Четыре царства. Царства живой природы и их представители: богатое разнообразие и взаимосвязь

гульназ газизова
Занятие по экологическому воспитанию «Четыре царства живой природы»

Тема : «Четыре царства живой природы »

Цель : Познакомить с царствами живой природы и их представителями.

Развивать умения работать в малых группах.

Воспитывать культуру общения , умение выслушивать мнение товарищей. Прививать любовь к родной природе .

Оборудование : рисунки с объектами живой и неживой природы ; карточки для индивидуальной работы; макет глобуса; муляжи.

Ход занятий.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас будет необычное занятие . Мы с вами отправимся в путешествие. Для этого мы сначала ровно встали, подтянулись, и друг-другу улыбнулись.

Чтобы туда отправится,вы должны отгадать загадку.

На тарелке колобок – «золотой горячий бок» ,

А тарелка голубая – не видать конца и края.

(солнце)

Ребята, что вы знаете о Солнце? (Солнце – ближайшая к Земле звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Самый огромный во всей солнечной системе). Ребята, а вы знаете кто занимается изучением Солнца? Да, правильно ученые. Они говорят, что поверхность Солнца напоминает кашу. «Каша» бурлит, фыркает. Но только это не простая каша, а газовая «каша» . Как вы думаете, почему ученые так сказали. Правильно, ведь «солнечная» каша горячая, её температура 60000С.

Ребятки, давайте закроем глаза и отправимся в одно царство . А в какое царство , вы сами потом догадаетесь.

Раз, два, три,

Дверь в царство отвари .

Откроем глаза. Как вы думаете, в какое царство попали мы с вами ? А вот слушайте : Мы с вами – жители планеты Земля. Человек – это часть живой природы . Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много других жителей, с которыми мы и познакомимся. Сегодня мы будем с вами познакомится с живой природой . Как вы думаете, что такое живая природа ? (ответы детей)

Чтобы наше занятие получился интересным, предлагаю вам быть исследователями. Это значит, надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказаться. Вы согласны со мной? Тогда в путь.

В некотором царстве , в некотором государстве жили-были…. Нет-нет, не царь с царицей…. Речь идет об особенных царствах . Они находятся не тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. И сейчас на занятии мы познакомимся с ними, мы отправимся в гости к царствам живой природы . Их всего четыре . В каждом из них мы с вами погостим. Итак, закроем глаза и отправляемся в путь.

повторяют : раз, два, три,

Дверь в царство отвари .

царстве бактерии ).

1. царство «Бактерии» .

Ребята, а вы знаете, кто первыми обитателями был планеты Земли? Да, правильно, это – бактерии.

А почему так думаете? (Ответы детей)

По-вашему они какие? (Ответы детей)

Как вы думаете, как они размножаются?

Если они такие маленькие, как можно увидеть их?

А что такое микроскоп?

Кто изучает бактерии?

Где ещё можно использовать бактерии?

Все ли бактерии вредны?

- Итак делаем вывод : дети делают выводы.

Молодцы ребята, вы справились первым заданием. А теперь отправимся на второе царство .

(Дети закрывают глаза, и ещё раз повторяют : раз, два, три,

Дверь в царство отвари .

Потом открывают глаза и окажутся в царстве растений ).

2. Царство «Растения» .

Ребята, отгадайте загадки, и мы узнаем кто живёт во втором царстве .

Белые горошки на зеленой ножке, (Ландыш.)

Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

Молодцы! Может, кто-то догадался, кто живёт во втором царстве ? (Растения.)

Правильно, растения. А как вы думаете, что такое растения? (Ответы детей) . Так хочется сказать : что растения – это, то что растет. Растения постоянно увеличивают массу своего тела. Она состоит из клеток. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, работают в течение всей жизни.

Ребята, давайте рассмотрим рисунки. Что здесь изображено (Деревья, кустарники, травы) .

Давайте найдем характерные черты каждого из них (работа над рисунками и картинками деревьев, кустарников и травы : стебель, ветка, ствол, листья, корень и др.).

Дети делают вывод : все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, и оно высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Пришло время отправится и на третье царство .

(Дети закрывают глаза, и ещё раз повторяют : раз, два, три,

Дверь в царство отвари .

Потом открывают глаза и окажутся в царстве животных ).

3. Царство «Животные » .

Ребята, как вы думаете кто может жить в третьем царстве живой природы ? Посмотрите на эти таблицы, кого вы видите? (Животные , насекомые, птицы.)

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Ветки нагнули, кисти стряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки и плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Как можно назвать обитателей этого царства ? (Животные .)

Кто входит в это царство ? (Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся и др.)

Давайте рассмотрим рисунки, и найдем характерные черты животных (Рассказы детей.)

А сейчас попробуйте назвать основные качества животных . (Дети называют все основные качества животных .)

Спасибо, дети. Как вы много знаете. Продолжаем наш путь, и отправимся в последнее царство живой природы .

(Дети закрывают глаза, и ещё раз повторяют : раз, два, три,

Дверь в царство отвари .

Потом открывают глаза и окажутся в царстве грибов ).

4. Царство «Грибы» .

Ребята, нам осталось узнать кто же живёт в этой царстве . Посмотрите на таблицу, кто догадался, кто здесь обитает? (Грибы)

Кто из вас собирал грибы?

Из каких частей состоит грибы? (Шляпка и ножка.)

Какие грибы вы знаете? (Съедобные, несъедобные и условно съедобные)

Грибы относят к растениям или животным ? (Грибы не относятся ни к растениям, и ни к животным .)

Ребята, оказывается, дрожжи для пирога – это тоже грибы, плесень на кусочке старого хлеба – это грибы.

Вот и завершилось наше путешествие. В каких царствах мы с вами побывали ? Что было интересным для вас? Что нового узнали вы на занятии ? Понравилось ли вам занятие ? Спасибо вам за участие. За ваше старательность я раздаю вам подарки. Старайтесь и в дальнейшем.

Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства. В данной статье вы узнаете, сколько царств живой природы существует на Земле, познакомитесь с отличительными признаками всего живого.

Изначально все живые организмы делятся на две империи: клеточные (состоят из клеток) и внеклеточные (вирусы).

Вирусы не могут самостоятельно синтезировать белок. Вырабатывается он при инфицировании клеток.

Рис. 1. Вирусы.

Организмы, состоящие из клеток, подразделяются на четыре царства:

  • Бактерии (простейшие) - устроены достаточно просто, у них отсутствуют органоиды, нет ядерной оболочки, молекулы ДНК располагаются в цитоплазме. Питание таких организмов может происходить через клеточную поверхность или самостоятельно вырабатывать питательные вещества (сине-зелёные водоросли). Бактерии могут приносить как пользу, так и вред. Их используют для квашения овощей, приготовления кисломолочных продуктов. Но есть и болезнетворные бактерии, которые опасны для жизни и здоровья человека.
  • Растения - отличительным признаком растительной клетки являются пластиды, одни из которых – хлоропласты. В них происходит фотосинтез - процесс образования из неорганических веществ (вода, углекислый газ) под действием солнечной энергии органических питательных веществ.

Все растения сами «готовят себе еду» (автотрофы). Главные ингредиенты - это вода, воздух и солнце.

Строение растительной клетки сложнее, чем у бактерий. Здесь имеется плотная оболочка, в состав которой входит целлюлоза. Внутри цитоплазмы содержатся органеллы, каждая из которых выполняет определённые функции (синтез белка, накапливание питательных веществ и т.д.).

Ещё одной отличительной чертой растительной клетки является наличие вакуоли - ёмкость, где сохраняются питательные вещества, либо ненужные продукты обмена веществ.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Грибы - царство живой природы, которое объединяет признаки растений и животных. Сходство с растительным организмом - наличие плотной клеточной стенки, которая формируется из хитина. У грибов нет пластид, поэтому сами «приготовить себе еду» они не могут. Так же, как и животные, они гетеротрофы. Питаются грибы готовыми питательными веществами путём всасывания из окружающей среды. Особенное строение у грибной клетки - гифа, которая образует целые сплетения нитей, называемые мицелием.
  • Животные - являются гетеротрофами. Животная клетка не имеет плотной оболочки, поэтому некоторые из них могут сокращаться, образуя мышечные ткани. Такая особенность даёт возможность активно двигаться, появляется опорно-двигательный аппарат. Клетки животных имеют центриоли, расположенные возле ядра, играющие важную роль во время процесса деления.

Рис. 2. Царства живой природы.

Отличительные признаки живой природы

К отличительным признакам царств живой природы относят:

  • наличие в клетках органических веществ (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты);
  • структурной и функциональной единицей является клетка;
  • обмен веществ, т.е. совокупность превращений, химических реакций внутри организма во время дыхания и питания;
  • реагирование на воздействия из окружающей среды или раздражимость;
  • размножение - воспроизведение себе подобных особей;
  • умение приспосабливаться к условиям окружающей среды;
  • способность эволюционировать, что даёт такое разнообразие всего живого;
  • рост и развитие организма.

Рис. 3. Признаки живой природы.

Что мы узнали?

Живая природа разделяется на четыре царства: бактерии, растения, грибы и животные. Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения. Всё живое на планете имеет свои отличительные признаки. К ним относятся дыхание, размножение, питание, рост и развитие, без них невозможно нормальное функционирование организма. С помощью этого материала можно быстро и легко восстановить знания за 5 класс биологии, подготовиться к любой проверочной работе по теме.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 615.

Ужасно интересно, все то, что не известно.

Углублять знания про царства живой природы. Способствовать расширению знаний о царствах живой природы и их отличительными признаками между собой. Развивать познавательный интерес к изучению мира живой природы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Четыре царства живой природы»





НАСЕКОМЫЕ

Более 80 % растений опыляются насекомыми, насекомые выполняют санитарную функцию.


Рыбы приносят пользу природе, они очищают воду, поедают вредные растения в воде. Для человека полезны, тем что употребляются в пищу, в них есть фосфор, кальций, рыбий жир, которые очень нужны человеку...


ЗЕМНОВОДНЫЕ

Кожа лягушек и жаб выделяет вещества, содержащие огромное число различных соединений. Некоторые из них уже давно используются людьми. Это яды. Они необходимы для защиты от хищников, а также различных микроорганизмов.


ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Значение пресмыкающихся для человека сравнительно невелико. Кожа крокодилов, крупных змей и ящериц применяется в кожевенной промышленности для изготовления чемоданов, ремней, обуви и т. п.,.



Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.

Человек наслаждается пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой.


Все черви являются звеном в цепях питания. Они питаются бактериями, одноклеточными водорослями, простейшими животными и сами служат пищей для ракообразных, мальков и взрослых рыб.


РАКООБРАЗНЫЕ

Бесчисленное множество ракообразных, населяющих морские и пресные воды, служит пищей для многих видов рыб, китообразных и других животных.


ПАУКООБРАЗНЫЕ

Несмотря на неприязнь к паукам, которую испытывают большинство людей, они все же приносят пользу. Как хищники, они уменьшают количество более мелких насекомых. Пауки служат пищей для птиц и других животных.


МОЛЛЮСКИ

Моллюски входят в различные цепи питания. Служат пищей животным. Раковины пресноводных жемчужниц используют для изготовления перламутровых пуговиц и различных украшений.

Мидии, устрицы, морские гребешки (двустворчатые) употребляют в пищу










ТИПЫ БАКТЕРИЙ

ПАЛОЧКООБРАЗНЫЕ БАКТЕРИИ

ШАРООБРАЗНЫЕ БАКТЕРИИ

ВИНТООБРАЗНЫЕ БАКТЕРИИ

Четыре царства жизни.

Микробиология- это раздел биологии, изучающий закономерности жизни и развития микроорганизмов в единстве с окружающей средой.

Эта наука изучает свойства микроорганизмов и процессы, которые они вызывают в макроорганизме.

Микробиология подразделяется на разделы: Общую и медицинскую. Медицинская на общую, частную, и санитарную.

Общая микробиология - изучает строение и жизнедеятельность микроорганизмов, наследственность, изменчивость, физиологию, циклы развития.

Медицинская микробиология - изучает патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевания у человека.

Микроорганизмы не вызывающие заболевания называются – сапрофиты. Существуют заболевания, вызванные условно-патогенной микрофлорой, заболевания развиваются при попадании микроорганизмов, в определённую не свойственную для них, среду обитания.

Частная микробиология - изучает конкретных возбудителей заболеваний и методы диагностики.

Медицинская микробиология связана с другими медицинскими дисциплинами, такими как инфекционные болезни, эпидемиология, общая гигиена, генетика, анатомия и физиология человека, основы сестринского дела, латинский язык и другими.

Четыре царства жизни.

Мир микроорганизмов разнообразен. По мере их открытия и изучения микроорганизмы были распределены на группы:

1. Бактерии

2. Лучистые грибы

3. Нитчатые грибы

4. Дрожжевые грибы

5. Сине-зелёные водоросли

6. Спирохеты

7. Простейшие

8. Риккетсии

9. Микоплазмы

10. Вирусы

11. Плазмиды

Единственное, что их объединяет, - микроскопические размеры. Эти организмы отличаются друг от друга по многим признакам: по уровню организации геномов, наличию и составу белоксинтезирующих систем и клеточной стенки.

Согласно этим признакам все живые существа делятся на 4 царства: эукариоты, прокариоты, вирусы и плазмиды. К прокариотам относят бактерии, сине-зелёные водоросли, спирохеты, актиномицеты, риккетсии, микоплазмы. Простейшие, нитчатые грибы и дрожжи- эукариоты.

Отличительные особенности перечисленных царств жизни следующие:

Прокариоты - это организмы у которых нет оформленного ядра, а есть лишь предшественник – нуклеоид. Он представлен 1 или несколькими хромосомами, которые состоят из ДНК и свободно располагаются в цитоплазме не отграниченные от неё никакой мембраной. Прокариоты не имеют аппарата митоза, ядрышка, митохондрий. Обладают рибосомами клеточной стенкой с пептидогликаном. По типу дыхания- аэробы и анаэробы. Двигаются с помощью жгутиков, построенных у прокариот из белка флагеллина и не содержат микротрубочек.

Эукариоты - имеют ядро отграниченное от цитоплазмы ядерной мембраной, аппарат митоза и ядрышко, рибосомы, митохондрии, не содержат пептидогликана, все аэробы. Подвижность обеспечивают жгутики и состоят из белка тубулина, представляют систему микротрубочек.

Геном – полный набор генетической информации.

Для того чтобы обозначить определение понятия «микроорганизм» необходимо определить главный критерий который бы отличал живое от неживого. Ген является единственным носителем и хранителем жизни. Отличие живого от неживого наличие собственной генетической системы. Все кто имеют свою генетическую систему рассматриваются как организмы.

Микроорганизмы - это невидимые простым глазом представители всех царств жизни, занимающие низшие ступени эволюции, но играющие важную роль в круговороте веществ в природе, патологии растений, животных и человека.

Тип урока: урок новых знаний

Тема урока: Четыре царства живой природы.

Цели урока:

Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.

Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.

Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)

Расширить кругозор

Методические приемы, используемые на уроке:

ПК, мультимедиапроектор;

Дидактическая игра “Найди свою группу”;

Работа в парах с рисунками-схемами в рабочей тетради “ Решение кроссворда.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Любите ли вы путешествовать? (+) Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами? На этой планете есть четыре царства – государства. (Учитель демонстрирует ученикам карту планеты. Вся поверхность планеты покрыта тучами). Но что я вижу? Плотный туман окутал всю планету – ничего не видно. Но есть способ рассеять туман. Выручит нас игра “Найди свою группу”.

Цель игры: опытно игровым путем ученики распределяют таблички с названиями и рисунками живых организмов на четыре группы.

При допуске ошибок учитель не спешит исправлять учеников сам. Опыт показывает, что ребята справляются сами или с помощью одноклассников. (Ребята могут спутать грибы с растениями).

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь, кажется, и туман исчезает (с карты “Планеты - живые существа” убираются тучки).

Ребята видят названия царств.

3. Новый материал.

СЛАЙД “Четыре царства природы” (слайд 2)

По щелчку мыши на слайде появляются названия каждого царства.

Задается вопрос: Кто населяет эти царства? Как живется их обитателям? Если не могут ответить на этот вопрос, то учитель отвечает: Сейчас мы это узнаем!

Учитель: В какое царство мы отправимся сейчас?

Дети делают выбор, например – растения. По гиперссылке “растения” происходит переход на СЛАЙД “Многообразие растений”.

Ученик читает стихи, появляющиеся на экране.

Учитель: Как здесь красиво! Какой нарядный лес! Что мы в нем видим?

Ученики: деревья, кустарники, ягоды, травы – это и есть растения, все они разные.

Учитель: А что одинаковое у всех растений?

Ученики: У них разные части. (Выводим детей на ответ с помощью наводящих вопросов.)

СЛАЙД “Части растений”

Дети называют части растений, на экране они появляются по щелчку мыши.

Учитель: Какую роль выполняют корень, стебель, лист, цветок, плод.

Ответы детей учитель уточняет.

ВЫХОДИМ НА СЛАЙД “четыре царства” по кнопке “ДОМОЙ”

Учитель: Наше путешествие продолжается, и выбираем новое царство – Грибы.

Учитель может просто попросить назвать грибы или учитель загадывает загадки, ответы на которые ученики ищут на слайде.

По щелчку мыши появляются названия представленных грибов – происходит проверка ответов учеников.

Учитель: Почему нельзя путать грибы с растениями? (Дети, как правило, на этом этапе еще не знают отличий и часто грибы путают с растениями, но можно ожидать и правильного ответа)

Учитель: Давайте посмотрим, как устроен гриб.

СЛАЙД “СТРОЕНИЕ ГРИБА”.

Учитель: а теперь сравните строение гриба и строение растения.

Дети: у гриба вместо корня грибница, у гриба нет семян и плодов, у него споры. У гриба нет листьев и стеблей, а у растений – есть. Значит, гриб – не растение.

Учитель: Почему грибы и растения – живые существа?

Дети: грибы, как и растения могут питаться,размножаться, умирать.

ВЫХОД НА СЛАЙД “ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВА ПРИРОДЫ” по гиперссылке.

Учитель: Еще не закончено наше путешествие – следующее царство – бактерии.

ПЕРЕХОД НА СЛАЙД “Бактерии”

Ученик читает о бактериях текст на слайде.

Учитель: все вы болели: у кого был насморк, высокая температура, болел живот. Иногда причиной наших болезней могут стать вредные бактерии.

На слайде рассматриваем виды бактерий “Кокки”, “Холерный вибрион”.

Учитель: Тело бактерий хорошо защищено. Иногда, чтобы убить вредные бактерии, мы пьем специальные лекарства или кипятим воду. Но есть и полезные бактерии – кисломолочные, в йогуртах, в сметане, кефире. Почему бактерии тоже являются живыми существами?

Дети: Бактерии растут, размножаются, погибают.

Учитель: Молодцы!

ВЫХОД НА СЛАЙД “Четыре царства природы” по гиперссылке.

Учитель: В каком царстве мы еще не были? Да, это животные.

ВЫХОД НА СЛАЙД “Многообразие животных”

Учитель: Назовите этих животных. Почему мы говорим “многообразие животных”? все ли животные одинаковые, что их различает? Как передвигаются животные? (прыгают, летают, ползают, лазают, бегают, плавают) Как питаются животные? Как строят жилища и воспитывают потомство? (вьют гнезда, роют норы, устраивают логова, берлоги и т.д.) Животные – это тоже живые существа. Назовите признаки живых существ.

Молодцы, ребята! Вы завершили наше путешествие. А теперь посмотрим, что вы запомнили.

4. Самостоятельная работа в тетради “Познаем окружающий мир” №1. Работа проводится в парах (если класс к ней готов). Задание: Заполните схемы “Четыре царства природы”, “Строение гриба”, “Части растений”.

Проверка и самопроверка может проводиться в парах.

5. Самостоятельная работа “Разгадай кроссворд”

СЛАЙД “Разгадай кроссворд”

Учащиеся получают листы с полем кроссворда. Учитель загадывает загадки про бабочку 1, гриб боровик 2, икра 3, корень, 4 клен 5, спора 6.

Проверка в парах. Слайд “Реши кроссворд”. По щелчку появляются ответы.

6. Итог урока. Оценивание самых активных участников путешествия. Что узнали? Какие отличительные признаки всех живых существ вы запомнили?

7. Домашнее задание. Рассказать о царствах живой природы и живых существах, населяющих каждое царство.