаётся, то это вина нерадивых и коррумпированных чиновников или результат объективных обстоятельств (6%). Затруднились ответить 2%.

Если бы в ближайшее воскресенье прошли выборы президента России, то за Владимира Путина отдали бы свои голоса 56% граждан (в октябре 2017 года 53%). За Владимира Жириновского проголосовали бы 5% опрошенных, за Павла Грудинина — 4%, за Геннадия Зюганова — 2%. Не знают, за кого стали бы голосовать, 29% граждан.

Опрос проведен 18−24 октября 2018 года по всероссийской выборке городского и сельского населения. Опрошены 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах в 52 субъектах РФ методом личного интервью.

Как сообщало ИА REGNUM , по данным опроса, деятельность президента России Владимира Путина положительно оценивают 80% граждан РФ. Противоположную оценку дали 12% опрошенных. 42% жителей России заявили, что безусловно доверяют главе государства, 36% — скорее доверяют.

История вопроса

Социологический опрос, - это самый распространённый метод социологии, позволяющий, как принято считать, выяснить отношение к какому-либо вопросу в обществе или в какой-то социальной группе.
Опросы бывают устные и письменные, индивидуальные и групповые, также они классифицируются в зависимости от способа изложения мнения респондентов, - от свободной речи до проставления галочек напротив выбранных ответов.
В некоторых случаях, когда это возможно, проводятся сплошные опросы, но в большинстве случаев всю интересующую социологов общность людей опросить невозможно физически. В таком случае проводится выборочный опрос, при котором опрашивают только лиц, связанных с темой опроса, или формируют репрезентативную выборку – как бы уменьшенную модель общества с пропорциональным представительством в ней всех значимых для опроса категорий лиц.
Первые опросы были проведены в XIX веке, а популярным этот метод стал уже в XX веке, когда на Западе укоренилась концепция народа как «источника власти».
Очень часто при проведении опросов социологи допускают необъективность или политизированный подход. Фактически, у них имеются все возможности для подведения результата опроса к нужному заказчику результату. Это можно получить манипуляциями с выборкой или нужными формулировками вопросов. Самыми объективными опросами обычно бывают опросы, которые проводят специально для каких-то заказчиков, результаты которых остаются неизвестны широкой аудитории.

«10. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в...»

10. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в стране?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1) Наибольший процент опрошенных обеих стран считает качество образования неудовлетворительным.

2) Половина респондентов каждой из стран считает, что нужно повысить качество профессионального образования.

3) В стране Z тех, кто удовлетворён качеством образования, меньше, чем тех, кто считает, что самое важное – это самообразование.

4) В стране Y доля тех, кто удовлетворён уровнем образования, выше доли тех, кто отмечает неудовлетворительное качество образования.

5) Наименьший процент опрошенных обеих стран считает, что важнее всего самообразование.

11. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством образования в стране?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

1) Жители обеих стран неоднозначно оценивают качество образования.



2) Правительствам обеих стран следует обратить внимание на проблемы повышения качества образования.

3) Большинство граждан обеих стран занимается самообразованием, не обращаясь в образовательные учреждения.

4) Бльшая часть опрошенных отмечает недостаточный уровень общего образования.

5) Образование в обеих странах недоступно для большинства населения.

Ответ:

22. Социологическая служба страны Z провела опрос группы граждан по теме: «Можете ли вы обеспечить своим детям получение хорошего образования?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины опрошенных не могут обеспечить своим детям получение хорошего образования.

2) Две трети опрошенных считают возможным обеспечить детям получение хорошего образования.

3) Пятая доля участников опроса считает, что определённо не имеет возможности обеспечить детям получение хорошего образования.

4) Абсолютное большинство опрошенных не задумывались над этой проблемой.

5) Суммарная доля тех, кто не сможет обеспечить детям получение хорошего образования, больше суммарной доли тех, кто сможет это сделать.

23. Социологическая служба страны Z провела опрос группы граждан по теме: «Можете ли вы обеспечить своим детям получение хорошего образования?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Граждане страны Z обеспокоены проблемой получения хорошего образования.

2) Доступность качественного образования стала реальным достижением правительства страны Z.

3) Правительство страны Z должно принять меры по обеспечению доступности качественного образования.

4) В стране Z система образования основана на идеях гуманизма.

5) Население страны практически не задумывается о возможности получения образования.

Ответ:

81. В 1995 и 2010 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

1)В 1995 г. среди опрошенных наименее популярным было мнение, что успех в жизни не зависит от образования.

3) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, увеличилась.

4) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, увеличилась.

5) Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, увеличилась.

Ответ: 1234

109. В 1995 и 2010 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?» Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

2) За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

3) На рынке труда, скорее всего, увеличился спрос на работников, имеющих высшее образование.

4) Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.

5) В стране Z необходимо провести реформу высшей школы.

Ответ:

Комментарий:

229. В стране Z в 2012 г. проводился опрос родителей подростков о том, какое влияние средства массовой информации (СМИ) оказывают на развитие, воспитание и образование их детей. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Более половины опрошенных в целом негативно оценили влияние СМИ.

2) Больше опрошенных отметили, что СМИ помогают в определении жизненного пути, профессиональном выборе, чем сказали, что СМИ помогают организовать досуг, предотвращают отклоняющееся поведение.

3) Более четверти опрошенных отметили, что СМИ пропагандируют жестокость и насилие.

4) Меньше опрошенных отметили, что СМИ выполняют просветительскую работу, чем сказали, что СМИ информируют о происходящем в мире.

5) Наибольшая доля опрошенных отметили просветительскую работу СМИ.

Комментарий:

230. В 1995 и в 2010 году в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В 1995 году среди опрошенных наиболее популярным было мнение, что успех в жизни не зависит от образования.

2) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо полное (среднее) образование, осталась неизменной.

3) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, увеличилась в 2 раза.

4) Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, уменьшилась.

5) Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, уменьшилась.

Комментарий:

231. В 1995 и в 2010 году в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

1) За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос.

2) За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза.

3) Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования.

4) В стране Z необходимо провести реформу средней школы.

5) На рынке труда увеличился спрос на работников, имеющих высшее образование.

Ответ:

Комментарий:

307. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Респонденты в стране Z более высоко, чем в стране Y оценивают роль государства в поддержке научно-технической деятельности.

2) В стране Z созданы более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития науки и техники.

3) Страна Z развивается как индустриальное общество, а страна Y - как аграрное общество.

4) Правительству страны Y следует уделить больше внимания поддержке научно-технической деятельности.

5)Правительства обеих стран должны активно популяризовать научно-технические достижения.

Ответ:

308. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

1) Доля тех, кто считают, что государство всегда в достаточной мере поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, возросла.

2) Доля тех, кто считают, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но принимаемых мер недостаточно, сократилась.

3) Доля тех, кто считают, что государство слабо поддерживает научно-техническую деятельность, уменьшилась.

4) Мнение, что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность, стало более популярным.

5) Равные доли опрошенных в 2004 и 2014 гг. затруднились ответить на вопрос.

309. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки в последние годы растёт, снижается или не меняется?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что престиж науки постепенно растёт в стране Z больше доли тех, кто считают, что престиж науки стремительно растёт.

2) Доля тех, кто считают, что престиж науки не меняется в стране Y больше, чем в стране Z.

3)Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.

4) Доля тех, кто считают, что престиж науки стремительно снижается в стране Y меньше, чем в стране Z.

5) Равные доли опрошенных в обеих странах затруднились с ответом.

Ответ:

315. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди опрошенных со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.

2) Равные доли респондентов с высшим образованием ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое и техническое образование.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха педагогическое образование, доля опрошенных со средним образованием выше, чем доля опрошенных с высшим образованием.

4) Большинство опрошенных в обеих группах считают, что получение высшего образования необязательно для достижения жизненного успеха.

5) Равные доли получивших среднее образование ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха военное и гуманитарное образование.

316. В 2004 и 2014 гг. учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт юридическое образование, сократилась за 10 лет.

2) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, была в 2004 г. выше доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт экономическое образование.

3) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт медицинское образование, в 2014 году ниже доли тех, кто считают, что больше возможностей даёт гуманитарное образование.

4) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт военное образование, за 10 лет не изменилась.

5) Доля тех, кто считают, что для достижения жизненного успеха больше возможностей даёт техническое образование, возросла в 2014 г. в сравнении с 2004 г.

Ответ:

317. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, доля граждан страны Z выше, чем доля граждан страны Y.

4) Большинство опрошенных в обеих странах считают, что высшее образование необязательно для достижения жизненного успеха.

5) Равные доли опрошенных в стране Y ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха экономическое и гуманитарное образование.

Ответ:

318. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки в последние годы растёт, снижается или не меняется?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)У опрошенных нет единого мнения о том, как меняется престиж науки.

2) Гражданам страны Z вопрос о престиже науки не интересен.

3)Граждане страны Z считают, что государство серьёзно относится к популяризации науки.

4)Опрошенные считают, что страна Z развивается как общество индустриального типа.

5)Уровень образования влияет на представления людей о том, как меняется престиж науки.

319. Учёные опросили совершеннолетних граждан стран Z и Y. Им задавали вопрос «Высшее образование какого профиля, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения жизненного успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов). Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения жизненного успеха медицинское образование, выше среди опрошенных в стране Z, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что молодым людям дают больше возможностей для достижения жизненного успеха военное, гуманитарное и педагогическое образование.

3) Среди тех, кто считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха педагогическое образование, больше граждан страны Z, чем страны Y.

Социологи опро­си­ли 23-летних ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Зачем Вы работаете, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мотивация?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

1) По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ет для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное благополучие.

2) Доли девушек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью путешествий, об­ще­ния с раз­ны­ми людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они занимаются, боль­ше среди девушек, чем среди юношей.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют усилия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по срав­не­нию с девушками, ра­бо­та­ет потому, что их ра­бо­та очень нужна обществу.

Пояснение.

1) По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ет для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное благополучие - да, верно.

2) Доли девушек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью путешествий, об­ще­ния с раз­ны­ми людьми, равны - да, верно.

3) Доля тех, кто работает, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они занимаются, боль­ше среди девушек, чем среди юношей - да, верно.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют усилия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лестнице - нет, неверно.

5) Бóльшая доля юношей, по срав­не­нию с девушками, ра­бо­та­ет потому, что их ра­бо­та очень нужна обществу - нет, неверно.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по обществознанию.

В стра­не П. в ходе со­цио­ло­ги­че­ских опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, пред­ла­га­лось от­ве­тить на сле­ду­ю­щий вопрос: «Как Вы от­но­си­тесь к своей работе?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таблицу.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных данных?

1) Доля граждан, вы­нуж­ден­ных ра­бо­тать не по специальности, снизилась.

2) Доля граждан, чья за­ня­тость со­от­вет­ству­ет по­лу­чен­ной специальности, не изменилась.

3) Ко­ли­че­ство респондентов, удовлетворённых своим материальным положением, повысилось.

4) Уро­вень без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­но повысился.

5) Доля респондентов, ищу­щих ра­бо­ту по своей специальности, не­сколь­ко сократилась.

Пояснение.

1) Доля граж­дан, вы­нуж­ден­ных ра­бо­тать не по спе­ци­аль­но­сти, сни­зи­лась - нет, неверно, наоборот, повысилась.

2) Доля граж­дан, чья за­ня­тость со­от­вет­ству­ет по­лу­чен­ной спе­ци­аль­но­сти, не из­ме­ни­лась - нет, неверно, изменилась.

3) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, удо­вле­творённых своим ма­те­ри­аль­ным по­ло­же­ни­ем, по­вы­си­лось - да, верно.

4) Уро­вень без­ра­бо­ти­цы су­ще­ствен­но по­вы­сил­ся - нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.

5) Доля ре­спон­ден­тов, ищу­щих ра­бо­ту по своей спе­ци­аль­но­сти, не­сколь­ко со­кра­ти­лась - да, верно.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­нах Z и Y про­во­ди­лись ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной власти. Со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был проведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан обеих стран. Им за­да­ва­ли вопрос: «Как Вы считаете, долж­на ли де­я­тель­ность пар­ла­мен­та кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством?»

Результаты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

2) В стра­не Z доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой вообще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

4) В стра­не Y доля тех, кто считают, что все ветви вла­сти долж­ны быть независимыми, боль­ше доли тех, кто считают, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся правительством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся политикой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z.

Пояснение.

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством - да, верно, по­ло­ви­на равна 50%.

2) В стра­не Z доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой во­об­ще - нет, неверно.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством - да, верно, около трети - 30%.

4) В стра­не Y доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, боль­ше доли тех, кто счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством - дa, верно, это выс­ший по­ка­за­тель на схеме.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

Классные ру­ко­во­ди­те­ли за­да­ва­ли обу­ча­ю­щим­ся в 11 клас­се и их ро­ди­те­лям вопрос: «Как Вы считаете, какое из сле­ду­ю­щих вы­ска­зы­ва­ний наи­бо­лее точно опи­сы­ва­ет от­но­ше­ния ро­ди­те­лей и детей?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в диаграмме.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более популярно, чем мнение, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей считают, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей, более популярно, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных ис­пы­та­ли за­труд­не­ния при ответе.

5) Рав­ные доли обу­ча­ю­щих­ся и ро­ди­те­лей считают, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей.

Пояснение.

1) Среди ро­ди­те­лей мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга, более популярно, чем мнение, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий - нет, неверно.

2) По­ло­ви­на опро­шен­ных ро­ди­те­лей считают, что ро­ди­те­ли и дети по­ни­ма­ют друг друга, нет ос­но­ва­ний для противоречий - да, верно, 50%.

3) Среди обу­ча­ю­щих­ся мне­ние о том, что для вза­им­но­го по­ни­ма­ния тре­бу­ют­ся сов­мест­ные уси­лия и родителей, и детей, более популярно, чем мне­ние о том, что ро­ди­те­ли и дети ни­ко­гда не смо­гут по­нять друг друга - да, верно, 40 боль­ше 30.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики основных форм мышления

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Таможенные пошлины; налоговая система; акцизы; прогрессивная шкала; налоговая декларация.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об обществе и его типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Общество - это совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей, в которых выражается их взаимозависимость.

2. Основной фактор производства индустриального общества - земля.

3. Все сферы общественной жизни, социальные институты подвержены изменениям.

4. Системный характер общества проявляется в наличии социальных общностей и групп, связанных общественными отношениями.

5. Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

5

Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию.

6

В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание к нравственному воспитанию детей

7

Выберите верные суждения об издержках фирмы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Издержками называют стоимость затрат на производство и сбыт готовой продукции.

2. Выплата процента по ранее взятому кредиту относится в краткосрочном периоде к переменным издержкам.

3. Фирма несёт постоянные издержки, даже если производство остановлено.

4. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят плату за сырьё и материалы, электроэнергию и транспортные услуги.

5. К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят оклады администрации.

8

Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

В государстве Z большинство предприятий находятся в частной собственности, но существуют государственные и муниципальные предприятия. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что экономика страны Z относится к рыночному типу? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В расчётах между предприятиями активно применяется безналичная форма.

2. Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3. Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4. Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5. Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

6. Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

10

На рисунке отражено изменение ситуации на рынке кухонной мебели. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения S в положение S 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. рост затрат производителей кухонной мебели

2. увеличение количества производителей кухонной мебели

3. снижение доходов потребителей

4. предоставление субсидий производителям кухонной мебели

5. повышение пошлин на импортные комплектующие

11

Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Негативное отклоняющееся поведение всегда является проявлением недостатков социализации индивида.

2. Отклоняющееся поведение может быть вызвано социальными условиями проживания индивида.

3. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер.

4. Отклоняющееся поведение может быть только индивидуальным.

5. Отклоняющееся поведение предполагает нарушение общепринятых норм.

12

В начале 1990-х гг. в стране Z началась судебная реформа, в частности был введён институт присяжных заседателей. В 1995 г. и в 2015 г. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как Вы оцениваете введение суда присяжных?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В 1995 г. четверть опрошенных оценили судебную реформу отрицательно.

2. В 2015 г. около двух третей опрошенных отрицательно оценили судебную реформу.

3. За 20 лет суммарный процент положительных оценок судебной реформы уменьшился.

4. К 2015 г. возросла доля граждан, затрудняющихся однозначно оценить введение суда присяжных.

5. Как в 1995 г., так и в 2015 г. большинство опрошенных в целом положительно оценивают судебную реформу.

13

Выберите верные суждения о демократии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Различают прямую (непосредственную) и представительную (опосредованную) демократию.

2. К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т.п.

3. Демократия - политический режим, при котором народ является источником и носителем политической, государственной власти.

4. Главным признаком демократии является всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами жизни общества.

5. Политический плюрализм, как один из принципов демократии, отражает многообразие форм собственности в государстве.

14

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите из приведенном ниже списка черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходит по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

16

Российская Федерация - светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они укатаны.

1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.

5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

17

Выберите верные суждения о военной службе и альтернативной гражданской службе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Воинская обязанность - установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

2. На военную службу призываются все граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет.

3. Граждане могут быть освобождены от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным законом.

4. Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

5. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза меньше установленного срока военной службы по призыву.

18

Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В РФ
А) Аттестационная комиссия подтвердила отсутствие у Марка Г. достаточного уровня квалификации для занимаемой должности. 1) инициатива работодателя
Б) Владимир П. неоднократно не исполнял без уважительных причин трудовые обязанности, имел несколько дисциплинарных взысканий. 2) инициатива работника
В) 24-летний Роман В. был направлен на военную службу по призыву. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон
Г) Ирина А. вышла замуж и переезжает в другой город.
Д) По истечению срока трудового договора Пётр М. не был избран на ранее занимаемую им должность заведующего кафедрой философии.

19

Арина и Никифор решили заключить брачный договор. Какие правоотношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны

1. способы участия в доходах друг друга

2. порядок несения каждым супругом семейных расходов

3. определение места жительства супругов

4. выбор фамилии супругов, имён будущих детей

5. права и обязанности по взаимному содержанию

6. права и обязанности супругов в отношении детей

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, является________(А). Это человек со своими социально сформированными и с индивидуально выраженными________(Б): интеллектуальными, эмоционально-волевыми, нравственными и др. Их формирование связано с тем, что________(В) в совместной деятельности с другими людьми познаёт и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания в ходе усвоения и воспроизводства социального опыта одновременно является процессом ________(Г). Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой. Она характеризуется ________(Д), т.е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности, открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Это человек, у которого есть своя ________(Е) в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несёт ответственность за свой выбор».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. индивид

2. качество

3. потребность

4. воспитание

5. позиция

6. социализация

7. личность

8. активность

9. индивидуальность

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности - свобода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие - находят юридическое закрепление в нормативноправовых актах. Достоинство личности, основные права и свободы каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, являются социальными регуляторами поведения человека. Мораль - это совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и соответствующих им норм и принципов поведения, которые близки к человеческим идеалам и соблюдение которых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к другим, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи свободы, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих черт состоит в том, что и право, и мораль являются разновидностями социальных норм. И право, и мораль есть мера свободы. Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право, и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем, в обществе реализация идеала справедливости невозможна без правового регулирования.

Нормы морали более универсальны, чем нормы права. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений, регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержатся в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институционализированы, то есть не обладают формальной определённостью, а правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебных решениях.

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали и нормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

(М.И. Абдулаев)

Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы следующие отличительные черты :

1) систематизированность;

2) официальное закрепление в нормативных правовых актах;

3) формальная определённость;

4) реализация институтами государства.

Отличительные черты могут быть сформулированы иначе

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) ответ на вопрос : нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, чем нормы права;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) подтверждение , например: мораль регулирует разнообразные межличностные отношения, не входящие в сферу правового регулирования.

Может быть приведено иное подтверждение

Используя обществоведческие знания, назовите любые три нормативных правовых акта РФ, в которых закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в приведённом Вами нормативном правовом акте закреплены эти ценности.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы нормативные правовые акты и даны соответствующие пояснения :

1) Конституция РФ (в числе прав и свобод человека и гражданина утверждаются равноправие, различные политические свободы, право защищать честь и достоинство);

2) Семейный кодекс РФ (утверждается добровольность вступления в брак, равноправие супругов, необходимость построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов);

3) Гражданский кодекс (закрепляются права собственников, свобода предпринимательской деятельности, механизм защиты чести и достоинства, возмещения морального вреда).

Могут быть даны иные пояснения.

Могут быть названы и пояснены другие нормативные правовые акты

Показать ответ

Могут быть даны такие объяснения:

1) строгое соблюдение закона и нетерпимость к противоправному поведению основаны не только на страхе юридической ответственности, но и на моральных принципах личности;

2) действие правовых механизмов защиты имеющих не только правовую, но и моральную ценность жизни и здоровья, чести и достоинства утверждает в общественном сознании их безусловную ценность;

3) реализация нравственного идеала ценности человеческой личности, независимо от цвета кожи, возраста, рода занятий, гражданства, этнокультурной и религиозной принадлежности и т.п. невозможно без поддержки со стороны правовой системы общества.

Могут быть даны другие объяснения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «банк»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка, и одно предложение, раскрывающее влияние банков на деятельность фирм.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: банк - финансовый институт, осуществляющий деятельность по приёму депозитов, кредитованию, организации расчётов, купле-продаже ценных бумаг;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о функциях центрального банка, опирающейся на знания курса, например: Центральный банк осуществляет регулирование кредитно-денежной сферы.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о функциях центрального банка.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса влияние банков на деятельность фирм, например: Банки осуществляют взаиморасчёты фирм, выступают их кредиторами.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса влияние банков на деятельность фирм.)

Руководитель предприятия заключил срочный трудовой договор с 15-летним Егором, учащимся профессионального лицея, без проведения предварительного медицинского осмотра. Испытательный срок установлен не был. В соответствии с условиями договора он должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите четыре нарушения.)

Показать ответ

Могут быть указаны следующие нарушения :

1) работа не должна нарушать процесс обучения и должна выполняться в свободное от учёбы время;

2) продолжительность рабочего дня работников 14-16 лет, совмещающих работу с обучением в учреждениях начального и среднего профессионального образования, - 2,5 часа (продолжительность рабочей недели несовершеннолетних работников - не более 24 часов);

2. Характеристика представительных органов государственной власти:

а) структура;

б) формирование парламента;

в) основные функции и др.

3. Исполнительные органы власти:

а) структура исполнительной власти;

б) основные функции органов исполнительной власти;

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4. Роль судебной власти в демократическом государстве.

5. Система правоохранительных органов государства.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Революция - варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2. Экономика «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

29.3. Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

29.4. Политология «’’Разделяй и властвуй” - мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

29.5. Правоведение «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (В.С. Соловьёв)

Задание 1

Социологическая служба страны Z провела опрос граждан в 2015 г. Им задавали вопрос: “Что, по Вашему мнению, необходимо делать представителям различных этносов, проживающих на территории одного государства, чтобы предотвратить межнациональные конфликты?” Результаты опроса (в % от числа отвечающих) представлены на диаграмме.

Какие два ответа наиболее популярны? Предположите почему (выскажите не менее двух предложений).

Ответ

  1. ответ: уважать права и свободы и научиться понимать друг друга
  2. предположения, например:
    • чтобы не происходило межнациональных конфликтов, необходимо взаимопонимание между людьми
    • уважение прав и свобод неразрывно связано с пониманием равенства всех людей, независимо от пола, возраста, национальности и т.п., что также способствует отсутствию межнациональных конфликтов.

Задание 2

Прочитайте фрагмент “Книги джунглей” английского писателя Р. Киплинга.

“Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой вытянул свои лапы, чтобы прогнать из них остаток тяжести. Волчица Мать лежала, прикрыв своей большой серой мордой четверых барахтавшихся, повизгивавших волчат, а в отверстие их пещеры светила луна.
– Огур! – сказал Отец Волк. – Пора мне идти на охоту.”

Ответ

  1. ответ: животные не владеют членораздельной речью ИЛИ поведение животных определяют инстинкты, а не поставленные цели
  2. ответ: человек способен преобразовывать природу.

Задание 3

При возникновении конфликтов в межличностных отношениях люди ведут себя по-разному. Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения участников конфликтов. Рассмотрите особенности поведения участников конфликтной ситуации, изображенной на фотографии.

Какой из типов поведения в конфликтной ситуации демонстрирует женщина, участвующая в конфликте, изображенном на фотографии?

Укажите не менее двух других известных Вам типов поведения участников конфликтных ситуаций в межличностных отношениях.

Ответ

  1. ответ: тип поведения – избегание
  2. ответ: например можно указать такие типы поведения:
    • сотрудничество
    • компромисс
    • приспособление

Прочитайте текст и выполните задания 4-7

Творчество является одним из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой.

Творчество в известном смысле – продукт, результат игры духовных сил человека. Творчество – один из важнейших путей выхода игры за свои собственные пределы в мир важнейшей продуктивной результативности человеческой деятельности.

Такое определение может послужить ключом для понимания творчества как одного из самых характерных проявлений человеческой свободы. Способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры – всей той второй природы, которую человек “надстраивает” над естественно-природными условиями своего бытия.

Все остальные особенности человека – от труда до языка и мышления – имеют своим основанием творчество, и поэтому именно оно является самой основной из существенных черт человека, определяющей все другие его отличительные черты. Принципиально неверным является отнесение творчества лишь к духовной деятельности человека и отрицание творческого начала в деятельности материальной или двигательной, в том числе физкультурно-спортивной. Разумнее вести речь степени насыщенности творчеством различных видов деятельности.

(По К. У. Тайсаеву)

Задание 4

Составьте план текста.

Ответ

  1. творчество – проявление человеческой свободы
  2. связь между творческим процессом и игрой
  3. творчество выделяет человека из природы
  4. творчество проявляется в различных видах деятельности

Задание 5

Ответ

  1. ответ: культура – вторая природа, которую человек “надстраивает” над естественно-природными условиями бытия
  2. ответ: способность к творчеству выделяет человека из природы, противопоставляет его природе

Задание 6

Как Вы понимаете фразу: “Творчество является проявлением человеческой свободы” ?

Ответ

Человек сам выбирает ту сферу деятельности, в которой проявляются его творческие способности ИЛИ свобода от стереотипов помогает изобретать новое, то есть заниматься творчеством.

Задание 7

Приведите примеры собственной творческой деятельности: а) на уроках в школе; б) во внеурочное время.

Ответ

  1. ответ: на уроке математики я предложил нестандартное решение задачи
  2. ответ: вместе с друзьями мы изобрели новую игру в мяч, придумали сами правила

Задание 8

Рассмотри три изображения.

Объясни, что связывает эти изображения.

Ответ

Все три изображения иллюстрируют виды человеческой деятельности: игровая (1), трудовая (2), учебная (3)

Задание 9

Каковы обязанности родителей в современном российском обществе? Назовите не менее двух обязанностей. Назовите одну социальную роль, которую играют Ваши родители.

Ответ

Обязанности родителей:

  1. родители обязаны заботиться о здоровье своих детей
  2. родители обязаны заботиться о физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей
  3. родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования; и названа еще одна социальная роль, например: роль мужа или жены