Чем отличается проступок от поступка. Конспект занятия «Поступки и проступки

Сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? поступка, чему? поступку, (вижу) что? поступок, чем? поступком, о чём? о поступке; мн. что? поступки, (нет) чего? поступков, чему? поступкам, (вижу) что? поступки, чем? поступками, о чём?... Толковый словарь Дмитриева

  • поступок - При положительной оценке. Бескорыстный, бесстрашный, благовидный, благоразумный, благородный, богоугодный (устар.), великодушный, высоконравственный, героический, геройский, гражданский, гуманный, добрый, душеспасительный (устар. Словарь эпитетов русского языка
  • поступок - см. >> действие Словарь синонимов Абрамова
  • ПОСТУПОК - ПОСТУПОК - англ. action/act/deed; нем. Verhaltensakt. 1. Социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. Социологический словарь
  • поступок - поступок м. Намеренное действие человека. Толковый словарь Ефремовой
  • поступок - См. поступывать Толковый словарь Даля
  • поступок - -пка, м. Намеренное действие, совершенное кем-л. Самоотверженный поступок. □ - Дело в том, что слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут поступком. Тургенев, Рудин. Дядя Степа в этот раз Утопающего спас. Малый академический словарь
  • поступок - Посту́п/ок/. Морфемно-орфографический словарь
  • Поступок - Сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность, акт нрравственного его самоопределения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 116) Педагогический терминологический словарь
  • поступок - ПОСТУПОК -пка; м. 1. Намеренное действие человека. Самоотверженный п. Неблаговидный, бесчестный п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. Отдавать отчёт в своих поступках. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. Толковый словарь Кузнецова
  • поступок - орф. поступок, -пка Орфографический словарь Лопатина
  • поступок - Поступок, поступки, поступка, поступков, поступку, поступкам, поступок, поступки, поступком, поступками, поступке, поступках Грамматический словарь Зализняка
  • ПОСТУПОК - (англ. act) - личностная форма поведения, возникающая благодаря формированию самосознания в подростковом возрасте (Л. С. Выготский). Большой психологический словарь
  • поступок - ПОСТ’УПОК, поступка, ·муж. Действие, совершенное кем-нибудь. Благородный поступок. «Поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним.» Пушкин. «Человек... должен отдавать себе отчет во всех своих поступках.» А.Тургенев. Толковый словарь Ушакова
  • поступок - ПОСТУПОК, пка, м. 1. Совершённое кем-н. действие. Хороший, плохой п. Совершить необдуманный п. Отвечать за свои поступки. 2. Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. В его жизни был п. Толковый словарь Ожегова
  • поступок - сущ., кол-во синонимов: 18 акт 21 акция 23 выходка 29 действие 34 дело 97 демарш 8 деяние 6 жест 11 карма 3 конкретика 3 курбет 8 подвиг 4 поступочек 1 проделка 32 свершение 22 ход 94 художество 14 шаг 46 Словарь синонимов русского языка
  • / О.В.Вишнякова "Словарь паронимов русского языка" / Паронимы на букву П

    Составляют гнездо пар с паронимами поступать // проступать, поступающий // проступающий, посту­пая // проступая, поступить // проступить, поступивший // проступивший, поступив // проступив.

    ПОСТУПОК. Совершённое кем-либо действие. Поступок: хороший, плохой, правильный, честный, благородный, самоотверженный, неожиданный ~ . О Слова Рудина так и остаются словами и никогда не станут поступком, а между тем эти слова могут смутить, погубить молодые сердца. И.Тургенев. Рудин. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и

    поступки с строгим любопытством, но без участия. М. Лермонтов. Княжна Мери.

    ПРОСТУПОК. Поступок, нарушающий нормы, правила поведения. Синоним: провинность. Проступок: большой, мелкий, плохой, ужасный, невольный ~ .

    О За большие проступки наказывали тогда студентов солдатчиной. Ф.Буслаев. Мои воспоминания.

    Сравните: дерзкий поступок - дерзкое действие вообще; дерзкий проступок - дерзкое дурное, вредное действие.

    В русском языке существует множество слов-паронимов. При схожем звучании они обладают различными лексическими значениями. Взять хотя бы термины «поступок» и «проступок», которые систематически путают между собой. Очевидно, что первое слово гораздо чаще используется в повседневном обращении и его смысл понятен абсолютно каждому. Тогда как второе принято относить к профессиональной юридической терминологии.

    Определения

    Поступок

    Поступок – сознательное действие, посредством которого человек утверждается как личность по отношению к самому себе, другим людям или обществу в целом. Является основной единицей социального поведения. Не всякое действие индивида можно назвать поступком, а лишь то, которое совершается под влиянием осознанного выбора. Его содержание определяет моральность и нравственность поведения, различие зла и добра. Поступок состоит из следующих компонентов: мотива, целей, предмета преобразования, средств, процесса, результата и оценки. Таким образом, действиям человека предшествует внутренний план, выработанное намерение. К тому же у индивида имеется прогноз предполагаемых результатов и последствий совершенного акта для окружающих людей или общества. Стоит отметить, что поступок может выражаться как в действии, так и в бездействии. К примеру, человек способен высказать свою позицию словами или продемонстрировать свое отношение к кому-либо при помощи взгляда, мимики, интонации и т. д. Добавим, что при оценке поступка необходимо учитывать систему норм и ценностей, принятых в конкретном обществе.


    Проступок

    Проступок – действие или бездействие, посягающее на общественные отношения. Носит противоправный характер. Совершается лицами, способными самостоятельно нести ответственность за причиненный вред. В сравнении с преступлением проступок представляет меньшую опасность для общества. Его классификация напрямую зависит от сферы социальных отношений, в рамках которой совершается деяние. В юриспруденции выделяются три основных вида проступков: дисциплинарные, гражданско-правовые и административные. К первому относятся нарушения правил трудового распорядка или иных требований производственной, учебной, служебной или воинской дисциплины. Ко второму – несоблюдение норм в сфере имущественных или личных отношений. К третьему – виновное деяние, посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, их собственность и т. д. Стоит добавить, что проступок зачастую совершается не только умышленно, но и по неосторожности. Примером тому может служить случайное нарушение правил ПДД.

    Сравнение

    Как видно из определений, рассматриваемые деяния отличаются по целому ряду параметров. Начнем с того, что слово «поступок» имеет нейтральную эмоциональную окраску. То есть он может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от характера действий и их последствий. Ведь поступок с равной степенью частоты употребляется с приставкой «геройский» или, напротив, «аморальный». Тогда как в слове «проступок» всегда заключен негативный смысл. Это противоправное деяние, посягающее на общественные отношения. Зачастую оно влечет за собой какое-либо наказание (штраф, выговор, увольнение) вплоть до административной ответственности. За поступок может вручаться награда, выражаться благодарность. Хотя неблаговидное деяние зачастую подвергается общественному осуждению.

    Еще одно отличие поступка от проступка состоит в том, что первый может совершаться кем угодно, будь то ребенок или психически неуравновешенный человек. Второй же термин используется лишь применительно к деликтоспособному лицу, то есть к индивиду, который в состоянии нести ответственность за причиненный вред. Кроме того, проступок всегда носит общественный характер и представляет определенную угрозу для социума. В связи с этим суть данного понятия лежит в области юриспруденции. В сравнении с ним поступок является общеупотребляемым термином, затрагивающим различные сферы жизни людей. Он далеко не всегда имеет общественную направленность и может выступать способом утверждения индивида по отношению к самому себе.

    Подведем итог, в чем разница между поступком и проступком.


    12)Человек, выполнивший свой долг, — это достаточно высокое понятие. И тот, о ком это сказано, должен воспринимать это как высокую и при этом точную оценку своей деятельности или своего поступка. (К.М.Симонов)

    14)Безотказная готовность к самопожертвованию, деятельное сострадание определили поступок Алеся Мороза – главный герой повести В.Быкова «Обелиск»

    25)Какие и высказывания Катерины Кабановой [главной героини пьесы А.

    Классный час (5 класс) по теме: Классный час — Поступок или проступок

    Цель проведения данного классного часа — это профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся. Материал, подобранный для мероприятия, поможет различать положительные и отрицательные поступки, знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

    Классный час «Поступок и проступок»

    Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

    Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс.

    Конспект занятия «Поступки и проступки»

    Продолжать учить детей критически относиться к и проступкам, развивать умение видеть свои недостатки, оценивать поведение других детей, высказывать и обосновывать своё мнение.

    Этические беседы, чтение художественной литературы и беседы по содержанию, привитие навыков культуры поведения и воспитание культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни, консультации советы для родителей.

    Поступки и мы

    Понятие «поступок» вкратце формулируется так: «Поступок - это действие, кем-то совершённое. » Однако… И проступок имеет точно такую же формулировку. Одним словом, проступки - это те же поступки, только кем-то считаемые недостойными. И вот тут возникают вопросы:

    Однако… Бывают и такое на весах человеческой жизни: на одной чаше - постыднейшие поступки, а на другой прекрасные речи - уравновешивающие постыднейшие поступки.

    Поступки и проступки детей

    В отличие от простых действий поступок, как и проступок, представляет собой такое действие (или целую цепь действий), которое направляется определенными целями и мотивами и выражает отношение человека к другим людям (и к самому себе). В основе поступка лежит подчинение человеком своего действия определенному общественному требованию; в основе проступка - нарушение установленных в обществе правил.

    Поступок и проступок

    Определите значение слов-паронимов. Какими признаками они отличаются друг от друга (значением, сочетаемостью на лексическом и синтаксическом уровнях, стилистической окраской)? Для справок используйте толковые словари. Приведите примеры употребления паронимов в контексте.

    Определения: предоставить- отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо; дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

    Русский язык

    Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе. Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи - одно удовольствие.

    Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье - и тут увидела ошибку.

    Сочинение на тему

    Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. После безрезультатных усилий я решила, что пробле­му можно будет решить в школе - взять и списать. Списывать я не любила, но один разочек можно. Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три дей­ствия. Он вообще считает, что решать задачи - одно удовольствие.

    Чем отличается поступок от проступка?

    Слова «поступок» и «проступок» являются паронимами в лингвистике. А в чем между ними разница. Слова явно однокоренные, а отличаются только приставкой. Вот это маленькое различие и создает разницу в значении их, сочетаемости таких слов и их употреблении в речи.

    Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся,

    уметь различать положительные и отрицательные поступки,

    знать виды юридической ответственности за совершённые проступки.

    Подготовительная работа:

    Определение классным руководителем совместно с учащимися перечень вопросов для обсуждения в ходе подготовки и проведения классного часа.

    Вопросы:

      Что такое ответственность за своё поведение? Когда возникает это чувство?

      Существует ли разница между поступком и проступком?

      Можно ли нарушать закон? Почему?

      Какие черты характера приводят к неправильным поступкам?

      Можно ли уважать человека, сделавшего в жизни ошибку?

    Перечень этих вопросов заранее помещается в классном уголке.

    Оформление: Написанные на доске тема классного часа и вопросы для коллективного обсуждения, оборудованные места для работы 5 микрогрупп, карточки с заданиями.

    Подготовила: классный руководитель Е.В.Алексеева.

    Класс: 7 «Б»

    Волгоград 2013год

    Ход мероприятия.

      Слово учителя.

    Тема нашего классного часа актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совер­шаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии. И поэтому цель классного часа – это понимание разницы между поступком и проступком, осознание того, что проступок и правонарушение могут привести к непоправимым последствиям.

      Работа над понятиями.

    Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

    Проступок – нарушение правил поведения, провинность.

    Правонарушение – проступок, преступление.

    Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

    Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе порядку.

    Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.
    За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления - уголовный кодекс.

      Работа в группах.

    Распределите качества характера человека в таблице.

    Приложение №1

    Положительные +

    Отрицательные -

    Набор качеств

    Забота
    честность
    капризность
    аккуратность
    доброта
    лживость
    ответственность
    ум
    решительность
    активность

    жадность
    уравновешенность
    взаимовыручка
    организованность
    правдивость
    доброжелательность
    злость
    отзывчивость
    трусость

    равнодушие
    справедливость
    зависть
    упрямство
    терпение
    дружелюбие
    обидчивость
    любознательность
    злопамятность
    вежливость

    Приложение № 2 Какими качествами можно победить предложенные здесь черты характера:

      Зло-

      Лень-

      Лживость-

      Равнодушие-

      Грубость-

      Враждебность-

      Лекция по теме «Виды юридической ответственности за нарушение законов».

    Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

    1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

    За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

    2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

    3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

    4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

    IV . Практикум по теме.

    Ребята, вы узнали много нового о правонарушений, которые совершаются подростками в нашем городе и существующем наказании. Попытайтесь сами определить вид нарушения и его последствия.

    Задания для учащихся.

    1. Разбор ситуации.

    1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.

    Какое правонарушение совершили подростки?

    2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.

    Какое наказание ему грозит?

    3. Учащиеся 5 и 7 классов, Дима и Женя, перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

    Какое преступление совершили подростоки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

    4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

    Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

    2. Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

    Виды ответственности:

    А - административная ответственность.

    Г – гражданско – правовая.

    У - уголовная.

    Д - дисциплинарная

    Виды нарушений:

    1. Порвал учебник одноклассника. (Г)

    2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)

    3. Избил одноклассника. (У)

    4. Совершил кражу мобильного телефона. (У)

    5. Совершил прогул в школе. (Д)

    6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

    7. Разбил мячом окно. (Г)

    8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

    V . Итог мероприятия.

    Ребята, теперь вы понимаете разницу между понятиями «проступок» и «поступок», знаете, какая ответственность грозит за совершённые правонарушения.

    И мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки. Удачи!