О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.
Какая наука изучает организм?
Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.
О каждой мы поговорим отдельно.
- Морфология
Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.
Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.
- Анатомия
Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:
- Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
- Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
- Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
- Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
- Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
- Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
- Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
- Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология
Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:
- Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
- Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
- Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
- Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
- Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.
Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.
Современная биология - сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека - основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология - жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной - наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология - наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.
Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.
Наука | Что изучает |
Ботаника | Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ) |
Зоология | Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару) |
Биохимия, биофизика | Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия |
Микробиология | Наука о микроорганизмах |
Гидропалеонтология | Наука об организмах, населяющих водную среду |
Палеонтология | Наука об ископаемых организмах |
Вирусология | Наука о вирусах |
Экология | Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды |
Физиология растений | Изучает функции (жизнедеятельность) растений |
Физиология животных | Изучает функции (жизнедеятельность) животных |
Генетика | Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов |
Эмбриология (биология развития) | Закономерности индивидуального развития организмов |
Дарвинизм (эволюционное учение) | Закономерности исторического развития организмов |
Биохимия | Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов |
Биофизика | Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах |
Биометрия | На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей |
Теоретическая и математическая биология | Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности. |
Молекулярная биология | Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул |
Цитология, гистология | Изучает клетки и ткани живых организмов |
Популяционно-водовая биология | Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов |
Биоценология | Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом |
Общая биология | Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие. |
и многие другие. |
Становление наук о человеке
Желание и умение помочь больному сородичу - вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.
Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.
Первобытное врачевание . До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие - о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.
В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.
Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.
Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй - физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием - вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, - отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.
У истоков медицины
В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны - иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.
Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.
Период | Мыслители/учёные | Вклад в науку |
VI–V века | Гераклид (греческий мыслитель) |
|
384–322 гг до н.э. | Аристотель (греческий мыслитель) |
|
460–377 гг до н.э. | Гиппократ (медик античности) |
|
130–200 гг н.э. | Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа) |
|
1452–1519 гг | Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) | Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека. |
1483–1520 гг | Рафаэль Санти (великий итальянский художник) | Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе. |
1587–1657 гг | Уильям Гарвей (английский учёный) |
|
Первая половина XVII | Рене Декарт (французский философ) | Открытие рефлекса. |
1829–1905, 1849–1936 гг | И. М. Сеченов, И. П. Павлов | Работы с рефлексом |
Начало XIX до наших дней | Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) | Работы с рефлексом |
Средневековье , ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.
В наши дни , когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.
1. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении данной темы.
Ответ: Какие науки изучают организм человека? Чем организм человека отличается от организма других живых существ? Как работает организм человека, в чем его особенности? Откуда появился первый человек на земле?
2. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый - черты различия.
3. Подумайте, какие преимущества дает людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки она принесла. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».
4. Прочитайте § 1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый - методы, которые применяются в них для исследований.
5. Прочитайте § 2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.
Ответ: Я узнала о науках, которые изучают организм человека, и об учёных, внесших вклад в развитие этих наук. Кроме того, что эти знания мне пригодятся для общего развития, они помогут мне в жизни. Например, зная простейшие правила гигиены можно предохранить себя от многих заболеваний. Знания в области анатомии и физиологии помогут мне лучше понять свой организм, а в области психологии - саму себя и окружающих меня людей.
7. Решите кроссворд № 1
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.
Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.
Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.
Есть ещё патологическая анатомия , которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.
Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:
1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро - микроскопический метод.
2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.
Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.
Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).
Есть ещё патологическая физиология , которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.
Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.
Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.
Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.
Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.
Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.
Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.
Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.
Становление наук о человеке
Зарубежные учёные
Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».
Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.
Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.
Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.
Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.
Русские учёные
И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.
Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.
И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.
Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.
И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.
И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.
А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.
То, как устроен человеческий организм изнутри, интересовало людей с самой древности. Даже когда основные законы, по которым жили люди, были церковными, запрещающими изучать строение тела, находились ученые и естествоиспытатели, которые вопреки всему вскрывали трупы животных и людей и занимались рассмотрением и изучением всех интересующих деталей.
Тягу к знаниям в данной области преодолеть не удалось. Поэтому с течением времени все же было выяснено, как устроен организм человека. Схема, рисунок каждого органа и системы были зафиксированы художниками, испытателями, врачами, учеными, благодаря этому возникли множественные науки, существующие и сегодня.
Развитие знаний о строении человеческого тела
Еще в V веке в Кратоне жил человек по имени Алкемон. Именно он первым выразил желание изучить внутреннее строение живых организмов, поэтому вскрывал трупы животных. Главная его заслуга - это предположение о взаимосвязи между органами чувств и головным мозгом.
Позже, примерно с 460 года до нашей эры, начинается более осознанное и интенсивное развитие знаний в рассматриваемой области. Большой вклад в понимание того, что такое организм человека (схема его строения, топография внутренних органов также были описаны), внесли следующие ученые:
- Гиппократ.
- Аристотель.
- Платон.
- Герофил.
- Клавдий Гален.
- Авиценна.
- Леонардо да Винчи.
- Андреас Везалий.
- Уильям Гарвей.
- Каспаро Азелли.
Благодаря этим людям была составлена общая схема строения организма человека. Появились знания о функциональных особенностях, системах органов, тканях и их значении, а также прочих очень важных вещах.
XVII век для всех наук был периодом застоя, не обошло это и рассматриваемую нами область. Зато позже схема организма человека (рисунок вы можете видеть ниже) значительно пополнилась, уточнилась и преобразилась благодаря многочисленным открытиям. Появилась новая техника, позволяющая изучать микроструктуры, стали интенсивно применяться методы эксперимента, наблюдения, сравнения. Особый вклад внесли:
Таким образом, был детально изучен организм человека, схема стала полной и отражающей все имеющиеся органы и системы. Сегодня любой школьник может рассмотреть как топографию, так и детальное описание каждой изучить выполняемые функции и внутреннее строение.
Общая схема "Человек - живой организм"
Если говорить о подобной схеме, то следует отметить, что же именно она содержит. Во-первых, представлена она может быть в разных вариантах. Одни такие рисунки и схемы содержат лишь словесные описания, классификацию внутренних структур человека, отражают их взаимосвязь и выполняемые функции. Другие же, напротив, не содержат описаний, а просто иллюстрируют топографическое в теле, показывают их взаимную ориентацию, общий план строения. Здесь же отражаются и системы органов. Если совмещать оба варианта, то такая схема получится слишком громоздкой, сложной для восприятия. Чаще используется второй тип.
Поэтому схема "Человек - живой организм" включает в себя изображение органов из следующих систем организма (в случае если предоставляется полный вариант всего тела):
- Сердечно-сосудистая и лимфообразовательная. Здесь подробно отражается схема тел и каналов человека.
- Пищеварительная система.
- Опорно-двигательная, или костно-мышечная.
- Репродуктивная.
- Выделительная (мочеполовой называют объединенную систему репродуктивных и выделительных органов).
- Нервная и эндокринная системы.
- Сенсорные, или органы чувств и восприятия.
Таким образом, данная схема предоставляет подробную информацию о строении человеческого тела и расположении его органов. Также существует множество различных таблиц и рисунков, схем, в которых находит отражение подробное микростроение любого органа. Описываются все особенности строения, функционирования и расположения.
Если совместить все подобные рисунки, то получится целая книга. Подобные издания носят название "Биология человека в таблицах и схемах" и зачастую значительно упрощают жизнь школьникам, студентам и учителям. Ведь в них кратко, емко и понятно изложены все основы, необходимые для общего представления о строении людей.
Система лимфообразования
Особую роль в поддержании здорового состояния организма человека играет иммунитет. Но что он собой представляет? Оказывается, это и есть система лимфообращения, которая является важным дополнением сердечно-сосудистых органов. В ее составе - клетки, которые называются "лимфоциты". Именно они выполняют роль биологического защитника организма от вирусов и бактерий, чужеродных частиц и всего постороннего.
Лимфатическая система человека, схема которой представлена ниже, имеет ряд структур, ее составляющих:
- Стволы и протоки.
- Капилляры.
- Сосуды.
Все вместе они формируют сеть, которая является незамкнутой, в отличие от сердечно-сосудистой. Также в данной системе нет центрального управляющего органа. Лимфатическая жидкость (лимфа) представляет собой продукт жизнедеятельности межклеточного пространства, который под слабым давлением движется по сосудам и узлам, капиллярам, стволам.
Во время заболевания, например, простудного, каждый человек может ощутить увеличение лимфатических узлов своего организма. Они находятся под нижней челюстью, в подмышечных впадинах, паховой области. Прощупать их достаточно легко. Это подтверждает тот факт, что именно в них происходит основная борьба с недугом. Таким образом, главный барьер для заболеваний - лимфатическая система человека. Схема ее показывает, как именно располагаются все структурные части и каким образом они взаимосвязаны между собой.
Пищеварительная система
Одна из важнейших в организме. Ведь именно благодаря ее работе человек получает питательные вещества для роста, развития, энергию для процессов жизнедеятельности. Без невозможно двигаться, расти, мыслить и так далее. Ведь каждый процесс требует энергии, которая заключается в химических связях питательных молекул.
Схема пищеварительной системы человека показывает, из каких органов складывается данная сеть.
- Ротовая полость, включающая зубы, язык, небо и внутреннюю мышечную часть щек.
- Глотка и пищевод.
- Желудок.
- Пищеварительные железы, выделяющие секреты для переваривания пищи.
- Кишечник, состоящий из нескольких отделов: двенадцатиперстная, тонкая и толстая кишки.
Сердечно-сосудистая система
Представляет собой два круга кровообращения, состоящих из главного органа - сердца - и отходящих от него артерий, сосудов, капилляров. Общий объем крови взрослого человека составляет примерно 5 литров. Однако показатель колеблется в зависимости от массы тела.
Сердце - центральный орган, способный ритмически сокращаться, выталкивая кровь в русло под определенным давлением. Состоит из четырех камер, тесно сообщающихся между собой.
Нервная система человека
Одна из самых сложных. Состоит из:
- головного мозга;
- спинного мозга;
- нервных клеток;
- тканей.
Практически в каждом кусочке человеческого тела находятся нервные клетки. Они воспринимают раздражения, передают болевые ощущения, предупреждая об опасности. Их строение достаточно своеобразное. Головной и спинной мозг включают в себя ряд разделов, каждый из которых осуществляет тщательный контроль над работой той или иной части организма.
Сенсорные системы
Таковых можно выделить пять:
Все они в совокупности также составляют организм человека. Схема строения показывает, из каких частей складывается сенсорная система, какие особенности в строении имеет и какие функции выполняет.
Выделительная система человека
В состав данной системы входят следующие органы:
- почки;
- мочевой пузырь;
- мочеточники.
Другое название этой системы - экскреторная. Основная функция - выведение продуктов метаболизма, освобождение организма от ядовитых продуктов распада.
Науки, изучающие организм человека
Таковых можно выделить несколько основных. Хотя число их значительно выросло по сравнению, например, с XVIII веком. Это такие науки, как:
- анатомия;
- физиология;
- гигиена;
- генетика;
- медицина;
- психология.
Физиология занимается рассмотрением вопросов функционирования той или иной системы. То есть ее задача ответить на вопрос: "Как это происходит?" Так, например, именно данной дисциплиной рассмотрены механизмы смены сна и бодрствования, изучены особенности высшей нервной деятельности человека.
Генетика и гигиена человека
Генетика занимается изучением механизмов наследования тех или иных признаков, а также причинами и последствиями изменений в хромосомном аппарате человека. Благодаря этой науке люди научились прогнозировать серьезные генетические отклонения в развитии плода, контролировать этот процесс и, если возможно, вмешиваться и изменять его ход.
Гигиена помогает ответить на вопрос: "Зачем нужна чистота и как добиться здоровья?" Эта наука подробно рассказывает о правилах поддержания чистоты своего тела, о значимости этого процесса, о механизмах иммунитета, которые напрямую зависят от показателя чистоплотности, уровня бактерий и вирусов. Эта дисциплина сравнительно молодая, но не менее важная, чем все остальные.
Психология и медицина
Психология - очень сложная и тонкая наука, проникающая в сознание и высшую нервную деятельность человеческого существа. Она призвана объяснить основные механизмы психосоматического устройства людей. Существует целый ряд разделов психологии, которые занимаются всеми социальными вопросами, касающимися людей (психология семейных отношений, возрастная, экспериментальная и так далее).
Медицина - важнейшая наука, которая занимается вопросами здоровья людей. Естественно, она тесно граничит со всеми остальными дисциплинами: физиологией, анатомией, генетикой, гигиеной и психологией.
Основы медицины зародились вместе с человечеством. Ведь, к сожалению, люди болели всегда. Во все времена рядом с ними шли наследственные (генетические) заболевания и прочие недуги. Поэтому данная наука - одна из самых главных, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья.
Существует множество разделов, складывающих медицину в единое целое: хирургия, онкология, гематология, терапевтия, дерматология, травматология и прочие. Все они узко специализированы на конкретных проблемах, имеют свои методы изучения проблемы и разрешения ее.
В общем, все науки, изучающие организм человека, являются единым целым. Ведь объединяет их общая цель - изучить, рассмотреть, объяснить все части тела, научиться управлять каждым органом и каждой клеткой организма.
Анатомия как главная наука
Конечно, самая первая, исторически сложившаяся и его строении - это анатомия. Именно благодаря развитию этой дисциплины людям стало известно о том, какие органы есть в человеческом теле, как они там расположены (топография), как устроены и на каких принципах основана их работа.
Выше мы рассматривали основные исторические вехи развития знаний о человеке. Это и есть этапы развития анатомии. Те люди, имена которых были названы, - основоположники и отцы этой огромной и важной дисциплины.
Задача анатомии всегда была одна на все времена - изучить внутреннее строение и внешние морфологические признаки всех органов и систем, а также тканей. Не зря в переводе с греческого anatome - "рассечение".