Гербы городов российской империи. Герб Витебской губернии


Церковь Святой Троицы. Фото 1910-х гг.

Согласно дошедшим до нас сведениям, самой первой в Красном Селе была церковь св. великомученицы Екатерины, построенная по повелению Императрицы Екатерины I между 1725 и 1727 годами (т. е. в период ее пребывания на престоле). К сожалению, более точной даты основания этой церкви и каких-нибудь сведений о ее убранстве обнаружить не удалось. Известно лишь, что церковь была деревянная и находилась на месте, где впоследствии были построены здания военного госпиталя (современный адрес - ул. Восстановления, в районе д. 13). Просуществовал этот храм недолго - в 1732 г. он был полностью уничтожен пожаром.

В 1733 г. Санкт-Петербургское Духовное Правление выпустило указ о постройке в Красном Селе нового каменного храма, на который Императрица Анна Иоанновна выделила из личных средств 350 рублей. Новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была заложена 16 августа 1733 года в центре Красного Села и строилась по проекту архитектора Ивана Яковлевича Бланка. Спустя два года строительство храма было окончено, и 20 июля 1735 года ее главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем о. Иосифом Чедневским. По всей видимости, в том же году был освящен и правый придел св. великомученицы Екатерины (храм изначально планировался двухпрестольным). Левый придел свт. Николая Чудотворца был пристроен в 1738 г., однако освящен лишь в 1761 г. В 1822 г. в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел святых праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора (в Петропавловской крепости) Санкт-Петербурга протоиереем о. Стахием Колосовым.

В 1854 г. по проекту архитектора Александра Ивановича Резанова храм был частично перестроен и расширен, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 г. по его проекту, с юго-западной стороны от церкви была построена небольшая каменная часовня.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту 14 саженей, 2 аршина (около 32 метров). Находясь на возвышенности, храм был виден за много верст. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о ее закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и самый старый из которых, весом 164 пуда 4 фунта (2,68 тонны), был отлит еще в 1764 г.

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 различными частицами святых мощей и других святынь. Первоначальное происхождение этого креста неизвестно, в храм же он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой. Другой, также особо чтимой святыней, считалась находящаяся в киоте с левой стороны придела свв. Симеона и Анны небольшая икона Сретения, изображавшая св. праведного Симеона Богоприимца с Младенцем Иисусом на руках, украшенная серебряной ризой с бриллиантами и драгоценными камнями. Икона эта была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловский слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте ее обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в Александро-Невской церкви (см. № 2).

Первоначально сельское кладбище находилось близ церкви, и лишь в годы царствования Императора Николая I из-за боязни, что оно находится близко к Красносельским дворцам, кладбище было ликвидировано и перенесено на расстояние в 1,25 версты от церкви на новое место. Рядом с храмом, вплоть до конца XIX века, разрешалось хоронить лишь священнослужителей - здесь были погребены священник Петр Смирницкий (служивший с 1801 по 1850 годы), священник Михаил Горонович (служивший с 1834 по 1854 годы), священник Василий Медведский (служивший с 1876 по 1899 годы).

С момента постройки Троицкая церковь находилась в ведении Павловского городского правления и лишь в 1812 году была переведена в Епархиальное ведомство.

Согласно приходской ведомости, на 1912 год к Троицкой церкви была приписана церковь св. благоверной княгини Ольги, находившаяся в Дудергофе (см. № 11), и церковь св. преподобного Серафима Саровского в дер. Горелово (см. № 10). Кроме них ко храму были также приписаны две упомянутые выше каменные часовни - в церковной ограде (построенная в 1854 г.) и на месте обретения иконы св. Симеона Богоприимца. Эта часовня была построена в 1865 году на средства почетного гражданина Арсения Николаевича Бородулина и находилась рядом с первой деревянной часовней, устроенной вскоре после обретения чудотворного образа. Согласно той же ведомости, ко храму были также приписаны еще три деревянные часовни, однако когда они были построены и где находились - неизвестно, можно лишь предположить, что они находились в соседних деревнях близ Красного Села - Михайловке, Константиновке, Николаевке, Мухоловой, Перекюли, Койеровой, Горской, Кавелахты, Горелово, Пигелево и других, крестьяне которых и составляли приход Троицкой церкви.


Интерьер Троицкой церкви. Фото 1910-х гг.

В 1890 г. по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для этой школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

Троицкая церковь продолжала действовать и в советское время, первые репрессии против ее служителей начались в середине 1930-х годов, когда в марте 1935 г. был выслан из Ленинграда псаломщик храма Михаил Михайлович Безпалов. Его дальнейшая судьба неизвестна. В августе 1937 года был арестован священник Троицкой церкви Владимир Михайлович Безпалов, а спустя месяц и оставшиеся священнослужители - настоятель храма Василий Григорьевич Крылов и дьякон Петр Михайлович Безпалов. По сфабрикованному обвинению все они были приговорены к высшей мере наказания и 21 октября расстреляны.


Церковь Святой Троицы. Фото 2001 г.

Хотя церковь перестала действовать уже фактически с 1937 года, официально она была закрыта по постановлению Леноблисполкома лишь в 1939 году и тогда же переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 г., сразу же поле оккупации Красного Села, немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, и в ней, также как и в находившейся по соседству Александро-Невской церкви (см. № 2), на протяжении двух лет совершались богослужения.

В начале 1944 г., во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание Троицкой церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали еще раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х гг. в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

Начиная с 1995 г., когда в Красном Селе была образована православная община, администрация Дома культуры дала разрешение на совместное использование здания, а в 1998 году оно полностью было возвращено законному владельцу - Русской Православной Церкви, и в нем начались капитальные реставрационные работы, продолжающиеся и в настоящее время. К 1998 году была полностью восстановлена колокольня, а позднее и церковные апсиды. В 1995 г. Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.


Современное внутреннее убранство Троицкой церкви. Фото 2001 г.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 г. вновь назначенный настоятель свщ. Александр Ганьжин. Внутри храма к настоящему времени обустроен лишь главный придел Святой Живоначальной Троицы, где находится деревянный иконостас белого цвета, восстановление которого происходит поэтапно, по сохранившимся старым фотографиям. На стенах и колоннах храма, в застекленных киотах помещены несколько больших икон современного письма. С 1997 г. при храме действует воскресная школа для детей, а в 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

В настоящее время церковь также планирует начать восстановление разрушенной часовни на нижнем (бывшем военном) кладбище, которая до 1918 г. была приписана к Александро-Невской церкви (см. № 2).

С 1995 года и до настоящего времени настоятелем Троицкой церкви является протоиерей Александр Ганьжин. Современный адрес храма - пр. Ленина (бывшая Санкт-Петербурская ул.), 108.

журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2002

Село Красное было основано Петром I в 1709 году, когда по его указанию крестьяне из подмосковного Красного Села были переселены под Петербург с целью увеличения русского народонаселения этих мест, заметно обезлюдивших в годы шведского владычества. Русские переселенцы образовали на новом месте три слободы, соответствующие по названиям слободам подмосковного Красного Села - Павловскую, Братошинскую и Коломенскую. Петр Великий подарил Красное Село императрице Екатерине I, которая отстроила здесь дворец и деревянную церковь во имя святой великомученицы Екатерины.

В 1733 году духовное правление издало указ о том, чтобы "в Красном Селе строить церковь каменную, во имя святой Троицы, с приделом святой великомученицы Екатерины". Императрица Анна Иоанновна выделила на ее строительство из своих личных средств 350 рублей. Постройка каменной церкви производилась по плану архитектора Бланка, и 20 июля 1735 года её главный престол был освящен настоятелем Исаакиевской церкви в Санкт-Петербурге протоиереем Иосифом Чедневским.
Троицкая церковь в Красном Селе - одна из старейших церквей Санкт-Петербурга.

В числе исторических достопримечательностей красносельского храма особенный интерес представляют священные сосуды и Евангелие, принесенные в дар епископом Архангельским и Олонецким Вениамином. Замечателен также образ святого Симеона Богоприимца с Предвечным Младенцем, поступивший в красносельскую церковь в 1800 году по повелению императора Павла Петровича. Для украшения этого образа императрица Мария Федоровна пожаловала свой бриллиантовый перстень. Икона была обретена 11 мая 1800 года близ дороги из Павловской слободы Красного Села в Петербург и прославилась многими бывшими от нее чудесами и исцелениями. Впоследствии на месте её обретения была построена каменная часовня, и ежегодно 11 мая из Троицкой церкви к ней совершался Крестный ход. В настоящее время этот образ находится в красносельской Александро-Невской церкви.

Кроме этого, заслуживает внимания медное литое позолоченное паникадило, на большом шаре которого находится следующая надпись: "Сие паникадило Ее Императорского Величества, Всепресветлейшей, Самодержавнейшей Великой государыни Императрицы всея России Елисаветы Алексеевны, Копорского уезда, в село Красное, к церкви св. Живоначальныя Троицы, выписано из Стокгольма в 1750 году, вывезено на корабле с-петербургского купца Ивана Чиркина".

Одной из главных святынь храма считался серебряный вызолоченный осьмиконечный напрестольный крест, внутри которого, в свою очередь, находился другой - кипарисовый, с 72 частицами святых мощей и других святынь. В храм он был пожертвован в 1853 году красносельской крестьянкой Марией Никитичной Алексеевой.

Храм изначально планировался двухпрестольным. Но позднее, в 1738 году к церкви был пристроен левый придел Святителя Николая, освященный, однако, лишь в 1761 году. Придел Святой Великомученицы Екатерины был освящен в 1737 году. В 1822 году в средней части храма, с правой стороны, был устроен придел Святых Праведных Симеона и Анны, освященный в том же году настоятелем Петропавловского собора в Петропавловской крепости протоиереем Стахием Колосовым. В 1851 - 1854 годах церковь подверглась частичной перестройке и расширению по проекту архитектора А. И. Резанова, при участии А. М. Камуцци, сохраняясь в таком виде на протяжении последующего столетия. В том же 1854 году церковь была обнесена оградой с небольшой каменной часовней (по проекту Резанова) в её юго-западной части.

Колокольня храма была достаточно высокой и вместе со шпилем имела высоту около 32 метров. Находившийся на возвышении храм был виден издалека. Главным внутренним украшением храма являлся высокий пятиярусный иконостас белого цвета с золочеными украшениями. Стены и своды храма были украшены расписными орнаментами. При входе в церковь, с правой стороны, помещалась памятная доска с надписью о её закладке. На колокольне находилось, в общей сложности, десять колоколов, самый большой и старый из которых, весом 2,68 тонны, был отлит ещё в 1764 году.

В 1890 году по инициативе протоиерея Михаила Смирнова в Красном Селе была открыта первая церковно-приходская школа, находившаяся в наемном помещении. В 1903 году для школы было построено новое деревянное здание, что позволило увеличить число обучавшихся в ней детей до 160 человек.

Троицкая церковь продолжала быть действующей до середины 1930-х годов. В 1939 году церковь была окончательно закрыта (службы в ней были прекращены в 1937 году) и переоборудована под клуб, находившийся в ней вплоть до начала Великой Отечественной войны. В это же время была снесена и находившаяся рядом с храмом каменная часовня. В 1941 году немецкие войска оккупировали Красное Село, и немецкое командование разрешило открыть Троицкую церковь, в которой на протяжении двух лет после этого совершались богослужения. В начале 1944 года, во время контрнаступления советских войск, ведших по Красному Селу сильный артиллерийский огонь, здание церкви получило частичные разрушения. В 1960-е годы облик храма изуродовали ещё раз - были снесены купол и верхний ярус колокольни. С этого времени вплоть до середины 1990-х годов в здании бывшей Троицкой церкви располагался Красносельский дом культуры.

В 1995 году в Красном Селе была образована православная община, которая получила от администрации Дома культуры разрешение на совместное использование здания. 25 января 1995 года, после чина малого освящения, в здании были возобновлены богослужения. В 1998 году оно было полностью возвращено православной общине, и в нем начались капитальные реставрационные работы.

В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия, как памятник архитектуры федерального значения.

Первую Божественную литургию после чина малого освящения совершил 25 января 1995 года настоятель церкви отец Александр Ганьжин. С 1997 года при храме действует воскресная школа для детей. В 2000 году причтом было начато издание собственной приходской газеты «Свеча».

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите