На пути ко Второй мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Аннексия Чехии

Общая средняя школа № 30 имени Ораза Жандосова

Подготовила учитель истории Меркун Е.А.

Слайд 2

  • Международные отношения в 30-х годах
  • Захват Японией Маньчжурии
  • Захват Эфиопии Италией
  • Установление в Испании фашистского режима
  • Образование блока Берлин – Рим - Токио
  • Мюнхенский сговор
  • Англо-франко-советские переговоры
  • Советско-германские переговоры
  • Слайд 3

    • сформировать представление о противоречивости внешней политики европейских государств, причинах и последствиях этой политики
    • сформировать представление о взаимосвязи внутренней и внешней политики, об агрессивном характере внешней политики фашистских государств
    • развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы
    • развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение исторических фактов
  • Слайд 4

    • определить задачи внешней политики западных стран перед началом 2 мировой войны;
    • определить и объяснить выбор союзников среди других европейских государств;
    • дать аргументированный ответ на вопрос с позиции государства «Можно ли было избежать Второй мировой войны?»
  • Слайд 5

    • Версальский договор крайне ограничил возможности Германии в военной сфере.
    • Кризис 1929-1933 гг. ускорил дальнейшее разрушение и развал Версальско-Вашингтонской системы
    • Фашистская партия в Германии была готова к новому переделу мира
  • Слайд 6

    1-3 июля 1934 г. по приказу Гитлера была уничтожена верхушка штурмовиков во главе с Рёмом, попутно нацисты перебили некоторых бывших деятелей оппозиции.

    После смерти президента Гинденбурга в руках Гитлера были сосредоточены полномочия президента, главы правительства и верховного главнокомандующего. Началась история Третьего рейха - новой германской империи. Ее центральный лозунг: "Один народ, один рейх, один фюрер".

    "Один народ, один рейх, один фюрер!"

    Слайд 7

    Закон 1935 года, по которому все 500 тысяч германских евреев не признавались гражданами Рейха, запрет смешанных браков, общегерманский еврейский погром в ноябре 1938 года - "Хрустальная ночь".

    Окончательным решением, принятым по поручению Гитлера 20 января 1942 года на специальном совещании в Ванзее (предместье Берлина), намечалось полное физическое уничтожение еврейского населения Европы и его вытеснение за европейские пределы

    Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер

    Слайд 8

    Первой новую крупную войну начала Япония.

    Девизом японских империалистов были слова "Кровь и железо" - они стремились завоевать мир, намечая следующую последовательность действий: сначала Китай, Индокитай, потом вся Юго-Восточной Азия, Индия… Монголия, советский Дальний Восток.

    В сентябре 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию и за два года оккупировала ее.

    Хирохито - этот человек был императором Японии с 1926 по 1945 г.

    Слайд 9

    • 4 октября 1935 г. Италия напала на Эфиопию.
    • Война против Эфиопии была явной авантюрой, и не потому, что жертва агрессии располагала внушительной мощью, а потому, что военные возможности итальянского фашизма были ограничены.
    • 4 июля 1936 г. Фашистская Италия захватила Эфиопию
    • Погрузка на транспортное судно для войны в Эфиопии. 1934 г.
  • Слайд 10

    • 1936-1939 годы прошли под знаком вмешательство Германии и Италии в гражданскую войну в Испании на стороне испанских фашистов.
    • В Испании франкистских мятежников поддержало 80 процентов армии, и лишь 1/5 армии, прежде всего флот и авиация, остались верными республиканскому правительству.
    • В 1936-1939 гг. разгорелась гражданская война в Испании, закончившаяся победой испанских фашистов, поддержанных Германией и Италией. Число погибших - 1 млн. чел.
  • Слайд 11

    • В 1936-1937 годах Германия, Япония и Италия объединяются в "Антикоминтерновский пакт" - всем ясно, что этот пакт направлен против СССР. "Ну, и хорошо, - говорят на Западе. - Ну, и - слава богу".
    • Летом 1937 года японские войска вторгаются в Центральный Китай. И в этом случае политикой Запада остается "невмешательство".
    • В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (поглощение) Австрии, не встретив при этом противодействия западных держав. В течение месяца они признали аншлюс.
  • Слайд 12

    29 сентября 1938 года Великобритания, Франция, Германия и Италия подписали в Мюнхене соглашение о передаче чехословацкой Судетской области Германии.

    Чемберлен: "Если Вел-ния оставит Гитлера в покое в его сфере (Восточная Европа), то он оставит в покое нас".

    Премьер-министр Франции Эдуард Даладье

    Слайд 13

    17 апреля 1939 г. советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и военную конвенцию.

    При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии.

    Англия и Франция, приняв на словах принцип взаимопомощи, на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств.

    Слайд 14

    В апреле 1939 года начались советско-англо-французские переговоры

    В ночь с 23 на 24 августа 1939 года Йоахим фон Риббентроп и его В. М. Молотов подписали Пакт о ненападении между Германией и СССР, сроком на десять лет

    Секретный протокол фиксировал раздел сфер влияния в Европе между гитлеровской Германией и сталинским СССР.

    Секретный протокол предусматривал ликвидацию Польского государства. Ликвидацию, прежде всего, руками Гитлера - Сталин намерен был прийти вторым.

  • Слайд 15

    Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?

    А) существовала ли реальная возможность изменения внешней политики государства в то время?

    б) каковы были последствия противоречивого характера внешней политики стран Запада?

    «Причины краха механизма предотвращения международных кризисов»

    • неготовность к решительным действиям
    • недооценка опасности (приход Гитлера к власти)
    • политика умиротворения Германии
    • американский изоляционизм
  • Посмотреть все слайды

    сформировать представление о противоречивости
    внешней политики европейских государств, причинах
    и последствиях этой политики
    сформировать
    представление
    о
    взаимосвязи
    внутренней и внешней политики, об агрессивном
    характере внешней политики фашистских государств
    развивать основные общие учебные умения и навыки,
    такие как анализ текста, планирование и организация
    работы по времени, самоконтроль и самооценка своей
    работы
    развивать аналитические умения, такие как
    классификация, сравнение, обобщение исторических
    фактов

    определить задачи внешней политики западных стран
    перед началом 2 мировой войны;
    определить и объяснить выбор союзников среди других
    европейских государств;
    дать аргументированный ответ на вопрос с позиции
    государства «Можно ли было избежать Второй мировой
    войны?»

    Версальский договор крайне ограничил возможности
    Германии в военной сфере.
    Кризис 1929-1933 гг. ускорил дальнейшее разрушение
    и развал Версальско-Вашингтонской системы
    Фашистская партия в Германии была готова к новому
    переделу мира

    "Один народ, один рейх, один фюрер!"
    30 января 1933 г. Адольф Гитлер
    был
    назначен
    рейхсканцлером
    Германии.
    1-3 июля 1934 г. по приказу Гитлера
    была
    уничтожена
    верхушка
    штурмовиков во главе с Рёмом,
    попутно
    нацисты
    перебили
    некоторых
    бывших
    деятелей
    оппозиции.
    После
    смерти
    президента
    Гинденбурга в руках Гитлера были
    сосредоточены
    полномочия
    президента, главы правительства и
    верховного
    главнокомандующего.
    Началась история Третьего рейха новой германской империи. Ее
    центральный лозунг: "Один народ,
    один рейх, один фюрер".

    Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер
    Закон 1935 года, по которому все 500 тысяч германских евреев не
    признавались гражданами Рейха, запрет смешанных браков,
    общегерманский еврейский погром в ноябре 1938 года - "Хрустальная
    ночь".
    Окончательным решением, принятым по поручению Гитлера 20 января
    1942 года на специальном совещании в Ванзее (предместье Берлина),
    намечалось полное физическое уничтожение еврейского населения
    Европы и его вытеснение за европейские пределы

    Хирохито - этот человек
    был императором Японии
    с 1926 по 1945 г.
    Первой новую крупную войну начала
    Япония.
    Девизом японских империалистов
    были слова "Кровь и железо" - они
    стремились завоевать мир, намечая
    следующую
    последовательность
    действий: сначала Китай, Индокитай,
    потом вся Юго-Восточной Азия,
    Индия…
    Монголия,
    советский
    Дальний Восток.
    В сентябре 1931 г. Япония вторглась
    в Маньчжурию и за два года
    оккупировала ее.

    4 октября 1935 г. Италия
    напала на Эфиопию.
    Война против Эфиопии
    была явной авантюрой, и не
    потому, что жертва агрессии
    располагала внушительной
    мощью, а потому, что
    военные
    возможности
    итальянского фашизма были
    ограничены.
    4 июля 1936 г. Фашистская
    Италия захватила Эфиопию
    Погрузка на транспортное судно для войны в Эфиопии. 1934 г.

    10.

    1936-1939 годы прошли под
    знаком вмешательство Германии и
    Италии в гражданскую войну в
    Испании на стороне испанских
    фашистов.
    В
    Испании
    франкистских
    мятежников
    поддержало
    80
    процентов армии, и лишь 1/5
    армии, прежде всего флот и
    авиация,
    остались
    верными
    республиканскому правительству.
    В 1936-1939 гг. разгорелась
    гражданская война в Испании,
    закончившаяся победой испанских
    фашистов,
    поддержанных
    Германией и Италией. Число
    погибших - 1 млн. чел.

    11.

    В 1936-1937 годах Германия, Япония и Италия объединяются в
    "Антикоминтерновский пакт" - всем ясно, что этот пакт
    направлен
    против
    СССР.
    "Ну, и хорошо, - говорят на Западе. - Ну, и - слава богу".
    Летом 1937 года японские войска вторгаются в Центральный
    Китай. И в этом случае политикой Запада остается
    "невмешательство".
    В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (поглощение)
    Австрии, не встретив при этом противодействия западных
    держав. В течение месяца они признали аншлюс.

    12.

    Чемберлен: "Если Вел-ния оставит Гитлера в покое в
    его сфере (Восточная Европа), то он оставит в покое нас".
    Премьер-министр Франции
    Эдуард Даладье
    29 сентября 1938 года Великобритания, Франция,
    Германия и Италия подписали в Мюнхене соглашение о
    передаче чехословацкой Судетской области Германии.

    13.

    17 апреля 1939 г. советское правительство предложило
    западным державам заключить тройственный договор о
    взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств, и
    военную конвенцию.
    При этом предусматривалось оказание помощи государствам,
    расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае
    агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать
    договор
    о
    взаимопомощи
    и
    пыталась
    заручиться
    односторонними обязательствами СССР Польше и Румынии.
    Англия и Франция, приняв на словах принцип взаимопомощи,
    на деле не хотели соблюдения взаимности обязательств.

    14.

    В апреле 1939 года начались советскоангло-французские переговоры
    В ночь с 23 на 24 августа 1939 года
    Йоахим фон Риббентроп и его В. М.
    Молотов
    подписали
    Пакт
    о
    ненападении между Германией и
    СССР, сроком на десять лет
    Секретный протокол фиксировал
    раздел сфер влияния в Европе между
    гитлеровской Германией и сталинским
    СССР.
    Секретный
    протокол
    предусматривал
    ликвидацию
    Польского государства. Ликвидацию,
    прежде всего, руками Гитлера Сталин намерен был прийти вторым.

    15.

    Можно ли было предотвратить начало второй мировой
    войны?
    А) существовала ли реальная возможность изменения внешней
    политики государства в то время?
    б) каковы были последствия противоречивого характера
    внешней политики стран Запада?
    «Причины краха механизма предотвращения
    международных кризисов»
    неготовность к решительным действиям
    недооценка опасности (приход Гитлера к власти)
    политика умиротворения Германии
    американский изоляционизм

    Информационный лист 1.

    Вопросы:


    «Информационный лист № 2»

    Информационный лист № 2.

    Просмотр содержимого документа
    «Информационный лист № 3 на пути к второй мировой»

    Информационный лист 3.

    :

    Во всяком случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

    Вопросы:

      На какой срок заключался?

    Просмотр содержимого документа
    «Основной рабочий лист группы»

    Основной рабочий лист группы

    Состав группы

    Просмотр содержимого документа
    «Урок на конкурс методических разработок ВГ АПКРО»

    Урок по всеобщей истории, истории новейшего времени

    11 класс

    Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

    45 минут.

    Подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 35 Краснооктябрьского района города Волгограда Джевело Т.В.

    Учебник: Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А.«Всеобщая история.

    XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень». Издательство «Дрофа», 2012г.

    Тип урока – урок изучения нового материала.

    Форма урока – групповая, общеклассная.

    Цель : обобщить и систематизировать полученные учащимися знания по теме международных отношений в 30-е годы XX века с использованием технологии критического мышления.

    Задачи урока:

    - Обучающие:

    1. Выявить причины и последствия появления политики умиротворения и коллективной безопасности и появления стран-агрессоров.

    2. Установить причины второй мировой войны;

    - Развивающие:

    1. Содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи,

    определять основные закономерности исторического процесса, обобщать и систематизировать факты.

    2. Способствовать развитию умений общения в познавательном поиске – выслушивать оппонентов, правильно строить речевые фразы, вести полемику и находить в споре компромиссное решение;

    - Воспитательные:

    1. Способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

    Оборудование урока : компьютер, презентация по теме, задания для групп, лента на партах.

    Подготовка урока: класс разбивается на 3 учебные группы. Каждая из них получает задания по исследованию проблем международных отношений 30-х годов XX века.

    Ход урока

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Организацион-

    ный этап. Мотивация

    Вступительное слово

    Тема нашего урока – На пути ко второй Мировой войне (1 слайд). В 2013 году исполнилось 74 года от момента начала самой кровопролитной и самой жестокой войны.

    Давайте вместе сформулируем цели нашего урока. (2 слайд)

    Фронтальная беседа.

    Работа по схеме.

    Что обозначают символы I, II на схеме?

    Каковы их хронологические рамки?

    Как называется система международных отношений, которая существовала в этот период?

    Что стало водоразделом между 20-ми и 30-ми годами?

    Моделирование ситуации: (на каждой парте лежит красная лента, которая делит парту на две неравные части (одна – больше, другая - меньше)

    Исходя из темы урока, что на ваш взгляд символизирует лента на парте?

    Как чувствуют себя те, у кого мало места?

    Какие государства по условиям Версальско-Вашингтонской системы чувствовали себя униженными и обездоленными?

    А что испытывают те, у кого места много?

    Какие государства вышли победителями из первой мировой?

    А теперь, вновь используя схему, давайте попробуем определить цель урока, проблему урока.

    На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока. И в этом вам помогут различные исторические материалы, которые лежат у вас на столах. Работая с ними в ваших группах, а также слушая мой рассказ, вы сможете понять, можно ли было предотвратить вторую Мировую войну. Вся наша работа будет идти по этому плану.

    Садятся по группам, заранее сформированным.

    Возможные ответы:

    (Первая и вторая мировые войны).

    (1914-1918, 1939-1945 г.г.) Версальско-вашингтонская система

    (мировой экономический кризис)

    (различие в положении победителей и побежденных)

    (некомфортно, как будто тебя в чем-то обделили, хочется отодвинуть ленту, увеличить свою часть парты)

    (Германия и Италия)

    (Англия, Франция, США)

    Что привело ко второй мировой войне? Почему она началась?

    Этап усвоения, обобщения и систематизации знаний

    2. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

    И так, первый наш вопрос – Очаги военной опасности и сближение агрессоров. (5 слайд)

    В начале 30-х годов происходят значительные изменения в международных отношениях. И они были связаны с нарушением условий Версальско-Вашингтонской системы.

    Перед вами три государства: Япония, Германия и Италия. (5 слайд до конца), а также информация о том, какие завоевания они совершили. Посмотрите на слайд и скажите – виновны ли эти страны в нарушении условий Версальской системы?

    1931 год – Япония оккупировала Маньчжурию, подбираясь всё ближе к Китаю и главное к России. Лига Наций рекомендовала вывести японские войска из Манчжурии по просьбе Китая, но Япония в ответ на это в феврале 1933 года демонстративно вышла из Лиги Наций, а санкции против нее так и не были введены.

    С приходом Гитлера к власти в 1933 году в Германии был установлен тоталитарный режим с расистской идеологией. Страны Запада не скрывали, что считают фашизм меньшим злом, чем коммунизм, т.е. для них СССР был опаснее на тот момент, чем Германия. Может быть, поэтому страны Запада не отреагировали на выход Германии из Лиги наций в 1933 году. В 1934 году было принято решение о создании военной авиации, на следующий год в Германии была введена всеобщая воинская повинность; в 1936 году вооруженные силы Германии вошли на территорию Рейнской демилитаризованной зоны.

    В 1935 году Италии захватила Эфиопию. Сделала она это, потому что в свое время, Японию никто не наказал за Маньчжурию. Лига наций объявила Италию агрессором.

    Обнаружив общность интересов Германия, Италия, Япония начали быстрое сближение. В 1936 году Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт», в 1937 году присоединилась Италия. Это ознаменовало создание союза, стремившегося к переделу мира, но это должным образом не было оценено в странах демократии. А в секретном дополнительном соглашении они давали друг другу обязательства в случае войны одной из сторон с СССР не предпринимать ничего, что могло бы облегчить положение нашей страны.

    Слушают рассказ учителя.

    Смотрят слайд, отвечают на вопросы:

    Да, виновны

    - нарушение мира

    - совершение агрессии

    - милитаризм

    - создание союза, цель которого передел мира

    (Параграф № 6, с.56 учебника)

    (Параграф № 8 учебника, с. 66-71)

    3. Особенности международ-

    ных отношений начала 30-х годов

    В чем же были особенности международных отношений 30-х годов? Чем они отличались от тех отношений, которые были накануне первой мировой войны?

    Узнаем, перейдя ко второму нашему вопросу. (6 слайд)

    Прочитайте и обсудите в группе исторические данные на информационном листе № 1.

      В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

      Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

      Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

      Как отнеслись к появлению Гитлера?

    Посмотрите, какие были особенности МО в 30- е гг. (6 слайд до конца)

    Работа в группе. Обсуждение.

    Ответы на вопросы. Беседа

    Работа с информационным листом № 1

    4. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

    Переходим к следующему вопросу.

    Начиная с 1936 года, в Европе формируются два направления в международных отношениях: политика умиротворения и политика коллективной безопасности.

    Активным сторонником политики умиротворения был премьер-министр Великобритании Чемберлен.

    По его мнению, главная опасность состояла не в действиях Германии, а в возможности потери контроля над развитием событий. Он считал, что первая мировая война возникла именно потому, что великие державы на время утеряли контроль над развитием событий. В итоге локальный конфликт из-за Сербии перерос в мировую войну. Для того, чтобы предотвратить такую опасность, нужно не терять контактов со всеми участниками международного конфликта и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок. На деле это означало, что Гитлер выдвигал все новые претензии, они становились объектом обсуждения, после чего надо было идти на все большие уступки Германии, не смотря на возможные жертвы.

    Политика коллективной безопасности была предложена французским министром иностранных дел Луи Барту. Эта политика была нацелена на сохранение в Европе статус-кво, неизменности сложившихся границ. Государства, заинтересованные в этом, должны были заключить между собой соглашения о взаимопомощи. Участие СССР в этой системе Барту считал жизненно важным. Проводником этой политики в нашей стране стал нарком иностранных дел СССР М.М. Литвинов. В ходе реализации этого курса Советскому Союзу удалось добиться упрочения своего положения:

      В 1934 году СССР был принят в Лигу наций в качестве члена ее Совета;

      В 1935 году был подписан советско-французский договор о взаимопомощи (текс договора имеется на столах и отвечающий может ссылаться на него);

      В 1936 году подписан договор с Чехословакией;

      В 1935 году VII конгресс Коминтерна взял курс на развертывание антифашистской борьбы.

    Теперь давайте выясним, каков был итог осуществления этих двух политик. Прочитайте данные на информационном листе № 2 и ответьте на вопрос.

    Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

    Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

    Слушают учителя. Затем выполняют задание на информационном листе № 2

    Ответ: Германия превратилась в сильнейшее государство Европы. Гитлер уверовал в свою безнаказанность. Это приблизило начало войны. Запад был слеп: оценка сговора – восторженная: «Мир этому поколению!»

    Ответ Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

    Параграф № 8, страница 73, параграф № 9, с.76-78 учебника

    Работа с информационным листом № 2

    5. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    И, наконец, узнаем, какова же была внешняя политика СССР в 30- е годы. Переходим к четвертому вопросу.

    Для СССР большая угроза исходила от Японии. Летом 1938 года японские войска вторглись на территорию СССР в районе озера Хасан. Летом 1939 года японская армия спровоцировала конфликт в районе Халхин-Гола, в Монголии, связанной с СССР военным договором. СССР мог оказаться в состоянии войны на два фронта: с одной стороны – Германия, а с другой – Япония. Поэтому с одним из этих государств надо было заключать договор о ненападении. И этим государством стала Германия. Она тоже боялась войны на 2 фронта, так как хотела захватить Польшу, а той уже были предоставлены гарантии защиты от Англии и Франции. И тогда германии пришлось бы с ними воевать. Кроме того – Польша граничит с СССР, поэтому Германии пришлось бы воевать еще и с ним.

    Так и произошло сближение Германии и СССР в 1939 году.

    21 августа 1939 года Сталин получил телеграмму от Гитлера, в которой тот заявил, что стремится к заключению пакта о ненападении с СССР и готов подписать любое дополнительное соглашение, касающееся урегулирования всех спорных вопросов. Для Сталина стало ясно, что СССР может получить контроль над Восточной Европой, но не в обмен на согласие участвовать в войне, а в качестве цены за неучастие в ней. В этот же день переговоры с Англией и Францией были прерваны на неопределенный срок. 23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении. (8 слайд до конца)

    Сейчас вы изучите в группе основные условия этого договора. А затем мы вместе с вами их обсудим.

      Соответствовал ли договор нормам международного права?

      На какой срок заключался?

      Нарушал ли интересы других государств?

      Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ? (слайд 9, 10)

    Слушают учителя. Работают в группе с информационным листом № 3.

    Отвечают на вопросы.

    Параграф № 9, с.78

    6. Заключение. Рефлексия

    И так, подписанные в Москве документы завершили переориентацию внешней политики СССР. Смысл этого поворота – это попытка обеспечить безопасность страны путем договоренности с Германией. СССР превращался в невоюющего союзника Германии. Разрушался образ страны, последовательно выступавшей против фашизма и его агрессивной политики.

    Непосредственным итогом подписания этих документов стало окончательное решение Гитлера начать агрессию против Польши.

    Началась вторая мировая война – самая кровопролитная, самая жестокая, охватившая 61 государство мира, где проживало 80% населения Земли. Число погибших составило 65-66 миллионов человек.

    Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?

    Слушают учителя.

    Рефлексия.

    Ответы на вопросы:

    можно ли было предотвратить вторую Мировую войну?

    В чем были причины второй Мировой войны?

    (слайд 12)§ 8,9; вопросы: В чем были причины второй Мировой войны? Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

    Записывают домашнее задание

    Приложение № 1

    Информационный лист 1.

    Особенности международных отношений начала 30-х годов

    Международные отношения 30-х годов отличались от кануна первой мировой войны. В 30-е годы лишь небольшая группа стран стремилась к войне, тогда как большая часть этого не хотела. Существовала реальная возможность погасить очаги войны, все зависело от способности мирового сообщества организовать совместные действия.

    Первой проверкой этой способности стал экономический кризис. Он был мировым, и бороться с его последствиями разумнее было сообща.

    Однако выявилась неспособность к совместным действиям: США установили самые высокие таможенные пошлины, Великобритания установила такой обменный курс фунта, который создал условия для расширения экспорта британских товаров. Другие страны последовали их примеру. Началась настоящая таможенная и валютная война, которая дезорганизовала мировую торговлю и углубила кризис. Каждая страна пыталась переложить тяжесть кризиса на других, возросло экономическое соперничество, способность к совместным действиям была утеряна. Отсутствовало понимание целостности и неделимости мира .

    Нарастание напряженности в мире породило в США стремление уединиться в своей «американской крепости». Самая богатая страна с колоссальными ресурсами и способностью влиять на мировые события как бы выпала из мировой политики. Это резко увеличивало шансы агрессоров на успех.

    Приход Гитлера к власти не сразу был воспринят как коренной поворот в политике Германии. Долгое время в нем видели лишь сильного национального лидера, стремящегося восстановить для Германии справедливость. Планы нацистов по переделу мира поначалу не воспринимались всерьез. Еще не работали лагеря смерти, а народы Европы не испытали ужасов оккупации. Все это было впереди. Многим политикам Гитлер казался лидером, с которым вполне можно вести дело.

    Вопросы:

      В чем заключалось отличие международной обстановки 30-х годов по сравнению с 1914 годом?

      Как мировой экономический кризис повлиял на международные отношения 30-х годов?

      Какую позицию в происходящих событиях заняли США?

      Как отнеслись к появлению Гитлера?

    Приложение № 2.

    Информационный лист № 2.

    Политика умиротворения и политика коллективной безопасности: сущность, реализация, причины неудач.

    Реализация политики умиротворения.

    В 1938 году Гитлер решил приступить к реализации своей внешнеполитической программы: передел границ с целью включения в состав германии всех населенных немцами регионов. Первой в списке стояла Австрия - родина Гитлера. Гитлер ультимативно потребовал передать власть в Австрии в руки местных нацистов. Те пригласили германские войска помочь им в наведении порядка. 12 марта 1938 года вермахт вторгся в Австрию. Ее независимость была ликвидирована, она стала областью Германии. Хотя большинство австрийцев с энтузиазмом восприняли присоединение, видя только в нем будущее страны. Но так или иначе в Европе перестало существовать суверенное государство. Никто не смог этому помешать.

    Вслед за этим Гитлер выдвинул претензии к Чехословакии, требуя присоединения к Германии Судетской области, населенной в основном немцами. Но Чехословакия оказалась твердым орешком. Она имела одну из лучших армий в Европе и не собиралась уступать. Гитлер решил добиться отделения Судет, пугая великие державы перспективой начала новой войны. 30 сентября 1938 года в Мюнхене с участием Англии, Германии, Италии и Франции было решено удовлетворить претензии Гитлера. Чехословакия, которую даже не пригласили на конференцию, потеряла 1/5 часть территории, граница проходила в 40 км от Праги.

    Вопрос: Каковы итоги политики умиротворения к концу 1938 года?

    Крах политики умиротворения.

    Март-апрель 1939 года предоставление Англией и Францией гарантий военной помощи всем граничащим с Германией государствам в случае нападения на них Германии.

    Вопрос: Какие действия Англии и Франции свидетельствовали о том, что их политика умиротворения потерпела полный крах?

    Приложение № 3.

    Информационный лист 3.

    « Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

    Статья 2. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.

    Статья 3. Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

    Статья 4. Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны

    Статья 6. Настоящий договор заключается сроком на десять лет».

    Из Секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, 23 августа 1939 г. :

    «По случаю подписания Пакта о ненападении между Германией и Союзом советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

    Эти беседы привели к соглашению в следующем:

      В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР.

      В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии Нарев, Висла и Сан

    Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и каковы будут границы этого государства, будет окончательно решен в течение дальнейшего политического развития.

    Во всяком случае, оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.

      Касательно Юго-Восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.

      Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный».

    Вопросы:

      Соответствовал ли договор нормам международного права?

      На какой срок заключался?

      Нарушал ли интересы других государств?

      Какие выгоды получало каждое государство, подписывая этот документ?

    Приложение № 4.

    Основной рабочий лист группы

    Состав группы

    1____________________________________

    2 ___________________________________

    3 ___________________________________

    4 ___________________________________

    5 ___________________________________

    Тема урока «На пути ко второй Мировой войне»

    1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

    2. Особенности международных отношений начала 30-х годов

    3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

    4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

      В чем были причины второй Мировой войны?

      Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?

    Список использованной литературы:

      Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001.

      Гуревич А. Я. История 20 века в поисках метода. М., 1999.

      Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999.

      Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.

    Просмотр содержимого презентации
    «На пути ко второй мировой войне»


    Мировой экономический кризис


    Что привело ко второй мировой войне? Каковы были ее причины? Можно ли было ее предотвратить?

    П О Ч Е М У?

    Мировой экономический кризис


    • 1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров
    • 2. Причины недооценки опасности миру
    • 3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности
    • 4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

    Очаги военной опасности в мире и сближение агрессоров

    Япония

    Германия

    Италия

    • 1931 г. – оккупация Манчьжурии;
    • 1933 г. – выход из Лиги наций.
    • 1933 г. – выход из Лиги наций;
    • 1934 г. – создание военной авиации;
    • 1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;
    • 1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.
    • 1935 г. – оккупация Эфиопии.
    • 1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»

    • небольшая группа стран стремилась к войне;
    • приоритет внутренних проблем перед внешними;
    • отсутствие понимания целостности и неделимости мира;
    • изоляционизм США;
    • недооценка опасности нацистских планов Гитлера.

    Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

    Политика коллективной безопасности

    Политика умиротворения

    Германия

    Франция + СССР

    Англия

    1934 г. – принятие СССР в Лигу наций 1935 г. – советско-французский договор 1936 г. – советско-чехословацкий договор

    • 30.09.1938 – Мюнхенское соглашение
    • 13.03.1938 –
    • Аншлюс Австрии

    Франция


    Внешняя политика СССР в 30-е гг.

    Англия + Франция

    СССР

    Германия

    • 15.03.1939 г. – оккупация Чехии, Моравии;
    • 21.03.1939 г. – захват Данцига (Польша);
    • 22.03.1939 г. – оккупация Мемеля (Литва)

    Апрель 1939 г. – предоставление гарантий военной помощи гос-вам, граничившим с Германией.

    11.08.1939 г. – начало англо-франко-советских переговоров

    21.08.1939 г. – телеграмма Гитлера Сталину

    23.08.1939 г. – Пакт о ненападении

    Выгоды,

    полученные Германией

    Выгоды,

    полученные СССР


    Выгоды, полученные Германией от заключения договора о ненападении

    • Возможность начать захват первого бастиона на востоке (Польши)
    • Ликвидация угрозы войны на нескольких фронтах –

    Выгоды, полученные СССР от заключения договора о ненападении

    • Выигрыш во времени для укрепления обороны страны

    1 год 10 месяцев

    • Расширение советской территории – на 460 тыс. кв. км
    • Перенос на Запад границ СССР – на 200-350 км
    • Ликвидация угрозы войны на два фронта
    • Срыв попыток Англии и Франции втянуть СССР в войну с Германией – август-сентябрь 1939 года

    • самая кровопролитная,
    • самая жестокая,
    • охватившая 61 государство мира - 80% населения Земли.
    • Число погибших составило 65-66 миллионов человек,

    из них 27 миллионов советских людей

    Можно ли было ее предотвратить?


    • Ответить на вопросы:
    • В чем были причины Второй Мировой войны?
    • Как повлиял пакт о ненападении на международную обстановку предвоенных лет?
    • Составить хронологию событий первого периода войны 1 сент.1939 - 22 июня1941
    • § 8, 9

    НА ПУТЯХ КО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


    1. Очаги военной опасности и сближение агрессоров

    2. Причины недооценки опасности миру

    3. Политика умиротворения и политика коллективной безопасности

    4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.


    И СБЛИЖЕНИЕ АГРЕССОРОВ

    После подписания в 1919 г. Версальского мирного договора , подводившего итоги Первой мировой войны, главнокомандующий союзными войсками маршал Ф. Фош сказал: « Это не мир, а перемирие на двадцать лет ».

    В годы экономического кризиса 1929–1933 гг . ускорилось дальнейшее разрушение и произошел развал Версальско-Вашингтонской системы.

    Усилилось соперничество ведущих капиталистических стран. Постоянно росло стремление навязать свою волю другим странам силовым путем.

    На международной арене появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего на тот период международного положения, это Япония, Италия, Германия.

    Главные события в Европе разворачивались в Германии, которая готовилась к радикальному слому существующего миропорядка.


    ЯПОНИЯ

    Первой новую крупную войну начала Япония.

    Девизом японских империалистов были слова " Кровь и железо " - они стремились завоевать мир, намечая следующую последовательность действий: сначала Китай, Индокитай, потом вся Юго-Восточной Азия, Индия… Монголия, советский Дальний Восток.

    18 сентября 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию и за два года оккупировала ее.

    Хирохито - император Японии

    с 1926 по 1945 г.


    ИТАЛИЯ

    Планы создания «Великой Италии» - завоевание значительной части Африки, Азии, Латинской Америки, а также черноморское побережье Советского Союза.

    Война против Эфиопии была явной авантюрой, и не потому, что жертва агрессии располагала внушительной мощью, а потому, что военные возможности итальянского фашизма были ограничены.

    Эта война показала несостоятельность Лиги Наций , членами которой были и Италия, и Эфиопия, в урегулировании международных конфликтов.

    В этой войне итальянскими войсками широко применялось запрещенное химическое оружие: иприт и фосген .


    ГЕРМАНИЯ

    Поворотным моментом в политической жизни европейских стран стал приход к власти в Германии в 1933 г. нацистов.

    Главную задачу германской экономической политики Гитлер видел во включении всех граждан Германии в производственный процесс и обеспечении их всем необходимым. Однако внутренние экономические ресурсы Германии не позволяли разрешить данную проблему.

    В связи с этим германский фюрер сделал вывод: «Окончательное решение проблемы заключается в расширении жизненного пространства, а также в расширении сырьевой и продовольственной базы нашего народа. Задача политического руководства заключается в том, чтобы однажды достичь решения проблемы». А Гитлер


    7 марта 1936 года фашистские ба­тальоны без сопротивления заняли Рейнскую демилитаризованную зону.

    В 1936 году испанские фа­шисты во главе с Франко подняли мятеж , который был подготовлен и поддержан фашистскими государствами - Италией и Германией. Объявив политику невмешатель­ства, Англия и Франция фактически выступили на стороне фашистов.

    В марте 1938 года состоялся аншлюс (присоединение), а точнее захват Германией Австрии.


    ОЧАГИ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ В МИРЕ И СБЛИЖЕНИЕ АГРЕССОРОВ

    ЯПОНИЯ

    ГЕРМАНИЯ

    ИТАЛИЯ

    1935 г. – оккупация Эфиопии

    1933 г. – выход из Лиги наций;

    1934 г. – создание военной авиации;

    1935 г. – введение всеобщей воинской повинности;

    1936 г. – ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону.

    1931 г. – оккупация Маньчжурии;

    1933 г. – выход из Лиги наций .

    октябрь 1936 г договор между Германией и Италией о военном сотрудничестве

    ноябрь 1936г Германия и Япония заключили Антикоминтерновский пакт

    ноябрь 1937 г

    к пакту присоединилась Италия

    1936-1937 г.г. – « Антикоминтерновский пакт»


    Лига Наций - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-1920 годах.

    В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников.

    Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете.

    Прекратила своё существование в 1946 году.

    Дворец Наций в Женеве - штаб-квартира Лиги с 1938 года


    ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ В З0-Е ГОДЫ

    Создание системы коллективной безопасности

    Политика умиротворения

    ГЕРМАНИЯ

    Э. Даладье - премьер – министр Франции

    с 1938-1940 годы

    М.М.Литвинов - нарком иностранных дел СССР с 1936-1939 годы

    Невилл Чемберлен , Премьер министр Англии

    с 1937-1940 годов


    ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ И ПОЛИТИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Политика коллективной

    безопасности

    Политика умиротворения

    ГЕРМАНИЯ

    АНГЛИЯ

    ФРАНЦИЯ + СССР

    13.03.1938 – Аншлюс Австрии

    1934 г. – принятие СССР в Лигу наций

    1935г .– советско-французский договор

    1936г .– советско-чехословацкий договор

    30.09.1938 – Мюнхенское соглашение

    ФРАНЦИЯ


    СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    1933 год – приход к власти в Германии фашистов

    Новый курс» СССР во внешней политике

    • Отход от восприятия всех «империалистических» государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР.

    2. Стремление создать систему коллективной безопасности в Европе

    в союзе с демократическими странами против Германии и Японии.

    1933 год – установление дипломатических отношений с США.

    1934 год – вступление СССР в Лигу Наций.

    1935 год – договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией .

    1935-1936 гг . – осуждение СССР агрессивных действий Германии и Италии.


    ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ

    В условиях нарастания военной опасности, необходимо с самого начала предотвратить их и пытаться решать возникшие проблемы на основе взаимных уступок.

    В принципе это означало уступки на все территориальные притязания Гитлера, что и произошло с Австрией, а потом с Чехословакией.

    29 сентября 1938 года Великобритания, Франция, Германия и Италия подписали в Мюнхене соглашение о передаче чехословацкой Судетской области Германии .

    Аншлюс Австрии Германией начался 11 марта 1938 года с ввода на территорию страны немецкой армии, перед которой австрийские войска сразу же капитулировали.


    РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛИТИКИ УМИРОТВОРЕНИЯ В 1938 г.

    • К 1938 году нацисты практически добились всех ограничений установленных Версальским договором.
    • По сравнению с 1933 годам численность германских вооружённых сил выросла в 25 раз
    • Благодаря англо–германскому морскому соглашению , у Германии появился достаточно мощный военно-морской флот.
    • Германия имеет боевую авиацию, а сухопутные силы оснащаются бронетехникой.

    ПРОТИВНИКИ ПОЛИТИКИ УМИРОТВОРЕНИЯ

    «Вам предложили войну или бесчестье, вы выбрали бесчестье, но получите и войну»

    «Мыслями о мире, вымощена дорога в ад войны»

    Уинстон Черчилль – министр Англии, избран в 1940.

    Сторонник сближения с Россией, противник Германии


    СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ

    Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известен как пакт Молотова-Риббентропа ) - межправительственное соглашение, подписанное 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Германии и Советского Союза.

    Стороны соглашения обязывались воздерживаться от нападения друг на друга и соблюдать нейтралитет в случае, если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны.

    Участники соглашения также отказывались от союзных отношений с другими державами, «прямо или косвенно направленных против другой стороны».

    К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай «территориально-политического переустройства». Протокол предусматривал включение Латвии, Эстонии, Финляндии, восточных «областей, входящих в состав Польского государства» и Бессарабии в сферу интересов СССР. Литва и запад Польши был отнесен в сферу интересов Германии.


    ЗНАЧЕНИЕ ПОДПИСАНИЯ ПАКТА

    • Пакт дал возможность СССР подготовиться к войне
    • Пакт помог избежать СССР войны на два фронта (урегулированы отношения с Японией).
    • Срыв попыток Англии и Франции втянуть в войну СССР
    • Возможность Германии начать захват первого бастиона в Европе - Польшу.


    ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА…

    самая кровопролитная , самая жестокая, охватившая 61 государства мира ,

    80% населения Земли.

    Число погибших составило 65-66 миллионов человек, из них 27 миллионов советских людей.

    МОЖНО ЛИ БЫЛО ЕЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ?


    Люди, которые... признают войну не только неизбежной, но и полезной и потому желательной, - эти люди страшны, ужасны своей нравственной извращенностью.

    Толстой Л. Н.

    Подготовка к будущей войне в Германии началась сразу после прихода нацистов к власти в 1933 году. Гитлер и его окружение беспощадно расправились с оппозицией, чтобы она не препятствовала осуществлению их военных планов.

    Подготовка Германии и Италии к военным действиям

    С 1934 года была введена обязательная военная повинность для мужчин возрастом от 18 до 55 лет. Нацисты развернули масштабную военно-экономическую подготовку к предстоящей войне: была реорганизована военно- промышленная отрасль государственного хозяйства, вопреки положениям Версальского договора, были создана мощнейшая армия Вермахт.

    Уже в 1935 году немецкие фашисты, начали первые агрессивные действии по отношению к другим государствам. Италия, во главе с Б. Муссолини, подготовку к военным действиям начала задолго до становления фашистов в Германии в 1922 году.

    К середине 30 х годов Италии обладала всем необходимым потенциалом для начала войны. Благодаря масштабной милитаристической пропаганде, население государства полностью поддерживало инициативу своего правителя в воссоздании Священной Римской империи путем порабощения, принадлежавшим им когда то территорий.

    Б. Муссолини в своей политике старался не противоречить планам Гитлера и во многом советоваться с ним. Так с разрешения Третьего Рейха, в 1935 году Италия захватила территорию Эфиопии. Яблоком раздора между фашистскими странами стала Австрия, однако итальянцы поступились немцам в правах захвата этого государства.

    Лига Наций в предвоенное время

    Лига Наций была создана сразу по окончанию Первой Мировой войны, в 1919 году. Основной целью деятельности государства было недопущение военных действий между государствами членами.

    Фактически Лига Наций была предшественницей современной ООН, однако, как показала история, имела значительно меньший авторитет, а ее деятельность была марионеточной.

    Первоначально организация объединяла все государства, которые играли главные роли на политической мировой арене, за исключением США, которые демонстративно отказались от членства.

    Первым звонком, предупреждающим о возможности новой войны, стал выход Японии из Лиги Наций в 1939 году. Германия также не связывала свое будущее с пацифистской политикой Лиги Наций. По примеру Японии, в 1933 Германия демонстративно отказалась от членства в этой организации.

    Италия была исключена в 1937 году за захват Эфиопии, что противоречило уставу Лиги Наций. Таким образом, государства, от которых исходила угроза войны, получили полную свободу действий.

    Накануне начала Второй Мировой войны право членства в организации лишился СССР в результате военной агрессии против Финляндии. Однако для сталинского правительства, это событие не имело никакого значения, так как на этот момент Лига Наций потеряла свой политический вес.

    СССР накануне войны

    В предвоенный период правительство СССР и фашистских государств пошли на видимое политическое сближение. Сталин абсолютно не препятствовал амбициям Гитлера и Муссолини, а во многом и поддерживал их политику.

    Знаком закрепления политического нейтралитета было подписание знаменитого соглашения Молотова Риббентропа в 1939 году о взаимном ненападении. Однако ни Сталиным, ни Гитлером данный пакт не воспринимался в серьез.

    Нацистская Германия, таким образом, пыталась выиграть время для подготовки захвата СССР. Правительство Советского Союза понимало неизбежность войны и в свою очередь разрабатывало план защиты от фашистского вторжения.

    Политику как СССР, так и Германии максимально ярко отображало секретное дополнение к пакту о ненападении, в котором два тоталитарных государствах, по сути, разделяли между собой территорию Европы. Фашисты оставляли за собой возможность захвата Польши и Литвы, СССР довольствовался Финляндией и Бессарабией.