Что тарас бульба считал главными достоинствами рыцарства. Н

1. Историческая точность Капитанской дочки.

2. Петр Гринев. Характеристика и образ в повести “Капитанская дочка”

2.1. Образ Гринева.

2.2. Встреча с бунтовщиком.

2.3. Маша.

3. Мое отношение к герою.

Основал сюжет своей повести “Капитанская дочка” на реальных исторических событиях - возмущении крестьян под руководством Емельяна Пугачева.

Это было настоящее восстание, потому что оно охватило много губерний и повлекло за собой множество человеческих смертей. И хотя большинство героев повествования выдуманы, автор талантливо передает читателю быт и обычаи того времени, нравы и привычки людей, живших в ту эпоху.

Одним из таких персонажей является Петр Гринев. На первых страницах он возникает перед нами беспечным жизнерадостным юношей, чья жизнь и карьера задолго уже предопределена богатыми родителями. Но судьба вносит свои коррективы.

Отец решает отослать юношу на настоящую военную службу - в Оренбург. Это событие становится отправной точкой в жизни молодого дворянина. С этой минуты начинается его взросление, становление как личности, а также проверка его благородных положительных качеств.

Все доброе и позитивное, что перенял Гринев от своих родителей и своего воспитателя Савельича, благотворно повлияло на его поведение и поступки. Он смог оценить духовную красоту Маши Мироновой, распознать двуличие Швабрина, завоевать уважение Пугачева и не поступиться своей дворянской честью.

По дороге на место службы семнадцатилетний офицер знакомится с неприглядным оборванцем, которому суждено оказать воздействие на всю дальнейшую жизнь главного героя. Позже офицер встречается с этим человеком уже при других обстоятельствах. В крепости, где служит главный герой, угрожает ужасная опасность - движется войско жестокого бунтовщика, безжалостно уничтожая на своем пути всех инакомыслящих.

Гарнизон в смятении, лишь один старый капитан сохраняет спокойствие и отвагу. Его во всем поддерживает Гринев, проявивший непоколебимое мужество и военную доблесть, обороняя слабозащищенную крепость. Он не дрожит и не теряет гордость, даже когда его начальник погибает, а сам он, как и большинство офицеров, приговаривается к смертной казни. Но здесь происходит немыслимое. Главарь мятежников , взявший на себя роль вершителя человеческих судеб, милует Гринева и даже зовет его к себе на ужин. Там он приглашает молодого человека вступить к себе на службу, изменив государыне.

Этот бунтарь, называющий себя императором Петром, никто иной как провожатый Гринева! Он помнит благодарного юношу и поэтому оказывает ему такие милости. Но главный герой не теряет головы от таких предложений. Он остается верен своей присяге, он даже готов умереть, чтобы не запятнать честь офицерского мундира. Гринев смел и мужествен, но в то же время он не безрассуден. Он уважительно разговаривает с Пугачевым, обдумывая и взвешивая каждое слово. Он понимает, что от каприза самозванца зависит не только его жизнь, но и жизнь его любимой Маши.

Молодой офицер объясняет, что не будет служить в рядах повстанцев и что не может обещать не сражаться против них. Гринев честно, но корректно признается: “Я присягал государыне: тебе служить не могу, - и добавляет: - Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо, казнишь - бог тебе судья”. Этот непростой разговор открывает перед нами нового героя - осторожного, проницательного мужчину, настоящего дипломата, твердого в своем решении, человека чести. Таким его сделала суровая армейская жизнь. Таким он стал благодаря совести и пониманию законов морали.

Но немаловажную роль в возмужании Гринева сыграла и его первая любовь. Петр впервые увидел эту милую кроткую девушку на месте своей службы - в Белгородской крепости. Его впечатлила скромность Маши, ее поэтичная душа, ее доброта и покорность родителям. Гринев уважительно относится к капитанской дочери, он не флиртует с ней, не играет ее чувствами. Он почтительно просит ее руки. Он вступается за честь девушки, вызывая бесчестного Швабрина на дуэль. Рискуя жизнью и честью, молодой человек спасает Машу из рук притеснителя и вывозит ее в безопасное место.

По дороге Петр встречает еще одного старого знакомого - Зурина, с которым он напился в первый раз своей жизни и которому проиграл сто рублей. Передав Марью Ивановну в надежные руки Савельича, главный герой идет вместе с отрядом Зурина в поход против Пугачева. Это решение говорит о благородстве юного офицера, о том, что для него служба превыше всего. Что он не собирается прятаться за спинами друзей, а лично готов сражаться за свою родину и императрицу.

Примечательно поведение Гринева во время ареста и допросов. Чтобы не запятнать чести своей любимой, он не упоминает ее имя в своих объяснениях. Все обвинения и наклепы он отражает спокойно и хладнокровно, имея лишь одно желание - чтобы имя Марьи Мироновой не упоминалось среди этой грязи и пересудов. Благодаря любви и самоотверженности Маши, Гринева оправдывают и освобождают.

Мне симпатичен главный герой. Он - настоящий человек долга и чести. Он смелый, мужественный, сильный, тактичный и мудрый, великодушный и добрый. Его чистая нежная любовь к капитанской дочери основана на настоящем чувстве, она возвышенна и достойна подражания. Многие ситуации из жизни главного героя очень поучительны. Например, они показывают, как важно быть благодарным и не считать людей малозначительными только по тому, что они бедно одеты. Если бы Петр не отблагодарил нищего пьяницу за мелкую услугу, то влиятельный и жестокий мятежник не спас бы жизнь ни ему, ни Марье Ивановне.

Читая повесть, мне было интересно наблюдать за взрослением Гринева. С изнеженного неопытного юноши он превращается в здравомыслящего мужественного человека, преданного своему долгу и призванию, искренне влюбленного, всегда уважительного и справедливого.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» завораживает своей широтой и разносторонностью. Он контрастирует с образом Гринева-старшего, отца Петра - человека с устоявшимся мировоззрением и полностью сформированным характером. Пётр Андреевич же - молодой шестнадцатилетний юноша, личность которого только начинает своё развитие, находится в состоянии постоянного поиска и движения.

Союз противоположных качеств

На первых страницах повествования Петруша Гринев остаётся легкомысленным и довольно беспечным отпрыском помещика, недорослью-бездельником, грезящим о простой и преисполненной различных мирских удовольствий жизни столичного офицера гвардии. Особенно ярко эти свои черты образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» проявляет в эпизоде, где юноша во время своего визита в Симбирск встречает гусарского офицера Зурина. А ещё в том, как он обращается с Савельичем, беззаветно преданным ему, как, подражая взрослым людям из своего круга, пытается поставить того на место крепостного слуги. Однако в том же эпизоде Пушкин раскрывает и некоторые позитивные качества своего героя. Гринев кричит на Савельича, осознавая в глубине души, что неправ, чувствуя, что ему жаль бедного старика. Спустя некоторое время Петр приходит просить у него прощения.

Переплетение характеров

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» соединил в себе любящее и доброе сердце матери героя, а также прямоту, честность и смелость его отца. Юношу глубоко впечатлило прощальное напутствие последнего, в котором он призывал Петра верно служить тому, кому тот присягнет, прислушиваться к словам начальников, но не заискивать перед ними, не уклоняться от службы. Именно в напутственных словах Гринева-старшего фигурирует знаменитая пословица «береги платье снову, а честь смолоду».

Доброта

Следующий момент, когда Петр проявил лучшие качества своей души - когда он щедро пожертвовал заячий тулуп вожатому, ещё не зная, какую роль этот случай сыграет во всей его дальнейшей жизни. Доброта героя проявлялась неоднократно и в других ситуациях. Это та сторона личности Гринева, которая позволила ему испытать острую жалость к башкиру, пострадавшему от царского «правосудия», броситься сломя голову на выручку к Савельичу, захваченному в плен. А особенно ярко широта сердца Петруши Гринева проявилась после его встречи с Машенькой Мироновой, посеявшей в его душе чувство, во имя которого он был готов идти на любые жертвы и столкнуться лоб в лоб с любыми опасностями.

Отцовские заветы и становление личности

Далее образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» становится олицетворением верности заветам его отца. Речь идёт о событиях, разворачивавшихся непосредственно в Несмотря ни на что, Петр не изменил себе, своим представлениям о чести и долге, несмотря на то, что эти понятия были сильно ограничены и искажены его классовыми и дворянскими предрассудками. В условиях той суровой школы жизни, в которую отдал его отец взамен вольготного Петербурга, перед читателем предстаёт новый Петр Гринев. «Капитанская дочка» - повесть, в которой глупый и эгоистичный мальчишка за короткое время раскрывает лучшие свои черты, а читатель наблюдает за тем, как они закаляются и крепнут под влиянием различных ситуаций.

«Сильное и благое потрясение» производит в сердце Гринева грандиозное восстание крестьян. Он становится сильной и уверенной личностью, не боящейся препятствий. И именно это позволило Петру, даже после того как его отец не дал согласия на их брак с Машей Мироновой, не сдаться и не опустить руки.

Почему настолько противоречива повесть «Капитанская дочка»? Характеристика Петра Гринева, а также других действующих лиц - это не просто идеализированные образы, чётко разграниченные на «хороших» и «плохих» персонажей. Это - настоящие живые люди, со своими внутренними конфликтами и сомнениями. К примеру, сам Петр Гринев в силу своего дворянского происхождения и воспитания не может поддержать идеи пугачевского восстания. Более того, юноша активно помогает бороться с повстанцами. Однако глава движения, сам вызвал в душе Петра искреннее и глубокое сочувствие, которое объяснялось не только тем, что первый неоднократно помогал ему, но также и тем, что Гринев поневоле проникся симпатией к этому человеку из народа - смелому, сильному, незаурядному и верному своим идеям.

События пугачевских восстаний Пушкин описал исходя из собственного видения исторического прошлого России. Герои, представленные автором, должны помочь читателю воссоздать в воображении картины тех дней.

Образ и характеристика Петра Гринева в «Капитанской дочке» четко показывает, что даже в сложной жизненной ситуации нельзя сдаваться.

Детство и юность Петра Андреевича Гринева

«Андрей Петрович (отец Пети) в молодости служил при графе, а в отставку вышел премьер-майором». Мать юноши происходила из бедного дворянского рода. Петр был единственным ребенком в семье. Девять детей, родившихся до него, умерли.

Рос Петруша озорным пареньком, отлынивал от учебы. Радовался, когда учитель-француз пребывал в пьяном угаре и не требовал от него выполнять задания.

«Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».

Отец пытался воспитывать Петрушу по военным правилам. Мальчик мечтал, что уедет на службу в Петербург, где начнет веселую самостоятельную жизнь. Родитель отправляет его в деревню, находящуюся недалеко от Оренбурга.

Совесть не дремлет

Может показаться, что Гринев достаточно взбалмошен. По пути он проигрывает в бильярд сто рублей, требует Савельича вернуть долг. На предупреждение ямщика, что вскоре начнется метель, парень не реагирует, а приказывает ехать дальше.

После подобных поступков понимает, что допустил ошибку. Готов идти на примирение и просить прощения первым. Так бывало и с Савельичем.

«Ну! Полно, давай помиримся, виноват, сам вижу, что провинился».

После дуэли со Швабриным Петр быстро отходит от обиды.

«Я забыл ему и нашу ссору, и рану, полученную от него на дуэли».

Открытость, умение сходиться с людьми, проявлять к ним уважение

В Белогорской крепости Гринев сразу же подружится с поручиком Швабриным, еще не понимая, какой тот человек на самом деле. Часто заходит в гости к семье коменданта. Они рады ему. Между ними ведутся беседы на всевозможные темы. Парень уважает Мироновых. Никогда не пользуется своим знатным происхождением, не делит людей на социальные классы.

Любовь и преданность.

Влюблен в Машу Миронову. Искренние чувства окрыляют его. Пишет стихи в ее честь. Когда Швабрин говорит о ней непристойные речи, тот час же вызывает его на дуэль, чтобы защитить честь возлюбленной. После того, как получает отказ отца на благословение брака, не находит себе места, не представляет жизни без любимой. Готов пойти против воли родителей.

Постоянно думает о Маше, переживает о ней. Когда Швабрин удерживал ее в крепости силой, Гринев порывался ехать спасать ее в одиночку.

«Любовь очень советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем».

Храбрость и отвага настоящего воина

Когда Пугачев напал на крепость, и жестоко расправился с теми, кто был против его власти, Гринев не сдавался. Он не стал предателем, как Швабрин, не кланялся самозванцу, не целовал ему рук. Раскольник пощадил его, потому как когда-то, тот подарил ему теплый тулуп в благодарность за спасение от сильной метели.

Петр говорит мятежнику правду. Когда лжецарь потребует перейти на его сторону, дать обещание не воевать против банды злодеев, юноша ответит искренне, что не сможет так поступить. Он не боится гнева Емельяна, этим и подкупает его уважение.

1.Как характеризует Тараса Бульбу та встреча, которую он оказывает сыновьям?Как проявляются в этой ситуации различные характеры Отапа и Андрия?
2.О каких качествах характера Тараса Бульбы говорит рассказчик?Что подчеркнул в портрете героя художник Е.А.Кибрик?
3.Почему Тарас решает ехать в сечь?
4.Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства?
5.Составьте цитатный план к теме "Образ матери"
Взарание, спасибо за помощь! :з

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Вопросы и задания:

1. Как характеризует Тараса Бульбы та встреча, которую он оказывает сыновьям? Как проявляются в этой ситуации различные характеры Остапа и Андрия?
2. О каких качествах характера Тараса Бульбы говорит рассказчик? Что подчеркнул в портрете героя художник Е.А. Кибрик?
3. Почему Тарас решает ехать в Сечь?
4. Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства?
5. Составьте цитатный план к тебе "Образ Матери".
6. Прочитайте внимательно отрывок до слов: "Одна бедная мать не спала..." до слов: "Он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил". Проследите, как стилистически выделенно местоимение она.
(Я ПРОШУ ВАС МАКСИМУМ 30 МИНУТ НА ЭТО ПРОШУ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ Я БУДУ ОЧЕНЬ РАДА!) ЗАРАНЕЕ СПАСИБО:)

Что исправить?

Тарас Бульба
главный герой повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»

В его
портрете воплощены все лучшие качества той героической эпохи.

Храбрость,
Отвага, Ненависть к врагам- все эти черты воплощены в одном человеке.

Тарас не был
создан для спокойной, мирной жизни- это был старый воин, готовый отдать жизнь
за отечество.

Именно после
его пламенной речи Запорожские казаки, решили выдвинуться в поход и отомстить
польской шляхте.

У Тараса
было два сына- Остап и Андрий, отец хотел чтобы они стали закаленными войнами
как и Тарас.

Но все пошло
не как думал Тарас- Остапа пленили и казнили, Андрий предал отечество, и его
убил Тарас, сам же, когда его пленили он не пытался

Вырваться на
свободу он надеялся только на то- что его войны благополучно вышли из окружения
и спаслись. Он потерял обоих сыновей- самых близких ему людей, что же еще
остается старому солдату- только героически умереть.

Тарас Бульба
считал главным в жизни любить отечество, быть верным своей земле и своему
народу.

оцените сочинение.

Тарас Бульба главный герой повести Н.В Гоголя «Тарас Бульба»
В его портрете воплощены все лучшие качества той героической эпохи.
Храбрость, Отвага, Ненависть к врагам- все эти черты воплощены в одном человеке.
Тарас не был создан для спокойной, мирной жизни- это был старый воин, готовый отдать жизнь за отечество.
Именно после его пламенной речи Запорожские казаки, решили выдвинуться в поход и отомстить польской шляхте.
У Тараса было два сына- Остап и Андрий, отец хотел чтобы они стали закаленными войнами как и Тарас.
Но все пошло не как думал Тарас- Остапа пленили и казнили, Андрий предал отечество, и его убил Тарас, сам же, когда его пленили он не пытался
Вырваться на свободу он надеялся только на то- что его войны благополучно вышли из окружения и спаслись. Он потерял обоих сыновей- самых близких ему людей, что же еще остается старому солдату- только героически умереть.
Тарас Бульба считал главным в жизни любить отечество, быть верным своей земле и своему народу.

«ГЛАВНЫЕ ДОСТОИНСТВА РЫЦАРЯ» (ОБРАЗ ТАРАСА БУЛЬБЫ В ОДНОИМЁННОЙ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ). 7-й КЛАСС

Цели :

    обучающие : обобщить с учащимися материал по образу Тараса Бульбы; углублённо поработать над текстом повести, используя приёмы, стимулиру­ющие вдумчивое перечитывание текста (информа­тивный текст, анализ ключевых эпизодов, исценизацию, ролевое чтение);

    развивающие : совершенствовать навыки вырази­тельного чтения, элементов театрального искусст­ва, обобщения;

    воспитательные : воспитывать в учащихся эм-патию (способность сопереживать, проникаться внутренним состоянием героя).

Тип урока : урок систематизации и обобщения зна­ний, умений и навыков.

Оборудование : тексты повести, медиапроектор, иллюстративный, дидактический материал.

Да разве найдутся на свете такие

огни , муки и такая сила , которая бы

пересилила русскую силу ?

Н . В . Гоголь

ХОД УРОКА

I . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Слово учителя

Для человека очень важно чувство Родины. Особенно важно сегодня для нас, украинцев. Лю­бить Родину учат нас родители, учителя, художе­ственные книги. Одна из них - повесть Н. В. Го­голя «Тарас Бульба». На что были готовы ради своего Отечества наши славные герои козаки? Об этом и поговорим на уроке.

2. Составление кластера (устно )

♦ Создадим моральный портрет козака. Какие черты характера присущи козакам?

    Можно ли назвать Козаков рыцарями? (Ча­стично: шпаги (сабли) есть, дамы нет.)

    Кого из героев гоголевской повести можно счи­тать настоящим рыцарем? *

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Викторина «Поймай мячик»

(Вопросы викторины - домашнее задание од­ного из учащихся.)

    Почему Тарас больше года не виделся с сыно­вьями?

    Что, по мнению Тараса и других сотников, лучшая наука для молодого человека?

    Сколько времени пробыли дома сыновья Буль­бы? Почему?

    Кто всю ночь накануне отъезда на Сечь не сомкнул глаз?

    Что дала мать своим сыновьям на прощанье?

    Сколько людей ехало на Сечь вместе с Тарасом?

    Каково главное занятие Козаков на Сечи в мир­ное время?

    Как на Сечи называли куренного атамана?

    Куда пошли в боевой поход козаки? Какую во­енную тактику они применяли?

    О ком слова: «Чем не козак был?» - «Пропал бесславно, как подлая собака»?

    О ком слова: «Они шли не боязливо, не угрю­мо, но с какою-то тихою горделивостью»?

III . РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Запись в тетради темы урока

Учитель. Сегодня мы соберём портрет лич­ности главного героя повести - Тараса Бульбы. Задача: по ходу работы заполнять таблицу «Черты характера Тараса Бульбы».

Черты характера Тараса Бульбы

2. Инсценирование эпизода «Встреча Тараса с сыновьями»

♦ Что можно сказать о характере действующих лиц по этой сценке? (Тарас: не любит попов, не воспринимает науку всерьёз, ценит силу и сно­ровку, рад сыновьям. Остап: самолюбив, прям и неуступчив. Мать: её мнение не в счёт, как отец решит - так и будет. Андрий - ?)

3. Наблюдение над текстом . Выразительное чтение и анализ фрагмента «Описание светлицы»

♦ Каково значение описания светлицы для со­ здания колорита времени? (Ценились чисто­та, красивая утварь - старый Бульба готов выпить с товарищами из красивых чарок, кубков; ценилось оружие - хозяин не прочь
показать, что гордится добытым оружием, оно свидетельствует о его боевой удали.)

4. Работа над созданием портрета Тараса Бульбы

1) Работа с репродукцией картины И . Е . Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

♦ Соответствует ли ваше представление о внеш­ности Тараса представлению художника?

2) Словесное рисование

♦ Каким бы вы изобразили старого полковника?

3) Выразительное чтение фрагмента текста повести - портрета Тараса Бульбы

    Соответствует ли внешность героя его внут­ренней сущности? (Внешне - крепок, силён; внутренне - твёрд, решителен, упрям, често­любив, жесток, справедлив до фанатизма.)

    Чего можно ожидать от такого прямого, «пре­данного козачьей вольнице» человека? (Решительных действий - всего того, что сделает Тарас дальше: поднимет Сечь в поход на ля­хов, собственной рукой убьёт сына-изменни­ка, обезумевший от горя будет зверствовать на польских землях.)

4) Художественное ролевое чтение фрагмента «Речь о товариществе»

    Какие слова Тараса, произнесённые перед вой­ском, идущим на смерть, особенно трогают?

    Какие слова речи о товариществе звучат со­временно, злободневны и сегодня? (О пресмы­кательством перед иностранным, о «сиро­сти» - сиротстве и страдании народа.)

♦" Удалось ли вашему однокласснику передать душевный порыв старого полковника?

5) Анализ эпизода «Тарас присутствует на казни Остапа в Варшаве» и выразительное чтение от слов «Они шли не боязливо , не угрюмо ... » до слов « ... его и след простыл»

Учитель . Одним из самых страшных момен­тов жизни Тараса Бульбы было присутствие на пло­щади в Варшаве, когда казнили его сына Остапа.

♦ Как реагирует отец на стоическое поведение сы­на? («Гордо приподняв очи»; «Добре, сынку, добре»)

♦Почему Тарас отвечает сыну, несмотря на смертельную опасность? Чем были его слова для Остапа и его товари-щей? (Поддержал сына и всех осуждённых на казнь дружеским словом.)

♦ Мог ли он смолчать? Как мы можем назвать пове­дение Тараса на площади? (Очень рискованным, ведь за его голову обещана большая награда.).

(Демонстрируется иллюстрация Е. А. Кибрика «Смерть Тараса».)

6) Работа в группах . Просмотр фрагмента кинофильма «Тарас Бульба . От любви до ненависти» (2008)

♦ Составьте ряд вопросов по содержанию уви­денного (не меньше трёх).

Примерные вопросы

    Почему ляхам удалось схватить Тараса?

    Почему он вернулся за люлькой?

    Какую казнь придумали поляки козаку?

    О чём думал старый атаман перед смертью?

    Удалось ли ему из адского пламени помочь то­варищам?

7) Анализ эпиграфа

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

    Чтение учащимися заполненной таблицы «Черты характера Тараса Бульбы»

    Выводы . Составление синквейна

Пример синквейна

Тарас Бульба.

Прямой, решительный, фанатичный. -Действует, любит, ненавидит. Матёрый полковник верен козацкому при-

званию. Рыцарь.

V. РЕФЛЕКСИЯ

Интерактивный приём «Микрофон»

«Сегодня на уроке я...»

VI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Опираясь на записи в тетрадях, на материал, рассмотренный на уроке, составить рассказ «О чём говорили козаки, вспоминая своего атамана».