Когда человек обвиняет всех кроме себя. Образец для подражания

You can comment here or .

Иногда мне кажется, что если бы люди каждое мгновение могли слышать голос интуиции, то они не совершали бы ошибок. То, что воспринимается как ошибка – просто непонимание законов природы, когда то, что происходит на самом деле не совпадает с идеальными представлениями о том, каков должен быть мир.

Мудрецы говорят – дурак винит других, умный – себя, мудрец не винит никого.

Итак, чемпионы, делайте выводы.

1. Чтобы твердо встать на путь успеха необходимо перестать винить других в собственных проблемах, неудачах, эмоциональных перепадах. В принципе, и себя винить совершенно не нужно. Не станешь же ты винить малыша в том, что он неправильно держит карандаш. Постепенно он научится и будет прекрасно рисовать или писать. Ты тоже не можешь знать абсолютно всего, просчитать наперед все возможности.

2. Открою один секрет. Знаешь, кто может подсказать тебе правильный ответ? Твоя интуиция! Это камертон, настроенный на голос Вселенной. Это – компас твоей жизни. Если ты научишься доверять ей, то многие проблемы просто исчезнут сами собой. К примеру, тебя в детстве научили вести себя определенным образом. Тебе говорили, что хорошие мальчики-девочки поступают именно так и поэтому добиваются успеха. Но твой жизненный опыт показывает тебе противоположное. То, что тебе преподнесли как средства достижения успеха, на самом деле ничто. Самое время начать поступать так, как ты чувствуешь, как считаешь правильным. Постоянно, всегда. Кадждый день, каждый час, каждую минуту!

3. Не стоит опускать руки, если тебе тяжело, грустно или больно. Чаще всего самая темная ночь – перед рассветом. Если в момент трудностей ты не перестанешь верить своему внутреннему голосу и следовать своей внутренней истине, то по выходу из сложной ситуации ты удивишься, как много твоих проблем разрешились «сами собой». На самом деле все объясняется очень просто. Часть твоего бессознательного «заточена» под старые представления, а когда ты следуешь интуиции, ты можешь попасть в ситуацию, внутренне тяжелую. На самом деле тяжесть возникает потому, что новые пути и свежая энергия твоей жизни буквально «прорубают» себе дорогу сквозь отжившие стереотипы.

4. Еще одна ловушка. Перестав винить окружающих, ты по привычке обвинять кого-то можешь обрушить обвинения на себя самого. Вспомни в этот момент малыша, неумело держащего карандаш. Смысл жизни – в самой жизни. А цели – это рубежи, этапы, то, что делает ее более насыщенной, интересной, придает жизни пряность и динамизм. Если ты еще чему-то не научился, о чем говорят плачевные результаты, самое время приступить к тренировке своих навыков!

Не важно, тонна ненависти или тонна нежности лежит у вас на душе.
Когда чувство не находит выхода, то это просто тонна. У вас на душе.

«Беспричинная» неудовлетворенность

Как интересно устроено наше психическое: имея определенные желания, необходимые для счастливой жизни, оно не дает нам расслабляться ни на минуту. Не получив то, что было необходимо, оно доберет это другим способом, пусть и более грубым, но в результате мы получаем свое наполнение. Но когда не знаешь, чего хочешь, и не понимаешь, чего не хватает в твоей жизни, становится невыносимо и тошно. Тошно от людей, жизни и самого себя.

Щемящее чувство в душе, что чего-то не хватает – вроде все есть, но что-то все же не то. Чего-то такого, от чего жизнь стала бы ярче в красках и глубже в смыслах, спокойнее и удовлетвореннее. Тогда мы начинаем искать, чем заполнить эту пустоту, которая растаскивает на куски наше спокойствие. В таком случае мы придумываем себе праздники – эдакие веселые денечки, разрядку от пресноватой жизни, чтобы на пике эмоций закричать от восторга «Жить классно!». Но проходит праздник, и все новые ощущения затираются в повседневности. День за днем уныло. День за днем серо…

Ничего не происходит само собой, и судьба не спешит одаривать нас подарками восторга и удовольствия от жизни. Но и праздники невозможно себе устраивать каждый день, в конце концов, они тоже приедаются. Но если есть желание к большему, разве это не заложено в природе? Как можно хотеть то, чего нет, то, что невозможно? Если в принципе все в порядке, но я не получаю желаемого удовольствия от жизни, что нужно менять?

В природе любое желание потенциально может быть наполнено. Есть желание – есть и наполнение. Одного без другого не может быть. Хочешь – бери. Но как? Как понять, чего мы хотим? Не наполняя свои желания, мы сталкиваемся с тревогой о том, что упускаем что-то важное в жизни. Складывается ощущение, что кто-то не дает нам счастья, хотя мы, конечно же, достойны.

Не понимая, что нас гложет, не понимая себя, мы живем в мире, полном таких же людей, как и мы сами. И ощущая весь этот дискомфорт, мы благополучно спихиваем его причины на других. Сотни тысяч взрослых людей обвиняют в своих нехватках всех, кого угодно, но только не собственную персону. Барахтаясь, как слепые котята, мы тычемся в заменители жизни и наутро снова падаем обратно в реальность, так и не сумев удержать минутное счастье рядом. И неважно, что мы себе выбираем: алкоголь, наркотики, игры, тусовки, тупую болтовню, шопинг, монашество или еще бог знает что. И неважно, отдаем ли мы себе отчет в том, что обвиняем всех, кроме себя. Мое Я – это то, что всегда будет на первом месте, даже если мы ведем себя наоборот, в угоду другим.

Так и живем. Ни о чем не подозревая и не понимая подоплеку своих состояний и настроений. Но желание, которое движет нами, заставляет искать ответ, непонятно на какой вопрос. Оно не исчезает. Его не заполнишь «праздниками». Каждому подавай по потребностям и точка.

Беда в том, что мы по-хорошему не понимаем и легко заталкиваем грустную мысль обратно, откуда она там берется… Мы не слушаем подсказки природы. Тогда срабатывает плохой сценарий, и постепенно становится очевидно, что так жить нельзя.

Ненаполненные желания ищут своего наполнения и не получая его, реализуют себя вкривь да вкось, еще больше запутывая нас. Со временем все как-то комкается в жизни, и плохие состояния души посещают все чаще. Недовольство от жизни потихоньку растет, а жизнь про-хо-дит…

Сами того не подозревая, мы держим в себе эмоции, которые должны найти выход и не найдя его, выплескиваются не самым приятным способом. Есть такое понятие «поскандалить всласть» – имеется в виду, что после скандала остается приятное послевкусие, облегчение. Это действительно так: выплескивая свои недовольства, душившие изнутри, мы получаем облегчение. По сути, это наши неудовлетворенные желания, нашедшие черный ход. Не получившие должного наполнения, наши врожденные желания оставляют место для чувства неудовлетворения жизнью.

Особенно ярко такие моменты проглядываются в толпе, например, в очереди магазина, где едва найдя повод, люди начинают скандалить. У меня всегда создавалось ощущение, что скандалисты будто только и ждали момента, чтобы зацепиться за что-нибудь и начать разборки. Это так и есть. Недовольство жизнью заставляет нас делиться своими переживаниями в неприятной форме. Когда человек всем доволен, то у него не будет надобности вываливать на окружающих негатив, а наоборот, он будет «смягчать» своим присутствием атмосферу.

Переживая каждый свои неприятности, вместе мы являемся комом негатива. Но при этом причины возникновения такого поведения у людей разные. Поняв причину постоянного недовольства, мы можем легко управлять своим состоянием.

Но как тут разобраться, если проблемы есть у всех и каждый чем-то недоволен в жизни? Не бывает все идеально, более того, не должно быть идеально все. Дискомфорт заставляет нас двигаться вперед, развиваться и улучшать себя, свою жизнь. Не понимая этого, мы погружаемся в это плохое состояние, и вместо исправления ситуации, решения проблем, злимся на судьбу, жизнь, людей вокруг и т.д… В конце концов, мы можем обвинять и себя в своих неудачах, но при этом может появиться ощущение безысходности. Мы всегда ждем помощи, даже не осознавая этого, мы снимаем ответственность с себя и возлагаем наивные надежды на кого-то другого…

Вокруг нас огромное количество людей, которые, как нам искренне кажется, только и хотят навредить и испортить нам жизнь, «вот в чем причина моего плохого настроения!» – ошибочно можно предположить.

Чтобы попытаться изменить ситуацию, необходимо от чего-то отталкиваться. Существует множество методик, которые направлены на то, чтобы улучшить отношения и устранить давящее чувство дискомфорта, вызывающее скандалы. Например, мне часто встречались такие: принять человека таким, какой он есть или постараться не замечать изъяны. Но на практике оказывается, что просто принять человека невозможно, потому что Я (надо сказать, что Я – это наше все) всегда лучше других, даже неосознанно. И другой человек, имея в корне совсем другие свойства, никогда не будет восприниматься нами как образец – мы все разные. Не замечать недостатки людей тоже не получается, такое сдерживание эмоций рано или поздно приведет к взрыву негатива. Перестать общаться с людьми нереально, так же как и жить в вакууме. Себя тоже не перекроишь – данное от природы устройство психики остается с нами на всю жизнь.

Что же делать?

После того, как мы понимаем, что конфликты не исчерпываются до конца, и уже нет сил бороться с собой, опускаются руки, мы делаем вывод, что лучше прекратить такое общение. Но карусель смены круга общения ни к чему не приведет. Меняя окружение, мы неминуемо сталкиваемся с теми же проблемами, выбирая себе для общения похожих между собой людей снова и снова.

В любом случае, после попыток съехать с дороги недовольства и скандалов приходится начинать со своей величественной фигуры. Можно ли посмотреть на других людей по-иному, чтобы они перестали казаться причиной всех наших проблем?

Можно. Можно наладить свою жизнь. Наладить так, чтобы не являть собой ком из недовольства жизнью и ненависти к другим людям, и естественным путем не вестись на провокацию таких же пышущих неприязнью личностей.

Звучит все это красиво и правильно, но как-то отдаленно от жизни, как теория, не применимая на практике. Однако это не так. Во всех этих недосказанных смыслах важно понимать одну вещь – чтобы полностью брать ответственность за себя, нужно понимать себя. Знать свое устройство, вникать в причинно-следственные связи своих мыслей и поведения. Ведь мы не будем ругать дождь, если не смогли уберечься от него – понятно, что это бесполезно. Все мы знаем закон круговорота воды и понимаем, что это устройство природы, и некого обвинять, нужно смотреть прогноз погоды и брать с собой зонт, если это необходимо.

Попробую разобрать причинно-следственные связи недовольства жизнью и последующие неприятности у разных людей, используя методику .

Очевидно, что все люди разные. А какие разные?

Угрюмые, манящие, нудные, властные, задумчивые, чувственные, компанейские или скрытные… Кажется, что можно перечислять бесконечно и запутаться проще простого. Однако не все так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Системно-векторная психология выделяет восемь основных типов психического. Каждый тип (вектор) имеет свои врожденные свойства и желания, которые отличаются между собой и не пересекаются друг с другом. Естественно, что ценности у каждого человека свои, в зависимости от наличия тех или иных векторов. Реализуя свои природные стремления, желания в жизнь, люди получают удовольствие. Биохимия головного мозга уравновешивается – то есть, наполняясь реализацией именно своих желаний, мозг выделяет эндорфины – вещества, которые ощущаются нами как счастье и радость от жизни.

Люди, наделенные разными векторами, реагируют на реальность по-разному. И проявляют себя тоже по-разному. Естественно, что причины их недовольства жизнью будут в корне различаться. Не сумев правильно реализовать себя, свой потенциал, мы испытываем страдания и часто не догадываемся о том, насколько сами являемся причиной этих неприятных ситуаций.

Итак, попробуем разобраться.

Дурак обвиняет других;
Умный обвиняет себя;
Мудрый же не обвиняет никого.

Иуда Габирол. Жемчужная россыпь

Обвинительство как качество личности – склонность, при любом стечении обстоятельств, считать, что во всём виноваты другие; виноватить, считать неправым, осуждать за что-нибудь, упрекать в чем-нибудь.

Возвращается муж из командировки, жена в постели с мужиком кувыркается. Всё на сто процентов очевидно. Жена выходит из спальни и говорит: — Ну, вот опять сейчас начнутся грязные намеки, гнусные обвинения.

Обвинительство, стоит задеть его раздутое эго, с завидным постоянством необоснованно обвиняет всех и вся во всех смертных грехах. Чего у него нет, так это самокритичности. Зато есть могучий оправдательный механизм, завышенная самооценка и чрезмерная амбициозность. Обвинитель не хочет принять мысль из Библии (Нового Завета): «Прежде, чем обвинять, постарайся оправдать».

Обвинительство пользуется тем, что жизнь дает массу поводов для обвинений и порой крайне сложно разобраться, надуманно оно или соответствует реалиям жизни. Кардинал Ришелье как-то сказал: «Даже в одной строчке, написанной человеком, можно найти то, за что его можно повесить». Позднее стали говорить: «Если человеку, не объясняя причин, дать пожизненный срок, поговорив со своей совестью, он будет знать за что».

Обвинительство – двоечник в прохождении жизненных уроков, ибо оно не признает собственных ошибок и сваливает причины своих несчастий на окружающих, злой рок, козни недоброжелателей, плохую наследственность, сглаз, словом, на всё, что угодно, лишь бы, как самосвал, сбросить свою вину на плечи других людей или непреодолимых обстоятельств. Обвинитель – мастер очернить и «перевести стрелки» на внешние объекты.

Женщина на исповеди: — Батюшка! Дайте мне разрешение на развод с мужем! — А в чём дело, дочь моя? – Всегда разбрасывает носки или спит в них. От футбола не оторвешь. Из ванны выскакивает голый и начинает танцевать танец маленьких лебедей. — А что же ты за него замуж-то пошла? — Дура была! — Вот видишь, а он тебя, дуру, замуж всё-таки взял…

Обвинительство бежит от ответственности за всё, что происходит в его жизни, как вампир от святой воды. Во всём виноваты другие, только не оно. Ему не важно, право оно или нет. Своё внутреннее недовольство оно обязательно выплеснет в грубой или издевательской форме. Для этого им используются упреки, попреки, мелкие уколы или бытовые обвинения. По сути, обвинительство является прямым следствием безответственности, необязательности, внутреннего недовольства, общего негативизма и бескультурья. Фредерик Бегбедер писал: «Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого».

В арсенале обвинительства — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Почему ты всегда такая неуклюжая? Из-за тебя я палец порезал!». – «Я здесь причем?» — «Ты всегда лезешь под руку, как и твоя мамаша» — «Да я к тебе даже не подходила» — «А и не надо подходить. Я услышал, что ты опять уселась смотреть сериал, и из-за этого отвлекся».

Словечки «никогда», «сколько ни говори», «опять», «как всегда» — любимые в лексиконе обвинителя. Сказал «всегда» и тем самым обозначил устойчивое проявление какой-то отрицательной черты характера своего оппонента. Муж и жена попали к людоедам. Пока те плясали вокруг них ритуальный танец, муж прошептал жене: – У меня складывается впечатление, что они собираются нас съесть. – Ты, как всегда, думаешь о еде.

Такое общение, оскверненное надуманными обвинениями, — признак махровой эгоистичности и невоспитанности. Обвинения вызывают протестное настроение. У каждого человека в ответ на них возбуждается ложное эго. Поэтому перепалка переходит в скандал, в котором каждый, не слушая другого, может фонтанировать обвинениями.

В обвинениях и упреках нет никакой пользы. Мартышкин труд пытаться посредством их достичь понимания. Тхить Нят Хань пишет: «Когда вы сажаете салат, а он плохо растет, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат. Однако когда возникают проблемы с нашими друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека. Но если мы знаем, как обращаться с подобными ситуациями, дела пойдут на лад. Обвинение вообще не приносит положительных результатов, также бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы, только понимание. Если вы понимаете, и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится».

Жить с обвинителем крайне сложно. Нужно иметь гигантскую терпимость, могучую снисходительность и не убиваемую доброжелательность. У жертвы обвинительства обычно развивается комплекс неполноценности. Как правило, от обвинителя все бегут. — Сперва жена моя сбежала, — жалуется он, — потом собака и коты… Сейчас смотрю, как трудно рыбкам аквариум толкать к двери…

Когда обвинитель с кем-то расстается, он высказывает напоследок всё, что раньше в себе сдерживал. В обвинениях он находит способ поддержать падающую самооценку. Бернхард Шлинк в книге «Гордиев узел» пишет: «Когда нас покидают, мы ищем спасения в обвинениях - чтобы те, кто нас бросил, оправдывались и извинялись и тем самым были с нами. В этом смысле мы всерьез воспринимаем свои обвинения, но вообще готовы на любой вид амнистии».

Обвинитель, как правило, находит свою жертву в лице жены или мужа, делая их виновником всех своих бед. Муж с женой ссорятся: — Неблагодарный! Я отдала тебе лучшие годы моей жизни!- Если это были лучшие, могу себе представить, что меня ожидает в будущем!

Обвинительство – поисковик врага везде и во всем. Обвинителя пьянит энергия страха окружающих. Так происходит потому, что востребованы самые низшие качества его личности. Зачастую обвинители трусливы. Поэтому они находятся в постоянном поиске более трусливых и низких людей, на которых безболезненно можно поупражняться в обвинительстве.

Обвинительство зачастую проявляется в связке с глупостью. Например, разве не глупо обвинять женщину в том, что она реализует свою природу? Вместо обвинения следует тогда говорить глупую фразу: «Эх, ты, женщина!» Мы ж не обвиняем хищников в том, что они плотоядны.

Обвинительство – генератор негативных эмоций. Прежде чем обижаться, злиться, ревновать, страдать от одиночества, человек прокручивает в голове обвинения к человеку, вызвавшему у него, к примеру, ревность. В постоянном желании обвинять мир и окружающих обвинитель вынужден привлекать к себе на помощь негативные эмоции. К примеру, он обвиняет правительство в плохой жизни. Чтобы быть убедительным в глазах окружающих, нужно привлечь гнев, возмущенность, негодование. Чтобы обвинить жену в неверности, нужно позвать на помощь ревность.

Жена — обвинитель ежедневно осматривает пиджак своего супруга и за каждый волосок, найденный ею, устраивает ему сцены ревности. Однажды она не обнаружила ни одного волоска и крикнула: — Вот до чего ты дошел, не брезгуешь даже лысыми женщинами!

Петр Ковалев 2014 год

Если у вас не все получается, не перекладывайте груз ответственности со своих плеч на плечи других. Поиск виноватых не только отвлечет вас от планов, но и обеспечит негативное отношение к вам окружающих. Вы можете остаться в одиночестве и вместо соратников обретете недоброжелателей.

Толкование закона

Жизнь каждого человека состоит из чередующихся черных и белых полос. У каждого бывают моменты, когда ничего не получается, все валится из рук и все самые благие начинания оборачиваются полной противоположностью. Как соблазнительна возможность обвинить во всем других! Ведь в любой ситуации можно найти того, на кого очень легко будет переложить ответственность за свои поступки. Достаточно просто вспомнить всех, кто был в это время рядом. Один окажется виноват тем, что давал советы, следование которым привело к сложившейся ситуации. Другой же, напротив, будет обвинен в том, что он не вмешался вовремя и не предотвратил такой поворот событий. Кто-то окажется виноват своим присутствием, кто-то своим отсутствием, а кто-то просто одним своим существованием.

При этом самым жестоким обвинением подвергнутся те, кто преуспел в чем-либо или просто живет достаточно благополучно. Ведь так просто решить, что количество удачи и счастья в этом мире строго отмерено, и тот, кто счастлив сейчас слишком сильно, на самом деле счастлив за чей-то счет. Типичные примеры такого поведения – упреки супругов, которые они бросают друг другу. К чему они обычно сводятся: «ТЫ испортил мне жизнь», «если бы не ТЫ...», «это все из-за ТЕБЯ!». Ты, ты, ты... и ни одного Я.

Этот путь выбирают слабые и несчастные люди. Они просто не в силах реально смотреть на мир. Он для них слишком страшен. Страшен тем, что рано или поздно каждый в нем должен стать самостоятельной личностью и научиться отвечать за свои поступки. Им этого очень не хочется. Ведь если признать, что ты сам виноват в своих промахах и неудачах, то придется признать так же, что что-то ты в этой жизни делаешь не так. Где-то ошибаешься. Сам. А не кто-то еще. Но если признать свою ответственность за совершаемые действия, рано или поздно можно оказаться перед необходимостью что-то исправлять. Причем самостоятельно. Зачем так трудиться, если можно выставить себя несчастной жертвой злых обстоятельств или, что еще приятнее, чьего-то недоброго умысла. А решение всех проблем и исправление ошибок с легкостью предоставить другим. Ведь это же они во всем виноваты.

Тот человек, который предпочитает действовать по этой схеме никогда в жизни не добьется успеха. Успех не сопутствует слабым, а неумение признать свои ошибки – это самая настоящая слабость. Но успех обеспечен тому, кто не обвиняет в своих неудачах другого и не перекладывает ответственность за свои поступки на чьи-то плечи. Анализируя причины неудач, такой человек постепенно учится реально оценивать свои силы и возможности, что приводит к тому, что он постигает истинные законы жизни и начинает жить в соответствии с ними.

Такому человеку обеспечено и хорошее отношение, и поддержка со стороны окружающих. Ведь каждый человек понимает, что от ошибок не застрахован никто. Но если, попав впросак, кто-то стремится обвинить в этом кого угодно, только не себя, он не вызовет симпатии и оттолкнет от себя даже старых своих друзей. Напротив, тот, кто готов признать свой промах и трезво разобраться в сложившейся ситуации, привлекает к себе людей своей честностью, надежностью и настолько сильным стремлением найти свой путь, что его не останавливают даже временные неудачи. От такого человека исходит ощущение огромной внутренней силы и уверенности в себе, он не боится на свой страх и риск совершить поступок, на который решится не каждый. Поэтому он скорее добьется успеха в жизни, чем тот, кто всю жизнь прячется за чужими спинами и ищет виноватых в своих несчастьях.

Образ

Сизиф, вечно вкатывающий в Аиде на гору камень, был наказан за неповиновение богам. Он хотел показать, что сильнее, умнее и хитрее бессмертных, а когда его обличили во лжи, не нашел в себе сил признать свои ошибки и раскаяться в них. За это он обречен на вечный и совершенно бессмысленный труд, который не имеет цели. Так и тот человек, который всегда будет считать себя вправе обманывать других и пользоваться их слабостями, в конце концов будет обличен. И если он сможет признать свою вину перед людьми и смело посмотреть правде в глаза, то наверняка заслужит прощение. Тот же, кто в наглости своей и глупости будет упорствовать, обречен на одиночество, и вся его деятельность будет лишена, смысла.

Доказательство закона

Правило «начни с указания своих ошибок, если хочешь отметить чей-то промах» должно быть впечатано огненными буквами в память каждого дипломата и политического деятеля. Но далеко не все готовы применить это правило в любой момент. Когда же они вспоминают о нем, оно может спасти их. Пример тому – история, произошедшая с князем фон Бюловым. В 1909 г правителем Германии был кайзер Вильгельм II – Вильгельм Самонадеянный, Вильгельм Надменный, как его называли. Он был охоч похвалиться силой своей армии и флота, которые считал непобедимыми. Начиная бахвалиться, кайзер не знал удержу, и однажды, находясь в гостях в Англии, он сделал совершенно абсурдные заявления, которые были опубликованы в «Дейли Телеграф» и потрясли весь цивилизованный мир своей наглостью и нелепостью.

В частности, он утверждал, что кроме него, ни один немец не питает симпатии к англичанам и именно он отвел от Англии угрозу, когда ее собирались стереть с лица земли русские и французы и т. п.

Все правители были в негодовании, особенно возмущены такой наглой ложью были правящие верхи Англии. В ужас пришли и все политики Германии. Пахло международным скандалом. Кайзер был сильно напуган поднявшимся шумом и искал, на кого бы переложить ответственность. Выбор пал на князя фон Бюлова, который в то время занимал пост рейхсканцлера Германии. И кайзер потребовал, чтобы князь объявил себя виноватым в назревающем конфликте. Фон Бюлов должен быть объявить, что кайзер действовал по его совету.

Но рейхсканцлер справедливо полагал, что ни один разумный человек не поверит, что он мог посоветовать своему кайзеру такую глупость. И он был прав. Он ошибся в другом – об этом нельзя было говорить Вильгельму. Тот был в ярости, ведь князь считал, что кайзер совершает такие ошибки, которых никогда не совершил бы какой-то рейхсканцлер!

И фон Бюлов нашел лучший выход из создавшийся неловкой ситуации. Он резко сменил тон и начал расхваливать способности и поступки своего кайзера. Он уменьшал свои организаторские способности и превозносил умение Вильгельма управлять такими великими армией и флотом, упомянул о его успехах в естественных науках. Не забыл князь и обратить внимание на свое полное невежество в этой области. После расхваливания всех талантов Вильгельма он скромно упомянул о том, что все-таки немного знаком с историей и неплохо проявляет себя в политике и дипломатической сфере.

Захваливая кайзера и приуменьшая собственные способности, фон Бюллов добился того, что ему было нужно, – кайзер сменил гнев на милость и простил ему опрометчивое заявление. Он жал своему подданному руки и убеждал в том, что вместе – они несокрушимая сила, так как их таланты прекрасно дополняют друг друга. Тем же, кто рискнул бы сказать что-то нелестное о князе, Вильгельм обещал собственноручно «дать по физиономии». Так, обиженный, разгневанный кайзер, благодаря нескольким словам похвалы и признаний его достоинств, превратился в лучшего друга того, кого несколько минут назад был готов растерзать. Поистине, умение признавать свои ошибки свойственно не всем людям, но тот, кто умеет это делать, тот непременно добьется успеха.

Чем более высокое положение занимает человек, тем значительнее последствия его ошибок для окружающих. И ему необходимо мужество, чтобы признать свою вину. Подлинно великим человеком в этом смысле был генерал Роберт Ли, командовавший армией Юга во время гражданской войны в Америке. Блестящая атака, вошедшая в историю под названием «бросок Пикета», по планам конфедератов, должна была принести им победу, но закончилась одним из самых горьких поражений и этим ознаменовала перелом в войне, который символизировал, что победа Севера уже близка.

В том, что запланированная акция потерпела крах, была вина многих людей. И при желании генерал Ли мог обвинить в неудаче и командиров нескольких дивизий, и кавалерию, которая вовремя не прикрыла наступление пехотинцев. Но он был смелым и сильным человеком. Он встретил возвращающуюся горстку солдат, оставшихся от разбитого войска, словами покаяния. Он возложил всю ответственность за происшедшее на себя, не обвиняя никого, и этим заслужил безграничное уважение и простых солдат, и президента Конфедерации.

Авторитетное мнение

Кто на многое отваживается, то неизбежно во многом и ошибается.

/Менандр/

Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным.

/Карлейль/

Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же недопустимо, как порицать (а это я делаю весьма часто) чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища.

/М. Монтень/

/П. Буаст/

Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу в них признаться.

/Ф. Ларошфуко/

Чем сильнее человек, чем выше нравственно, тем смелее он смотрит на свои слабые стороны и недостатки.

/В. Г. Белинский/

Обратная сторона закона

Но и этот закон может иметь обратную сторону. Казалось бы, что плохого в том, что человек умеет признавать свои ошибки. Но дело в том, что некоторые доходят в этом до крайностей. Есть люди, которым свойственно повышенное чувство ответственности за все происходящее с ними и с другими людьми. Они склонны анализировать все, происходящее в мире, и во всех неудачах – как своих собственных, так и случающихся у других людей – склонны винить себя. Это не тот трезвый взгляд на мир, который позволяет определить причину неудачи и сделать все, для того чтобы она не повторилась. Если такая привычка обвинять во всем себя становится нормой жизни, она не приводит ни к чему хорошему.

Ведь постоянное чувство вины, сопровождающее такого человека по жизни, не является нормальным человеческим состоянием и, конечно, не способствует обретению душевного равновесия и уверенности в себе, без чего невозможно достигнуть успеха. Повышенное чувство ответственности заставляет таких людей стараться держать под контролем все, что происходит вокруг них, и участвовать во всех делах. Постепенно постоянное чувство вины может переродиться в достаточно болезненное состояние, которое не принесет ничего хорошего.

Нельзя забывать и о реакции окружающих. Немногим понравится то, что кто-то хочет постоянно решать их проблемы и отвечать за них. Нормальному взрослому человеку свойственно желание добиваться успеха самостоятельно, не перекладывая решение встречающихся на пути проблем на чужие плечи. Но всегда найдутся те, кто не упустит возможности воспользоваться чужим плечом, особенно если его так настойчиво предлагают.

Это как раз те люди, которым очень удобно иметь рядом с собой того, кто в любой момент готов взять на себя ответственность за все что угодно. Рядом с таким «ответственным» жить очень удобно, так как он не заставляет действовать самостоятельно, ни в чем не обвиняет, а представить его причиной собственных неудач очень просто. Но такой «симбиоз» постепенно превращает одного в тирана, а другого – в вечного «козла отпущения». Кто добровольно согласится на роль последнего?

Байка

Умение признавать свои ошибки еще не повредило никому. Так, Дейл Карнеги в своей известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» рассказывает такую историю, произошедшую с ним.

В лесопарке, где он обычно прогуливался со своим маленьким бульдогом Рексом, было запрещено появляться с собаками, на которых не был надет намордник, а к ошейнику не прикреплен поводок. Но ни одна собака не любит этих приспособлений, а Рекс был псом достаточно дружелюбным, чтобы хозяин позволил себе избавить его от этих неудобств. Но с мнением автора книги был совсем не согласен полицейский, который выполнял свои служебные обязанности столь ревностно, что, угрожая объяснением с судьей, заставил Карнеги «экипировать» свою собаку по всем правилам. Разумеется, подчинившись на этот раз, Карнеги скоро нарушил приказ и снова стал отпускать Рекса побегать на свободе.

Через некоторое время, на очередной своей прогулке, они повстречали того же полицейского. Беды было бы не миновать, если бы Карнеги дал блюстителю порядка заговорить первому. Но решил начать с признания своей вины и смиренного покаяния. Он дал почувствовать офицеру, что признает свою вину и целиком находится в его власти. И суровый полицейский смягчился. Он почувствовал себя значимым, имеющим право не только карать, но и миловать. А ведь миловать гораздо приятнее. И он произнес примерно следующее: «Дайте своей собаке побегать там, за холмом, где мне ее не видно, и мы забудем об этом». Так умение признавать свои ошибки помогло автору известной книги избежать сложной ситуации и сделать приятное другому человеку.