Не шуми ты рожь спелым колосом кольцов. Анализ стихотворения Кольцова «Не шуми ты, рожь»

«Не шуми ты, рожь» Александр Кольцов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе —
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы,
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!

Анализ стихотворения Кольцова «Не шуми ты, рожь»

Большая часть любовной поэзии Кольцова имеет непосредственное отношение к роману, случившемуся в юношеские годы. Отец Алексея Васильевича держал в доме крепостных крестьян, купленных на чужое имя. Среди слуг была красавица-Дуняша. На нее засматривались многие молодые люди. Не устоял перед обаянием крестьянки и Кольцов. Он влюбился в нее без памяти. Чувство оказалось взаимным. Несмотря на это, их отношения окрашены в трагические тона. Юный поэт всем сердцем желал жениться на Дуняше, но отец его был категорически против брака. В итоге, пока сын находился в отъезде, он продал крестьянку на Дон, где ее быстро выдали замуж. Кольцова эта весть едва не убила: продолжительное время ему пришлось бороться с болезнью. Окончательно оправившись от недуга, Алексей Васильевич отправился на поиски девушки. Единственное, что удалось узнать поэту, — долго Дуняша в новой семье не прожила. Крестьянка умерла от невыносимой тоски и мучений, причиненных супругом и его родственниками.

Стихотворение «Не шуми ты, рожь» написано в 1834 году. Оно отличается поразительной искренностью и глубоким лиризмом. Возлюбленную героя произведения Кольцов изображает при помощи предельно сжатой портретной зарисовки. Поэт описывает только глаза девушки, характеризуя их как ясные очи, полные полюбовных дум. Из нахлынувших воспоминаний о давней трагедии Алексей Васильевич выбирает самое дорогое, навсегда запечатлевшееся в душе.

В произведении нашло отражение синкретическое единство человека и природы. Жизненная драма лирического героя разворачивается на фоне ржаного поля. С ним он делится своими эмоциями, помыслами, бедами. Стихотворение даже начинается с обращения к растению: «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!». Только после него лирический герой адресует просьбу косарю. Рожь в произведении фигурирует не случайно. Для русских крестьян она была основным злаком. Именно рожь считалась главной кормилицей простого народа. Поэтому ей посвящено столько пословиц и поговорок, песен.

Для лирики Кольцова характерна музыкальность. Поэт добивался ее посредством стихотворного размера, аллитераций, повторов. Неудивительно, что композиторы часто обращались к творчеству Алексея Васильевича. Стало популярным романсом и произведение «Не шуми ты, рожь». На музыку стихотворение Кольцова положил русский композитор девятнадцатого века Александр Гурилев.

Личная драма поэта - как бы крупица всенародного горя. Кольцов редко пишет о счастливой любви. Любовь его героев, как правило, несчастная; не случайны и сетования на «судьбу злую», «судьбу мачеху», «горькую долю» («или доля моя сиротой родилась?»). Печальна любовь молодой девушки («Люди добрые, скажите», «Кольцо», «Молодая жница»), несчастной молодой женщины, насильно выданной замуж («Ах, зачем меня силой выдали...»). Им судьба не приносит ни радости, ни даже малейшей надежды. Горюет о своей любви и добрый молодец («Терем», «Песня», «Ты не пой, соловей»). В 1834 г. Кольцов пишет «Не шуми ты, рожь» - в эту песню, Кольцов, по его собственным словам «всю душу свою вылил».

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе -
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!

Традиционная фольклорная лексика («очи ясные», «красна девица», «дума черная»), простота выражения, верность жизненной правде, психологии крестьянина, связанного самой жизнью с землей и трудом - даже в тягчайшие минуты герой говорит:

Не шуми ты, рожь...
Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

все отличает это стихотворение.

На переживания самого поэта тут как будто нет ни намека, но мы чувствуем его грусть и тоску о той, кого любил («Спит могильным сном красна-девица»). «Проклятая судьба! До чего ты не доведешь человека?!» - вырвется у Кольцова выстраданное (и чем это не поэтическая строка?) - в письме к Жуковскому (2 мая 1838 г.).

Как точно подметил Белинский, Кольцов «носил в себе все элементы русского духа, особенно страшную силу в страдании и наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселию и вместо того, чтобы падать под бременем отчаяния, способность находить в нем какое-то буйное, удалое, размашистое упоение...» (VIII, С. 112).

Читайте также другие статьи о творчестве А.В. Кольцова.

Князь Сергей Михайлович Волконский (1860-1937) - внук декабриста, театральный деятель. В 1899-1901 годах был директором императорских театров, он автор статей о ритмическом воспитании, книги«Человек на сцене» (1912) - о ритме и выразительности движений. С осени 1918 года С.М.Волконский жил в Москве, читал лекции в Институте слова, преподавал в Художественном театре, в студии Вахтангова, в еврейском театре Габима.

Иван Алексеевич часто размышлял об эстетической природе разных родов словесного искусства. В 1912 году он высказался на редкость убежденно: «...не признаю деления художественной литературы на стихи и прозу. Такой взгляд мне кажется неестественным и устаревшим. Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности как в стихотворной, так и в прозаической форме».

Я очень люблю стихи Есенина... Есть в есенинской певучей поэзии прелесть незабываемая, неотразимая. Так писал в конце 1950 года в эмиграции бывший поэт-акмеист «второго призыва» Георгий Адамович. Тот самый, который при жизни Есенина называл его поэзию до крайности скудной, жалкой и беспомощной, а в воспоминаниях, опубликованных в парижском «Звене» в начале 1926 года, заметил: «Поэзия Есенина - слабая поэзия»; «поэзия Есенина не волнует меня нисколько и не волновала никогда»

Алексей Васильевич Кольцов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе —
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы,
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!

Большая часть любовной поэзии Кольцова имеет непосредственное отношение к роману, случившемуся в юношеские годы. Отец Алексея Васильевича держал в доме крепостных крестьян, купленных на чужое имя. Среди слуг была красавица-Дуняша. На нее засматривались многие молодые люди. Не устоял перед обаянием крестьянки и Кольцов. Он влюбился в нее без памяти. Чувство оказалось взаимным. Несмотря на это, их отношения окрашены в трагические тона. Юный поэт всем сердцем желал жениться на Дуняше, но отец его был категорически против брака. В итоге, пока сын находился в отъезде, он продал крестьянку за Дон, где ее быстро выдали замуж. Кольцова эта весть едва не убила: продолжительное время ему пришлось бороться с болезнью. Окончательно оправившись от недуга, Алексей Васильевич отправился на поиски девушки. Единственное, что удалось узнать поэту, — долго Дуняша в новой семье не прожила. Крестьянка умерла от невыносимой тоски и мучений, причиненных супругом и его родственниками.

Стихотворение «Не шуми ты, рожь» написано в 1834 году. Оно отличается поразительной искренностью и глубоким лиризмом. Возлюбленную героя произведения Кольцов изображает при помощи предельно сжатой портретной зарисовки. Поэт описывает только глаза девушки, характеризуя их как ясные очи, полные полюбовных дум. Из нахлынувших воспоминаний о давней трагедии Алексей Васильевич выбирает самое дорогое, навсегда запечатлевшееся в душе.

В произведении нашло отражение синкретическое единство человека и природы. Жизненная драма лирического героя разворачивается на фоне ржаного поля. С ним он делится своими эмоциями, помыслами, бедами. Стихотворение даже начинается с обращения к растению: «Не шуми ты, рожь, спелым колосом!». Только после него лирический герой адресует просьбу косарю. Рожь в произведении фигурирует не случайно. Для русских крестьян она была основным злаком. Именно рожь считалась главной кормилицей простого народа. Поэтому ей посвящено столько пословиц и поговорок, песен.

Для лирики Кольцова характерна музыкальность. Поэт добивался ее посредством стихотворного размера, аллитераций, повторов. Неудивительно, что композиторы часто обращались к творчеству Алексея Васильевича. Стало популярным романсом и произведение «Не шуми ты, рожь». На музыку стихотворение Кольцова положил русский композитор девятнадцатого века Александр Гурилев.

Милостивый государь
Александр Дмитриевич!

В селе, при первой встрече нашей,
Для вас и для супруги вашей
Я, помню, обещал прислать
Торквата милое творенье,
Певца любви и вдохновенья;
И слова данного сдержать
Не мог донынь, затем что прежде
Обманут был в своей надежде.
Но обещанью изменить
За стыд, за низость я считаю -
И вот, успел лишь получить
Две книги, вам их посылаю.
Мне лестно вам угодным быть,
Так - незначительный мечтатель -
Я вашим мненьем дорожу
И восхищусь, коль заслужу
Вниманье ваше... Обожатель
Всего прекрасного...

Не шуми ты, рожь

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Те не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

Прочил молодец,
Прочил доброе,
Не своей душе -
Душе-девице.

Сладко было мне
Глядеть в очи ей,
В очи, полные
Полюбовных дум!

И те ясные
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!

Тяжелей горы,
Темней полночи
Легла на сердце
Дума черная!
1834 г.

Лес

Посвящено памяти А. С. Пушкина

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темную
Затуманился?

Что Бова-силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою, -

Ты стоишь - поник
И не ратуешь
С мимолетною
Тучей-бурею?

Густолиственный
Твой зеленый шлем
Буйный вихрь сорвал -
И развеял в прах.

Плащ упал к ногам
И рассыпался...
Ты стоишь - поник
И не ратуешь.

Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?

У тебя ль, было,
Дни - роскошество, -
Друг и недруг твой
Прохлаждаются...

У тебя ль, было,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдет;

Распахнет она
Тучу черную,
Обоймет тебя
Ветром-холодом.

Закружит она,
Разыграется…
Дрогнет грудь твоя,
Зашатаешься;

Встрепенувшися,
Разбушуешься:
Только свист кругом,
Голоса и гул...

Буря всплачется
Лешим, ведьмою, -
И несет свои
Тучи за море.

Где ж теперь твоя
Мочь зеленая?
Почернел ты весь,
Затуманился...

Одичал, замолк...
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.

Так-то, темный лес,
Богатырь-Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.

Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень черная.

Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.

С богатырских плеч
Сняли голову -
Не большой горой,
А соломинкой...
1837 г.

Хуторок

За рекой, на горе,
Лес зеленый шумит;
Под горой, за рекой,
Хуторочек стоит.

В том лесу соловей
Громко песни поет;
Молодая вдова
В хуторочке живет.

В эту ночь-полуночь
Удалой молодец
Хотел быть, навестить
Молодую вдову...

На реке рыболов
Поздно рыбу ловил,
Погулять, ночевать
В хуторочек приплыл.

«Рыболов мой, душа!
Не ночуй у меня:
Свекор дома сидит -
Он не любит тебя...

Не сердися, плыви
В свой рыбачий курень;
Завтра ж, друг мой, с тобой
Гулять рада весь день».

«Сильный ветер подул...
А ночь будет темна!..
Лучше здесь, на реке,
Я просплю до утра».

Опознился купец
На дороге большой;
Он свернул ночевать
Ко вдове молодой.

«Милый купчик-душа!
Чем тебя мне принять...
Не топила избы,
Нету сена, овса.

Лучше к куму в село
Поскорее ступай;
Только завтра, смотри,
Погостить заезжай!»

«До села далеко;
Конь устал мой совсем;
Есть свой корм у меня,
Не печалься о нем.

Я вчера в городке
Долго был - все купил;
Вот подарок тебе,
Что давно посулил».

«Не хочу я его!..
Боль головушку всю
Разломила насмерть;
Ступай к куму в село».

«Эта боль - пустяки!..
Средство есть у меня:
Слова два - заживет
Вмиг головка твоя».

Засветился огонь,
Закурилась изба;
Для гостей дорогих
Стол готовит вдова.

За столом, с рыбаком,
Уж гуляет купец...
(А в окошко глядит
Удалой молодец)...

«Ты, рыбак, пей вино!
Мне с сестрой наливай!
Если мастер - плясать,
Петь мы песни давай!

Я с людями люблю
По-приятельски жить;
Ваше дело - поймать,
Наше дело - купить...

Так со мною, прошу,
Без чинов - по рукам;
Одну басню твержу
Я всем добрым людям:

Горе есть - не горюй,
Дело есть - работай;
А под случай попал
На здоровье гуляй!»

И пошел с рыбаком
Купец песни играть,
Молодую вдову
Обнимать, целовать.

Не стерпел удалой,
Загорелась душа!
И - как глазом моргнуть -
Растворилась изба...

И с тех пор в хуторке
Никого не живет;
Лишь один соловей
Громко песни поет...