Что меня тронуло в рассказе чучело. Чучело, или проблемы детской жестокости

В 1981 году в свет вышла повесть, повергшая в шок советских читателей, ибо события, описанные в ней, выглядели настоящим нонсенсом: юные пионеры-ленинцы гнобят новенькую ученицу. Автор произведения - Владимир Железников. «Чучело» (краткое содержание приведено далее) - так он назвал свою повесть, идею которой взял из жизни: похожие события случились с его внучкой. Произведение настолько потрясло актера и режиссера что уже в 1983 году на экраны советских кинотеатров вышел снятый им художественный фильм с одноименным названием.

Итак, краткое содержание «Чучело». Действие происходит в небольшом провинциальном городке. К местному чудаковатому старику Николаю Николаевичу Бессольцеву, коллекционирующему картины, приезжает его 12-ти летняя внучка Лена. Она поступает в местную школу, абсолютно искренне надеясь завести здесь новых друзей. Но одноклассники практически сразу начинают издеваться над ней. Их забавляет ее непосредственность и наивность в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Не успев провести и пяти минут в новом классе, она получает кличку «Чучело». Краткое содержание данной повести не в состоянии передать тех негативных эмоций, что вызвала у школьников их новая одноклассница.

Лишь один мальчик не смеялся над ней. Это был Дима Сомов, который пользовался авторитетом всего класса, поскольку считался красавчиком и умницей, а также был сыном обеспеченных родителей. Но Лене Бессольцевой чужды любые корыстные помыслы. Она просто хочет дружить. Дима принимает ее дружбу и старается ее по мере возможности защищать от нападок одноклассников. А когда он спас собаку, которую одноклассник Валька хотел сдать на живодерню, то стал для девочки настоящим героем. Но вскоре дружба дала трещину из-за поступка Сомова. Он рассказал учительнице, что весь класс сбежал в кино. Лена слышала этот разговор, но была свято уверена, что Дима признается одноклассникам, что это из-за него теперь они все не поедут на каникулы в Москву. Но он не признался, и девочка взяла его вину на себя. Разговор Сомова с учительницей слышали еще двое одноклассников, но предпочли молчать, чтобы посмотреть, как он будет выкручиваться. Лене, как предателю, объявлен бойкот.

Однажды Валька-живодер забежал во двор дома, где жила Чучело (краткое содержание не способно передать всех подробностей), и украл с бельевой веревки ее платье. К тому же он увидел там Сомова. Тот погнался за Валькой, чтобы отобрать платье. Лена побежала следом за ними и оказалась у полуразрушенной церкви, возле которой собрался весь класс. Мальчики и девочки соорудили из соломы чучело (краткое содержание не позволяет описать всей чудовищности дальнейшего действа), надели на него украденное платье и устроили его сожжение. Бессольцева бросается к горящеей ветке с платьем и, отвязав ее от столба, разгоняет ею кощунствующих одноклассников. Она понимает, что ее все ненавидят за предательство, которого она не совершала, но продолжает молчать.

Сомова выдает один из одноклассников, слышавших его признание учительнице, но

Лене уже все равно. Она хочет уехать из этого городка и уговаривает дедушку отпустить ее или поехать вместе с ней. Дед колеблется. На день рождения Сомова Лена приходит, обритая наголо, и в том самом обгоревшем платье, что было надето на чучело. Краткое содержание никогда не передаст всех эмоций, поэтому лучше будет прочитать книгу или посмотреть фильм. Девочка демонстративно юродствует и с деланной улыбкой провозглашает себя чучелом, уродом и ничтожеством. Одноклассники в шоке, но каждый вдруг в глубине души понимает, что урод и ничтожество - это каждый из них. Они покидают дом Сомова, а на следующий день окончательно убеждаются, что именно он и есть предатель. Они готовы просить прощения у Лены, но уже поздно: она уезжает. Ее дед едет вместе с ней, но перед отъездом отдает свой дом вместе с бесценной коллекцией картин в дар городу. Школе же он подарил портрет своей бабушки. Когда дети увидели картину, они обомлели: со старинного портрета, больше похожего на икону, на них смотрела молодая женщина, точь-в-точь похожая на Бессольцеву.

В повести «Чучело», написанной Владимиром Железниковым, рассказывается о советской школьнице Лене. Девочка приехала в гости к деду Николаю Николаевичу, который считался чудаком в городе. Мужчина тратил все свои сбережения на покупку картин. Эти полотна были созданы крепостным художником – дальним родственником Николая Николаевича. Из-за постоянной нехватки денег старик ходит в заношенной одежде, чем вызывает постоянные насмешки.

Лену определяют учиться в школу. Класс, в который попала девочка, не был дружным. Классная руководительница Маргарита Ивановна собиралась выходить замуж и не замечала происходящие в классе события. В коллективе выделялись девочка, прозванная за сильную волю, Железной Кнопкой и самая красивая ученица в классе. Подруги сумели объединить около себя ребят. Несмотря на дружелюбие, Лена не прижилась в классе. Её часто обижали из-за бедности Николая Николаевича. Одноклассники даже стали обзывать Чучелом.

У ребят была мечта в осенние каникулы поехать на экскурсию в Москву. Для осуществления ее одноклассники начали подрабатывать, а получку складывают в общую копилку. Нужное для поездки количество денег собрано, поэтому подростки решают отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Когда массовый прогул открывается, Маргарита Ивановна отменяет экскурсию в Москву. На Лену падает подозрение, что именно она рассказала учительнице про кино. Девочка знала, кто повинен в том, что открылась правда о побеге с уроков. Это был мальчик, который нравился Лене. Но влюбленная и гордая девочка не может рассказать правду одноклассникам. Она живет с надеждой, что Дима сам признается в этом поступке. Но трусливый мальчик не сознается и вместе с ребятами начинает травить Лену.

Одноклассники объявили девочке бойкот, начали издеваться над ней. Они, как зверя, гоняли Лену по городским улицам, пугали её медвежьей головой через окно дома. Дело дошло даже до того, что злые одноклассники украли платье девочки, надели на огородное чучело и подожгли его. Зачинщицей всего этого безобразия стала Железная Кнопка, желающая наказать всех, кто поступает, по её мнению, плохо. А её подружка-красавица пыталась повернуть всю создавшуюся ситуацию так, чтобы собрать около себя больше поклонников.

Униженная Лена после стольких издевательств смогла собраться с силами и наказать обидчиков. Нарядившись в полусожженное платье, снятое с чучела, и побрившись наголо, девочка пришла на День рождения того самого мальчика, который рассказал о походе в кино классной руководительнице, и сказала одноклассникам все, что думает о них. Ребята, получив достоверную информацию о том, кто виновник срыва поездки, объявили бойкот Димке.

Узнав о произошедшем с Леной, дедушка отдает безвозмездно городу свою коллекцию картин и дарит школе портрет девушки, очень похожей на внучку. Все одноклассники растеряны и чувствуют вину перед Леной.

Повесть учит читателей быть более терпеливыми и благосклонными к непохожим на всех остальных людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Железников. Все произведения

  • Каждый мечтает о собаке
  • Чучело

Чучело. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Сказочная повесть «Незнайка на Луне» входит в цикл произведений для детей о неугомонном коротышке, который попадает в разные забавные истории.

  • Драгунский

    Драгунский рано начал работать. Первые его работы были актерские выступления в театре транспорта. Выступая на сцене, он начал писать короткие юморески, водевили, репризы для цирка

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    Главный герой – Бенджамин родился с телом старого семидесятилетнего человека, который в состоянии говорить и думать, что довольно странно для осознания правдивости такой ситуации. Он по сути должен был наоборот умирать

  • Краткое содержание Искандер Софичка

    Софичка во время праздничных игр заприметила смуглого красавца с голубыми глазами. Роуф никак не выходил у нее из головы, она не спала и всегда думала о нем, но признаться себе в этом не могла

Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

«О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

Цель:

Познакомить с творчеством В.Железникова;

Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

1.Биография писателя

Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

2.Обсуждение повести

В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

(Его взволновала детская жестокость.)

. Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

(Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

(Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

. Какой девиз выбрали для себя ребята?

(А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

. Вы согласны с этим утверждением?

Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

(«У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

. Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

(Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

. Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

(Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

(Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

. Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

(Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

. Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

(Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

. Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

(Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

«А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

- Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

- Даром? Все-все даром?..

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

. Чем заканчивается повесть?

(Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

3.Заключительное слово

О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

В этой статье я попытаюсь вкратце раскрыть основные идеи, заложенные автором в произведение «Чучело». Краткое содержание этого произведения будет по максимуму заполнено деталями, важными для понимания сюжета.

Главная героиня

Главная героиня, Лена Бессольцева, приходит новой ученицей в одну из провинциальных школ. Она переехала жить к своему замкнутому деду, которого все в селе недолюбливают. Он занимается тем, что коллекционирует картины.

"Особый" класс

Прийдя в новую школу, Лена сталкивается с презрительным отношением к себе. В её новом классе есть своя иерархия отношений. Во главе класса стоит Миронова, которую нарекли «Железная кнопка» за упёртость в том, что касается её прав в обществе. Мальчишка по кличке «Лохматый», который считает, что физическая сила - это главное, что должно быть в человеке. Шмакова - самая красивая девочка в классе, во всем ищущая выгоды. Попов - её подкаблучник. Валька - маленький мальчик из очень бедной семьи, мечтающий о большом состоянии. Марина - девочка, мечтающая уехать к отцу. Васильев - тихоня класса. И последний персонаж, Сомов, который из всех самый богатый и авторитетный.

Железников. "Чучело": краткое содержание

Все эти совершенно разные дети относятся к Лене неприязненно, думая, что она такая же сумасшедшая, как и её дед. Стараясь завоевать уважение класса, Лена с улыбкой на лице принимает все колкости в свой адрес. Вскоре из-за этого ей дают кличку «Чучело». Краткое содержание может быть лишь поверхностным, так как в самом произведении много тонкостей и деталей, которые сложно пересказать. Однако мы продолжаем... «Дон Жуан» класса, Дима Сомов, поддерживает Лену, и вскоре их дружба перерастает во влюбленность. Однако отношения между ними также быстро заканчиваются, как и начались. Причина этому - поведение Димы, который под «пытками» учительницы Маргариты Ивановны выдает своих одноклассников и одноклассниц, прогулявших урок. Маргарита Ивановна отменяет запланированную поездку в Москву, к которой все очень долго готовились. Обозленные ребята решают отыскать виновного и наказать. Лена, зная кто виновный, не хочет выдавать друга и берет всю вину на себя. Её объявляют изгоем, издеваются над ней и жестоко избивают. Лена искренне надеется, что Дима признается во всем, но он не решается на это. Помимо Димы и Лены, правду знают еще двое: Попов и Шмакова, которые в тот день прятались под партой и слышали весь разговор учительницы с Димой. Но они пока молчат.

Кульминация произведения

Вскоре Дима окончательно предает Лену. Присоединившись к своим одноклассникам, Дима символически сжигает чучело. Видя, насколько далеко все может зайти, Попов набирается смелости и рассказывает все, что случилось на самом деле. Лена покидает школу, не желая больше учиться в ней. Дедушка дарит все свои картины городу и оставляет его вместе с внучкой. Одну из картин с изображением его бабушки, на которую очень похожа Лена, он дарит школе. Краткое содержание «Чучело» заканчивается сценой, в которой дети раскаиваются перед Леной, написав под подаренным портретом: «Чучело, прости нас!»

Заключение

Произведение «Чучело», краткое содержание которого только что было изложено, является очень глубоким и затрагивает психологию детей и их отношений. Автор прекрасно описал непохожих друг на друга персонажей, показав с изюминкой каждого, кто учится вместе с героиней по кличке «Чучело». Краткое содержание этого произведения, как и любого другого, не в силах раскрыть всю ту глубину мысли, которая выражается в отдельных диалогах или незначительных действиях персонажей.

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).