Каждый день вас ждёт миллион долларов.

Эту книгу хорошо дополняют:

Сам себе MBA

Джош Кауфман

Метод тыквы

Майк Микаловиц

Управление стартапом

Кэтрин Кэтлин и Джейна Мэтьюз

WHAT I WISH I KNEW WHEN I WAS 20

A Crash Course on Making Your Place in the World

Тина Силиг

ПОЧЕМУ НИКТО НЕ РАССКАЗАЛ МНЕ ЭТО В 20?

Интенсив по поиску себя в этом мире

«Манн, Иванов и Фербер»

Информация

от издательства

Издано с разрешения HarperCollins Publishers и Andrew Nurnberg Literary Agency

На русском языке публикуется впервые

Силиг, Тина

Почему никто не рассказал мне это в 20? Интенсив по поиску себя в этом мире / Тина Силиг; пер. с англ. П. Миронова. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016.

ISBN 978-5-00057-858-2

С чего начинать собственное дело? Где найти прибыльную идею? Как научиться решать проблемы? Над чем лучше работать и на что тратить силы и время?

Рецепт и история успеха каждого человека уникальны, как отпечатки пальцев. Единственное правило состоит в том, что люди ограничены лишь своей энергией и воображением, ведь можно каждый день испытывать силы, самостоятельно выбирать новую точку зрения и смотреть на любую задачу в новом свете.

Автор книги - преподаватель курса «предпринимательство и инновации» в Стэнфордском университете - на примерах из собственного опыта рассказывает о нестандартном подходе к решению бизнес-проблем, прорывном мышлении и инновациях.

Для тех, кто хотел бы прочесть один из лучших курсов Стэнфорда по саморазвитию и креативности.

Ранее книга издавалась в «Манн, Иванов и Фербер» под названием «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след».

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Tina Seelig, 2009

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

Купи один и получи еще два бесплатно

Как заработать денег, имея в распоряжении всего пять долларов и два часа времени? Именно такое задание я раздала студентам Стэнфордского университета, посещавшим мои занятия. Каждая из четырнадцати команд получила конверт с 5 долларами «стартового капитала» и инструкцию о том, что время на планирование ограничено лишь общими рамками эксперимента (от обеда среды до вечера воскресенья), но после вскрытия конверта есть лишь два часа на то, чтобы заработать максимально возможную сумму. До полуночи воскресенья каждая команда должна была отправить мне один слайд с описанием проделанной работы, а утром в понедельник у них было по три минуты на презентацию своего решения. У каждой команды имелся шанс продемонстрировать свои предпринимательские способности при помощи выявления возможностей, оценки предположений, ограниченных ресурсов и максимального использования воображения.

Что бы сделали вы, оказавшись на месте этих студентов? Когда я задаю этот вопрос другим группам, кто-то обычно кричит: «Поехал бы в Лас-Вегас» или «Купил бы лотерейный билет». Как правило, это вызывает всеобщий смех. Эти люди готовы на высокий риск в обмен на довольно небольшой шанс удачи. Нередки предложения об открытии импровизированной автомойки или лотка по продаже прохладительных напитков - в этих случаях 5 долларов использовались бы для закупки материалов и продуктов для начала работы. Вполне достойные варианты для тех, кто хотел бы немного заработать за несколько часов. Однако большинство моих студентов в конечном счете находили способ выйти за рамки стандартов. Они подвергли сомнению огромное количество традиционных решений и смогли реализовать массу возможностей для создания максимальной ценности в заданных условиях.

Как же им это удалось? Вот подсказка: команды, заработавшие больше всех денег, вообще не пользовались стартовыми 5 долларами. Они поняли, что эта сумма, в сущности, никак им не поможет, и решили посмотреть на проблему шире: «Что если мы начнем с полного нуля?» Они огляделись по сторонам, покопались в своих талантах и разблокировали свой творческий потенциал, чтобы определить суть проблем (о которых они, может, и слышали, но никогда не задумывались над их решением). Разобравшись с ними, а затем над ними поработав, выигравшие команды смогли выручить до 600 долларов, а средний возврат на инвестиции в размере 5 долларов составил 4 000 процентов! Если принять во внимание, что многие вообще не использовали изначально выданную сумму, то финансовый возврат относительно нее был практически безграничным.

Так что же они сделали? Все команды оказались невероятно изобретательными. Одна группа обратила внимание на проблему, присущую множеству студенческих городков, - длинные очереди перед популярными ресторанчиками субботним вечером - и решила помочь людям, которые не хотели ждать. Члены команды бронировали по нескольку столиков в ресторанах. С наступлением назначенного часа они за 20 долларов продавали право на вход в ресторан желающим немедленно туда попасть.

За вечер члены команды сделали несколько интересных наблюдений. Прежде всего, они поняли, что девушкам-студент­кам лучше удается продавать забронированные столики, чем юношам, - вероятно, потому, что клиентам было комфортнее общаться с молодыми женщинами. Поэтому команда скорректировала план: теперь юноши бегали по городку и занимались бронированием, а девушки продавали места в очередях. Также команда заметила, что лучше всего операция удается в тех ресторанах, где ожидающим клиентам выдают пейджеры, на которые приходят сигналы о готовности столика. Физический обмен пейджерами создавал у клиентов впечатление, что они получают за свои деньги нечто весомое и материальное. Им было комфортно передавать деньги, получая пейджер.

Другая команда поступила еще проще. Они поставили перед зданием студенческого союза специальную стойку и принялись бесплатно измерять давление в велосипедных шинах. При необходимости подкачки члены команды с радостью делали это всего за один доллар. Поначалу им казалось, что они наживаются на своих товарищах - студентах, которые теоретически могли бесплатно подкачать шины на ближайшей бензоколонке. Однако, обслужив нескольких первых клиентов, команда поняла, что велосипедисты были невероятно им благодарны. Несмотря на возможность бесплатной подкачки и на простоту этой операции, новая услуга показалась клиентам удобной и ценной. В сущности, уже через час после начала работы команда перестала брать фиксированную плату и просила вместо этого заплатить сумму, которую клиент посчитал бы уместной. Прибыль тут же выросла в несколько раз. Команда смогла заработать значительно больше денег, когда клиенты просто благодарили их за бесплатную услугу, чем когда платили по фиксированной ставке. Многократно повторяющийся процесс, на протяжении которого вносились небольшие изменения в ответ на действия клиентов, позволял оптимизировать стратегию «на лету».

Тина Силиг «Почему мне никто не рассказал это в 20»
Снова издательство МИФ порадовало новинкой. Книга Тины Силиг «Почему мне никто не рассказал это в 20. Интенсив по поиску себя в этом мире».
Я была заинтригована с первых страниц. Что, если мне дать конверт с 5 долларами и 2 часа времени - сколько я смогу заработать при таких исходных данных? А если вместо денег в конверте - 10 канцелярских скрепок?

Это эксперимент, который автор, доктор наук, читающий курс по предпринимательству и инновациям в Стэнфордском Университете, предложила своим студентам. Они сгенерировали кучу идей и действительно, заработали. Я чувствовала, как у меня в голове начинают массово лопаться маленькие пузырьки: «А что, так можно было?»

Думаю, никто не станет спорить с тем, что программа обучения в школе и вузе мало что общего имеет с реальной жизнью. Молодые люди, полные планов, амбиций и энергии, врываются в мир… и разочаровываются. Оказывается, то, чему их столько лет учили, не работает, не помогает, не дает результатов. В жизни, в отличие от университетского экзамена, не бывает единственно правильных или неправильных решений; жизнь - это непрерывный поиск, импровизация, эксперимент.

Почти на каждой странице автор рассказывает о каких-либо упражнениях и заданиях, которые она предлагала студентам: возьмите любой предмет в этой комнате и придумайте, как с его помощью можно решить проблему вашего соседа; придумайте самую плохую идею для бизнеса и превратите ее в хорошую. Как, как можно продавать бикини в Антарктиде?? Как можно превратить в прибыльный бизнес суши из тараканов??? Мой мозг трещал по швам, а студенты бодро генерировали блестящие нестандартные решения.

Читая, я физически чувствовала, насколько забетонировано, неповоротливо и шаблонно мое мышление. Действительно, почему никто не рассказал мне об этом в двадцать? Почему на курсе предпринимательства вместо скучной теории нас не учили видеть возможности буквально у себя под ногами?

Мы настолько привыкаем к окружающим нас нормам и стандартам, что теряем способность использовать свой мозг себе на благо. В историях самых успешных людей планеты есть общий знаменатель: все они были «выскочками» в хорошем смысле слова. Они нестандартно мыслили и не боялись своих сумасшедших идей. Они не позволили обществу затянуть их в свои стройные серые ряды. Увы, на каждого Стива Джобса, Генри Форда или Боба Марли приходятся тысячи людей с таким же потенциалом, которые никогда ничего не сделают для этого мира, потому что позволили своему таланту зачахнуть в душной клетке шаблонов.

Это книга не только для двадцатилетних, и не только для предпринимателей. Она для всех, кто заинтересован в том, чтобы прожить свою собственную жизнь. Заставляет посмотреть на окружающий мир по-другому, встряхивает и дает мнооого пищи для размышлений.

Из минусов - слишком много рассказов из жизни других людей. Иллюстрации всегда хороши, но тут их многовато.

Книга «Почему никто не рассказал мне это в 20? Интенсив по поиску себя в этом мире» Тина Силиг -

Это переупакованная версия мегабестселлера «Сделай себя сам».

Почему мы решились на ребрендинг?

Мы всегда позиционировали «Сделай себя сам» как бизнес-пособие для тех, кто хочет придумывать прорывные идеи и создавать стартапы.

Но заметили, что книгу очень часто покупают, советуют и дарят молодым ребятам 18-20 лет, которые только начинают свой путь. И тут нас осенило: ведь эта книга гораздо шире, чем просто бизнес-пособие!

Она про то, как найти свой путь в любом возрасте, не быть зависимым от чужого мнения и не воспринимать жизнь как экзамен, где правильным может быть только один ответ. Она о том, что мы ограничены только своей энергий и воображением.

Она рассказывает о том, как использовать любой шанс и воспринимать жизнь как игру, как вызов. Автор «Сделай себя сам» Тина Силиг читает в Стэнфордском университете курс по предпринимательству и инновациям. Используя множество ярких и неожиданных примеров из собственной практики ученого и предпринимателя, Тина Силиг рассказывает о нестандартном подходе к решению бизнес-проблем, прорывном мышлении и инновациях в бизнесе.

От чего отталкиваться, начиная собственное дело? Где найти новую идею? Как научиться решать проблемы? Над чем работать и на что тратить силы и время?

Правил не существует ни в 20 лет, ни в 40 лет. Единственное правило состоит в том, что вы ограничены лишь своей энергией и воображением.

Вот именно поэтому мы решили создать новую упаковку для любимого всем бестселлера. Эх, если бы мы сами знали все, о чем пишет, Тина Силиг в 20 лет!

От автора

В типичном классе есть учитель, считающий, что его работа состоит в передаче учащимся информации. Дверь в класс закрыта, а стулья привинчены к полу лицом к преподавателю. Студенты делают записи, зная, что потом их будут проверять на знание материала. В качестве домашнего задания их просят прочитать тексты из учебника и самостоятельно их понять. Это совсем не похоже на ту жизнь, которую им придется вести по окончании учебы. В ней мы сами становимся своими учителями, самостоятельно определяем, что нам следует знать, где находить информацию и как ее перерабатывать.

Фактически реальная жизнь — это экзамен, на котором могут задать совершенно любой вопрос. Двери открыты настежь, можно пользоваться самыми разнообразными ресурсами и находить решения для массы неочевидных задач, связанных с работой, семьей, друзьями и миром в целом. Карлос Виньоло, прекрасный преподаватель из Университета Чили, поделился со мной мыслью о том, что иногда студентам полезно учиться у худших преподавателей — это куда лучше готовит их к жизни, в которой у них может не оказаться талантливых наставников.

Кроме того, при обучении в составе крупных групп знания студентов обычно проверяются с помощью тестов с несколькими вариантами ответов (из которых всего один является правильным). Для получения хорошей отметки нужно указать требуемый вариант ответа. В реальной жизни на каждый вопрос можно найти сразу несколько ответов, верных в той или иной степени. А что еще более важно — есть право на ошибку.

В сущности, неудачи — это важнейшая часть процесса обучения. Подобно эволюции, представляющей собой серию проб и ошибок, наша жизнь полна фальстартов и неизбежных поражений. Ключ к успеху лежит в способности извлечь урок из приобретенного опыта и двигаться вперед с этими новыми знаниями.

Для большинства людей реальный мир совершенно не похож на учебный класс. Нет однозначного ответа, неминуемо ведущего к успеху, а количество возможных вариантов действий может показаться ошеломляющим. И хотя семья, друзья и соседи с радостью делятся с нами советами на любой случай, выбор направления для движения остается исключительно нашей личной ответственностью. При этом полезно знать, что нам не обязательно быть абсолютно правыми с самого начала.

Жизнь дает каждому из нас массу возможностей для того, чтобы экспериментировать и комбинировать наши навыки и увлеченность очень разными, новыми и необычными способами.

Развернуть описание Свернуть описание

Привет. Мы пробуем запускать новые форматы публикаций, поэтому дайте максимальную обратную связь в комментариях, а также поддержите наши попытки репостами, если они вам действительно нравятся.

Вчера начал читать книгу Тины Силинг "Почему никто не рассказал мне это в 20?"(издательство "Манн, Иванов, Фербер") и решил, что ключевые идеи из книги можно перевести в ёмкий и актуальный формат SmartReading. Это сокращённый пересказ книги. Но не тот, к которому прибегали некоторые в школе.

Формат SmartReading подразумевает собой выделение из бизнес-литературы ключевых мыслей , потому что большинство таких книг наполнены "водой" - мотивирующими историями, долгими разборами очевидных вещей и тому подобным. Обычно "пересказчики" следуют по главам книги - берут одну, выделяют главные мысли, доносят их до читателя. Так поступим и мы.

Глава 1. Купи один и получи ещё два бесплатно

В главе рассматривается "баянная" история о студентах из Стенфордского универститета(эта же история есть почти в каждой подобной книжке) - студентам дали задание имея 5$ заработать миллион. Все поняли, что капитал не серьёзный и начали фантазировать. Кто-то начал продавать "воздух в колёсах", накачивая велосипедные шины, кто-то занимать очереди в ресторанах(за рубежом в ресторан вечером без записи не прорваться, все ходят поесть в рестораны).

Победители вернулись с 650$. Они договорились вместо презентации своей недельной деятельности сделать рекламный ролик и показать его всем участвовавшим в соревновании студентам.

Тина приводит множество примеров креативного мышления: "баянную" историю, как парень обменял скрепку на дом, как другим ребятам была дана скрепка и они решили устроить акцию по составлению самого длинного кольца из скрепок и другие.

Выводы главы:

  1. Нас окружает множество возможностей.
  2. Чем больше проблема, тем больше возможностей для её решения.
  3. Всегда возможны креативные методы решения, особенно когда ресурсы ограничены.
  4. Мы слишком часто задаем жесткие рамки для проблем.
  5. Нам часто навязывают совсем не те правила, по которым живёт реальный мир. А в последствии мы имеем навязанные ограничения.

Глава 2. Цирк вверх тормашками

Глава о необходимости вставать лицом к проблеме, а не бежать от неё или жаловаться. Проблемы советуют воспринимать как возможности для роста, а при решении максимально использовать свой потенциал.

Автор предлагает в подтверждение историю о компании Palm, конкуренте Apple в девяностых. Продукт Zoomer потерпел фиаско, тогда глава компании начал обзвон клиентов с целью узнать какой функционал им требуется. Тогда Palm придумали много новых фишек, благодаря которым обогнали конкурента.

С проблемами столкнулись участники второго турнира Innovation Tournament. Одна команда-участник, имея на руках лишь резинки, решила назвать их Do Bands и продавать как браслеты обещаний. Каждому браслету присвоили свой номер, по которому можно было на сайте узнать что же обещал владелец. Кампания продлилась всего несколько дней, но решение было придумано действительно креативное.

Представители компании BioDesign Fellows пошли другим путём - наблюдали за работой врачей, выявили их проблемы и начали решать наиболее значимые из них, создавая нужный продукт.

В эпоху зарождения банкоматов участники фокус-групп крайне негативно отнеслись к использованию компьютеров вместо кассиров. Сегодня мы понимаем, что участники фокус-групп ошибались.

Так и "Цирк дю Солей" в своё время совершил революцию в цирковом искусстве. Раньше цирковые представления были абсолютно идентичны. Идея цирка нового формата была антиподом имевшимся устоям - дорогие билеты, невысокая крыша, отсутствие зазывал, никаких клоунов и животных. И эта идея выжила.

Ключевые мысли главы:

  1. Ищите проблемы в реальном мире, их много.
  2. Нет ничего невозможного.
  3. Находите необычные решения, действуйте "не форматно", если это необходимо.

Я только что сэкономил вам примерно 30 минут вашей жизни, изложив 65 страниц этой книги в нескольких абзацах. Если вам понравилось и вы хотите продолжения завтра, сделайте репост этой записи и оставьте комментарий.

Автор - преподаватель Стэнфордского университета, а еще невролог, лектор, предприниматель жена и мамочка, Тина Силиг (Tina Seelig). Книгу эту она создала по мотивам записей для своего сына, готовившегося поступать в колледж, и сделала это в авральном режиме за несколько месяцев. Отсюда вытекают два момента:

Книга местами хаотична и сумбурна; запросто можно потерять нить повествования. Это вам не максимально упорядоченный Трейси с разжеванными лягушками, хотя в конце книги Тина Силиг обобщает все, что успела рассыпать по страницам.

Книга рассчитана на тех, кто находится в начале пути, преимущественно предпринимательского. Впрочем, пригодится она и стартаперу, и ведущему тренингов (в книге много упражнений и идей для работы в группе), и преподавателю, и просто любителю мотивирующей бизнес-литературы. Сама Тина называет предпринимателем человека

который занимается выявлением проблем и превращением их в выдающиеся возможности.

В 2013 году эта книга выходила под названием "Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след" . В новом издании вернули первоначальное название "Почему никто не рассказал мне это в 20 лет? Интенсив по поиску себя в этом мире".

Интенсив не равно алгоритм или рецепт, это просто концентрированный сборник идей и историй, которые, пусть и весьма американские по духу (люди, фирмы, реалии), читаются как-то поживей, чем в задушевном "Курином бульоне для души" . Из вороха этих заметок нужно вычленить главное, и этим книга Тины Силиг напомнила мне "Птицу за птицей" .


Фишка книги - большое количество сносок на исследования и тематические видеоролики (один из них - с подсчетом пасов баскетбольного мяча - я даже посмотрела, так заинтересовало меня его книжное описание). Ссылки удобно использовать в электронной версии книги, вводить их с бумаги будет сложнее.

Основные моменты:

Постоянно ищите что-нибудь, что можно улучшить , проблему, которую нужно решить. Если нет - создавайте и продвигайте свои идеи (придумал особую модель снегоступов? - иди и расхваливай ее продавцам в спорттоварах, вытаскивай их на прогулки по лесу, предлагай отелям организовать специальные трассы). Не ждите, пока кто-то разрешит вам это делать - пинайте сами себя.

В сущности, нас не учат принимать проблемы как должное. Напротив, нас учат, что проблем следует избегать или что на них надо жаловаться.

Найдите нерешенные проблемы в своей организации, спросите себя, чего вы хотите, найдите способ применить свои навыки и опыт, изъявите желание сделать первый шаг и пойти куда-то, где вы еще не были. Вокруг вас всегда имеется масса возможностей, ожидающих, что вы начнете работать над ними.

Если подумать, даже в самой бредовой идее можно найти рациональное зерно (бикини в Антарктиде? - да запросто!).

Порой люди отвергают идеи, потому что не могут увидеть их ценности или потому что у них не находится времени на тщательное их изучение. Но часто эти отринутые идеи оказываются довольно многообещающими.

В сущности, цель этой книги состоит в том, чтобы побудить вас посмотреть на жизнь с новой точки зрения, осознать препятствия, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, и начертить план движения в будущее. Книга разрешает вам подвергать сомнению общепринятую мудрость и заново переоценивать правила, по которым живет окружающий мир.

- четкого плана не обязательно придерживаться в точности (авторы методики и книги про 12 недель в году не согласны!).

Я советую вам планировать карьеру как и планирование путешествия. Обозначить себе какие-то точки, но при этом всегда быть готовым ухватиться и распознать новую возможность.

- работа должна быть осмысленной - понимайте, зачем вы стараетесь

«Если вы нальете бензин на бревно, то получите в итоге мокрое бревно. Однако если вы выльете бензин на небольшой огонек, то получите адское пламя». Иными словами, важно четко понимать, вкладываете ли вы свою энергию в нечто, способное обеспечить отдачу. Это одна из самых главных проблем в жизни. Мы слишком часто проводим массу времени, двигаясь в тупик.

Итак, это еще одна книга о том, что надо выходить из зоны комфорта (подскажите мне книгу, в которой говорится, как в эту зону попасть и побыть в ней!). Находить проблему, решать ее разными потрясающими способами, прорабатывая неудачи и выходя за рамки.

В реальной жизни на каждый во­прос можно найти сразу несколько ответов, верных в той или иной степени. А что еще более важно - есть право на ошибку. В сущности, неудачи - это важнейшая часть процесса обучения.

Автор постоянно приводит примеры людей, которые так поступали, включая Стива Джобса. Конечно, интересно вдохновиться чьим-нибудь примером и решиться на риск или крутой поворот. Но то, что в книге нет историй людей, у которых не получилось, не значит, что таких людей не было. Про них просто не написали... Это тоже надо иметь в виду, кидаясь превращать скрепку в дом и зарабатывать свои "много денег" за пять минут.

P.S. Когда я уже дописала этот отзыв, моя второклашка пришла спросить совета по школьному проекту. Мы разговорились, и очень удачно пришелся пример о Цирке дю Солей. Никогда не знаешь, где и что из прочитанного пригодится.