Дефекты и паузы в нашей речи: надо ли избавляться? Что такое паралингвистическая и эстралингвистическая системы.

Речевое дыхание отличается от обычного, поэтому нужно использовать паузы и отдельно тренировать речь для сохранения ровного дыхания.

Речь, если не брать в расчёт шёпот, образуется в фазе выдоха. Для слитного произношения целых смысловых отрезков, облегчающего восприятие связной речи, необходим удлиненный выдох. Вдох при речевом дыхании, напротив, должен быть как можно более коротким, чтобы сократить обусловленные им паузы между отрезками речи.

Для того чтобы обеспечить длительный выдох, необходим больший, чем при обычном дыхании, запас воздуха. Объём выдыхаемого воздуха достигает при речевом дыхании 1-1,5 литра вместо 0,5 литра при обычном дыхании. Увеличение объёма воздуха, используемого при речи, достигается посредством более глубокого вдоха, а также путем расходования части резервного воздуха. Необходимость быстрого и глубокого вдоха обусловливает такую особенность речевого дыхания, как вдох, в том числе и через рот, а не только через нос, как при обычном дыхании, так как быстрому и глубокому вдоху через нос препятствует узость носовых ходов.

Ещё одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох во время речи осуществляется при активном участии мышц, прежде всего, брюшного пресса. Это необходимо для того, чтобы, во-первых, обеспечить более глубокий выдох а, во-вторых, чтобы образовалось достаточное давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь.

Речевое дыхание: паузы.

Быстрый темп речи хорош при условии, что чётко произносятся все слова. Но люди, которые говорят очень быстро, часто не оставляют пауз для поддержки нормального дыхания. Пауза нужна и для того, чтобы вдохнуть воздух, как бы "перезарядиться" перед продолжением речи, и чтобы дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю - осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу. Паузы придают информации большее значение.

Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если, конеч¬но, он того пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией собеседника на сказанное. Многие из нас говорят быстро вследствие нервности, а поверхностное дыхание способствует закреплению высокого темпа речи. Иногда люди стараются быстрее высказаться, чтобы внимание переместилось к другим. Часто мы боимся, что говорим скучно, что предмет высказывания недостоин внимания, поэтому стараемся выразить свою мысль побыстрее. Но речь при этом делается еще более скучной и бесполезной. Некоторые из нас, не доверяя себе, не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими "м-м-м", "э-э-э", "понимаете", и речь приобретает оттенок нерешительности.

Если же паузы слишком длинные, высказывания звучат высокомерно, словно мы заставляем собеседника находиться рядом, пока думаем вслух.

Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придаёт вам дополнительный авторитет.

Если вам кажется полезным для себя научиться делать паузы в речи, попытайтесь обращать внимание на ровность своего дыхания при разговоре. Вы не должны судорожно глотать воздух, как бы быстро вы не хотели высказаться. Помните, что паузы снимают и общее напряжение в теле . Последите также за тем, как интересные вам люди используют и заполняют паузы.

Представьте, что вам предстоит произнести «пламенную» речь перед критически настроенной аудиторией, при этом в зале сидит человек, подмечающий каждую вашу запинку, каждую паузу, все «эээ» и «ммм» — и как только вы закончили говорить, этот человек громко объявляет, сколько недостатков было в вашем выступлении.

Именно такую тактику используют в клубе публичных выступлений Toastmasters public-speaking club с целью искоренить всякого рода дефекты речи даже в обычном разговоре, выдающие слабость и неуверенность спикера.

Однако ученые полагают, что такого рода усовершенствования ведут к потере беглости речи, поскольку «эээ» — не недостаток, а органическая особенность речи, помогающая сосредоточить внимание и облегчить понимание слов говорящего.

Неловкие паузы — стоит ли избегать?

Потеря беглости речи возникает преимущественно из-за давления времени, ведь выступающий не планирует все выступление заранее и мысленно не нажимает «воспроизвести» прежде чем открыть рот.

Вместо этого спикеры говорят и думают во время самого выступления, начиная речь с неопределенным осознанием, как предложение развернется — и надеждой, что к тому времени, когда они закончат произносить более ранние его части, они поймут, как его завершить. В основном говорящему хватаем времени, но если он не успевает найти нужную фразу для продолжения, то появляются «ммм» как сигнал, что спикеру требуется время на обдумывание. Как правило, если человек старается изо всех сил избегать таких неловких пауз, то их бывает еще больше.

Так как паузы во время выступления показывают, что спикер тщательно думает о том, что собирается сказать, то слушатели ожидают — последующая информация будет весьма важной. Эксперименты с паузами показывают: если перед фразой была такого рода пауза, аудитория точнее ее запоминает и иногда предугадывает, что будет сказано дальше. Проектировщики синтезируемых голосовых систем начали экспериментировать со вставкой пауз в искусственную речь.

Паузы могут также улучшить понимание информации в целом. Психологи Скотт Фрондорф (Scott Fraundorf) и Дуэн Уотсон (Duane Watson) переделали записи отрывков из «Алисы в стране чудес» и сравнили, как хорошо слушатели помнили версии, которые были очищены от пауз в сравнении с теми, которые содержали среднее число «эээ» и «ммм» (приблизительно два случая из каждых 100 слов). Они пришли к выводу, что лучше запомнились части с паузами, нежели без них.

Больше знаешь — дольше говоришь?

В своем исследовании Кетрин Уомак (Kathryn Womack) подвергла сомнению предположение, будто потеря скорости речи показывает отсутствие знаний спикера.

Опытные врачи и стажеры должны были сообщить диагноз пациенту: более точные в своих диагнозах врачи использовали составные предложения, что также сказалось на их скорости произношения — в отличие от менее точных стажеров, сообщавших диагноз быстрее и с меньшими паузами. Более того, у врачей было больше дефектов речи, потому что они просеивали информацию через большую совокупность знаний и делали более подробные объяснения, планируя свою речь.

Если эти самые паузы помогают коммуникации больше, чем ей препятствуют, почему же их так клеймят? Писатель и лингвист Майкл Эрард (Michael Erard) рассказывает в своей книге «Гм» («Um»), что до 20-го века общественные спикеры были равнодушны к дефектам речи, потому что ни слушатели, ни они сами сознательно не замечали их, пока не стало возможно делать запись и воспроизводить разговорный язык во всей его красе. Отвращение к паузам, вероятно, явилось результатом реакции выступающих от прослушивания своих собственных выступлений. По словам Эрарда, неприятие современными ораторами пауз и дефектов речи является «внутренним суждением о значимости самоконтроля и самопредставления своей личности». Но по правде говоря, паузы, кажется, отвлекают лишь тех, кто хочет от них избавиться.

Так или инача, речь оратора в отличие от обычного разговора — невероятно сложная работа, в которой выступающий прилагает большие старания, чтобы продемонстрировать почти сверхчеловеческое мастерство речи и заставить словесную виртуозность выглядеть легкой благодаря отсутствию в ней пауз и дефектов.

В то же время, проектировщики синтезируемых голосовых систем экспериментируют со вставкой естественных пауз и дефектов в искусственную речь. Есть определенная ирония в том, что программы специально создаются с использованием пауз, а люди прилагают значительные усилия, чтобы избавиться от подобных «дефектов».

Посредством анализа просодических и экстралингвистических характеристик воссоздается образ человека, особенности его речи, манера говорить, смеяться и даже плакать, т.е. все, что способствует проявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Этими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки», т. е. эмоциональные возбудители. Деловым людям важно вызвать не просто эмоции у собеседника, а именно те из них, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений.

Практически беспроигрышной в деловом общении является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» так описывает речевые возможности одного из героев - П. Верховенского: «Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман... Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам нравится, но потом станет противно, а именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов»

На собеседника оказывает влияние и создает доверие именно единство манеры поведения и произнесения слов.

В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств.

Известный артист И. Ильинский в книге «Сам о себе» писал: «...Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль».

Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и пр.

«Освободите» голос В. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и, взывая к размышлению, как и во имя чего жить.

Интонация может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования или поздравления. Различают следующие характеристики голоса:

Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слов в минуту. Исходя из этого:

менее 200 слов в минуту - относительно медленная речь;

около 350 слов в минуту - относительно нормальная речь;

около 500 слов - относительно быстрая речь. Специалисты по вербальной коммуникации считают, что, например, для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем у немцев. Поэтому так сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского - проблема прямо противоположна.

Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо самодовольству, малая громкость указывает на сдержанность, скромность,такт или нехватку жизненной силы, слабость человека, сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают, что когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал пометки типа «аргументы слабые, усилить голос... »

Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос - мышление и голос сопровождаются повышенной эмоциональностью; высокий проницательный голос - признак страха и волнения; низкий тон голоса - это расслабленность, покой и достоинство.

На голоса накладывает отпечаток собственный характер. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности, и множество молодых людей в Америке сорвали голос, пытаясь им подражать.

Режим, или течение речи. Ритмическое говорение - богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее настроение; строго циклическое, правильное говорение - сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; округленная манера говорить - глубокая, полная эмоциональная жизнь; угловато-отрывистая манера - трезвое, целесообразное мышление. Кроме того, на восприятие информации может влиять и тембр голоса. Например, приятный тембр голоса способствует доверию. Вот цитата из античного источника по поводу Клеопатры: «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слушать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого».

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки.

Как уже говорилось выше, к экстралингвистическим средствам относятся паузы и другие вкрапления, такие, как вздох, плач, смех и др.

Во время взаимодействия людей иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны:

чтобы придать дополнительную силу последующим словам;

в связи с тем, что собеседник задумался;

чтобы выиграть время для размышления;

как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;

потому что говорящий отвлекся и др. Если один из партнеров отвлекся

(например, кто-то заглянул, приоткрыв дверь), то возникает пауза, за которой следует или задумчивое переспрашивание, или что-нибудь типа «впрочем...», «кстати...». Таким образом, пауза по своему значению в принципе ничего собой не представляет. Вместе с тем, как показывает практика, она зачастую несет в себе много больше информации, чем порой может содержаться в словах.

Смех считается антистрессовым фактором. Благодаря ему разряжается обстановка, снимается напряжение, он является оздоравливающим средством.

Люди смеются по разным причинам:

попалось на глаза что-то веселое или комичное;

ожидают чей-то подготовленной каверзы;

хотят продемонстрировать какое-либо отношение к партнеру, тогда смех бывает язвительный, злорадный, ироничный, циничный, безжалостный или неприязненный.

Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие, одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, смех бывает искусственный, т. е. насильственный, вымученный, смех-маска, игра - для достижения каких-то намерений.

Во время разговора человек может произносить также разнообразные звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят». Эти звуки могут иметь различное значение, в зависимости от той или иной ситуации. Произносящие такие звуки люди, как правило, не осознают этого, поэтому мы можем зафиксировать их повторяемость у одних и тех же людей. Так, например, есть люди, которые находят все, что происходит, трагичным,безысходным, поэтому они, не отдавая себе в этом отчета, постоянно вздыхают и постанывают.

Такие человеческие проявления во время коммуникации, как кашель или покашливание, не всегда свидетельствуют о специфических возбудителях (например, дыме), иногда это желание «нечто прокашлять». Подобным образом интерпретируются и часто проявляющиеся отдышки: когда человек «чем-то» терзаем изнутри, то он это «что-то» хочет символически отрыгнуть.

Итак, пара- и экстралингвистические особенности речи позволяют получить самую разнообразную информацию, дополняющую язык тела, и делать выводы о личностных особенностях человека, его характере, внутренних состояниях и чувствах.

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнера, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатие, например, делится на 3 типа: доминирующее (рука сверху, ладонь повернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь повернута вверх) и равноправное. Обычной формой выступает крепкое пожатие, а затем некоторое «потряхивание» рук. Если пожатие чужой руки слишком сильное или, наоборот, очень вялое, - это может произвести неприятное впечатление. Двойное рукопожатие говорит о глубоком уважении. Пожатия рук уместны во многих случаях: при встречах, поздравлениях, как выражение договоренности, дружбы. Если кто-то отказывается пожать руку в ответ на приглашение собеседника, он может показаться грубым и невоспитанным.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу или обнимание партнера за плечо, подчеркивает дружеские взаимоотношения. Однако для многих людей подобная форма проявления чувств просто неприемлема и неприятна.

Некоторым людям нравится любая разновидность прикосновений к ним. Другие этого не любят и недовольны навязчивостью со стороны собеседника.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Любой коммуникативный процесс пространственно и временно организован. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение определенного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух людей, так и в массовых аудиториях.

Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Например, приход своевременно к началу деловых переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах разработаны в деталях различные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Кстати, в разных культурах существуют различные стандарты расстояния, на котором допустимо общение. Поэтому латиноамериканец, для которого привычно более близкое расстояние в общении, пытается во время разговора с европейцем подойти к нему поближе. Тот начинает отступать. И каждый из них обижается: латиноамериканец считает, что европеец не хочет с ним разговаривать нормально, а европеец рассматривает американца как агрессора, вторгающегося на его территорию.

Одним из первых пространственную структуру стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввел термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей: детей, родителей, супругов, любовников, родственников, близких друзей;

личное, персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми: общение на вечеринке, официальном приеме, дружеском вечере;

социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении его мыслей.

Было замечено, что во время переговоров, когда один из участников решает завершить обсуждение или просто покинуть заседание, он непроизвольно поворачивается всем телом или направляет ноги в сторону выхода.

Угол, под которым люди располагают тело, также дает очень ценную невербальную информацию. Например, тела двух общающихся мужчин повернуты к воображаемой вершине треугольника. Это своеобразное невербальное приглашение третьему человеку присоединиться к их беседе, встав в этой точке.

От того, какое место за столом занимают участники общения, зависит эффективность деловой коммуникации. Различают четыре позиции сторон за столом.

Угловое расположение. Такая позиция характерна больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например врач - пациент. Такое расположение не мешает визуальному контакту, а также предоставляет возможность совершать множество жестов и замечать жесты собеседника. Угол стола служит частичным барьером, в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания - сблизиться, территориальное деление при этом отсутствует.

Кооперативное поведение необходимо для непосредственного делового взаимодействия. Когда одна задача или проблема решается совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.

Конкурирующе-оборонительная позиция Положение партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников взаимодействия жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть «соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт вполне могут завершить коммуникацию. Вместе с тем такая посадка может свидетельствовать о субординации. Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным. В реальной практике именно так садятся за стол переговоров.

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и такую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например: на деловом совещании, семинаре и пр.

Наконец, составной частью невербальных средств коммуникации является образ человека, то, как он выглядит в глазах окружающих. Один из важнейших элементов образа - манера одеваться.

Старинная пословица гласит: «По одежке встречают... ». Как показывают исследования, в 85 случаях из 100 люди после первого знакомства составляют для себя образ человека по его внешнему виду. Первая минута встречи является решающей в создании социального и психологического партнера, она определяет характер дальнейших взаимодействий. Изменить первое впечатление впоследствии трудно. Следовательно, даже самому умному, доброму, общительному и доброжелательному человеку, уникальному специалисту, в конце концов даже гению необходимо быть внимательным к своему облику, если он хочет наладить хорошие отношения с окружающими. Множество примеров невербальной коммуникации зафиксировано в воспоминаниях немецкого канцлера Отто фон Бисмарка: «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо. Один уличный мальчишка крикнул мне вслед: «Смотри-ка, да ведь это француз». Впоследствии мне неоднократно представлялся повод к тому, чтобы вспомнить этот отзыв. Моя длинная эспаньолка, - единственное, что я не сбрил, - мягкая шляпка и фрак произвели на мальчишку впечатление чего-то экзотического»

Во все времена одежда выражала принадлежность к той или иной социальной группе, касте, конфессии или профессии. Форма одежды во многих случаях регламентировалась указами монархов, за нарушение этих указов виновников привлекали к суду.

Например, в 1615.г. в Чехии сейм объявил вышедший к тому времени из моды парчовый плащ официальной одеждой, без которого запрещалось появляться в Парижском Граде.

А в Российской империи в 1742 г. вышел указ, запрещавший лицам, не имевшим ранга, носить одежду из бархата.

В последнее время требования к одежде далеко не так категоричны, как когда-то. Однако и сейчас в развитых демократических странах предприниматели придают очень большое значение внешнему виду своих сотрудников и деловых партнеров.

Многие ситуации современной жизни требуют строго определенной формы одежды. Это прежде всего протокольные мероприятия. Протокол не позволяет женщине появиться на приеме у монарха в мини-юбке.

Граждане и гражданки, пришедшие на аудиенцию к послу другой страны или министру в рваных джинсах, шортах и мини-юбках, могут быть просто не допущены секретарем высокопоставленного лица. Даже в приличный ресторан не пускают мужчин в шортах, без пиджака и галстука. Интересно, что в английском парламенте, например, летом - нельзя появляться в красном костюме. Это считается дурным тоном. А вот зимой можно.

Итак, образ, который человек создал, может усиливаться или ослабляться благодаря стилю одежды и внешнему виду.

Тут важно все - какой выбран фасон, цвет, материал для костюма; как скомбинированы украшения, парфюмерия, макияж, прическа; официальность или небрежность в одежде и т.д. Специалисты убеждены в том, что если человек сделал правильный выбор во всех деталях, его шансы иметь успех и пользоваться уважением в коллективе могут превзойти все ожидания. Если же выбор оказался неудачным, могут возникнуть множество ненужных и неприятных вопросов, которые запомнятся на долгие годы. Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально, оно:

создает образ партнера по общению;

выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

является индикатором актуальных психических состояний личности;

выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Итак, в заключение этого раздела можно привести слова Гете: «Нет ничего внутри, ничто не исходит оттуда, поскольку все, что внутри, - снаружи».

Пауза имеет много полезных функций:

  • для привлечения внимания и поддержания дисциплины
  • для подчеркивания важности фразы или высказывания
  • время для обдумывания и усвоения трудного материала слушателями
  • м ежду частями доклада.
  • показатель уверенности в себе
  • как стиль и имидж оратора
  • точка после произнесения речи
  • важный элемент осмысленной речи

Кто молчать не умеет – тот и говорить не способен
(нар. мудрость)

Для чего нужны паузы?

Пауза для привлечения внимания

Пауза делается в начале речи для того, чтобы удостовериться, что осуществлён. Периодически, в течении доклада, можно делать короткие паузы, чтобы убеждаться в том, что Вас слушают.

Пауза для подчеркивания важности информации

Пауза делается обычно после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние оратора. Можно делать паузу перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас вы услышите лично мое мнение…». После этого делается пауза. И даже те, кто не слушал – обратят внимание на следующее высказывание.

Пауза – время отдохнуть и подумать

Подумать, как оратору, так и слушателю. Постоянное произнесение речи и постоянное слушание – тяжелая работа, и нужно выделять короткие промежутки времени для отдыха или переваривания уже услышанного. Если Вы об этом не позаботитесь – слушатели устанут и перестанут Вас понимать. Информацию, сложную для восприятия, лучше перемежать паузами после каждой фразы.

Пауза После окончания речи

И будет неблагодарно с Вашей стороны не принять их. К тому же хорошо будет, если за эти аплодисменты Вы слушателя поблагодарите.

Поэтому не забывайте между окончанием речи и Вашим уходом сделать паузу.

Даже если не будет аплодисментов Вы увидите и почувствуете реакцию аудитории на Вашу речь.

Осмысленная речь

Сложно следить за своей речью, не делая пауз. Очень сложно. И те выступающие, которые не делают пауз, не могут, не успевают следить за своей речью.

Ораторы, владеющие паузой, могут следить за каждым своим словом. Их речь становится осмысленной.

Это далеко не полный перечень пользы от паузы. Еще полезно вспомнить, как паузы помогают в переговорах, презентациях, в дебатах, при ответах на вопросы…

Полезно не только знать, где и как применять паузы – полезно применять их в своей речи! 🙂

Мало знать о паузах. Паузы нужно оттачивать в практических упражнениях! Иначе вместо пауз будут звуки: “Э-эээ, м-ммм…”

Логика устной речи

В.Є. Михайленко, В.В. Ванн, С.М. Ковалев « Інженерна графіка» ; Підручник, Київ, 2002, для студентів вищих навчальних закладів

Література

2.Морзе Н.В. Основи інформатики. Екзаменаційні білети: запитання та відповіді, Посібник для підготовки до іспитів з основ інформатики. середніх закладів освіти, ліцеїв та гімназій всіх типів, м Дніпропетровськ, “Технічна книга”, 2000 р.

Логика устной речи – развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте, помогает организовать текст, чтобы точно и осмысленно воздействовать на зрителя.

В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики русского языка.

Произнося какой-либо текст, мы стремимся к тому, чтобы он был, прежде всего, понят адресатом, дошел смысл высказывания . Смысл высказывания это первичная логика текста, заложенная в интонировании. В письменной речи функцию интонирования выполняют знаки препинания. Они позволяют читателю понять первичную логику, уровень смысла текста. В этом разделе мы будем говорить только о первичной логике смысла, так как существует еще уровень значения текста – это подтексты, образы, скрытые не проявленные мысли автора. Пунктуация на письме в устной речи заменяется приемами голосового интонирования. Существуют определенные законы и правила устной речи, правила интонирования знаков препинания, которые усваиваются носителями языка вместе с языком. Когда мы говорим свой текст, мы не задумываемся над тем, где надо поставить паузу или повысить голос. Свой текст – это наша мысль, вербально озвученная. Логика этой мысли нам понятна, и наша интонация следует этой логике. Сложнее приходиться с чужими текстами, логика которых внутренне нами не присвоена. Учителю в своих уроках часто приходится использовать чужие тексты: читать отрывки из художественной литературы, публицистики, документов и т.д. Эти привнесенные тексты выступают как аргументы в речи учителя, и хотелось бы, чтобы их смыслы были понятны ученикам. Знание логических законов устной речи поможет педагогу наиболее эффективно применять цитирование авторских текстов, сделать их понятными и убедительными для ученика.

Смысл любого текста понимается нами не из отдельных слов, а из групп слов, которые называются речевыми тактами (звено, синтагма). Деление текста на речевые такты необходимо для оформления мысли, это способ организации устной речи, при котором максимально передается смысл высказывания. Слова в предложении группируются вокруг подлежащего, сказуемого, обстоятельств и т.д., образуя смысловые группы. Речевые такты могут состоять из одного или нескольких слов, дополняющих или относящихся к подлежащему, сказуемому и т.д., могут представлять собой законченную мысль или только часть мысли. Все слова в речевом такте произносятся слитно, на одном дыхании. Иногда речевой такт представляет собой законченную мысль. Значительно чаще оно является лишь частью мысли.

Речевые такты отделяются друг от друга логическими паузами соединительными и разделительными. Обычно, знаки препинания указывают на необходимость паузы, но логических пауз в предложении может быть гораздо больше, чем знаков препинания. Логические паузы имеют большое значение для точности передачи мысли, и могут выражаться в виде просто остановки – пауза остановки , а могут быть выражены в виде изменения тона голоса – интонационные паузы . Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие речи. При логическом разборе текста, паузы на письме обозначаются:

· / - соединительная интонационная пауза ставится между речевыми тактами или тесно связанными по смыслу предложениями. Требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену».

· // - более длительная соединительно-разделительная пауза остановки. Тоже требует повышения голоса.

«Зеленоватые волны, / взбегая на желтый песок, / сбрасывали на него белую пену, // она с тихим звуком таяла на горячем песке, / увлажняя его».

· /// - разделительная пауза остановки ставиться между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками. Требует понижения тона.

«С этими словами он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо».

· люфтпауза (воздушная) для добора воздуха. При помощи люфтпаузы выделяется смысловое слово, на которое хотят особо обратить внимание.

Обязательные логические паузы, не отмеченные знаками препинания :

1. Логическая пауза ставится между группой подлежащего и группой сказуемого, если подлежащее не выражено местоимением. В простых нераспространенных предложениях, которые состоят из подлежащего и сказуемого, пауза не нужна.

- «Притихшие ученики / слушали внимательно».

- «Они слушали внимательно».

- «Ученики слушали».

- «Идет дождь./ Колокол звонит./ Пришла Маша».

2. Между двумя подлежащими и двумя сказуемыми перед соединительным союзом «И», «ДА», разделительным союзом «ИЛИ», «ЛИБО».

- «Елена распечатала письмо / и прочла».

- «Полное разорение / да нищета царили вокруг».

- «Им оставалось погибнуть / либо сдаться на милость победителя».

3. В инверсированных предложениях. В русском языке обычный, прямой порядок слов в предложении таков: подлежащее перед сказуемым, определение перед определяемым словом, дополнение после слова, к которому оно относится. Нарушение прямого порядка слов называется - инверсией (обратным порядком, перестановкой), а предложение с нарушением порядка слов - инверсированным .

В инверсированных предложениях требуется иная расстановка логических пауз, чем в предложениях с прямым порядком слов.

Предложения с прямым порядком слов:

1 2 3 4 5

Вид городка / открывался за ближайшим курганом.

1 2 3 4 5

Продуктовый обоз / прибыл в конце недели.

Логическая пауза ставится на границе между группами подлежащего и сказуемого. При перестановке слов в этих фразах выделились пояснительные слова при глаголе, уточняющие место и время действия ("за открытым окном"), а подлежащее и сказуемое оказались в одном речевом такте.

Инверсированные предложения:

4 5 3 1 2

За ближайшим курганом / открывался вид городка.

4 5 3 1 2

В конце недели / прибыл продуктовый обоз.

Иногда в инверсированных предложениях не только изменяется место логических пауз, но и появляется необходимость в дополнительной паузе.

Предложение с прямым порядком слов :

1 2 3 4 5 6

Наш попутчик / занял место у окна не случайно.

Инверсированное предложение :

6 1 2 3 4 5

Не случайно / наш попутчик / занял место у окна.

4. На месте пропущенного слова, которое подразумевается и легко может быть восстановлено, требуется логическая пауза. Эта пауза необходима вне зависимости от того, имеется ли в тексте знак тире, указывающий обычно на такой пропуск. Длительность паузы зависит от протяженности пропущенного слова или слов.

- « Во всем доме / тишина».

- «Идет направо - / песнь заводит,

Налево - / сказку говорит».

5. На пояснительных словах при глаголах. Если имеется несколько групп пояснительных слов при глаголе, уточняющих место, время действия, то даже при отсутствии запятых каждая такая группа отделяется от следующей паузой.

- "Однажды осенью / я возвращался из Бахчисарая / в Ялту / через Ай-Петри».

- «Хаджи Мурат / прожил неделю в укреплении / в доме Ивана Матвеевича».

6. Паузами и ударением выделяется слово, произносимое иронически, с обратным смыслом.

- «День выдался / на редкость / «удачным»».

7. Паузами и ударением выделяется цитата или название.

- «На двери / висела табличка /«Контора / Рога и копыта»».