Годы жизни михаила лазарева. Известный российский мореплаватель Лазарев Михаил Петрович: биография, деятельность и интересные факты

Имя: Михаил Лазарев (Mikhail Lazarev)

Возраст: 62 года

Деятельность: мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды

Семейное положение: был женат

Михаил Лазарев: биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.


В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против .


1813 год стал новым этапом биографии Михаила: мужчина был назначен командиром «Суворова» - фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение Санкт-Петербурга и Русской Америки. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.


В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь . К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.


Через 4 года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» - одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. В конечном счете в июне 1819 года «Восток» возглавил , а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание, результатом которого стало не только открытие Антарктиды, но и доказательство ее досягаемости для мореплавателей.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.


По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».


Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.


Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.


В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.


Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.


Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.


В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.


Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист . Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Награды

  • Орден Святого Георгия 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Андрея Первозванного
  • Орден Святого Владимира 1-й степени
  • Орден Белого орла
  • Орден Святого Александра Невского
  • Командорский крест ордена Спасителя
  • Орден Бани
  • Орден Святого Людовика

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843 г.).

Родился 14 ноября 1788 г. во Владимире в дворянской семье. С детских лет мечтал стать моряком, поэтому отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге.

В 1803 г. 30 лучших выпускников - гардемаринов - были отправлены в заграничное плавание; в их число попал и Лазарев.

В 1808-1813 гг. он служил на Балтийском флоте, участвовал в русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

В 1813 г. Лазарев, которому к этому времени исполнилось только 25 лет, был назначен командиром корабля «Суворов» и вышел из Кронштадта в кругосветное плавание к побережью Аляски. Вскоре после возвращения его назначили командиром на шлюп «Мирный» и помощником начальника кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли «Мирный» и «Восток» отправились в Южный океан. Мореходы должны были исследовать остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой земле и спуститься к югу. Плавание проходило в тяжёлых полярных условиях, корабли находились в походе 751 день, из них 527 дней под парусами, и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г., открыв по пути множество островов, шлюпы «Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде. Русские моряки обнаружили новую часть света и таким образом опровергли мнение английского путешественника Дж. Кука, который утверждал, что в южных широтах нет никакого материка.

За Россией был закреплён приоритет в открытии ряда земель Антарктики.

В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его любимый ученик П. С. Нахимов.

20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев, был удостоен высшей награды - кормового Георгиевского флага, а командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.

В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.

Родился в далёкой от морей Владимирской губернии 14 ноября 1788 года в семье правителя Владимирского наместничества. С детских лет Михаил мечтал о профессии моряка, о бескрайних морских и океанских просторах. Его мечты начали сбываться в 1800 году, когда он вместе с двумя братьями был определён в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге . В мае 1803 года он получил звание гардемарина и в числе лучших выпускников корпуса был отправлен в Королевский флот Великобритании , где в качестве волонтера в течение пяти лет учился морскому делу. До 1808 года набирался опыта, плавая на различных судах в Средиземном и Северном морях, в Атлантическом и Индийском океанах.

Это было первое, но не последнее кругосветное плавание Лазарева. Уже в 1819 году, командуя шлюпом "Мирный" в составе кругосветной антарктической экспедиции под началом капитана второго ранга Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, он отправляется в плавание к Южному полюсу. В ходе этой экспедиции был открыт новый материк - Антарктида и несколько островов. Плавание завершилось в 1821 году, за участие в экспедиции Лазарев получил воинское звание капитана второго ранга и был назначен командовать фрегатом "Крейсер", на котором в 1822-1825 годах совершил третье кругосветное плавание.

После всех этих кругосветных путешествий начинается стремительная карьера Лазарева как флотоводца. Уже в 1826 году он назначается командиром корабля "Азов" на которым он принимает участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота. За заслуги в этом сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы. Впоследствии Лазарев занимает высокие воинские посты а в 1834 году становится командующим Черноморским флотом, с 1843 года - адмирал. На этом посту он сделал очень многое для флота и портов

Сама судьба задолго до рождения предопределила ему стать моряком, адмиралом, знаменитым путешественником, одним из первооткрывателей Антарктиды.

Михаил Петрович Лазарев, выходец из высокородной дворянской семьи, попал в Морской кадетский корпус в 12 лет, и с тех пор его жизнь была связана исключительно с морем, увлекательными путешествиями и кровавыми морскими баталиями.

Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. В 1800 году, незадолго до своей смерти, словно чувствуя ее, сенатор определил всех троих своих сыновей - Андрея, Михаила и Алексея в Морской кадетский корпус.

В те времена за будущее тех дворянских подростков, которые попали в корпус, можно было особо не беспокоиться. Ежели высокородный отрок был способен к учению и дисциплинирован, любой из них мог рассчитывать на успешную военную карьеру. Так, собственно, случилось и с темя братьями Лазаревыми – все достигли немалых высот в карьере.

Как гласят исторических хроники, Михаил в 1803 году весьма успешно выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. Уже в декабре 1805 года он был без проблем произведён в первый офицерский чин - мичмана. Даже не скажешь, что ему повезло, когда среди 30 лучших выпускников корпуса он был отправлен на учебу в Англию – эта «командировка» была им честно заслужена беспорочной службой и неимоверной тягой к знаниям.

В Англии он несколько лет служил волонтёром на флоте для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. И, что самое важное, в течение целых пяти лет Мичман Михаил Лазарев находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

Он участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Молодой офицер показал себя не только как грамотный специалист, но и как героический воин. Успешное участие в этих войнах еще больше помогло ему в быстром продвижении по карьерной лестнице.

И уже в 1813 году лейтенант Лазарев получил новое престижное назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. В те времена не только российские императоры (за очень редким исключением) способствовали развитию российского мореплавания по различным океанам, но и коммерческие компании (опять же с одобрения самодержцев).

Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал известной Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками еще в конце XVIII-го столетия. По свидетельствам историков, своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Средств на развитие регулярного сообщения между Санкт-Петербургом и Америкой компания явно не жалела, и экспедиция Лазарева была обеспечена превосходно.

9 октября 1813 года «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда. Это, конечно, было не первое кругосветное путешествие русских мореплавателей, однако ученые признают, что именно эта экспедиция под руководством молодого лейтенанта Михаила Лазарева была, пожалуй, наиболее «наукоемкой» на те времена.

«Суворов» успешно пересек экватор, посетил Рио-де-Жанейро и ряд других портов. В английском Порт-Джексоне при подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым приветствовал русских моряков местный губернатор по случаю окончательной победы России над Наполеоном.

Выйдя в Тихий океан, через несколько недель экипаж Лазарева неожиданно увидел землю там, где согласно тогдашним географическим картам ее быть не могло. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (атолл Суворова).

Наконец корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил знаменитый (вспомните мюзикл «Юнона и Авось»)управитель Российско-Американской компании Александр Андреевич Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.

Несколько месяцев по команде Баранова «Суворов» под командованием Лазарева курсировал между Алеутскими островами и материком, обеспечивая русские поселения всем необходимым. В Кронштадт он вернулся, пройдя вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн и далее через Атлантику, по пути решая в разных портах вопросы Русско-американской компании.

Наконец, в марте 1819 года Лазарев получил главное назначение своей жизни - командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

Вторым кораблем, который собирался в Антарктиду, был шлюп «Восток» под командованием легендарного капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена. Он же руководил и всей экспедицией, подобных которой еще не было в российском флоте.

16 января 1820 корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе нынешнего Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному "льдинному материку". Этим днем датируется открытие Антарктиды. Еще трижды они пересекали Южный полярный круг, в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у нынешнего Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть.

В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян.

В ноябре 1820 корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп "Восток" дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 прибыл в Кронштадт. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Было открыто 29 островов и один коралловый риф.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Беллинсгаузена сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. Дома путешественников встречали, как героев. Да они и были героями – настоящими морскими волками, открывшими миру шестой континент!

Кстати, у многих историков уже второй век возникают вопросы: а почему, собственно, первооткрывателями Антарктиды стали именно русские моряки? Почему именно они стали первыми, ведь в этих местах намного ранее плавал знаменитый капитан Кук?

Некоторые историки дают такое объяснение этому феномену: да все потому, что англичанин Джеймс Кук, направляясь на юг, встретил на своем пути множество льдов, которые вынудили его повернуть обратно. После этого он заявил, что на юге ничего, кроме льдов, нет, и плавать в этих широтах вообще бесполезно - только время тратить. Авторитет мореплавателя был настолько высок, что 45 лет никто даже и не думал искать на юге какую-то землю. Русские моряки стали первыми…

Конечно, открытие Антарктиды стало главным в жизни Михаила Лазарева. После этого, так сказать, географического подвига он долго плавал на различных кораблях и судах в районе Русской Америки, Океании, служил командиром боевых фрегатов на Черном море, героически участвовал в Наваринском сражении, стал адмиралом.

Под его руководством в Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе. Географическое общество избрало его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений. Выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков…

Он умер в Вене в 1851 году, но его тело было перевезено в Севастополь, там и ныне его могила, к которой до сих пор приходят благодарные потомки….

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в т. ч. в 1819-21 (командир "Мирного") в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику.

ЛАЗАРЕВ Михаил Петрович (1788-1851), российский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843). В 1813-25 совершил 3 кругосветных плавания, в т. ч. в 1819-21 (командир "Мирного") в экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктику. При разгроме турок в Наваринском сражении 1827 командир линейного корабля "Азов". С 1833 главнокомандующий Черноморского флота и портов Черного моря.

"Молод годами, да наторел делами"

Родился в семье владимирского губернатора, но рано потерял родителей. По ходатайству Гаврилы Державина в 1800 определен в Морской кадетский корпус. В 1803-1808 волонтером на судах британского флота плавал в Атлантике, у Антильских островов и в Индийском океане, участвовал в Трафальгарском сражении (1805) и в войне со Швецией (1808), за отличие произведен в лейтенанты (1810). В 1813-16, командуя корветом "Суворов", совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Русской Америки и обратно; на пути туда (1814) в Тихом океане обнаружил пять необитаемых атоллов (острова Суворова) первое российское открытие в южном полушарии; доставил из Перу в Петербург почти 13 тонн коры хинного дерева, а также американских лам, альпака и викунью, невиданных дотоле в России представителей семейства верблюдовых.

Открытие Антарктиды

В 1819 Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка, должность начальника которой долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили Фаддея Беллинсгаузена, ставшего одновременно командиром шлюпа "Восток". Все трудности по набору экипажей (около 190 человек), обеспечению всем необходимым для длительного плавания в высоких широтах легли на плечи лейтенанта Лазарева, командира шлюпа "Мирный". В 1819-21 оба корабля совершили первое кругосветное плавание к берегам Антарктиды. Для Лазарева это было второе кругосветное плавание. Благодаря мореходному искусству Лазарева парусные шлюпы ни разу не разлучались. Во время этой экспедиции, ознаменовавшей открытие Антарктиды, были определены географические координаты якорных стоянок и местонахождения шлюпов в море, а также выполнены магнитометрические измерения. Третье кругосветное плавание в должности капитана Лазарев осуществил в 1822-25 на фрегате "Крейсер", когда были проведены научные исследования по метеорологии, океанографии и этнографии. Экспедиция проходила по маршруту Кронштадт Рио-де-Жанейро мыс Доброй Надежды Русская Америка мыс Горн Кронштадт.

Морские операции в Средиземном и Черном морях

В 1827 Лазарев отличился в Наваринском сражении и был произведен в контр-адмиралы, руководимый им линейный корабль "Азов" первым из судов русского флота удостоен георгиевского флага. Два следующих года его эскадра блокировала Дарданеллы. В 1830 Лазарев вернулся в Кронштадт, но уже в 1832 получил назначение начальником штаба Черноморского флота. По его приказу лейтенанты Ефим Путятин и Владимир Корнилов выполнили опись берегов и промеры глубин проливов Дарданеллы и Босфор. Используя хорошие личные отношения с турецкими властями, Лазарев направил яхту под командованием Егора Манганари заснять южное побережье Черного моря. В конце 1834 Лазарев назначен главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Николаева и Севастополя. В 1838-40 возглавил военные операции на море против кавказских горцев; подготовил к десантным операциям моряков и сухопутные подразделения; по его поручению Михаил Манганари в 1840-43 нанес на карту крымские и абхазские берега Черного моря, а в 1845-48 выполнил съемку Мраморного моря. Были изданы лоции Азовского и Черного морей.

Организаторская деятельность и человеческие качества

Лазарев прекрасно понимал превосходство машинных судов над парусными и был сторонником создания сильного парового флота. Он построил в Севастополе пять первоклассных батарей, морскую библиотеку, морское собрание, морские казармы, сухие доки и два училища. Под его непосредственным наблюдением с николаевской верфи были спущены на воду два линейных корабля и фрегат. Лазарев воспитал плеяду выдающихся командиров и флотоводцев, включая П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, Г. И. Бутакова, Е. В. Путятина, И. С. Унковского. Он добился значительного улучшения условий жизни матросов. Отличительными качествами характера Лазарева были инициатива и смелость, быстрота в принятии решений, добропорядочность и честность. Он был женат, имел дочь. Его именем названы море, шельфовый ледник, антарктическая станция, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.

Сочинения:

Описание плавания шлюпов "Восток" и "Мирный" в 1819-1821 годах. // Русские открытия в Антарктике в 1819-1820-1821 годах. М., 1951.

Литература:

1.Лазарев М. П. Документы. М., 1952-61. Т. 1-3.

2.Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. М., 1985. Гл. 2.

3.Фирсов И. И. Полвека под парусами. М., 1988.