Детские годы багрова-внука. Как появилась на свет сказка "Аленький цветочек"? Была ли на самом деле ключница, которая рассказала Аксакову сказку

Цель:

  1. Учить работе с текстом,
  2. Уметь определять жанр произведения.

Задачи:

  • учить составлять рассказ на заданную тему развивать память, мышление, речь;
  • воспитывать у учащихся бережное отношение к друзьям;
  • прививать любовь к чтению.

Ход урока

Орг. Момент.

Здравствуйте! Посмотрите, сколько у нас гостей! Как настроены поработать? Садитесь. Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке проведем исследовательскую работу. Попробуйте прочитать ее тему (тема зашифрована с помощью картинок). Кроме того, продолжим учиться работать с текстом, составлять рассказ на заданную тему, определим жанр произведения, в течение урока будем развивать память, мышление, речь.

Начнем работу. Рассмотрите произведение в учебнике. Каков жанр этого произведения? Кто автор рассказа? Кому из вас родители уже читали рассказы Веры Пановой? Вижу, что вы мало знакомы с ее творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все еще впереди. Вы научились читать, а значит, сами прочтете ее произведения.

А сейчас Рисаева Лера расскажет вам о Вере Пановой и о книгах, которые она написала.

Вывод: О ком пишет писательница? Если хотите подробнее познакомиться с её творчеством, посетите школьную библиотеку.

Сегодня на уроке мы прочтем небольшой отрывок из произведения «Сережа». Судя по названию произведения, кто такой Сережа? (предположения детей) Давайте проверим. Послушайте.

Вывод: Верны ли ваши предположения?

Внимательно просмотрите текст рассказа и зачитайте слова, доказывающие, что это маленький мальчик (выборочное чтение текста) .

Что еще вы узнали о Сереже? Как вы думаете, сколько лет Сереже? Какой у него характер? Почему? Похож он на вас хоть чем-то? Ребята, я нарисовала Сережу таким, каким его себе представляю. А какой ваш Сережа? Так как Сережа вашего возраста, он любит отдыхать и приглашает вас на веселую песенку-игру.

Физминутка.

Кто из вас расскажет о себе в детстве, может быть, с помощью фотографий покажет, каким он был?

Вывод: Какое у вас детство?

У каждого человека воспоминания о детстве очень теплые, они остаются с каждым из нас на всю жизнь. А в трудные жизненные моменты воспоминания детства согревают и вселяют уверенность, что все будет хорошо.

Сейчас вы из читателей превратитесь в слушателей и услышите продолжение истории о Сереже. После этого вы расскажете, что нового узнали о Сереже и оцените чтение своих одноклассников.

Вывод: Кто из вас, как Сережа, любит слушать сказки?

За что вы любите сказки? Какие бывают сказки? Назовите свои любимые сказки. Я знаю, что самой любимой вашей сказкой является «Колобок». Сейчас вы её и увидите (инсценирование сказки)

Итог: Какую исследовательскую работу провели? Что объединяет Сережу, ваши рассказы и сказку «Колобок»? Каким вы запомните свое детство?

А теперь крепко потрите свои ладони так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своему соседу по парте, соединив все ладони вместе. На этом мы и закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.


Вопросы и задания

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель

Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

Вопросы и задания

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

(С. Т. Аксаков)

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.


«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е

Маленький Сережа Васильковский жил в городке Изюме. Название городка было сладкое, как любимое Сережино лакомство. А река Донец, глубокая и чистая, с желтым прибрежным песком, голубыми плесами, ивами, склоненными к воде, да разбросанными тут и там белыми крестьянскими хатами просто завораживала взгляд. Дед Сережи, старый казачий урядник, только улыбался в усы, глядя на восторг мальчика, выбегавшего каждое утро на берег Донца вместе со стайкой друзей-мальчишек.

Но однажды Сережа загрустил. Два дня ходил хмурый, неразговорчивый. Звали его на реку - не пошел, наготовила бабушка вкусных вареников - отказался.

Что с тобой, хлопчик? - спрашивали его. - Уж не захворал ли, часом?

Он в ответ только вздыхал и убегал в сторонку. Минул еще день. А когда спустились вечерние сумерки, присел Сережа на крыльце своего дома и стал смотреть на дорогу, - смотрел, смотрел, пока не задремал.

Вдруг слышит рядом чье-то хриплое покашливание, поднял голову: что за диво? Стоит возле ограды
настоящий запорожский казак, словно бы пришедший из книжки писателя Гоголя, в широченных
красных шароварах, подпоясанных кушаком, в узорчатой рубахе, с длинными усами, чубом. В зубах
у него трубка дымится, в руках - баклажка с брагой, за спиной - бандура, чтобы песни играть.

Толкнул казак калитку да и пошел прямо к Сереже. У мальчика от неожиданности даже дух перехватило. А незваный гость отхлебнул из баклажки, крякнул, вытер усы да и заговорил приветливо:

Ну, признавайся-ка, сынку, что это тебе жизнь не мила стала? Али обидел кто? Али родичи дюже осерчали? Говори, не бойся. Я тебе помогу. А коль не смогу помочь, так совет дам.

А сами-то вы откуда? - спросил Сережа. - Из сказки, что ли?

Может, из сказки, а может, и из самой что ни на есть были.

Казак попыхтел трубкой, пуская колечки дыма:

Я, сынку, везде бывал, многое видал... Одного только не знаю, отчего такой славный хлопчик, как
ты, грустить вздумал?

Эх, дяденька, - мальчик глубоко вздохнул, - оттого, что соседские мальчишки меня трусливым дразнят, проходу не дают.

А ты никак смелый, сынку? - поинтересовался казак.


«Казачий двор»
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Да нет, дяденька, мне кажется, что и впрямь я трушу часто. Боюсь через широкую канаву прыгать, боюсь на середину реки заплывать, боюсь ходить на ведьмину поляну да и собаку соседскую боюсь. Она вон какая огромная...

Выпалив все это, Сережа потупился и совсем замолчал. Сейчас плюнет казак да и скажет - правильно тебя дразнят. И зачем он только все ему рассказал?

Молчал и гость, лишь посасывал трубку и перебирал струны бандуры, наигрывая нехитрую мелодию. Потом, наконец, заговорил:

Что боишься, сынку, то не беда! Я тоже многого в жизни боюсь. А беда, что бороться со своим страхом не хочешь. Храбрый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает свой страх. Ты кем в жизни хочешь стать? Небось, военным?

Да нет, дяденька! Художником. Очень рисовать люблю. Может, художнику и не надо храбрость иметь?

Э, нет! Храбрость в любом деле нужна, иначе и настоящим художником не станешь! А ты зарисуй то, чего боишься! Может, поможет! Да на завтра-то не откладывай!


«Казачий пикет» 1888
Харьковский художественный музей

Не успел Сережа оглянуться, как казака и след простыл, будто и не было вовсе. На улице между тем стало совсем темно, загорелись ясные июльские звезды, как будто горохом усеяли огромное черное небо. «А ведь верно сказал казак!» - подумал Сережа.

И вдруг почувствовал такую решимость тотчас же исполнить совет казака, что, тихонечко прошмыгнув домой, схватил он уголек да бумаги лист и отправился к соседскому дому, где на цепи сидел огромный пес, которого он боялся.

Залаял пес, стал с цепи рваться. А Сережа, хоть и дрожала у него рука, присел недалеко да сделал набросок страшного зверя. Пока рисовал, тот уж и лаять устал, положил лапы на голову, глаза прикрыл. Только заворчал слегка, когда Сережа поднялся: дескать, спать не даешь.

Обрадовался Сережа. Действует казацкий совет! Только надо еще попробовать. А что, если прямо
сейчас пойти на старую ведьмину поляну? Его старшие ребята пугали, что там ведьмы да лешие встречаются. Так ведь врут, должно быть. Но ходить на ведьмину поляну Сережа боялся пуще всего.

«Была не была», - подумал Сережа, сказал же казак не откладывать на завтра.



«Околица»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

И вот он уже пробирается сквозь густые заросли орешника. Страшно ему, да отступать некуда. Назад идти еще страшней. Вдруг прямо перед ним возникло странное существо: голова огромная со спутанными зелеными волосами, необъятный живот, рот - широкая пасть с редкими черными зубами. «Неужто - леший?» - испугался Сережа.

Сереже ничего не оставалось делать, как только сказать звенящим от страха голосом:

Тебя нарисовать! - А сам подумал: «Ну все - теперь мне конец пришел!»

А леший вдруг почесал свой живот, покрутил туда-сюда головой да и говорит:

Что ж, рисуй! Только смотри: не понравится мне твой рисунок, тут тебе и конец придет!

Старается Сережа, рисует, черточки и штрихи кладет да все казака вспоминает. Пока рисовал,
глядь, а уж заря занимается, кругом светлеть начало, утренние птицы запели. Вот и рисунок готов. Поднял Сережа глаза на страшного лешего, а его и нет совсем, стоит вместо него высохшая коряга, точь в точь такая, как на сережином рисунке.



«Подарок»

Вот те раз! Легко стало у мальчика на сердце, не обманул его казак, все ему правильно сказал. Взял он свои бумаги, пошел домой. Хоть бабушка сейчас и ругать будет, но пусть ругает, главное, что ему теперь в глаза мальчишкам будет смотреть не стыдно.

С тех пор мальчишки больше не дразнили Сережу. Дальше всех заплывал он на Донце, первым прыгал через канавы да защищал всех маленьких и слабых, кого обижали. А еще постоянно альбомчик носил он с собой небольшой и все зарисовывал: вот облако проплывает над струящимся вдаль Донцом, вот отплывают от берега рыбаки, а их лодка разворачивается по течению, вот пологий правый берег и спускающийся к нему молодой лесок, вот невдалеке под густыми, могучими вязами лениво бродят коровы, вот пастух овец собирает...



«Казачья левада» 1893
Харьковский художественный музей

Все рисовал Сережа: и ветряные мельницы, и большой выводок индюков, важно прогуливавшихся на лужайке. Да так наловчился, что стали говорить про него, что у него талант к художеству.

Прошло много лет. Сережа вырос. Окончил занятия в пейзажной мастерской Петербургской академии художеств. Стал известным живописцем. Побывал в Париже, ездил в Испанию, Англию,
Италию. Как художник он получил европейское признание: его работы принимались на выставки
парижских салонов без жюри.


Утро в Безансоне. Франция. 1886- 1888 гг.
Харьковский художественный музей

Но не было для него милее родного края. Он любил его красоту, его природу и особенно песни.
Песен - и русских, и украинских он знал великое множество, часто пел их, подыгрывая себе на
бандуре. А пейзажи писал под игру и напевы кобзарей.

«Миниатюрными жемчужинами» называла некоторые его работы русская критика. А известный
знаток и коллекционер живописи П. Третьяков приобрел несколько его произведений в свою коллекцию. И говорил про него Третьяков, что это смелый художник, экспериментировать не боится.

Васильковский использовал для своих миниатюр необычную технологию: брал деревянную дощечку, промасливал и писал густыми мазками, кисти брал покрупнее да потверже. Когда краски высыхали, шлифовал мазки пемзой и снова прописывал пейзаж тоненькой кистью.

А еще любил Сергей Иванович Васильковский писать картины об истории своего казацкого края. О том, как казаки воюют, или о том, как казаки отдыхают, или о том, как казаки с родным домом прощаются...

Тысячу триста сорок восемь своих произведений завещал Сергей Иванович Васильковский Харьковскому художественному музею, а также большую сумму денег на новые приобретения. Широкой души был человек.



«Запорожец в дозоре»
Одесский художественный музей

А однажды он решил изобразить и своего удивительного знакомого - казака, который в детстве помог ему все свои страхи преодолеть и человеком стать. Он написал его верхом на коне, в широченных красных шароварах, в сдвинутой на затылок шапке, с саблей на поясе. Замер казак
среди великого степного простора, и летят над ним огромные облака, озаренные закатным солнцем. Очень красивая получилась картина.



«Весенний день на Украине»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



«Украинский пейзаж»
Государственный Русский музей


«Деревенская улица»
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«На охоте»
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



«Окраины Полтавы» 1893
Государственный Литературный музей



«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е
Государственный Литературный музей


«Чумацкий Ромодановский шлях»
1890-е


«Мельницы»

Сергей Тимофеевич Аксаков вошёл в историю литературы как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка и как блестящий мемуарист. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», вместе составляющие автобиографическую трилогию, вошли в «золотой фонд» русской классической литературы. А его книга «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребенка и постепенный, по мере взросления, процесс формирования в ребёнке Человека.

Эту светлую повесть о детстве писатель посвятил своей любимой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Когда Оле исполнилось шесть лет, дед сочинил по этому поводу стихотворение. Он поздравлял внучку с днём рождения и обещал:

«Если Бог даст силы,

Ровно через год

Оле, внучке милой,

Дедушка пришлет

Книжку небольшую

И расскажет в ней

Про весну младую,

Про цветы полей…»


«Я желаю написать такую книгу… какой не бывало в литературе» – писал Сергей Тимофеевич Аксаков во время работы над произведением. – Книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтобы не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намёка на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». И вот, в начале 1858 года, вся читающая Россия получает от «дедушки Аксакова» замечательную повесть «Детские годы Багрова-внука» о «детском мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных новых впечатлений».

«Детские годы Багрова-внука» - вторая часть автобиографической трилогии Аксакова, продолжение «Семейной хроники». В ней описываются первые десять лет жизни мальчика Серёжи, проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии. Автор заменил действительные имена главных персонажей, а также географические названия – вымышленными. Изменив имена, но, в сущности, ничего и никого не выдумывая, Сергей Тимофеевич рассказал историю своей семьи и собственного детства, историю своих детских впечатлений от общения с близкими людьми и местной природой.

Иллюстрация к книге «Детские годы Багрова-внука»

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» была опубликована сказка «Аленький цветочек» - добрая и мудрая сказка про любовь, про дружбу, про долг. Есть примечание, подписанное самим Аксаковым: «Чтобы не прерывать рассказ о детстве, эта сказка помещается в приложение». Формально повесть со сказкой связывает страничка текста, о том, как маленький Сережа Багров подружился с ключницей Пелагеей и неоднократно слушал ее сказки, из которых более всего запомнил «Аленький цветочек», «Царь-девицу», «Иванушку-дурачка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». Писатель так рассказывает об этом в своем произведении: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: "В некиим царстве, в некиим государстве..." Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».

В своих «Воспоминаниях» Аксаков рассказал и историю Пелагеи: «Ключница Пелагея была в своем роде замечательная женщина: очень в молодых годах бежала она, вместе с отцом своим, от прежних господ своих Алакаевых в Астрахань, где прожила с лишком двадцать лет; отец ее скоро умер, она вышла замуж, овдовела, жила внаймах по купеческим домам и в том числе у купцов персиян, соскучилась, проведала как-то, что она досталась другим господам, именно моему дедушке, господину строгому, но справедливому и доброму, и за год до его смерти явилась из бегов в Аксакове. Дедушка, из уважения к такому добровольному возвращению, принял ее очень милостиво, а как она была проворная баба и на все мастерица, то он полюбил ее и сделал ключницей. Должность эту отправляла она и в Астрахани. Пелагея, кроме досужества в домашнем обиходе, принесла с собою необыкновенное дарование сказывать сказки, которых знала несчетное множество. Очевидно, что жители Востока распространили в Астрахани и между русскими особенную охоту к слушанью и рассказыванью сказок. В обширном сказочном каталоге Пелагеи вместе со всеми русскими сказками находилось множество сказок восточных, и в том числе несколько из «Тысячи и одной ночи». Дедушка обрадовался такому кладу, и как он уже начинал хворать и худо спать, то Пелагея, имевшая еще драгоценную способность не дремать по целым ночам, служила большим утешением больному старику. От этой-то Пелагеи наслушался я сказок в долгие зимние вечера. Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы с веретеном в руках за гребнем неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту, как живую».

Ключница Пелагея

С ней Сережа Аксаков, «мальчик с блестящими глазами и нежным сердцем», тесно общался не менее трех лет. Но началось все с «Аленького цветочка» – сказки, которую мальчик любил более всех и на потеху домочадцам сказывал, подражая прибауткам, ужимкам, оханьям и вздыханиям Пелагеи.

Удивительная сказка странствий, любви и добра, пробуждающая самые светлые чувства, отмечает в этом году свой 155-летний юбилей. Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии публикуясь отдельно, стала самым популярным и издаваемым произведением Аксакова. «Аленький цветочек» не просто сказка о добре и зле, о хороших и плохих людях, о сильных и смелых героях, - она воспевает благородство души, любовь родителей к детям, почитание и уважение к родителям.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1октября) 1791 года в Уфе. В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова - внука» Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, характеристику родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровы, вторые – Куроедовы под фамилией Куролесовых. Детские годы писатель провёл в деревне Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Благодаря матери, с четырёх лет Сергей Тимофеевич умел читать и писать. Дальнейшее образование он получил в Казанской гимназии, где переходил из класса в класс с наградами и похвальными листами. В четырнадцать лет, в 1805 году был уже студентом Казанского университета. В университете проявились его актёрские способности, там же он руководил студенческим театром.

В 1809 году семейство Аксаковых получило большое наследство от тётки Куроедовой из Симбирской губернии. Семья переехала из оренбургской деревни сначала в Москву, а затем в Петербург, где дети могли получить образование в столичных учебных заведениях. Живя в Петербурге, Сергей Тимофеевич продолжил свою театральную деятельность, совершенствовался в декламации. Кроме увлечения театром, Аксаков служил переводчиком в комиссии по составлению законов.

В 1811 году он оставил службу, которая его мало привлекала, и уехал сначала в Москву, а затем в деревню, где пережил время нашествия Наполеона. В 1816 году Аксаков женился и поселился с молодой женой в имении отца Тимофея Степановича в селе Знаменское Оренбургской губернии. Здесь безвыездно он прожил с семьёй пять лет. Семья ежегодно прибавлялась. И когда у Сергея Тимофеевича было уже четверо детей, отец выделил ему имение в селе Надеждино.

В своём имении семья Аксаковых жила до осени 1826 года. Дети подрастали, их надо было учить. Занятие хозяйством ему не удавалось, в Москве же можно было найти какую-то должность. В августе 1826 года Аксаков навсегда простился с деревней и до самой кончины, т.е. в течение тридцати трёх лет прожил в Москве, а затем в подмосковном имении Абрамцево.

В 1827 году он получил, благодаря друзьям, должность цензора вновь учреждённого отдельного московского цензурного комитета, где Сергей Тимофеевич служил шесть лет. В 1834 году перешёл на службу в межевое училище (с 1936 года – Московский институт геодезии, аэрофотосъёмки и картографии). По состоянию здоровья в 1839 году ушёл в отставку и зажил, как он писал, «свободным человеком».

Его дом стал центром культурной жизни Москвы. Здесь собирались лучшие люди России, видные учёные, писатели, актёры. Среди них актёр Щепкин, поэт Языков, писатели Тургенев, Л. Толстой, Гоголь. Знакомство с Н.В. Гоголем перешло в долголетнюю дружбу. Гоголь с вниманием слушал увлекательные рассказы Сергея Тимофеевича о природе, охоте, о жизни семьи Аксаковых. Он постоянно предлагал ему рассказать об этом людям, написать воспоминания.

1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточенно работает над написанием «Детских лет Багрова-внука. В работе Сергея Тимофеевича принимала участие вся его семья. Ухудшение зрения лишило Аксакова возможности писать, и тогда на помощь пришли дочери. Сидя в любимом зелёном кресле, писатель диктовал свои произведения. По вечерам вся семья собиралась слушать готовые отрывки. Жена писателя Ольга Семёновна и дети были первыми слушателями и критиками его произведений.

Умер Сергей Тимофеевич Аксаков 30 апреля (12 мая) 1859 года в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище. Сергей Тимофеевич Аксаков не успел завершить все свои творческие замыслы, но и то, что им написано, дарит читателям радость и душевный покой. http://viki.rdf.ru/item/2721/ . – Свободный

2.Ухожу я в мир природы. С.Т.Аксаков: полнотекстовая электроннаябаза данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orenlib.ru/aksakov/vst.html - Свободный

3.Вадим КОЖИНОВ. "Семейная хроника" С.Т. Аксакова. [Электронный ресурс] // Русское поле. Содружество литературных проектов – Режим доступа: http://belsk.ruspole.info/node/1611 - Свободный

Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.