От европейской к мировой войне. А что испытывают те, у кого места много? Перед учащимися ставится задача

План-конспект урока истории.

Тема: «Международные отношения в 1930-е годы. Начало Второй мировой войны».

Цели. I). Образовательная цель

Дать характеристику начальному периоду Великой Отечественной войны.

Задачи: 1. Охарактеризовать международную отношения 1930-х годов;

2. Выявить причины краха политики коллективной безопасности;

3. Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории; развивающие: развитие умения анализировать исторические документы, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;

4. Рассмотреть Мюнхенское соглашение и пакт Молотова-Риббентроппа, ход военных действий польской кампании 1939 года;

II). Развивающая цель

Способствовать формированию самостоятельной работы учащихся (выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником); продолжить формирование умений учащихся систематизировать исторический материал в виде опорной схемы, таблицы, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, анализировать исторические документы;

III). Воспитательная цель

Способствовать формированию чувства патриотизма, чувство гордости за свою Родину; формированию духовно-нравственных качеств учащихся.

Базовый учебник: Всеобщая история, XX-начало XXI века для 9-го класса, Алексашкина Л.Н., 2012.

Тип урока : изучение нового материала, комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод самостоятельной работы.

Оборудование : учебник, карта, портреты известных личностей, раздаточный материал, пректор.

Основные понятия : политика коллективной безопасности, блицкриг, рейх, вермахт, тактика, стратегия, мобилизация, эвакуация, денонсация.

Персоналии: И.В.Сталин, А.Гитлер, Э. Рыдз-Смиглы, Молотов, Риббентропп

Ход урока

Первый этап. (Актуализация изученного ранее – опрос домашнего задания. )

Постановка проблемного вопроса:

1. Какие новые противоречия появились между странами мира по итогам Первой мировой войны? Расскажите об итогах Первой мировой войны в Европе.

(Ответ. 1 Ученик рассказывает о договоре с Германией.)

(Ответ 2 Ученик рассказывает о договоре с Австрией).

(Ответ 3 Ученик рассказывает о договоре с Турцией и Болгарией) Показать на карте территориальные изменения.

(Ответ 4. Ученик рассказывает о Лиге Наций) 1

Второй этап. (Изучение нового материала. Словесный метод). Учитель ведет рассказ о «Великой депрессии», ее влиянии на экономику и политическое развитие стран Европы. Особенно следует заострить внимание на успехах НСДАП, ее программе по разрушению основ Версальского мироустройства. Важно отметить роль Сталина, который запретил коммунистам идти на выборы вместе с социал-демократами. Таким образом, были созданы условия для прихода нацистов к власти и усиление реваншистских настроений.

Мировой кризис 1929-1933 гг., резко обостривший экономическую и социальную обстановку во многих странах, сказался и на международных отношениях. Экономическое сотрудничество свёртывалось. Это помогло Германии избавиться от обязанности выплачивать остатки репараций. Ссылаясь на тяготы кризиса, германское правительство добилось отсрочки платежей, а затем - соглашения о выкупе своих репарационных обязательств. С приходом нацистов к власти этот вопрос похоронили окончательно.

Воспользовавшись тем, что западные державы были заняты преодоле­нием последствий кризиса, в начале 1930-х годов на Дальнем Востоке перешла к активным действиям Япония. Осенью 1931 г. ее войска вторг­лись в являвшуюся частью Китая Маньчжурию. На захваченной террито­рии в марте 1932 г. было провозглашено «независимое государство» Маньчжоу-Го во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым в результате революции 1911-1913 гг. По­пытки Лиги наций приостановить япон­скую агрессию и урегулировать конфликт успеха не имели. Весной 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. Летом 1937 г. япон­ская армия оккупировала восточные про­винции Китая, началась затяжная японо-китайская война. Когда в 1932 г. наконец собралась подготавливавшаяся несколько лет международная конференция по разоружению, Германия потребовала «равенства вооружений», а затем совсем отказалась участвовать в конференции. Вслед за этим она заявила о выходе из Лиги Наций (1933). Наступило время разработки и осуществления завоевательных планов. 1 марта 1935 г . - к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район. 3 октября 1935 г . - Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными. 7 марта 1936 г . - немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону. 25 октября 1936 г. - подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин - Рим). 25 ноября 1936 г. - Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт, позже к нему присоединилась Италия (ноябрь 1937 г.). 12-13 марта 1938 г. - аншлюс (присоединение) Австрии Германией. 22 сентября 1938 г. - Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты - пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

Кульминационным событием в политике «умиротворения» агрессоров стало Мюнхенское соглашение, подписанное А. Гитлером, Б. Муссолини, премьер-министром Великобритании Н. Чемберленом и главой французского правительства Э.Даладье 2 .

Третий этап. (Изучение нового материала. Работа в группах. Словесный метод ). Задача каждой группы – составить конспект параграфа по заданной теме, ответить на вопросы и рассказать одноклассникам.

Темы для групп по работе с литературой и источниками.

1). Создание системы коллективной безопасности. Поиск союзников 3 . (работа с учебником и фрагментами договоров с Францией и Чехословакией) . Учащиеся должны знать ответы на вопросы: Какова была главная цель советской внешней политики в 30-е г.г.? В чем суть предложенной СССР системы коллективной безопасности? Почему демократические державы Запада не поддержали СССР в его борьбе за создание системы коллективной безопасности? В чем причины неудач?

После выступления группы учитель может задать дополнительные вопросы, например: Сравните предложения СССР и Великобритании о мерах, которые должны были предпринять договаривающиеся страны в случае немецкой агрессии. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие позиции СССР от позиции его европейских партнеров по переговорам? Какую позицию занимала в международных отношениях Польша? Как вы думаете, почему?

2). Мюнхенское соглашение, его последствия (учащиеся работают с учебником с (116-117) 4 и источником 5 ). Каково было содержание Мюнхенского соглашения? - Каково было отношение СССР к результатам договора, заключенного в Мюнхене? – Какова была реакция на подписание этого договора в мире?

После выступления группы могут быть заданы дополнительные вопросы, например: Уточните, на ком лежит политическую ответственность за Мюнхенское соглашение? Была ли альтернатива?

Учитель : В марте 1939 г. независимая Чехословакия была ликвидирована: Чехия присоединена к Германии, а Словакия стала независимым государством. Вскоре, по требованию Германии, Литва передала ей порт Клайпеду (Мемель), а Италия захватила Албанию. Резкое нарастание фашистской агрессии вынудило Англию и Францию начать в июне 1939 г. переговоры с СССР о военном союзе против Германии. Они тянулись более 2-х месяцев и не привели к результатам. СССР долгое время объясняли это позицией Запада. Сейчас нередко говорится, что в этом были виноваты обе стороны, которые относились друг к другу с недоверием. В этих условиях Гитлер идет на сближение с СССР, что вызывает позитивный отклик Сталина. Избежать войны на 2 фронта при захвате Польши - главная цель дипломатии Гитлера.

3.) Советско-германские отношения 1939-1941 годы. (учащиеся работают с учебником (с 118-121) 6 и пактом Молотова-Риббентроппа 7 ). Можно ли считать, что со стороны СССР договор с Германией был вынужденной мерой? Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР? Какие выгоды получили Германия и СССР от заключения этого договора? В чем вы видите плюсы и минусы этого договора? (составить таблицу).

После выступления группы, учащиеся вместе с учителем делают вывод, о том, что, пакт от 23 августа 1939 г., особенно его секретная часть до сих пор вызывает горячие споры и не имеет однозначной оценки. Существуют следующие оценки этого договора: 1. пакт - вынужденная мера ввиду политики Запада, он позволил выиграть время, укрепить оборону; 2. пакт - ошибка Сталина, он привел к изоляции СССР;

3. пакт - вынужденная и оправданная мера, но договор о дружбе был непростительным сближением с фашизмом, который позволил ему дальнейшую агрессию.

После выступления могут быть заданы вопросы: Как вы считаете, был ли иной выход? В отличие от участников мирового кризиса 1938-1939 гг., мы смотрим на события ретроспективно. Мы знаем, что Германия напала на Польшу, что Великобритания и Франция объявили ей войну. Мы знаем, каковы были действия СССР, прибалтийских и восточноевропейских стран, знаем, чем закончилась польская кампания. Это мешает нам воспринимать события так, как воспринимали их непосредственные участники событий. Германия напала на Польшу – однако до 1 сентября никто не мог поручиться, что это произойдет. Варшава могла согласиться на нацистский диктат, Германия могла прибегнуть не к войне, а к дипломатическому нажиму, как с Чехословакией. И после того, как война началась – кто мог поручиться, что в нее вступят Великобритания и Франция, что они не пойдут на второй, «польский Мюнхен»?

Четвертый этап. Польская кампания 1939 года. (Просмотр видеофрагментов и кадров хроники на данную тематику).

Вывод : В середине 30-х начале 40-х г.г. советское руководство направило свои усилия на создание коллективной безопасности в Европе. Вопреки серьезным усилиям дипломатии из-за недоверия партнеров успехи в решении этого вопроса не были достигнуты. В результате нацистской дипломатии удалось создать военный блок, а СССР, как и другим европейским странам, пришлось проводить собственную политику обеспечения безопасности западных границ (во многом не совпадающую с целями других держав), введя войска в восточную часть Польши и начав военные действия против Финляндии. Вместе с тем меры, предпринятые СССР, отодвинули начало войны, но не предотвратили ее. Безуспешные попытки западных демократий «стравить» Германию и СССР привели к значительному росту военно-промышленного потенциала Германии и поражению Франции. Столкновение Германии и СССР стало неизбежным.

Оценки за урок.

Домашнее задание: для закрепления материала оформить конспект, отражающий основные шаги человечества ко Второй мировой войне. Выучить основные даты и события (на следующем уроке подразумевается проведение контрольного мероприятия по международным отношениям в 1918-1941 годах). В качестве индивидуального задания (в профильном классе) можно дать доклад о катынском деле. На следующем уроке после доклада задать вопросы: «Действительно ли политика СССР отличалась миролюбием и гуманизмом? Все ли так однозначно?» Как оно влияет на современные взаимоотношения Польши и России? (это противоречит воспитательной цели урока, но дает почву для дискуссии в классе и формирует критическое отношение к источнику и/или учебнику).

1Возможен фронтальный опрос.

2Всеобщая история, XX - начало XXI века, 9 класс, Алексашкина Л.Н., 2012, - с 115.

3На базовом уровне подразумевается работа с учебником (с. 118-119), на профильном – фрагмент из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 107-112.

4На профильном уровне - работас фрагментом из книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989, - с. с. 151-155.

5Выдается в виде раздаточного материала.

6На профильном уровне с фрагментом книги Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. - М., 1989 – с. 274-280.

7Выдается в виде раздаточного материала.

Угроза начала Второй Мировой войны возникла сразу после завершения Первой Мировой войны, несмотря на стабильные пацифистические настроения некоторых европейских государств и США.

Предпосылки развязки Второй Мировой войны

Послевоенный передел мира в начале 20-х годов немало ущемил экономические и территориальные интересы побежденных государств, а также национальную гордость их граждан. С 20-х годов 20 века, Германия и Италия не рассматривались мировым содружеством как потенциальные политические лидеры: страны были обременены выплатами репараций.

Тем не менее, с установлением в поверженных государствах тоталитарных режимов, их национальная экономика начала стремительно укрепляться, вместе с ней активно возрастал уровень военной промышленности. Манипулируя национальными настроениями масс, фашистские лидеры готовили благодатную почву для развязки новой войны, делая основной акцент на пропагандистском воспитании молодого поколения.

Добавило масла в огонь противостояние и падение могущественных империй - Российской и Австр. - Венгерской, на развалинах которых, было образовано более десятка новых государств с весьма спорными границами. Наряду с европейскими государствами, претензии со стороны Германии выдвигались также к Советской России.

Помимо территориальных раздоров между странами стоял и идеологический вопрос. В планы А. Гитлера не входило строительство социалистического мирового общества, идеи которого активно внедрял Сталин. Также советский вождь представлял собой и значительную конкуренцию для фюрера, который не собирался разделять ни с кем лавры своей славы и влияния.

Начало военных действий

На своей первоначальной стадии Вторая Мировая война носила характер внутриконтинентального противостояния, о чем ярко говорит нейтральная позиция США, правительство которых зареклось вмешиваться во внутренние междоусобицы европейцев. Первой жертвой фашистской агрессии стала Польша - наиболее уязвимое государство, так как не обладало ни военным потенциалом, ни политическим весом в Европе.

На территорию государства немецко-фашистские войска вторглись 1 сентября 1939 года, в это же день в войну вступили Франция и Англия, которые имели военные соглашения с польским правительством. Спустя месяц, 6 октября польские войска безоговорочно капитулировали.

Гитлер инициировал проведение конференции, на которой мировые лидеры должны были ратифицировать соглашение о разделе польских земель. Фактически это был единственный шанс предотвратить масштабы будущих военных действий, однако европейские правительства ответили отказом, что значительно усилило агрессию нацистов.

Европейский блицкриг и вторжение в Азию и Африку

Весной 1940 года немецко-фашистская армия приступила к захвату европейских государств. В ходе Датско-норвежской и Франкской кампании, гитлеровские войска в течении нескольких месяц смогли установить оккупационные ражими во всех европейских государствах. Следует заметить, что агрессор не столкнулся с видимым сопротивлением - страны-лидеры, которые на протяжении многих лет кичились своим военным потенциалом, сдались фашистам фактически без боя.

Так в течении нескольких недель была захвачена Великобритания и Франция. Капитуляция Европы открыла фашистам путь на территорию Балкан, Африки и Азии. В итоге проведения Иракской, Греческой, Сирийской и Югославской операций, в первой половине 1941 года немецкие оккупационные режимы были установлены в большинстве государств континента.

В этот период главный союзник фашистов, милитаристская Япония, начинает активно вливаться в противостояние, разворачивая боевые действия на территории Китая и Таиланда. В начале 1941 года войну фашистской Германии объявила Австралия и Новая Зеландия, хотя де-факто правительства этих государств не спешили вступать в военные действия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: На путях ко Второй Мировой Войне: Италия и Германия, Лига Наций, СССР
Следующая тема:   Антифашистская коалиция и итоги второй мировой войны

Отсчет времени второй мировой войны начался 1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу. Вслед за этим, 3 сентября 1939 г., войну Германии объявили Великобритания и Франция.

Первый этап войны, 1939-1941 гг. На первом этапе войны Германия, используя непривычные для союзников методы «блицкрига» (молниеносной войны, где роль главной ударной силы отводилась танковым и механизированным соединениям, обходящим укрепленные рубежи и громящим тылы противника), поставила под свой контроль почти всю Западную Европу. Большую роль сыграл дружественный по отношению к Германии нейтралитет СССР, который, используя войну в Европе, продвинул свои границы на запад на 250-300 км, укрепил собственную военную мощь.

Убедившись в неспособности польской армии сдержать наступление вермахта, советское руководство 17 сентября ввело войска на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан новый договор о дружбе и границе. В совместном Заявлении правительства двух стран утверждали, что с распадом Польши исчезают основания для продолжения войны Англии и Франции против Германии. Германия и СССР обязывались консультироваться о совместных мерах по обеспечению мира. Зарубежным секциям Коминтерна, включая Коммунистическую партию Франции, были даны задания - разоблачать правительства своих стран как виновников продолжения войны. Это поставило зарубежных коммунистов в крайне двусмысленное положение.

В ноябре 1939 г. СССР, под тем предлогом, что его территория подверглась обстрелу со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. В городе Териоки было создано марионеточное правительство Финляндии во главе с одним из руководителей Коминтерна О. Куусиненом. Однако расчет на быструю победу и превращение Финляндии в зависимое государство не оправдался.

Советско-финская война затянулась, поставив СССР на грань конфликта с Великобританией и Францией. Они воздерживались от активных действий против Германии, считая их бессмысленными. В то же время военное руководство стран Запада, признавая СССР «невоюющим союзником» Германии, готовилось к войне и с ним. Началась подготовка к боевым действиям в Закавказье, намечалась посылка экспедиционного корпуса на помощь Финляндии. Это побудило СССР поспешить с заключением мира, который был подписан в марте 1940 г. Советскому Союзу удалось добиться исправления границ в свою пользу, но ему пришлось отказаться от надежд на подчинение Финляндии. Экспедиционный же корпус союзников в апреле 1940 г. был направлен в Норвегию, куда, как и в Данию, вторглись германские войска.

В мае 1940 г. началось наступление германских войск во Франции. Танковые и механизированные дивизии Германии, пройдя через территорию Бельгии и Голландии, вышли в тыл англо-французским войскам, не готовым вести мобильную войну. Крупная их группировка была прижата к морю в районе Дюнкерка и эвакуирована в Англию. Дезорганизованное французское командование утратило волю к продолжению борьбы, Париж был объявлен открытым городом и сдан без боя. Поверив в способность Германии победить, 10 июня войну Англии и Франции объявила Италия. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала.


Поражение Франции изменило ситуацию в Европе, почти полностью оказавшейся под контролем Германии. С минимальными потерями, менее 100 тыс. человек, Германия присоединила к себе территории с населением 27 млн. человек, захватила больше трофейного вооружения, чем у нее было в начале войны. В сентябре 1940 г. был подписан Тройственный пакт - соглашение о военном союзе Германии, Японии и Италии. Вскоре к нему присоединились Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария. Единственным воюющим ее противником оставалась Великобритания, которую в ходе «битвы за Англию» Германия пыталась сломить воздушными налетами и морской блокадой.

Молниеносный разгром Франции был неожиданным для руководства СССР, которое, исходя из опыта первой мировой войны, полагало, что война приобретет затяжной характер. В изменившихся условиях Советский Союз ускоренными темпами начал устанавливать контроль над определенной ему сферой интересов. В тот же день, когда пал Париж, 14 июня, СССР обвинил правительства стран Прибалтики в нарушении условий договоров о взаимопомощи, навязанных им в 1939 г., и добился от них согласия на размещение своих войск на их территории. Менее чем через месяц в Литве, Латвии и Эстонии, в условиях фактической оккупации, к власти пришли коммунисты. Эти государства были провозглашены Советскими республиками и приняты в состав СССР. Сразу после капитуляции Франции Советский Союз, сконцентрировав крупные силы на границе Румынии, добился передачи ему Бессарабии.

В 1940 г. советская дипломатия вновь оказалась перед сложным выбором. В ноябре 1940 г. в ходе визита министра иностранных дол СССР В.М. Молотова в Берлин ему было сделано предложение о присоединении Советского Союза к Тройственному пакту. Это предполагало, что СССР должен будет принять участие в войне с Англией, вознаградив себя возможностью экспансии в сторону «Южных морей», в направлении Ирана и Индии. Если бы эти предложения были приняты, то после поражения Англии безопасность СССР оказалась бы в зависимости от планов лидеров Германии и Японии, которые уже не раз показывали, что международные обязательства для них мало что значат. Серьезные опасения у руководства СССР вызывало включение в систему союзов Германии стран Восточной Европы и Финляндии.

Нападение Германии на СССР. История нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. до сих пор хранит немало загадочных страниц. Столкновение между ними было неизбежно, поскольку А. Гитлер рассматривал покорение Западной Европы как прелюдию к реализации главной своей идеи - создания «жизненного пространства» на Востоке. На совещании верхушки генералитета Германии 23 ноября 1939 г. А. Гитлер заявил о выступлении против России после того, как будет покончено с сопротивлением на Западе. Утверждение А. Гитлером плана «Барбаросса», предполагавшего молниеносный разгром СССР до завершения войны с Англией, последовало незамедлительно после отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт.

Официальная версия фашистской пропаганды состояла в том, что нападение на СССР носило упреждающий характер, поскольку последний якобы готовил вторжение в Западную Европу. Эта версия не подтверждается фактами.

СССР начал активно готовиться к войне, которая считалась неизбежной, с начала 1930-х гг., при этом конкретный противник не был определен. Советская военная доктрина исходила из того, что ответом на любое нападение будет сокрушительный контрудар, в результате которого война будет перенесена на территорию агрессора. Как и у Германии, основой ударной мощи Красной Армии были крупные механизированные соединения, способные к стремительному наступлению. Большая роль отводилась политическому фактору - друзьям СССР, влияние которых сильно преувеличивалось.

В 1941 г. СССР продолжал осуществлять меры по укреплению своей военной мощи. Перевооружение армии новой техникой (в частности, танками Т-34 и KB, которые превосходили немецкие) должно было завершиться в 1942 г. В начале 1941 г. как правительства США и Великобритании, так и советская разведка предупредили И.В. Сталина о возможности нападения Германии на СССР. Эти предупреждения были восприняты с недоверием. Тем не менее, в апреле 1941 г. в СССР было призвано 800 тыс. резервистов. В мае в одном из выступлений И.В. Сталина прозвучала мысль о том, что интересам СССР не отвечает полная гегемония Германии в Европе. Если даже допустить, что лидеры Германии истолковали это как показатель намерения СССР первым атаковать страны Тройственного пакта, то это не отменяет того факта, что сама Германия начала подготовку к вторжению намного раньше. Операция таких масштабов, как «Барбаросса», требовала многомесячной подготовки и не могла быть осуществлена экспромтом.

Основной причиной выбора СССР в качестве объекта нападения в 1941 г. была убежденность германского командования в том, что, хотя боеспособность Красной Армии невелика, она может существенно возрасти в течение ближайших нескольких лет за счет переоснащения новой техникой, улучшения подготовки командного состава.

То, что для СССР агрессия со стороны Германии оказалась внезапной, относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он недооценил серьезность предостережений о готовящемся нападении, запретил принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, боясь спровоцировать немцев на нападение. Он считал, что источником слухов о войне является Англия, заинтересованная в столкновении между СССР и Германией. Он недооценивал мощь Германии, не верил в ее способность воевать на нескольких фронтах. В апреле 1941 г. Германия и Италия захватили Югославию и Грецию, в мае германские войска выбили англичан с острова Крит, шли боевые действия в Северной Африке. Лидеры СССР не могли даже представить себе, что германский генералитет считал Красную Армию настолько слабой в военном отношении, что полагал возможным уничтожить ее за три месяца.

Внезапность нападения привела к тому, что значительная часть советской авиации была уничтожена на аэродромах, управление войсками и их снабжение оказались нарушены. Но это было не единственной причиной катастрофических неудач СССР в начале войны. Армия была ослаблена репрессиями 1937-1938 гг., в ходе которых она лишилась большинства опытных командиров. Укрепления на старой границе 1939 г. были демонтированы, новые рубежи еще не были укреплены. Доктрина, предполагавшая, что вторгнувшийся противник будет разгромлен контрударом, требовала, чтобы силы прикрытия границы были развернуты в готовности к наступательным, а не оборонительным действиям. Из-за этого при внезапном нападении они понесли огромные потери. Не было учтено, что германское командование уже накопило опыт внезапных, массированных ударов, сумев летом 1940 г. застать врасплох даже воюющую с Германией Францию. Попытка контрнаступления советских войск, предпринятая в первые дни войны, облегчила немцам окружение и уничтожение основных сил Красной Армии.

Создание антигитлеровской коалиции. Агрессивная политика держав Тройственного пакта стала предпосылкой возникновения союза стран со столь разными интересами, что в иных условиях он был бы невозможен. Однако после нападения Германии и ее союзников на СССР для него, как ранее и для Великобритании, на первый план вышли интересы защиты жизни собственных граждан, сохранения независимости.

С нападением Германии на СССР премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф.Д. Рузвельт заявили о своей солидарности с ним.

Непосредственной угрозы территории США не возникало, тем не менее, правящие круги этой страны прекрасно понимали, что победа Германии в Европе в недалеком будущем создаст серьезную угрозу и Америке. Несмотря на сильные изоляционистские настроения в марте 1941 г., сенат США принял закон о ленд-лизе. Согласно этому закону США предоставляли помощь государствам, сопротивление которых агрессии признавалось жизненно важным для обороны самих Соединенных Штатов. Поставки по ленд-лизу подлежали оплате после войны лишь в том случае, если они не были израсходованы в военных целях. Таким образом, хотя США не спешили вступать в войну, они играли роль невоюющего союзника Великобритании.

В августе 1941 г. США и Великобритания подписали декларацию о принципах сотрудничества во время и после войны (Атлантическая хартия). В этом документе стороны принимали на себя обязательства не стремиться к территориальным или другим приобретениям, уважать право народов избирать себе форму правления, стремиться к восстановлению суверенных прав тех народов, которые были лишены их насильственным путем. Они выразили свою приверженность принципам равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народам высокого уровня жизни, экономического развития и социальной обеспеченности, прочного мира. В сентябре 1941 г. СССР принял основные принципы Атлантической хартии, в ноябре на него был распространен закон о ленд-лизе.

Вступление в войну США и окончательное оформление антигитлеровской коалиции ускорила развязанная Японией война на Тихом океане.

После заключения советско-германского договора о ненападении (1939) Япония пошла на урегулирование конфликта с СССР и Монголией, продолжала войну с Китаем и выжидала развития событий в Европе. С поражением Франции Япония поставила под свой контроль бывшую французскую колонию Индокитай. Затруднительное положение Англии побудило правящие круги Японии, претендующей на господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сделать выбор в пользу экспансии в южном направлении. В итоге этого выбора в апреле 1941 г. Япония подписала с Советским Союзом договор о нейтралитете. Хотя у руководства СССР не было уверенности в том, что этот договор будет соблюдаться, все же отчасти он обеспечил безопасность Дальнего Востока.

7 декабря 1941 г. японский флот атаковал Пёрл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив или повредив большую часть крупных судов. Одновременно были атакованы английские колонии в Азии. В войну оказались вовлечены все крупные державы мира.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Польша снова подверглась вторжению тех самых двух великих держав, которые держали ее в рабстве на протяжении 150 лет, но не могли подавить дух польского народа. Героическая оборона Варшавы показывает, что душа Польши бессмертна <...> Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии <...> Я не могу вам предсказать, каковы будут действия России. Это такая загадка, которую чрезвычайно трудно разгадать, однако ключ к ней имеется. Этим ключом являются национальные интересы России. Учитывая соображения безопасности, Россия не может быть заинтересована в том, чтобы Германия обосновалась на берегах Черного моря или чтобы она оккупировала Балканские страны и покорила славянские народы Юго-Восточной Европы. Это противоречило бы исторически сложившимся жизненным интересам России».

«Статья 1. Япония признает и уважает руководство Германии и Италии в деле создания нового порядка в Европе. Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководство Японии в деле создания нового порядка в великом восточно-азиатском пространстве.

Статья 3. Германия, Италия и Япония согласны сотрудничать на указанной выше основе. Они берут на себя обязательство поддерживать друг друга всеми политическими, хозяйственными и военными средствами, в случае если одна из трех Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в китайско-японском конфликте.

Статья 4. Для осуществления данного пакта немедленно будут созданы общие технические комиссии, члены которых будут назначены правительствами Германии, Италии и Японии. Статья 5. Германия, Италия и Япония заявляют, что данное соглашение никоим образом не затрагивает политического статуса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников соглашения и Советским Союзом».

«Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном Королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран - принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

1) их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;

2) они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;

3) они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;

4) соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие или малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;

5) они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;

6) после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды;

7) такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам;

8) они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все другие осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения».

«Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеус-тановок перед всем миром. Это к тому же совсем не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим <...>

В основном, дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог, с тем, чтобы мы, во-первых, овладели им, во-вторых, управляли и, в-третьих, эксплуатировали <...> Самое основное:

создание военной державы западнее Урала не может снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев».

«Было бы хорошо, если бы все понимали, что означает тот факт, что мы, 83 миллиона немцев <...> должны справиться с 200 миллионами русских <...>

Надо учиться у англичан не на теории, а на практике, учиться тому, как они обращались с индусами. Мы должны вообще научиться тому, чтобы один человек германского происхождения был в состоянии без всякой помощи владычествовать над областью со 100 тысячами людей. Из этих 100 тысяч работоспособных будет, наверное, тысяч 50. В их распоряжении будут камни, дерево, солома, зерно, скот. Пусть они строят себе из этого свой собственный рай, но господствовать должен немец <...> В течение 20 лет мы должны германизировать и заселить Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Ингерманландию и Крым».

Из доклада рейхсфюреру СС «К вопросу о будущем обращении с русским населением», 27 апреля 1942 г.:

«А) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие <...> Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа.

Б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «А», является ослабление русского народа в расовом отношении <...>

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве <...> В) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым районам Кавказа, а в будущем, частично, и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо <...> сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить об опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т.п. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться <...> Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к зарплате».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие основные события характеризуют первый этап второй мировой войны 1939-1941 гг.? Определите в них место и роль СССР.

2. В чем состоял трагизм ситуации 1941 г.? Каковы были причины неудач СССР в первые месяцы его участия в войне?

3. Как складывалась антигитлеровская коалиция? Как определяли свои цели в войне государства антигитлеровской коалиции и страны Тройственного пакта?

4. Какое будущее готовил фашизм народам СССР? Охарактеризуйте программу «освоения» его территории Германией.