Краткая характеристика хлестакова из ревизора. Сочинение "характеристика хлестакова в комедии "ревизор"

Самый, на мой взгляд, комичный и даже немного глуповатый герой комедии Гоголя «Ревизор» - это Иван Александрович Хлестаков.

Автор говорит, что Хлестакову на вид двадцать три года, он худенький и «без царя в голове», в чем читатель убедится в течение всей комедии. По пути из Петербурга в свой родной Саратов, Хлестаков проигрывает все свои деньги, поэтому останавливается в губернии N, где и разворачиваются все события комедии.

Местные чиновники и купцы воспринимают Хлестакова как строжайшего ревизора, мнение о нём у них сложилось ещё до их личного общения, это один из главных моментов комедии, ведь если люди сами выдумали себе властителя своих судеб, то их будет очень трудно переубедить, даже если вести себя настолько глупо и бестактно, как вёл себя Хлестаков.

Из-за того, что Ивана Александровича все воспринимают как судью своего будущего, люди просто не замечают, что его повадки, речь и истории, которые он о себе рассказывает, расходятся с действительностью. А даже если и замечают, то это для них не бревно в глазу, а небольшая пылинка. Примером тому служит разговор Городничего, который после хвастовства Хлестакова о своём положении в Петербурге и общении на короткую ногу с самим императором, говорит, что даже если половина от того, что сказал Хлестаков, правда, то это уже крах, ведь такой уважаемый человек увидел все недостатки города, которым управляет Городничий.

Хлестаков же, будучи человеком не самой честной породы, пользуется моментом и получает от сложившейся ситуации максимальную выгоду. Хотя он и не догадывается, что его воспринимают как ревизора, который может упечь всех в тюрьму, он понимает, что его положение среди этих глупых жителей кажется им очень высоким, связи его в Питере крайне мощные, поэтому он пользуется силой, которая у него есть: якобы занимает деньги у всех чиновников, которые никогда и не вернёт, хотя и обещает; ест вдоволь, где только можно; принимает плату за себя в гостинице, где у него долгов за две недели проживания и пропитания.

Он выслушивает все жалования купцов на своего Городничего, обещает разобраться и, конечно, наказать виновного. Берет за это деньги с рабочих, выслушивает проблемы двух женщин, но в итоге попросту забывает всё, что было им выслушано, потому что ему это не важно.

Он падок на женщин и пытается добиться успеха сразу и у дочери Городничего, и у его жены. Даже на таком уже абсурдном моменте, никто не догадывается, что из себя представляет Хлестаков, а когда понимают - уже поздно.

Сочинение про Хлестакова

Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония, которая мало у кого не вызовет улыбку, актуальные социальные проблемы, которые заставляют задуматься вот уже не одно поколение читателей, ну и, конечно, герои: яркие, самобытные, очень узнаваемые. Одним из таких персонажей, является главный герой бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», аферист и проходимец по фамилии Хлестаков. Это наглый и самоуверенный молодой человек, который хорошо знает людскую психологию и умеет, пользуясь человеческими слабостями, добиваться успеха в своих планах.

Одна из главных черт характера Хлестакова заключается в том, что этот нагловатый молодой человек считает, что все почему-то должны его всячески ублажать и помогать ему. Именно поэтому он охотно принимает от окружающих взятки и подарки и с радостью начинает играть роль мнимого ревизора. Хлестаков любит, когда ему уделяют большое внимание, когда перед ним преклоняются, заискивают. Ему нравится чувствовать себя всесильным, хот на самом деле он абсолютно ничего собой не представляет.

Хлестаков – из тех людей, которые привыкли брать от жизни все. Когда его принимают за ревизора, он упивается своей властью и безнаказанностью, нисколько не задумываясь о будущем, о том, куда его приведет этот спектакль одного актера. У этого человека нет никаких морально-этических принципов, он привык жить по принципу «после меня хоть трава не расти». Хлестаков считает себя королем жизни, а остальных – жалкими, абсолютно никчемными людишками. Но потом жизнь расставляет все по своим местам, в конце спектакля, когда приезжает настоящий ревизор.

В своей комедии Гоголь имел в виду, что черты Хлестакова живут во многих, современных ему, людях, и не случайно эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Этим он хотел сказать читателям, чтобы они не обижались, если ненароком найдут свои черты в образе Хлестакова.

Хлестаков просто мелкий чиновник, но, тем не менее, он уверен, что все самое лучшее в жизни должно доставаться именно ему. Он просто не замечает других людей, равнодушен к их потребностям и желаниям. Другие люди для него – просто пешки, с помощью которых он осуществляет свои планы. Также Гоголь изображает Хлестакова хорошим психологом: Он легко входит в доверие к самым разным людям, находит с людьми общий язык, использует людские слабости для того, чтобы нажиться на них. Гоголь изображает его совершенно беспринципным и черствым, глухим к чувствам и переживаниям других людей.

Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна до сих пор в связи с тем, что в ней Гоголь рисует очень яркие типы людских характеров, в частности, яркие образы наглого афериста Хлестакова и малодушных людей, которые боятся ревизора и всячески заискивают перед ним, теряя собственное достоинство. Но образ Хлестакова нарисован ярче всего. Хлестаков – это наглый, самоуверенный аферист, который уверен, что его мошенничество останется безнаказанным, и ни во что не ставит окружающих людей. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут.

Характеристика Хлестакова в комедии Ревизоре Гоголя

Один из главных действующих лиц в комедии Гоголя «Ревизор» - Хлестаков. Гоголь специально выбрал ему такую фамилию. Корень слова - хлестать, ухлёстывать за кем-то. Неприметный, худой мужчина, двадцати трёх лет от роду. Мелкий чиновник, игрок, по дороге проиграл все деньги и сидит теперь в гостинице уездного города голодный. Поэтому, и заглядывает ко всем в тарелки. Есть хочет, а городничий принимает его за ревизора.

Любит мечтать и любит немного приврать о себе. И получает от этого удовольствие. Как- будто все на него внимание обращают и даже приняли за важного генерала.

Его враньё похоже на враньё ребёнка, он и сам верит в него. Выдаёт желаемое за действительное. Жители города невольно помогают ему в этом - верят всем его байкам. Никто, включая городничего, не удосужился его проверить и посмотреть его документы. Все ждали ревизора, боялись его проверки, а тут приезжий не платит денег и повсюду суёт свой нос. Чем не ревизор? Поэтому никто и не обратил внимания на некоторую нестыковку фактов в его речах. Где это видано, чтобы послы иностранных держав играли с первым встречным в карты. А человеку, не имеющему никакого военного звания, обещали присвоить высший военный чин фельдмаршала.

Хлестаков сумел обмануть даже городничего, который хвастается, что в течение тридцати лет своей службы обманывает людей. Он так и не понял, с кем его спутали. Если бы был немного поумнее, то извлёк бы выгоду из сложившейся ситуации. А так он просто хотел поесть и взять в долг немного денег, чтобы ехать дальше. Ведь в этом городе он не планировал оставаться надолго. Он вообще никогда и ничего не планирует, живёт не разумом, а извлекает выгоду из сложившейся ситуации.

Хлестаков - человек без моральных принципов, глупый, ленивый. Он предпочитает не работать, а проводить время за карточным столом. Берёт у людей в долг деньги, заранее зная, что отдавать их не будет. Обманывает сразу двух женщин - жену и дочку городничего. Дочку прельщает перспектива выйти замуж за человека из столицы. Никого не жалеет и не видит кроме своей персоны, циник и эгоист.

В лице Хлестакова Гоголь показывает, что как можно обмануться в человеке, который только хочет казаться тем, кем он не есть на самом деле.

Сочинение 4

Произведение Гоголя “Ревизор” является прекрасным примером отечественной фантасмагории и юмора в рамках литературной прозы и произведения. Данное произведение отличается от остальных его творений тем, что оно имеет свою уникальную атмосферу и самобытность, опять же, в рамках его творчества, и его видения проблем и их решения. Также произведение уникально своим особым стилем повествования и слога, хотя это уже более технические аспекты произведения. Так или иначе, произведение является замечательным примером литературного гения Гоголя. Этим произведением является “Ревизор”.

В произведении рассказывается об истории с очень хитрым и талантливым мошенников Хлестаковым, который благодаря своему знанию человеческой психологии и своей напористости, и отчасти, самоуверенности, получает все, что ему необходимо. Также в произведении присутствует множество различных аспектов, которые хотелось бы обсудить, но пока обсудим только образ и характер мошенника Хлестакова.

Хлестаков по сути своей является человеком, которому без разницы состояния его окружения, ведь из любой ситуации он всегда сможет найти выгоду для себя. Его не заботит ничего кроме его сохранности, и его благополучия, из-за чего у читателя иногда возникают противоречивые чувства насчёт данного образа. Он человек скрытый, не имеющий, по крайней мере, не показывающий их, настоящих друзей. Он только делает вид, что ему важны его якобы друзья, а на самом деле же продумывает, как из них можно выжать выгоду для себя любимого. Таков уж он человек и ничего с этим не поделать. Он также старается обманывать как можно большее количество людей, для, скорее всего совершенствования своего навыка.

Именно образ Хлестакова получился у Гоголя наиболее ярким и сильным, который, несомненно, должен запомниться читателю, хотя бы за его хлёсткость и самоуверенность. Я считаю, что именно на это автор пытался сделать упор, когда писал произведение, ведь именно это и помогает читателю запомнить образ, и держать его в голове, осмысляя и, прокручивая всё тоже, и соответственно, вновь возвращаться к данному произведению. Это моё субъективное мнение, а следственно, оно не может расцениваться как объективное.

Несколько интересных сочинений

  • В чем противоречивость характера Печорина

    Мне кажется, что этот образ противоречив во всём! С самого начала говорится, что этот герой мерз, когда на улице было жарка, а когда холодно – наоборот. Вот уже противоречие! Но самые большие проблемы в его чувствах и разуме.

  • Любовь в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Любовь – это то чувство, без которого все вокруг не имеет смысла, оно наполняет жизнь красками, делает ее яркой и насыщенной. Именно поэтому в творчестве поэтов и писателей всех времён прослеживается тема любви.

  • Сочинение по произведению Мастер и Маргарита Булгакова

    Это произведение, которое мне очень понравилось читать в школе. Оно настолько захватывающее, яркое, юморное и философское! Даже после просмотра фильма, то есть сериала, мне было очень интересно его читать.

  • Сочинение по картине Зимние забавы 2, 3 класс

    Ребята вышли во двор. Всем нашлось занятие по душе. Мальчик Витя в синей куртке и трико едет, проворно отталкиваясь лыжными палками по проложенной лыжне.

  • Колобок - анализ русской народной сказки

    Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.

Вариант 1:

Иван Александрович Хлестаков - главное действующее лицо комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Худенький молодой щеголь двадцати трех лет из Петербурга попадает в стечение обстоятельств, в которых как никогда лучше открывается его истинная суть.

Возвращаясь домой к отцу в Саратов, Хлестаков проигрывает все деньги в карты. Волей случая одновременно с этим в небольшом уездном городе N городские власти получают письмо о ревизоре, приехавшем с проверкой. Хлестакова принимают за ревизора и начинают всячески перед ним заискивать и давать взятки, а тот, в свою очередь, вживается в новую роль, принимая происходящее как должное.

«Говорит и действует без всякого соображения», - пишет о Хлестакове автор. Примечательность персонажа заключается в его явной любви хвастаться и выставлять себя напоказ, благодаря которой ему удается пустить пыль в глаза всем окружающим. Расхваливая себя перед городничим и дамами, он и сам верит в собственную ложь. Он уже представляет себя чуть не директором департамента и выдающимся деятелем искусств.

При этом Хлестаков - не злонамеренный интриган. Вначале он наивно верит в доброту и благожелательность окружающих, дающих ему «взаймы», оставаясь с ними вежливым, но все же жадным. Иван Александрович настолько польщен сам собой и расположением градоначальства, что осмеливается просить руки Марьи Антоновны, дочери городничего, и получает согласие. Только благодаря своему более догадливому слуге Осипу ему удается вовремя дать задний ход и выйти сухим из воды.

Недаром благодаря яркому персонажу Хлестакова появилось понятие «хлестаковщина», характеризующее бесстыдное самовосхваление и вранье, когда под броской напыщенной внешностью скрывается пустота и глупость. Сам Николай Васильевич писал, что каждый человек хотя бы однажды в жизни становится Хлестаковым. Эти слова говорят нам об актуальности персонажа и в наше время.

Вариант 2:

Одним из главных персонажей известного комедийного произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» является немного глуповатый, но хитрый паренек, который не упустит любого удачного случая - Иван Александрович Хлестаков.

Когда местные чиновники заволновались и по ошибке приняли его за приезжего ревизора, путешествующего инкогнито, Хлестаков поддержал эту удобно сложившуюся ситуацию и начал отчаянно врать и подыгрывать. Для своей выгоды он то предстает перед всеми абсолютно проигравшим гулякой, просящим обед, то добавляет себе значительной важности, делая вид, что имеет хорошие связи с герцогами и графьями, а то и настоящего бабника и ловеласа. Артистизму Хлестакова можно только позавидовать.

В данном комедийном произведении с одной стороны наш герой является простодушным парнем, болтунишкой-шутником, который не имеет больших знаний, а только поверхностные, и всегда ходит сам себе на уме. Он играет то, что хочет видеть в нем местное окружение, любую роль, лишь бы никто не заподозрил, что он не ревизор. Речь его достаточно примитивная, в которой отчетливо слышны литературные штампы и неправильное употребление услышанных красивых французских словечек.

Можно характеризовать Хлестакова как доморощенного проходимца, каких только поискать нужно, лентяя и необразованного человека, который не стесняется хвастаться и искусно лгать. Иван Александрович Хлестаков никогда не относился серьезно к сказанным им же словам и отвечать за них не собирался.

Благодаря главному герою комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в обиходе появилось новое для всех слово – «хлестаковщина», которое определяется как вранье, хвастовство и безответственность в одном лице.

Вариант 3:

Иван Андреевич Хлестаков – главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Он представлен личностью противоречивой и неоднозначной. Молодой человек постоянно недоволен своей жизнью и у него никогда не бывает денег. Хлестаков абсолютно ничего не делает для того, чтобы изменить свою жизнь, а надеется лишь на то, что настанет день и все само собой решится.

Его положению полностью соответствует его характер. Персонаж по натуре является авантюрным человеком и отчасти жуликом. Если бы он был честным человеком, то не стал бы обращаться к практически незнакомым людям (Допчинскому и Бобчинскому) с просьбой одолжить денег, не имея возможности их отдать. И тем более, он не проявлял бы одновременно интерес и к дочери, и к ее матери.

Хлестаков является завзятым врунишкой и обманывает людей очень легко и непринужденно, как это делают маленькие дети, когда сочиняют какие-то небылицы. Его рассказы приносят ему удовольствие. Во время бесед герой ведет себя безответственно, не говорит о чем-то конкретно или серьезно. Даже сам Гоголь подчеркивает в нем духовную пустоту и отсутствие нравственности. Он, как недалекий человек, считает, что для достижения успеха не нужно прикладывать усилия, обладать определенными знаниями и талантом. Хлестаков уверен в том, что достаточно просто случая для достижения цели, все может решить, к примеру, удача во время карточных игр, которые он так любит.

Гоголю удалось создать образ, который демонстрирует читателям множество человеческих пороков. В современном мире подкупные чиновники вряд ли приняли бы Хлестакова за ревизора, но, тем не менее, во многих из нас присутствуют его черты.

Вариант 4:

Николай Васильевич Гоголь создает образ молодого человека, который становится в силу обстоятельств центром внимания небольшого уездного города. Герои комедии принимают его за ревизора, а он, в свою очередь, блестяще исполняет свою роль. Имя его - Иван Александрович Хлестаков.

В замечаниях для актеров автор описывает внешний облик героя так: «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат «…» - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. «…» Одет по моде».

Развитие сюжета еще ближе знакомит читателя с Хлестаковым. Помимо перечисленных характеристик к нему добавятся и другие. Иван Александрович – мечтатель. Свои мечты он пытается осуществить в разговоре с горожанами, в особенности с дамами. Он уверяет их в том, что лично знаком с А.С. Пушкиным, что входит в высший свет общества, что именно ему принадлежат знаменитые произведения: «Фрегат «Надежды», «Московский телеграф», «Юрий Милославский».

Несмотря на отмеченную Гоголем глупость, Хлестаков не лишен изворотливости и хитрости. Понимая свое положение, он под видом денежного долга обкрадывает испуганных чиновников и умудряется «выйти сухим» из любовного треугольника. Более того, он посылает петербуржскому приятелю Тряпичкину письмо обо всех случившихся с ним приключениях. В нем Хлестаков насмехался над обманутыми людьми, не скупясь на оскорбления: «Городничий - глуп, как сивый мерин...», «Надзиратель за богоугодным заведением Земляника - совершенная свинья в ермолке» и т.д.

Н.В. Гоголь изобразил «маленького человека», который не отличается выдающимися качествами, но сильно хочет обладать богатством и славой. Хлестаков смеется не только над чиновниками и городничим, но и над самим собой, потому что он не лучше их. Разве что «одет по моде».

Иван Александрович Хлестаков – личность неоднозначная и противоречивая. Об этом не раз упоминал и сам автор. Хлестакова сложно назвать мошенником и авантюристом, ведь он не выдает себя за «значительное лицо» сознательно, а только пользуется обстоятельствами. Но авантюрная жилка и склонность к жульничеству в герое присутствуют. Честный человек сразу бы опроверг ошибочное мнение окружающих и не стал бы одалживать деньги, зная, что никогда их не вернет. И уж точно не стал бы одновременно ухаживать за матерью и дочкой.

Хлестаков – грандиозный врун, он обманывает всех так легко и вдохновенно, как это делают дети, когда сочиняют небылицы о себе и своих близких. Иван Александрович получает удовольствие от своих фантазий и даже верит в них. По словам Гоголя, Хлестаков «лжет с чувством», без всякого плана и корысти.

Молодой человек двадцати трех лет, «приятной наружности» , чиновник самого низкого ранга, «простой елестратишка» , бедный, да еще и полностью проигравшийся в карты – таким предстает перед нами герой в начале пьесы. Он голоден и умоляет трактирного слугу принести хоть какой-нибудь еды. Хлестаков приехал из провинции покорять столицу, но в силу отсутствия связей и финансовых возможностей остается неудачником. Даже слуга относится к нему с пренебрежением.

Такую фамилию своему герою Гоголь выбрал не случайно. В ней явно видны ассоциации с глаголами «хлестать» , «ухлестывать» и выражением «столичный хлыщ» , что вполне соответствует образу.

Автор так характеризовал свой персонаж: «несколько глуповат» , «делом не занимается» , «человек ловкий» , «одет по моде» . А вот слова самого Хлестакова: «У меня легкость в мыслях необыкновенная» . И это не просто легкомыслие. Герой молниеносно перескакивает в разговоре с предмета на предмет, судит обо всем поверхностно и ни о чем всерьез не задумывается. Безответственность, духовная пустота, размытость нравственных устоев стирают в поведении и разговоре Хлестакова любые границы.

Сначала Александр Иванович просто берет взятки, а потом уже сам их вымогает. Его нисколько не обескураживает замечание Анны Андреевны о том, что она замужем. Девиз Хлестакова: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» . Он с легкостью переходит от роли взяточника к роли защитника угнетенных, от робкого просителя к наглому «хозяину жизни» .

Хлестаков, как большинство недалеких людей, считает, что для успеха вовсе не нужно прикладывать серьезные усилия, иметь знания и талант. По его мнению, достаточно случая, удачи, подобно выигрышу за карточным столом. Писать как Пушкин или управлять министерством – одно удовольствие. Это сможет любой, кто окажется в нужное время и в нужном месте. И если фортуна ему улыбается, почему он должен упускать свой шанс?

Хлестаков не идет к чинам, славе и богатству путем интриг, коварства и преступлений. Для этого он слишком прост, глуп и ленив. Долгое время он даже не понимает, почему с ним так носится городская верхушка. Случайные обстоятельства возносят Хлестакова на вершину социальной пирамиды. Ошалевший от радости и подвыпивший герой озвучивает свои мечты восторженным слушателям, выдавая их за реальность с таким искренним убеждением, что у многоопытных чиновников не возникает подозрений в обмане. Даже откровенная нелепость и нагромождение полных несуразностей не развеивают дурман чинопочитания.

Например, городничий никак не выглядит глупым и наивным. «Мошенников над мошенниками обманывал» , – говорит он о своей тридцатилетней службе. Но словно под гипнозом не замечает он абсурдности рассказов мнимого ревизора и будущего зятя. Вся чиновничья братия уездного города N считает, как и Хлестаков, что деньги и связи могут все. Поэтому такой молодой человек вполне способен занимать самый высокий пост. Их нисколько не удивляет, что тот каждый день бывает во дворце, играет в карты с иностранными послами и скоро будет произведен в фельдмаршалы.

Интересно, что жизнь «высшего света» Хлестаков представляет весьма приблизительно. Его воображения хватает лишь на фантастические количества, суммы и расстояния: арбуз за семьсот рублей, суп прямо из Парижа, тридцать пять тысяч курьеров. «Речь отрывиста, вылетает из уст неожиданно» , – пишет о своем герое автор. Хлестаков практически не задумывается, поэтому у него нет реплик в сторону, как у других персонажей.

Однако герой искренне считает себя умнее и достойнее глупых провинциалов. Полное ничтожество с грандиозными претензиями, лгун, трус и ветреный хвастун Хлестаков – порождение своей эпохи. Но Гоголь создал образ, который несет в себе общечеловеческие пороки. Сегодня продажные чиновники вряд ли примут подобную пустышку за ревизора, но в каждом из нас есть немного от Хлестакова.

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

План

1. Введение

2.Образ и характеристика Хлестакова

3."Хлестаковщина"

Иван Александрович Хлестаков - один из самых известных персонажей в русской литературе. Образ, созданный Н. В. Гоголем, обрел настоящее бессмертие. Комедийный замысел "Ревизор а" основан на противоречии между ожидаемым чиновником из Петербурга и его жалким "двойником".

Гоголь в указаниях для актеров дал весьма точное описание своего героя с помощью меткой фразы - "без царя в голове". Автор подчеркнул, что лучше всего будет показать как можно больше "чистосердечия и простоты". Хлестаков - типичный мелкий чиновник, который никогда не добьется успехов на службе. С ранних лет он привык к тому, что отец снабжает его деньгами. Свою работу он расценивает в качестве крайне неприятного занятия. Небольшого жалования ему, естественно, не хватает. Бросить службу Хлестаков не может, так как это вызовет гнев отца.

Хлестаков ведет беспорядочную жизнь. Деньги, выдаваемые отцом, он тратит на карты и всяческие развлечения. Он совершенно не умеет экономить и составлять хоть какой-нибудь план действий. В этом отношении очень комично выглядят рассуждения слуги Осипа, который обнаруживает гораздо больше ума и житейской мудрости, чем его хозяин. Отец уже не может выносить беспутства сына и отправляет его в деревню. Выданные на проезд деньги Хлестаков сразу же проигрывает в карты. Он нисколько не сожалеет об этом и мечтает вновь сыграть с удачливым пехотным капитаном.

Разгульная жизнь вновь сменяется голодом. Автор описывает Хлестакова в момент, когда хозяин гостиницы перестает отпускать ему в долг. Иван Александрович даже не думает о том, как поправить свои дела. Хлестаков - изрядный трус. Несмотря на свое дворянское звание, он боится разговаривать с хозяином гостиницы и просит сделать это за него Осипа. Даже с гостиничным слугой он разговаривает заискивающе. Только при виде принесенного обеда он испытывает воодушевление и начинает гневно высказываться по поводу блюд.

Настоящий ужас Хлестаков испытывает при известии о том, что к нему направляется городничий, который напуган не меньше его. К "достоинствам" Ивана Александровича можно отнести то, что он первым начинает догадываться об ошибке местного начальства. Хлестаков постепенно "расправляет крылья". Принятый за важного чиновника, он чувствует себя в своей стихии.И он никого не обманывае, он просто наслаждается нежданной удаче и наслаждается ситуацией.

Свое ничтожество Хлестаков подчеркивает безудержным хвастовством. Городничий с безмолвным трепетом внимает его фантастическим рассказам о литературной деятельности своего гостя, "супу в кастрюльке" прямо из Парижа, "тридцати пяти тысячам одних курьеров" и т. д. Только у самого пустого и никуда не годного человека могут возникнуть подобные мечты.

Хлестаков, однако, искренне считает себя очень важным и нужным человеком. Главным доказательством этого является его жизнь в столице, перед которой меркнут провинциальные жители. Иван Александрович постоянно упоминает о Петербурге. Эти замечания очень сильно воздействуют на окружающих. Осип чувствует надвигающуюся опасность раскрытия обмана и буквально спасает своего глупого барина, подготовив спешный отъезд. Его глупый хозяин, обрадованный всеобщим почтением, не способен подумать о дальнейшем развитии событий. Если бы Хлестаков задержался еще ненадолго, он бы вновь попал в очередную "историю", которая могла закончиться тюрьмой.

После публикации "Ревизора" появилось особое понятие "хлестаковщины" - безудержного и наглого вранья и хвастовства. Огромная заслуга Гоголя состоит в том, что он изобразил достаточно распространенный в его эпоху тип молодого дворянина. В России было множество хлестаковых. Избалованные дети богатых дворян не желали ни учиться, ни работать.

Жизнь представлялась им в качестве бесконечных развлечений. Сталкиваясь с суровой действительностью, они оказывались совершенно беспомощными. Гоголь безжалостно критикует этот тип людей. Бесправный Осип намного умней своего трусливого и хвастливого хозяина. Только глупость и страх перед проверкой городничего позволяют Хлестакову на некоторое время почувствовать себя важной персоной. Счастье хлестаковых заключается только в том, что есть еще более глупые люди, которые принимают за истину их бахвальство.

Произведения Н. В. Гоголя стали достоянием мировой литературы. И по сей день он остается одним из лучших писателей-сатириков, которому столь тонко удалось изобразить российскую действительность. В этой статье приведена характеристика главного героя бессмертной комедии Гоголя «Ревизор».

Кратко о произведении

Действие комедии происходит в уездном городке российской глуши. Местные чиновники получили известие о скором приезде ревизора. Погрязшие во взяточничестве и воровстве, они изрядно перепугались и приняли за проверяющего молодого повесу, остановившегося в городе проездом. По сути, ревизор в комедии вообще не фигурирует. Главного героя им можно считать только в ироническом смысле, поскольку он не понимает, что его приняли за «крупного чиновника из столицы». Характеристика Хлестакова поможет понять, что сам он лжет непреднамеренно, просто играет роль, которую навязали ему окружающие.

Н. В. Гоголь писал, что в комедии «Ревизор» он хочет собрать «все дурное в России» и «посмеяться над всем». Он признавал, что Хлестаков стал для него самым трудным образом. В рекомендациях к пьесе автор достаточно глубоко раскрыл его характер: «несколько приглуповат», «говорит без всякого соображения», «без царя в голове». Герой пьесы, действительно, совершает все свои действия абсолютно непреднамеренно. Несмотря на то, что этот персонаж не является ни сознательным обманщиком, ни резонером, он выступает настоящим двигателем сюжета.

Внешность главного героя

Что собой представляет человек, которого в городке приняли за ревизора? Какова его характеристика? Хлестаков - молодой, «лет двадцати трех», «худенький», с волосами каштанового цвета - «больше шантрет», «миленький носик» «и глаза такие быстрые». «Невзрачный» и низенький, но «недурной наружности», можно сказать, «хорошенький». Не в служебной форме, но одет по моде, платье из «сукна аглицкого», один фрак в «рублев полтораста» станет, фуражка и тросточка.

Положение в обществе

Хлестаков любит только лучшее, не отказывает ни в чем себе, - «смерть» как «не люблю отказывать себе» и «люблю хорошую кухню». Уже в начале комедии ясно, что он за человек. Слуга Осип дает характеристику Хлестакову, с его слов становится понятно, что барин дорогою «профинтил денюжки», что отец прислал, и сидит теперь «хвост подернул», но просит снять ему комнату «лучшую», и обед ему «лучший» подавай. Хлестаков - мелкий чиновник, «елистратишка простой». Холост, любит ходить по театрам, «ездит на извозчике», а истратит деньги, посылает слугу на рынок «новый фрак» продавать. Вместо того, чтобы работать, он гуляет «по прешпекту» да «в картишки играет».

Приехал Хлестаков из Петербурга, остановился в гостинице в маленькой комнате, вторую неделю живет, обедает, «из трактира не едет» и «ни копейки» не платит. Трактирщик отказался подавать им, Осипу и Хлестакову, обед. Денег у них нет даже на табак, «последнее четвертого дня выкурили». Городок Хлестакову не понравился: в лавках «не дают в долг», думал он штаны продать, но решил, что домой лучше приехать «в петербургском костюме», да к «дочечке» какого-нибудь помещика подойти.

Манера держаться

Автор мастерски представил характеристику Хлестакова. В комедии каждая реплика героя раскрывает его манеры и поведение. С самого начал он показывает себя как пустого и легкомысленного человека: истратив все деньги, он не только не задумывается над тем, что ему нечем расплатиться, но еще и требует. Слуга приносит ему «суп и жаркое», а Хлестакову еще «соус» да семгу подавай. Ест и привередничает: «это не жаркое», вместо масла «какие-то перья», «топор» вместо «говядины». Ругает трактирщика: «бездельники», только «дерут с проезжающих».

Узнав, что его спрашивает городничий, продолжает: «Бестия трактирщик! Пожаловался уже». Грозится: «Как смеет? Что я, купец или ремесленник?» Но увидев городничего, съеживается и объясняет, что ему должны прислать денег из деревни. Оправдывается, что и платить-то не за что: целый день трактирщик его «голодом морил» и «чай» подал, который «воняет рыбой». Увидев, что городничий оробел, Хлестаков расхрабрился и, чтобы не оказаться в тюрьме, пытается его запугать. Начав с обещаний заплатить за обед, он заканчивает угрозами обратиться к министру.

Городничий принимает его за ревизора, заискивает, говорит с уважением, называет «просвещенным гостем», приглашает в свой дом. Хлестаков даже не пытается узнать причину оказываемых ему почестей, говорит «без всякого соображения» и начинает жаловаться на плохие условия, свечей хозяин не дает, когда хочется «сочинить чего-нибудь». На приглашение городничего пожить в его доме сразу соглашается: «гораздо приятнее», чем «в этом кабаке».

Речь Хлестакова

Даже краткая характеристика Хлестакова показывает, что в образе своего героя автор дает собирательный и несколько утрированный тип поверхностно образованного выскочки. Ради красивого слога Хлестаков употребляет в своей речи, непонятные ему французские словечки, штампы из литературы. И в то же время не считает для себя зазорным вставлять вульгарные выражения. Он говорит отрывисто, перескакивает с одного на другое, и все потому, что духовно нищ и неспособен остановить внимание на чем-либо. Он растет в собственных глазах от внимания чиновников, становится смелее и уже не знает предела во лжи и хвастовстве.

Поведение

Первое же действие дает предельно ясную характеристику Хлестакова. Когда чиновники его водят по заведениям города, он в первую очередь интересуется, нет ли каких-нибудь развлечений, где можно «поиграть в карты». Из чего становится понятно, что человек любит поразвлечься. В доме городничего он пытается возвыситься в глазах окружающих и рассказывает, что вхож в департамент, один раз его даже «приняли за главнокомандующего». Хвастает, что его «везде знают», с «актрисами знаком». Часто видит «литераторов», «на дружеской ноге» с Пушкиным.

Утверждает, что написал «Юрия Милославского», но Марья Антоновна припоминает, что это сочинение Загоскина. Что же новоиспеченный ревизор? Он моментально находит оправдание, сообщая присутствующим о существовании двух разных книг с одним названием. Говорит, что у него «первый дом» в Петербурге и тут же, опьяненный вином и успехом, допускает неточность: «взбежишь» к себе «на четвертый этаж» и «скажешь кухарке». Но окружающие воспринимают это скорее за оговорку и поощряют его ко лжи, думая, что это позволит им узнать о нем больше.

Поступки

Радуется радушному приему и не догадывается, что его приняли за другого человека. «Легкость в мыслях необыкновенная» - автор дал ему такую характеристику. За ревизора Хлестаков себя не выдает, он просто делает то, что навязывают ему окружающие. Такое поведение еще больше утверждает его в их глазах как высокопоставленного чиновника. «Хоть и прилгнул», но играет «с министрами» и ездит «во дворец». Хлестаков плетет интригу, но сам этого не осознает. Образ этого героя - воплощение глупости и пустоты.

Его мысли суетливо перескакивают с одного предмета на другой, ни на чем не задерживаясь и не останавливаясь. Автор в комментариях также дает Хлестакову характеристику. Цитаты «без царя в голове», «несколько приглуповат» дают ясное понимание того, что пред нами один из тех людей, кого называют «пустейшими». Причем он моментально меняет облик и приспосабливается к действительности. Этакий хамелеон, меняющий свой окрас для выживания, а не для развлечения. Благодаря этой непреднамеренности и чистосердечию, с которыми он играет навязанную ему роль, Хлестаков легко выходит из любой ситуации, когда его уличают во лжи.

Отношения с окружающими

В доме городничего все хотят узнать побольше о «высоком госте» и интересуются у слуги Осипа, что любит его хозяин, чем интересуется. Хлестаков же блестяще играет перед чиновниками ревизора и только в четвертом действии комедии начинает понимать, что его приняли за «государственного человека». Чувствует ли он хоть что-то при этом? Вряд ли. Он легко перевоплощается и играет роль, которую ему предложило общество.

В комедии все основано на ситуации самообмана. Автор представляет читателю человека, в котором отсутствует собственное содержание. В комедии «Ревизор» характеристика Хлестакова ясно показывает, что это личность без внутреннего наполнения. Он не столько сознательно обманывает, сколько вводит в заблуждение других участников комедии. Вот как раз в этой непреднамеренности и кроется сила этого персонажа.

Хлестаков до такой степени вживается в роль, что представляется женихом дочери городничего. Без стыда и совести просит ее руки, не вспоминая, что минуту назад признавался в любви ее матери. Он бросается на колени то перед дочерью, то перед матерью. В итоге покоряет их и сам волочится за обеими, не знает, кого же выбрать.

Финал комедии

Когда Хлестаков понимает, что его приняли не за того человека, открывается еще одна неблаговидная черта этого героя. Имея пустой и ничтожный характер, он пишет своему знакомому литератору о том, что с ним произошло. И несмотря на то, что приняли его в этом городке благодушно, Хлестаков радостно описывает пороки своих новых знакомых, тех, кого он порядком уже обобрал, и предлагает высмеять их в газете. Такова характеристика Хлестакова.

Сочинение Гоголя заканчивается «немой сценой»: приехал настоящий ревизор. Но это не делает его главным персонажем комедии, главным героем по праву считается Хлестаков. Автор произведения публично заявил, что единственное положительное лицо в его комедии - это смех. Так Гоголь предупредил обвинения со стороны чиновников. Писатель утверждал, что независимо от возраста, образования или социального положения, каждый русский человек хоть на минуту становится Хлестаковым.