Как составить план сообщения. Как составить план к тексту? Принципы рубрикации текста

Вы уже пробовали написать реферат самостоятельно? Если получилось грамотно поставить цель и задачи , составить список литературы и написать содержание , то мы жмем вашу отважную руку. Хотя, в том, что у вас получилось, мы не сомневались. Но если что, в помощи не откажем и расскажем, как составить план реферата.

Любая научная работа требует составления четкого плана. Он структурирует информацию, отображает специфику темы и обозначает ее ключевые положения. Да и преподаватель не дремлет, а внимательно изучает план вашего реферата и делает выводы о том, насколько правильно он составлен.

Размещение плана

План располагается на следующей странице после титульного листа, то есть на второй. Только вот слово "план" в заголовке не фигурирует. Вместо него пишется «Содержание» или «Оглавление». Нумерация формируется в соответствии со страницей плана. Но обычно нумерация реферата начинается со страницы введения, то есть с третьей.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Структура плана

  • введения,
  • глав, разделов и параграфов основной части,
  • заключения,
  • списка литературы,
  • приложения.

Приложение может включать таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Страницы приложения не нумеруются.

Главы и параграфы

Выбрать тему реферата и собрать материал - половина дела. А вот правильно выделить главы и параграфы для студента действительно сложно. Ведь реферат - работа небольшая (стандартный объем составляет 20-25 страниц). Тут особо не размахнешься, а разбить материал на смысловые отрезки надо.

Если основная часть составляет 8-10 страниц, то она на главы не разделяется. В плане пишется "основная часть", и параграфы внутри нее не нумеруются.

Концепция составления

Как написать план реферата, чтобы правильно выстроить концепцию его составления?

План должен быть четко структурированным и последовательным, чтобы сразу иметь представление, о чем пойдет речь в реферате.

В процессе составления плана выделяются основные вопросы, которые освещаются в работе. Таких вопросов обычно несколько, что и отображается в плане пунктами. С их помощью раскрывается суть проблемы, которая поставлена в теме реферата.

Требования

К плану реферата применяются такие же требования, как и к тексту всего реферата. Стандартный шрифт - Times New Roman . Размер - 14 пт . Стандартный промежуточный интервал - 1,5 . Поля отступы сохраняются одинаковыми на протяжении всей работы.

Не забывайте о том, что у каждого вуза свои требования насчет оформления реферата. Так что узнайте, каких норм и стандартов придерживаются на кафедре.

Но как же быть, если тема непростая? А может, банально нет времени, чтобы качественно подготовиться? Или просто не хочется заниматься этой рутинной работой? Тогда вам нужно просто-напросто обратиться в сервис для студентов и спокойно передать свои задания нашим экспертам. А чтобы быть в курсе студенческой жизни и актуальных новостей, подписывайтесь на наш

Планы и мечты - важная составляющая жизни каждого человека. Но всегда ли люди приходят к своим целям? Что им мешает? Конечно, у каждого отдельного человека найдется масса причин, почему та или другая мечта так и не осуществилась. Однако корень большинства из них кроется в одном простом слове - планирование. Как утверждают многие менеджеры, именно без этого процесса осуществление целей чаще всего заканчивается неудачей. В данной статье узнаем, как правильно составить план на год и придерживаться его.

Для чего это необходимо

Один итальянский афоризм гласит:

Только мертвые рыбы, плывут по течению.

Если у вас возникает вопрос не «как составить план на год», а «для чего это необходимо?», значит, всю свою сознательную жизнь вы просто плыли по течению. С одной стороны - это не так уж и плохо. Но когда возникают неконтролируемые ситуации, человек начинает осознавать, что не он «хозяин своей жизни», а другие люди или какие-либо обстоятельства. Планирование - важный и очень ответственный процесс, который не просто позволяет структурировать мечты и желания, но и помогает найти решения для осуществления целей. Пора брать бразды правления в свои руки. Тогда вы с уверенностью сможете сказать, что полностью управляете своей жизнью.

Когда необходимо составлять план

Конечно же, самое подходящее для этого время - это конец года и начало следующего. Именно в этот период полезно проанализировать прошлые ошибки и задуматься о том, чего же вы хотите на самом деле. Если вопрос «как составить план на год» стал актуален в середине лета, то это также не проблема. В таком случае лучше всего будет составить список целей до конца текущего года. А затем сделать новый, уже на все 365 дней. На самом деле планированием следует заниматься именно тогда, когда вы к этому действительно готовы. Главное - не откладывать это дело, ведь из-за суеты можно забыть о своих целях и намерениях.

Анализ прошлого

Прежде чем приступить к составлению плана, нужно вспомнить предыдущий год. Очень важно, чтобы под рукой в это время были ручка и листок. Для себя можно расписать:

  • Какие цели вы ставили на прошлый год?
  • Чего удалось добиться? Почему?
  • Что не получилось осуществить? Почему?

Тщательно проанализируйте для себя все вопросы. Действительно ли данные цели были для вас важными? Стоили ли потраченные усилия, полученного результата? Только после того, как в голове сложится четкая картинка прошлого года, можно приступать к следующему пункту.

Работа над ошибками

Вы помните, как в школе всех заставляли выполнять «работу над ошибками»? Теперь немного вспомним это время. Полученные данные из прошлого пункта необходимо с пользой применить для будущих целей. Как составить план на год, учитывая прошлые ошибки? На листочке бумаги необходимо сделать следующую схему:

С левой стороны нужно указать все цели, которые удалось осуществить, с правой стороны - планы, которых не удалось достичь. Под каждым пунктом следует кратко указать, почему так произошло. Теперь, с этой схемой будет очень просто ответить на вопрос: «как составить план на год, учитывая прошлые ошибки?» Особое внимание следует обратить на правую колонку. Проанализируйте необходимость этих целей. Если их значимость не уменьшилась, значит, их нужно переписать на следующий год. Однако к такой цели, одним из подпунктов будет задача по ее достижению. Так, например, в схеме выше у девушки не получилось купить новую машину, так как она не смогла сэкономить и собрать необходимые финансы. К такой цели задача будет следующей: каждый месяц откладывать n-сумму денег.

Как правильно формулировать

То, как написаны сами цели, имеет немалое значение. Формулировка должна быть короткой и достаточно точно отображать задачу. Кроме того, желательно, чтобы цели, которые вы будете писать, были привязаны к определенным образам. Так, вам будет проще о них не забывать. Некоторые люди даже составляют планы-коллажи. На них отображается не только цель, но и ее изображение.

Как составить план работы на год, если нет конкретных целей? Иногда ведь действительно бывает, что человек и сам не знает, чего хочет. Многие эксперты в области менеджмента утверждают, что план следует составлять в зависимости от сфер жизни. Для каждой необходимо выбрать одну важную цель и расписать к ней задачи.

Сферы жизни

Так, выделяют 6 основных целей, но их может быть и гораздо больше:

  • саморазвитие,
  • финансы,
  • здоровье,
  • семья,
  • работа.

Для каждой из сфер жизни необходимо выбрать цель, которая самая приоритетная для вас. Более того, для того чтобы выполнять цели было гораздо легче, их разбивают на задачи по месяцам или даже по неделям. Например, если в сфере «саморазвитие» будет стоять цель: выучить английский язык, тогда задачи могут быть следующие:

  1. Записаться на курсы английского языка.
  2. Завести тетрадь для обучения.
  3. Заниматься не меньше чем 3 раза в неделю по 60 мин.
  4. Выучить стих на английском.
  5. Написать рассказ о себе.

Перед составлением плана нужно спросить себя по очереди: чего я хочу добиться в сфере работы, здоровья и так далее? Ответы, которые приходят на ум, следует обдумать, действительно ли это вам необходимо. Так, шаг за шагом, план целей будет сформирован.

Как правильно структурировать цели и задачи

Для того чтобы осуществлять мечты было максимально просто, сформулированные цели следует расставить в правильном порядке. Во-первых, такой план будет гораздо легче читать. Кроме того, скорей всего, вы его хорошо запомните и будете ему следовать. Способов оформления плана достаточно много. Каждый человек должен делать так, как ему будет удобно. Особенно важно, чтобы план вам нравился.

Например, часто можно встретить планы-коллажи. В них каждая цель подкреплена яркой иллюстрацией. Для тех, кто любит строгий стиль, подойдет план в виде таблицы. Одним словом можно сказать, что в данном случае полет фантазии безграничный. Важно только, чтобы все цели были четко видны на плане, и их не нужно было долго искать глазами.

Отдельный пункт

В плане можно создать еще один важный и очень нужный пункт. Речь идет о вещах или делах, которые вы постоянно откладывали в долгий ящик. В жизни каждого человека есть такие задачи, которые он не хочет выполнять и постоянно переносит их на потом. Именно в плане на год они должны занять почетное место. Нерешенные дела влияют на все сферы жизни человека. Они, словно грязный мусор захламляют голову и отбирают энергию. Согласитесь, что время от времени вы вспоминаете о них, начинаете нервничать, что никак не выполните, говорите себе: «Ну все, точно сделаю в следующий понедельник» и снова забываете. Ситуация повторяется с закономерной цикличностью, но никак не решается. Обязательно запишите все «такие дела» в план на год. Выделите для них определенный месяц или день и сделайте так, как запланировали.

В данный пункт также следует включить и то, от чего ты так давно хотели избавиться. Это дела, которые больше не приносят дохода или люди, напрягающие своим общением. Всегда и во всем выставляйте приоритеты, тогда вам будет легче ориентироваться: что нужно выкинуть, а на что обратить внимание.

Также очень часто у людей есть планы и цели, о которых они мечтают годами, но ничего для этого не делают. Как составить план жизни на год, если нет четкого осознания важности той или иной мечты.

В таком случае тоже очень важно определить, действительно ли это вам необходимо? Если ответ отрицательный, тогда вычеркните, забудьте и никогда не вспоминайте. Не стоит тратить силы и энергию на то, что никогда не осуществиться. Если ответ положительный - обязательно запишите его в план и осуществите задуманное.

Контроль достигнутых успехов

Мы уже узнали, как составить план на год, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Но как проверить его эффективность? Конечно же, для того, чтобы осуществить все цели, все это нужно постоянно контролировать. Для этого есть два способа.

Так, можно на общем плане на год отмечать все успехи и поражения. В особенности важно ставить отметки о том, чего уже удалось достичь. Тогда, примерно в середине года, когда запал станет меньше и в голову закрадется мысль «да может ну его, этот план», вы возьмете его и увидите, сколько уже достигли. Это будет своеобразная мотивация, которая не даст сделать шаг назад.

Если план получился настолько красивым, что нет желания ничего на нем писать, то можно составлять дополнительные. Например, одной из целей было сделать закупки. Так, вы примерно расписали что и сколько вам нужно прикупить. Теперь возьмите еще один листок. Как составить план закупок на год? Все очень просто! Разделите его на 12 месяцев и в каждый впишите, сколько и чего вам нужно будет купить. Теперь, посмотрев в основной план и увидев там цель «сделать закупки», вы откроете дополнительный и увидите все детали. Так что их не нужно держать в голове.

Другие виды планов

Планирование - удивительная и увлекательная вещь. Любое событие или цель можно расписать до мельчайших подробностей - это называется алгоритм. Именно по такому принципу работают и компьютеры. Интересно, что некоторые люди составляют планы и на несколько лет. Чаще всего так делают предприниматели и бизнесмены. Для них это жизненно необходимо.

Составить план на 3 года или 5 лет совсем несложно. Всего-навсего нужно определить главные цели и расписать к ним задачи. Наиболее сложно придерживаться такого плана неукоснительно.

Очень важно, чтобы цели в плане соотносились с возможностями человека. Не следует путать недосягаемую мечту и четко поставленные цели. Если вы не уверены, что сможете сами добиться определенной задачи, то ее не следует записывать. На образце «как составить план на год», представленном выше, можно увидеть, что все цели должны зависеть только от самого человека, его желаний и способностей. В них нет места другим людям или случайным событиям. Всегда нужно надеяться только на себя.

Подводя итог, можно сказать, что составить план совсем несложно. Для этого требуется тщательно проанализировать свою жизнь, сделать необходимые выводы и записать их в виде таблицы или списка.

План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

1.Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки;
б) политические предпосылки.

2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития;
б) культура этого исторического периода;
в) борьба с иноземными захватчиками.

3. Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия;
б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

Что мы узнали?

Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 101.

Выполнение этого задания предполагает:

1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

При выполнении заданий выпускникам предстоит:

а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

Есть ли модель для составления плана?

Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…

2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
- Теории происхождения…
- Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

8. Пути решения

Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла

Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов

Примеры задания С8

1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Деятельность как способ человеческого бытия
2) Специфические особенности человеческой деятельности
3) Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4) Мотивы деятельности
5) Два основных типа деятельности
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
2) Участники конфликта
3) Причины возникновения межличностного конфликта
4) Повод для конфликта
5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
6) Функции конфликтов
а) позитивные
б) негативные
7) Классификация межличностных конфликтов:
а) по направленности
б) по мотивам
в) по последствиям
г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
д) по масштабу воздействия
е) по длительности течения
ж) по форме проявления
з) по источнику возникновения
8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

1) Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2) Понятия "прогресс" и "регресс"
3) Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально- цивилизованный подход
в) локально-цивилизованный подход
4) Форма социального изменения:
а) эволюция
б) революция

Урок в 6 классе

Тема: Простой и сложный план текста.

Цели:

1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

2.Практические:

а) составлять простой и сложный план; а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

3.Общепредметные: а) воспитывать: -интерес к предмету с помощью содержания текста; -интерес к истории и литературе; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Оборудование: презентация, карточки, тексты

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

2. Блицопрос

Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

(Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

Читают тексты, оценивание

Ответы на вопрос

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

1. - Какой бывает план? (2 минуты)

(Простой и сложный)

Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Простой план.

1. Последний бой войны.

2. Немецкая девочка.

3. Описание боя.

4. Благородный поступок солдата.

5. Победа.

На какие три части можно разделить весь текст (вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

Какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

Составление сложного плана

Сложный план.

I. Последний бой войны.

II. Благородный поступок солдата.

1. Немецкая девочка.

2. Описание боя

3. Спасение ребенка.

III. Победа.кста.

(2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

(В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

1….

2….

3….

I….

II….

1…

2…

III…

- Чем сложный план отличается от простого?

(Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

- Где нам с вами уже встречался план?

(При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

    Звуки речи (3 ряд)

    Гласные

1. …

2…

II . Согласные

1. …

2. …

2. Предложение (1 ряд)

I . По цели высказывания

1. …

2. …

3. …

II . По интонации

1. …

2. …

III . По количеству грамматических основ

1. …

2. …

IV . По наличию второстепенных членов

1. …

2. …

Формулируют тему, цель и задачи урока

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Первичное закрепление

Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Физкультминутка.

Упр 180, 181.

Работа в паре

Проверка

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Упр. 238 составить простой и сложный планы

Проверка, оценивание

Взаимопроверка по образцу

Проверяю себя

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Домашнее задание

Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)