Что называется электрическим током в жидкостях. Электрический ток в жидкостях

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом - власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон - обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях - как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия - свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных - гелия.

Власть народа - неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону - без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков - как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной - наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах - защитника демократии.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Территория Афинского полиса охватывала область Аттику. В VII в. до н. э. знать захватила все лучшие земли в Аттике. Простые земледельцы обрабатывали малоплодородные участки по склонам гор. Часто они не могли прокормить себя, брали у знатных в долг зерно или серебро. Неоплатных должников знать превращала в рабов. Кто из бедняков мог, уходил в город и становился ремесленником. Демос требовал отменить рабство за долги; отобрать у знатных часть земель и раздать неимущим; допустить демос к управлению государством. Обострение конфликта между знатью и демосом привело к смуте. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры. Так в истории был сделан первый шаг к народному правлению - по-гречески, демократии, - новой форме политического управления, о которой вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Предыстория

В древности в Греции власть принадлежала аристократам - знатным и богатым людям. Со временем стали появляться незнатные люди, по богатству соперничавшие с аристократами. Это были торговцы, ремесленники из демоса (народа). Самые влиятельные и отважные представители демоса вступали в конфликты и кровавые схватки с аристократами, так как хотели получить их власть.

Из-за постоянных столкновений демоса и аристократии жизнь была неспокойной. Греки хотели обеспечить себе мирное существование, поэтому старались найти посредника, которому будут доверять обе стороны.

События

VII в до н.э. - начало взаимного недовольства демоса и аристократии.

594 г. до н.э. - становится первым архонтом Афин.

Первого архонта (главного правителя полиса) в Древней Греции избирали каждый год. Солон был из знатного рода, но предки его обеднели, поэтому ему приходилось заниматься морской торговлей. Он обладал высоким авторитетом и среди знати, и среди демоса.

Солон провёл много важных реформ:

  • отменил законы Драконта,
  • отменил все долги,
  • отменил долговое рабство: греки больше не могли стать рабами, рабами могли быть только чужеземцы,
  • давал гражданство приезжим ремесленникам и торговцам,
  • ввёл деление граждан на категории не по знатности рода, а по богатству: то есть теперь не обязательно было быть знатным, чтобы попасть в высшую категорию граждан и участвовать в управлении полисом,
  • ввёл народный суд,
  • ввёл выборы архонта на народном собрании - теперь главного чиновника избирал народ.

Аристократы совсем не хотели делиться своей властью с народом. И демос тоже был недоволен, так как хотел отобрать все богатства и землю у знатных. В результате реформами Солона остались недовольными почти все граждане Афин. Солон на много лет уехал из города странствовать.

560 г. до н.э. - власть захватил Писистрат, ставший тираном Афин. Тиран - властитель, силой заставляющий всех выполнять свою волю.

Участники

Афинский архонт, заложил основы демократии.

Рис. 1. Население Аттики в VII в. до н. э. ()

В 594-м году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона (рис. 2). Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади. Основное в законах Солона: прощение долгов. Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью. Был введен запрет обращать в рабство за долги: все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и выкупить за счет государственной казны. Солон отменил самые жестокие из законов Драконта и учредил выборный суд. Судьи должны были ежегодно выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства. В Афинах сложился такой порядок. Ежегодно составлялся список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

При Солоне для решения государственных дел стали регулярно созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане (рис. 3). Законы Солона в Афинах создали основы демократии.

Рис. 3. Народное собрание

Судьба Солона была типична для многих реформаторов. Его законами оказались недовольны все: знатные, которых он лишил даровых рабочих рук и данного ими в долг имущества; бедняки, поскольку он не произвел передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. Avataram.ru ()
  2. Archivarium.ru ()
  3. Bibliotekar.ru ()

Домашнее задание

  1. Чего добился афинский демос в начале VI века до н. э.?
  2. Кого в Афинском полисе избирали на должность судей?
  3. Какой орган власти в Афинах принимал законы?
  4. Почему реформы Солона вызвали недовольства и у знати, и у демоса?

Проверка д/з:

  • Найди ошибки и исправь их:
  • Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
  • Вопросы:
  • Как называлось небольшое самостоятельное государство в Греции?
  • В какой области Греции находился афинский полис?
  • Кого называли «демосом»?
  • Как называли правителей афинского полиса?
  • Как назывался совет знати? Сколько человек в него входило и на какие должности?
  • Что такое долговой камень? Где устанавливался? О чём предупреждал?
  • Перечислите требования афинского демоса.
  • Объясни выражение «драконтовы законы».
  • Миф о происхождении Афин.
Тема: Зарождение демократии в Афинах (§ 30)
  • Цель урока : рассмотреть причины и результаты возникновения демократии в Афинах.
  • Д/з : § 30, вопросы; Т. – учить;
1. Население Аттики в VII в. до н. э.
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • Вопиющее неравенство между бедными и богатыми, знатными и незнатными!
2. Демос восстает против знати
  •  VII в. до н. э. – борьба демоса против знати.
  •  594 г. до н. э. - знать и демос избрали архонтом Соло́на, наделив его большой властью, для того чтобы он положил конец народным волнениям.
  •  О нем говорили: «Честен, одарен умом».
  • Солон
3. Отмена долгового рабства
  • ЗАКОНЫ СОЛОНА
  • 1. ОТМЕНА ВСЕХ ДОЛГОВ.
  • 2. ОБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАБА ЗА ДОЛГИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  • 3. СНЯТИЕ ДОЛГОВЫХ КАМНЕЙ
  • 4. ДОЛЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ СВОБОДОЙ, А ИМУЩЕСТВОМ.
  • Внимательно прочтите выписку из законов Солона.
  • Как вы считаете, в чьих интересах Солон провел свою реформу (преобразование, изменение)?
  • Почему он это сделал?
Назовите слово в схеме, которое стало лишним
  • Свободные
  • Аристократы
  • (знать)
  • Демос (крестьяне, ремесленники, купцы)
  • Чужеземцы
  • Должники
  • После реформы Солона рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.
  • - Рисунок с. 138 – рассмотрите, опишите, ответьте на вопросы.
4. Участие в государственном управлении при Солоне
  • АРХОНТ
  • НАРОДНОЕ
  • СОБРАНИЕ
  • (ЭККЛЕСИЯ)
  • СУДЬИ
  • Не обязательно знатный, НО обязательно богатый
  • Не обязательно знатный, не обязательно богатый, по жребию с 30 лет
  • Все свободные граждане Афин - решение государственных дел
Вывод
  • Избираются из знати и из демоса.
  • Народ участвует в управлении.
  • Делит власть с демосом.
  • Состоит из знати и демоса.
5. Суд при Солоне
  • Клятва судей:
  • «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.
  • Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.
  • Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».
  • Вопросы:
  • 1. Почему судьям так важно выслушивать благосклонно как обвинителя, так и обвиняемого?
  • 2. Все люди любят получать подарки. Почему судьям это было запрещено?
  • Прочитайте описание судебного заседания: пункт
  • «Перемены в управлении Афинами» (с.139)
Дополнительно
  • МЕТЕКИ - приезжие греки. Они не имели тех же гражданских прав, что и афиняне. И только очень редко, за особые заслуги в деле защиты или прославления Афин их делали полноправными гражданами.
  • ДЕМОКРАТИЯ – власть народа, т.е. народ участвует в управлении государством.
  • Прочитайте (с. 139 – голубой фон): «Солон о своих законах» и отрывок из законов Солона, ответьте на вопросы.
Итог Значение реформ Солона :
  • Итог Значение реформ Солона :
  • законы Солона заложили в Афинах основы демократии.
  • Работа с учебником:
  • п. 4 «Солон вынужден покинуть Афины»
  • - Почему Солон сказал, что «Трудно в великих делах сразу же всем угодить» и «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов»?
Закрепление пройденного
  • В каком городе Солон был избран архонтом? В какой области? В каком государстве?
  • В каком году Солон стал архонтом? Какой год был следующим за этим годом? Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон? В каком веке были установлены законы Солона?
  • Охарактеризуйте законы, проведённые Солоном. В чём их историческое значение?

Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Цель:

  • дать представление о зарождении демократии в Афинах
  • реконструировать социальный конфликт между демосом и аристократией в Афинах в VI в до н.э.
  • ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
  • развить умение работать с картой, первоисточниками, умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события
  • воспитать чувства сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки.

Оборудование:

  • карта “Древняя Греция”,
  • меловая схема “Население Аттики” VII в. до н.э,
  • таблица “Законы солона 594 г. до н.э.,
  • индивидуальные задания-карточки,
  • жетоны- “следы ног”.

Организационный момент. (Эмоциональный настрой детей)

Актуальные знания учащихся.

Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Совершая хорошие поступки.

Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

(За правильные ответы даю ребятам жетоны – “следы ног”)

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные задания трем учащимся.

  1. Что означало для земледельцев гибель олив? (Полисы Греции часто воевали друг с другом, противники, пытаясь навредить друг другу вырубали оливковые деревья. Земледелец горевал по загубленным оливковым деревьям больше чем по вытоптанному полю ячменя, оливковое дерево приносит первые плоды на 18 год, долго дожидаться урожая).
  2. Кого погубило пьянство? (Людоеда-циклопа Полифема из поэмы Гомера “Одиссея”).
  3. В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?
  4. Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
    - полис, ареопаг,
    - архонт, долговое рабство.
  5. Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика) .
    - Покажите эту область на карте.
    - Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?
  6. Расскажите миф о том, как богиня Афина стала покровительницей одного из самых знаменитых в Греции городов. (Индивидуальное задание, данное на предшествующем уроке ученику) .

Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

План изучения нового материала:

  • Афинский демос и его требования.
  • Демос восстает против знати.
  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.
  • Перемены в управлении Афинами.
  • Солон покидает Афины.

Работа по меловой схеме.

Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.

  • Какими путями жители Аттики становились рабами?
  • Должники.
  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.
  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?
  • Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
    (делается запись:
    чужеземцы )
  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
    (делается запись:
    знатные )

Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.

  • Как назывались остальные свободное население Аттики?
    делается запись:
    демос (земледельцы, ремесленники, купцы).

Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

  • Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?
  • Чем гордились знатные люди?
  • Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.

Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?

Работа по учебнику.

Громкое чтение § 30 п.1. со слов “В 554 г. до н.э. знать и демос…”

Составление таблицы.

Законы Солона 594 г. до н.э.

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Людей, имевших на себе долг, освобождали от его уплат, заложенные земледельцами участки снова стали их собственностью

Запретить обращать в рабство за долги

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть за счет государственной казны

Выборность судей

Из всех афинян независимо от их знатности и богатства

Регулярный созыв народного собрания (экклесия).

В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Значения законов

Заложены основы демократии

Законы можно разделить на 2 части:

  1. Отмена долгов, долгового рабства.
  2. Изменения в управлении государством.

Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 138.

Солон приказал выкинуть с полей ненавистные земледельцам камни.

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди?

Все старые долги были отменены. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В этом случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого неоплатного должника уже не сделают рабом.

Он повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

Разбор отрывка из стихов Солона, в которых описаны его законы. (стр.139)

Вычеркните из схемы то слово, которое стало лишним после законов Солона. (слово “должники”)

Означает ли, что законы Солона полностью уничтожили рабство в Афинах? (Рабы- чужеземцы остались)

Почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызывал недовольство бедняков, т.е. никому он не угодил).

Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

Работа с 5 пунктом плана “Солон покидает Афины” – краткий рассказ учителя.

  • о причинах всеобщего недовольства Солоном,
  • отъезд за границу,
  • странствие по странам и возвращение на родину.

Законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

Закрепление пройденного материала.

Работа в рабочих тетрадях по истории Древнего Мира с.15.

Задание . Выпишите недостающие слова. Главное в законах Солона _________________

(Учащиеся вписывают в текст недостающие слова).

Прочитайте выполненные задание.

Итог урока.

Итак, ребята, близится к концу наш урок. Каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставлять как можно больше следов в истории.

  • А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)
  • У кого больше всех следов?

Оценивание (по количеству).

  • На дом: 30 в рабочих тетрадях с.15, задание 21.
  • Из законов Солона (отрывки с.139). Подумайте и постарайтесь ответить на поставленные вопросы.