Краткое содержание бедность не порок. Островский «Бедность не порок» – анализ


Действие комедии происходит в одном уездном городе во время святок, в доме купца Торцова.

Главные действующие лица :

Торцов Гордей Карпыч, купец, очень богатый;

Пелагея Егоровна, его жена;

Любовь Гордеевна, их дочь;

Торцов Любим Карпыч, брат Гордея Карпыча;

Коршунов Африкан Савич, фабрикант;

Митя, приказчик Торцова;

Гуслин Яша, племянник Торцова;

Разлюляев Гриша, молодой купец, сын богатого отца;

Анна Ивановна, молодая вдова;

Егорушка, мальчик дальний родственник Торцова;

Маша и Лиза, подруги Любови Гордеевны;

Арина, нянька Любови Гордеевны.

Действие первое

День. Приказчичья комната в доме Торцова. Митя ходит по комнате, а Егорушка на табуретке сидит и читает книгу, затем, остановившись, рассказывает Мите о ссоре Гордея Карпыча с братом за праздничным обедом. Любим Карпыч, захмелев, стал смешить гостей, а Гордей Карпыч на это обиделся и брата прогнал. В отместку, тот встал с нищими у собора, чем окончательно разозлил Гордея Карпыча, который теперь срывается на всех подряд.

За окнами слышен шум – это приехали Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна и гости.

Егорушка убегает. Митя остается один и грустит. Он чувствует себя чужим в этом доме, а мысли о любимой не дают сосредоточиться на работе.

К нему в комнату заходит Пелагея Егоровна. Она ласково приглашает вечером Митю в гости, замечая при этом, что Гордея Карпыча не будет за ужином, поскольку он уезжает к своему приятелю - фабриканту Коршунову. Пелагея Егоровна начинает жаловаться на мужа, который совершенно изменился после прошлогодней своей поездки в Москву. Теперь он хочет жить по-заграничному, зазнался, водит дружбу только с богатеем Коршуновым, который лишь спаивает купца. К жене Гордей Карпыч больше не прислушивается, а дочь планирует выдать замуж исключительно в Москве, поскольку в их городе нет для нее ровни.

В комнате появляется Яша Гуслин, племянник Торцова, он тоже получает приглашение в гости и с радостью соглашается.

После ухода Пелагеи Егоровны Митя делится с Яшей своими переживаниями. Он единственный сын у старенькой, бедной матери и содержит ее на свое мизерное жалованье. От Гордея Карпыча ничего хорошего Митя не видит, но уйти к другим хозяевам не может из-за своей тайной любви к дочери купца. Яша советует Мите выбросить мысли о Любови Гордеевне из головы, поскольку сам не может получить от дяди одобрение на, казалось бы, равный брак с Анной Ивановной. Следовательно, бедному Мите можно и не мечтать о свадьбе с купеческой дочкой.

С гармоникой и песнями в комнату входит Разлюляев, он беззаботен и весел, говорит, что после праздников женится на богатой. Они все вместе поют песню, написанную Гуслиным. Вдруг все замолкают и встают, потому что в комнате появляется сам Гордей Карпыч. Сначала он набрасывается с упреками на Митю, который разбросал бумаги, песни дурацкие поет, а новый сюртук себе пошить не может. Запретив приказчику в таком виде показываться наверху у хозяев, Торцов достает и Разлюляева, нелестно высказываясь об умственных способностях его и его отца.

После ухода Гордея Карпыча, к Мите приходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Лиза и Маша, которым стало скучно наверху, и они нашли более интересную компанию. Все девушки ведут себя очень скромно, кроме Анны Ивановны, которая напрямую спрашивает Гуслина, когда же тот собирается на ней жениться. Яша прямо отвечает, что должен получить разрешение от дяди, а затем тихонько шепчет что-то Анне Ивановне, показывая на Митю и Любовь Гордеевну. Разлюляев в это время веселит девушек. Анна Ивановна предлагает всем идти наверх и специально захлопывает дверь перед Любовью Гордеевной, оставив их с Митей наедине.

Митя читает девушке стихи собственного сочинения, в которых говорится о его страданиях и любви к ней. Любовь Гордеевна сидит, задумавшись, а затем пишет ему ответ, но отдает письмо при условии, что Митя прочтет послание лишь после ее ухода. В дверях она сталкивается с дядей, которого веселит ее испуг, но он обещает ничего не говорить Гордею Карпычу.

Любим Карпыч просит Митю приютить его в своей комнате, поскольку брат после недавнего скандала за обедом и на порог его не пускает. Любим Карпыч откровенно рассказывает Мите свою историю. Когда умер их отец, Любиму было всего двадцать лет. Братья разделили наследство: Гордей забрал себе заведение, а брату достались деньги и векселя. Любим поехал в Москву получать деньги, и его затянула разгульная московская жизнь. Наследство он быстро растратил, то, что еще оставалось, доверил приятелю Коршунову, а он его обманул. Стал Любим Карпыч ходить скоморохом, потому что жить на что-то надо было. Однажды с сильной простудой он попал в больницу, после чего решил за помощью обратиться к брату. Но тот его принял неласково, заявил, что стыдится и не хочет садить брата себе на шею. Любим Карпыч обиделся и хочет проучить братца, который ничего в жизни не понимает.

Любим Карпыч располагается на Митиной кровати и просит одолжить немного денег. Митя выручает его, а сам собирается идти наверх. Вспомнив о письме, Митя читает его и узнает, что Любовь Торцова тоже влюблена в него. Схватившись за голову, Митя убегает.

Действие второе

Вечер. Дом Торцова. Гостиная. У стены стоит диван, перед ним - круглый стол и шесть кресел. На стенах висят зеркала, а под ними стоят маленькие столики. В темную гостиную входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна говорит, что безумно влюблена в Митю, а Анна Ивановна убеждает ее быть осторожнее, после чего уходит.

Появляется Митя. Он хочет знать, правдиво ли признание Любови Гордеевны в ее записке. Она отвечает, что все – правда. Митя объясняется ей в своих чувствах. Любовь Гордеевна в шутку говорит, будто подозревала Митю в любви к Анне Ивановне. Но он настроен серьезно и шутить не намерен. Влюбленные решают на следующий же день объявить Гордею Карпычу о своих чувствах, а дальше пусть будет, что будет. Они обнимаются, но заслышав чьи-то шаги, Митя уходит.

Со свечой в гостиную входит нянька Арина. Любовь Гордеевну она отсылает к матери, а вбежавшего Егорку просит позвать девушек-служанок, которые будут петь святочные песни, тот радуется предстоящему веселью и убегает.

Входит в гостиную Пелагея Егоровна и приглашает всех остальных: Анну Ивановну, Любовь Гордеевну, Лизу, Машу, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих подруг. Пелагея Егоровна и ее престарелые подруги усаживаются на диван. Анна Ивановна секретничает с Гуслиным. Любовь Гордеевна, Маша и Лиза обнявшись, ходят по комнате. Разлюляев веселит девушек, старухи, глядя на них, переговариваются. Затем все просят Гуслина спеть, он поет. Анна Ивановна беседует с Пелагеей Егоровной. Арина приносит напитки и угощения. Разлюляев подхватывает ее в танце. Вступаясь за Арину, Анна Ивановна сама идет плясать с Разлюляевым.

Приходят соседские девушки-служанки, их принимают радушно. Арина вносит блюдо, покрытое полотенцем, для гадания. Барышни снимают свои кольца, кладут их на блюдо, девушки запевают песню. Разлюляев вынимает кольцо и отдает его Любови Гордеевне.

В это время приходят ряженые, их угощают вином, а они пляшут, поют, разыгрывают сценки. Пока все гости отвлеклись на ряженых, Митя что-то говорит Любови Гордеевне и целует ее. Увидев это, Разлюляев заявляет, что все доложит Пелагее Егоровне, поскольку хочет жениться на Любови Гордеевне сам. У него богатая семья, а Мите здесь надеяться не на что. Гуслин защищает Митю.

Неожиданно в гостиной появляется хозяин дома вместе с фабрикантом Коршуновым. Гордей Карпыч изо всех сил лебезит перед Коршуновым и старается произвести «ефект». Ряженых и девушек он сразу прогоняет, велит подать шампанского и зажечь свечи. Пелагея Егоровна идет выполнять приказ мужа, ее подруги и Арина тоже уходят. Увидев Митю, хозяин его гонит из гостиной, за Митей уходят Гуслин и Разлюляев

Коршунов чувствует себя прекрасно в обществе молодых барышень, ведет себя развязно. Они не в восторге от этого старика, но Гордей Карпыч приказывает подчиняться. Коршунов целует барышень в честь «дней святочных», затем подсаживается к Любови Гордеевне и дарит шикарный подарок – бриллиантовые серьги. Он заводит разговор о любви, не церемонясь, хватает и целует ее руку. Она хочет уйти, но отец велит ей остаться. Коршунов одевает ей на палец перстень бриллиантовый, она снимает его и отдает обратно.

Входит Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка. Коршунов строит из себя важного гостя. По приказу Гордея Карпыча, Коршунову кланяются и потчуют его вином. Затем гость велит хозяину переходить к делу. А дело заключается в следующем: Гордей Карпыч планирует перебраться в Москву, подальше от здешнего невежества, а там у него будет свой человек – зять Африкан Савич Коршунов. Они уже обо всем договорились.

Пелагея Егоровна в ужасе кричит, что не отдаст дочь. Любовь Гордеевна на коленях умоляет отца передумать и клянется во всем ему подчиняться. Коршунов напоминает Гордею Карпычу о данном обещании, и тот свое решение менять не собирается. Они вдвоем переходят в другую комнату. Любовь Гордеевна рыдает в объятиях матери, рядом ее подруги.

Действие третье

Утро. Небольшая комната в доме Торцова, уставленная дорогой мебелью. Это комната хозяйки, где она принимает своих гостей и занимается делами. В комнате сидит нянька Арина и несколько служанок. Заходит Пелагея Егоровна, отпускает их. Она занята предсвадебными хлопотами, но на сердце у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, за ней Митя. Он говорит, что уезжает к матери и больше не вернется, прощается с доброй хозяйкой, кланяясь ей в ноги. Потом замечает, что нужно бы и с Любовью Гордеевной проститься. Хозяйка посылает за дочерью.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на мужа, который выдает дочь замуж за дурного человека против ее воли. Митя упрекает хозяйку в том, что она не противится воле мужа. Он решается и рассказывает все об их планах с Любовью Гордеевной. Пелагея Егоровна удивлена и искренне сочувствует Мите.

Приходит Любовь Гордеевна. Они с Митей прощаются. Он в отчаянии просит Пелагею Егоровну благословить их, чтобы тайно уехать с любимой к его матери и там обвенчаться. Но Пелагея Егоровна в ужасе от одной мысли об этом, и сама Любовь Гордеевна не готова пойти против воли отца и против традиций. Митя смиряется и уходит.

Входит Коршунов. Он хочет поговорить наедине со своей невестой. Плачущей Любови Гордеевне он объясняет, насколько выгоден брак со стариком. Он будет одаривать ее подарками и, в отличие от молодого мужа, не пойдет на сторону. На вопрос Любови Гордеевны о его покойной жене, он отвечает, что она его тоже не любила, ведь фактически, он купил ее у родителей, которым нужны были деньги. Коршунов заявляет, что хочет, чтобы его любили и готов за это хорошо платить.

В комнату заходит Гордей Карпыч. Как всегда подобострастно, он разговаривает с Коршуновым, хвастая перед ним своей «культурностью». Прибегает Егорушка и говорит, что пришел Любим Карпыч, который разгоняет гостей. Гордей Карпыч сердится и идет за Егорушкой.

В комнате появляются Разлюляев, Лиза с Машей, а за ними и Любим Карпыч. Он обвиняет Коршунова в том, что тот его разорил и требует вернуть долг, а теперь еще и за племянницу. Входит Гордей Карпыч и гонит брата прочь. Но Любим Карпыч настроен решительно, он оскорбляет Коршунова и обвиняет его в бесчестии, а затем уходит. В комнате уже собрались все домашние и прислуга. Уязвленный Коршунов заявляет, что Гордей Карпыч еще кланяться к нему придет, чтобы он его дочь взял. Но у хозяина тоже гордость взыграла, он отвечает, что кланяться никому не будет, а дочь может выдать за кого угодно, средства позволяют. И назло Коршунову заявляет, что выдаст дочь за Митьку, который как раз вошел в комнату в разгар ссоры. Все поражены, Коршунов в ярости уходит.

Митя, не растерявшись, берет за руку Любовь Гордеевну, они подходят к Гордею Карпычу и просят благословить их не назло, а с любовью. Он снова начинает закипать, упрекает Митю в бедности. Жена и дочь просят и уговаривают его сменить гнев на милость. Вновь появляется Любим Карпыч, который тоже вступается за молодых. Он говорит, что спас Гордея от разорения, ведь Коршунов поступил бы с ним точно так же, как когда-то с Любимом Карпычем. Еще он добавляет, что Митя - человек хороший, а «бедность не порок». Гордей Карпыч, расчувствовавшись, благословляет молодых на долгую, семейную жизнь. Воспользовавшись моментом, Яша тоже получает благословление жениться на Анне Ивановне. Разлюляев поздравляет Митю и не держит на него зла. Девушки поют веселую свадебную песню. Все уходят.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Обновлено: 2012-03-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Главные герои

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.

Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.

Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.

Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Действие первое

Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин, Гордей Карпыч Торцов, очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч « начал разные колена выкидывать » при гостях, чем глубоко оскорбил брата.

Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина, Пелагея Егоровна, а также их дочь, Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – « теперь все ему наше русское не мило ».

Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что « нет ей ровни ». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.

В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который « все бедностью попрекает », но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку « потом еще тяжельше будет ».

Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.

Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода.

Действие второе

Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя « принят в насмешку » купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.

Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.

Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.

Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер « на мужицкий манер ». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где « совсем другой ефект будет ».

Тем временем Коршунов любуется девушками, и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он « до этого охотник ». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.

Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе « одно невежество и необразование ». А поможет им устроиться на новом месте « зятюшка Африкан Савич », за которого он уже сосватал дочь.

Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье

Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – « хоть бедненького, да друга милого ».

В расстроенных чувствах появляется Митя – узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.

Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление « надоть будет богу ответ дать ». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.

Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не « посмеет такой грех на душу взять ». Молодые люди прощаются.

Коршунов находить Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает « на руках носить » и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.

В тот момент Торцов готов отдать замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их « по-родительски, с любовию », поскольку они давно любят друг друга.

Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги, и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека, а не его состояния и положения в обществе.

Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 767.

На Святках. Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна , в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг. Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.

Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)

Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам. Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.

Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.

Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова . За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.

Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.

Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.

Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов . Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею. Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.

Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание

Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.

Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.

Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.

С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.

Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме». Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование». Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское , да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель .

Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюби те меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»

Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.

Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.

«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание

Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.

Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.

Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.

Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит...»

«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»

Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»

Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».

Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».

Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».

Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».

«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»

Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».

Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»

Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»

Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».

Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».

«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».

Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.

«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.

См. также краткие содержания других пьес А. Островского:

Бедность не порок — пьеса Островского, с которой мы познакомились на уроке в школе. Написал ее писатель в 1853 году, а через год пьеса была напечатана отдельной книгой. Пьеса, как и книга, имела успех. Вот сегодня познакомились с данным произведением и мы. Теперь сделаем работы Островского Бедность не порок, рассмотрев проблемы, что поднимает писатель.

Анализ пьесы Бедность не порок

В пьесе Островский поднимает различные проблемы, среди которых противостояние среды и личности. Очень часто к человеку относятся в зависимости от его богатств. Чем богаче, тем больше он уважаем, а вот душевные качества и нравственные не берутся в расчет.

Изучая Островского и его Бедность не порок, и делая анализ его работы в 9 классе, мы видим, влияние денег на судьбы людей. Автор нам показал, как именно могут влиять деньги на человека, когда человек начинает им подчиняться и зависеть от них. Деньги выходят на первый план, а вот забота о близких становится второстепенной. Вот только Островский не мог допустить победы денег над человеческими чувствами и доказал читателям, что и богатства бывают бессильными. Доказательством этого являлась любовь дворянки Любы Гордеевой, которую отец хотел отдать за московского богача, к приказчику Мите. Пройдя через испытания, влюбленные сердца все-таки воссоединились. И здесь не последнюю роль сыграл брат Торцова Гордея Любим. Именно он рассказал о подступных планах фабриканта Коршунова, за которого Гордей и хотел отдать дочь, несмотря на то, что она любила другого. Африкан разорил Любима, а теперь нацелился на Гордея. В итоге Коршунов требует извинений, а Гордей, на зло фабриканту, отдает замуж Любу за Митю. Гордей смягчился и был благодарен брату за то, что наставил его на ум и не дал совершить ошибку.

Так два сердца воссоединились, любовь восторжествовала над богатствами.

Делая наш краткий анализ, мы видим что пороки наказаны, а добро торжествует. Свадьба героев становится доказательством тому, что бедность не может являться пороком, а вот черствость и жажда наживы являются самыми настоящими недостатками.

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

Действие первое

День. Небольшая приказчичья комната. В глубине дверь, налево окно, возле окна стол и стул, в углу - кровать, у которой стоит гитара. Направо шкаф, конторка, заваленные бумагами и книгами, деревянная табуретка.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича», затем останавливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Накануне на праздничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выкидывать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошелся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами раздается шум - приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остается один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идет, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, останавливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Она замечает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю - фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассудительностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-заграничному, возгордился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки» , - и завел знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который просто спаивает нового приятеля. На упреки жены властный Торцов не реагирует; а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец монолога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на свое маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попреки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная - Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поет, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умолкают и встают. Торцов со злыми упреками набрасывается на Митю: «Кажется, не в таком доме живешь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!…». Он замечает книгу стихотворений Кольцова, которую читает Митя, и следует новая порция попреков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое образование?… Ты бы вот сюртучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь… Срам!». В ответ Митя оправдывается, рассказывает, что посылает все деньги престарелой матери. Гордей Карпыч замечает: « Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай сама хлевы затворяла. Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей показываться в этом сюртучишке наверх!» Затем достается и Разлюляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен… целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещенными живете, дураками и умрете». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршунову, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведет себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив - скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь … за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной - захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для нее стихи. Любовь Гордеевна, стараясь скрыть радость, просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «…Понапрасну свое сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит…» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдает его Мите с условием, что Митя прочтет его потом, когда Любовь Гордеевна уйдет. Она собирается уходить и в дверях сталкивается с дядей, Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поделили наследство: Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Гордеич поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трактирам, ездил по театрам; друзей у него завелось множество. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Гордеич доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скоморохом ходить: как приедет какой купец, Любим выскакивает, веселит, прибаутки рассказывает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно простудился, свезли его в больницу; там-то и нашло на Любима просветление ума. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти к обратно брату. Только брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навязать». А после пресловутого обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичливого брата («…У него вот эта кость очень толста. [Показывает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устраивается на кровати Мити, чтобы соснуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отказывает Любиму Гордеичу, и тот благодарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя собирается подняться наверх, он подходит к двери, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достает его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна рассказывает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предостерегает её от опрометчивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спрашивает Любовь Гордеевну, не шутка ли её признание. Любовь Гордеевна отвечает, что все написанное в записке - правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом признается, что хотела всего лишь пошутить. Но Мите не до шуток, он слишком обеспокоен судьбой их любви. Митя и Любовь Гордеевна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обнимаются. Когда раздаются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсылает Любовь Гордеевну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать соседских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка радуется предстоящему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она дает Арине указания, затем приглашает пройти всех остальных: Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих престарелых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усаживаются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разговаривают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Гордеевна и Лиза ходят по комнате, обнявшись; Разлюляев ходит за ними. Девушки весело пикируются с Разлюляевым, старухи переговариваются, глядя на них, а потом предлагают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поет, входит Арина с напитками и угощеньем, потчует барышень сладостями, а старухам подает мадеру. Анна Ивановна тихо разговаривает Пелагеей Егоровной, Разлюляев подхватывает Арину и пускается в пляс, Арина отбивается. Анна Ивановна вступается за Арину и сама вызывается плясать с Разлюляевым.

Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем - девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольц-

а и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи… Кому вынется - Тому сбудется» вынимает кольцо и отдает Любови Гордеевне.

Тут приходят ряженые (старик с балалайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни оставлены, ряженых потчуют вином, и они начинают веселить гостей: петь, плясать, разыгрывать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Гордеевне и целует. Разлюляев замечает это, подходит и заявляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Гордеевне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае надеяться не на что. Гуслин вступается за Митю. Их спор прерывает стук в дверь - пришел хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прогоняет ряженых («Это что за сволочь!») и девушек, лебезит перед Коршуновым, извиняется за «необразование» жены, устроившей вечер «не по всей форме». Но Коршунову, старому сластолюбцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усаживается в кресло, хехекает, благосклонно принимает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произвести «ефект»: велит подать шампанского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осветить новую «небель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выполнить приказание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Гордеевне, радостно хехекает, намекает на «дни святочные» и предлагает поцеловаться. Барышни не в восторге, отказываются. Гордей Карпыч приказывает подчиниться, и Любовь Гордеевна уступает. Пока Коршунов целует барышень, Гордей Карпыч замечает Митю и прогоняет его («Залетела ворона в высокие хоромы!»), вслед за Митей уходят Гуслин и Разлюляев.

Коршунов подсаживается к Любови Гордеевне, сладострастно хехекает и вручает дорогой подарок - бриллиантовые серьги. Любовь Гордеевна холодно отвечает Коршунову, тот же не церемонясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своем богатстве. Любови Гордеевне отвратителен этот старик, она встает, чтобы уйти, но отец приказывает ей остаться. Она возвращается на свое место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её (« Ручка-то какая! хе, хе, хе… бархатная!») и надевает ей на палец бриллиантовый перстень. Любовь Гордеевна вырывает руку, снимает перстень и отдает Коршунову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами. Коршунов разыгрывает из себя важного гостя: «Ну, Гордей Карпыч, потчуй, а вы, девки, величайте меня. Я почет люблю». Гордей Карпыч подносит Коршунову вино, приказывает жене кланяться, а девушкам запевать величальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Гордеевны, подзывает одну из девушек, треплет её по щеке, хехекает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем приказывает Гордею Карпычу переходить к делу. Дело же заключается в том, что Гордей Карпыч намеревается переехать из этого города, где «как есть одно невежество и необразование», в Москву. Тем более что там будет свой человек - зятюшка Африкан Савич. Они уже сговорились и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужасается, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жестко замечает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Гордеевна бросается к отцу и умоляет его передумать: «Я из твоей воли ни на шаг не выду. Что хочешь меня заставь, только не принуждай ты меня против сердца замуж идти за немилого!» Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить… я так приказываю». И Любовь Гордеевна смиренно отвечает: «Твоя воля батюшка!», кланяется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч приказывает девушкам запевать свадбишную и приглашает дорогого гостя перейти в другую комнату. Любовь Гордеевна плачет в объятиях матери, подруги окружают её.

Действие третье

Утро. Небольшая, тесно заставленная очень богатой мебелью комната в доме Торцова. Это что-то вроде кабинета хозяйки, откуда она управляет всем домом и где принимает своих гостей. Одна дверь ведет в зал, где обедают гости, другая - во внутренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпускает их. Пелагея Егоровна вся в предсвадебных хлопотах, но на душе у нее тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдерживая слезы он говорит, что пришел проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернется. Митя кланяется в ноги Пелагее Егоровне, целуется с ней и с Анной Ивановной. Потом замечает, что надо бы и с Любовью Гордеевной проститься. Пелагея Егоровна посылает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе: против воли отдает дочь за дурного человека. Митя почти плача упрекает её в том, что она не противостоит своеволию мужа. Пелагея Егоровна сокрушается, просит Митю пожалеть и не упрекать её. Митя в порыве чувств решается открыться и рассказывает о том, что вчера он и Любовь Гордеевна сговорились просить благословения; и вот утром такое известие… Пелагея Егоровна поражена, она искренне сочувствует Мите.

Входит Любовь Гордеевна, она прощается с Митей, плачет. Митя от отчаяния предлагает Пелагее Егоровне благословить их, а затем тайно увезти Любовь Гордеевну к своей старой матери и там повенчаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять…»). Да и Любовь Гордеевна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли родительской не выйдет, «так уж оно заведено исстари». И пусть она будет страдать за постылым мужем, но знать, что по закону живет, и никто в глаза насмеяться не посмеет. Митя смиренно принимает решение Любови Гордеевны, прощается и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету поговорить с невестой «о своих делах». Коршунов подсаживается к плачущей Любови Гордеевне и рассказывает ей обо всех «выгодах» брака со стариком (« Старик-то за любовь и подарочком… и золотом, и бархатом…», а молодой муж «глядишь, и приволокнется за кем-нибудь на стороне… а жена-то сохни»), непрерывно целует ей руки и хехекает. Любовь Гордеевна спрашивает, любила ли Коршунова его покойная жена. Коршунов весьма жестко отвечает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожаловаться: кого я полюблю - тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подобострастно говорит с Коршуновым, хвастается своей «культурностью»: «В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках… Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, рассказывает, что пришел Любим Карпыч и начал разгонять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлюляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрничает в адрес Коршунова; вроде шутит, но в то же время обвиняет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возвеличил, в такое звание возвел, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племянницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но решительно настроенный Любим Карпыч не уходит, он обвиняет Коршунова в бесчестии и преступлениях (во время бурного спора входят все домашние, гости и прислуга): «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил… Меня гонят, а он первый гость, его в передний угол сажают. Что ж, ничего, ему другую жену дадут…» Гордей Карпыч приказывает увести брата, но Любим и сам уходит. Уязвленный Коршунов заявляет: «Этакие ты моды завел: у тебя пьяные гостей обижают! Хе, хе, хе. Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. В Москве-то уж такие дураки повывелись, там смеются над ними… Нет, шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь-то твою взял». Оскорбленный Гордей Карпыч восклицает: «…Я сам тебя знать не хочу! Я отродясь никому не кланялся. Я, коли на то пошло, за кого мне вздумается, за того и отдам! С деньгами, что я за ней дам, всякий человек будет… [тут входит Митя] …вот за Митьку и отдам! Завтра же. Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду». Все удивлены, взбешенный Коршунов уходит.

Митя берет Любовь Гордеевну за руку, они подходят к Гордею Карпычу и признаются, что давно любят друг друга, и уж если Гордей Карпыч решил их поженить, то пусть благословит « по-родительски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч начинает закипать, опять упрекает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна начинают уговаривать Гордея Карпыча сменить гнев на милость. Входит Любим Карпыч и тоже просит за молодых, намекает, что если бы не он, то Коршунов разорил бы Гордея Карпыча как и его самого: «Посмотри на меня, вот тебе пример… И я был богат и славен, в каретах ездил… а потом верхним концом да вниз… Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст… Хоть под старость-то да честно пожить… Тогда-то я Бога возблагодарю… Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок». В ответ Гордей Карпыч расчувствованно утирает слезу («Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем»), обнимает и благословляет Митю и Любовь Гордеевну. Тут же Яша Гуслин спрашивает разрешения жениться на Анне Ивановне, Гордей Карпыч благословляет и его. Разлюляев поздравляет Митю («Сам любил, а для тебя… жертвую»), Пелагея Егоровна просит девушек запеть веселую свадебную песню. Девушки запевают, все уходят.