Как шар объемлет шар земной. Стихотворение "как океан объемлет шар земной" тютчев федор иванович

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Учил Менделеев, что необходимо Серьезней на Север взглянуть. — Россия,- сказал он,- не знала б Цусимы, Был если бы Северный путь! Ученый не дожил… Его указанья, Его предсказанья сбылись. Упорны...
  2. Две недели их море трепало… Океана зеленая ртуть То тугою стеною стояла, То скользила в наклонную муть, И скрипучее солнце штурвала Вчетвером не могли повернуть. На пятнадцатый день, урагана Ледяную...
  3. Миновала зима. Весна еще далека. В саду еще не всплыли со дна три вершины в пруду. Но слишком тревожный взгляд словно паучью нить тянет к небу собрат тех, кто успели...
  4. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог, Бросил берег, бьется с бурей, Ищет...
  5. Там, где с землею обгорелой Слился, как дым, небесный свод,- Там в беззаботности веселой Безумье жалкое живет. Под раскаленными лучами, Зарывшись в пламенных песках, Оно стеклянными очами Чего-то ищет в...
  6. Летят часы… За ними вслед — Как призрачная тень — Бежит зари вечерней свет, И гаснет шумный день… И меркнет день… И ночь кругом. И ночь, и мрак, и тишь....
  7. Как мирен океан! Заснул, и без движенья Валы покоятся, как сонные борцы. Когда пробудится борец тысячеглавый И вскинет на себя сребристые венцы? Он жизни ждет. Но нет, не дышит беспредельный,...
  8. Полна страданий наших чаша, Слились в одно и кровь и пот. Но не угасла сила наша: Она растет, она растет! Кошмарный сон — былые беды, В лучах зари — грядущий...
  9. Спит на облаке ветер, тучи дождик прядут… Существуют на свете дом, семья и уют. Поустроились люди — все тип-топ у людей: Есть индейка на блюде или целый индей. Но судьба...
  10. Я из-за Волги, из-за бурной. Лелеясь на ее струях, Видал я часто свод лазурный, Потопленный в ее водах; Я помню, как она, бывало, На волны вскинувши ладью, Меня качала и...
  11. Сурова матерь тьмы, царица нощи темной, Седяща искони во храмине подземной На троне, из сухих составленном костей, Свод звучный топчуща обители теней И вместо скипетра железом искривленным Секуща вкруг себя...
  12. Разве мыслимо рысь приручить, Что, как кошка, ластишься ты? Как сумела улыбка смягчить Роковые твои черты! Так актрисе б играть баловниц: Не глядит и глядит на вас Из-под загнутых душных...
  13. Как грустный взгляд, люблю я осень. В туманный, тихий день хожу Я часто в лес и там сижу — На небо белое гляжу Да на верхушки темных сосен. Люблю, кусая...
  14. Я за морем синим, за синею далью Сердце свое схоронил. Я тоской о былом ледовитой печалью, Словно двойной нерушимою сталью, Грудь от людей заградил. И крепок мой сон. Не разбит,...
  15. Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья,...
Вы сейчас читаете стих Как океан объемлет шар земной, поэта Тютчев Федор Иванович

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с ведущими немецкими философами (Гейне, Шиллер и т. д.), поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная здесь тема ночной жизни души человека, характерна для всего творчества Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста.

В стихотворении автор сравнивает два мира: мир стихии океана, грозной и величественной и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между реальным и загадочным, связующее звено между материальным и духовным мирами, «днем и ночью». Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая над его мыслями.

Герои увлечены волшебством ночи, которая «нудит и просит» . В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.

Окружающие героев стихии объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна»- полное слияние стихий, катарсис, решающий момент жизни человека. Герои окружены, они во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая миру захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

CyberPunk

Голенковский Антон Иванович,

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

As is the globe embraced by ocean, so
Embraced is earthly life by dreams and fancies.
Night comes unsought, and at the shore"s defences
The breakers strike blow after blow.

Their call is loud: they plead and onward urge us...
A magic boat waits in the harbour - we
Are by the tide borne off that round us surges
Into the seas" infinity.

From out the depths the sky stares, strange and boundless,
By blazing stars in all their glory lit,
And we sail on, the vastness all around us
A fathomless and fiery pit.

Just as the ocean cradles our earth"s orb,
This earthly life"s by dreams surrounded;
Night falls, against the shore
The waters beat in roaring waves.

This is its voice: it beckons us and calls . . .
The magic bark is stirring in its mooring;
The tide swells up and sweeps us rapidly away
Into the fathomless dark waves.

The heavenly vault, ablaze with glorious stars,
Gazes inscrutably out of the depths
And we sail on, surrounded on all sides
By the abyss in flanes.

As round this earthly globe the oceans pour
All earthly life is wrapped in dreams of wonder;
Then night comes on and with its waves of thunder
That ocean beats upon its shore.

For thus it speaks: it forces us, demanding
Now quivers by the pier our magic barque;
The tide comes up and bears us from the landing
And deep into the welt"ring dark.

The vault of heaven with stellar glory rounded,
Mysterious, peers downward from the height-
As we sail on by blazing gulfs surrounded
Across the wide abyss of night.

Just as the ocean curls around earth’s shores,
our earthly life"s embraced by dreams.
Night comes and brings the element
and night intensifies its roars.

Now, there"s its voice, persisting, pleading.
The magic skiff is straining to be free.
Now out it goes, its human cargo leading
into the dark, immeasurable sea.

Heaven"s vault"s aflame with starry glory.
From every side, as long as we"re afloat,
its mystery staring from the deeps,
that fiery chasm engulfs our boat.

Sowie der Ozean die Erd’ um fängt,
So ist das Leben rings vom Traum umzogen.
Es’ kommt die Nacht - und im Geräusch der Wogen
Das Element sich an die Künste drängt.

Hör’, seinen Ruf, so dringend, so verheissened!
Im Hafen ist der Zauberahn erwacht,
Die Flut schwillt auf und trägt uns, weiter reissened,
In undermässlich dunkle Wellennacht.

Es schaut uns an, im Strahlenrahm der Sterne
Geheimnisvoll das tiefe Himmelszelt.
Es schwimmt der Kahn - und in der Näh und Ferne
Nur eine abgrund tiefe Flammenwelt.

(М.Е. Грабарь-Пассек // Тютчевский сборник: Ст. о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева / Под общ. ред. Лотмана Ю.М. - Таллинн: Ээсти раамат, 1990. - С. 292)

So wie das Meer den Erdenball umschlingt,
Umschlingen rings das Erdenleben Träume;
Die Nacht bricht an: mit tönendem Geschäume
Das Element ans Ufer dringt.

Da ist sein Ruf: er läßt uns kein Besinnen ...
Schon ist am Steg das Zauberboot erwacht,
Die Flut schwillt an und trägt uns rasch von hinnen
In grenzenloser Wogen Nacht.

Der Himmelsdom in Sternenruhmesgluten
Blickt schauervoll empor vom tiefen Grund -
Wir gleiten fort, des Abgrunds Flammenfluten
Umlodern uns im ganzen Rund.

Comme on voit l"océan envelopper le globe terrestre,
La vie terrestre est assiégée par les songes.
La nuit viendra et déjà l"élément
Bat son rivage dans un bruit d"ondes.

C"est sa voix qui nous lasse et nous supplie...
Au débarcadère voici ranimé l"esquif ensorcelé,
Le flux monte et nous emporte
Vers l"obscurité des vagues incommensurables.

La voûte céleste, qui brûle de toute la gloire stellaire
Des profondeurs, mystérieusement regarde,
Et nous naviguons, cernés
Par l"abîme flamboyant.

Jak obszar mórz otacza zewsząd ląd,
Tak życie w krąg jest otoczone snami;
Nadejdzie noc - dźwięcznymi już falami
O ziemi brzeg żywiołu bije prąd.

To jego głos: on kusi nas i prosi,
W przystani łódź czarowna wabi w dal,
A przypływ grzmi i szybko nas unosi
W nieogarnioność ciemnych fal.

Z otchłannych den spogląda nam w oblicza
Palący się w gwiazd glorii niebny dzwon -
I płyniem tam, a przepaść tajemnicza
Otacza ogniem nas ze wszystkich stron.

Ф. Тютчев мастерски отображал человеческое бытие, используя образы природы. Ярким примером этого является стихотворение «Как океан объемлет шар земной». Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как океан объемлет шар земной» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в период с 1828 до 1830 гг., впервые опубликовано под названием «Сны» в журнале «Галатея» в 1830 г.

Тема стихотворения – человеческие сны.

Композиция – По смыслу стихотворение не делится на части, представляя целостное размышлениее автора о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, в первой строфе рифмовка кольцевая АВВА, во второй и третьей - перекрестная АВАВ.

Метафоры - «земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены».

Эпитеты «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Сравнение - «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами».

История создания

Произведение было написано в 1828-1830 г., когда поэт проживал в Мюнхене. За границей он имел возможность пообщаться с немецкими философами и мастерами пера. Так в его творчестве начинают преобладать философские мотивы.

Анализируемое стихотворение впервые было опубликовано в журнале «Галатея» под названием «Сон». В этом же периодическом издании были напечатаны и другие творения Тютчева. Они демонстрировали талан поэта, но известность ему не принесли.

Тема

В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространенный в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».

Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первых строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же, воспринимается, как нечто неотрывное от сна. Сны - мощная стихия со « звучными волнами ».

Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку вдаль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле - небо, манящее нас своими звездами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод.

Композиция

Композиция стихотворения простая. По смыслу оно не делится на части, представляя целостное монолог о снах человека. Формально стихотворение состоит из трех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так в рассказе лирический герой предается неторопливым философским размышлениям над поставленной проблемой. Стихотворный размер - пятистопный ямб. Автор использовал разные виды рифмовки: в первой строфе - кольцевую АВВА, во второй и третьей - перекрестную АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы поэт создал яркие оригинальные образы, используя в каждом стихе средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры : земная жизнь кругом объята снами», «прилив растет и быстро нас уносит в неизмеримость темных волн», «мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». При помощи сравнения создается ключевой образ: «как океан объемлет шар земной, земная жизнь кругом объята снами» . Эпитеты дополняют картину: «звучные волны», «волшебный челн», «темные волны», «слава звездная».

Шум океана воспроизводится при помощи аллитерации «с», «ч»: «настанет ночь - и звучными волнами стихия бьет о берег свой» .

Федор Иванович Тютчев вошел в историю русской литературы как высокоодаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового философского миропонимания. Поэт отказался от лиро-эпического рода поэзии, у него нет мотивов фантастики, свойственных балладам Жуковского. Тютчев посвятил свою лирику философско-психологическим проблемам. Его понимание жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. Вместе с тем лирика Тютчева полна романтической значительности, отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы; в этом - сильная сторона его творчества.

Истинное величие поэта Тютчева обнаруживается в его философской лирике. И хотя за всю первую половину 1830-х годов в печати появилось лишь пять его стихотворений, именно в произведениях этого периода творчества автор в высшей степени проявляется как гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог, способный говорить о смысле бытия человеческого, жизни природы, связи человека с этой жизнью, любви. Именно к этому периоду творчества поэта относятся стихотворения «Как океан объемлет шар земной» (1830) и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (1835).

«Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространств», - писал Паскаль, философия которого так поражала воображение Тютчева. Не отсюда ли появились в лирике поэта образы, вызывающие у человека чувство тревоги, особенно обостряющееся ночью, когда исчезает призрачная преграда - видимый мир - между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами»:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь - и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой…

На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный, еженочный гул…

У лишенного зрения "ночного" человека обостряется слух, и он слышит «еженочный гул», шум стихии, который напоминает ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. Это ощущение приближения неизведанного, непостижимого сближает стихотворения «Как океан объемлет шар земной» и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» по тематике, по общему настрою.

С другой стороны, сам характер переживаний лирического героя в первом стихотворении глубоко отличен от характера переживаний героя второго произведения Тютчева. В первом случае герой чувствует, что он, человек, житель Земли, со всех сторон окружен действительной, настоящей бездной - Вселенной. А что есть Вселенная? Об этом даже страшно помыслить. Во втором же случае лирический герой делает робкую попытку «изведать неизведанное», он даже осмеливается сделать предположение о происхождении, о природе Вселенной:

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном:

Неизвестность для Тютчева неизменно отождествляется с образом природы, например в стихотворении «Как океан объемлет шар земной…» небытие воплощается в образе океана, разбушевавшейся стихии, а в стихотворении «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» - в образе звездного неба. Такой прием часто в литературе называется одушевлением. Но здесь особый случай. Одушевление как художественный прием есть разновидность метафоры. У Тютчева одушевление природы происходит вне какого-либо метафорического основания. Одушевление у Тютчева - это не художественный прием, а философское убеждение, не "красивое словцо", а точное наименование, называние вещей своими именами. Действительно, океан и звездное небо вызывают у читателя неизбежную ассоциацию с бесконечностью, с потусторонним миром, приходящим к человеку только во сне. А образы Земли, сада, яблонь, цветов олицетворяют реальную жизнь, явления, доступные человеку. Отсюда возникающая и в том, и в другом стихотворениях параллель «день - ночь»: день, как и «земная жизнь», понятен, его можно описать и изучить, он светел и ясен, но его сменяет ночь, которая, напротив, воплощает нечто зыбкое, неуловимое, таинственное. Эти две категории, как черное и белое, напоминают о самой сущности природы - борьбе и единстве противоположностей, а значит, и о сущности человека, плывущего по жизни:

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

На основе сопоставительного анализа двух стихотворений Ф.И. Тютчева можно сделать вывод о том, что в философской лирике поэта пейзаж - это слепок с того, что находится внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, мира и хаоса, и является соединением и объединением этих двух миров. Трудно все это выразить логически и последовательно, в строгих терминах и понятиях. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое - та, которой воспользовался Тютчев. Образ, найденный великим поэтом, не может не восхищать своей емкостью и выразительностью. Как сказал в свое время И.С. Тургенев, описывая творческий метод Тютчева: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникнутая им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».