Eve online дредноуты. Pure DPS (о кораблях класса Дредноут)

Перевозка ценного груза – это вопрос, который решает каждый пилот в EVE практически ежедневно; для некоторых он становится способом заработка. Для целей логистики используется всё – от шаттлов до БК. В этой заметке мы рассмотрим фрегаты Калдари для перевозки в EVE Online и практические аспекты их применения.

Регистрируйтесь в EVE Online и готовьтесь к новому прорыву в игровых возможностях 21-го века. Ни на что не похожий сеттинг не оставит вас равнодушными.

Совет 101: Не возите PLEX в чём-либо, что тоньше крейсера!

Для начала остановимся на том, в каких целях могут использоваться фрегаты для перевозки.

  • Перевозка небольших партий дорогостоящих вещей (salvage электроники, которая используется для производства T2 ригов);
  • Некоторые типы задач, которые заключаются в доставке вещей из точки A в точку B (курьерские миссии);
  • Перемещение имущества, которое принадлежит игроку, ещё не освоившему другие виды кораблей.

Помните о том, что фрегаты Калдари для перевозки Плексов в EVE Online абсолютно не подходят. На zkillboard (сайт-агрегатор сообщений об уничтожены кораблях) ежедневно появляются десятки (если не сотни) kill report’ов по шаттлам с грузом в несколько сот долларов. Шаттлы значительнее манёвренней фрегатов в базе, и если суицидники успевают взять в цель самое мелкое и манёвренное судно в игре, то с фрегатом почти 100% произойдёт аналогичная ситуация. Мы рассмотрим общепринятые меры безопасности в 3 части нашей статьи.

Самые оптимальные фрегаты Калдари для перевозки в EVE Online

Самый очевидный оптимальный выбор для перевозки грузов из Caldari фрегатов является Heron . Из всех кораблей своего класса и фракции он имеет наибольший трюм. Его основным назначением является исследовательская деятельность – сканирование и «вскрытие» аномалий, поэтому внушительный отсек для грузов – вполне естественное продолжение дизайна этого корабля.

Из прочих бонусов Херона можно выделить:

  • Маленькую сигнатуру, которая позволяет кораблю относительно комфортно чувствовать себя в PvP в составе флота;
  • Возможность брать с собой до 7 дронов и запускать 3 из них одновременно;
  • Место для установки всех модулей для «вскрытия» аномалий + 1 бустер (ни один другой фрегат не даёт такой возможности);
  • Бонус к скорости работы salvager’ов (хотя по эффективности в этой сфере фрегат уступает эсминцу).

Heron – отличный выбор для начинающих соло игроков. Корабль подходит не только использования по своей «специализации» (exploration), но и для PvE, и даже для PvP при некоторых навыках.

Если же фрегаты Калдари для перевозки в EVE Online, по вашему мнению, должны быть «толстыми» (хотя почему вы выбираете фрегат в таком случае?), то обратите внимание на Merlin – этот корабль недавно был улучшен и может похвастать очень серьёзными (для своего тоннажа) характеристиками щита. На самом деле, это один из наиболее крепких T1 фрегатов на сегодняшний день.

Вы также можете обратить внимание на Kestrel с его сравнительно большим трюмом. Будучи одним из самых дешёвых кораблей, он также представляет собой адекватный выбор.

Risk management для фрегатоводов

Соотносите риски. Используйте все возможности для того, чтобы уменьшить шанс огневого контакта, если вы используете фрегаты Калдари для перевозки в EVE Online. По возможности поставьте на свой корабль warp core stabilizer’ы, чтобы иметь возможность уйти от нападающего с warp core disruptor’ом, и «чемодан» (damage control), который увеличит ваши шансы пережить первый залп (если конечно часть барража пройдёт мимо).

Помните также о том, что в нулях на гайке может быть установлен “bubble” (поле, которое блокирует возможность варпа). В таком случае stabilizer’ы вам не помогут! Единственный способ игнорировать действие «пузыря» в игре на сегодняшний день – это специальная субсистема T3 стратегических крейсеров (interdiction nullifier). Второй способ спасения – micro jump drive, также не может быть установлен на фрегат.

Первая задача при освоении новой ММО — обеспечить себя ресурсами, которые позволят играть комфортно. Это был первый урок, который я вынес для себя из Everquest 2. Постоянный дефицит наличности тормозил игровой процесс, дошло до того, что я стал покупать платину за реал. В WoW игра пошла не в последнюю очередь потому, что денег хватало на все. Квестовых гонораров, копания руд и шкуродерства в принципе хватало.

EVE Online — игра затратная. Хорошие корабли стоят немало, потерять из проще простого, да и идея-фикс «купить плекс за иски» довлеет над многими умами. Поэтому с самого начала стояла цель создать себе постоянные источники дохода, чтобы себя не особо ограничивать в арсенале и оплачивать исками хотя бы один акааунт. Задача оказалась не слишком простой. Нужен опыт игры, нужна практика. Вспоминая свои опыты с планетаркой в мае прошлого года становится смешно. Тогда за весь месяц с двух персонажей в импе удалось снять меньше 30кк исков. Сейчас столько снимается с одного за несколько дней. Эксплоринг был прибыльным, но исландский рандом он такой, почти как корейский. После переселения в ВХ с наличностью стало проще, но еще несколько месяцев и миллиардов исков заняли прокачка навыков и инвестиции в персонажей.

В любом случае сейчас проблемы с финансовым потоком нет. Кроме того, сейчас уже стало больше опыта по игре в общем. Назрел момент, чтобы вплотную заняться тем, ради чего многие начинают играть в EVE Online — PvP. Как справедливо заметил один из читателей — в игру идут ради PvP, а PvE служит источником доходов. Да, в общем-то я больше PvE-ориентированный игрок, но, тем не менее, всегда любил PvP. Поля боя и арены в WoW, варзоны в SWTOR, WvWvW в Guild Wars 2. Впрочем, в этих играх PvP необязательно, а в EVE это серьезная составляющая геймплея. И это действительно дает незабываемые эмоции. Небольшой опыт PvP у меня есть, но это не совсем то, что хотелось бы. Как по мне хлопать баржи на белтах и залетных экплореров это чистой воды ганк, который особых навыков не требует.

Другими словами, пришло время всерьез заняться освоением PvP. Первый этап — соло на фрегатах. В заголовок вынесено число запланированных потерь — 101 фрегат. За основной корабль пока выбран Tristan с нейтрящим фитом. Есть мысль использовать Heron с боевым фитом при эксплоре в ВХ, а также Hookbill в лоу.

Единственное, что пока мне не очень нравится, так это соотношение времени на поиск боя и сам бой, а также банальную вероятность слива на гейте. Скажем, позавчера полчаса искал на ФВ соперников — либо ганги, либо пустота. Вчера искал и в результате был хлопнут Gnosis’ом на отварпе от гайки. Ну то есть можно потратить полвечера летая по системам и ничего не найти, а то и просто потерять корабль. Интересно, есть ли какая-то система в Новом Эдеме, где собираются любители относительно честного PvP и где можно было бы набраться практики.

В любом случае, все наблюдения, впечатления и выводы будут изложены в серии постингов «101 фрегат». Оставайтесь на линии.