Охарактеризуйте методики основанные на выделении типов личности. Структура личности

Рис. 21.2. Принципиальная схема выделения типов испытуемых с использованием математических методов. Объяснения в тексте

а по принципу близости испытуемых (рис. 21.2). Существуют два основных варианта постановки задачи группировки испытуемых: 1) группировка испытуемых на незаданные группы; 2) группировка испытуемых на заданные группы.

1. Задача группировки испытуемых на незаданные группы. Этот вариант задачи формулируется следующим образом: имеется многомерное психологическое описание выборки испытуемых и требуется осуществить их разделение на однородные группы, т. е. такое разделение, при котором в составе выделенных групп оказались бы испытуемые, похожие по психологическим характеристикам. Такая постановка задачи соответствует интуитивным представлениям о типе личности.

2. Задача группировки испытуемых на заданные группы. При решении этой задачи предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит. Например, в задаче профотбора это могут быть группы хороших и плохих специалистов, при исследовании полового диморфизма - это испытуемые разного пола, при педагогических исследованиях - это группы школьников, различающихся по успешности обучения, дисциплинированности, общественной активности, возрасту и т. п.

Задача заключается в том, чтобы найти правилоразбивки испытуемых на заданные группы по психологическим характеристикам.

Существует еще один способ группировки данных - это методы одновременного выделения черт и типов. В большинстве психологических исследований разрабатывается какой-либо один подход - на базе черт или типологический. Вместе с тем представляется перспективным их объединение. Объединение этих двух подходов предполагает одновременное выделение черт и типов. С этой целью могут быть использованы методы «лингвистического анализа» данных, основанные на использовании комбинаций моделей факторного анализа и автоматической классификации.

В рамках данного подхода разработано два вида Комбинаций совместного использования факторного анализа и автоматической классификации: прямая и обратная комбинации. При прямой комбинации методами факторного анализа вначале производится группировка признаков, а затем с помощью методов автоматической классификации в каждой выделенной группе параметров осуществляется

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 507


Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967) - американский психолог. Инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Разрабатывал теорию личности на основе понятий «Я» и «самоактуализация». Последнее обозначает стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

группировка испытуемых. При прямой комбинации мы получаем информацию о факторах и об особенностях распределения испытуемых по каждому фактору.

При обратной комбинации вначале используются методы автоматической классификации, и только после этого производится группировка признаков с помощью методов факторного анализа в каждом выделенном типе отдельно. Условно обратная комбинация может быть изображена как разбиение матрицы данных вначале по строкам, а затем разбивка каждой из подматриц по столбцам. В результате использования обратной комбинации методов факторного анализа и автоматической классификации мы получаем информацию о типах и об особенностях группировки признаков в каждом типе.

Работы, посвященные разработке опросников, довольно многочисленны. Начало этим исследованиям положили Г. У. Олпорт и X. С. Одберт. Ими была проведена работа по составлению словаря терминов для описания личности. С этой целью они проанализировали 18 000 слов, из которых отобрали 4500 слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения.

Р. Б. Кеттелл осуществил дальнейший анализ этих 4500 характеристик личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой синонимичной группы он отобрал по одному слову, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимичной группы. Таким образом он сократил список личностных признаков с 4500 до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Б. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристик личности. Он решил, что судьи лучше смогут отобрать наиболее значимые характеристики личности.

Для выяснения группового мнения судей Р. Б. Кеттелл исследовал взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высококоррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие отрицательные корреляции, например: разговорчивый-молчаливый, доверчивый-подозрительный, гибкий-ригидный, веселый-печальный и т. д. Эти полярные характеристики были отобраны для дальнейших исследований. Таким образом, Кеттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем слегка расширил до общего количества 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. После чего в целом ряде согласованных исследований с использованием биполярных прилагательных было показано, что все пространство I,-данных может быть «свернуто» к 12-15 факторам.

Результаты исследования семантического пространства, описывающего психологические характеристики человека, позволили создать Кеттеллу личностный опросник. Этот опросник получил большую популярность во всем мире и известен как 7 6Р/ 7 (шестнадцатифакторный личностный опросник). Во многих учебниках приводится описание этою опросника как классического варианта использования математических методов в исследованиях личности.

Другим классическим примером создания опросников, но уже на основе выделения типов, является опросник ММР1. Авторами этого опросника являются американские психологи С. Хатуэй и Дж. Маккинли. Им удалось наиболее последовательно применить типологический подход к описаниям личности. В рамках этого подхода ими разработан многопрофильный личностный тест, известный как Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММРГ). При конструировании шкал ММР1 С. Хатуэй и Дж. Маккинли воспользовались клиническими представлениями о типах психопатий или, точнее, о синдромах дисгармонического развития личности. Каждая шкала ММР1, по существу, представляет собой «разделяющее правило» для дифференциальной диагностики здоровых испытуемых от одного из десяти вариантов патологического развития личности, а индивидуальная оценка по шкале теста является показателем «близости» испытуемого к соответствующему варианту дисгармонического развития личности, т. е. решающим правилом диагностики типа личности.

В классическом виде используется 13 шкал ММР1, содержащих 566 вопросов. В ММР1 имеются три оценочные шкалы. Они предназначены для выявления установок испытуемого по отношению к тестированию. Остальные десять шкал являются базовыми для осуществления диагностики.

В содержательном отношении близким к ММРI является опросник X. Смишека, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности. В основу опросника X. Смишека положена концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. Согласно этой концепции, черты личности могут быть разделены на группу основных и группу дополнительных черт. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности.

Личности, у которых основные черты имеют высокую степень выраженности, названы Леонгардом акцентуированными. Акцентуированные личности не являются патологическими. «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое от-

Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 509

клонение от такой середины (средней нормы) должно быть признано патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту группу попала бы и та категория людей, о которых говорят "личность" в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом. Если у человека не наблюдается проявления тех свойств, которые в "больших дозах" дают паранойяльную, ананкастическую, истерическую, гипомани-акальную или субдепрессивную картину, то такой средний человек может безоговорочно считаться нормальным»*. Всего Леонгард выделяет десять основных типов акцентуаций, в основном соответствующих систематике психопатий в психиатрии.

В советской психологии типологический подход к описанию личности человека был использован А. Е. Личко с сотрудниками при разработке патохарактероло-гического диагностического опросника (ПДО). ПДО предназначен для диагностики типа психопатии и акцентуаций характера у подростков в возрасте от 14 до 18 лет. В основу опросника положены клиническая типология психопатий и личностных акцентуаций, а также концепция психологии отношений, разработанная А. Ф. Лазурским и В. Н. Мясищевым. При операционализации этих концепций авторы составили набор фраз, отражающих отношения разных патохарактероло-гических типов к ряду жизненных проблем, друзьям, родителям, будущему, окружающим и т. п. Эти фразы были отобраны из клинических описаний психопатий в руководствах и монографиях Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, П. Б. Ган-нушкина, Г. Е. Сухаревой и К. Леонгарда.

С помощью составленного таким образом опросника отношений сотрудниками А. Е. Личко была обследована большая группа подростков общей численностью 2235 человек, из них 1675 здоровых социально адаптированных подростков-учащихся и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями личности различных типов. Результаты этого исследования выявили 11 типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Данный опросник получил широкое распространение при исследовании психических характеристик личности подростка с целью оценки их соответствия общепринятой норме.

Следует отметить, что предпринимались попытки разработки опросников на основе одновременного использования обоих подходов. Например, такая попытка предпринята В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским. Она представляет собой образец использования математико-статистических методов для разработки опросников. Эти исследователи провели факторный анализ полного пространства шкал тестов ММР1 и 16РF. В результате ими были выделены характеристики личности, присущие для всех людей.

Нами также был разработан личностный опросник, основанный на одновременном выделении психологических черт и психологических типов. При этом решалась задача по оценке адаптационных возможностей личности. Естественно, что адаптационные характеристики личности в значительной степени обусловлены соответствием личностных характеристик психической норме. Поэтому для разработки теста были использованы вопросы теста ММР1. Были выявлены вопросы,

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня социального интереса и степени активности человека).

Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанавливается в детстве: он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):

Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы и т. п.).

Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем - работа, дружба, любовь - требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Психологический рост - это, прежде всего, движение от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество - основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут породнить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо манипулируют; 3) отверженность - третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: «При изучении биографий наиболее значительных врагов человечества бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве.

Таким образом, у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми». Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, человек начинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению. «Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе». Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс неполноценности» (в стремлении к личному превосходству, власти он замаскирован), важно:

I) понять специфический стиль жизни человека;

2) помочь человеку понять себя;

3) усилить социальный интерес.

Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. «Не бывает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те, которые, как он - пусть смутно - ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации». Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя - и значит, научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: «Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег». Продолжил исследовать чувство неполноценности и возможные варианты личности и судьбы людей в зависимости от того, как они преодолевают чувство неполноценности Э. Берн.

- 59.67 Кб

Введение………………………………………………………… …………….

Глава 1.Типологический и факторный подход исследования личности….

Глава 3. Методика 16 PF Р опросник Р. Б. Кеттелла………………………

Заключение…………………………………………………… ……………….

Список литературы…………………………………………………… ……..

Введение

Проблема личности и ее исследование в психологии выступает как самостоятельная. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Представленная мною работа, посвящена методам исследования структуры личности. Данная тема очень актуальна в наше время, поскольку человек как личность не изучен до конца, и интерес к этой теме со стороны современной науки постоянно возрастает. Исследование личности включает подробное описание тех аспектов поведения, которые представляют интерес для исследователя, а также интерпретации его открытий. Исследование личности значительно более подробны, чем эксперименты или наблюдения, и дают исследователю гораздо более глубокое представление о природе личности. Человек и его личность исследуется как единое целое, как индивидуальность. Ведь очевидно, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения. Психологическое изучение личности потребовало разработки специальных методов, позволяющих приобрести эмпирически контролируемое знание об ее свойствах и классифицировать различия между людьми для решения практических задач.

Целью работы является:

Рассмотреть методики использования личностных опросников для изучения структуры личности и ее психологических качеств.

Задачами нашей работы является:

Изучить факторный и типологический подходы исследования личности и понять чем они отличаются. Рассмотреть полное структурное описание личности в методиках MMPI, 16 PF, ПДО А.Е. Личко.

Глава 1.Типологический и факторный подходы исследования личности.

Типологический и факторный подходы имеют своим предметом одну и ту же область, однако, существуют и развиваются отдельно, слабо взаимодействуя при решении конкретных психологических проблем.

При типологическом подходе тип личности рассматривается как целостное образование, не сводимое к набору черт. Понятие «тип» отличается более высоким уровнем обобщения и выполняет функцию категоризации свойств личности в более объемные единицы, имеющие непосредственное отношение к наблюдаемым моделям поведения человека.

Типологические теории личности:

Немецкий психолог Эдуард Шпрангер(1882-1963) в 1922 году предложил следующую типологию личностей:

  1. Теоретический человек: страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению.
  2. Экономический человек: мотив полезности, достижений в деятельности.
  3. Эстетический человек: собственное миропонимание, красота духа, бережного отношения к природе.
  4. Социальный человек: социальная направленность деятельности, внешние проявления, стремления к контактам.
  5. Политический человек: власть как основная ценность, стремление свою ориентацию сделать ведущими мотивами других людей.
  6. Религиозный человек: переживание высших ценностей души, мистическое единение с богом.

Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов(1849-1936) выделил три типа личностей:

  1. Художественный: преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности.
  2. Мыслительный: преобладание второй сигнальной системы и словесно-абстрактного мышления.
  3. Смешанный: средний - уравновешенное отношение обеих сигнальных систем.

В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы:

  1. эктоморфный тип - высокие и худые люди, являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами.
  2. мезоморфный тип - сильные мускулистые люди, склонные к высокой динамике в поведении и доминированию над другими людьми.
  3. эндоморфный тип - невысокие люди с признаками тучности, которые склонны к общительности, спокойствию и хорошему настроению.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875 - 1961) разделил типы людей по следующим характеристикам.

  1. Экстраверты – люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны. Эти люди чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).
  2. Интроверты - "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).
  3. Мыслительный тип (логический) - стремление понять, объяснить существенные черты, закономерности событий, жизни.
  4. Эмоциональный тип (этический) - выражение своего отношения к событию, его оценка, «принятие или непринятие», приход к определенному решению в соответствии с чувствами, при учете того, как оно повлияет на других людей и взаимоотношения с ними.
  5. Сенсорный (ощущающий) тип - присуще восприятие событий как реальности, как чувственного опыта (ощущения, восприятие).
  6. Интуитивный тип отличает способность прогнозировать будущее развитие событий, воображение, склонность собирать информацию произвольным образом.
  7. Рациональный тип - человек решительный, способный принимать решение с минимальным напряжением, четко понимая, почему выбрано именно это.

Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал два типа личности: шизотимический и циклотимический. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам:

1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения: гипоманический, синтонный, флегматичный.

2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции: гиперэстетический, шизотимический, анестетический.

3.Вязкий темперамент, на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

Факторные теории личности стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях факторные теории были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности. Наибольшей популярностью пользуются факторные теории разработанные Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Теория Р.Б.Кеттелла.

Личность Кеттелл описывал как совокупность черт, позволяющую предсказать действия человека в данной ситуации. В структуре личности он предполагал наличие поверхностных и исходных черт (поверхностные – открытые, внешние переменные, сопутствующие поведенческим актам; исходные – стабильные глубокие черты, обеспечивающие основу). Конечным результатом такого солидного исследования явился “16факторный личностный Опросник,который мы рассмотрим подробнее в третей главе.

Теория Г.Ю.Айзенка.

Айзенк разработал концепцию, из которой следует, что элементы личности располагаются иерархически.

Четырехуровневая иерархическая система организации поведения:

  1. Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности.
  2. Второй уровень - это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются.
  3. Третий уровень – Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения».
  4. Четвертый, высший уровень организации поведения - это уровень типов или супер факторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или супер фактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Р) . Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Точно так же фактор N включает в себя невротизм на одном полюсе и стабильность – на другом, а фактор Р содержит на одном полюсе психотизм, на другом - сильное «Супер-Я». Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.

Айзенк установил четыре критерия для идентификации факторов:

1.психометрический – естественное следствие из этого критерия - фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым.

2.генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели.

3.смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.

4.социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение к социальным явлениям таким как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.

Теория Дж.П.Гилфорда.

Аналитические исследования черт личности являются, по мнению Гилфорда, единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в том числе в области интеллекта и креативности. Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (обеспечение активности). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. В области способностей Гилфорд создал факторную модель “структуры интеллекта”.Пользуясь своим факторно- аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника “Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману”.

Глава 2 .Методика MMPI.

MMPI- Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Тест ММРІ, созданный в 1942-1949 годах американскими учеными И. Маккинли и С. Хатэуэй представляет собой количественный метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности теста в различных странах мира. Использование методики MMPI в моделях построения эффективной производственной деятельности имеет ряд весомых преимуществ:

Вопросы, представленные в методике, отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение его к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных отношений, направленность интересов, уровень активности и настроения и т.п. Методика MMPI основана на изучении личностных черт и качеств, личностных состояний, имеющих природу стабильно проявляющихся поведенческих особенностей.

Оценочные шкалы MMPI

Как и в любой методике, в методике MMPI существует ряд правил, выход за рамки которых превращает результаты тестирования в недостоверные.

Методика MMPI является наиболее защищенной от попыток реципиентов по тем, или иным причинам сознательно исказить результаты (представить себя в ином виде). Функциями оценочных шкал и является, наряду с выявлением факторной значимости ответов реципиента в сравнении со средне нормативными данными (процедура перевода «сырых» баллов в Т-баллы факторных шкал) определение уровня и природы таких искажений.

Оценочные шкалы или шкалы достоверности, помимо определения надежности данных, полученных в результате тестирования, определяют установки реципиентов на процесс тестирования, их отношение к методике, к диагносту, к результатам самого процесса.

Клинические шкалы MMPI:

  1. Шкала ипохондрии (HS) - определяет «близость» обследуемого к астено-невротическому типу личности;
  2. Шкала депрессии (D) - предназначена для диагностики степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);
  3. Шкала истерии (Hy) - введена для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);
  4. Шкала психопатии (Pd) - направлена на выявление социопатического типа личности;
  5. Шкала маскулинности - феминности (Mf) - создана для оценки степени идентификации обследуемого с гендером мужчины или женщины;
  6. Шкала паранойи (Pa) - позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);
  7. Шкала психастении (Pt) - устанавливается склонность обследуемого к развитию фобий, навязчивым действиям и мыслям (тревожно-мнительный тип личности);
  8. Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;
  9. Шкала гипомании (Ma) - определяется степень соответствия обследуемого гипертимному типу личности;
  10. Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика уровня «близости» интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, включена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Описание работы

Целью работы является:
Рассмотреть методики использования личностных опросников для изучения структуры личности и ее психологических качеств.
Задачами нашей работы является:
Изучить факторный и типологический подходы исследования личности и понять чем они отличаются. Рассмотреть полное структурное описание личности в методиках MMPI, 16 PF, ПДО А.Е. Личко.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1.Типологический и факторный подход исследования личности….
Глава 2. Методика MMPI…………………………………………………….
Глава 3. Методика 16 PF Р опросник Р. Б. Кеттелла………………………
Глава 4. . ПДО А. Е. Личко………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром. Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.

С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о структуре личности, возражая против ее аморфности. "В психическом облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности". Они, продолжал он далее, "взаимопроникая друг друга, смыкаются все же в реальном единстве личности.

Поэтому равно неправильны как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности... так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты...".

Здесь кратко и точно определены два противоположных ошибочных понимания личности: первое от-стаивала гештальт-психология, второе - функциональная психология. Говорится здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.

Поэтому, хотя самого термина "структура личности" у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное положение надо рассматривать как начало поиска структуры личности.

В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о "структуре способностей" 2. О структуре личности сейчас говорят не только советские психологи, но и социологи. При этом социологи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.

Психологическая структура личности. Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности. В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Структура личности по Платонову. К. Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные и социально обусловленные. Подструктуры же, в свою очередь, имеют свои уровни: Самый нижний уровень - это те черты человека, которые обусловлены биологически: возрастные и половые свойства его личности, темперамент, особенности нервной системы. На следующем уровне находится подструктура, которая включает особенности протекания различных психических процессов: память, мышление, восприятие, врожденные способности.

В следующую подструктуру входит опыт человека, т.е. те знания и умения, которые были усвоены в процессе социальной жизни. И, наконец, на самом высоком уровне находится направленность личности, т.е. особенности мировоззрения и характера человека, его самооценка, интересы и увлечения. Все это многообразие и формирует целостную психологическую структуру личности.

Структура личности по Фрейду. З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.

По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики. Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты - либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти). Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе. К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности - Я или Эго - призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.

Структура личности по Рубинштейну. С. Л. Рубинштейн понимал личность, как целостную структуру, в которой можно выделить различные группы черт, характеризующие определенные ее стороны. Эти черты, взаимодействуя друг с другом, создают единство личности. В структуре личности Рубинштейн выделял следующие основные компоненты: направленность личности, т.к. собственно те установки, интересы и потребности, которые движут человеком; способности, темперамент и характер.

Структура личности в социологии. Структура личности в социологии рассматривается в тесной связи с социальными отношениями, в которые человек вступает в процессе своей жизнедеятельности. Структура личности понимается, как фундамент человеческой деятельности, обусловленный особенностями общественной жизни.

Социальная структура личности. Социальная структура личности выражается во внешней и внутренней соотнесенности личности с социумом. На внешнем плане мы находим совокупность различных социальных статусов, т.е. реальное положение личности в обществе, и социальных ролей, т.е. тех моделей поведения, которых человек придерживается в соответствии со своим статусом и ролью в социальной группе. На внутреннем плане находится набор диспозиций, т.е. позиций, которые были осмыслены субъектом, и непосредственно сами ролевые ожидания.

Что такое черта личности? Олпорт определял черту как "нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения". Проще говоря, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций . Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях – сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Черты личности формируются и проявляются на основе осознания сходства. То есть многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей "личностной структуры". В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности. Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях, и добавляет: "Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна". Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега, града, слякоти – ее физическая форма определяется температурой окружающей среды.

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным "респондентом" на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны.

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого - либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам не представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи. В настоящее время известно множество экспериментально - психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько - нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. Нами (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности: 1) наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.); 2) специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.); 3) личностные опросники и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке; 4) проективные методы.

Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих 4 групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях. К. Leonhard (1968) считает наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно - созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривает как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Методы изучения личности

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

создание различных шкал личности (только в опросниках);

введения ограничения времени;

одмена объекта оценки;

создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

Метод беседы специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д.

Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента.

Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент " А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт.

Можно выделить 2 вида опросников: одномерные диагностируется одна какаялибо характеристика и многомерные дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые.

Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства.

Примеры опросников:

MMPI основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественностиженственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16PF 16факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсииинтроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (СпилбергерХанин). Экспрессдиагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода применения опросников характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).