Что такое коэффициент увлажнения его виды. Что такое коэффициент увлажнения и как он определяется? Как определяется коэффициент увлажненности

Как известно, равновесие влажности в природе поддерживается круговоротом испарения воды и выпадения осадков. Местности, где за год выпадает мало дождей или снега, считаются засушливыми, а районы, в которых наблюдаются обильные частые осадки, могут даже страдать от избыточного уровня влажности.


Но для того, чтобы оценка увлажнения была достаточно объективной, географами и метеорологами используется специальный показатель – коэффициент увлажнения.

Что такое коэффициент увлажнения?

Степень увлажненности любой территории зависит от двух показателей:

— количества выпадающих за год ;

— количества испарившейся с поверхности почвы влаги.

В самом деле, увлажненность зон с прохладным климатом, где испарение из-за невысокой температуры происходит медленно, может быть более высокой, чем увлажненность территории, расположенной в жарком климатическом поясе, при одинаковом количестве выпадающих за год осадков.

Как определяется коэффициент увлажненности?

Формула, по которой вычисляется коэффициент увлажненности, достаточно проста: годовое количество осадков необходимо разделить на годовую величину испарения влаги. Если результат деления меньше единицы – значит, местность недостаточно увлажнена.


При коэффициенте увлажненности, равном или близком к единице, уровень влаги считается достаточным. Для влажных климатических зон коэффициент увлажненности существенно превышает единицу.

В разных странах используют различные методики определения коэффициента увлажненности. Основное затруднение состоит в объективном определении количества испаренной за год влаги. В России и странах СНГ со времен Советского Союза принята методика, разработанная выдающимся советским почвоведом Г.Н.Высоцким.

Она отличается высокой точностью и объективностью, так как учитывает не фактический уровень испарения влаги, который не может быть больше, чем количество пролитых осадков, а возможную величину испарения. Европейские и американские почвоведы используют метод Тортвейта, более сложный по определению и не всегда объективный.

Для чего нужен коэффициент увлажненности?

Определение коэффициента увлажненности – один из основных инструментов для синоптиков, почвоведов и ученых других специальностей. На основании этого показателя составляются карты обеспечения водными ресурсами, разрабатываются планы мелиорации – осушения болотистых местностей, улучшения почв для выращивания сельскохозяйственных культур и т.д.


Метеорологи составляют свои прогнозы с учетом множества показателей, в том числе и коэффициента увлажненности.

Важно знать, что увлажненность зависит не только от температуры воздуха, но и от высоты над уровнем моря. Как правило, для горных местностей характерны высокие значения коэффициента, так как там всегда выпадает , чем на равнинах.

Неудивительно, что в горах берет начало множество мелких, а иногда и достаточно крупных рек. Для районов, находящихся на высоте 1000-1200 метров над уровнем моря или выше, коэффициент увлажненности нередко достигает 1,8 – 2,4. Избыточная влага стекает вниз в виде горных речек и ручьев, принося дополнительную влагу в более засушливые долины.

В природных условиях величина коэффициента увлажняемости соответствует рельефу местности и наличию водных ресурсов. В зонах достаточной увлажненности протекают крупные и небольшие реки, имеются озера и ручьи. При избыточной увлажненности нередко образуются болота, подлежащие осушению.


В районах недостаточного увлажнения водоемы встречаются редко, так как почва отдает всю выпадающую на нее влагу в атмосферу.

Нетрудно видеть, что на земной поверхности постоянно происходят два противоположно направленных процесса - орошение местности осадками и иссушение ее испарением. Оба эти процесса сливаются в единый и противоречивый процесс атмосферного увлажнения, под которым понимается соотношение количества осадков и испаряемости.
Существует более двадцати способов его выражения. Показатели называются индексами и коэффициентами или сухости воздуха, или атмосферного увлажнения. Наиболее известны следующие:

1. Гидротермический коэффициент Г. Т. Селянинова.
2. Радиационный индекс сухости М. И. Будыко.
3. Коэффициент увлажнения Г. Н. Высоцкого - Н. Н. Иванова. Лучше всего его выразить в %. Например, в европейской тундре осадков выпадает 300 мм, а испаряемость только 200 мм, следовательно, осадки превосходят испаряемость в 1,5 раза, атмосферное увлажнение равно 150%, или =1,5. Увлажнение бывает избыточным, больше 100%, или /01,0, когда осадков выпадает больше, чем может их испариться; достаточным, при котором сумма осадков и испаряемость приблизительно равны (около 100%), или С = 1,0; недостаточным, меньше 100%. или К<1,0, если испаряемость превосходит количество осадков; в последней градации полезно выделить ничтожное увлажнение, в котором осадки составляют ничтожную (13% и меньше, или К = 0,13) долю испаряемости.
4. В Европе и США пользуются коэффициентом Ч. У. Тортвейта, довольно сложным и весьма неточным; рассматривать его здесь нет необходимости. Обилие способов выражения увлажнения воздуха говорит о том, что ни один из них не может считаться не только точным, но и более верным, чем другие. Довольно широко пользуются формулой испаряемости и коэффициентом увлажнения Н. Н. Иванова и для целей землеведения он наиболее выразителен.

Коэффициент увлажнения - соотношение между количеством выпадающих атмосферных осадков за год или другое время и испаряемостью определенной территории. Коэффициент увлажнения является показателем соотношением тепла и влаги.


Обычно различают зону избыточного увлажнения, где К больше 1, например, в тундролесьях и тайге К = 1,5; зону неустойчивого увлажнения - в лесостепи 0,6-1,0; зону недостаточного увлажнения - в полупустыне 0,1-0,3, а в пустыне меньше 0,1.

Количество осадков еще не дает полного представления об обеспеченности территории влагой, так как часть атмосферных осадков испаряется с поверхности, а другая часть просачивается в почву.
При различных температурах с поверхности испаряется различное количество влаги. Количество влаги, которое может испаряться с водной поверхности при данной температуре, называется испаряемостью. Она измеряется в миллиметрах слоя испарившейся воды. Испаряемость характеризует возможное испарение. Фактическое же испарение не может быть больше годовой суммы осадков. Поэтому в пустынях Средней Азии оно составляет не более 150-200 мм в год, хотя испаряемость здесь в 6-12 раз выше. К северу испарение возрастает, достигая 450 мм в южной части тайги Западной Сибири и 500-550 мм в смешанных и широколиственных лесах Русской равнины. Далее к северу от этой полосы испарение вновь уменьшается до 100-150 мм в прибрежных тундрах. В северной части страны испарение ограничивается не количеством осадков, как в пустынях, а величиной испаряемости.
Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения - отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот же период.
Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Близ северной границы лесостепной зоны количество осадков примерно равно годовой испаряемости. Коэффициент увлажнения здесь близок к единице. Такое увлажнение считается достаточным. Увлажнение лесостепной зоны и южной части зоны смешанных лесов колеблется от года к году в сторону то увеличения, то понижения, поэтому оно неустойчивое. При коэффициенте увлажнения меньше единицы увлажнение считается недостаточным (степная зона). В северной части страны (тайга, тундра) количество осадков превышает испаряемость. Коэффициент увлажнения здесь больше единицы. Такое увлажнение называют избыточным.
Коэффициент увлажнения выражает соотношение тепла и влаги на той или иной территории и является одним из важных климатических показателей, так как определяет направление и интенсивность большинства природных процессов.
В районах избыточного увлажнения много рек, озер, болот. В преобразовании рельефа преобладает эрозия. Широко распространены луга и леса.

Высокие годовые значения коэффициента увлажнения (1,75-2,4) характерны для горных территорий с абсолютными отметками поверхности 800-1200 м. Эти и другие, более высокогорные, районы находятся в условиях избыточного увлажнения с положительным балансом влаги, избыток которой составляет 100 - 500 мм в год и более. Минимальные значения коэффициента увлажнения от 0,35 до 0,6 свойственны степной зоне, подавляющая часть поверхности которой расположена на отметках менее 600 м абс. высоты. Баланс влаги здесь отрицателен и характеризуется дефицитом от 200 до 450 мм и более, а территория, в целом - недостаточным увлажнением, типичным для полуаридного и даже аридного климата. Основной период испарения влаги длится с марта по октябрь, а ее максимальная интенсивность приходится на наиболее жаркие месяцы (июнь - август). Наименьшие значения коэффициента увлажнения наблюдаются именно в эти месяцы. Нетрудно заметить, что величина избыточного увлажнения горных территорий сопоставима, а в некоторых случаях и превышает суммарное количество атмосферных осадков степной зоны. 

Количество выпадающих осадков без уче­та ландшафтных условий - величина абст­рактная, потому что она не определяет усло­вий увлажнения территории. Так, в тундре Ямала и полупустынях Прикаспийской низмен­ности выпадает одинаковое количество осад­ков - около 300 мм, но в первом случае увлажнение избыточное, велика заболочен­ность, во втором - увлажнение недостаточ­ное, растительность здесь сухолюбивая, ксерофитная.

Под увлажнением территории понима­ют соотношение между количеством атмосфер­ных осадков (/?), выпадающих в данной мест­ности, и испаряемостью (Е н) за один и тот же период (год, сезон, месяц). Такое отношение, выраженное в процентах, или в долях от единицы, называют коэффициентом увлаж­нения (Куъ = К/Е н) (по Н. Н. Иванову). Коэф­фициент увлажнения показывает либо избы­точное увлажнение (/С ув >1), если осадки пре­вышают возможное при данной температуре испарение, либо различные степени недоста­точного увлажнения (/С ув <1), если осадки мень­ше испаряемости.

Характер увлажнения, т. е. соотношение тепла и влаги в атмосфере, - основная при­чина существования природно-растительных зон на Земле.

По гидротермическим условиям выделяют несколько типов территорий:

1. Территории с избыточным увлаж­нением - /С ув больше 1, т. е. 100-150%. Это зоны тундр и лесотундр, а при достаточ­ном количестве тепла - леса умеренных, тро­пических и экваториальных широт. Такие пе­реувлажненные территории называют гумид-ными, а заболоченные - экстрагумидными I лат. Нит1(1и8 - влажный) 1 .


2. Территории оптимального (доста­точного) увлажнения - это узкие зоны,
где К ув около 1 (примерно 100 %). В их пре­
делах наблюдается соразмерность между сум­мой осадков и испаряемостью. Это узкие по­лосы широколиственных лесов, редкостойные
переменно-влажные леса и влажные саванны.
Условия здесь благоприятны для произраста­ния мезофильных растений.

3. Территории умеренно-недостаточ­ного (неустойчивого) увлажнения. Выде­ляют разные степени неустойчивого увлажне­ния: территориям с А" ув -1- 0,6 (100-60%)
свойственны луговые степи (лесостепи) и са­ванны, с /С ув =0,6-0,3 (60-30%) - сухие сте­пи, сухие саванны. Им свойствен сухой сезон,
что затрудняет земледельческое освоение из-
за частых засух.

4. Территории недостаточного увлаж­нения. Выделяют аридные зоны (лат. аridis -
сухой) с К ув = 0,3-0,1 (30 – 10 %), здесь ти­пичны полупустыни, и экстрааридные зоны с К ув менее 0,1 (менее 10 %) - пустыни.

На территориях с избыточным увлажнени­ем обилие влаги отрицательно сказывается на процессах аэрации (вентиляции) почвы, т. е. на газообмене почвенного воздуха с атмосфер­ным. Недостаток кислорода в почве образует­ся вследствие заполнения пор водой, из-за чего воздух туда не поступает. Это нарушает биологические аэробные процессы в почве, нормальное развитие многих растений нару­шается или даже прекращается. На таких тер­риториях произрастают растения-гигрофиты и обитают животные-гигрофилы, которые при­способлены к сырым и влажным местообита-


1 Термины «гумидный» и «аридный» предложены не­мецким ученым А. Пенком.

ниям. Для вовлечения территорий с избыточ­ным увлажнением в хозяйственный, прежде всего сельскохозяйственный, оборот необхо­димы осушительные мелиорации, т. е. меро­приятия, направленные на улучшение водно­го режима территории, отвод избыточных вод (дренаж).

Территорий с недостаточным увлажнением на Земле больше, чем переувлажненных. В аридных зонах земледелие без полива не­возможно. Основным мелиоративным меро­приятием в них является орошение - искус­ственное пополнение запасов влаги в почве для нормального развития растений и обвод­нение - создание источников влаги (прудов, колодцев и других водоемов) для бытовых и хозяйственных нужд и водопоя скота.

В естественных условиях в пустынях и по­лупустынях произрастают растения, приспо­собленные к сухости, - ксерофиты. Они обычно имеют мощную корневую систему, спо­собную извлекать влагу из грунта, мелкие ли­стья, иногда превращенные в иголочки и ко­лючки, чтобы меньше испарять влаги, стебли и листья нередко покрыты восковым налетом. Особую группу растений среди них образуют суккуленты, которые накапливают влагу в стеблях или листьях (кактусы, агавы, алоэ). Суккуленты произрастают лишь в теплых тро­пических пустынях, где не бывает отрицатель­ных температур воздуха. Животные пустынь - ксерофилы тоже разным способом приспособ­лены к сухости, например впадают в спячку на самый сухой период (суслики), довольству­ются влагой, содержащейся в пище (некото­рые грызуны).

Территориям с недостаточным увлажнени­ем присущи засухи. В пустынях и полупусты­нях это ежегодные явления. В степях, кото­рые часто называют засушливой зоной, и в лесостепях засухи случаются летом один раз в несколько лет, иногда захватывают конец весны - начало осени. Засуха - это дли­тельный (1-3 месяца) период без дождя или с очень малым количеством осадков, при по-


вышенной температуре и пониженной абсо­лютной и относительной влажности воздуха и почвы. Различают атмосферную и почвенную засухи. Атмосферная засуха наступает рань­ше. Из-за высоких температур и большого де­фицита влаги резко возрастает транспирация растений, корни не успевают подавать листь­ям влагу, и они увядают. Почвенная засуха выражается в иссушении почвы, из-за чего нормальная жизнедеятельность растений пол­ностью нарушается и они погибают. Почвен­ная засуха короче атмосферной за счет весен­них запасов влаги в почве и грунтовых вод. Засухи обусловлены антициклональным режи­мом погоды. В антициклонах воздух опускает­ся, адиабатически нагревается и иссушается. По периферии антициклонов возможны вет­ры - суховеи с высокой температурой и низ­кой относительной влажностью (до 10-15 %), которые усиливают испарение и еще губитель­нее действуют на растения.

В степях наиболее эффективно орошение при достаточном стоке рек. Дополнительными мерами служат снегонакопление - сохра­нившаяся стерня на полях и посадка кустар­ников по бровке балок, чтобы в них не сду­вался снег, и снегозадержание - прикатывание снега, создание снежных валов, укрытие снега соломой с целью увеличения продолжи­тельности снеготаяния и пополнения запасов грунтовых вод. Эффективны также лесные по­лезащитные полосы, которые задерживают сток талых снеговых вод и удлиняют период снеготаяния. Ветрозащитные (ветролом-ные) лесные полосы большой длины, поса­женные в несколько рядов, ослабляют ско­рость ветров, в том числе суховеев, и тем са­мым уменьшают испарение влаги.

Помимо вышеназванного коэффициента увлажнения, применяются и другие коэффи­циенты для характеристики увлажнения тер­риторий, в частности радиационный ин­декс сухости, о котором будет сказано даль­ше в связи с зональностью географической оболочки.

Испаряемость

Количество осадков еще не дает полного представления об обеспеченности территории влагой, так как часть атмосферных осадков испаряется с поверхности, а другая часть просачивается в почву.При различных температурах с поверхности испаряется различное количество влаги. Количество влаги, которое может испаряться с водной поверхности при данной температуре, называется испаряемостью. Она измеряется в миллиметрах слоя испарившейся воды. Испаряемость характеризует возможное испарение. Фактическое же испарение не может быть больше годовой суммы осадков. Поэтому в пустынях Средней Азии оно составляет не более 150-200 мм в год, хотя испаряемость здесь в 6-12 раз выше. К северу испарение возрастает, достигая 450 мм в южной части тайги Западной Сибири и 500-550 мм в смешанных и широколиственных лесах Русской равнины. Далее к северу от этой полосы испарение вновь уменьшается до 100-150 мм в прибрежных тундрах. В северной части страны испарение ограничивается не количеством осадков, как в пустынях, а величиной испаряемости.

Коэффициент увлажнения

Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения -- отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот же период.

Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Близ северной границы лесостепной зоны количество осадков примерно равно годовой испаряемости. Коэффициент увлажнения здесь близок к единице. Такое увлажнение считается достаточным. Увлажнение лесостепной зоны и южной части зоны смешанных лесов колеблется от года к году в сторону то увеличения, то понижения, поэтому оно неустойчивое. При коэффициенте увлажнения меньше единицы увлажнение считается недостаточным (степная зона). В северной части страны (тайга, тундра) количество осадков превышает испаряемость. Коэффициент увлажнения здесь больше единицы. Такое увлажнение называют избыточным.

Коэффициент увлажнения выражает соотношение тепла и влаги на той или иной территории и является одним из важных климатических показателей, так как определяет направление и интенсивность большинства природных процессов.

В районах избыточного увлажнения много рек, озер, болот. В преобразовании рельефа преобладает эрозия. Широко распространены луга и леса.

Высокие годовые значения коэффициента увлажнения (1,75-2,4) характерны для горных территорий с абсолютными отметками поверхности 800-1200 м. Эти и другие, более высокогорные, районы находятся в условиях избыточного увлажнения с положительным балансом влаги, избыток которой составляет 100 - 500 мм в год и более. Минимальные значения коэффициента увлажнения от 0,35 до 0,6 свойственны степной зоне, подавляющая часть поверхности которой расположена на отметках менее 600 м абс. высоты. Баланс влаги здесь отрицателен и характеризуется дефицитом от 200 до 450 мм и более, а территория, в целом - недостаточным увлажнением, типичным для полуаридного и даже аридного климата. Основной период испарения влаги длится с марта по октябрь, а ее максимальная интенсивность приходится на наиболее жаркие месяцы (июнь -- август). Наименьшие значения коэффициента увлажнения наблюдаются именно в эти месяцы. Нетрудно заметить, что величина избыточного увлажнения горных территорий сопоставима, а в некоторых случаях и превышает суммарное количество атмосферных осадков степной зоны.

Коэффициент увлажнения Высоцкого -- Иванова

Коэффициент увлажнения -- соотношение между количеством выпадающих атмосферных осадков за год или другое время и испаряемостью определенной территории. Коэффициент увлажнения является показателем соотношением тепла и влаги. Впервые способ характеристики климата как фактора водного режима почв был введен в практику почвоведения Г. Н. Высоцким. Им было введено понятие о коэффициенте увлажнения территории (К) как о величине, показывающей отношение суммы осадков (Q, мм) к испаряемости (V, мм) за тот же период (К=Q/V). По его подсчетам эта величина для лесной зоны равна 1,38, для лесостепной-- 1,0, для степной черноземной-0,67 и для зоны сухих степей -- 0,3.

В дальнейшем понятие о коэффициенте увлажнения было детально разработано Б. Г. Ивановым (1948) для каждой почвенно-географической зоны, а коэффициент стал называться коэффициентом Высоцкого -- Иванова (КУ).

По обеспеченности суши водой и особенностям почвообразования на земном шаре можно выделить следующие области (Будыко, 1968)(табл.2)

Таблица 2

Климатические области

В соответствии с поступлением влаги и ее дальнейшим перераспределением каждый природный регион характеризуется показателем радиационного индекса сухости

где Я-- радиационный баланс, кДж/(см 2 *год); r -- количество осадков в год, мм; a -- скрытая теплота фазовых преобразований воды, Дж/г.

Ф. И. О. педагога: Баринова Анжела Александровна.

Место работы: Петропольский филиал МБОУ «Заревская ООШ».

Предмет: география

Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный.

Тема: «Распределение тепла и влаги на территории России».

Цель: определить закономерности распределения основных климатических показателей на территории России.

1.Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;

2.Продолжить формировать представление формирование представлений о климатических особенностях России;

3.Сформировать знания об испаряемости и коэффициенте увлажнения;

4.Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);

5.Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;

6.Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;

7.Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.

ЛичностныеУУД: подведение итогов урока, применение на уроке литературных произведений

Регулятивные УУД : умение ставить цели и учебные задачи урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, находить нужную информацию по карте. умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Познавательные УУД: выявление закономерностей, систематизировать информацию, искать пути решения проблемной ситуации, владеть навыками анализа и синтеза, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы.

Планируемые результаты

Личностные: : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира, соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и атласом для исследования.

Предметные: знатьзакономерности распределения тепла и влаги на территории России (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Уметь выполнять практическую работу работу под руководством учителя, уметь ее оформлять, делать выводы, ориентироваться в тексте учебника и в картах атласа, работать с таблицами, схемами, раздаточным материалом, выслушивать чужое мнение, соблюдать дисциплину на уроке.

Основные понятия: коэффициент увлажнения, испаряемость.

Ресурсы: интернет-ресурсы

Основные: УМК В.П.Дронов

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуально-групповая

Технология: системно – деятельностный подход.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая

структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя

Проверка домашнего задания

Используя знания, установите соответствие. (Слайд 2).

Демонстрируют знания по пройденному материалу.(Р,П)

Изучение нового материала

Демонстрация слайда или интернет «Оймякон. Карта России».(Слайд 3-8 или и Планета Оймяконье. Журнал «Путешествия по России». http://strana.ru/journal/21404897)

Просмотр слайда.Узнают интересные факты (П).

Формулируют название темы и цели урока.(Р)

Проблемный вопрос:Как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России?(Слайд 11).

Предлагает работать по инструкции.

Инструкция 1.Особенности распределения температуры воздуха в январе и июле.(Слайд12-13)

Что такое изотермы?

Определите ход изотерм по картам рис.34,35,стр 87,88.

В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Салехард и Оймякон (слайд 12)

Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на стр.86-87.

По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января.

По карте определите, как проходит июльская изотерма +10С.Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны.

С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере дальнего Востока?

По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето?

Что такое амплитуда температур?

Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу.

О чём говорит увеличение амплитуды температур?

Предлагает сделать вывод 1,заполнив пропуски.(Слайд 14)

Инструкция 2.Причины неодинакового распределения осадков.(Слайд 15,16)

Проанализируйте карту рис.36.стр 89.Как распределяются осадки на территории страны?

Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков.Найдите ответ в учебнике стр.87-88.

Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице.

Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?

В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему?

В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему?

Рассмотрите причины. (Слайд)

Предлагает сделать вывод 2, заполнив пропуски.(Слайд17)

Инструкция 3.Коэффициент увлажнения.(Слайд 18)

Посмотрите на стр.89 рис.36 и определите сколько осадков выпадает в тундре,а затем в Нижнем Поволжье.В чём же причина?

Обратимся к ещё одному показателю климата-коэффициент увлажнения.

Обратимся к учебнику стр.88-90.Как находится коэффициент увлажнения?

Что такое испаряемость? В чём разница между испаряемостью и испарением?

В каком случае увлажнение считают достаточным,

недостаточное и избыточным?

Используя карту рис.37 стр.90 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.

Проанализируете полученные результаты.

Предлагает сделать вывод 3, заполнив пропуски.(Слайд 19)

дают ответ в конце урока

Читают инструкцию и выполняют задание,отвечают на вопросы и заполняют таблицу

Формулируют понятие.(Р)

Работа с картами, заполнение таблицы.(П).

Работа с картами и их анализ, решают проблему, демонстрируя знания.(К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей (Р).

Формулируют понятие. (Р)

Работа с картой, таблицей.(П)

Выявление причинно-следственных связей (Р),вывод

Работают с картой атласа, анализируют и делают вывод.(П,Р)

Работают с текстом учебника, выбирают информацию.(П)

Анализ таблицы.(П)

работают с таблицей, анализ таблицы, выполнение логических действий.(П)

Работа с текстом (П),формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)

Решают проблему, демонстрируя свои знания (К); выявление причинно-следственных связей (Р).

Работают с текстом учебника, выбирают информацию.(П)

Анализ карты и таблицы (П),применение полученных знаний.(Р)

Применение полученных знаний (Р)

Работа с текстом (П),формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)

Физкультминутка

Мы упорно трудились, а сейчас самое время поиграть. Поможет нам в этом стихотворение Т.Котеневой «Дождик.»

Если прячется скорей воробей,

Раскрываются зонты,как цветы,

И торопиться трамвай,-догоняй!

На бульварах суета,-красота!

А в подъездах теснота,-скукота!

В лужах, в лужах-пузыри, посмотри!

Это значит дождь идёт. Вот.

Движения на выбор детей

Закрепление

Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?

Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла и влаги на территории России. Вы сделали соответствующие выводы. А теперь проверим, изменилось ли ваше мнение (заполнение таблицы «да-нет», сверка ответов)(Слайд 20)

Формулируют ответ, применяя полученные знания.(Р)

Рефлексия

Домашнее задание параграф 18 с 86-90.Ставит видео «Вальс дождя». Через минуту предлагает высказать мнение об уроке.

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Сегодня на уроке я …..

2. Сегодняшний урок показал мне...

3. Больше всего на уроке мне понравилось.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л); записывают домашнее задание (К); под музыку учащиеся заканчивают предложения.

Приложение1.

Перед началом изучения нового материала предлагаю прочитать 6 утверждений и выбрать те, с которыми вы согласны:

Приложени2

(Инструкции на столах или через презентацию, в зависимости от количества учащихся и условий)

Инструкция1

Что такое изотермы? (линии с одинаковыми температурными показателями)

Определите ход изотерм по картам рис. 29, 30, стр. 62, 63. (изотермы января вытянуты в субмеридиональном направлении с с-з на ю-в, изотермы июля в широтном направлении) В таблицу запишите среднемесячную температуру января и июля для городов: Архангельск, Салехард и Оймякон:

Почему ход изотерм января и июля не одинаков? Ответ найдите в учебнике на с.61-62.

По картам определите, где в нашей стране расположены районы с наиболее низкой и с наиболее высокой температурами января. (0- -5 0 С – Калининград, Предкавказье и -40 - -50 0 С в Якутии)

По карте определите, как проходит июльская изотерма +10 0 С. Объясните причину отклонения изотермы к югу в ряде районов страны. (изменение рельефа – горы, с высотой температура понижается)

С какими причинами связано замкнутое положение изотерм на юге Сибири и севере Дальнего Востока? (там расположены горы)

По карте в атласе с.14-15 определите, где в России самые холодные зимы, самое теплое лето? (Оймякон - -71 0 С, Верхоянск - -68 0 С; Прикаспийская низменность, Северный Кавказ - +25 0 С)

Что такое амплитуда температур? (разница между максимальными и минимальными температурами)

Определите годовую амплитуду температур в городах Архангельск, Салехард и Оймякон. Данные запишите в таблицу

О чем говорит увеличение амплитуды температур? (о континентальности климата)

Вывод 1: (заполните пропуски)

Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.

Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация) , поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.

Инструкция 2.

2) Причины неодинакового распределения осадков.

Проанализируйте карту рис. 31, стр. 65. Как распределяются осадки на территории страны? (неравномерно)

Назовите причины, влияющие на количество выпадения осадков. Найдите ответ в учебнике с.62-63. (циркуляция воздушных масс, особенности рельефа, температура воздуха, близость океана)

Определите годовое количество осадков для городов, указанных в таблице?

Как можно объяснить уменьшение количества осадков с запада на восток?

В каких районах России выпадает максимальное количество осадков, почему? (горы Кавказа, Алтая, на юге Дальнего Востока – наветренные склоны, а также лесная зона В-Е равнины – влияние Атлантического океана)

В каких районах выпадает минимальное количество осадков, почему? (полупустыни Прикаспийской низменности – влияние континентальных ВМ)

Рассмотрите причины:

Вывод 2: (заполните пропуски)

Наибольшее количество осадков на берегу Тихого океана связывают с летним муссоном и рельефом; большое количество осадков на западе России в умеренном поясе объясняют господством морского воздуха с Атлантики и активной циклонической деятельностью. На севере осадков выпадает мало из-за присутствия сухого арктического воздуха. Внутри материка, на юго-востоке Русской равнины, на Среднесибирском плоскогорье, осадков мало из-за господства континентального воздуха и антициклональной погоды.

Инструкция 3.

Коэффициент увлажнения

Количество выпадающих осадков не дает полного представления об увлажнении территории. Например, в тундре выпадает 300 мм, и в Нижнем Поволжье 300 мм, только для тундры – это избыток влаги, а в Нижнем Поволжье влаги явно не хватает. В чем же причина?

Обратимся к ещё одному показателю климата – коэффициент увлажнения.

Обратимся к учебнику с.64 . Как находится коэффициент увлажнения? (К=О/И)

В чем разница между испаряемостью и испарением? (испаряемость – количество влаги, которое может испариться при данных атмосферных условиях; испарение – количество, влаги, которое фактически испаряется, не может быть больше осадков)

В каком случае увлажнение считают достаточным, недостаточное и избыточным? (К=1, К<1, К>1)

Используя карту рис.32 с.66 и данные таблицы, определите испаряемость и вычислите коэффициент увлажнения для данных городов.

Проанализируйте получившиеся результаты. (количество осадков с запада на восток уменьшается, испаряемость уменьшается, следовательно во всех населенных пунктах К увл. примерно одинаковый – увлажнение избыточное)

Вывод 3: (заполните пропуски)

Увлажненность территории зависит от количества выпадающих ….. (осадков) и …. (испаряемости).

Приложение 3.

Проверка домашнего задания.

Используемые материалы:

1.География России.8класс.Под ред. В.П. Дронова. Авторы В.П. Дронов, И.И. Баринова и др.,М,Дрофа,2009