Педагогика начальной школы: учебник.

В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.

Педагогика – наука о воспитании.
Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает его, прививает необходимые качества. Этим процессом занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. Свое название она получила от греческих слов «пайдес» – дети и «аго» – вести, в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка, а слово «педагог» можно перевести как «детоводитель».

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи детям в реализации данных им природой возможностей, формировании новых качеств. По крохам накапливались необходимые знания, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Постепенно формировалась наука о воспитании, главная задача которой – накопление и систематизация педагогических знаний, постижение закономерностей человеческого воспитания.

Очень часто студенты, раскрывая задачи педагогики, говорят: педагогика воспитывает, обучает, формирует учеников. Да нет же! Этим делом занимаются конкретно учителя, воспитатели, родители. А педагогика указывает им пути, способы, средства воспитания.

ОГЛАВЛЕНИЕ
К студентам
Глава 1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука о воспитании
Возникновение и развитие педагогики
Основные понятия педагогики
Педагогические течения
Система педагогических наук
Методы педагогических исследований
Глава 2. Общие закономерности развития
Процесс развития личности
Наследственность и среда
Развитие и воспитание
Принцип природосообразности
Деятельность и развитие личности
Диагностика развития
Глава 3. Возрастные особенности детей
Возрастная периодизация
Развитие дошкольника
Развитие младшего школьника
Неравномерность развития
Учет индивидуальных особенностей
Гендерные различия
Глава 4. Педагогический процесс
Цель воспитания
Задачи воспитания
Пути реализации задач воспитания
Организация воспитания
Этапы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Глава 5. Сущность и содержание обучения
Сущность процесса обучения
Дидактические системы
Структура обучения
Содержание обучения
Элементы содержания
Учебные планы и программы
Учебники и пособия
Глава 6. Мотивация учения
Движущие силы учения
Интересы младших школьников
Формирование мотивов
Стимулирование учения
Правила стимулирования
Глава 7. Принципы и правила обучения
Понятие о принципах и правилах
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности обучения
Систематичность и последовательность
Принцип прочности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип эмоциональности
Принцип связи теории с практикой
Глава 8. Методы обучения
Понятие о методах
Классификация методов
Методы устного изложения
Работа с книгой
Наглядные методы обучения
Практические методы
Самостоятельная работа
Выбор методов обучения
Глава 9. Виды и формы обучения
Виды обучения
Дифференцированное обучение
Формы обучения
Типы и структуры уроков
Трансформация форм обучения
Подготовка урока
Домашние задания
Современные технологии
Глава 10. Воспитательный процесс в школе
Особенности процесса воспитания
Структура процесса воспитания
Общие закономерности воспитания
Принципы воспитания
Содержание процесса воспитания
Духовное воспитание школьников
Глава 11. Методы и формы воспитания
Методы и приемы воспитания
Методы формирования сознания
Методы организации деятельности
Методы стимулирования
Формы воспитания
Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание
Воспитание добротой и лаской
Понимание ребенка
Признание ребенка
Принятие ребенка
Правила для педагога-гуманиста
Глава 13. Малокомплектная школа
Особенности малокомплектной школы
Урок в малокомплектной школе
Организация самостоятельной работы
Поиски новых вариантов
Подготовка учителя к уроку
Воспитательный процесс
Глава 14. Диагностика в школе
От контроля к диагностике
Гуманизация контроля
Оценка результатов обучения
Выставление оценок
Тестирование достижений
Диагностика воспитанности
Глава 15. Учитель начальной школы
Функции учителя
Требования к учителю
Мастерство учителя
Рыночные трансформации
Учитель и семья школьника
Анализ труда учителя
Краткий словарь терминов
Примечания.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика начальной школы, Подласый И.П., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Арендный блок

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями, как развитие и формирование.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике это понятие употребляется в широком философском и социальном смысле и в более узком – педагогическом значении.

В философском смысле воспитание есть приспособление человека к среде и условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Не суть важно, под влиянием и с помощью каких сил это ему удалось, сам ли он дошел до осознания необходимости наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Сколько бы он ни получил воспитания, его ему хватит до конца жизни.

Другое дело, каким будет качество этой жизни. Для хорошей нужно много воспитания. Для прозябания на задворках цивилизации достаточно уяснения простых связей. Без помощи квалифицированных воспитателей человек достигает мало, а оставаясь вне поля воспитания, лишь немногим напоминает человека. Замечание о том, что без воспитания он остается всего лишь биологическим существом, не совсем верно.

В социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации, что достигается методом воспитания. Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, река воспитания пересыхала. Тогда люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Историческое развитие общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше, ведь оно – двигатель общественного процесса.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органической частью его развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – общая и вечная категория.

Воспитанием занимаются не только профессиональные педагоги в дошкольных и школьных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семьи, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому в социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

Кто же более всего ответствен за воспитание? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений? На эти вопросы постарайтесь найти ответы в коллективной дискуссии на семинарском занятии.

При наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к нему социальных институтов (рис. 1). При несогласованных воздействиях ребенок подвергается сильным разносторонним влияниям, что может сделать невозможным достижение общей цели. Направляют воспитание учебно-воспитательные учреждения (заведения).

Рис. 1. Соотношение между педагогическими категориями

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и в других социальных науках, понятие воспитания часто используется для обозначения отдельных циклов целостного воспитательного процесса. Говорят – «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно, важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений характеризует образованного человека. Начальная школа дает своим выпускникам начальное (элементарное) образование. Главный критерий образованности – системность знаний и мышления. Тогда ученик способен самостоятельно мыслить, восстанавливать недостающие звенья с помощью логических рассуждений.

Весьма важно понимать, что образование – это не то, что дается, а то, что берется, добывается каждым самостоятельно. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…», – писал А. Дистервег .

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности оно подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Начальное образование имеет целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием – нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан как должно, давать знания ему и бесполезно, и опасно, ибо знания в таком случае – меч в руках сумасшедшего.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Получение общего образования завершается пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем человека мире, приобретением необходимых ему учебных и трудовых умений, разнообразных навыков.

Профессиональное образование вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной области. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, в средних и высших – специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность качеств человеческой личности, уровень зрелости, устойчивости.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии достаточно ясно проявляется действие универсального закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения его современная наука пошла по пути дифференцирования компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности в тесной с ними взаимосвязи.

К числу основных педагогических понятий относятся и такие достаточно общие, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации. Мы их будем рассматривать в контексте изучения специальных вопросов.

Сделаем выводы. Главными педагогическими понятиями являются взаимосвязанные между собой воспитание, обучение, образование, развитие и формирование. В реальном педагогическом процессе они одновременно присутствуют все: обучая – воспитываем, воспитывая – формируем личность, а в результате обеспечиваем развитие всех необходимых качеств.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Педагогика начальной школы: учебник

Предмет и задачи педагогики. Общие закономерности развития. Возрастные особенности детей. Педагогический процесс. Сущность и содержание обучения. Мотивация учения. Принципы и правила обучения. Методы обучения. Виды и формы обучения. Воспитательный процесс в школе. Методы и формы воспитания. Личностно-ориентированное воспитание. Малокомплектная школа. Диагностика в школе. Учитель начальной школы.

К данному материалу относятся разделы:

Педагогика – наука о воспитании

Возникновение и развитие педагогики

Основные понятия педагогики

Педагогические течения

Система педагогических наук

Методы педагогических исследований

Процесс развития личности

Наследственность и среда

Развитие и воспитание

Принцип природосообразности

Деятельность и развитие личности

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Педагогика начального образования
Для бакалавров
Учебник для вузов
Под редакцией С. А. Котовой

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики начального образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Е. Землянская ;

Зав. Центром начального общего образования ИСРО РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ Н. Ф. Виноградова .


© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Введение

Мы живем в эпоху перемен, и очевидно, что система образования должна развиваться в опережающем режиме. Именно образование создает в каждом обществе то поколение, которое будет решать задачи будущего. Именно образование определяет готовность подрастающих поколений к новым достижениям в развитии страны и выступает основным гарантом ее устойчивого развития. Переориентация российского образования в направлении концепции устойчивого развития, выдвинутой международным сообществом в конце XX в., – сложнейшая задача, которая не может решаться одномоментно. Стратегия модернизации российского образования, охватывающая все его структуры, начиная с 2001 г. реализует три основных принципа: доступность, качество, эффективность. Их достижение требует целенаправленных совместных усилий всех субъектов образовательной системы на всех структурных этажах. В этом контексте особое значение получает задача совершенствования ступени начального образования.

Именно начальная школа в системе непрерывного образования человека выступает базовой ступенью, от которой зависит общая образовательная основа нации. Это фундамент сохранения общемировой и национальной культуры, а также важное условие формирования личности гражданина. С начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в гражданское сообщество.

Поэтому в современных условиях начальное образование меняет свое значение и содержательную направленность. Начальная школа должна предоставить основные знания, привить взгляды, умения и навыки, которые дадут возможность человеку учиться в любой жизненной ситуации. На конференции в Вадузе в 1983 г. были определены основные цели начального образования:1
Алексеева Н. Н. Образование в интересах устойчивого развития – глобальный образовательный проект // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / Под ред. Н. С. Касимова. – М., 2008.

Начальное образование должно давать больше, чем умение читать, писать и считать, – оно должно расширять горизонты детской непосредственности и более широкой физической и культурной среды;

Должно помочь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других);

Должно поощрять развитие знаний, умений и формирование взглядов, на основании которых дети смогут ответить на будущие требования, которые перед ними ставят средняя школа, трудовая организация, семья и общество;

Должно готовить ученика не только и не столько принимать успех и неуспех, сколько преодолевать преграды, осуществлять самостоятельный поиск решения любой задачи;

Учеников следует учить думать, решать проблемы, коммуницировать и работать в группе.

Большинство развитых стран провели значительные изменения начального образования с целью его улучшения. По отчетам ЮНЕСКО, главные направления развития следующие: доступность, вариативность и дифференцированность образования, улучшение его функционирования для достижения одной общей цели – развития личности каждого ребенка.

Россия в ходе перестройки образования также обратилась к переосмыслению и реорганизации прежде всего ступени начального образования, поскольку именно эта ступень должна раньше и активнее других ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи развития для будущего, идеи устойчивого развития. Для инновационного развития государства необходимо с детства формирование знаний, компетенций и моделей поведения, соответствующих запросам глобальных перемен и конкурентоспособного существования на мировом рынке.

В настоящий момент система начального образования в России претерпевает серьезные качественные изменения. Начальное образование приобретает подлинный фундаментальный общеобразовательный характер, становится открытым и универсальным, направленным на обеспечение удовлетворения основных потребностей в образовании и социализации для всех детей, на подготовку каждого ученика к включению во все виды общественной жизни. Миссия начальной школы поменялась: из института, который бережет и передает знания, из существования в качестве «башни знаний» начальная школа превращается в мастерскую по овладению знаниями, способами их получения и применения, в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование. Основная идея заключается в том, что образование должно не только давать отдельные знания, умения и навыки, но и развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных условиях. Центр педагогических усилий в современном начальном образовании переносится с присвоения готовых знаний на способы их получения и созидания. Цели образования связываются с задачами самообразования и саморазвития, с готовностью обучаться и работать в группе, с выработкой способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях. Поэтому под руководством учителя у учащихся начальной школы должны развиваться желание и умение учиться, формироваться основы теоретического мышления, произвольность познавательной деятельности и поведения, развиваться способность к усвоению содержания социального опыта и занятию субъектной позиции в социуме. Меняются требования к результату образовательного процесса в начальной школе – они приобретают характер интегрированных надпредметных требований, связанных с овладением учебной деятельностью как системой.

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме .

Все это обосновывает и определяет специфичность и комплексность педагогического процесса начальной школы, который становится более сложным в ходе осуществления и имеющим все более значимые отдаленные последствия для достижения финальных результатов образования.

Существенные изменения в последние годы произошли в содержании начального образования, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение получает вариативность программ, учебных планов, форм и средств обучения, форм оценивания, что значимо обогащает начальную ступень образования. Провозглашен отказ от жесткой регламентации и формализации в обучении и воспитании.

Крайне важным становится то, что начальная школа центрируется на личности ребенка, обращает внимание на создание благоприятных условий для полноценного развития и проявления всех индивидуальных возможностей и черт каждого ученика. По требованиям нового федерального государственного стандарта именно начальное образование должно в ближайшем будущем создать тот фундамент универсальных компетенций, «стартовый капитал», который даст возможность каждому ученику выбрать, чем он будет заниматься, как будет продолжать учиться.

Велика роль учителя начальной школы в становлении ученика. На ступени начальной школы он один ведет практически все учебные предметы, определяет как учебную, так и внеурочную деятельность ребенка, направляет родителей в деле воспитания. Симон Львович Соловейчик в книге «Вечная радость» написал: «Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком».2
Соловейчик С. Л. Вечная радость. – М.: Педагогика, 1986.

Авторский коллектив:

Руководитель авторского коллектива Котова Светлана Аркадьевна , кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (разделы 1–8 ).

Савинова Людмила Юрьевна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (разделы 1, 5 ).

Денисова Анна Алексеевна , кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А. И. Герцена (разделы 3, 6 ).

Авторский коллектив выражает благодарность и признательность за помощь и советы при написании учебника доктору педагогических наук, почетному профессору кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Вергелес Галине Ивановне и доктору педагогических наук, профессору кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Головановой Надежде Филипповне .

Раздел 1
История начального образования

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сервантес

1.1. История начального образования за рубежом

Становление системы образования и выделение в ней ступени начального было достаточно долгим процессом. В качестве педагогической идеи впервые мысль о разделении процесса образования на преемственные этапы принадлежит древнегреческому философу Платону (427–347 до н. э.). В трудах философов и общественных деятелей последовавшего за Античностью Средневековья вопросы начального образования не поднимались, а на практике были лишь некоторые попытки разделения общей системы образования на периоды.

Следующая серьезная попытка выделить и описать особенности начального образования в теории принадлежит великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Созданная им модель образования наряду с материнской школой (до 6 лет), латинской, или гимназией (от 12 до 18 лет), и академией (от 18 до 24 лет) включала элементарную , или школу родного языка (6– 12 лет). Такие школы должны были находиться в каждом поселении, то есть быть общедоступными, так как их главная задача – воспитание «разумного гражданина». В них могли обучаться мальчики и девочки, дети богатых и бедных.

В элементарной школе происходило развитие соответствующих возрасту особенностей. «В школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органами – рукой и языком – путем чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взвешивания, запоминания различного материала и пр.», – писал Я. А. Коменский.3
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. – М.: Просвещение, 1982. С. 440.

Целью школы становится обучение «тому, пользование чем простиралось бы на всю их (детей. – Примеч. авт. ) жизнь».4
Указ. соч.

В систему подготовки учеников элементарной школы входило:

Умение измерять;

Умение петь;

Знание гимнов и псалмов;

Знание истории;

Знание о политическом и экономическом положении;

Знание об истории сотворения, падения и искупления мира;

Знание основ космографии;

Ремесленные приемы.

Именно Я. А. Коменский теоретически обосновал и распространил классно-урочную форму организации обучения, при которой учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс на весь период школьного обучения, основной единицей занятий является урок, посвященный одному учебному предмету, теме, класс работает по единому годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Школу Я. А. Коменский воспринимал как мастерскую, в которой «юные души воспитываются к добродетели», при этом небрежность в обучении и пренебрежение учебными обязанностями строго наказывались.

Для каждого года обучения Я. А. Коменский стремился создать отдельный учебник. Методическую «копилку» учителей он обогатил различными учебными пособиями, например книгой «Мир чувственных вещей в картинках», которая отвечала главному принципу обучения в начальной школе – принципу наглядности . Принципиально важным для того времени было и требование Я. А. Коменского проводить уроки на родном языке.

Значительные изменения произошли в начальном образовании в период Нового времени. В XVII в. в Европе не хватало учебных заведений, уровень образованности был невысок. В 1642 г. был написан «Готский школьный устав» , ставший основой для программ элементарных школ Германии . В соответствии с ним планировалось обучение в низших, средних и старших классах. В первых двух обучались по катехизису (краткому изложению христианского вероучения в форме вопросов и ответов) родному языку, счету и церковному пению, в старшем классе добавляли изучение обычаев, начал естествознания, местной географии. В низший класс принимали детей с 5 лет, учились они, пока не сдадут экзамены, но не более чем до 14 лет. Но профессиональных преподавателей в школах не хватало. Лишь в конце XVII в. во Франции была организована подготовка учителей при семинарии Св. Шарля, которая могла подготовить не более 20–30 учителей ежегодно.

В это время формируется противоборство между школами, организуемыми религиозными общинами, и обычными школами. Церковь, заботясь о сохранении своего контроля над населением, старалась организовать обучение в начальных школах, активно включая в него религиозное содержание. Однако и количество светских начальных школ постоянно росло, грамотного населения становилось больше. Первоначально содержание образования в таких школах было скупым (античные языки, литература), но постепенно стало дополняться предметами естественно-научного цикла.

На фоне других учебных заведений того времени выделяется школа филантропина – учреждение, организованное И. Б. Базедовым в Дессау (Германия) в 1774 г. Иоганн Бернард Базедов (1729–1790), считавший себя прямым последователем французского просветителя, автора теории естественного воспитания Жана-Жака Руссо, был основоположником направления детской сентиментально-нравоучительной литературы. Его главный труд «Элементарная книга» представлял собой учебник нового типа, напоминавший учебные книги Я. А. Коменского. Свой замысел, основанный на принципе «Природа! Школа! Жизнь!», И. Б. Базедов реализовал в филантропине – школе интернатного типа, в которую принимали детей разных сословий от 6 до 18 лет. Курс обучения должен был ликвидировать существующий отрыв школы от жизни. В учебный план были включены немецкий, французский, латинский и греческий языки, философия, рисование, музыка, мораль, математика, естествознание, история, верховая езда, ручной труд. Методы обучения способствовали развитию самостоятельности обучающихся, уроки проходили на природе, часто проводились игры, прогулки, экскурсии, изучение предметов и явлений реальной действительности в естественных условиях. Отсутствовали наказания за недостаточные успехи в учебных занятиях, педагоги заботились, чтобы ученики не переутомлялись.

«В филантропине И. Базедова применялась оригинальная система поощрений и наказаний. В качестве награды использовались так называемые “поощрительные точки”, которые ставились на особой доске против фамилии воспитанника. Воспитанники, получившие определенное количество таких точек, награждались каким-либо знаком отличия (за образцовое поведение выдавался орден) или лакомым блюдом. В последнем случае награжденный должен был приглашать к своему столу наиболее близких товарищей, которые должны были разделить с ним удовольствие. Это делалось для того, чтобы у ребенка не развивались эгоистические чувства. Высшей формой награды для наиболее взрослых воспитанников считалось предоставление возможности присутствовать в комнате директора филантропина и на заседаниях педагогического совета, а иногда даже принимать участие в обсуждении тех или иных вопросов. Наказания за какие-либо проступки нравственного порядка были нескольких видов: уменьшение количества поощрительных точек, помещение в пустую комнату, когда в соседней играют товарищи. Если учесть, что тогда в школах были распространены самые разнообразные телесные наказания, все формы взысканий, применявшихся в филантропине, несомненно, являлись более гуманными».5
Орлова А. П., Зинькова Н. К ., Тетерина В. В . История педагогики: этюды о знаменитых школах. От начала Нового времени до конца XIX века: методические рекомендации. – Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2013. С. 26.

Значительные изменения в начальном образовании произошли во Франции , где в 1792 г. на Учредительном собрании обсуждался проект Ж. А. Кондорсе (1743–1794), в рамках которого впервые в государственной системе образования выделялась первичная (начальная) школа с четырехлетним курсом для мальчиков и девочек для мест, где население свыше 400 человек. Хотя проект Ж. А. Кондорсе не был принят, Учредительное собрание поддержало демократические идеи, и начальная школа с этого момента стала во Франции бесплатной. В дальнейшем подход Ж. А. Кондорсе развивали Шенье, Ромм (проект преемственной системы образования), Лепелетье («дома национального воспитания») и др.

В XVII в. во Франции также существовали малые школы – подтип колледжа, – которые были учреждены группой педагогов, получившей наименование «кружок Пор-Рояля». Они давали элементарное (овладение письмом, счетом, географией и начальными знаниями о религии), общее и частично высшее образование. Они отличались небольшими классами, отсутствием оценок и акцентом на развитии рассудочного мышления воспитанников.

В июне 1793 г. по инициативе якобинцев был принят текст «Декларации прав», что повлекло за собой очередную реорганизацию начальной школы – она стала полностью светской : вместо уроков по катехизису ввели «уроки революции». Но в июне 1795 г. после поражения Французской революции в условиях государственного банкротства был утвержден проект Дону, в соответствии с которым начальных школ стало мало и на три четверти они становятся платными – оплачивались семьями учеников.

В Англии в период Реформации (XVII–XVIII вв.) начали создавать благотворительные и воскресные школы для бедняков, а затем появились знаменитые грамматические школы, организованные по образцу городских школ и гимназий Германии.

Значительный вклад в развитие теории и практики начальной школы в этот период внес швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827). Именно он разрабатывал идею развивающего обучения. И. Г. Песталоцци был уверен, что образование должно развивать внутренние, стремящиеся к раскрытию силы ребенка: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, а рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».6
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. С. 213.

Свой метод умственного, физического и нравственного развития ребенка он выстроил в теорию элементарного образования.

Опираясь на идею Ж.-Ж. Руссо о природосообразности воспитания и обучения, он предложил развивать ребенка по системе упражнений, построенных на принципе от элемента – к целому. При этом важную роль играли наглядность обучения и правильная организация первоначальных наблюдений ребенка. Простейшими элементами, выражающими общие, основные для всех предметов свойства и являющимися исходными элементами в обучении, И. Г. Песталоцци считал число, форму и слово. Эта система позволяла ребенку переходить от таких элементов, как звук и слог, к конструкциям речи, от прямой линии (простейшей формы) к изучению геометрии, к рисованию и письму, а также к счету.

Задачами элементарного нравственного образования И. Г. Песталоцци считал развитие моральных чувств, выработку нравственных навыков, формирование нравственного сознания и убеждений через развитие простейшего элемента – чувства любви к матери.

Считая, что простейшими элементами физического воспитания должны стать упражнения суставов, И. Г. Песталоцци разработал домашний и школьный элементарный комплекс гимнастики.

Педагог также подчеркивал необходимость изучения детской психологии для выстраивания осознанного детьми образовательного процесса.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) продолжил развитие идеи элементарного метода обучения и реализации принципа наглядности в начальном образовании, обогатив развивающее обучение принципом культуросообразности , то есть идеей воспитания и образования ребенка в соответствии с культурными условиями его развития, традициями и историей народа, соответствующими потребностями времени. Организовать деятельность педагогов в начальной школе также помогала описанная им возрастная периодизация, в которой были выделены три этапа: первый (от 0 до 9 лет), второй (от 9 до 14 лет), третий (свыше 14 лет). Поскольку на первом этапе у ребенка развивается чувственное восприятие, то в качестве методов следует использовать игру, сказки, рассказы и приключения. На следующем этапе происходит накопление в памяти фактов за счет практических знаний с использованием метода индукции, а затем при использовании дедукции развивается рассудочная деятельность и формируются характер и нравственные убеждения.

А. Дистервег впервые сформулировал принцип самодеятельности ребенка, то есть поддержки педагогом активности и инициативности личности ученика в процессе обучения и воспитания, необходимых для его дальнейшего самоопределения в жизни. Очень современно звучат его слова о необходимости поддержки школьной мотивации: «Многие из них (детей. – Примеч. авт. ) приходят в школу с живым желанием учиться. Постепенно оно ослабевает; бодрая самодеятельность переходит в пассивность. Ум еще воспринимает, но уже не усваивает и, наконец, изнуряется. Во многих отношениях остается желательным педагогический гомеопат, человек, учащий нас давать умственные приемы в такой дозе, в какой они действуют наиболее успешно и при какой незначительное количество вызывает сильнейшее действие. Надо гораздо сильнее опасаться закормить учеников, чем ослабить их недостатком пищи. Педагогическая диетика и поваренное искусство – очень важные искусства. Им еще многое предстоит сделать. Но никто не действует так пагубно, как деспотический учитель, не считающийся с естественным развитием человека, не уважающий этого развития. Так же пагубно действует учитель безыдейный, полный самомнения, критиканствующий. Он решается – и даже видит в этом геройство – раскритиковать перед учениками все великое, прекрасное, возвышенное в истории и литературе, приучает и учеников к критиканству, конечно, по данной, им навязанной мерке и тем разрушает их веру и идеалы. Подобный учитель убивает благородную человеческую природу».7
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.

Требование всеобщего обязательного начального обучения, выдвинутое идеологами Просвещения и Французской революции, в XIX в. разделялось политиками и общественными деятелями Западной Европы и США. Распространение начальных школ в Европе привело к значительному росту грамотности населения (до 70–80 %). Этот период связан с поиском содержания образования для общеобразовательных школ, обеспечением равных прав на образование, обсуждением роли церкви в организации образования, изменением содержания начального образования в сторону практико-ориентированности. К сожалению, в этот период связи между начальной школой и последующими ступенями образования было уделено мало внимания.

Ранее всего обязательное бесплатное обучение законодательно было провозглашено в Пруссии (1794), затем в США (середина 1850-х), позже в Англии (1870) и во Франции (1880).

Конец XIX – начало XX в. – время открытия первых экспериментальных школ, реализующих идеи реформаторской педагогики. В начальном образовании это « Школа для жизни» Овида Декроли в Бельгии, школа Саммерхилл А. Нейла и демократические школы Б. Рассела в Англии, экспериментальные школы Лейпцига и школа им. Лихтварка в Германии, лабораторная школа, основанная Д. Дьюи в Чикаго, и др. Внимание к психологии ребенка, его индивидуальным особенностям, создание условий для проявления самостоятельности в учебной деятельности, поддержка прагматичности получаемого образования стали основными педагогическими идеями представителей зарождавшейся гуманистической педагогики, наиболее ярко проявившей себя уже во второй половине XX в. В 1911 г. в Нью-Йорке даже было учреждено Бюро педагогических экспериментов, целью которого было распространение опыта инноваций. Остановимся лишь на некоторых интересных экспериментальных разработках.

Фергопская органическая школа Мариетты Джонсон (1864–1938) в США, названная так в соответствии с выдвинутым ею методом (органическим), предполагала следование за естественным ростом ребенка, то есть начало обучения в соответствии с потребностью обратиться к книге как источнику нового знания (8–9 лет). Ребенка вовлекали в изучение письма, чтения, арифметики, используя его естественное стремление к познанию, например изучение счета в игре. Дети на начальном этапе обучения не сидели за партами, постоянно общались и выполняли групповые задания.

Французский педагог – инспектор начальных школ Роже Кузине (1881–1973) на практике реализовывал новый метод «свободной работы группами», которые получали задание на неделю, распределяли обязанности между собой, а потом излагали добытый материал на карточках-фишках, имитировали изучаемую деятельность, разыгрывали пьески на исторические сюжеты. Такой подход позволял, по мнению автора, учитывать «нелогичность» детского мышления и создавал пространство для самостоятельного детского творчества.

Французский педагог Селестен Френе (1896–1966), известный идеей самостоятельного знакомства ребенка с миром, описал возрастную периодизацию, выделив период с 7 до 14 лет – начальная школа , в которой через труд и общение с природой осуществляются развитие и образование ребенка. Предложенные им «свободные тексты» – письменные работы детей о своем опыте и впечатлениях, затем напечатанные самими детьми в школьной типографии, школьная газета, которая обсуждалась каждую неделю на школьном совете и имела рубрики «Я критикую», «Я хочу», «Я сделал», карточки-фишки, на которых младшие школьники отвечали на поставленные вопросы, изучив справочники, словари и другую литературу, планы на день, неделю, месяц, составляемые и обсуждаемые учениками, школьный кооператив и другие приемы – создавали демократичный, плодотворный, семейный характер отношений в школе. Этот опыт был настолько популярен, что в 1927 г. по этой системе во Франции уже работали 25 начальных школ.

Интересен опыт Петера Петерсона (1884–1952), который получил название «Йена-плана» и распространился на 50 школ Германии. Организация экспериментального учебно-воспитательного процесса в школе, называемой воспитательной общиной, базировалась на единстве обучения и воспитания, личностной направленности педагогического процесса, обучении без принуждения, включающем свободу выбора учителями и учащимися форм и средств обучения, педагогизации окружающей среды, сотрудничестве учеников, учителей и родителей. Класс был заменен группой, в которой все члены обучались и отвечали совместно, учились самооценке, были равноправны при решении вопросов школьного порядка.

Универсальные целевые ориентиры П. Петерсон формулировал в виде групп ведущих личностных качеств учеников – когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных или каких-то иных, на которые учитель обращал особое внимание в процессе обучения (прообраз УУД современной начальной школы. – Примеч. авт .). Группы личностных качеств, соответствующих специфике изучаемых наук или областей бытия, выражались, как правило, в виде определенных знаний, умений, навыков, ценностных установок, способов деятельности и других параметров, отвечающих изучаемой дисциплине.8
Богатырева И. Ю. Содержание и формы учебно-воспитательной работы экспериментальной модели «Йена-план-школа»: Из опыта экспериментальных школ Германии первой трети XX века: Автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. – Пятигорск, 2006.

Важное место в организации обучения занимало использование диалогов, игровых форм и методов обучения. Созданная П. Петерсоном единая четырехлетняя начальная школа для всех социальных слоев строилась как трудовая община и была важнейшим средством развития гражданственности, нравственности, художественного и самодеятельного творчества.

На протяжении 1920–1930-х гг. в европейских системах государственного школьного образования произошли существенные изменения. В образовательную практику пришел новый метод – метод тестов. Его использование позволило строить обучение более дифференцированно, отделяя слабообучаемых детей в специальные группы. В школах Англии по закону 1921 г. дети обучались в школе с 5 лет, а по окончании (в 11 лет) могли поступить в центральные классы с индустриальным или коммерческим уклоном, являющиеся дополнительным начальным образованием. Значительным разнообразием отличались школы в Германии. Во Франции существовала система массового бесплатного начального образования (для детей 6–13 лет), к которой также примыкали дополнительные школы или курсы (по 2–3 года), а также платные подготовительные классы при средних учебных заведениях. В программу начальных школ того времени вводились такие практико-ориентированные предметы, как бухгалтерия, стенография и др.

Во второй половине XX в. вопросы модернизации школ, в том числе и начальных, входят в круг политически значимых государственных интересов. В противовес этим стремлениям появляется идея строить учебно-воспитательный процесс исходя из потребностей личности ребенка, а не для социализации и воспитания его как гражданина. Постепенно оформляется концепция гуманистической педагогики, основанной на психологических теориях А. Комбса, А. Маслоу, Р. Мэя, К. Рожерса, В. Франкла и др. Центральным понятием гуманистической педагогики становится «открытое обучение», предполагающее создание условий для самореализации каждого ребенка.

Американский психолог Карл Роджерс (1902–1987) считал, что каждый человек обладает огромными ресурсами для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения, и задача педагога – помочь ему эти ресурсы раскрыть. После написания монографии «Свобода учиться» в 1970-х гг. К. Роджерс и его коллеги предпринимают серию широкомасштабных экспериментов, целью которых было существенное изменение отдельных региональных образовательных систем в США. Перестройка традиционной практики обучения и воспитания в рамках человекоцентрированного подхода осуществляется по следующим взаимосвязанным направлениям: создание психологического климата доверия между учителями и учащимися, обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, актуализация мотивационных ресурсов учения, развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению, помощь учителям и учащимся в личностном развитии. К. Роджерс различает два типа учения: бессмысленное (принудительное, безличностное, интеллектуализированное, оцениваемое извне, направленное на усвоение значений) и осмысленное (свободное и самостоятельно инициируемое, личностно вовлеченное, оцениваемое самим учащимся, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта). Основная задача учителя – стимулирование и инициирование (фасилитация) осмысленного учения.

Для бакалавров

Учебник для вузов

Под редакцией С. А. Котовой

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики начального образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Е. Землянская ;

Зав. Центром начального общего образования ИСРО РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ Н. Ф. Виноградова .

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Введение

Мы живем в эпоху перемен, и очевидно, что система образования должна развиваться в опережающем режиме. Именно образование создает в каждом обществе то поколение, которое будет решать задачи будущего. Именно образование определяет готовность подрастающих поколений к новым достижениям в развитии страны и выступает основным гарантом ее устойчивого развития. Переориентация российского образования в направлении концепции устойчивого развития, выдвинутой международным сообществом в конце XX в., – сложнейшая задача, которая не может решаться одномоментно. Стратегия модернизации российского образования, охватывающая все его структуры, начиная с 2001 г. реализует три основных принципа: доступность, качество, эффективность. Их достижение требует целенаправленных совместных усилий всех субъектов образовательной системы на всех структурных этажах. В этом контексте особое значение получает задача совершенствования ступени начального образования.

Именно начальная школа в системе непрерывного образования человека выступает базовой ступенью, от которой зависит общая образовательная основа нации. Это фундамент сохранения общемировой и национальной культуры, а также важное условие формирования личности гражданина. С начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в гражданское сообщество.

Поэтому в современных условиях начальное образование меняет свое значение и содержательную направленность. Начальная школа должна предоставить основные знания, привить взгляды, умения и навыки, которые дадут возможность человеку учиться в любой жизненной ситуации. На конференции в Вадузе в 1983 г. были определены основные цели начального образования:

Начальное образование должно давать больше, чем умение читать, писать и считать, – оно должно расширять горизонты детской непосредственности и более широкой физической и культурной среды;

Должно помочь детям в приобретении и практическом применении идеалов и ценностей демократического общества (толерантности, ответственности и уважения прав других);

Должно поощрять развитие знаний, умений и формирование взглядов, на основании которых дети смогут ответить на будущие требования, которые перед ними ставят средняя школа, трудовая организация, семья и общество;

Должно готовить ученика не только и не столько принимать успех и неуспех, сколько преодолевать преграды, осуществлять самостоятельный поиск решения любой задачи;

Учеников следует учить думать, решать проблемы, коммуницировать и работать в группе.

Большинство развитых стран провели значительные изменения начального образования с целью его улучшения. По отчетам ЮНЕСКО, главные направления развития следующие: доступность, вариативность и дифференцированность образования, улучшение его функционирования для достижения одной общей цели – развития личности каждого ребенка.

Россия в ходе перестройки образования также обратилась к переосмыслению и реорганизации прежде всего ступени начального образования, поскольку именно эта ступень должна раньше и активнее других ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи развития для будущего, идеи устойчивого развития. Для инновационного развития государства необходимо с детства формирование знаний, компетенций и моделей поведения, соответствующих запросам глобальных перемен и конкурентоспособного существования на мировом рынке.

В настоящий момент система начального образования в России претерпевает серьезные качественные изменения. Начальное образование приобретает подлинный фундаментальный общеобразовательный характер, становится открытым и универсальным, направленным на обеспечение удовлетворения основных потребностей в образовании и социализации для всех детей, на подготовку каждого ученика к включению во все виды общественной жизни. Миссия начальной школы поменялась: из института, который бережет и передает знания, из существования в качестве «башни знаний» начальная школа превращается в мастерскую по овладению знаниями, способами их получения и применения, в институт, несущий гуманистические принципы, искусство жить в обществе, мотивирует самообразование. Основная идея заключается в том, что образование должно не только давать отдельные знания, умения и навыки, но и развивать способность и готовность обучающегося к деятельности в различных условиях. Центр педагогических усилий в современном начальном образовании переносится с присвоения готовых знаний на способы их получения и созидания. Цели образования связываются с задачами самообразования и саморазвития, с готовностью обучаться и работать в группе, с выработкой способности к решению многочисленных задач в различных ситуациях. Поэтому под руководством учителя у учащихся начальной школы должны развиваться желание и умение учиться, формироваться основы теоретического мышления, произвольность познавательной деятельности и поведения, развиваться способность к усвоению содержания социального опыта и занятию субъектной позиции в социуме. Меняются требования к результату образовательного процесса в начальной школе – они приобретают характер интегрированных надпредметных требований, связанных с овладением учебной деятельностью как системой.

В самом общем виде цель современного начального образования заключается в освоении учащимися базовых универсальных образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также в развитии у них познавательных, коммуникативных и творческих способностей, приобретении основ культуры поведения и взаимодействия в социуме .

Все это обосновывает и определяет специфичность и комплексность педагогического процесса начальной школы, который становится более сложным в ходе осуществления и имеющим все более значимые отдаленные последствия для достижения финальных результатов образования.

Существенные изменения в последние годы произошли в содержании начального образования, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение получает вариативность программ, учебных планов, форм и средств обучения, форм оценивания, что значимо обогащает начальную ступень образования. Провозглашен отказ от жесткой регламентации и формализации в обучении и воспитании.

Крайне важным становится то, что начальная школа центрируется на личности ребенка, обращает внимание на создание благоприятных условий для полноценного развития и проявления всех индивидуальных возможностей и черт каждого ученика. По требованиям нового федерального государственного стандарта именно начальное образование должно в ближайшем будущем создать тот фундамент универсальных компетенций, «стартовый капитал», который даст возможность каждому ученику выбрать, чем он будет заниматься, как будет продолжать учиться.

Велика роль учителя начальной школы в становлении ученика. На ступени начальной школы он один ведет практически все учебные предметы, определяет как учебную, так и внеурочную деятельность ребенка, направляет родителей в деле воспитания. Симон Львович Соловейчик в книге «Вечная радость» написал: «Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязательство стать идеалом человека хотя бы для будущих своих учеников. Для учеников он – единственный, и они не должны страдать от того, что судьба дала им не лучшего учителя. Учитель не имеет права быть рядовым, он – да простится мне эта кощунственная мысль – вынужден играть роль прекрасного человека. Эта однажды принятая на себя роль исполняется годами и постепенно перестает быть только ролью – становится характером. Обыкновенный человек превращается в необыкновенного – в учителя. Учителем его делает не педагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых – ежели он честен – он обязан быть лучшим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему профессионально необходимо становиться прекрасным человеком».

Предмет и задачи педагогики начального образования

Предмет и задачи педагогики начального образования.

Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман.

Педагогика как самостоятельная наука имеет свой объект изучения, объект это иследуеваемая область(сфера деятельности) Педагогика (с греч. Детовождение) наука о воспитании, это наука о наиболее совершенных путях и методов воспитания. Объект педагогики -те явление действительности которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в учебных заведениях или в семье. Задачи Изучать возрастные аспекты обучения и воспитания.

Открытое столкновение точек зрения, спор между детьми необходимы для решения любой учебной задачи, что дискуссионность является одной из наиболее существенных характеристик учебного общения, в котором осуществляется учебная деятельность.

Главное — сам факт спора, его суть. Формой учебного взаимодействия и должна быть кооперация ученика с учителем. Действительно, единственное, что противоречит такому утверждению,— это предположение о том, что общение со сверстниками является не менее важным фактором психического развития ребенка, чем общение со взрослым.

Связь с другими науками.

Воспитание

Обучение Знания Умения Навыки.

Связь с другими науками Есть четыре формы связи

Л.В. Занков

Основные принципы

1 . Высокий уровень трудности.

На уроках

Многие исследователи , однако, считают, что эта сис-тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео-ретическое .

Формирование и развитее. Процесс развития человека, его условия и факторы. Наследственность и развитие. Развитие и воспитание. Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принципы Гуманизации и демократизации.

Формирование - процесс становления человека как социального существа, с взаимодействием всех факторов.

Развитие- Это процесс внутренне последовательного изменения физических сил человека, сущности и становления его личности.

Развитие человека , становление личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних природных и социальных управляемых и не управляемых факторов.

Виды воспитания классифицируются по характеру воспитательных целей. И путей их достижении.

Принципы












Гуманизация образования

Личность

Личность

Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.

Главная функция учителя - управление процессом обучения, воспитания результатом формирования которое отобразится в педагогическом процессе.

умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;

умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;

умение организовать успешное восприятие учебного материала;

умение обеспечить осмысливание изучаемого;

умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;

умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;

умение выполнять корректировку процесса усвоения.

постановка цели;

организация восприятия и осмысливания нового материала;

организация закрепления и применения знаний на практике;

текущий контроль и регулирование, получение обратной связи.

Цель-это результат.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством-

Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в начальной школе. - Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения. С этим связано учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего аира школьников и анализа их опыта, а также те условия на которых формировалась личность.

Педагогическое мастерство уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

Личностные и профессиональные качества учителя начальной школы в структуре педагогической деятельности.

Младший школьник как субъект учебной деятельности.

Младший школьник-это в первую очередь личность.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

Личностью не рождаются а становятся.

Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.

Личностные качества педагога

Основные подходы к решению проблемы возрастной периодизации.

Принцип природосообразности. Принцип Культуросообразности.

Периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Младенчество 1 год жизни

Преддошкольный 1-3 года

Дошкольный от 3-6

Дошкольный делится младший3-4 средний4-5 старший5-6

Младший школьный 6-10

Решение проблем зависит от физического и психологического развития и протекания воспитания.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип природосообразности. Как процесс поддержания и укрепления здоровья воспитанников направляет на самоспитание и самознание здорового образа жизни.

Принцип культуросообразности - это учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования.

Педагогические способности

учителя начальной школы.

Понятия о принципах и правилах ЦПП. Принцип научности. Принцип доступности и нарастающей трудности.

Педагогические способности учителя начальной школы .

Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая) педагогическое мастерство трудолюбие, дисциплина)

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством

Понятия о принципах и правилах ЦПП.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип научности.

Принцип доступности и нарастающей трудности.

Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова

Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип наглядности.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Да-выдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выражен-ное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситу-ацию .

Отрицание концентрического построения учебных программ. Непризнание универсальности использования конкретной на-глядности в начальной школе. Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имею-щих творческий характер. Особенностями урока в данной системе являются коллектив-ная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип наглядности. Является важнейшим не только в процессе обучения но и во всем целостном педагогическом процессе. Наглядность основана на закономерностях познания окружающей среды, действительности, развитие мышления.

Развивающая функция начального обучения содержание структурные компоненты виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы. Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип систематичности и последовательности .

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Понятие о принципах и правилах ЦПП.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип систе матичности и последовательности .

Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип связи теории с практикой и жизнью. Основные условия развивающего обучения в концепции Е.Н. Кабановой-Миллер

Понятие о принципах и правилах ЦПП.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип связи теории с практикой и жизнью.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил.

успешность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебного процесса, применяемых форм и методов обучения;

чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип связи теории с практикой и жизнью. Основные условия развивающего обучения в концепции Е.Н. Кабановой-Миллер

Под приемами учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер понимает систему действий, служащих для решения учебных задач. К приемам учебной работы Е. Н. Кабанова-Меллер относит сравнение, обобщение, раскрытие причинно-следственных связей, наблюдение, составление характеристик изучаемых явлений, разделение существенных и несущественных признаков понятий.

В качестве условий развивающего обучения в концепции Е.Н. Кабановой-Меллер выступают следующие:

Все звенья обучения (программы, учебники, методика, школьная практика) должны быть признаны идеей формирования у школьников системы приемов учебной работы разной степени обобщенности (внутрипредметные и межпредметные);

В каждом учебном предмете важно выделить основные приемы учебной работы и формировать их у учащихся;

Формирование знаний должно обеспечить взаимодействие мышления и чувственной стороны умственной деятельности учащихся;

Формирование приемов управления со стороны учащихся своей учебной деятельностью.

Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития. Специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой

Понятие о принципах и правилах ЦПП.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития. В процессе обучения достижение прочности знаний является результатом действия многих факторов, среди которых важнейшими являются реализация принципов обучения, педагогическое мастерство, желание ребенка учиться, его работоспособность, трудолюбие.

Специфика продуктивного мышления в соответствии с концепцией З.И. Калмыковой

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от привычного течения мысли, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации и т.д. Продуктивность мышления чаще всего обозначают как гибкость ума. Внешне выраженной особенностью продуктивного мышления, по мнению З.И. Калмыковой, является самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями.

Методика совместного творчества С.А. Смирнова. Образовательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

Методика совместного творчества С.А. Смирнова.

В этой концепции, отражающей методику совместного творчества, в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Методика опирается на следующие принципы организации учебной деятельности учащихся в школе.

В деятельности учителя, по мнению С.А. Смирнова, выделяются три направления работы. Результаты работы по этим трем самостоятельным направлениям соединяются, обогащая друг друга, наращивают новый потенциал и, качественно изменяя урок, предстают в виде единого образования с ярко выраженными творческой и социальной направленностями.

Образовательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Образовательная - связана с усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания - понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.

Воспитательная

Развивающая - установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. (со структурным усложнением эмо.,ителлект., мотив. сферы). Развив. ф-ия осущ. более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.

Образовательные : - сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями их строения и функциями - указать на связь строения с выполняемыми функциями.

Воспитательные:

Требования к учителю начальной школы. Воспитательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

Требования к учителю начальной школы.

Личностные и профессиональные качества- Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок.

Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность человечность, любовь, уважение, радость жизни.)

Профессиональные качества педагог а (теоретическая и методическая) педагогическое мастерство трудолюбие, дисциплина)

Учитель должен быт примером и обладать пед. мастерством

Воспитательная функция начального обучения содержание структурные компоненты, виды воспитательных задач и методы их реализации в учебном процессе.

Воспитательная - формирование ценностного отношения к материальному (с формированием отношений - мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ. и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-ии требует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями; - продолжить воспитание интереса к предмету в рамках изучаемой темы

Цели воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.

Понятие о принципах и правилах ЦПП. Принцип систематичности и последовательности. Концепции развивающего обучения. Дидактическая характеристика концепции Л.В. Занкова.

Понятие о принципах и правилах ЦПП.

Принципы - Они обуславливаются целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера.
2. Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.
5. Принцип доступности обучения.
6. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
7. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.
8. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.
9. Принцип сознательности и активности учащихся - педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
11. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.
12. Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.
13. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Принцип систематичности и последовательности . Направленный на закрепление ранее усвоенных ЗУМов. Личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование..

Концепции развивающего обучения. Дидактическая характеристика концепции Л.В. Занкова.

Воспитание это целеустремленный процесс формирования человека.

Обучение Это сложно организованный процесс направленный на развитее личности, организован на усвоении материала. Результат Знания Умения Навыки.

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го-дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе-му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

1 . Высокий уровень трудности.

2.Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по-строение учебных программ.

3 Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не-прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4.Осознание школьниками хода умственных действий.

5.Воспитание учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио-нальной сферы.

6 Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб-ном процессе.

7.Развитие каждого учащегося класса

На уроках организуются дискуссии по прочитанному и уви-денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со-здаются проблемные ситуации.

Многие исследователи , однако, считают, что эта сис-тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео-ретическое.

Пе дагогическое мастерство учителя начальной школы. Принцип научности. Принцип доступности и нарастающей трудности.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством

Педагогическое мастерство уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

Основы педагогического мастерства: Сформулировать пед. сознание в единстве концепции, Воспитание, Деятельность, Концепции.

Принцип научности . - требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала. их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок. Он прежде всего нужен при разработке учебных планов программ и учебников.

Принцип доступности и нарастающей трудности . Деятельность должна строго состоять из возможностей школьника, интеллектуальных физических нервно эмоциональных, предупреждение нагрузок отрицательно сказывающихся на здоровье.

Связь с другими науками. Принципы Гуманизации и демократизации.

Воспитание это целеустремленный процесс формирования человека.

Обучение Это сложно организованный процесс направленный на развитее личности, организован на усвоении материала. Результат Знания Умения Навыки.

Связь с другими науками . Связана со всеми науками занимающимся изучением человека. Философия, социология, психологией, медициной, анатомией… Есть четыре формы связи - использование педагогики основных идей, Использование методов исследования, использование данных других наук. Комплексные исследования.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Педагогическое мастерство учителя начальной школы.

Личность младшего школьника. Как объект и субъект педагогических воздействий.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством

Педагогическое мастерство уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

Основы педагогического мастерства: Сформулировать пед. сознание в единстве концепции, Воспитание, Деятельность, Концепции.

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

Личностью не рождаются а становятся.

Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре.

Предмет и задачи педагогики начального образования Предмет и задачи педагогики начального образования. Виды общения в обучении по Г.А. Цукерман. Педагогика как самостоятельная наука имеет свой объект изучения, объект это иследуеваемая