Ковалевский основные идеи. Социологическая концепция ковалевского

Макси́м Макси́мович Ковале́вский ( , Харьковская губерния - , Петроград) - русский учёный, историк , юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель, один из руководителей русского масонства , член I Государственной думы и Государственного совета. Большая часть его деятельности проходила за границей, что, вместе с признанием его трудов в том числе на иностранных языках, сыграло роль в получении им известности в мире . Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (29.3.1914, чл.-корр. 1899).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Тунгусский метеорит (рассказывает астроном Александр Багров и др.)

Субтитры

Биография

Образование

После окончания 3-й Харьковской гимназии в 1868 году поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву западноевропейских стран. В 1872 году окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д. И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы «О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции».

В 1872-1876 годах продолжил образование за границей сначала в Берлине , затем в Париже , где слушал лекции во Французском коллеже , и Школе хартий и Лондоне , где занимался в Британском музее .

Деятельность в России

После защиты магистерской диссертации, он с сентября по 1887 год преподавал в Московском университете , читал курс по истории зарубежных государственных учреждений; с 1878 года - профессор юридического факультета. В 1880 году защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков».

В апреле 1879 года участвовал в работе первого земского съезда в Москве.

Зарубежный период

В 1887 по приказу министра народного образования И. Д. Делянова уволен из университета и с этого времени жил преимущественно за границей, в основном, в Лондоне, Париже, на своей вилле Батава в Болье-сюр-мер около Ниццы . Выступал с лекциями в Стокгольме , Оксфорде , Брюсселе , Чикаго и др. городах по приглашениям от университетов и частных фондов.

Роман с Софьей Ковалевской

После изгнания из России Ковалевский близко сошёлся с женой своего однофамильца, математиком Софьей Ковалевской . По её инициативе он приехал в Стокгольм , где читал лекции в местном университете . Несмотря на искренние чувства, Ковалевская не пожелала оформить их отношения. В 1890 году после совместной поездки по Ривьере они расстались.

После возвращения в Россию

В августе 1905 года во время революции Ковалевский возвратился в Россию и активно включился в политическую жизнь. В сентябре 1905 года участвовал в съезде земских и городских деятелей в Москве. Стал одним из основателей Партии демократических реформ , в которую также входили В. Д. Кузьмин-Караваев и С. Д. Урусов . Активно сотрудничал в различных газетах.

В 1906 году избран членом первой Государственной думы от Харьковской губернии. Председатель комиссии по составлению наказа, входил в четыре другие комиссии, выступал в Думе 62 раза по большинству обсуждавшихся вопросов. В июле 1906 года возглавлял думскую делегацию на 14-й международной межпарламентской конференции в Лондоне. После роспуска думы первого созыва отказался подписать Выборгское воззвание .

С именем Ковалевского связано также формирование секции социологии при Историческом обществе в Санкт-Петербургском университете в 1912 году.

В 1912 году являлся номинантом на Нобелевскую премию мира .

Ученики

Членство в масонских ложах

Посвящён в степени ученика, подмастерья и мастера в один день - 14 марта 1888 года в Париже в ложе «Космос» . С 1906 года член-основатель ложи «Возрождение» Великого востока Франции в Москве, был её досточтимым мастером и 1-м стражем . Практически одновременно стал основателем и досточтимым мастером петербургских лож «Полярная звезда» Великого востока Франции и «Феникс » Великой ложи Франции . С ноября 1908 года 1-й страж Совета 18-ти (фактически розенкрейцерского капитула 18-й степени ДПШУ).

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

Социологические концепции права и государства

В мировую науку Ковалевский вошёл как выдающийся юрист, социолог и историк. В своих работах М. М. Ковалевский большое внимание уделял пропаганде социологических знаний. По инициативе его и Е. де Роберти были изданы «Новые идеи в социологии», вып. 1-4 (СПб., 1913-1914). Много сил отдавал Ковалевский формированию традиций научного общения и сотрудничества российских социологов, поиску путей их вхождения в международное социологическое сообщество.

Будучи прежде всего государствоведом, М. М. Ковалевский изучал государственно-правовые институты в их историческом развитии, в контексте историко-сравнительного анализа, а также опираясь на этнографические и социологические исследования.

Теоретико-методологическую основу творческого наследия М. М. Ковалевского составляли философия и методология позитивизма . Вместе с тем, заметную роль в формировании его научного мировоззрения сыграл К. Маркс, с которым он познакомился и близко общался в период своего обучения за границей и личность которого он оценивал очень высоко. Именно под влиянием Маркса Ковалевский начал впоследствии серьёзно заниматься историей экономики. Однако он не стал сторонником материалистического понимания истории (то есть не принял тезис об обусловленности социальной жизни материальными производственными отношениями), считая такой подход односторонним. Он был далёк от марксизма и по своим идейно-политическим убеждениям, будучи сторонником конституционной монархии. Он придерживался позитивистской теории множественности факторов общественного развития, которая впоследствии трансформировалась в его работах в теорию функциональной связи общественных явлений.

Юридико-социологическая концепция М. М. Ковалевского исходит из положения о том, что право - это продукт развития общества, обусловленный потребностью общества в социальной солидарности. С этих позиций он полемизировал со сторонниками концепции естественного права.

В частности, в своей работе «Социология» (в главе «Социология и право») он писал:

«Многие думают найти критерий для оценки действующего законодательства в каком-то метафизическом представлении об абсолютной справедливости и прирождённых человеку правах, слывущих под названием прав естественных… Но если природа обучила чему всех живущих, то отнюдь не праву, а бесправию, состоящему в том, чтобы жертвовать ближним в интересах своего самосохранения».

Право же, полагал Ковалевский, выросло в условиях борьбы за выживание из потребности людей объединяться с себе подобными, руководствуясь инстинктом самосохранения. Вначале это были объединения в рамках стада, орды кочевников, племени и рода. Позднее,

«когда под влиянием универсалистских религий и международного торгового обмена сфера солидарности начинает обнимать собою ряд народов и государств, мнимоприрождённые нам понятия о праве и справедливости меняются так радикально, что взамен прежнего воззрения на чужеземца, как на врага, против которого всё дозволено, постепенно развивается понятие о поставленном под защиту собственного очага и потому неприкосновенном госте, о брате-единоверце…; наконец, и всего, позднее, вырабатывается в нашем сознании… отвлечённое представление о человеке вообще и его неотъемлемых правах».

Говоря об обусловленности права и государства интересами общественной солидарности, М. М. Ковалевский считал, что право возникло из необходимости солидарности до государства и независимо от него. Государство и право он рассматривал не как продукт борьбы классов, а как выражение «замирённости» и социальной солидарности. Всякая группа, писал Ковалевский, будь то «муравейник, пчелиный улей, птичья стая, оленье стадо или толпа кочевников,- является, прежде всего, замирённой средой, из которой устранены элементы борьбы; место борьбы занимает в ней солидарность или сознание общности преследуемых целей и взаимозависимости членов группы друг от друга». Дальнейшее развитие человеческого общества определяется, согласно Ковалевскому, ростом солидарности: от союзов бродячих орд до современного государства. Перспективу же этого развития он видел во всемирном объединении.

Право, говорил он, возникает раньше государства и независимо от него. Государство не создаёт право, а лишь позитивирует фактически складывающееся право, то есть признаёт его в форме позитивного права.

Значительное внимание М. М. Ковалевский уделил вопросу происхождения государства. При этом он отвергал как теорию божественного происхождения государственной власти, так и теорию общественного договора. В вопросе об источнике и природе государственной власти позиция М. М. Ковалевского была близка психологической школе права, рассматривающей право как психическое явление. Основой всякого государственного общежития, писал Ковалевский, является психологический мотив - готовность к подчинению. Власть, возникает в результате психического воздействия на массы со стороны одарённой личности. Источник возникновения власти надо искать «ни в каком-то никогда не имевшем место договоре народа с избранным им вождём…, а в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству».

Большой вклад Ковалевского в развитие методологии исследования социальных явлений связан с развитием им историко-сравнительного метода. Демонстрируя возможности данного метода исследования на богатом историческом и этнографическом материале, Ковалевский постоянно подчёркивал необходимость сравнения лишь сопоставимых объектов:

«Сравнение только тогда будет плодотворным, если будут взяты законодательства двух или более народов, стадия развития которых тождественна. Можно поэтому сопоставлять родовые порядки кельтов, германцев или славян с римскими и греческими, хотя по хронологии эти народности и отстоят друг от друга на целые столетия и даже тысячелетия… но бесполезно для указанной цели, то есть для выделения общих черт исследуемых явлений, сопоставлять Русскую Империю с Империей Карла Великого или Священной Римской Империей и классовые деления современных народностей Европы со средневековыми сословиями и религиозными кастами древности».

Такой метод, основанный на сравнении сопоставимых эмпирических данных о состоянии и развитии различных обществ с целью выявления черт сходства или различия между ними, Ковалевский называл научным сопоставлением.

М. М. Ковалевский среди российских социологов считается первым социологом-профессионалом.

Как социолог, М. М. Ковалевский внёс большой вклад в разработку концепции генетической социологии, которая, по его словам, представляла собой «ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается происхождением общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право…». М. М. Ковалевский стремился изучать историю с позиций социологического подхода, рассматривая социологию как общую дисциплину.

Исторические взгляды

Входил, наряду с И. В. Лучицким , Н. И. Кареевым и П. Г. Виноградовым , в знаменитую в своё время «Русскую школу» («Ecole russe») историков и социологов, которую высоко ценили К. Маркс и . Энгельс . Последний отмечал, что ей свойственны «и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории», что она «стоит бесконечно выше всего того, что создано в этом отношении в Германии и Франции официальной исторической наукой». Но впоследствии в советской критике её несправедливо критиковали за «субъективно-психологический подход» к анализу общества и его истории.

Основные произведения

  • «История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I » (1877, магистерская диссертация)
  • «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (М., 1879)
  • «Общественный строй Англии в конце средних веков» (1880, докторская диссертация)
  • «Историко-сравнительный метод в юриспруденции» (М., 1880)
  • Иванюков И. И., Ковалевский М. М. У подошвы Эльбруса. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых. 2009 - 80 с.
  • «Закон и обычай на Кавказе» (1887)
  • «Происхождение современной демократии» (т. , , , , 1895-97)
  • «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства » (т. 1-3, 1898-1903)
  • «Этнография и социология» (М. 1904)
  • «Современные социологи» (1905)
  • Ковалевский М. М. «Политическая программа новаго союза народнаго благоденствiя» 1906 г. С.-Петербургъ. 23 с.
  • «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму » (т. 1-3, 1906)
  • «Социология» (т. 1-2, 1910)
  • «Происхождение и развитие семьи и собственности»
  • Клан у аборигенных племен России / Пер. с фр. Д. В. Миронова // Социологические исследования . - 2002. - № 5. - С. 129-138. - текст (недоступная ссылка) (PDF)
  • Экономический строй России / пер. с франц.. - Изд. А.Ермолаевой, 1900. - 239 с.
  • Очерки по истории политических учреждений России / Максим Ковалевский; пер. с разрешения авт., А. Баумштейна, под ред. Е. Смирнова.. - Санкт-Петербург: Изд. Н. Глаголева, . - 242, с.
  • Конституция графа Лорис-Меликова и его частные письма . - Берлин: Штейниц, 1904. - 117 с.
  • Моя жизнь. Воспоминания. - М. :

Введение

В год 90-летия

Санкт-Петербургского Политехнического Института

нельзя не вспомнить о выдающемся лекторе - Максиме Максимовиче Ковалевском. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий, выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология. Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая и общественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности Максима Максимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.

Биография М.М. Ковалевского

Максим Максимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье.

Род Доленго-Ковалевских, к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650 году и осел в Харьковской губернии. Отец Ковалевского, тоже Максим Максимович, был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1814 - 1815 годов.

После выхода в отставку Максим Максимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и стал заниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложив воспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 лет моложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившая хорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне и была его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимович отвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил к ней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талант Екатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому и французскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер, швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и средней истории, мифологии и истории французской литературы.

Вскоре после смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича в гимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не знал латинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего. Имевшихся знаний едва хватало для поступления в 3-й класс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнего мальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс 3-й Харьковской гимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучать всякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, в преодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс Максим Максимович закончил блестяще и получил золотую медаль.

По окончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в Харьковский Университет. При этом ему даже пришлось "схитрить", так как он не достиг еще 17 лет. Интересовавшийся преимущественно историко-филологическими науками, он выбрал, однако, юридический факультет, так как читал там ученый и замечательный лектор Дмитрий Иванович Каченовский, оказавший на него (Ковалевского) значительное влияние. Максим Максимович в своей статье "Мое научное и литературное скитальничество" упоминает также и о профессоре гражданского права Цитовиче, оказавшем на него большое влияние в области положительной философии.

Лекции профессора Д.И. Каченовского по международному праву и истории государственных учреждений определили научные интересы Ковалевского и направили его мысль на путь преподавательской деятельности. Под руководством Д.И. Каченовского он начал изучение истории английских местных учреждений и продолжал его в Париже, Берлине и Лондоне.

Oбе его диссертации - и магистерская, и докторская - были разработаны на базе материалов из истории английского общественного строя в средние века и истории местных учреждений в английских графствах.

В 1871 году Максим Максимович окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы "О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции" (много лет спустя эта работа с измененным названием была напечатана в "Вестнике Европы").

Д.И. Каченоеский вскоре умер, поэтому Максим Максимович предпочел готовиться к магистерскому экзамену за границей. Зимний семестр 1872 - 1873 годов он провел в Берлинском Университете, слушая лекции знатока английских учреждений Р. Гнейста. Затем в Париже он слушал на юридическом факультете лекции Шарля Жиро и учился технике работы по исследованию старинных памятников. В Лондоне в библиотеке Британского музея Максим Максимович работал над неизданными протоколами вотчинных судов XII и XIV столетий.

В Лондоне он познакомился с К. Марксом, Ф. Энгельсом, Дж. Люисом, Г. Спенсером, философом В. Соловьевым. Эти знакомства давали ему возможность видеться на неофициальной почве со многими учеными, политическими деятелями и, журналистами, указания и советы которых были для него весьма ценны.

По окончании заграничной поездки Максим Максимович возвратился в Россию, выдержал при Московском Университете магистерский экзамен и затем защитил диссертацию.

С 1877 года по 1887 год Максим Максимович читал лекции в Московском Университете по конституционному праву, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и в России, сравнительной истории семьи и собственности.

В Москве Ковалевский сошелся с В.Ф. Миллером. Вместе с ним Максим Максимович основал журнал "Критическое обозрение", имевший задачей путем объективной научной критики освещать новейшие явления русской и заграничной эрудиции. Одним из сотрудников этого издания был знаменитый историк В.0.Ключевский, который уже тогда выдвинулся и пользовался большой популярностью в среде молодых университетских профессоров. Журнал этот, по словам его редактора, "имел все успехи, кроме денежного". Когда дефицит достиг 7000 рублей, журнал пришлось закрыть. Очевидно объективность тогда не пользовалась популярностью.

Из крупных писателей Максиму Максимовичу довелось принимать у себя И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Отношения со Львом Николаевичем сосредоточились главным образом на московском периоде жизни Ковалевского. С Тургеневым же его связывали близкие, почти дружеские отношения и за границей. Знаком был Максим Максимович и с П.Д. Боборыкиным, Н.И. Михайловским, С.А. Юрьевым и др. однако, ближайшими его друзьями были профессора и ученые А.И. Чупров, И.И. Янжул, И.И. Иванюков и Ю.С. Гамбаров.

В министерстве Народного Просвещения к Ковалевскому относились подозрительно; предмет, касавшийся западноевропейских конституций, по тем временам казался очень страшным. Свободное слово и критическое отношение к тогдашней правительственной политике делали максима Максимовича в глазах Делянова - министра просвещения - "опасным человеком". Министерство решило очистить Университет от "вредных людей", и Ковалевскому в числе первых было предложено оставить Университет. Он не согласился подать прошение, тогда в Министерство были представлены искусственно и тенденциозно подобранные выборки из его лекций, записанные в таком виде присланными для этого агентами, после чего он и был уволен по 3-му пункту.

Устранение Максима Максимовича, сделанное в такой грубой и бесцеремонной форме, поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевский был очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Семнадцать долгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смысле изгнанником или эмигрантом. Он свободно мог въезжать и выезжать из России, но фактически, не имел возможности читать свой любимый предмет в каком-либо из учебных заведений России. Максим Максимович обладал способностями, которые помогли ему быстро приспособиться к условиям западной жизни. Он прекрасно знал, свободно говорил и писал на четырех европейских языках: английском, немецком, французском и итальянском. У него есть сочинения как на этих языках, так и на испанском и шведском. Ковалевский был также в совершенстве знаком с латинским языком как классического периода, так и со средневековой латынью. Прекрасно знал он старо-нормандский язык, который был необходим ему в изучении древнеанглийских памятников. Знание языков дало ему возможность читать лекции во Франции, Англии, США, Италии и Швеции. Через шесть месяцев после увольнения Максима Максимовича пригласили по инициативе С.В. Ковалевской прочесть в Стокгольме ряд лекций, посвященных происхождению семьи и собственности. Пребывание в Стокгольме закрепило и углубило его отношения с Софьей Васильевной, в начале только дружеские, а позднее чуть не приведшие к браку.

Из Стокгольма Максим Максимович был приглашен Оксфордским Университетом и прочел там курс лекций по истории русского права. Наконец в 1889 году он окончательно поселился во Франции, приобрел себе виллу на берегу Средиземного моря в Белье, и там работал над своими главнейшими произведениями "Происхождение современной демократии", "Экономическая история Европы", "От прямого народоправства к народному представительству".

Максим Максимович вступил в число членов Международного Института Социологии, стал его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказал материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения: "Современные социологи" и двухтомник "Социология".

Недалеко от Ниццы, куда Максим Максимович ездил часто как по делам, так и для свиданий с приезжими друзьями и соотечественниками, он в 1898 году встретился с А.П. Чеховым.

Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Целями школы были: "Сглаживание острых противоречий между взглядами, сближение политических групп, способных действовать на общей основе и вместо этого чуждых друг другу более из-за непонимания, чем из-за разницы убеждений, которые не удается примирить". Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901 года. "Генеральным секретарем" ее стал русский общественный деятель ю.С.гам6аров. Лекторами были М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, И.И. Мечников, с которым Ковалевский был в дальнем родстве, С.А. Муромцев, Н.Н. Канареев и многие другие. В 1903 году прочел лекцию по аграрному вопросу и В.И. Ленин. Там же Максим Максимович познакомился с И.3. Лорис-Меликовым - врачом, племянником знаменитого министра.

С 1904 года в России обнаруживается сильный общественный подъем, предвестник крупных реформ и усиливается вера в светлое будущее России. максим Максимович возвращается на родину и сразу же активно включается в политическую жизнь, участвует в различных кружках, в работе земских съездов, организует партию демократических реформ конституционно- монархического толка, читает лекции, в которых выясняет роль и значение народного представительства. Его конституционные взгляды не удовлетворяли некоторые более левые круги, но он имел мужество отстаивать свои убеждения, несмотря на резкие нападки с различных сторон.

Днем торжества для него стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу. Для Максима Максимовича наступил новый период жизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственных законодательных и политических дел, сперва в качестве члена Государственной Думы, затем - Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влекли его к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, в Политехническом институте и в Психо-Неврологическом институте.

Научные вопросы также занимали Максима Максимовича: он продолжает работать и создает ряд научных трудов.

Французский Институт выбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком.

Общественная жизнь дает ему большую и разнообразную работу. Издание газеты "Страна", журнала "Вестник Европы" и председательствование в различных обществах и кружках поглощают у него массу времени и внимания. Так, например, он был председателем Русского Отделения Международного Общества Мира, а в Лондоне представлял Государственную Думу на Межпарламентской Конференции Мира.

Ковалевский являлся принципиальным противником войны и сторонником разрешения различных международных конфликтов мирными способами. По приглашению английского правительства он был членом Верховного Трибунала для разрешения споров между США и Канадой

Говоря о Максиме Максимовиче нельзя не упомянуть о его масонской деятельности. В 1885 году, во время пребывания за границей, Ковалевский был принят в ложу "Верные друзья" шотландского обряда. 11 января 1906 года в Париже Максим Максимович обратился к Председателю Совета закона "Великого востока Франции" с просьбой разрешить создание на востоке Москвы и Санкт-Петербурга регулярных лож. 15 ноября в Москве собрались члены - учредители масонской ложи, желавшей быть подчиненной "Великому Востоку Франции". Ложа должна была работать по французскому ритуалу. Документы были подписаны Ковалевским, Баженовым, Котляревским, Маклаковым, Немировичем-Данченко (братом известного режиссера Художественного Театра), Гамбаровым, Лорис-Меликовым, Аничковым. Таким образом Ковалевский стал одним из основателей русского масонства. Но в 1911 году Максим Максимович был подвергнут радиации, то есть исключен из масонства, так как не мог разделить влияние с Орловым-Давыдовым - председателем ложи "Полярная звезда" (каждое заседание заканчивалось крикливой перебранкой).

Свободного времени у Максима Максимовича не оставалось вовсе. Только благодаря своей обширной памяти, после дня занятого заседаниями, он мог прочесть 1,5 - 2-х часовую лекцию, в которой приходилось приводить многочисленные данные и имена, и готовиться к которой он не имел возможности. Одолеть такую работу он мог только потому, что труд был его потребностью. Но в последние годы жизни Ковалевский начал ощущать переутомление. Для поддержания своего здоровья он ежегодно выезжал на воды в Карлсбад. Но и 1914 году пребывание там для него оказалось роковым - с началом войны он был задержан в Карлсбаде в качестве заложника.

Каких только мер не принималось для его освобождения 1 Помимо обычных дипломатических сношений, за него хлопотали законодательные учреждения, и чуть не пришлось привлечь к этому делу испанского короля, президента США Вильсона и даже побеспокоить Папу Римского. Но австрийцы упорно его не выпускали. Только через 7 месяцев удалось его освободить, в феврале 1915 года он получил свободу и через Румынию вернулся в Россию. Но длительный и тяжелый плен подорвал его силы.

Напряженная, кипучая деятельность Максима Максимовича вместе с тяжелыми переживаниями, испытанными им в плену, надломили его богатырский организм и приблизили роковую развязку. 23 марта 1916 года Максим Максимович Ковалевский умер, а 26 марта похоронен в Александро-Невской Лавре.

Русский юрист (по образованию), социолог, историк.

Получил домашнее воспитание и поступил в гимназию сразу в пятый класс, где обнаружил выдающиеся способности и окончил её с золотой медалью.

В 1887 году М.М. Ковалевский , имевший репутацию радикала, был уволен из Московского университета и должен был уехать за границу, где читал лекции в Стокгольме и Оксфорде. Здесь им были написаны его работы: «Происхождение современной демократии» и «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства».

В 1901 году вместе с Е. В. де Роберти и Ю. С. Гамбаровым он основал в Париже Русскую высшую школу общественных наук, где проходили обучение российские политики оппозиционного направления. Лекции в ней читали учёные и политические деятели самой разной ориентации: В.И. Ленин , Г.В. Плеханов , Г. Тард и т.п.

В 1905 году М.М. Ковалевский вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах.

С 1909 года М.М. Ковалевский – выкупил журнал «Вестник Европы» и стал его редактором-издателем.

М.М. Ковалевский возражал против определения Огюста Конта социологии как науки о порядке и прогрессе человеческих обществ. Поскольку порядок, полагал М.М. Ковалевский, представляет собой устойчивое, прочное и гармоничное сочетание элементов, то он присущ не всякому обществу; поэтому слово «порядок» надо заменить более широким понятием - «организация». Нельзя также признать, что общество всегда прогрессирует; поэтому вместо слова «прогресс» следует в данном случае употребить термин «эволюция».
Исходя из этого, он называл социологию наукой об организации и эволюции общества.
Недовольство Ко-валевского вызывали и деление Огюстом Контом социологии на статику и динамику, игнорирование исторического опыта славян и народов Востока, отрыв социологии от гражданской истории.

«… спор о том, влияют ли изменения в экономике па прогресс умственный или наоборот, - не более как спор о словах. Следует говорить не об одностороннем влиянии, а о воздействиях, взаимно оказываемых друг на друга всеми явлениями, из которых слагается общественная жизнь, и не о руководящих факторах - экономическом, правовом, государственном, научном, художественном и т. д., а о стоящих в тесном общении фактах или явлениях общежития».

Ковалевский М.М., Социология, Том 1, СПб, 1910 г., с. 115.

Взгляды М.М. Ковалевского во многом складывались под воздействием идей Огюста Конта и Герберта Спенсера , а также Карла Маркса , с которым он был лично знаком с 1875 года.

Свои отношения с Карлом Марксом он впоследствии характеризовал так: «Карл Маркс [...] может быть, невысоко ценил своих «друзей только по науке», (scientific friends), предпочитая им товарищей в классовой борьбе пролетариата, но в то же время был настолько благовоспитан, чтобы не проявлять этих личных пристрастий в своём поведении. На расстоянии двадцати пяти лет я продолжаю сохранять о нём благодарную память, как о дорогом учителе, общение с которым определило до некоторой степени направление моей научной деятельности. С этим представлением связано и другое, а именно то, что в его лице я имел счастие встретиться с одним из тех умственных и нравственных вождей человечества, которые по праву могут считаться его великими типами, так как в своё время являются самыми крупными выразителями прогрессивных течений общественности».

Ковалевский М.М., Две жизни, журнал «Вестник Европы», 1909 год, книга 7, с. 22.

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Глава 1. Биография Ковалевского М.М.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к группе ученых, идейно связанных с либеральной буржуазией и некоторыми влиятельными слоями академической русской интеллигенции. Это была научная школа, весьма далекая от радикализма, однако же и не консервативная, во всяком случае, в период, предшествовавший первой русской революции.

Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Из крупных научных исследований этого времени, сделанных Ковалевским, надо назвать следующие: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения», «Общественный строй Англии в конце средних веков», «Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении».

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

На научную и особенно на преподавательскую деятельность Ковалевского в правительственных кругах смотрели подозрительно. Независимый характер, либеральные убеждения, наконец, популярность талантливого профессора в студенческой среде - все это сильно не нравилось властям. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю». В 1886 г. Ковалевский уехал за границу, где провел почти восемнадцать лет.

О том, что Ковалевского постоянно тянуло к России и к русским в период долгого пребывания за границей, свидетельствует факт организации им «Русской высшей школы общественных наук» в Париже в 1900 году, в которой слушателями была большей частью находившаяся в эмиграции радикально настроенная молодежь.

Поселившись на юге Франции, Ковалевский работал над главными своими трудами: «Происхождение современной демократии» (в 5 томах), «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (в 3 томах), «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентизму» (в 3 томах). Кроме этих фундаментальных трудов, он публиковал огромное количество больших и мелких работ в заграничных и русских изданиях.

Результатом исследования социологических проблем явились две книги, а именно: «Современные социологии» и два тома «Социология».

Ковалевский вернулся в Россию в 1905 году. Сторонившийся в прежние годы политики, теперь он захвачен общественным подъемом - участвует в различных организациях, пытается создать собственную политическую партию «демократических реформ» с умеренно-либеральной программой, становиться депутатом Государственной Думы и членом Государственного Совета.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившиеся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90 -х годах, обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе в самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

Иное дело - научные знания. Здесь он был в своей привычной стихии, и влияние его как ученого по-прежнему в академических кругах было высоким. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учеными, издает журнал «Вестник Европы», заканчивает давно начатые исследования и берется за новые. Российская Академия наук избирает Ковалевского своим членом.

В 1916 году Ковалевский внезапно заболел и умер.

Глава 2. Методологический аспект социологии Ковалевского М.М.

В основном Ковалевский следовал за Контом и определял социологию как науку о законах и прогрессе в человеческих обществах.

Он считал, однако, лучшим определение профессора Элвуда, который определял социологию как науку об организации и эволюции общества. В этом определении уже содержатся два важнейших аспекта социологии, которые Конт характеризовал как социальную статику и социальную динамику. Они оберегают социологию от низведения ее к простой философии истории. Это замечание справедливо также относительно этики и психологии. Когда, например, Де Роберти пытался ограничить социологию социальной этикой, он не затрагивал целую область социологии. Кроме моральных соображений, которые важны для прогресса общества, существуют другие аспекты общественного прогресса, такие, как биологический и экономический, которые стоят отдельно от этического. Следовательно, социология - это наука об обществе, которая служит для исследования всех сторон и взаимоотношений в обществе. Это замечание справедливо и относительно психологии. Ковалевский был не согласен с Тардом в том, что область действия социологии полностью перекрывается психологией. Конечно, многое в обществе можно объяснить с помощью того, что Тард называл интерпсихологией, или теорией взаимодействия одного ума с другим. Но неадекватность коллективной или общественной психологии в интерпретации общественного процесса в целом ведет к тому, что психология выступает как часть социологии. Применимо это замечание и к биологии, поскольку предполагается, что общественная жизнь животных должна быть использована социологией для интерпретации возникновения общественных институтов в человеческом обществе. Конкретные общественные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия, политическая наука и другие, снабжают социологию материалом для генетического учения, но, в свою очередь, сами должны базироваться на социологических законах, представляющих собой синтез процесса и прогресса человеческого общества.

Это замечание особенно справедливо относительно происхождения права, политических институтов и политической экономии. Социология вооружает юристов настоящими руководящими принципами для объяснения различныхстадий эволюции права и освобождает юриспруденцию от обычных метафизических предпосылок.

Подведем итог: «Конкретные общественные науки, - говорит Ковалевский, - несмотря на то, что они дают социологии материал для выводов, должны в то же время основывать свои эмпирические обобщения на тех же основных законах сосуществования и развития, что формулирует и обосновывает социология как наука о порядке и прогрессе человеческого общества».

Ковалевский после тщательного изучения различных систем социологии пришел к заключению, что нет единого, все объясняющего социального фактора. Он был нетерпим к социологам, которые проявляли монистический уклон и которые постоянно искали все объясняющий фактор социальных процессов.

Ковалевский говорил: мы имеем дело не с причинами, но с факторами, каждый из которых на том или ином пути взаимодействует с массой других фактов, обусловливается ими и сам обусловливает их. Говорить о причинах, т.е. о фактах, определяющих собой всё остальное, для нас тоже самое, что говорить о каплях вод реки, которые своим движением определяют её течение.

Касаясь идеи всеопределяющей причины, Ковалевский рекомендовал историко-сравнительный метод как лучше всего приспособленный для социологических исследований. Таким образом, он подошел к школе генетической социологии, которой посвятил большую часть своей книги «Социология».

Данный подход в социологии получил название плюралистического, выразителем которого стал Ковалевский.

В основе его теории лежит плюрализм - принцип, утверждающий наличие многих факторов, оказывающих различное влияние на состояние и развитие общества.

Основными работами Ковалевского являются «Современная социология», «Очерк развития социологических учений», «Социология». Его как социолога интересовали связь социологии с историческими науками, сравнительно-исторический метод исследования, многофакторный подход к изучению общества, социальные закономерности и общественный прогресс.

Ковалевский воспринял идею гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Понятие социального прогресса было связано для него с расширением солидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии - раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. В классификации наук он поместил социологию вслед за биологией и психологией.

Одним из важнейших методов социологии Ковалевский считал сравнительно-исторический метод, который, по его мнению, был наиболее научным. В соответствии с этим методом у различных народов можно выделить группы, сходные по своим политическим, историческим, юридическим процессам и дающие возможность установить факт прохождения различными народами и государствами одинаковых стадий развития. Сравнительно-исторический метод основывается на признании единства и целостности человеческого общества, на существовании исторических закономерностей, которые он призван обнаружить. Но один этот метод сам по себе еще не гарантирует успеха исследования. Необходимо брать общество во взаимосвязи всех его сторон и строить сравнение на предельно широком материале. Основную ценность этого метода Ковалевский видел не в открытии новых факторов, а в научном объяснении уже имеющихся, в возможности «постепенного восхождения до общих мировых причин развития» социальных явлений.

Глава 3. Понятие генетической социологии и ее метод

Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения. Этот его метод носит название «генетическая социология». В настоящее время этим термином обозначается эволюционное направление в социологии, занимающееся изучением зарождения, становления и развития наиболее устойчивых социальных образований на основе сравнительно-исторического исследования обществ, находящихся на разных ступенях развития.

Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии и он никогда ей не изменял. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития. «Генетической социологией, - писал он, - называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право...». Генетическая социология, по мнению Ковалевского, должна заниматься изучением законов эволюции на основе прочного фундамента конкретных фактов, в частности добытых этнографией. Она включает в себя сравнительно-исторический метод и ставит своей задачей исследование происхождения и развития различных институтов, их символического окружения у различных народов. Актуализация сравнительно-исторического метода обеспечивает раскрытие их типологического единства, общности, т, е. закономерности. Общественное развитие, развитие институтов, ведет к постепенному углублению сферы солидарности во взаимодействии между народами, социальными группами и т. д. Здесь Ковалевский расходился с марксистской социально-исторической концепцией, утверждавшей о неизбежности обострения социальных противоречий и о необходимости их насильственной ликвидации. Кстати, это было одной из основных причин отхода Ковалевского от Маркса, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку. В целом он высоко ценил научное значение теории марксизма в области теоретической политэкономии и истории хозяйства, и в исследовании этих сфер, считал он, роль этой теории незаменима.

Генетическая социология Ковалевского, основанием которой служила этнография, была направлена на изучение эволюции социальных институтов в этническом «облике», в частности в России.

Ковалевский находил эту часть социологии особо интересной для русских ученых в силу чрезвычайно богатого этнографического материала, которым они владели и который, несмотря на тщательную работу целых поколений ученых, так и не был надлежащим образом обработан.

Он разделял этот материал на этнографический - с особым вниманием к пережиткам в брачной жизни экзогамии, анимизма и т.д. - и историколегендарный, включающий в себя большое количество фольклора.

Используя историко-сравнительный метод, он думал не только о всесторонней оценке предмета исследования, но выводил свои заключения из посылок, которые подвергал проверке сравнением. Этим он надеялся показать, как все аспекты общественной жизни психически связаны один с другим и как их взаимодействие сказывается на различных общественных институтах.

Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.

Ковалевский, рассматривая развитие форм социальности (культурности), исходил опять же из плюралистических позиций. Я бы сказал, что он опередил дискуссию между сегодняшними антропологами материалистами и символистами. Для него генетическая социология, как тип и антропологии, включала в себя поиск объективных закономерностей развития форм социальности, а также интерпретацию, поиск смысла тех или иных норм, «невидимого» духовного мира, связанного с переживаниями, верованиями, идеологиями, суевериями.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

Заключение

Ковалевский - один из немногих ученых в русской социологии, который вел свои исследования, не будучи сторонником какого-либо научного течения. Его работы поэтому были менее «русскими». В целом юридическая и историко-генетическая школы могут быть признаны одними из первых научных школ, избавивших учение о праве и политике от метафизических предпосылок и основывавших его на принципах эмпиризма.

Социологическая теория Ковалевского — явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

Ковалевский синтезировал историко-социологическую мысль своего времени на принципах эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

Список литературы

1. Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2002

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии. Спб., 1996.

4. Ковалевский М.М. Социология.СПб., 1990 T.II

5. http://ecsocman.edu.ru

6. http://socio.msu.ru

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ - российский ис-то-рик, пра-во-вед, со-цио-лог, эт-но-граф, об-щественно-по-ли-тический дея-тель, действительный статский советник (1915/1916 годы), академик Пе-тербургской АН (1914 год).

Дво-ря-нин. Дя-дя Е.П. Ко-ва-лев-ско-го (1865/1866-1941 годы). Круп-ный зем-ле-вла-де-лец. Окон-чил юри-дический факультет Харь-ков-ско-го университета (1872 год), где на не-го боль-шое вли-я-ние ока-за-ли лек-ции Д.И. Ка-че-нов-ско-го. Учил-ся на юри-дическом факультете Бер-лин-ско-го университета (1872-1873 годы), в Сво-бод-ной шко-ле по-ли-тических на-ук и Национальной шко-ле хар-тий в Па-ри-же (1873-1875 годы). Пре-по-да-вал в Московском университете (1877-1887 годы; с 1880 года профессор ка-фед-ры государственного пра-ва ев-ропейских го-су-дарств). Со-ре-дак-тор журнала «Юри-ди-че-ский вест-ник» (1877-1878 годы). Из-да-тель-со-ре-дак-тор журнала «Кри-ти-че-ское обо-зре-ние» (1879-1880 годы; совместно с В.Ф. Мил-ле-ром).

Ковалевский - один из круп-ней-ших пред-ста-ви-те-лей ли-бе-ра-лиз-ма в Российской им-пе-рии. Сто-рон-ник кон-сти-ту-ци-он-ной, или «на-род-ной», мо-нар-хии, ко-то-рой он от-во-дил роль вер-хов-но-го по-сред-ни-ка ме-ж-ду клас-са-ми и за-щит-ни-ка ин-те-ре-сов народных масс. Це-лью сво-ей на-уч-ной и пре-по-да-ва-тель-ской дея-тель-но-сти счи-тал «под-го-тов-ку рос-си-ян к кон-сти-ту-ции». С 1882 года на-хо-дил-ся под не-глас-ным на-блю-де-ни-ем по-ли-ции. В 1887 году по рас-по-ря-же-нию мининстра народного про-све-ще-ния уво-лен из Московского университета яко-бы за пуб-лич-ную кри-ти-ку са-мо-дер-жав-но-го об-раза прав-ле-ния. Ковалевскому бы-ло так-же за-пре-ще-но ра-бо-тать в других российских ву-зах (ог-ра-ни-че-ние сня-то в 1905 году). В свя-зи с этим он уе-хал за гра-ни-цу, чи-тал лек-ции по ис-то-рии пра-ва, со-цио-ло-гии, по-ли-тической эко-но-мии, ис-то-рии, со-ци-аль-но-эко-но-мическим про-бле-мам Рос-сии и др. в Сток-гольм-ском (1888 год), Окс-форд-ском (с 1889 года) и Но-вом Брюс-сель-ском (1895-1899 годы) университетах, в университетах Сан-Фран-ци-ско (1902 год), Па-рижа (с 1890-х годов), Чи-ка-го (1901-1902 годы), а так-же в Сво-бод-ном кол-лед-же со-ци-аль-ных на-ук в Па-ри-же (1901-1905 годы). Один из ос-но-ва-те-лей и один из ви-це-пре-зи-ден-тов (1901-1905 годы) Русской выс-шей шко-лы об-щественных на-ук в Па-ри-же, при-влёк к пре-по-да-ва-нию из-вест-ных российских и иностранных учё-ных, вло-жил в её ор-га-ни-за-цию часть сво-их средств.

В августе 1905 года, во вре-мя Ре-во-лю-ции 1905-1907 годов, вер-нул-ся в Рос-сию, уча-ст-во-вал в съез-де зем-ских и городских дея-те-лей в Мо-ск-ве (сен-тябрь). Один из ор-га-ни-за-то-ров и ли-де-ров де-мо-кра-ти-чес-ких ре-форм пар-тии (1906-1907 годы) и про-грес-си-стов пар-тии (1912-1914 годы). В феврале 1906 - январе 1907 годов из-да-вал газету «Стра-на».

Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы (1906 год). На-стаи-вал на не-об-хо-ди-мо-сти при-ну-дительного вы-ку-па го-су-дар-ст-вом у круп-ных по-ме-щи-ков час-ти их зем-ли для на-де-ле-ния ею ма-ло-зе-мель-ных кре-сть-ян, вы-сту-пал за от-ме-ну смерт-ной каз-ни, ам-ни-стию по-ли-тических за-клю-чён-ных, не-при-кос-но-вен-ность лич-но-сти и т.д. По-сле рос-пус-ка Государственной ду-мы от-ка-зал-ся под-пи-сать Вы-борг-ское воз-зва-ние, счи-тая не-до-пус-ти-мым при-зыв к не-пла-те-жу на-ло-гов и к от-ка-зу не-сти во-ин-скую по-вин-ность. В 1907-1915 годах член Государственного со-ве-та по вы-бо-рам (от АН и уни-вер-си-те-тов), член ака-де-мической груп-пы, воз-ра-жал про-тив фор-си-ро-ван-но-го раз-ру-ше-ния кре-сть-ян-ской об-щи-ны и по-ряд-ка раз-де-ла мир-ских зе-мель, при ко-то-ром они пе-ре-хо-ди-ли не в се-мей-ную, а в ча-ст-ную соб-ст-вен-ность; вы-сту-пал за по-все-ме-ст-ное вве-де-ние су-да при-сяж-ных и рас-ши-ре-ние кру-га дел, ему под-ве-дом-ст-вен-ных; счи-тал не-об-хо-ди-мым от-де-ле-ние РПЦ от го-су-дар-ст-ва, сня-тие ог-ра-ни-че-ний, свя-зан-ных со сло-же-ни-ем свя-щен-но-слу-жи-те-ля-ми сво-его са-на; сто-рон-ник гражданского рав-но-пра-вия ев-ре-ев. Глас-ный Пет-роградской городской ду-мы (1915-1916 годы).

Спо-соб-ст-во-вал воз-ро-ж-де-нию ма-сон-ства в Рос-сии (по-свя-щён в ма-со-ны в ло-же «Кос-мос» в Па-ри-же в 1888 году). По ини-циа-ти-ве и при уча-стии Ковалевский в 1906 году ос-нованы ло-жи «Воз-ро-ж-де-ние» (Мо-ск-ва) и «По-ляр-ная звез-да» (Санкт-Пе-тер-бург). В 1912 году со-дей-ст-во-вал об-ра-зо-ва-нию ма-сон-ской ор-га-ни-за-ции «Ве-ли-кий Вос-ток на-ро-дов Рос-сии» (Санкт-Пе-тер-бург). Ковалевский рас-смат-ри-вал ма-сон-ские ло-жи в Рос-сии как од-ну из форм вне-пар-тий-но-го объ-е-ди-не-ния ли-бе-раль-но-де-мо-кра-тических сил с це-лью уси-ле-ния влия-ния на вер-хов-ную власть.

Профессор Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) по-ли-тех-нического института (1905-1916 годы), Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) и Московского университетов, Выс-ших жен-ских (Бе-с-ту-жев-ских) кур-сов в Мо-ск-ве (1906-1916 гоы). Один из уч-ре-ди-те-лей Московского городского на-род-но-го университета имени А.Л. Ша-няв-ско-го (1908 год; член по-пе-чи-тель-но-го со-ве-та с 1905 года). При бли-жай-шем уча-стии Ковалевского был соз-дан Пси-хо-нев-ро-ло-гический институт (1907 год), где он ос-но-вал (совместно с Е.В. Де Ро-бер-ти) и воз-гла-вил пер-вую в Рос-сии ка-фед-ру со-цио-ло-гии; с 1910 года Ковалевский - де-кан юри-дического факультета. Чи-тал лек-ции по ис-то-рии государственных уч-ре-ж-де-ний, пра-ва и со-ци-аль-но-эко-но-мического раз-ви-тия Рос-сии и Западной Ев-ро-пы, со-цио-ло-гии. Один из ве-ду-щих пуб-ли-ци-стов журнала «Ве-ст-ник Ев-ро-пы» (с 1909 года из-да-тель-ре-дактор).

В начале Первой ми-ро-вой вой-ны Ковалевский, на-хо-див-ший-ся на ле-че-нии в Кар-лс-ба-де, ин-тер-ни-ро-ван вла-стя-ми Ав-ст-ро-Венг-рии, ос-во-бо-ж-дён бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ст-ву испанского ко-ро-ля Аль-фон-са ХIII и об-щественных дея-те-лей Ита-лии; вер-нул-ся в Рос-сию в феврале 1915 года.

Ковалевский - ав-тор свыше 670 ра-бот. Кри-ти-ко-вал од-но-фак-тор-ные кон-цеп-ции ис-то-рического про-цес-са, раз-ра-бо-тал собственную тео-рию со-ци-аль-ных фак-то-ров (плю-ра-ли-стическую кон-цеп-цию со-ци-аль-ной при-чин-но-сти), со-глас-но ко-то-рой со-ци-аль-но-ис-то-рического из-ме-не-ния оп-ре-де-ля-ют-ся мно-же-ст-вом фак-то-ров, ме-няю-щих-ся в различные эпо-хи. Од-но из центральных мест в его сис-теме взгля-дов за-ни-ма-ла тео-рия про-грес-са. Он до-ка-зы-вал, что дви-жу-щей си-лой про-грес-са яв-ля-ет-ся еди-ный для все-го че-ло-ве-че-ст-ва за-кон по-сте-пен-но-го рос-та об-щественной со-ли-дар-но-сти, свя-зан-но-го с раз-ви-ти-ем «эман-си-па-ции ин-ди-ви-да» (Ковалевский от-ри-цал про-ти-во-пос-тав-ле-ние ин-ди-ви-ду-аль-но-го кол-лек-тив-но-му). Обос-но-вы-вал за-ко-но-мер-ность эво-лю-ци-он-но-го пу-ти об-щественного раз-ви-тия.

Ковалевский соз-дал «ге-не-тическую со-цио-ло-гию» - эво-лю-ци-он-ное на-прав-ле-ние в со-цио-ло-гии, за-ни-маю-щее-ся изу-че-ни-ем за-ро-ж-де-ния, ста-нов-ле-ния и раз-ви-тия ус-той-чи-вых со-ци-аль-ных об-ра-зо-ва-ний (се-мьи, ро-да, об-щи-ны, пра-ва, обы-ча-ев, го-су-дар-ст-ва и др.) на ос-но-ве срав-нительно-ис-то-рического ис-сле-до-ва-ния об-ществ, на-хо-дя-щих-ся на раз-ных сту-пе-нях раз-ви-тия («Со-цио-ло-гия», тома 1-2, 1910 год; «Про-ис-хо-ж-де-ние се-мьи, ро-да, пле-ме-ни, соб-ст-вен-но-сти, го-су-дар-ст-ва и ре-ли-гии», 1914 год). В 1883, 1885 и 1887 годах со-вер-шил эт-но-гра-фическую и ар-хео-ло-гическую экс-пе-ди-ции на Кав-каз, на ос-но-ве со-б-ран-но-го ма-те-риа-ла опуб-ли-ко-вал кни-ги «Пер-во-быт-ное пра-во» (выпуск 1-2, 1886-1887 годы), «Со-вре-мен-ный обы-чай и древ-ний за-кон. Обыч-ное пра-во осе-тин в ис-то-ри-ко-срав-ни-тель-ном ос-ве-ще-нии» (тома 1-2, 1886 год), «За-кон и обы-чай на Кав-ка-зе» (тома 1-2, 1890 год) и др. По-ка-зал уни-вер-саль-ность ро-до-во-го строя, мат-ри-ар-ха-та, се-мей-ной и со-сед-ской об-щин. Счи-тал, что ана-лиз обы-ча-ев ро-до-вых об-ществ Кав-ка-за спо-соб-ст-ву-ет объ-яс-не-нию многих яв-ле-ний древ-не-го уго-лов-но-го пра-ва. Рас-смат-ри-вал при-сое-ди-не-ние Кав-ка-за к Рос-сии как про-грес-сив-ное яв-ле-ние: кавказские на-ро-ды, из-ба-вив-шись от внеш-ней уг-ро-зы, по-лу-чи-ли воз-мож-ность мир-но-го раз-ви-тия, рас-ши-ре-ния сво-их эко-но-мических и куль-тур-ных свя-зей. Вме-сте с тем по-ла-гал оши-боч-ной ори-ен-та-цию российской ад-ми-ни-ст-ра-ции на под-держ-ку ме-ст-ной зна-ти и санк-цио-ни-ро-ва-ние норм ада-та (а не ша-риа-та). По письменным источ-ни-кам Ковалевский изу-чал так-же ко-рен-ные на-ро-ды Ав-ст-ра-лии, Си-би-ри, Азии и других тер-ри-то-рий. При-чи-ны сход-ст-ва уч-ре-ж-де-ний, обы-ча-ев и пра-во-вых норм на-ро-дов Ковалевский ис-кал в сход-ст-ве ус-ло-вий их жиз-ни, в про-хо-ж-де-нии раз-ны-ми на-ро-да-ми оди-на-ко-вых ста-дий раз-ви-тия или в фак-тах за-им-ст-во-ва-ния, ко-то-рым Ковалевский при-да-вал осо-бен-ное зна-че-ние. Он при-шёл к вы-во-ду, что за-им-ст-во-ва-ние (за ис-клю-че-ни-ем об-лас-ти нау-ки и тех-ни-ки) яв-ля-ет-ся не пря-мым под-ра-жа-ни-ем, а сво-его ро-да «вто-ро-сте-пен-ным твор-че-ст-вом» на-ро-да в рус-ле его са-мо-раз-ви-тия, лишь вдох-нов-ляе-мо-го иностранными об-раз-ца-ми («Ис-то-ри-ко-срав-ни-тель-ный ме-тод в юрис-пру-ден-ции и прие-мы изу-че-ния ис-то-рии пра-ва», 1880 год).

Ис-то-рию форм го-су-дар-ст-ва и государственных уч-ре-ж-де-ний тес-но свя-зы-вал с со-ци-аль-но-эко-но-мической ис-то-ри-ей («Ис-то-рия Ве-ли-ко-бри-та-нии», 1911 год; «Про-ис-хо-ж-де-ние мел-кой кре-сть-ян-ской соб-ст-вен-но-сти во Фран-ции», 1912 год; и др.). Ковалевский обос-но-вал вы-вод о взаи-мо-свя-зи де-мо-кра-тических ин-сти-ту-тов и по-ли-тической куль-ту-ры на-ро-да, его «национального ха-рак-те-ра», без изу-че-ния ко-то-ро-го не-воз-мож-но по-нять ту ду-хов-ную си-лу, ко-то-рая «при-во-дит в дей-ст-вие пра-ви-тель-ст-вен-ную ма-ши-ну и без ко-то-рой луч-шая кон-сти-ту-ция есть не бо-лее как мёрт-вый ме-ха-низм». До-ка-зы-вал, что по-ли-тические уче-ния не-об-хо-ди-мо ос-но-вы-вать на изу-че-нии эво-лю-ции форм государственного уст-рой-ст-ва. По мне-нию Ковалевского, основные де-мо-кра-тические пра-ва име-ют ре-во-люционное про-ис-хо-ж-де-ние.

Ис-сле-до-вал со-стоя-ние кре-сть-ян-ст-ва на-ка-ну-не и во вре-мя Великой французской ре-во-люции, от-ри-цал на-ли-чие в до-ре-во-люционной Фран-ции мел-кой кре-сть-ян-ской соб-ст-вен-но-сти, счи-тая, что вся зем-ля при-над-ле-жа-ла ко-ро-лю, дво-рян-ст-ву и бур-жуа-зии («Про-ис-хо-ж-де-ние со-вре-мен-ной де-мо-кра-тии», тома 1-4, 1895-1897 годы). Главный труд Ковалевского - «Эко-но-ми-че-ский рост Ев-ро-пы до воз-ник-но-ве-ния ка-пи-та-ли-сти-че-ско-го хо-зяй-ст-ва» (тома 1-3, 1898-1903 годы; не-за-вер-шён-ный 4-й том, по-свя-щён-ный средневековой Ита-лии и, пре-ж-де все-го, Ве-не-ции, не опубликован), в ко-то-ром Ковалевский ис-сле-до-вал эко-но-мическое раз-ви-тие Западной Ев-ро-пы в V-XIV веках. Счи-тал главным фак-то-ром со-ци-аль-но-эко-но-мических из-ме-не-ний в сред-ние ве-ка рост и гус-то-ту на-се-ле-ния.

Член мно-гих российских и иностранных на-уч-ных об-ществ. Пре-зи-дент Меж-ду-народного института со-цио-ло-гии в Па-ри-же (с 1907 года). Председатель Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) от-де-ле-ния ме-ж-ду-народного па-ци-фи-ст-ско-го общества «Мир» (1909-1915 годы). Пре-зи-дент Пе-да-го-гической ака-де-мии в Санкт-Пе-тер-бур-ге (с 1908 года), ВЭО (1914-1916 годы). В 1915 году вы-сту-пил с ини-циа-ти-вой ор-га-ни-за-ции Русского со-цио-ло-гического общества (дей-ст-во-ва-ло в 1916-1923 годах и но-си-ло имя Ковалевского; вос-соз-да-но в 1993 году под названием Со-цио-ло-гическое общество имени М.М. Ко-ва-лев-ско-го).

Ковалевский дру-жил с П.Г. Ви-но-гра-до-вым, К.А. Ти-ми-ря-зе-вым, И.С. Тур-ге-не-вым, А.П. Че-хо-вым, А.И. Чу-про-вым и многими дру-ги-ми. Был в близ-ких от-но-ше-ни-ях с С.В. Ко-ва-лев-ской. В чис-ле уче-ни-ков Ковалевского -фи-ло-соф и со-цио-лог П.А. Со-ро-кин, эко-но-мист Н.Д. Кон-д-рать-ев.

Ав-тор вос-по-ми-на-ний «Моя жизнь» (пол-но-стью опубликованы в 2005 году). Со-брал уни-каль-ную биб-лио-те-ку (в 1890-е годы свыше 50 тысяч то-мов), часть ко-то-рой хра-нит-ся в На-учной библиотеке МГУ (в том числе 20 книг XVI века, 50 книг XVII века, 338 книг XVIII века). На вил-ле Ковалевского в Бо-льё (близ Ниц-цы, Фран-ция) так-же су-ще-ст-во-ва-ла со-б-ран-ная им биб-лио-те-ка (не ме-нее 30 тысяч книг), её судь-ба по-сле смер-ти Ковалевского не-из-вест-на.

Сочинения:

Очерк ис-то-рии рас-па-де-ния об-щин-но-го зем-ле-вла-де-ния в кан-то-не Ва-адт. Лон-дон, 1876;

Об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, при-чи-ны, ход и по-след-ст-вия его раз-ло-же-ния. М., 1879. Ч. 1;

Об-ще-ст-вен-ный строй Анг-лии в кон-це сред-них ве-ков. М., 1880;

Об-щий ход раз-ви-тия по-ли-ти-че-ской мыс-ли во вто-рой по-ло-ви-не XIX в. СПб., 1905;

Ро-до-вой быт в на-стоя-щем, не-дав-нем и от-да-лен-ном про-шлом: В 2 вып. СПб., 1905;

Со-вре-мен-ные со-цио-ло-гии. СПб., 1905;

От пря-мо-го на-ро-до-прав-ст-ва к пред-ста-ви-тель-но-му и от пат-ри-ар-халь-ной мо-нар-хии к пар-ла-мен-та-риз-му. СПб., 1906;

Со-вре-мен-ные фран-цуз-ские со-цио-ло-ги // Вест-ник Ев-ро-пы. 1913. № 7; Соч.: В 2 т. СПб., 1997.

Иллюстрации: