Егэ литература некрасов кимы варианты. Кому на Руси жить хорошо

Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2016

8. Какое развитие в произведении Н.А. Некрасова получает тема барства и холопства?

Формулируя авторскую позицию, укажите, что тема барства и холопства широко представлена в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянский мир показан в произведении во всей сложности и многообразии. Он неоднороден. Встречаются в нём и философы (Яким Нагой), и праведники (Ермило Гирин), и бунтари (Савелий, богатырь святорусский), и рабы (Клим Лавин, Яков). Отголоски крепостной неволи ощущаются и после реформы 1861 года.

Высказывая личностные суждения, поясните, что узаконенное рабство развратило душу мужиков. Явились такие приспешники господ, как Клим Ларин, готовый служить прихотям Последыша (князя Утятина), и Яков «верный», «холоп примерный», исполняющий любые желания господина Поливанова.

Аргументируя ответ с опорой на литературное произведение, вспомните, что судьба Якова, преданно служившего своему господину, терпевшего издевательства и над собой, и над родными - пример того, какие страшные последствия может иметь крепостное право.

Яков таким объявился из младости,

Только и было у Якова радости:

Барина холить, беречь, ублажать…

Обобщая сказанное, отметьте, что и верный холоп способен «задурить», когда помещик «сбывает в рекруты» любимого племянника. Своеобразна форма протеста Якова - он совершает на глазах своего господина самоубийство.

9. В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ?

Как литературный контекст могут быть использованы следующие произведения: А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.С. Пушкин «Деревня», И.С. Тургенев «Записки охотника», «Муму», А.И. Герцен «Сорока-воровка», Н.С. Лесков «Тупейный художник».

Обосновывая выбор, отметьте, что «Путешествие из Петербурга в Москву» стало обвинительным актом против крепостнической России. Произвол, угнетение, продажа себе подобных, нищета холопов и обогащение их владельцев за счёт непосильного труда крестьян - таковы страшные факты дореформенной жизни. Картина народного восстания, представленная в оде «Вольность», - авторский ответ на вопрос «Что делать?»

Вспомните, что в пушкинском стихотворении «Деревня» идиллия поместной жизни нарушается изображением «барства дикого» и «рабства тощего». Обличение сопровождается мечтой об освобождении царём «дворовых толп измученных рабов».

Подводя итог размышлениям, укажите, что автор «Кому на Руси жить хорошо» также восхищается борцами за народное счастье, но с особенной остротой Некрасов показывает противоречия в душе народа:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 В чем особенность любовной лирики Некрасова? [Пример написания сочинения 17.2 на ЕГЭ по литературе] Заблуждаются те, кто утверждает, что у Н.А. Некрасова не может быть стихов, наполненных накалом страстей, вызывающих эмоции радости и слез. Для большинства он поэт-гражданин, из-под пера которого вышло произведение «Кому на Руси жить хорошо«. Конечно, в первую очередь, он поэт, пишущий о нуждах народа и скорбящий о его судьбах. Но есть в творчестве Некрасова и любовная лирика, которая открывает его с неожиданной, точнее, непривычной стороны. Присутствуют в собрании поэта такие стихи, которые берут за душу, отражают личные переживания, раскрывают тайные порывы души. Такие стихи есть отражение либо переживаний в момент тяжелых испытаний, либо восторга от нахлынувшего чувства. В 1856 году в творчестве Некрасова появляются оригинальные ноты: он начинает писать о любви по-новому. Безумной, страстной, всепоглощающей любовью стала для поэта Авдотья Панаева, которой он посвятил цикл стихов. Произведения, написанные для любимой и о ней, не имеют аналогов для сравнения. Их отношения не были невинными или простыми: Панаева была замужем. Только по прошествии некоторого времени они смогли соединить свои судьбы. До Некрасова поэты предпочитали изображать любовь только как прекрасное чувство, идеализируя его. Некрасов тоже поэтизирует это чувство, но его «панаевский цикл» может сравниться только

2 со стихами тютчевского «денисьевского цикла». Поэт был страстно влюблен, и его чувства нашли отражение в стихах. «Я не люблю иронии твоей» образец высокоинтеллектуальной поэзии, где герои знают и понимают предопределение своей любви и грустят по этой причине. Два «так горячо любящих сердца» недавно объединились и, хотя герой признает, что «пока еще кипят» в его душе «мятежно ревнивые тревоги и мечты»,он уже тревожится о возможной развязке. От иронии возлюбленной он страдает, в сердце царит «тайный холод и тоска». Сложен характер героини в этом стихотворении, что явилось совершенно новым приемом в лирических произведениях. В заключительных строках стихотворения яркое сравнение остывающих чувств с осенней рекой подчеркивает неизбежность разлуки. Отношения между возлюбленными меняются, возникают ссоры и размолвки (стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно»). Николай Алексеевич Некрасов не воспевал идеальную любовь без ссор и взаимных претензий, и проза и поэзия отношений у него тесно переплетаются. «Мы с тобой бестолковые люди»,написанное в 1851 году подтверждает это предположение. Он призывает к откровенности в чувствах: «Говори же, когда ты, сердита, Все что душу волнует и мучит!». И в тоже время старается приобщить к поэтике отношений «прозу»: Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья. Но разлука неизбежна. После очередной ссоры с Панаевой Некрасов пишет лирическую миниатюру «Прости», желая получить прощение. Стихотворение буквально пропитано эмоциональностью. Чувствуется, как глубоко переживает эту размолвку поэт. Потому

3 каждая строка стихотворения заканчивается восклицательным знаком. Его можно назвать своеобразной исповедью поэта, в которой он просит прощения за причиненные обиды, вспоминает о счастливых мгновениях любви, умоляет любимую забыть «тоски, унынья, озлобленья», «ревности угроз», призывает к воспоминаниям о светлых и радостных событиях. Я думаю, особенностью любовной лирики Некрасова является, присутствие в произведениях двух героев: влюбленного и его избранницы. Такой прием говорит об уважении поэта к женщине, о его стремлении создать образ настоящей женщины с ее достоинствами и недостатками. Любовная лирика Некрасова пропитана глубоким лиризмом, оригинальностью. Поэт достоверно раскрывает особенности отношений между мужчиной и женщиной, показывает значимость любви в их жизни. Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна Читайте также другие примеры сочинений на ЕГЭ по литературе Сочинение "Как понимают счастье герои и автор поэмы "Кому на Руси жить хорошо"?

4 Н.А.Некрасов посвятил своё творчество народу. В этом он признаётся в своей «Элегии»: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил и сердцем я спокоен Некрасову очень близка тема страданий народа, потому что он с детства видел бесправие крестьян, угнетаемых жестоким тираном отцом будущего поэта. Некрасов через всю жизнь пронёс в своём сердце боль за тяжёлую судьбу русских крестьян. Его творчество обращено к темам освобождения крепостных, обличения помещичьей России. Писатель не только задумывался о народном счастье, но и посвятил его достижению свою жизнь. Читая поэму, я вспомнила рассказ В.Г.Короленко «Парадокс». В нём безрукий «феномен» говорит: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». С этим вполне можно согласиться, так как каждый человек рождается, на мой взгляд, для того, чтобы найти собственное счастье. Другое дело, что все люди понимают под словом «счастье» что-то своё. Главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо», мужики, сначала думают, что счастье у богатых господ. Для обездоленных

5 крестьян материальное благосостояние это один из признаков счастья. Их можно понять, деньги во все времена давали человеку свободу и лучший уровень жизни. После отмены крепостного права только люди, имеющие средства к существованию, стали свободными. Что же оставалось делать тем, которые не могли выкупить себя из господской кабалы? А куда могли уйти от помещика безземельные крестьяне? Чтобы прокормить семью, большинство русских мужиков оставались у своих хозяев. Голодный человек счастливым быть не может. Но и деньги, как выяснили герои поэмы, не дают счастья. Поп, оказывается, тяжело зарабатывает на свой хлеб, постоянно видя горе крестьянское. Помещики жалуются на обеднение деревни, а солдаты «шилом бреются«, «дымом греются». В главе «Счастливые» описывается, как понимает счастье русский народ. Стоило только пообещать водки, нашлось много «счастливых». Выслушав истории людей, мужики поняли: Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой! Не похож на всех мельник, бурмистр Ермила Гирин. Он бросает вызов миру своей честностью, несмотря на свой проступок. Когда ему понадобилась помощь, люди откликнулись на его просьбу, дали денег на мельницу. Может, доверие и любовь народа это и есть счастье? Совершенно другое понимание счастье у помещика Оболта- Оболдуева: деньги, покорность крестьян, неограниченная власть над людьми: Кого хочу помилую, Кого хочу казню. Закон мое желание! Кулак моя полиция!

6 За этим представлением счастья можно разглядеть примитивную, неразвитую духовно личность. В главе «Крестьянка» странники спрашивают у Матрёны Тимофеевны о её счастье. Несмотря на тяжёлую, полную бед и лишений жизнь многие считают её счастливой. Но так ли это на самом деле? Если считать счастьем безмятежную жизнь без горя, то судьба солдатки, конечно, несчастна: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! Матрёна Тимофеевна вызывает восхищение своей волей к жизни. Она не впадает в уныние от выпавших на её долю страданий. Эта мудрая женщина умеет находить счастливые минуты. Искренне радуется она освобождению мужа Филиппа, рождению сына Лиодорушки. Красота природы не оставляет её равнодушной: Хорошо, светло В мире божием! Хорошо, легко, Ясно на сердце. Счастье богатыря Савелия, мне кажется, заключается в его человеческом достоинстве, любви к свободе. Он не смиряется с положением раба, совершив достойный поступок. Богатырь убивает душегуба Фогеля, не боясь последствий. Савелий выделяется из людей даже своим внешним видом. Он похож на Ивана Северьяновича Флягина из повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Савелий и Флягин напоминают обликом богатырей русских. Оба героя раскаявшиеся грешники, ушедшие в монастырь. Святорусский богатырь не согласен с бесправием крестьян. На слова сына, что Савелий «клейменый каторжный»:

7 Уйдет в свою светелочку, Читает святцы, крестится, Да вдруг и скажет весело: «Клейменый, да не раб!» В лице Гриши Добросклонова автор изобразил народного заступника. Некрасов верит, что наступит счастливое время, хотя знает, что на пути этом будет ещё много страданий. Гриша готов бороться за счастье народа: Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного Пел он воплощение счастия народного. Все герои, все образы поэмы выражают понимание счастья самого поэта. Некрасов незримо присутствует в их словах и поступках. Используя народный язык, писатель достоверно изображает крестьянскую жизнь с её бедами и невзгодами. Автор мечтает о народном счастье, но понимает, что без желания и усилий ничего не получится. В понимании Н.А.Некрасова счастье народа невозможно без свободы: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!


В чем особенность любовной лирики Некрасова? [Пример написания сочинения 17.2 на ЕГЭ по литературе] Заблуждаются те, кто утверждает, что у Н.А. Некрасова не может быть стихов, наполненных накалом страстей,

Народ освобожден, но счастлив ли народ? «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н.

Творческий проект по литературе: «Гуманизм Н.А. Некрасова в стихотворении «Крестьянские дети». Выразительность речи в поэтическом произведении» Выполнил ученик: 5а класса Жигулин Иван Руководитель: Бандоля

"Сгорая пламенем любви" Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, и Н. А.Некрасова. Цели урока: 1. Вхождение в поэтический мир Тургенева, Тютчева, и Некрасова. 2.

(195 летию Н.А. Некрасова) (10.12.1821-08.01.1878) 6+ «Я лиру посвятил народу своему Быть может, я умру, неведомый ему. Но я ему служил и сердцем я спокоен» В историю русской литературы Николай Алексеевич

Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой

Патриотическая лирика Лермонтова. Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску,

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

Var begun_auto_pad = 235757304; var begun_block_id = 272058883; Некрасов о предназначении поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается

МОУ «СОШ 2 г.нариманов» Астраханской области Сколько ликов у любви? Работу выполнили учащиеся 10 «Б» класса: Сафаралиева Даниэла, Кузнецова Ольга, Яровая Кира, Клинков Александр, Ляпин Артѐм И сердце вновь

Урок 82 Тема: Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А. Некрасова Цели: Познакомить учащихся с лирикой поэта, раскрыть богатство ее выразительных средств, своеобразие поэтического дарования

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

Анализ стихотворения друзьям некрасов >>> Анализ стихотворения друзьям некрасов Анализ стихотворения друзьям некрасов Умер Некрасов 27 декабря 1877 года 8 января 1878 года по новому стилю. В стихотворении

Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери >>> Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны матери Егэ сочинение по тексту искандера скорбь он летел на похороны

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Восславим женщину Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке от лучей солнца и от молока Матери. М. Горький. Мама Короткое слово- всего четыре буквы. А

СПИСОК «ВОЛШЕБНЫХ» ФРАЗ ЧТОБЫ ВАШ МУЖЧИНА УДВОИЛ СВОЙ ДОХОД ВАЖНО! Обязательно к прочтению перед применением! Милые женщины! В ваших нежных руках вы сейчас держите ключ к успеху вашего мужчины! Наукой

В цикле «Стихи к Пушкину» отношение Цветаевой к поэту напоминает отношение Маяковского в 20 е годы: «Я люблю Вас но живого а не мумию. 735868626 В это первое стихотворение цикла Стихи к Пушкину и Медный

В 9 классе при изучении лирики А.С.Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено

// Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю,

Шамкина Гузель Рустамовна. Родилась 11 марта 1983 года в селе Рыбная Слобода Рыбно-Слободского района Республики Татарстан. С 1990 по 2000 год училась в Рыбно- Слободской гимназии 1 села Рыбная Слобода.

Урок 1. Тема. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр, композиция. Цели: познакомить учащихся с историей создания поэмы, рассмотреть особенности жанра и композиции, развивать

Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.12.2017 Текст: (Матф.6:9-12) Гл. Идея: Наше право быть детьми Божьими и называть Бога своим Отцом куплено для нас Иисусом Христом на Голгофском кресте. Но для того

Пособие для малых групп П.В.Грубий 11.19.2017 Почему Бог должен избавлять нас, если Он даже Своего Сына Христа не избавил от этого? Текст: (Матф.6:13)... и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Самаринская основная общеобразовательная школа» Урок внеклассного чтения в 7 классе «Человек-это прежде всего доброта, простота, великодушие» (По

Протоиерей Владимир Воробьев Слово на отпевании Виталия Владимировича Лукина 11 июля 2014 г. 1/5 Провожая усопших, мы поем прокимен: «Блажен путь, в онь же идеши днесь душе», «Блажен, его же избрал и приял

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать

Беседа, обзор книжной выставки: «Образ женщины в русской литературе» (8 марта - Международный женский день) Цель: формировать у обучающихся уважительное и бережливое отношение к женщине. Задачи: на примере

Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Скачать сочинение В поэме-эпопее Кому на Руси жить хорошо (1863 1877) Н. А. Некрасов изобразил жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

Сочинение на тему можно ли быть счастливым в одиночестве И нет большего счастья, как быть живым, жить и радоваться миру на Земле. Не стоит Согласна с тем, что написал сам автор в своем сочинении. В раннем

Мбук «Анапская ЦБС» Детско-юношеская библиотека-филиал 1 ДУША НАРОДА РУССКОГО Николай Алексеевич Некрасов 1821-1877 Дом в котором родился Н. А. Некрасов Он родился 28 ноября 1821 года в украинском местечке

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?

ТРУДНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Н.А. НЕКРАСОВА «ШКОЛЬНИК» Дмитриенко А. В. Научный руководитель: кандидат педагогических наук Игошина Н.В. Магнитогорский государственный технический университет им.

Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть >>> Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Она относится к философской лирике. И что без

Урок-мастерская по повести А.Платонова «Юшка» Урок внеклассного чтения. 6 класс «Верь в великую силу добра» Тип урока: мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. Форма организации познавательной

Сонамитянка У Бога есть особенные люди, Их верою творит Он чудеса. Для них Он открывает все пределы, И невозможное возможно с Ним всегда! Той женщины мы имени не знаем... Но сквозь века из Библии дошла

Сочинение размышление мое понимание человеческого счастья Сочинения Сочинения Толстой Война и мир сочинения по произведению. Л. Н. Толстого, Наташа Ростова покорила мое сердце, вошла в мою жизнь Истинный

Тест по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» 1. О ком сказано в поэме? Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. а) о Грише Добросклонове б) о Савелии

Матерь Божья изменит твою жизнь. Прощение исцеляет! (о. Маринко Шакота OFM) Разговор с отцом Маринко Шакота для Молитвенной программы в Меджугорьи ведёт М. Елфриде Лангова- Пертлова Отец Маринко Шакота,

Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!

Поэтический диалог с миром в поэзии С. А. Есенина Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. 1

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

Информация о зачете по литературе в 10 классе 2010-2011 учебный год Программа зачета 1. Разбор стихотворения (в формате ЕГЭ) 2. Сочинение (объем 4 страницы) На выбор: 1) Анализ текста небольшого фрагмента

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вознесеновская средняя общеобразовательная школа» Литературно поэтический час Посвященный 200-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

Нет на сеете праздника ш н щ * I» чем прекрасный Л праздник матерт. Л Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат 12» Сценарий линейки-открытия

Отче наш Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы

Разработала урок учитель предмета «Самопознание» ГУ «Средняя школа 29» г. Усть - Каменогорска Эрдлей А.П. Тема: «О силе любви в рассказах И. Бунина» (Интегрированный урок самопознания и литературы в 10

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! к 133-летию со дня рождения АА Блока О, я хочу безумно жить: Всё сущее увековечить, Безличное вочеловечить, Несбывшееся воплотить! А Блок А Блок творчество его принадлежит

Поэтическая россыпь самоцветов Когда неискушенный в поэзии читатель стоит перед выбором того или иного сборника неизвестного ему автора, он с внутренним волнением листает страницы, выборочно читая стихи.

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Имя и Фамилия: Число, месяц, год рождения: Адрес: Истории из Библии Библейский Час Телефонный номер: Адрес электронной почты: Имя преподавателя: УРОК 1: истории Потерянная овца. Прочитай: Ключевой стих:

Творчество А. Т. Твардовского на уроках литературы (8 класс) Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Александр Трифонович Твардовский 1910 1971 Поэма ЗА ДАЛЬЮ ДАЛЬ Судьба страны в поэме А. Т.

В этом мире я только прохожий, Ты махни мне веселой рукой. У осеннего месяца тоже Свет ласкающий, тихий такой. С. Есенин Имя Сергея Есенина знакомо нам с раннего детства. Для меня оно всегда было паролем,

Прочитайте внимательно фрагмент повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты,

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

Сочинение на тему нужно ли спасать вишневый сад сочинение, Выбирай! Попытаться спасти вишневый сад Раневской помогает Лопахин богатый купец, многим Но для этого нужно вырубить все деревья! Тема Вишневого

ТЕМА: «Такой знакомый и незнакомый Маяковский» ЦЕЛИ: - подготовить учащихся к восприятию поэзии В.В. Маяковского; - создать условия для совершенствования монологической речи учащихся (построение предложений

Стих в день рождения умершего >>> Стих в день рождения умершего Стих в день рождения умершего Знаешь, приходилось и страдать. Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Александра Петровна Мишарина (1946-2013) 19 декабря 2016 года исполняется 70 лет со дня рождения коми писательницы Александры Петровны Мишариной. Александра Мишарина родилась 19 декабря 1946 г. в селе

Одна из вечных тем в литературе тема любви проходит через все творчество В. Маяковского. «Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце

Вариант № 184873

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите род литературы, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние Н. А. Не­кра­со­ва «Кому на Руси жить хорошо».


В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

()

Ответ:

Назовите жанр, к ко­то­ро­му при­над­ле­жит про­из­ве­де­ние «Кому на Руси жить хорошо».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

Укажите имя и от­че­ство героини, от лица ко­то­рой ведётся повествование.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя персонажами, так же, как и ге­ро­и­ня фрагмента, при­над­ле­жа­щи­ми к кре­стьян­ско­му миру, и их поступками. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся приём, ос­но­ван­ный на упо­треб­ле­нии оди­на­ко­вых слов в ху­до­же­ствен­ном тексте: «Мы идём, идём – / Остановимся…»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся на­ру­ше­ние обыч­но­го по­ряд­ка слов в фразе («Мука смерт­ная под серд­це подошла»).


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

В приведённом фраг­мен­те речь идёт о важном, по­во­рот­ном со­бы­тии в жизни героини. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Ответ:

Какие черты не­кра­сов­ских жен­щин во­пло­ти­лись в об­ра­зе героини-рассказчицы?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны яркие жен­ские ха­рак­те­ры и в чём их можно со­по­ста­вить с ха­рак­те­ром не­кра­сов­ской героини?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

В каморку постучалися.

Макар ушёл... Сидела я.

Ждала, ждала, соскучилась,

Приотворила дверь.

К крыльцу карету подали.

– «Сам едет?» – Губернаторша! –

Ответил мне Макар

И бросился на лестницу.

По лестнице спускалася

В собольей шубе барыня,

Чиновничек при ней.

Не знала я, что делала

(Да, видно, надоумила

Владычица!).. Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

У деточек берут!»

– Откуда ты, голубушка?

Впопад ли я ответила –

Не знаю... Мука смертная

Под сердце подошла...

Очнулась я, молодчики,

В богатой, светлой горнице.

Под пологом лежу;

Против меня – кормилица,

Нарядная, в кокошнике,

С ребёночком сидит:

«Чьё дитятко, красавица?»

– Твоё! – Поцеловала я

Рожоное дитя...

Как в ноги губернаторше

Я пала, как заплакала,

Как стала говорить,

Сказалась усталь долгая,

Истома непомерная,

Упередилось времечко –

Пришла моя пора!

Спасибо губернаторше,

Елене Александровне,

Я столько благодарна ей,

Как матери родной!

Сама крестила мальчика

И имя Лиодорушка –

Младенцу избрала...

– «А что же с мужем сталося?»

– Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Елена Александровна

Ко мне его, голубчика,

Сама – дай Бог ей счастие!–

За ручку подвела.

Добра была, умна была,

Красивая, здоровая.

А деток не дал Бог!

Пока у ней гостила я,

Всё время с Лиодорушкой

Носилась, как с родным.

Весна уж начиналася,

Берёзка распускалася,

Как мы домой пошли...

Хорошо, светло

В мире Божием!

Хорошо, легко,

Ясно на́ сердце.

Мы идём, идём –

Остановимся,

На леса, луга

Полюбуемся,

Полюбуемся

Да послушаем,

Как шумят-бегут

Воды вешние,

Как поёт-звенит

Жавороночек!

(Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

К ка­ко­му роду ли­те­ра­ту­ры от­но­сит­ся дан­ное произведение?


Н. М. Рубцов, 1965

Ответ:

Какому по­э­ти­че­ско­му жанру, от­ли­ча­ю­ще­му­ся на­стро­е­ни­ем грусти, свет­лой печали, близ­ко это стихотворение?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Н. М. Рубцов, 1965

Анализ поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай...

Эти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н.А. Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, э ти слова как бы обещали ввести читателя в занима­тельно-сказочный мир, где появятся птица-пеночка, гово­рящая человечьим языком, и волшебная скатерть-само­бранка... Так с лукавой улыбкой и непринужденностью начинал Н. А.Некрасов свой рассказ о похождениях семе­рых мужиков, заспоривших о том, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Уже в «Прологе» виднелась картина мужицкой Руси, вставала фигура главного героя произведения - русского крестьянина, каким он был в действительности: в лаптях, онучах, армяке, несытый, натерпевшийся горя.

Через три года возобновилась публикация поэмы, но каждая часть встречала жестокие гонения со стороны цар­ской цензуры, которая считала, что поэма «отличается крайним безобразием содержания». Особенно острым на­падкам подверглась последняя из написанных глав - «Пир - на весь мир». К сожалению, Некрасову не суждено было увидеть ни публикации «Пира», ни отдельного изда­ния поэмы. Без сокращений и искажений поэма «Кому на Руси жить хорошо» была напечатана только после Октябрь­ской революции.

Поэма занимает центральное место в поэзии Некрасо­ва, является ее идейной и художественной вершиной, ито­гом раздумий писателя о судьбе народа, о его счастье и путях, которые ведут к нему. Эти думы волновали поэта на протяжении всей жизни, прошли красной нитью через все его поэтическое творчество.

К 1860-м годам русский крестьянин становится основ­ным героем поэзии Некрасова. «Коробейники», «Орина, мать солдатская», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» - важнейшие произведения поэта на пути к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Работе над поэмой, которую поэт называл своим «лю­бимым детищем», он отдал многие годы. Он ставил перед собой цель написать «народную книгу», полезную, понят­ную народу и правдивую. «Я задумал, - говорил Некра­сов, - изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея крестьянской жизни». Но смерть прервала этот гигантский труд, произведение так и осталось незаконченным. Однако, несмотря на это, оно сохраняет идейную и художественную целостность.

Некрасов возродил в поэзии жанр народной эпопеи. «Кому на Руси жить хорошо» - подлинно народное про­изведение: и по своему идейному звучанию, и по масштаб­ности эпического изображения современной народной жизни, постановке коренных вопросов времени, и по ге­роическому пафосу, и по широкому использованию поэти­ческих традиций устного народного творчества, близости поэтического языка к живым речевым обиходно-бытовым формам и песенному лиризму.

Вместе с тем поэме Некрасова присущи черты, харак­терные именно для критического реализма. Вместо одного центрального героя в поэме изображается прежде всего народная среда в целом, обстановка жизни разных обще­ственных кругов. Народная точка зрения на действитель­ность выражена в поэме уже в самой разработке темы, в том, что вся Русь, все события показаны через восприятие странствующих крестьян, представлены читателю как бы в их видении.

События поэмы развертываются в первые годы после реформы 1861 года и освобождения крестьян. Народ, крес­тьянство - подлинный положительный герой поэмы. С ним связывал Некрасов свои надежды на будущее, хотя и сознавал слабость сил крестьянского протеста, незрелость масс для революционных действий.

В поэме автор создал образ крестьянина Савелия, «богатыря святорусского», «богатыря сермяжного», кото­рый олицетворяет исполинскую силу и стойкость народа. Савелий наделен чертами легендарных героев народного эпоса. Образ этот связывается Некрасовым с центральной темой поэмы - поисками путей к народному счастью. Не случайно Матрена Тимофеевна говорит о Савелии стран­никам: «Счастливец тоже был». Счастье Савелия в вольно­любии, в понимании необходимости активной борьбы на­рода, который только таким путем может добиться «вольготной» жизни.

В поэме много запоминающихся образов крестьян. Здесь и умный старик бурмистр Влас, немало перевидав­ший на своем веку, и Яким Нагой, характерный предста­витель трудового земледельческого крестьянства. Однако Яким Нагой рисуется поэтом совсем не похожим на заби­того, темного крестьянина патриархальной деревни. С глу­боким сознанием своего достоинства он горячо защищает народную честь, произносит в защиту народа пламенную речь.

Важную роль в поэме занимает образ Ермила Гирина - чистого и неподкупного «заступника народного», который становится на сторону восставших крестьян и попадает в острог.

В прекрасном женском образе Матрены Тимофеевны поэт рисует типические черты русской крестьянки. О су­ровой «долюшке женской» Некрасов написал немало вол­нующих стихотворений, но так полно, с такой теплотой и любовью, с какими обрисована в поэме Матренушка, о крестьянской женщине он еще не писал.

Наряду с крестьянскими персонажами поэмы, вызы­вающими к себе любовь и участие, Некрасов рисует и другие типы крестьян, по преимуществу дворовых, - бар­ских прихлебателей, подхалимов, покорных рабов и пря­мых предателей. Эти образы рисуются поэтом в тонах сатирического обличения. Чем яснее он видел протест крестьянства, чем больше верил в возможность его осво­бождения, тем непримиримее осуждал рабскую принижен­ность, угодливость и холопство. Таковы в поэме «холоп примерный» Яков, который в конце концов сознает уни­зительность своего положения и прибегает к жалкой и беспомощной, но в его рабском сознании страшной мести - самоубийству на глазах своего мучителя; «чувст­вительный холуй» Ипат, рассказывающий о своих униже­ниях с отвратительным смакованием; доносчик, «шпион из своих» Егорка Шутов; староста Глеб, прельстившийся по­сулами наследника и согласившийся уничтожить завеща­ние умершего помещика об освобождении на волю восьми тысяч крестьян («Крестьянский грех»).

Показывая невежество, грубость, суеверие, отсталость русской деревни того времени, Некрасов подчеркивает временный, исторически преходящий характер темных сторон крестьянского быта.

Поэтически воссозданный в поэме мир - мир резких социальных контрастов, столкновений, острых жизненных противоречий.

В повстречавшемся странникам «кругленьком», «румя­неньком», «пузатеньком», «усатеньком» помещике Оболте-Оболдуеве поэт обнажает пустоту и легкомыслие человека, не привыкшего серьезно задумываться над жизнью. За личиной добряка, за любезной обходительностью и показ­ным радушием Оболта-Оболдуева читатель видит высоко­мерие и злобу помещика, едва сдерживаемое отвращение и ненависть к «мужичью», к крестьянам.

Сатирой и гротеском отмечен образ помещика-само­дура князя Утятина, прозванного крестьянами Последы­шем. Хищный взгляд, «нос клювом, как у ястреба», алко­голизм и сластолюбие дополняют отвратительный облик типичного представителя помещичьей среды, заядлого кре­постника и деспота.

На первый взгляд, развитие сюжета поэмы должно заключаться в разрешении спора мужиков: кто из назван­ных ими лиц живет счастливее - помещик, чиновник, поп, купец, министр или царь. Однако, развивая действие поэмы, Некрасов выходит за сюжетные рамки, поставлен­ные завязкой произведения. Семеро крестьян ищут счас­тливого уже не только среди представителей господству­ющих сословий. Отправляясь на ярмарку, в гущу народа, они ставят перед собой вопрос: «Не там ли он скрывается, кто счастливо живет?» В «Последыше» они прямо говорят, что целью их путешествия являются поиски народного счастья, лучшей крестьянской доли:

Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошеной волости,

Избыткова села!..

Начав повествование в полусказочном шутливом тоне, поэт постепенно углубляет смысл вопроса о счастье, при­дает ему все более острое социальное звучание. Наиболее зримо замыслы автора проявляются в запрещенной цензу­рой части поэмы - «Пир - на весь мир». Начатый здесь рассказ о Грише Добросклонове должен был занять цент­ральное место в развертывании темы счастья-борьбы. Здесь поэт прямо говорит о том пути, о той «дороженьке», которая ведет к воплощению народного счастья. Счастье Гриши - в сознательной борьбе за счастливое будущее народа, за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».

Образ Гриши - завершающий в ряду «народных за­ступников», изображенных в поэзии Некрасова. Автор подчеркивает в Грише его непосредственную близость к народу, живое общение с крестьянами, в которых он нахо­дит полное понимание и поддержку; Гриша изображен вдохновенным мечтателем-поэтом, слагающим для народа свои «добрые песни».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - высший обра­зец народного стиля некрасовской поэзии. Народно-песен­ная и сказочная стихия поэмы придает ей яркий нацио­нальный колорит и прямо связана с верой Некрасова в великое будущее народа. Основная тема поэмы - поиски счастья - восходит к народным сказкам, песням и другим фольклорным источникам, в которых говорилось о поисках счастливой земли, правды, богатства, клада и т.д. Тема эта выражала самую заветную думу народных масс, их стрем­ление к счастью, вековую мечту народа о справедливом общественном строе.

Некрасов использовал в поэме почти все жанровое многообразие русского народно-поэтического творчества: сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, песни семейно-бытовые, любовные, свадебные, истори­ческие. Народная поэзия давала поэту богатейший матери­ал для суждения о крестьянской жизни, быте, нравах деревни.

Стилю поэмы свойственно богатство эмоциональных звучаний, разнообразие поэтической интонации: лукавая улыбка и неторопливость повествования в «Прологе» сме­няется в последующих сценах звонким многоголосием бурлящей ярмарочной толпы, в «Последыше» - сатиричес­кой насмешкой, в «Крестьянке» - глубоким драматизмом и лирической взволнованностью, а в «Пире - на весь мир» - героическим напряжением и революционной па­тетикой.

Поэт тонко чувствует и любит красоту родной русской природы северной полосы. Пейзаж используется поэтом и для создания эмоционального тона, для более полной и яркой характеристики душевного состояния персонажа.

Поэме «Кому на Руси жить хорошо» принадлежит видное место в русской поэзии. В ней бесстрашная правда картин народной жизни предстает в ореоле поэтической сказочности и красоты народного творчества, а крик про­теста и сатира сливались с героикой революционной борь­бы. Все это выразилось с большой художественной силой в бессмертном произведении Н.А. Некрасова.

Анализ поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова для тех, кто сдает по русскому языку и литературе.

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1865-1877).

1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.

Проблема народного счастья – идейный центр произведения.

Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).

2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. «Помещик» «Последыш»), б) Противоречия в крестьянском сознании (с одной стороны народ – великий труженик, с другой – пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет»), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия – богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.

3. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.

4. «Кому на Руси жить хорошо» – произведение критического реализма:

а) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),

б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),

в) Самобытные черты реализма Некрасова – использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.

5. Жанровое своеобразие:

Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр «Кому на Руси жить хорошо» как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир – семь мужиков).

Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) – Савелий, богатырь святорусский, в) Песня – обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.

1. Жанровое своеобразие поэмы.

2. Композиция поэмы.

3. Проблематика поэмы.

4. Система персонажей в поэме.

5. Роль фольклора в поэме.

«Кому на Руси жить хорошо» – итоговое произведение Некрасова. Задуманная в 1863 г., поэма так и не была закончена, помешала смерть. Жанр произведения – а исследователи называют его обычно эпической поэмой или поэмой-эпопеей – достаточно необычен для XIX века. Традиция больших эпических произведений, тесно связанных с жизнью народа и его творчеством, давно прервалась. Нас интересуют два вопроса: в чем выражаются жанровые свойства эпопеи и каковы причины ее появления?

Эпичность поэмы проявляется и в композиции, и в неспешном движении сюжета, и в пространственной широте изображенного мира, и в многочисленности населяющих поэму героев, и в огромной временной, исторической протяженности, и, главное, в том, что в поэме Некрасов смог уйти от своей лирической субъективности и рассказчиком и наблюдателем здесь становится сам народ.

Даже неоконченность поэмы, конечно непредумышленная, кажется частью замысла. Пролог, обнажая главную идею – найти счастливого, задает такую долговременность событий, что поэма может расти как будто сама по себе, прибавляя все новые части и главы, объединяемые рефреном: «Кому живется весело, / вольготно на Руси?» Первые же слова: «В каком году – рассчитывай, / В какой земле угадывай...» – задают масштаб места – это вся Русь, и масштаб времени – не только настоящее (определение мужиков как «временнообязанных» дает временной ориентир – вскоре после крестьянской реформы), но и недавнее прошлое, о котором вспоминает и поп, и помещик, и Матрена Тимофеевна, и еще более дальнее – молодость Савелия, и еще дальше – народные песни из «Пира на весь мир» не имеют определенной временной приуроченности.

Вопрос, о котором спорят герои, тоже эпический, потому что это центральный для народного сознания вопрос счастья и горя, правды и кривды. Решается он всем миром: поэма многоголосая, и каждый голос – своя история, своя правда, найти которую можно только совместно.

Поэма состоит из четырех больших, достаточно автономных частей. До сих пор остается вопросом последовательность частей (авторская воля Некрасова нам неизвестна, поэма не была закончена). В нашей издательской практике существует два варианта – либо «Пролог и первая часть», «Крестьянка», «Последыш», «Пир на весь мир», либо после «Пролога и первой части» помещается «Последыш», потом «Крестьянка» и в самом конце «Пир на весь мир». Каждый из вариантов имеет свои преимущества. «Последыш» и «Пир на весь мир» связаны теснее остальных, у них единое место действия, общие герои. Другая же последовательность носит более содержательный характер. Поэма Некрасова так устроена, что внешний сюжет не имеет для нее большого значения. Собственно, общего сюжета и нет. «Пролог» предлагает сюжетную мотивировку – поиск счастливого, и дальше лишь мотив дороги, бесконечного странствия семерых мужиков объединяет повествование. В первой части даже отдельные главы достаточно самостоятельны, в «Крестьянке» сюжет связан с событиями жизни Матрены Тимофеевны, в «Последыше» он представляет историю столкновения крестьян и помещика, в «Пире на весь мир» сюжета как такового вообще нет. Тем важнее оказывается внутренний сюжет, объединяющий эпопею, – последовательное движение народной мысли, осознающей свою жизнь и предназначение, свою правду и идеалы, движение противоречивое и сложное, которое никогда не может быть закончено. Постепенное углубление в народную жизнь, предстающую в первой части во внешнем многолюдстве и многоголосии, во второй – в драматической коллизии, развертывающейся на наших глазах, в «Крестьянке» – в исключительном, героическом женском характере, причем хотя героиня рассказывает о себе сама (а это говорит об очень высокой степени самосознания), но это рассказ не только о ее частной судьбе, но об общей женской доле. Это голос самого народа, он звучит в песнях, которых так много в «Крестьянке». И наконец, последняя часть, которая целиком состоит из песен, в которых осмысляется прошлое, настоящее и будущее народа и в которых он предстает перед нами в своем глубинном, сущностном значении.

Система персонажей в эпопее сложно устроена. Самое характерное для нее – многочисленность. В главах первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые» перед нами огромное количество людей. Некрасов говорил, что поэму он собирал «по словечку», и эти «словечки» и стали голосами-историями народной толпы. Построение системы персонажей связано и с конфликтом поэмы. Если первоначальный замысел, который можно реконструировать по спору мужиков в «Прологе», предполагал противостояние крестьян всей общественной пирамиде от чиновника до царя, то изменение его (поворот к изображению жизни народа) определило и иной конфликт – мира крестьянского и мира, непосредственней всего связанного с крестьянской жизнью, – помещичьего. Помещики в поэме представлены достаточно разнообразно. Первый из них Оболт-Оболдуев, рассказ которого рисует общую картину помещичьей жизни в прошлом и настоящем и образ которого соединяет множество возможных помещичьих типов (он и хранитель патриархальных устоев, и лирик, воспевающий усадебную идиллию, и деспот-крепостник). Резче всего конфликтное противостояние миров представлено в «Последыше». Парадоксальному анекдотическому сюжету разыгранной «камеди» соответствует и резко гротескный образ помещика. Князь Утятин – выморочное, полуживое, ненавидящее существо; его невидящее, мертвое око, которое «вертится колесом» (несколько раз повторяющийся образ), гротескно воплощает образ мертвой жизни.

Крестьянский мир отнюдь не однороден. Основное деление строится на нравственном противостоянии тех, кто ищет правды, как семеро мужиков, которые берут обет «... дело спорное / По разуму, по-божески, / По чести повести», тех, кто отстаивает народную честь и достоинство, как Яким Нагой («... люди мы великие / В работе и в гульбе»), кто позволяет понять, что счастье не в «покое, богатстве, чести» (первоначальная формула), а в строгой правде (судьба Ермилы Гирина), кто оказывается богатырем и в своем бунте, и в своем покаянии, как Савелий, – тех, кто выражает нравственную силу всего крестьянского мира, и тех, кто от этого мира отъединяется, от лакея в «Счастливых» до предателя Глеба-старосты в легенде «О двух великих грешниках».

Особое место среди героев поэмы занимает Гриша Добросклонов. Сын бедного дьячка, интеллигент-разночинец, он изображен как человек, знающий, в чем счастье, и счастливый, потому что нашел свой путь. «За все страдное, русское /Крестьянство я молюсь!» – говорит Савелий, и Гриша, продолжая тему жизни для всех, создает песню о «доле народа, счастье его». Песни Гриши в «Пире на весь мир» естественно завершают песенный сюжет, создавая одновременно образ течения времени: «Горькое время – горькие песни» – прошлое, «И старое и новое» – настоящее, «Доброе время – добрые песни» – будущее.

Значение фольклора для поэмы огромно. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы дали возможность передать живую народную речь, насыщенную поговорками и пословицами, афоризмами, сравнениями. Интересный прием – использование загадок, в которых Некрасов ценит их образную силу: «Пришла весна – сказался снег! / Он смирен до поры: / Летит – молчит, лежит – молчит, / Когда умрет, тогда ревет. / Вода – куда ни глянь!». Но главную роль играют в поэме жанры народно-поэтического творчества – сказка (волшебная скатерть-самобранка, говорящая птичка пеночка), причитания и, главное – песни, все более усиливающие свою роль к концу поэмы. «Пир на весь мир» может быть назван народной оперой.