Философия. Разумная мизантропия

Мизантропия как качество личности – склонность ненавидеть, презирать людей, толпу, отчуждаться от них; проявлять неприятие, человеконенавистничество.

Размышления мизантропа: Все люди делятся на три категории: те, кого я не перевариваю, те, кого я перевариваю, и те, кого я уже переварил.

В кабинете психоаналитика: — Послушай, меня все ненавидят… Может быть, хоть ты скажешь, отчего, мерзкий старикашка?

Мизантропия – способность, избегая людей, наслаждаться человеконенавистничеством, презирать распространенные человеческие ошибки и слабости. В отличие от человечности – способности бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию, мизантропия, испытывая чувство изоляции и социального отчуждения, презирает характерные черты, присущие большинству человечества. Она не терпима к стереотипам поведения, стадному инстинкту толпы.

Мизантропия часто ограничивается ненавистью к кодле, к толпе, к ее низменным качествам. Трудно обнаружить в этом что-то негативное. Игорь Губерман пишет:

И мерзко, и гнусно, и подло,

И страх, что заразишься свинством,

А быдло сбивается в кодло

И счастливо скотским единством.

Мизантропия может быть мотивирована эмоциональным выгоранием от межличностного общения. Мамин – Сибиряк в «Имениннике» пишет: «Прасковья Львовна постоянно ошибалась в людях, и с годами каждая новая ошибка отдавалась в ее душе все больней, развивая мизантропию».

Не обязательно, чтобы мизантроп ненавидел весь род людской. Это частный случай. Мизантроп в состоянии поддерживать и развивать отношения с людьми, но не часто и круг таких людей ограничен. То есть он крайне разборчив к выбору своего окружения.

Бестактность, неделикатность, фамильярность и панибратство вызывают у него тошноту. Мизантроп – мастер держать необходимую дистанцию, близкую к холодности и отчуждению, но с людьми, прошедшими его тщательный отбор, он способен установить нормальные во всех смыслах отношения.

Как правило, мизантроп – «шатун – одиночка», «хмырь болотный», ведущий уединенный образ жизни. Удовольствия и прелести социальной жизни не для него. В ней он не видит большого проку. Некоторые психологи считают, что м изантроп — идеалист, борец за справедливость. Истребление редких видов животных, политическая грызня, загрязнение экологии, рассыпанные по автобусной остановке окурки, разбитые на природе бутылки, курение в общественных местах – все это царапает мизантропу сердце. В местах скопления народа он начинает нервничать: «Они громко говорят, матерятся при детях, устраивают «семейные сцены», не смотрят, куда идут, ковыряются в носу (о, Боже!), они ведут себя, как стадо!».

Михаил Лапин в стихотворении «Мизантроп» пишет:

Я живу как живу – не осталось азарта
Вот опять наступило вчерашнее завтра
Лень расписывать в лицах, словах и поступках
Не убудет от слов изобилья в ублюдках
Не хочу, не могу, без обид, не желаю
Больше рад я ей богу, собачьему лаю
Серо-желтым морщинам у штор на гардине
Мотыльку за окном, паучку в паутине
Мизантроп – это человек, разочаровавшийся в человечестве или человеческой природе. Слово «мизантроп» получило особое распространение после одноименной комедии Мольера. Происходит слово от греческого μῖσος (misos , «ненависть») и ἄνθρωπος (Антропос «, мужчина, человек»). Философ-киник Диоген Синопский был известным мизантропом. Он отличался презрением к людям и питал уважение к животным, таким как мыши и собаки, Диоген посвятил свою жизнь доказательству того, что нормы и обычаи, которым следует большинство людей, на самом деле бесполезны для достижения истинного счастья.

Причинами развития мизантропии как качества личности может стать гордыня в таких ее формах как гонор, спесь, высокомерие, надменность, чванливость, тщеславие. Человек, впавший в депрессию, по определению недружелюбно смотрит на мир, то есть депрессия может стать причиной мизантропии. Переизбыток общения, пустословие тоже могут внести свой вклад в развитие данного качества личности. К волонтерам мизантропии также можно отнести проблемы принятия себя, закомплексованность, чрезмерную эмоциональную чувствительность, чувство собственной важности и значимости.

Олицетворением мизантропа был философ Артур Шопенгауэр. Его манифест мизантропа выглядел бы так:

«Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу»
«На все наши личные дела следует смотреть как на тайны; надо оставаться совершенно неизвестным для своих знакомых… осведомленность их в невиннейших вопросах может когда-нибудь при случае оказаться для нас весьма невыгодной»
«Ни любить, ни ненавидеть» – такова первая половина житейской мудрости; вторая ее половина: «Ничего не говорить и никому не верить»
«Недоверие – мать спокойствия»
(излюбленная французская поговорка).
«Забыть какую-либо скверную черту человека – это все равно, что выбросить трудом добытые деньги. Таким образом мы избежим глупой доверчивости и неразумной дружбы»
«В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек ни в каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это»
«Чем меньше уважаешь других, тем больше они будут уважать тебя»
«Если среди нас есть человек действительно выдающихся достоинств, то не полагается говорить ему этого, словно это какое-то преступление»
«Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются»
«Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе, как действием… Ядовитыми бывают лишь животные, имеющие холодную кровь»
«Немного вежливости и дружелюбия способны сделать людей уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло».

Мизантроп опасается людей, не доверяет им, но внешне это выглядит как ненависть. Он считает, что вокруг одна ложь и провокация. Тот, кто хочет произвести на него благоприятное впечатление, сразу попадает в черный список. В его поведении мизантроп выискивает признаки большого подвоха. Не верь, не бойся, не проси – это его психологическая установка. Недоверие к людям – основа мизантропии. Оно, в свою очередь, стоит на платформе презрения к ним. Мизантроп полагает, что люди всегда мотивированы низменными помыслами, сводящимися к «исть», «есть», «асть» и «ысть». То есть – ненависть, месть, страсть и корысть.

Английский писатель Мэтью Грегори Льюис в романе «Монах» ярко описывает «красоту» жизни мизантропа: «Человек рожден для общества. Как ни далек он от мира, он не способен совсем его забыть, а быть забытым миром для него не менее невыносимо. Исполнясь отвращения к греховности и глупости рода людского, мизантроп бежит его. Он решает стать отшельником и погребает себя в пещере на склоне какой-нибудь мрачной горы. Пока ненависть жжет ему грудь, возможно, он находит удовлетворение в своем одиночестве, но когда страсти охладятся, когда время смягчит его печали и исцелит старые раны, думаешь ли ты, что спутницей его станет безмятежная радость? Нет, Росарио, о нет! Более не укрепляемый силой своих страстей, он начинает сознавать однообразие своего существования, и сердце его преисполняется тягостной скукой. Он смотрит вокруг себя и убеждается, что остался совсем один во вселенной. Любовь к обществу воскресает в его груди, он тоскует по миру, который покинул. Природа утрачивает в его глазах все свое очарование. Ведь ему указать на ее красоты некому, никто не разделяет с ним восхищения перед ее прелестями и разнообразием. Опустившись на обломок скалы, он созерцает водопад рассеянным взором. Он равнодушно смотрит на великолепие заходящего солнца. Вечером он медлит с возвращением в свою келью, ибо никто не ожидает его там. Одинокая невкусная трапеза не доставляет ему удовольствия. Он бросается на постель из мха унылый и расстроенный, а просыпается для того лишь, чтобы провести день такой же безрадостный и однообразный, как предыдущий».

Петр Ковалев 2014 год

Утром в воскресенье они начали латать дырку в нашем дворе под нашими окнами. Было семь часов утра. Мы живем на десятом, но все было слышно. И звуки, и запахи. Они долбили, копали, а потом привезли машину асфальта, которая пахла.

Я не выдержал, я спустился вниз.

– Мужики! Воскресенье! Семь часов!

Мужики отложили лопаты.

– Вам что, дырка не мешает?

– Да нет же, мужики! Но поспать!

– И что вы предлагаете, – обратился ко мне тот, который был без лопаты и в кепке, – Отменить выборочный ремонт покрытия?

Про дать поспать, про прийти попозже, про какие-то изменения графика работ, щадящие наш сон и отдых, они не хотели говорить со мной.

Я вернулся домой, закрыл балкон и, без глотка свежего воздуха – это был июль, как ни как, – попытался продолжить сон. Сна больше не вышло. А зря.

За четыре часа до моего спуска с десятого этажа в батарею заколотили железным молотком. В нее часто колотят, колотили и сегодня. Мы даже знаем, кто колотит. Но от знания нам не легче. Мы ничего с этим колотением сделать не можем.

По батарее стучит наш сосед снизу Николай Петрович.

Дело в том, что примерно между часом и половиной четвертого каждой ночи в квартире Николая Петровича начинает раздаваться слабое дребезжание, гул чрезвычайно низких тонов. По словам Николая Петровича, этот гул не может слышать никто. Мы, его соседи, не можем слышать. Он сам, Николай Петрович – тоже не может слышать.

Этот гул может даже не слышать, а как-то ощущать только супруга Николая Петровича. Как он мне объяснил, от этого низкочастотного гула все тело его благословенной супруги начинает как-то необычайно вибрировать, причем как-то совершенно изнутри. То есть так вибрировать, что снаружи совершенно никто ничего не видит, однако же, сама супруга это чувствует, эту самую вибрацию, и требует от Николая Петровича немедленно навести порядок и с вибрацией этой как-то, наконец, разобраться. Иначе она, супруга то есть, от той вибрации просто даже начинает просто подвывать.

Мы, то есть я, и другие соседи выше и ниже Николая Петровича, мы много раз эту историю слышали, когда разбуженные звоном молотка о батарею кто в чем у самых Николая Петровича дверей в полвторого ночи оказывались. Николай Петрович смотрел на нас добрыми глазами и требовательно так увещевал:

– В общем, так мужики, или вы найдете мне эту падлу. Или я по батарее стучал и стучать буду. Потому что после стука жена моя, Ульяна Петровна, сразу же приходит в самое нормальное восприятие. И спокойно уже засыпает. Совершенно очевидно, что гнида эта одного только стука моего молотка боится.

Слушайте, дорогие мои! Вот вы, наверное, читаете все это и думаете, что это, наверняка, Зощенко. Что это гротеск такой, наверное, и ничего такого на свете существовать не может. Не имеет права существовать. А я вам скажу, что никакой это вовсе не гротеск, а очень даже реальность петербургского лета в две тысячи пятнадцатом году Новой Эры.

Совершенно это не гротеск, потому что следующим номером программы начинает выступать уже моя собственная жена, которая говорит всем нам, что ежели уж в единственный выходной поспать не получилось, так давайте уже, наконец, разберем новую Ванину программу по фортепиано. И тащит Ивана за инструмент.

Я что хочу сказать… Этим летом, заслышав Турецкое Рондо Моцарта, которое разучивает Иван, мне хочется одного. Мне хочется оправдать Сальери. Мне очень даже жалко, что Сальери оказался на поверку совсем даже нерешительным человеком и на самом деле Моцарта так и не отравил. Дал ему умереть своей смертью. Иначе бы чем бы они мучили сегодня наших детей и нас вместе с ними?

Это все какой-то абсурд, скажете вы. Молотком по батарее, запах теплого асфальта в балконную дверь, и вот теперь еще и Моцарт.

А что, все остальное не абсурд?

Я задыхаюсь от происходящего. Я ухожу в другую комнату и включаю компьютер. Захожу в социальную сеть.

Вы что, действительно считаете, что социальные сети – это лучше запаха асфальта или Моцарта?

Мы любим Путина. Мы не любим Путина. Все чиновники воруют. Не все чиновники воруют. Укры против ватников. Ватники против укров. Надо уничтожать продукты. Не надо уничтожать продукты…

Полтора часа блуждания по лентам друзей приводят меня в изнеможение. Я мокрый. Лицо мое покрыто испариной. Голова, глаза, кости, сердце, спина и даже желудок – все болит.

Откидываешься в кресле и последние силы тратишь на слабый стон:

– ООООООООООООООООО!

Бессильно, бессильно глядишь на себя, всматриваешься, силишься разобраться, что это? Что это за чувство? Что это за туман, навалившийся, удушающий тебя?

– Мизантропия! Мизантропия – имя тебе!

– О! О! Неужели?! Итак я – мизантроп?

Я ненавижу род человеческий? Возможно ли?

Что? Как?

Да вот так. Сидишь, разбираешься

Вроде бы, с чем боремся в себе? С человекоугодием? А упираемся в мизантропию.

Вот оно что…

Ни в чем мы не знаем середины.

Во времена Болотной не любишь либералов.

В эпоху Крымнаша испытываешь неприязнь к патриотам.

Родственникам лучше вообще не попадаться тебе на глаза.

Жена – ну да, для спасения именно такая и нужна.

Дети – откуда они такие взялись, и неужели ради этого мы их на белый свет появляли?

Себя тоже не любишь, себе ты тоже гадок, потому что, временами трезво заглядывая в себя, обнаруживаешь какой-то непреходящий внутренний идиотизм, прикрытый многомудрыми фразами и важными медлительными движениями.

Противно.

Ни внутри, ни снаружи не видишь ничего светлого. Дома оставаться уже более невозможно. И суток не пройдет, как Николай Петрович снова застучит своим железным молотком по батарее. А в следующее уже воскресенье они приедут латать дырку возле соседнего подъезда. И тот, в кепке, рассудительный, тоже приедет. А дальше что? Социальные сети и Турецкое рондо?

– Родная!

Вскакиваешь, озираешься по сторонам, слышишь звуки марша.

– Родная! Родная! Идите скорее сюда!

Взволнованные жена и сын влетают к тебе в комнату.

– Что? Что такое?

– Дорогие мои! Это невозможно! Это невозможно больше терпеть! Мы уезжаем! Мы немедленно уезжаем!

– Как уезжаем? Что значит немедленно? Что значит невозможно? Это же Моцарт! Куда уезжаем?

– Моцарт? Куда? Хорошо. Мы немедленно уезжаем в Австрию!

– В Австрию?

– В Австрию!

Австрия.

Въезжаешь и сразу встречаешь улыбки, шутки, разодетых дам, белых лебедей, симфонический оркестр, Альпы, озера и домики с балкончиками, заросшими буйными в своем разноцветии петуниями.

То есть по одной стороне улицы двигаются разодетые дамы. По другой – подтянутые кавалеры в цилиндрах. Кавалеры раскланиваются с дамами. Дамы приседают и хихикают в вуаль. Все они следуют мимо домиков и петуний к озеру. А на озере – уже лебеди. А вокруг озера – Альпы.

Как-то примерно так.

Что вам сказать про эту жизнь. Вот сами поглядите.

Старый седой миленький, выживший из ума херр Кендлер, у которого папаша сложил буйную свою голову то ли у Роммеля в Северной Африке, а то ли на Курской Дуге…

Из тех самых выживших из ума Кендлеров, у которых ты живешь и столуешься в их миленьком кукольном домике на высоком берегу Фушль-Зее, окруженном лесистыми пологими горами и другими такими же кукольными домиками…

В идеально отглаженной миленькой клетчатой рубашке, заправленной в такие же идеальные миленькие бежевые брюки, ниспадающие на белые плотные носки с тонкой зеленой полоской в коричневых кожаных сандалиях – во всем заботливая рука фрау Кендлер…

Каждое доброе утро херр Кендлер, щурясь сквозь толстые линзы, протягивает тебе свою мягкую теплую ладонь вместе с мурлычущим своим «мохген» и тут же ставит тебе на крахмальную клетчатую скатерть горячие кунжутные булочки, ароматную с мелкими жиринками вюрст, черничное варенье в прозрачной вазочке, и в кувшине – теплое альпийское молоко. Молоко у него сладкое и пахнет травой…

Если заглянуть на кухню, там можно увидеть и фрау Кендлер. Она режет на толстой доске вюрст. А на плите варит домашние яйца. На голове у нее платочек цвета альпийской лаванды. Она тоже улыбается тебе и произносит «мохген».

В маленьком игрушечном имперском Бад-Ишле… В теплом соленом бассейне, где вокруг тебя не вода, а рассол, который помнит еще императора Франца-Иосифа и его нежнейшую супругу…

Где густая из под земли целебная соль прогревает твои косточки, твои складочки, кожу твою всю проникает, добирается до почек и селезенки…

Немолодой мордастый херр Фридрих, про которого сразу ясно, что он настоящий австрийский Фриц, а мы ласково зовем его про себя Фрицик…

У него шикарные усы, именно шикарные, с широкой такой роскошной буквы «ше»…

Он лежит в рассоле и пытается просто лежать, но у Фрицика тут же, в бассейне, русская жена, которая решила скрасить Фрицику его сытую австрийскую старость, поэтому она привезла ему в Австрию из России свою взрослую замужнюю дочку от первого брака с детками и мужем, и еще одну свою русскую дочку от первого брака с детками, но без мужа, и еще одну свою племянницу без деток, но студентку колледжа, и еще внука от сына от первого брака, но без сына и без невестки, потому что с невесткой у нее не сложилось…

И вот этот круглолицый и шикарноусатый бедолага Фрицик пытается лежать в горячем соленом отваре, подставляя под массирующие пузырьки то бочок, то спинку, то животик, чтобы, сами понимаете, косточки, складочки, селезенка, почки и все дела…

А замечательные его, от которых мы в ту самую Австрию и сбежали, все эти дочки, внучки, внуки, племянники и зятья испытывают к нему какую-то несказанную тягу, отчего снуют, ныряют, брызгаются, елозят, щиплют его, дергают за усы, гладят по голове, поливают водой, притапливают, а он как непотопляемый кит, фыркает, крутит головой, отдувается, при этом улыбается из-под усов своих такой миролюбивой добродушнейшей улыбкой, словно счастливей и радостней человека, чем это Фрицик, нам на земле еще не встречалось.

Время от времени к нам подплывает мальчик Миша, сын той самой невестки, которая не задалась, из поселка Сертолово, про который мы знаем только, что в нем всегда пробки по дороге на дачу вдоль серого бетонного забора в шашечку, за которым прячется кадровый танковый учебный полк, а больше он в моей биографии ничем особенным не был отмечен.

Миша подплывает к нам и гордо сообщает:

– Это наш новый австрийский дедушка. Он очень добрый и богатый, – и уплывает назад дергать Фрицика за усы и брызгать горячей соленой водой ему в австрийские его счастливые глаза.

Седоусый с грустными каринтийскими глазами Питер Фукс, у которого вы снимаете мезонин в старинном родовом доме на берегу Вортерзее, сидит в этом же доме на террасе. Вокруг террасы висят яблоки на таких же, как дом, старинных родовых яблонях. На столе – свеча в прозрачном подсвечнике. В запотевшем ведерке ледяной «Вельтлинер». Два бокала. Плетеные кресла. Окно в дом с мелкими переплетами. Тюлевая косая занавеска. Шмель ползет по столу.

Напротив Питера сидишь ты. Ветка яблони касается твоего плеча.

Вчера днем, когда вы только приехали, он таскал твои чемоданы, приносил домашние яйца и молоко, показывал сад, хвастался своим чудным роботом, который сам косит траву на газоне, вызвался проехать и показать вам город и пляж, и озеро, и лебедей, и как они едят хлеб с руки, и самые дорогие гостиницы, в которых живут обычно русские, на которых вы, оказывается совершенно не похожи, потому что русских, живущих в мезонине в старом яблочном саду, он уверен, на свете не бывает…

А потом он повез вас в горы, в деревню, где крестьяне всю свою жизнь ужинают в маленьком ресторанчике, который всю свою жизнь держит почтенная фрау Гизелла в разноцветном платье и клетчатом передничке, а до этого всю свою жизнь держал ее отец почтенный херр Пауль в зеленой жилетке и кожаных шортах, а до него – держал его отец, почтенный херр Йоганн…

И вы едите какое-то безумное мясное, недавно еще мычавшее или хрюкавшее, или блеявшее, жареное, в несусветных количествах, на огромной тарелке и запиваете мутной холодной яблочной бражкой в пузатой прозрачной кружке, от чего в голове наступает одновременно и совершенная ясность сознания и не менее совершенное помутнение всяческого рассудка.

И все эти простые люди вокруг тебя, все эти простые австрийские фермеры в своих клетчатых рубашках и зеленых штанах за грубыми деревянными столами, покрытыми белыми вязанными салфетками, с кружками такого же мутного яблочного пойла, все-все становятся тебе роднее и ближе, да так, что ты без них уже и жизни себе не представляешь.

Да что ты? Они уже жизни себе без тебя не представляют, и улыбаются, и смеются, и чокаются с тобой, а узнав, что ты русский, зовут к себе за стол, обнимают, хлопают по плечу, чокаются, галдят чего-то по-немецки, которого ты совершенно не понимаешь, но сегодня вечером понимаешь почему-то совершенно все.

И чего им с того, что ты русский, что бы вот так неожиданно сразу же полюбить тебя?

И вы выходите из ресторанчика всей гурьбой, и фрау Гизелла выходит проводить вас на двор, а вам никак не расстаться. И вы все вместе – и фермеры, и ты уже совсем как фермер – начинаете требовать себе еще этого яблочного шикарного, от которого рождаются любовь и дружба между народами.

– Подайте нам, фрау Гизелла, еще!..

Но фермерские жены, они настоящие жены, они всегда на страже. И они уволакивают своих мужей поскорее домой, на покой. Потому что завтра у них наверняка сенокос. Или еще какая-нибудь жатва. И коровам еще не задали. И поросятам, наверное, тоже. И твоя жена, как добрая фермерша, уволакивает домой и тебя тоже:

– Хватит-хватит, дорогой, завтра обширная программа, поехали.

– Что? И нам тоже просятам надо задать?

Это было вчера.

А сегодня сумерки. Терраса. Свеча. Два бокала. Вино в ведерке. Косая тюлевая занавеска. Ветка яблони. Медленный шмель.

Ты в плетеном кресле. Питер напротив.

Он рассказывает тебе про жену. Жена болеет. Про детей. Дети разъехались. Четверо взрослых детей. Внуки. Жизнь прожита.

Он когда-то выкупил у родственников этот старый дедовский дом. Дед был очень богатый. У него было много домов, и были заводы и рестораны. Но он все продал и отдал все деньги императору Францу-Иосифу. Он так хотел помочь своему доброму Кайзеру. Но победили англичане и французы. Дед остался ни с чем.

Мы идем к Питеру в кабинет. Он показывает над камином портрет деда. Дед сидит в темном кожаном кресле. Склонившись над газетой. На носу у него круглые очки. Седой ус топорщится у него так же, как у Питера.

В общем, дед лишился всего, остался только этот дом. Питер потратил тридцать лет на то, чтобы восстановить его, восстановить по досочке, по гвоздику…

Он грустный, этот Питер. Ему шестьдесят шесть. Семь лет назад он поборол рак.

Он католик. У него много претензий к католической Церкви. Он говорит:

– Моя Церковь меня подводит.

Я улыбаюсь.

– Нет-нет, ты послушай. Сначала они прислали нам всех священников – поляков. Ты понимаешь, поляки и мы? Мы совершенно разные.

– Наверное, просто австрийские мальчики не хотели быть священниками?

Он умолкает и снова глядит на меня грустно.

– Не хотели. Тут ты прав.

Молчим.

– Но дело не только в этом! Куда мне идти? В нашем городе священник не только поляк. Он еще и гей! В соседнем городе священник – женат! Он женат, у него дети! Он же приносил обет безбрачия! Он же врет!

– У нас все священники женаты.

– Да? Официально?

– Вполне.

– Это правильно.

Он опять молчит.

– Но ты знаешь, когда я узнал, что у меня рак, я не думал про этих священников. Я ехал от врача, остановил машину и думал:

– Господи, я скоро вернусь Домой. Я вернусь Домой, какое счастье! Потом мне сказали, что я поправился. Прошло семь лет, и вот я все еще не Дома.

У него большие руки в редких конопушках, покрытые седыми волосами. Он крутит в них трубку, которую не курит – врачи запрещают курить. Кладет трубку и берет бокал. Отпивает. Ставит бокал – врачи не разрешают пить.

– Я отстроил этот дом, я потратил на него тридцать лет. Это дом моего деда. Здесь вырос мой отец. Здесь вырос когда-то я. Здесь выросли мои дети. У меня их четверо. Сейчас этот дом стоит миллион двести тысяч евро. Чтобы он достался кому-то из моих детей, он должен будет выплатить своим братьям и сестрам девятьсот тысяч. Ни у одного моего ребенка нет таких денег. Никто из них не станет залезать в кредит, чтобы его выкупить. Когда я умру, они продадут его. Никто из моих потомков не будет жить в этом доме.

Он опять умолкает. Наливает мне вина.

– А вы, русские, как решаете такие вопросы?

– Не знаю. Мы только двадцать лет, как начали снова строить дома. Скорее всего, никак не решаем. У меня самого такой же дом, который никому, кроме меня, не нужен.

Мы опять молчим. Ветка яблони лежит у меня на плече. Чехова ему, что ли, посоветовать почитать?

– А что, вишни у вас не растут?

Он вдруг наклоняется ко мне. Говорит тихо и глухо:

– Мой отец воевал под Смоленском. Его там тяжело ранили. И дедушка смог вернуть его домой по болезни. Нам, австрийцам, не очень-то удобно про это вспоминать. Ты понимаешь?

Киваю. Он откидывается в кресле.

– Мы переживаем, что такое было в жизни наших отцов. А вы? Вы как про это думаете? Вы думаете, что мы виноваты? Мы знаем, что виноваты.

Теперь я наклоняюсь к столу и ладонью зову его наклониться тоже. Носом к носу, я говорю:

– Мой отец, вообще-то, – я делаю паузу, – мой отец, вообще-то Вену брал, – откидываюсь на спинку, поднимаю бокал и помигиваю ему с улыбкой, – Вену!

– Да ты что? – вскидывается он.

– Точно-точно, – подливаю вино ему в бокал и опять поднимаю свой.

– Вену?!

Чокаемся. Не можем сдержаться. Хохочем.

– Надо же? Вену! – он пытается дотянуться рукой до моего плеча, – А пойдем-ка я тебе покажу, какой я делаю шнапс.

Он ведет меня в подвал, где мы еще полночи пробуем сливовый, грушевый, яблочный шнапс, домашнее пиво, наливки, опять шнапс, опять пиво. Возвращаемся на террасу. Снова пьем вино. И долго-долго нам с ним еще не расстаться.

Перед отъездом я приглашаю его в Петербург.

– Приезжай, Питер, я покажу тебе самый прекрасный город на свете!

Это Австрия. Нет, это все же Австрия!

Все милы. Милее самых милых. Хочется шаркнуть ножкой, высунуть от удовольствия влажный язык и не отпускать с лица вечную, кажется, уже улыбку приветливости и счастья.

За день до отъезда в маленьком солнечном альпийском городке, на берегу Волфганг-Зее. Где дома от самого озера и дальше – высоко-высоко побежали в горку, белые снизу, коричневые вверху, с деревянными балконами в ярких цветах от земли и до самой крыши. Останавливаешься возле маленькой сувенирной лавочки и от переполняющего всего тебя ликования берешь с прилавка и напяливаешь зеленую фетровую австрийскую шляпу с огромным желтым пером, желая запечатлеть это все на века для себя и для внуков в виде всенепременнейшего селфи. Настраиваешь фотоаппарат, делаешь глупейшую в своей жизни улыбку…

В это время из лавки выходит хозяин. Усатый синеглазый австриец в толстой валяной жилетке и коричневых шортах тисненой кожи. У него на голове такая же шляпа и такое же перо. Ты понимаешь, что отныне вы – братья. Такой же светлой идиотской улыбкой счастья, которую ты приготовил для селфи, обращаешься навстречу ему и склоняешься даже в легком поклоне с нечаянной мыслью «Вот дурень, взял бы из дома бутылку водки, подарил бы ему сейчас на память». Протягиваешь ему руку…

Быстрыми шагами устремляется шорточно-жилеточно-кожано-валеный автрийский брат твой к тебе, решительно срывает с тебя зеленую шляпу с желтым пером, и со словами, которых ты не знаешь по-немецки, но замечательно разумеешь по обстановке:

– Да что ж это такое? Понаехали уроды! Здесь магазин, а не фотоателье! Магазин, понимаешь ты это, чурка неавстрийская!? Магазин – значит покупать. Ателье – значит фотографировать. Положи на место и больше сюда не приходи! И откуда они только вас таких сюда привозят?

Да, вот с этими самыми словами он срывает с тебя шляпу, водворяет ее назад на прилавок, потом еще раз оглядывает тебя всего, медленно, с головы до ног. Качает головой, вздыхает, поджимает губы, достает из кармана щеточку, специальную щеточку для таких вот как ты придурков, и, брезгливо держа ее двумя пальчиками, несколькими привычными движениями вычищает внутреннюю поверхность шляпы, имея ввиду, разумеется, твои выпавшие жидкие волосенки и невесть откуда взявшуюся в голове перхоть. Мотнув головой, уходит.

Ничего не заметившая жена поворачивается:

– Что случилось?

– Да говорит, что у него там, в магазине, еще лучше шляпы есть. Чтоб я зашел туда, примерил. Говорит – для русских этим летом скидки. Очень приветлив. Но ты же знаешь, родная, зачем мне шляпа?

Мы идем вниз. Идем к озеру. От пристани отчаливает маленький пароходик. Уже вечереет. Пароходик увозит последних туристов. К берегу подплывают лебеди. Мама и папа – огромные белоснежные красавцы и выводок лебедят – четыре маленьких серо-палевых пушистых гадких утенка. Ванька кормит их хлебом с руки. Лебедята вытягивают шеи, толкаются. Родители сзади подпихивают то одного, то другого, следят, чтобы хватило всем, гогочут на них. А лебедята крякают, рвут хлеб из руки, когда не достают, пытаются ущипнуть Ваньку за ботинок.

Жена, которая тоже бросает хлеб птицам, оглядывается на меня.

– Нет, ну, ты посмотри только! Ты посмотри! – и рукою очерчивает горы в дымке, озеро, лебедей, домики возле воды, уходящий в озерный туман пароходик, – Ты только посмотри, как тут хорошо! А люди какие! Вот бы тут жить! Вот это счастье!

Ты стоишь немного поодаль, прислонясь к широкому пятнистому платану, и носком ботинка ковыряешь маленький корявый камушек под ногой.

Мизантропия толстым удушливым одеялом с головой укрывает тебя.

Домой. Домой…

Философия. Разумная мизантропия

Если мы прислушиваемся к обоснованной критике нашего поведения, вносим необходимые коррективы и самокритично оцениваем промахи, а наш статус тем не менее остается низким, возникает соблазн обратиться к подходу, который практиковали многие величайшие философы Запада. Мы можем, трезво оценив изъяны господствующей системы ценностей, избрать путь разумной мизантропии, чуждой гордыни и ранимости.

Когда мы, как издавна советуют философы, пристально вслушиваемся в суждения других людей, мы делаем открытие, разом печальное и дающее странное ощущение свободы: взгляды широкой публики на большую часть вопросов путаны и неточны, а то и просто ошибочны. Шамфор выразил мизантропический подход как предшественников, так и потомков, сказав: “Нет мнения зловредней, чем общественное мнение” .

Разочарование в общественном мнении может быть болезненным, зато оно безусловно помогает нам избавиться от тревоги о собственном статусе, от изматывающего желания нравиться окружающим и мучительной тоски по знакам любви.

Одобрение других важно по двум причинам: материальной, поскольку быть изгоем опасно и неприятно, и психологической, поскольку трудно, а то и невозможно сохранять веру в себя, если окружающие нас не уважают.

Именно в этом втором отношении и полезен философский подход: он предлагает не огорчаться всякий раз, как общество нас отталкивает или не замечает, а сперва задуматься: правы ли те, кто так к нам относится? Наше самоуважение должно страдать только от справедливых упреков. Надо остановить мазохистский процесс и добиваться одобрения людей, выяснив прежде, достойны ли их мнения того, чтобы к ним прислушиваться, не стоит искать любви тех, с кем мы перестанем считаться, как только узнаем их образ мыслей.

Возможно, после этого мы начнем отвечать презрением на презрение - мизантропическая позиция, пример которой подают нам многие философы прошлого.

“Происходящее в чужом сознании само по себе для нас безразлично, мы сами к этому равнодушны, лишь только ознакомимся с поверхностью и пустотой мыслей, с ограниченностью понятий, с мелочностью помыслов, с извращенностью взглядов и с заблуждениями, присущими большинству людей… Вот когда мы поймем, что ценить высоко мнение людей - для них слишком много чести! ” - утверждал Артур Шопенгауэр, идеальный образец философа-мизантропа.

В “Parerga und Paralipomena” (1851) он утверждал, что от желания нравиться другим быстрее всего исцеляет понимание их подлинной сущности, по большей части исключительно глупой и грубой. “Во всем свете карточная игра сделалась главным занятием любого общества, - писал Шопенгауэр, - она мерило его ценности, явное обнаружение умственного банкротства”. Более того, картежники обычно хитры и безнравственны: “К сожалению, к сказуемому ‘coquins m?prisables’ на свете имеется дьявольски много подлежащих”. Если же люди не порочны, они, обычно, просто скучны. Шопенгауэр одобрительно приводит изречение Вольтера: “La terre est couvert de gens qui ne m?гitent pas qu’on leur parle”.

Так стоит ли нам всерьез прислушиваться к мнению этих людей? - спрашивает Шопенгауэр. Неужто мы позволим их вердикту и дальше нами управлять? Неужто наша самооценка зависит от кучки картежников? И даже если эти люди уважают нас, чего стоит их уважение? Или, как сформулировал сам Шопенгауэр:

Едва ли аплодисменты публики польстили бы виртуозу, если бы он узнал, что, за исключением одного или двух слушателей, все остальные глухи.

У трезвого взгляда на человечество, при всех очевидных достоинствах, есть один изъян: мы можем растерять большую часть друзей. Шамбор, собрат Шопенгауэра по философской мизантропии, ясно видел эту проблему:

Когда человек принимает решение вести дружбу лишь с теми людьми, которые хотят и могут общаться с ним в согласии с требованиями нравственности, добродетели, разума и правды, а приличия, уловки тщеславия и этикет рассматривают лишь как условности цивилизованного общества, - когда, повторяю, человек принимает такое решение (а это неизбежно, если только он не глуп, не слаб и не подл), он быстро убеждается, что остался почти в полном одиночестве.

Шопенгауэр не страшился такого исхода. “На свете только и есть выбор, что между одиночеством и пошлостью”, - указывал он и советовал учить юношество “переносить одиночество”, ибо необщительность есть признак высоких нравственных достоинств. По счастью, считал Шопенгауэр, всякий разумный человек, поживший и поработавший среди людей, “питает не больше склонности к тому, чтобы вступать в общение с другими, чем педагог к тому, чтобы вмешиваться в шумную игру детей”.

Таким образом, решение избегать общества не обязательно проистекает из нелюдимости - возможно, причина в том, что дружить не с кем. Циники - те же идеалисты, просто с непомерно высокими запросами. Или, словами Шамфора:

О людях, живущих уединенно, порою говорят: “Они не любят общества”. Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь: “Он не любит гулять”, - на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью среди разбойничьих вертепов.

Философы-затворники советуют нам прислушиваться к собственной совести, а не к голосам одобрения или осуждения, звучащим вокруг нас. Важно не то, какими мы представляемся некой группе людей, а то, что мы сами о себе знаем. Или словами Шопенгауэра:

Упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований. Кто действительно уверен, что ни в чем не заслуживает упрека, тот может и будет спокойно пренебрегать им.

Чтобы исполнить совет мизантропической философии, мы должны отказаться от детской тревоги о том, как отстоять свой статус (задача в любом случае невыполнимая, поскольку, в теории, нам пришлось бы до конца жизни вызывать на дуэль каждого, кто когда-либо нелестно о нас отзывался), а вместо этого черпать удовлетворение из более надежного источника: осознания своей подлинной ценности.

Из книги Писатель и самоубийство автора Акунин Борис

Из книги Миры и столкновенья Осипа Мандельштама автора Амелин Григорий

ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА «КАНЦОНА» Неужели я увижу завтра - Слева сердце бьется, слава, бейся! - Вас, банкиры горного ландшафта, Вас, держатели могучих акций гнейса? Там зрачок профессорский орлиный, - Египтологи и нумизматы - Это птицы сумрачно-хохлатые С жестким

Из книги Метафизика пата автора Гиренок Фёдор Иванович

5.6. Философия сытых «Все христианские народы, - писал Г. Федотов, - могут считать себя „дважды рожденными“…» (9, с. 3). Вторым рождением устанавливается то, что Б.Вышеславцев называл «человеком с сердцем». «Человек „без сердца“ есть человек без любви и без религии,

Из книги «Матрица» как философия автора Ирвин Уильям

Из книги Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. автора Сарнов Бенедикт Михайлович

ФИЛОСОФИЯ НИЩЕТЫ Для обозначения третьего измерения бытия у каждого было свое слово.Пастернак говорил: Царство Божие, История. Булгаков - бессмертие, вечность. Мандельштам называл его телеологическим теплом. Блок - музыкой.Но разве дело в названии? Важно другое: то, что

Из книги Писатель и самоубийство. Часть 1 автора Акунин Борис

Раздел III. Философия - Старые философские места, одни и те же с начала веков, - с каким-то брезгливым сожалением пробормотал Ставрогин. - Одни и те же! Одни и те же с начала веков, и никаких других никогда! - подхватил Кириллов с сверкающим взглядом… Ф.М. Достоевский.

автора Лихт Ганс

3. Философия Мы вступаем в совершенно иной мир, вчитываясь в «Эннеады», или разделенные на девять книг сочинения Плотина из Ликополя (третий век нашей эры). Неутомимый, полуслепой, физически надломленный создатель неоплатонизма часто затрагивает проблему любви; однако он

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Статьи из газеты «Известия» автора Быков Дмитрий Львович

Басманная философия Ровно 150 лет назад, 14 (26 н. ст.) апреля 1856 года в Москве, месяца не дожив до шестьдесят второго дня рождения, умер Петр Яковлевич Чаадаев, первая жертва русской судебной психиатрии. В последующие 150 лет русская философия тщетно пыталась пристроить его на

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

«Философия может существовать только там, где свобода». Философия в СССР (1960–1980–е годы) (беседа Владимира Кантора с Андреем Колесниковым и Виталием Куренным) Что такое философия в СССР в 1960–1980–е годы? Где она существовала реально - в «подполье», в неформальных группах,

Из книги Самоучитель олбанского автора Кронгауз Максим Анисимович

Ай, философия… На связи В русском языке в последнее время распространились две новые формулы прощания, которые показали мне, что я окончательно и бесповоротно устарел.Первая из них построена по аналогии со стандартными формулами прощания с предлогом до: До свидания!

Из книги Русская средневековая эстетика XI?XVII века автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

1. Нужна ли философия? Вопрос о мировоззрении в науке о литературе обычно не ставится, и в этом есть заслуга формалистов, требовавших спецификации своего предмета. Тем не менее, говорить об отсутствии соответствующего фона вряд ли приходится. Философско-идеологические

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

Философия Далеко не во все эпохи отношение к философии было идеально позитивным. В 1850 г. министр просвещения России князь П. А. Ширинский-Шихматов поставил вопрос о том, что «польза философии не доказана, а вред возможен». По настоянию министра были закрыты многие кафедры

В числе наиболее известных мизантропов - Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Джонатан Свифт, Франц Кафка, а так же любимцы миллионов телезрителей - (House Md) и (The Вig Bang Theory). Неужели у всех этих настолько разных людей и персонажей есть общая черта? Или же неприязнь к людям у каждого из них своя, особенная? Мы решили разобраться в этом вопросе, и вот что получается…

Кто такой мизантроп?

Мизантропия (от греческих слов «ненависть» и «человек») - отсутствие интереса к людям, либо презрение, либо ненависть к человечеству, его слабостям, моральным ценностям или их отсутствию. Одновременно все эти компоненты смешаны быть не могут, так как взаимоисключают друг друга: безразличный не обращает на других внимания и наслаждается одиночеством, презирающий любуется собой на фоне массы посредственностей, ненавидящий на самом деле боится и сам же страдает от своей нелюдимости.

Независимо от вышесказанного мизантропов можно разделить на две категории. Первые проявляют общую неприязнь к человечеству в целом - то есть homo sapiens как к несовершенному, полному противоречий и пороков виду - и, в принципе, замечают многие типичные недостатки в себе самих. Вторые, напротив, любят человечество в целом и себя как его часть - им не безразлично будущее, они могут бороться за сохранение природы, реформы образования и т. д. При этом они испытывают сдержанную неприязнь и недоверие к отдельно взятым людям - ничего требуют от других, но и не ожидают от них. Такие люди не смогли бы уехать на необитаемый остров и жить так как в раю - им нужно хотя бы ощущать присутствие себе подобных.

В любом случае неверно истолковывать мизантропию как полную изоляцию от людей. Как правило, мизантропы поддерживают нормальные, тёплые отношения с небольшим кругом избранных людей, которые проявили себя достойными уважения, честны перед собой и окружающими, умеют контролировать своё эго и, как следствие, способны к истинной дружбе, привязанности, преданности и любви.

Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой - максимальная блокада социально-коммуникативных связей.

Причины мизантропии

Мизантропами часто становятся люди с интеллектом выше среднего, которые в силу своей генетической предрасположенности, образованности (а может и количеству прожитых жизней) возвышаются над «средними» людьми. Мизантроп не обязательно относится к остальным с высокомерием и считает их «быдлом» - он может и осознавать, что каждый разумен в силу своих возможностей (никто ведь не презирает приматов, за то что они не настолько умны, как люди). Однако проводить время в подобном обществе интеллектуал не хочет и даже не может - им невыносимо скучно слушать «общение» обычных людей, погружённых в мелкую, ничего не значащую суету, сплетни, склоки, желание произвести на кого-то впечатление…

Отдельный случай вынужденной мизантропии у одаренных людей - это ответная реакция на отношение к ним окружающих. Выдающихся личностей часто не понимают, не принимают, ненавидят и часто подвергают издевательствам, насмешкам и гонениям. Ничего удивительного, что одарённый человек отвечает взаимностью толпе уязвлённых посредственностей.

Ещё одна возможная причина мизантропии - это идеализм. Некоторые люди, сталкиваясь с несовершенством реального мира и его несоответствием утопическому порядку и гармонии, не выдерживают этого противоречия. Нетерпимость к недостаткам, которые встречаешь на каждом шагу, выливаются в ненависть. Сложность в том, что такого рода мизантропами часто становятся люди с тонкой душевной организацией, которые очень остро чувствуют все то гадкое, что есть в людях, и искренне переживают по этому поводу. Пытаясь исправить, «вылечить» человечество, они сталкиваются с тщетностью своих усилий, и начинают ненавидеть людей еще больше.

Мизантропия как философия существования и модель (анти)развития общества - это болезнь нашего века в принципе. Многие люди были воспитаны в духе «выживает сильнейший» и «после меня хоть потоп», и по сей день руководствуются этими принципами. Они не спрашивают себя, куда эти лозунги ведут, не задумываются о том, кто их создал и с какой целью пропагандирует. Они - мизантропы от недостатка интеллекта, а не от его избытка.

Встречаются и такие мизантропы, для которых ненависть ко всем и ко всему - просто способ почувствовать себя уникальным, не имея на то никаких действительных причин. Эти люди (чаще всего подростки) являются психологически незрелыми, не любят себя по-настоящему и проецируют эту нелюбовь на всех окружающих. При этом он, конечно, не понимает истинной причины своей «выдающейся нестандартности», которая кроется в отсутствии близких и доверительных отношений в «родительском гнезде».

Не путать с социопатией

Социопатия, - модный нынче диагноз, которым бросаются в адрес мизантропов, простых интровертов и людей, пребывающих в затяжной депрессии. Однако диссоциальное расстройство личности проявляется совсем иначе: оно характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, склонностью к агрессивному поведению и насилию, безответственностью и отсутствием чувства вины, неспособностью извлекать пользу из жизненного опыта и наказания, крайне ограниченной способностью формировать привязанности, бессердечностью и равнодушием к чувствам других людей. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Истинные социопаты так же обладают выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которое грубо не соответствует господствующим социальным нормам и приводит его к конфликту с окружением.